хидуш
В раввинистической литературе хиддуш ( иврит : חידוש ; множественное число хиддушим , иврит : חידושים ) [ примечание 1 ] относится к новой интерпретации или подходу к ранее существовавшим идеям или произведениям. [ 1 ] [ 2 ] Этот термин часто описывает форму инноваций, которая осуществляется внутри системы Галахи , в отличие от шинуй , инновации вне традиции. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]«Хиддуш» происходит от еврейского корня ח-ד-שׁ , что означает «новый» . Использование этого слова в этом контексте произошло из языка талмудического анализа и аргументации в Гемаре . [ 8 ] Оно перешло в идиш , где иногда используется неофициально.
В раввинской литературе
[ редактировать ]Нахманид утверждает [ 9 ] что это «обязанность, наложенная на нас, исследовать предметы Торы и заповедей и выявлять их скрытое содержание». [ 10 ]
Каковы «полномочия» Хиддушим? Мааяна Шель Тора [ 11 ] спрашивает о «ВаЯйЛех Моше» (31:1) – куда он делся? и отвечает, что вошел во всех: НичНас Моше Рабейну ЛеТох ТоЧо Шел Коль Адам МиЙисроэль. Это, пишет он, является основой того, что люди имеют/пишут ЧиДуШим.
Хотя «любая хидуш (новая идея), которую когда-либо мог придумать уважаемый ученик, уже была передана Моисею через Синай» [ 12 ] в понимании одного из постановлений одним раввином он писал: «Я всегда понимал, что раввин Файнштейн настаивает на балансе между инновациями и традициями. [ 13 ]
Хидушим – это продолжающиеся результаты процесса. [ 10 ] [ 14 ] и, как форма К'вод Хатора , мы обязаны не забывать их. Новые способы вспомнить то, что мы узнали, могут стать формой хидуша . [ 15 ]
Постановления против понимания
[ редактировать ]Существует разница между вынесением постановления, означающим «отличить рассматриваемое дело от президента (так в оригинале)... решить проблему», [ 13 ] : сноски 4 и 5 и понимание чего-либо. Даже в последнем случае он пишет: «Рабби Файнштейн имеет в виду, что нельзя быть новатором ( механеш ) только для того, чтобы вводить новшества».
- Хотя коэнам предписано Торой благословлять людей, может существовать хидуш, обязательно ли для тех, кто не является коэнами, предоставлять себя для получения этих благословений. [ 16 ]
- ли может Всегда быть новое ? В Псалме (27:4) царь Давид просит его «пожить… и посетить…». Что это такое? Раввин Иссохер Франд объясняет этот опыт как «Ловушка последовательности: был там, сделал это». [ 17 ] Этот вопрос настолько важен, что он является заметной частью того, что многие добавляют к ежедневному молитвенному служению, «дважды в день, от Рош Ходеш Элул до Шмини Ацерет ». [ 18 ]
Формы хидуша
[ редактировать ]Нотарикон
[ редактировать ]Одна из форм называется Нотарикон . [ 19 ]
- Шаббат (שַׁבָּת), Суббота, — день отдыха. Слово пишется тремя еврейскими буквами.
Нотарикон . фразы из трех слов «Шайна б'Шаббат Таануг» (перевод: «(Дополнительный) сон в субботу считается наслаждением!») обозначает Шаббат [ 20 ] [ 21 ]
- Само по себе это может показаться в лучшем случае второстепенным хидушом . Когда оно было опубликовано среди множества других подобных фраз из трех слов о дне отдыха, в названии было оправдано использование формы множественного числа: хиддушим .
Гематрия
[ редактировать ]Другой — найти гематрию . [ 22 ] [ 23 ]
Лехадеш (обновить)
[ редактировать ]Вышеупомянутый термин [ 24 ] указывает на необходимость увидеть что-то «старое» в новом свете. [ 25 ] Многотомный комментарий к таблицам ешарим. [ 26 ] сравнивает и противопоставляет это эмоциональному прозрению, типу Чидуша, где «что-то новое эмоционально» освещает ценность идеи, которую человек уже знал интеллектуально, и приносит «новую интернализацию».
