749 землетрясение в Галилее
Местная дата | 18 января 749 г. [1] [2] |
---|---|
Величина | 7.0 [3] |
Эпицентр | 32 ° 00' с.ш., 35 ° 30' в.д. / 32 ° с.ш., 35,5 ° в.д. [3] |
Вина | Трансформация Мертвого моря [4] |
Затронутые районы | Провинция Билад аль-Шам , Халифат Омейядов (современный Израиль , Сирия , Палестинские территории ( Западный Берег ), Иордания и Ливан ) |
Макс. интенсивность | ММИ XI ( Экстрим ) [3] |
Потери | неизвестно, возможно, превысило 100 000 |
Разрушительное землетрясение, известное в научной литературе как Землетрясение 749 года, произошло 18 января 749 года в районах Омейядского халифата с эпицентром в Галилее . Наиболее сильно пострадали районы к западу и востоку от реки Иордан. [1] [2] Города Тверия , Бейт-Шеан , Пелла , Гадара и Гиппос были в значительной степени разрушены, в то время как многие другие города по всему Леванту были серьезно повреждены. Потери исчислялись десятками тысяч.
Есть веские основания полагать, что между 747 и 749 годами произошло либо два, либо серия землетрясений, позже объединенных по разным причинам в одно, не в последнюю очередь из-за использования в разных источниках разных календарей. [5] Кажется вероятным, что второе землетрясение, сосредоточенное ближе к северу и причинившее огромный ущерб главным образом северному Израилю и Иордании, произошло не столько из-за своей катастрофической силы, сколько в результате ослабления зданий предыдущим, более южное землетрясение. [5]
Ущерб и жертвы
[ редактировать ]Согласно историческим источникам, подкрепленным археологическими находками, Скифополь ( Бейт-Шеан ), Тверия , Капернаум , Гиппос (Сусита), [6] Джераш и Пелла понесли обширный ущерб. Коптский священник из Александрии сообщил, что опорные балки в домах в Египте сместились, а сирийский священник написал, что деревня возле горы Фавор «передвинулась на четыре мили». Другие источники сообщили о цунами в Средиземном море , нескольких днях толчков в Дамаске и городах, поглощенных землей. [1] Город Умм-эль-Канатир и его древняя синагога были разрушены. [7]
Исторические источники описывают, что число погибших в Иерусалиме исчислялось тысячами. Многие здания, в том числе мечеть Аль-Акса , были серьезно повреждены. [1] Однако необходимы некоторые предостережения. Мнение о серьезности ущерба, вызванного землетрясением Боинга 749, оспаривается новыми исследованиями. Ранее утверждалось, что большие административные здания Омейядов к югу от мечети Аль-Акса были настолько сильно повреждены, что были заброшены и использовались в качестве каменных карьеров и источников извести, причем на этом месте были обнаружены печи для обжига извести, [8] Сообщается, что это неверно: здания эксплуатировались до землетрясения 1033 года . [9] Аналогичным образом, новая арабская столица Рамла демонстрирует лишь минимальные признаки ущерба. [9]
Агапий Иерапольский утверждал, что число жертв превысило 100 000 человек, тогда как в Хрониках 1234 года в крепости Бейт-Кубайя в Дамаске было 800 жертв. В городах Иудеи, Самарии и Галилеи серьезно пострадали в общей сложности около 600 деревень. Сообщалось о событии, похожем на цунами, в Мертвом море, и вероятное наводнение произошло в его южном бассейне. [10]
Религиозное значение
[ редактировать ]«Рааш швиит» упоминается в пиютиме ( еврейских литургических стихах). Некоторые раввины полагают, что землетрясение произошло в субботний год, и в этом случае этот термин будет переводиться как «землетрясение седьмого года».
