Щеломо
«Схеломо: Эбраическая рапсодия» для виолончели с оркестром — последнее произведение композитора Эрнеста Блоха еврейского цикла . [ 1 ] «Шеломо» (еврейская форма слова «Соломон»), написанная в 1915–1916 годах. [ 2 ] Премьера состоялась 3 мая 1917 года, его сыграл виолончелист Ганс Киндлер . [ 3 ] , дирижировал Артур Боданский Концерт, который состоялся в Карнеги-холле . [ 4 ] Блоха В этот концерт вошли и другие произведения из «Еврейского цикла» , в том числе премьера произведения Блоха « Израильская симфония» , которой дирижировал сам Блох. Три еврейских тональных стихотворения» , но премьера состоялась двумя месяцами ранее в Бостоне. На концерте также присутствовали « [ 5 ]
Еврейский цикл
[ редактировать ]« Цикл» относится к серии композиций Блоха, в которых он пытался найти свою музыкальную идентичность. Это был способ Блоха выразить свою личную концепцию и интерпретацию того, какой, по его мнению, должна быть еврейская музыка, поскольку на момент написания этих вдохновленных Библией произведений еврейское национальное государство в самом строгом смысле еще не было сформировано. [ 6 ] В число этих работ входят: Три еврейских тональных стихотворения (1913); Прелюдия и Псалмы 114 и 137 для сопрано с оркестром (1912–1914); Псалом 22 для баритона с оркестром (1914); Израиль: Симфония голосов (1912–1916); и Скеломо: Эбраическая рапсодия для виолончели с оркестром (1916). [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]«Шеломо» была последней работой, завершенной Блохом перед приездом в Америку в 1916 году. [ 8 ] Первоначально задуманное как вокальное произведение, предполагало текст из Книги Экклезиаста . [ 2 ] композитор столкнулся с проблемой, решая, какой язык использовать. [ 8 ] Случайная встреча произошла между Блохом и виолончелистом Александром Баржанским , который поразил Блоха своим мастерством владения инструментом, обладавшим тем задумчивым вокальным качеством, которое он предполагал для Щеломо . [ 8 ] Слово Шеломо , являющееся еврейской формой Соломона , использует виолончель для обозначения голоса царя Соломона. [ 9 ] Хотя Блох действительно искал вдохновение для этой композиции в Библии , вместо этого это была восковая статуэтка царя Соломона, созданная Катериной Барьянской, женой друга Блоха, виолончелиста Александра Барьянского, которому произведение было посвящено. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Блох рассказывает о работе 1932 года, которую он описывает как «психоанализ» своего бессознательного творческого процесса, заявляя, что виолончель соло в «Шеломе» является воплощением царя Соломона и что оркестр представляет мир вокруг него, а также его переживания в жизнь. Кроме того, он также утверждает, что иногда оркестр отражает мысли Соломона, а соло виолончели выражает его слова. [ 10 ]
Schelomo разделен на три раздела, каждый из которых разделен за счет использования различных текстур и тем в циклической форме. Щеломо партитура для трех флейт, двух гобоев, английского рожка, двух кларнетов Bb, бас-кларнета, двух фаготов, контрафагота, четырех валторн F, трех труб до мажор, трех тромбонов, тубы, литавр, бубна, малого барабана, баса. -барабан, тарелки, там-там, челеста, две арфы, скрипки (не менее двенадцати исполнителей), альты (не менее десяти), виолончели (не менее шести), контрабасы (не менее четырех). [ 11 ]
Первый раздел
[ редактировать ]В первом разделе текстура оркестра прозрачна. И оркестр, и солист-виолончелист вводят и развивают основной тематический материал, слышимый на протяжении всего произведения. В этом разделе представлено шесть основных тематических идей. [ 11 ] Произведение начинается с плача по соло виолончели как голосу царя Соломона , вдохновленному текстом: «Ничто не стоит той боли, которую оно причиняет». «Все это суета». [ 12 ] Следующая тема, превращающая свободный, каденциальный плач в ритмичный танцевальный мотив , впервые представлена соло виолончели. [ 13 ] Этот мотив будет присутствовать на протяжении всего произведения, как в соло виолончели, так и в оркестре, подчеркивая взаимодействие повествовательных ролей. [ 14 ] После завершения этих двух тем вступления каденция впервые появляется в партии виолончели соло. Каденция используется для прерывания пьесы трижды, символизируя отказ Соломона от тщеславия мира. [ 12 ] Блох описывает этот раздел как жены и наложницы Соломона, пытающиеся оторвать его от мыслей. [ 13 ] На репетиции №2 соло виолончели начинает вариации на танцевальную тему. Этот раздел величественно достигает кульминации после серии восточных мотивов и, наконец, заканчивается еще одним утверждением каденции, изображением отвращения Соломона, прежде чем начнется следующий раздел. [ 12 ]
