Джирджис аль-Макин ибн аль-Амид
Джирджис аль-Макин ( араб . جرجس المكين ; 1206 – после 1280, возможно, 1293), известный по своей нисбе Ибн аль-Амида ( араб . ابن العميد ), был коптским христианским историком, писавшим на арабском языке . Его имя иногда переводят на английский язык как Джордж Эльмацин ( лат . Georgius Elmacinus ).
Жизнь
[ редактировать ]Некоторые подробности о его предках и некоторые биографические элементы содержатся в его собственной истории. Он также упоминается в биографическом словаре Ибн аль-Сукаи (ум. 1325) и в полемическом трактате Ибн аль-Васити (ум. 1312). Он родился в Каире в Айюбидском Египте 18 февраля 1206 года. Его полное имя на арабском языке было Киргис ( Джордж ) ибн аль-Амид Аби ль-Ясир ибн Аби ль-Макарим ибн Аби ль-Тайиб аль-Макин («Могущественный»). "). [ 1 ] Его прадед был купцом из Тикрита в Ираке, который поселился в Египте. [ 2 ]
Он был коптским христианином и занимал высокий военный пост ( диван аль-гайш ) в Дамаске. Такая позиция сопряжена с риском. Его дважды заключали в тюрьму, возможно, из-за причастности к беспорядкам в Сирии во время монгольского вторжения ; в одном случае более десяти лет. [ 3 ] Находясь в тюрьме, он начал писать свою летопись. [ 4 ]
Он умер в Дамаске: дата, указанная его биографом Ибн ас-Сукаи, — 1273 год, но, скорее всего, это ошибка в отношении 1293 года (соответственно 672 и 692 года по календарю Хиджры : в арабских рукописях часто путают 7 и 9). [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Он является автором мировой хроники в двух частях. Она традиционно известна как аль-Маджму аль-Мубарак ( «Благословенное собрание »), но на самом деле ее настоящее название — просто Китаб ат-Тахрик ( «Книга истории/хронологии »). Первая часть простирается от Адама до 11-го года правления Ираклия и состоит из серии из 166 пронумерованных биографий, в некоторых рукописях заканчивающихся списком Патриархов Александрийской церкви . Вторая половина посвящена исламской истории, со времен Мухаммеда до воцарения мамлюкского султана Бейбарса в 1260 году. Эта вторая половина в основном заимствована от ат-Табари , как сообщает автор, через Ибн Василя .
«Китаб ат-Тахрик» представляет собой, по сути, ученую компиляцию более ранних источников: в первую очередь Библии , мировой хронологии Ибн ар-Рахиба , а также работ мелькитских авторов Ибн Битрика ( Евтихия Александрийского ) и Агапия (ал-Манбиуи). ), Иосиппон , герметические источники и загадочный Рузбихан, которому приписывают историю доисламская Персия. Книга оказалась влиятельной среди разных читателей: восточных христиан, мусульманских историков и арабистов раннего Нового времени. Оно сохранилось более чем в 40 рукописях в разных редакциях. В частности, его использовали мамлюкские историки XIV-XV веков Ибн Халдун , аль-Калкашанди и аль-Макризи . [ 6 ]
Вторая половина « Китаб ат-Тахрих» была опубликована на арабском языке с латинским переводом в Лейдене в 1625 году. Это был факт Томаса Эрпениуса , хотя он был завершен и опубликован посмертно его учеником Голиусом . « Historia Saracenica» , как ее назвал Эрпениус , стала прорывом в европейских знаниях по исламской истории и вскоре была переведена на французский язык Пьером Ваттье как «L'Histoire mahometane» ( Париж , 1657). [ 7 ] Сокращенный английский перевод был также сделан с латыни Сэмюэлем Перчасом еще в 1626 году. Издание и перевод Эрпениуса были одними из первых, когда-либо сделанных на арабском языке в Европе раннего Нового времени, и, соответственно, страдали от недостатка лексики. Он был лишь частично исправлен в новом египетском издании Али Бакра Хасана (Каир, 2010 г., к сожалению, в тех же двух рукописях, которые использовал Эрпениус ). [ 8 ]
Работа до сих пор частично не отредактирована. В 2023 году Мартино Диес опубликовал критическое издание с английским переводом первой четверти, от Адама до конца Ахеменидов, за которым, как ожидается, последует второй том от Александра Великого до Ираклия. Последнюю часть, от рождения автора и до конца произведения, редактировал Клод Каэн. [ 9 ] и переведен на французский Анн-Мари Эдде и Франсуазой Мишо. [ 10 ]
Также существует эфиопский перевод всего произведения. Из рукописи Британской библиотеки, Oriental 814, Э. Уоллис Бадж перевел главу об Александре Великом, которая содержит дословные выдержки из старого арабского герметического труда аль-Истимахис . [ 11 ]
Муффадаль ибн Аби ль-Фадаил , который, возможно, был внучатым племянником автора, написал продолжение хроники, посвященной смерти ан-Насира Мухаммеда ибн Калавуна в 1341 году. Это приложение в основном охватывает светскую историю, с лишь ограниченными ссылками на события в Коптская община. Продолжение, по-видимому, было написано для личного пользования и редактировалось и переводилось на европейские языки: с начала до 1317 года Эдгаром Блоше - на французском языке; с 1317 г. и до конца Самира Кортантамер на немецком языке. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Граф, История, том. 2, с. 348; Витаковский п. 293, н. 53
- ^ Seleznyov, Nikolai N., "Koptskij istorik" - potomok vyhodtsa iz Tikrita: al-Makin ibn al-ʿAmid i ego "Istorija", in: Tochki/Punkta 1-2/10 (2011), pp. 45-53.