Проблемы свиданий и первоисточники
[ редактировать ]Во всех местных и региональных каталогах землетрясений перечислено одно или несколько землетрясений, которые произошли на Ближнем Востоке в середине 8-го века, с зарегистрированными разрушениями в Египте, Ираке, Иордании, Палестине и Сирии . Первоисточники предлагают несколько лет сейсмических событий, но сейсмические каталоги 1980-х и 1990-х годов согласились приписать все описания землетрясению, произошедшему 18 января 749 года. Это сокращение было основано на двух еврейских текстах, касающихся землетрясения в этот день и поминальный пост. [5]
Другая точка зрения состоит в том, что первоисточники описывают как минимум два разных сейсмических события, разделенных периодом до трех лет и сотнями километров на расстоянии. Это основано на сравнении имеющихся первоисточников за этот период. [5]
Первое землетрясение могло ослабить ряд сооружений, а второе завершило процесс и стало непосредственной причиной их обрушения. [5]
Византийские источники
[ редактировать ]Историк Феофан Исповедник (9 век) является одним из основных источников по 8 веку. Он перечисляет два землетрясения, которые произошли в Палестине и Леванте в середине VIII века. Первое землетрясение датировано 18 января 6238 года по византийскому календарю (747 год по эпохе Anno Domini ). Феофан сообщает, что землетрясение затронуло Палестину по реке Иордан и всю Сирию. Сообщается, что в пустыне Святого города ( Иерусалима ) рухнули церкви и монастыри. [5]
Феофан сообщает, что второе землетрясение произошло в 6241 году (749/750 в системе Anno Domini). Он не называет точную дату этого события, но повествование о землетрясении следует сразу за записью Феофана о рождении Льва IV Хазара . Лев IV был сыном Константина V , и его рождение смело датируется 25 января 750 года. [5]
Это второе землетрясение разрушило некоторые города Сирии и повредило другие. Сообщается, что ряд городов скатился с горных позиций на «низменные равнины». Сообщается, что движущиеся города остановились на расстоянии примерно 6 миль (9,7 км) от своих исходных позиций. По свидетельствам очевидцев из Месопотамии , земля была расколота на расстоянии 2 миль (3,2 км). Из этой новой пропасти возникла почва другого типа, «очень белая и песчаная». В сообщениях также говорилось о похожем на мула животном, вылезшем из пропасти и говорящем человеческим голосом. [5]
Расстояния в рассказе Феофана увеличены. В противном случае это достоверная версия землетрясения, вызвавшего оползни , разрывы поверхности и закипание песка в полузасушливой зоне. Такие события будут более распространены во время сезона дождей. Единственный явно фантастический элемент повествования — говорящее животное. [5]
Считается, что Феофан использовал в качестве источника мелькитскую хронику, написанную ок. 780 г. в Палестине, а затем перевезен монахами, бежавшими от религиозных преследований в Палестине. Информация Феофана об Ираке и Северной Сирии, возможно, была основана на местных источниках, использующих эпоху Селевкидов , но отсчет которых начался с весны 311 г. до н.э., а не с осени 312 г. до н.э. Возникшая в результате ошибка транскрипции может объяснить, почему Феофан датирует свое второе землетрясение 750 годом, а не 749 годом. [5]
Никифор I Константинопольский (9 век) дает почти идентичное описание землетрясения 750 года. Землетрясение 747 года не описано в дошедшем до нас тексте Феофана, хотя это может быть связано с пробелом в соответствующем разделе рукописи . [5]
Землетрясение 747 года описано в «Большом хронографе» и «Малых хрониках», а события, связанные с землетрясением 750 года, изображены там в ряду «чудесных событий», последовавших за рождением Льва IV. [5] Сообщения об обоих землетрясениях появляются в других хрониках, например, написанных Павлом Диаконом (8 век), Анастасием Библиотекарием (9 век) и Георгием Кедреносом (12 век). [5]