История
[ редактировать ]Среди первых постгеонических писателей Хиддушима . [ 10 ] : стр. 465–466. являются:
- Джозеф ибн Мигаш написал первый опубликованный «Чидушим», включающий комментарии к Галахе из Талмуда. [ 27 ]
- Авраам бен Давид де Поскьер (RABaD)
- Меир бен Тодрос ХаЛеви Абулафия (ок. 1170 – 1244)
- Нахманид был первым, кто написал «Хиддушим» на « Хумаше» . [ 27 ]
К концу шестнадцатого века, когда технология печати стала устоявшейся, резкие различия в трактовке галахических и талмудических тем стали более частыми. [ 27 ] с работами, основанными на Хиддуше , например:
- Раввин Меир Люблин, МаХаРам , [ 28 ] автор книги «Чиддуше Махарам Люблин»
- Соломон Лурия («МаХаРШал»)
- Раввин Самуэль Элиэзер Эдельс («МеХаРША»)
Нелогичным использованием этого термина стала новая интерпретация Хасамом Софером фразы Чадаш асур мин хаТора («новое» запрещено Торой). Первоначально эта фраза относилась к законам соблюдения кошерности , тогда как его использование относилось к изменениям, внесенным реформистским движением в Европе: это был способ сказать «нет», но с использованием игры слов. [ 29 ]
Текущее использование
[ редактировать ]В своем обычном современном использовании слово «хиддуш» означает новую или новаторскую (или необычную) идею или точку зрения; [ 30 ] [ 8 ] примеры:
- «Однажды я узнал очень полезный хидуш (новую идею) от имени Харава Моше Файнштейна зт"л, касающийся..." [ 31 ]
- «Он знаменит своими оригинальными взглядами на...» (рецензия: раввин Довид Файнштейн - Коль Доди о Торе) [ 32 ]
Аналогично, названия книг могут иметь следующую форму:
- В произведении, известном как «Чидушей ха-Рим» , еврейское слово «хиддушей» используется в притяжательной форме и означает «хидушим».
- таким образом, английская форма - « Хиддушим (имя человека)» с переводом «Новеллы...».
Хидуш в некоторой степени ассимилировался с американским английским языком ; [ 33 ] и это слово - особенно в « инглиш » - также часто используется в иронической или юмористической форме, чтобы подразумевать, что в рассматриваемом утверждении нет «ничего нового».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Часто переводится на английский как новеллы . Также транслитерируется как чидуш , чидуш или хидуш .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олицки, Керри; Айзекс, Рональд (май 1996 г.). Словарь еврейской жизни . Джейсон Аронсон. ISBN 978-1568219653 .
- ^ «Творческая интерпретация» - так рав Иосиф Б. Соловейчик цитирует рава Хаима из Воложина , https://consistencyunderconstruction.wordpress.com/category/torah-musings/page/3
- ^ «Чиддушим в предложении – чиддушим в предложении» .
- ^ «CAL-02 – Ияр – Песах Шени – Ярцайт раввина Меира Баала Ханесса | BreslovTorah.com» . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 г. Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Леви, Лео (ноябрь 1990 г.). «Чидуш (Новация)». Исследование Торы: обзор классических источников по актуальным проблемам (1-е изд.). АЛЬФА. ISBN 978-0873065559 .
- ^ Блех, Бенджамин (сентябрь 2003 г.). «Глава 9: Поздние голоса иудаизма». Полное руководство для идиотов по пониманию иудаизма (2-е изд.). Фельдхайм. ISBN 978-1592571314 .
- ^ Синклер, раввин Джулиан. «Чиддуш» , «Еврейская хроника» , 5 ноября 2008 г. По состоянию на 31 января 2017 г. «Раввин Иосиф Соловейчик (1903-93) проводит различие между хидушом, нововведением внутри традиции, и шинуи, изменением, которое представляет собой резкий разрыв с традицией. По мнению раввина Соловейчика, чидуш – это аспект imitatio Dei (подражания Богу). Благодаря ему мы становимся творческими партнерами. с Богом в раскрытии смысла Торы. С другой стороны, синуй, не укоренившийся глубоко в традиционных знаниях, рискует стать субъективным и произвольным».