Второй раздел
[ редактировать ]Во втором разделе шофара впервые в произведении представлена тема и текстура , которую играет челеста. Затем тема передается фаготу. [ 15 ] Как только появляется эта новая тема, соло виолончели немедленно возвращается к мотиву каденции. Эта версия каденции подчеркивает конфликт между солистом и оркестром. В качестве контрапункта к новой теме соло виолончели борется с направлением, в котором движется оркестр. Агрессивная игра оркестра вынуждает присоединиться соло виолончели, заявляя тему в еще более быстром темпе. [ 12 ] Этот раздел продолжает развиваться и ускоряться, пока не наступит самая большая кульминация произведения. Это тот момент, когда Соломон заявляет: «Суета сует, все суета! Ничего!» [ 13 ] Гул оркестра стихает и угасает вдали. [ 13 ]
Заключительный раздел
[ редактировать ]Последний раздел « Схеломо» помечен как andante moderato и не вводит никакого нового тематического материала. [ 13 ] вместо этого текстуры меняются, а основные темы из предыдущего раздела значительно развиваются до конца. [ 16 ] Несмотря на то, что тема соло виолончели хорошо оркестрована, она остается незатронутой окружающими влияниями, что отличает ее от предыдущих заявлений, сделанных ранее в работе. Кроме того, введение мажорных секунд в основную тему, которая раньше была высокохроматической, снимает напряжение. [ 14 ] Заключительные такты пьесы повторяют тему каденции как обескураженный эпилог. [ 17 ] Эта последняя попытка каденциального мотива иллюстрирует окончательное погружение Соломона в молчание. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]В 1921 году итальянский критик Гвидо Гатти писал о Шеломо , что Блох «достиг совершенства своей музыки... Виолончель с ее широкой фразировкой, то мелодичная и с моментами превосходного лиризма, то декламационная и с ярко выраженными драматическими светами и оттенками». , поддается перевоплощению Соломона и всей его славы... Оркестр трепещет всеми цветами радуги; от энергичной и прозрачной оркестровки исходят волны звука, которые словно взлетают вверх громадными вихрями и падают обратно ливнем; мириад радужных капель». [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мориц 2008 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Шиллер 2003 , с. 22.
- ^ « Шеломо, еврейская рапсодия для виолончели с оркестром » . Ричард Фрид , Центр исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди , по состоянию на 10 октября 2013 г.
- ^ Симмонс 2004 , с. 58.
- ^ Симмонс 2004 , с. 57.
- ^ Кушнер 1988 , стр. 7–8.
- ^ Кушнер 1988 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Симмонс 2004 , с. 56.
- ^ Александр Кнапп, «Еврейство Блоха: подсознание или сознание?», Королевская музыкальная ассоциация, Vol. 97, (1970–1971): 108
- ^ Мориц 2008 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Карадут 2007 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Мориц 2008 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д и Мориц 2008 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Мориц 2008 , с. 141.
- ^ Карадут 2007 , с. 56.
- ^ Карадут 2007 , с. 85.
- ^ Мориц 2008 , с. 150.
- ^ Гвидо М. Гатти, «Эрнест Блох» , The Musical Quarterly , Vol. 7, № 1 (январь 1921 г.): 31.
Источники
[ редактировать ]- Карадут, Асу (2007). Повествования в музыке: Шеломо-еврейская рапсодия для виолончели с оркестром ( ДМА ). Университет штата Луизиана.
- Кушнер, Дэвид З. (1988). Эрнест Блох: Путеводитель по исследованиям . Нью-Йорк: Гарленд.
- Мориц, Клара (2008). Еврейские идентичности: национализм, расизм и утопизм в музыке двадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Шиллер, Дэвид Майкл (2003). Блох, Шёнберг и Бернштейн: ассимилируя еврейскую музыку . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Симмонс, Уолтер (2004). Голоса в пустыне: шесть американских композиторов-неоромантиков . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись на YouTube , Мстислав Ростропович исполняет Щеломо , Э.Блох – Щеломо – Ростропович – Бернштейн