Оба землетрясения отсутствуют в летописях Евтихия Александрийского (10 век), Михаила Гликаса (12 век) и Льва Грамматика (13 век). [5] Георгий Хамартолос (9 век) дословно повторил рассказ Феофана о землетрясении 749/750 года и прокомментировал только мула, похожего на оракула. [5] Джоаннес Зонарас (14 век) датирует землетрясение последовавшим за падением Германикеи (современный Кахраманмараш ) от рук Константина V. Это событие осады датируется Феофаном 745/746 годом. [5]
Мусульманские источники
[ редактировать ]Аль-Суюти сообщает о двух отдельных землетрясениях, которые нанесли ущерб Иерусалиму и Дамаску . Первое событие можно датировать 130 годом хиджры (747/748 Anno Domini), а второе – 141 годом хиджры (748/749). [5] Аль-Суюти использует в качестве первоисточника повествование историка Абдаллы аль-Катира (8–9 веков), переданное аль-Вадаи (14 век). [5]
В этом повествовании сообщается, что Дамаск пострадал от землетрясения в 130 году хиджры, из-за чего жители города покинули его. Птичий рынок Дамаска рухнул под обвалившимися камнями. В 131 году хиджры второе землетрясение раскололо крышу мечети. Изнутри мечети было видно открытое небо. Последовавшее землетрясение закрыло трещину в крыше мечети. [5]
Историк Сибт ибн аль-Джаузи (13 век) дает неуверенное и, возможно, запутанное описание этого землетрясения. Ибн Тагрибирди (15 век) сообщает, что в 130 году хиджры в Сирии произошло несколько сильных землетрясений. Сообщается, что Иерусалим был сильно поврежден, а Дамаск был заброшен на 40 дней. Население Дамаска бежало в пустынные районы. [5]
Мукадасси (10 век) сообщил, что землетрясение во времена халифата Аббасидов (750–1258 гг.) разрушило святилище, за исключением части, окружающей михраб . Его рассказ был связан с землетрясением 750 года. В 750 году Марван II из халифата Омейядов умер, и ему наследовала династия Аббасидов. [5] В Commemoratium de Casis Dei ( ок. 808 г. ), составленном агентами Карла Великого , упоминается, что церковь Марии Неа все еще находилась в руинах после ее разрушения в результате землетрясения. Это может быть землетрясение 750 года или последующее землетрясение ранней эпохи Аббасидов. [5]
Арабские сообщения об одном или двух землетрясениях появляются в двух сборниках традиционных рассказов XI века об иерусалимской семье Абд эль-Рахмана. Составителями были двоюродные братья аль-Васити и Ибн аль-Мураджа. По их словам, землетрясения повредили восточную и западную части комплекса Аль-Акса в Иерусалиме. Ремонт был заказан Аль-Мансуром (годы правления 754–775 гг.), когда он посетил Иерусалим в 141 году хиджры (757/758 Anno Domini). Мечеть Аль-Акса была отремонтирована 757, но затем повреждена новым землетрясением. Он был снова отремонтирован по приказу Аль-Махди (годы правления 775–785) после его визита в Иерусалим в 163 году хиджры. [5]
Одно из преданий, сохраненных Ибн аль-Мураджем, сообщает, что первое землетрясение произошло во время Рамадана 130 года хиджры (в мае), в холодную и дождливую ночь. В мечети появилась трещина, но якобы тут же закрылась по велению Неба . Мусульманская литература часто связывала повествования о землетрясениях со священным месяцем Рамадан, поэтому предложенная дата, возможно, была выбрана для того, чтобы история выглядела более достоверной. [5]
Еще одно традиционное сообщение из Иерусалима появилось в нескольких более поздних хрониках. ) произошел ущерб от землетрясения Он сообщил, что по всей Сирии ( Билад аш-Шам , но делает упор на разрушения в самом Иерусалиме. Сообщалось также о ранениях потомков Шадада ибн Ауса , одного из сподвижников Пророка . [5]
Восточно-христианские источники
[ редактировать ]Есть четыре основные сирийские хроники, в которых упоминается ущерб от землетрясений, хотя не все они описывают одни и те же события. Первой хроникой была « Хроника Зукнин» , ошибочно приписываемая Дионисию I Телмахаройо (9 век), но в настоящее время считается, что она была написана анонимным монахом 9 века из монастыря Зукнин . [5] Второй была летопись Илии Нисибиса (11 век), третьей — летопись Михаила Сирина (12 век), четвертой и последней — Летопись 1234 года (13 век). [5]