- ^ Jump up to: а б Глинерт, Льюис (ноябрь 1993 г.). Радости иврита . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195086683 .
- ^ в его Сефер ха-Мильхамот
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия иудаики . Иерусалим Израиль: Издательство Кетер, ООО, 1972.
- ^ пятитомный набор раввина Александра Зусии Фридмана.
- ^ Зильберберг, Нафтали. «Как толкуется Тора?» . Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бройд, Майкл Дж. (10 августа 2008 г.). «Роль Чидуша: взгляд на один абзац в Иггерот Моше ...» Проверено 8 февраля 2017 г.
- ^ «результаты метода изучения раввинской литературы, который черпает новые идеи из талмудических, а также раввинских текстов, с целью разъяснения Галахи».
- ^ Рава Младший номер Авигдора , «Глава Ки Саво» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. разговоры о кассетах, компакт-дисках, записных книжках, обобщенных индексами, указателях накопленных записных книжек, папок, «файлов на компьютерах».
- ^ Фридман, Ефрем. «Роль Израиля» (PDF) . Проверено 8 февраля 2007 г. «Одним из Г'долеи Ахронимов, который вводит эту концепцию, является Хафлоа (рав Пинхас Горовиц зт'л, Реби из Хасам Софер) в своем чидушим к Месехесу Кесувосу 24б. Он утверждает, что, хотя Тора ясно предписывает только Коэнам доставить брохос, так как мицва не может быть исполнена без участия исроэлимов.
- ^ «Раввин Франд о главе Пинхасе» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г. Проверено 8 февраля 2007 г.
- ^ «Элул-Л'Давид» . 17 августа 2010 г. Проверено 12 февраля 2017 г.
- ↑ Согласно определению в Еврейской энциклопедии 1906 года: «Система стенографии, состоящая либо в простом сокращении слов, либо в написании только одной буквы каждого слова. Талмудисты говорили, что эта система существовала еще во времена Моисея. и они считали, что последний использовал его в составе Пятикнижия. Закон о нотарихоне является тридцатым из тридцати двух герменевтических правил, установленных Элиэзером б. Гелили для толкования Библии». ( http://www.jewishencyclepedia.com/articles/11602-notarikon ).»
- ^ источник: Даян И. Грюнфельд
- ^ «Помни день Шаббат» . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Есть несколько способов, но не все из них правильные. «Изобретение собственных [ложных] гематрий» .
вам нужна мезора для гематрии
- ^ Это не отменяет того, что было сказано на Шева Брахос, если все сделано хорошо: «пока это соответствует реальной идее/источнику/Галахе»
- ↑ использовано дискуссионной группой при обсуждении Месиллат Йешарим .
- ^ Из Мишнат Реби Аарон 1:203 в http://judaism.stackexchange.com/questions/28738/what-is-the-importance-of-chiddush
- ^ http://dixieyid.blogspot.com/2009/03/three-types-of-chiddushim-novel-ideas.html , со ссылкой на Билвави Мишкан Эвне, том 5, Пиркей Авода У'Махшава
- ^ Jump up to: а б с Еврейская энциклопедия, 1906 г., общественное достояние . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ не путать с МаХаРамом из Ротенберга.
- ^ «YUTorah Online - Хатам Софер о значении слова «Хадаш Ассур Мин ХаТора» (раввин Элли Фишер)» .
- ^ Пава, Моисей (апрель 2003 г.). Лидерство со смыслом: использование лидерства завета для построения лучшей организации . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1403961327 .
- ^ «Ученые Атланты Колель: статьи» . Архивировано из оригинала 10 января 2017 г. Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ «Раввин Давид Файнштейн - Коль Доди о Торе» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 г. Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ «Профессор расскажет о влиянии идиша на английский язык» . Еврейские новости — еженедельник вашей общины, обслуживающий Большой Феникс и Северную Аризону . 30 ноября 2016 г.
Сара Бунин Бенор , доцент кафедры современных еврейских исследований Еврейского союзного колледжа – Еврейского института религии и адъюнкт-профессор лингвистики Университета Южной Калифорнии, выступит с докладом на тему «Наглость перед Чидушем: столетие под влиянием идиша». Английский в Америке'