- ^ Гавдат Габра, Исторический словарь Коптской церкви , Scarecrow Press (2008), ISBN 978-0-8108-6097-1 . п. 22.
- ^ Мартино Диес, аль-Макин Гириис Ибн аль-Амид, Всеобщая история. Редакция Вульгаты, Часть 1 - Раздел 1: От Адама до конца Ахеменидов (главы 1–91) , Brill: Leiden 2023, стр. 23.
- ^ Диез 2023, стр. 23-26, на основе Авада, «аль-Макин Гируис ибн аль-Амид ва-тарихуху», стр. 23–24.
- ^ Диез 2023, стр. 143-151.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Элмацин, Джордж ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 296. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Тахрих аль-Макин: Тахрих аль-Муслимин мин Сахиб Шариат аль-Ислам Аби л-Касим Мухаммад Хатта л-давла аль-атабакийя , изд. Али Бакр Хасан, Аль-Кахира: Дар аль-Авасим, 2010.
- ^ «Клод Каэн, «Хроника Айюбидов» аль-Макина бен аль-Амида», Бюллетень востоковедения , 15 (1955–1957), стр. 109–184.
- ^ Эдде, Анн-Мари и Франсуаза Мишо (пер.), Аль-Макин ибн аль-Амид, Хроники Айюбидов (602–658/1205-6-1259-60) . Париж: Академия надписей и изящной словесности, 1994.
- ^ Граф, GCAL том. 2, с. 351.
- ^ Диез 2023, стр. 28-29.
Библиография
[ редактировать ]Редакции и переводы
[ редактировать ]- Мартино Диес, аль-Макин Ируис Ибн аль-Амид: Всеобщая история: Редакция Вульгаты. От Адама до конца Ахеменидов , Лейден: Brill.com (2024), ISBN 978-90-04-54998-2 . Критическое издание с английским переводом и введением.
- Томас Эрпениус, Historia Saracenica […], Arabè, когда-то написанная Георгием Эльмацином fil. Абулджасери Эламиди ф. Абулмакареми ф. Abultibi, et Latinè reddit operâ et studie Thomas Erpenii [...], Lugduni Batavorum [Лейден]: ex Typographia Erpeniana Linguarum Orientalium, 1625.
- Сарацинская история ... Написана на арабике Джорджем Эльмакиным ... И переведена на латынь Томасом Эрпениусом ... Английская, сокращенная и продолженная до конца «Чалифа» Сэмюэлем Перчасом ... : стр. [1009]-1047, в т.ч. Особый тп -- 4-я часть " Пврчаса его паломничества..." , 4-е изд. (?) Лондон (1626).
- Али Бакр Хасан, Тахрид аль-Макин: Тахрин аль-Муслимин мин Сахиб Шариат аль-Ислам Аби ль-Касим Мухаммад Хатта л-давла аль-атабакийя , аль-Кахира: Дар аль-Авасим, 2010.
- Клод Каэн, «Хроника Айюбидов аль-Макина б. аль-Амида», Бюллетень востоковедения , 15 (1955–1957), стр. 109–184, JSTOR 41603260 .
- Аль-Макин ибн Аль-Амид, Хроники Айюбидов (602–658 / 1205/6–1259/60) , Тр. Анн-Мари Эдде и Франсуаза Мишо, Париж: Академия надписей и изящной словесности, 1994, ISBN 2-87754-001-4 . 148 стр. -- Французский перевод части с 1205 по 1259 год.
Исследования
[ редактировать ]- Георг Граф , История христианской арабской литературы , том 2. Перечисляет рукописи произведения.
- М. Че. Хоутсма, Э. ван Донзель, Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 , стр. 173ф. В книгах Google
- Авад, Вади Абуллиф, «аль-Макин Гируис ибн аль-Амид ва-тарихуху. аль-Узуз аль-авваль: аль-машадир ва-л-мараи', ва-л-сира», в: Вади Авад (ред.), Материалы седьмой встречи Друзей арабо-христианского наследия , Каир: Францисканский Центр христианского востоковедения, 1999, стр. 5–24.
- Витольд Витаковский, Эфиопская универсальная хронография в Мартине Вальраффе, Юлии Африканском и Христианских мировых хрониках , deGruyter (2006), стр. 285–301.
- Гавдат Габра, Исторический словарь Коптской церкви , Scarecrow Press (2008), ISBN 978-0-8108-6097-1 . стр. 22–23.
- Самуэль Моавад, «аль-Макин Джирджис ибн аль-Амид (старший)», «Христианско-мусульманские отношения » , том. 4 (2012), стр. 566–571.