Есть некоторая путаница в датировке. Все хроники следуют календарю эпохи Селевкидов , но используют два разных исчисления эпохи (вавилонскую и македонскую версии). Все они охватывают второе землетрясение, описанное Феофаном. Единственным, кто приводит конкретную хронологию этого события, был Илия из Нисибиса, который сообщает, что землетрясение на самом деле началось в 1059 году эпохи Селевкидов и закончилось в 1060 году той же эры (весна 748 и весна 749). Он считал весну началом года. [5]
Летопись 1234 года относит землетрясение к 1060 году эры Селевкидов. [5] Михаил Сириец не предлагает четкой даты, хотя переводчик XIX века отметил в сноске, что это событие можно датировать 6241 годом Anno Mundi , 1060 годом эры Селевкидов и 749/750 годом Anno Domini. Сообщается, что датировка была сдвинута на год, поскольку хроника Майкла содержит множество хронологических ошибок. Неясно, был ли виноват в ошибках сам Михаил, или же они были внесены переписчиками летописи. [5] Хроники Зукнина датируют землетрясение 1059 годом эпохи Селевкидов. [5]
Ни одна из четырех летописей не датирует это событие 18 января. Эта дата почти совпадала с праздником Марии семян (благословение урожая), одним из главных праздников Марии, матери Иисуса в сирийской традиции. Его отмечали 15 января. В 749 году праздник приходился на воскресенье, поэтому его отмечали через день или два после фактической даты. [5]
В «Хрониках Зукнина» упоминается лишь один пострадавший от землетрясения населенный пункт — Мабуг (современный Манбидж ). В нем также туманно упоминается ущерб, нанесенный Западному региону. В Сирийской Православной Церкви западный регион относился к церковной провинции с центром в Антиохии , в отличие от восточного региона, который был церковной провинцией с центром в Тикрите . Строго географического определения церковных провинций не было. [5]
В трех других летописях перечислены многие населенные пункты Сирии, пострадавшие от землетрясения. В районе Палестины в этих летописях упоминается, что землетрясение повредило Тивериаду , гору Фавор и Иерихон . В отличие от арабских хроник, в них не упоминаются разрушения Иерусалима от землетрясения. [5] Илия упоминает, что деревня возле горы Фавор была перемещена в результате землетрясения, но не упоминает ни об ущербе, нанесенном этому району, ни о человеческих жертвах. Он также упоминает о повреждениях церкви Мабуг (Манбидж), которая находилась примерно в 500 км (310 миль) от горы Фавор. [5]
Михаил Сирин и Летопись 1234 года описывают ущерб от землетрясения в Северной Сирии и Моаве . Среди других пострадавших населенных пунктов они перечисляют Гауту, Дарейю ( Дарайю ), Босру , Наву, Дерат, Баальбек , Дамаск и Бейт-Кубай. Бейт-Кубай отождествляли с Кубайятом (или Аль-Кубайятом ), который располагался у подножия Джебель-Аккара, примерно в 45 км (28 миль) к юго-западу от Хомса и в 25 км (16 миль) к югу от Крак-де-Шевалье . [5] В их рассказах не упоминается о повреждениях прибрежных городов Средиземного моря землетрясением , хотя упоминаются штормы на море и затопление йеменской прибрежной крепости. Упоминаются разрушения в Тверии и «боковое смещение источников» возле Иерихона. [5]
Судя по их описаниям, вполне вероятно, что в Мертвом море произошла локализованная штормовая волна, похожая на цунами . Это было вызвано либо близлежащим разломом , массивным местным оползнем, либо временной остановкой течения реки Иордан. Изменение течения реки Иордан могло вызвать волну, прорывающую плотину при впадении реки в Мертвое море. [5]
Помимо этих хроник, Агапий Мендиджский (X век) упоминал как вызванные землетрясением наводнения и наводнения вдоль сирийского побережья, так и разрушения в Тверии. Он датирует это событие январём, но не называет год этого землетрясения. Он датирует это событие тем, что оно последовало за вторжением Константина V в Сирию и завоеванием Германикеи (современный Кахраманмараш ) и предшествовало Абу Муслима лидерству в революции Аббасидов (в мае 747 года или Рамадане ) 129 года хиджры . Датировка указывает на то, что Агапий описывал самое раннее из двух землетрясений Феофана. [5]
Северус ибн аль-Мукаффа (10 век) сообщает о разрушениях от землетрясения на побережье Средиземного моря. Землетрясение сильно ощущалось в Египте, но, как сообщается, единственным египетским городом, который пострадал, была Дамиетта . Он также сообщает о разрушении 600 городов и деревень между сектором Газа и самой дальней оконечностью Персии ( Ираном ). Он не называет ни одного пострадавшего населенного пункта. Он утверждает, что землетрясение не нанесло ущерба ни одному православному храму или монастырю. Северус также сообщает, что многие корабли погибли в море из-за землетрясения. [5]
Северус называет дату землетрясения 21 Туба (17 января), в день Успения Богородицы . По традиции Коптской Православной Церкви Александрии Успение праздновалось с 16 по 18 января, в отличие от традиции Византийской церкви, которая праздновала Успение 15 августа. [5]
Северус не называет точный год землетрясения, но в его повествовании землетрясение связано с заключением и освобождением Папы Александрийского Михаила I и вторжением нубийцев в Египет. Эти события были датированы Севером 130 годом хиджры (747/748 в Anno Domini ). Дата может быть смещена на год, поскольку его описание событий до и после землетрясения содержит хронологические ошибки. [5]
Джордж Эльмасин (13 век) и « Восточный хроникон», приписываемый Ибн ар-Рахибу (13 век), сообщают о широкомасштабном разрушении городов в результате землетрясения и гибели людей либо в руинах, либо из-за наводнений на побережье. Но они не упоминают конкретные населенные пункты. Они датируют это событие 120 годом хиджры или 460 годом эры Диоклетиана . Даты несовместимы, поскольку год Хиджры соответствует 737/738 году Anno Domini, а год Диоклетиана соответствует 744/745 году Anno Domini. Оба они связывают даты землетрясения с годом вознесения Папы Михаила I. [5] Они называют год восхождения Михаила на престол 737 Anno Domini, тогда как другие источники датируют его 743 Anno Domini. Оба текста содержат и другие ошибки в хронологии Александрийских Патриархов. [5]
В летописи Мхитара Айриванка (13 век) упоминается землетрясение, произошедшее в 751 году Anno Domini, во время правления Константина V. Он не связывает это землетрясение с 18 января, датой, когда армяне Святой Земли празднуют Рождество . [5]
Самаритянские источники
[ редактировать ]Сообщения о землетрясении имеются в двух источниках из общины самаритян , расположенной недалеко от Наблуса . Они не упоминают о каком-либо ущербе от землетрясения в Иерусалиме, который находился примерно в 50 км (31 миле) от Наблуса. [5] Самаритяне отвергают святость Иерусалима, и их святым местом является гора Гаризим , расположенная недалеко от Наблуса. Отсутствие информации об Иерусалиме в самаритянских источниках может отражать отсутствие интереса общины к городу или даже презрение к нему. [5]
Рассказ о землетрясении появляется в «Хрониках Адлера», представляющих собой сборник старых отчетов. Повествование о землетрясении также появляется в некоторых расширенных версиях хроники Абу'л-Фатха (14 век). Первоначальная версия хроники закончилась с приходом к власти Мухаммеда , но затем была расширена, чтобы обновить ее. [5]
Абу'л-Фатх написал свою хронику в 1355 году после обсуждения с первосвященником отсутствия текстов по истории самаритян. В качестве источников он использовал исчезнувшие ныне самаритянские тексты, а также исторические материалы, собранные им в Дамаске и городе Газа . [5]
Его хроника сообщает о сильном землетрясении во время правления Марвана II (годы правления 744–750 гг.), которое предположительно ощущалось повсюду. Дома рухнули и похоронили своих жителей в руинах. В результате землетрясения погибло множество людей. Сообщается, что оно было беспрецедентным по масштабу. Земля продолжала трястись в течение многих дней, и выжившие после землетрясения оставались на открытом воздухе, пока толчки не прекратились. [5]
Абу'л-Фатх датировал это землетрясение 131 годом хиджры (748/749 в Anno Domini). Однако в хронике содержится хронологическая ошибка, заключающаяся в том, что восстание Абу Муслима отнесено к событию сразу после землетрясения. Из других источников известно, что восстание началось в Рамадан 747 года. [5]
Еврейские источники
[ редактировать ]Отчет о землетрясении появился в «Седьмом землетрясении», пиюте (литургической поэме), используемом в синагогах . Подобные литургические стихи использовались вместо постоянных молитв в особых религиозных случаях. Литературная форма пиют была широко распространена в Палестине со времен Талмуда . Литературная структура и стиль пиюта не сильно изменились на протяжении веков. Дату создания «Седьмого землетрясения» невозможно определить ни по его литературной форме, ни по языку. [5]
Второй еврейский рассказ о землетрясении появляется в молитвеннике, составленном в 10 или 11 веке. Он был найден в Каирской Генизе . [5]
Поэма пиют, о которой идет речь, представляет собой оплакивание землетрясения, которое вызвало масштабные разрушения и многочисленные жертвы в Тверии . Здесь говорится о «страхе» и «темном хаосе» в Тверии. В стихотворении также сообщается, что равнина Шарон была затоплена из-за того же землетрясения. [5]
В современной истории равнина Шарон — это название, используемое исключительно для центральной части израильской прибрежной равнины . О более древнем географическом смысле сообщает Евсевий (4 век), который использовал этот термин для обозначения части долины реки Иордан и долины Израиля. Этот участок охватывал территорию между горой Фавор и Тверией. [5]
В повествовательном стихотворении сообщается, что «город» постигла катастрофа, в которой погибли и старые, и молодые. Из контекста неясно, говорится ли в стихотворении о Тверии или вместо этого сообщается о разрушениях от землетрясения в Иерусалиме. Языком стихотворение напоминает отрывок из Книги Аввакума . В этом разделе древней книги землетрясение описывается как «гнев», который в негодовании марширует по земле. [5]
В стихотворении неоднократно упоминается поминальный пост о землетрясении. Пост приурочен к 23-му дню месяца Шват . Неясно, относится ли «седьмое» в названии к седьмому толчку единичного землетрясения или к седьмому землетрясению в более широкой серии событий. Иф может отражать традиционное повествование, других сохранившихся текстов не сохранилось. [5]
Стихотворение ориентировочно датировано периодом его написания между 10 и 12 веками. В этот период Тверия пострадала от двух других землетрясений: одно произошло в 1033/1034 году, а другое - в 1202 году. К концу 11 века еврейское население Тверии было очень небольшим. Считается, что ущерб, нанесенный городу в то время, вряд ли стал причиной проведения общенационального дня поста. Было высказано предположение, что в стихотворении изображено землетрясение 1033/1034 года. Однако о посте якобы вскользь упомянул поэт Пинней, считавшийся «античным» писателем, в тексте, датируемом X веком. Это привело к появлению теории о том, что землетрясение в поэме произошло между 7 и 9 веками, после мусульманского завоевания Леванта . [5]
Из-за предположения, что повествовательное стихотворение намекает на субботний год (седьмой год), землетрясение должно было произойти в субботний год. Единственные известные землетрясения, соответствующие этой теории, — это землетрясения 712/713 и 747/748 годов. О более раннем из двух землетрясений сохранилось мало подробностей, что побудило теоретиков отвергнуть его как неважное. Теория предполагала, что землетрясение из стихотворения произошло 23 швата (28 января) 748 года нашей эры. Кажется, это идентично землетрясению, датированному 130 годом Хиджры (747/748 Anno Domini) в других источниках. [5]
Источник Каирского хранилища сообщает, что землетрясение затронуло Землю Израиля , многие города превратились в руины. Сообщается, что среди мертвых людей в руинах были мудрецы, благочестивые и праведные. Источник в Каире конкретно утверждает, что Иерусалим пострадал от этого землетрясения. [5]
Считается, что еврейский текст включает буквенно-цифровой код в стиле гематрии . Ранняя попытка расшифровать его привела к предполагаемой дате землетрясения, предложенной в тексте. Предположительно, это произошло в 679-м году после осады Иерусалима (70 Anno Domini) и разрушения Второго Храма . Это соответствует 749 году Anno Domini, а 23-й Шват приходится на 17 января. Это можно отождествить с первым из двух землетрясений, упомянутых Феофаном. Однако 749 год не был годом творческого отпуска. [5]
Монета в отличном состоянии, датированная 131 годом хиджры (748/749 Anno Domini), была найдена под сейсмическими руинами в Бейт-Шеане . Эта археологическая находка была использована для оценки того, что примерно в том же году произошло землетрясение. Последний клад монет, найденный в Капернауме, датируется 744 годом и был найден под обломками. Дальнейшая поддержка идеи землетрясения. Однако в качестве альтернативы города могли быть повреждены по приказу Марвана II, который, как полагают, разрушил укрепления в Иерусалиме, Дамаске и Баальбеке в ходе карательной кампании. Эти города поддерживали его врагов. Снос укреплений мог ослабить близлежащие постройки. [5]
Неясно, действительно ли пиют имел в виду конкретное историческое землетрясение. Есть и другие литургические стихотворения, в которых землетрясения используются как часть аллегорических повествований . На самом деле стихотворение могло быть написано до VII века и говорить о другом землетрясении. [5] Расшифровка гематрии также сомнительна, поскольку на самом деле существует несколько разных кодов преобразования. Цифра в 679 лет отражает только первоначально использованный метод и может быть изменена при использовании другого метода преобразования. [5]
См. также
[ редактировать ]- Список землетрясений в Леванте
- Список исторических землетрясений
- Землетрясение в Иорданской Рифт-Валли 1033 г. - землетрясение аналогичного размера, произошедшее в том же регионе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Баркат, Амирам (8 августа 2003 г.). «Большой приближается» . Гаарец . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Сигел-Ицкович, Джуди (14 октября 2007 г.). «Землетрясение 749 года н.э. на Голанских высотах показывает, что еще одно назрело» . «Джерузалем Пост» . Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Национальный центр геофизических данных / Мировая служба данных (NGDC/WDS) (1972), База данных о значительных землетрясениях , Национальный центр геофизических данных , NOAA , doi : 10.7289/V5TD9V7K
- ^ Марко, С.; Харталь, М.; Хазан, Н.; Лев, Л.; Штейн, М. (2003). «Археология, история и геология землетрясения 749 года нашей эры, трансформация Мертвого моря» (PDF) . Геология . 31 (8): 665–668. Бибкод : 2003Geo....31..665M . дои : 10.1130/G19516.1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с Карч, 2004, стр. 778-787.
- ^ Сигал, Артур; Айзенберг, Майкл (май – июнь 2006 г.). «Лопата бьет Суситу». Обзор библейской археологии . 32 (3): 41–51, 78.
- ^ Розенберг, Стивен Габриэль (19 февраля 2009 г.). «Синагога Умм эль-Канатир» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 г. Проверено 11 мая 2011 г.
- ^ Рая Шани; Дорон Чен (2011). «О датировке Омейядов двойных ворот в Иерусалиме» (PDF) . Мукарнас: Ежегодник визуальной культуры исламского мира . XVIII . Лейден: Э. Дж. Брилл: 3. ISBN. 9789004122345 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2015 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гидеон Авни (2014). Византийско-исламский переход в Палестине: археологический подход . Оксфордские исследования в Византии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 325. ИСБН 978-0-19-968433-5 . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Сбейнати, Мохамед Реда; Даравче, Риад; Мути, Михаил (2005). «Исторические землетрясения Сирии: анализ сильных и умеренных землетрясений с 1365 г. до н.э. по 1900 г. н.э.» (PDF) . Анналы геофизики . 48 (3): 374–375.
Библиография
[ редактировать ]- Карц, Яаков (2004), «Значение некоторых ранних еврейских источников для оценки опасности землетрясений на Святой Земле» , Annals of Geophysicals , 47 : 759–792, CiteSeerX 10.1.1.393.3596 , получено 2 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маргалиот Мордехай, «Определение времени седьмого землетрясения», Израильское исследовательское общество, 8, 1940/1941. (на иврите)
- Маргалиот Мордехай, «Новый рекорд голодающего землетрясения», Тарбитц 29, 1959/1960, стр. 339–344. (на иврите)
- Цафрир Ю. Ферстер К., «О датировке седьмого землетрясения», Tarbitz 58, 1988/1989, стр. 357–362. (на иврите)
- Седьмое землетрясение – Гибель города