Резолюция сараевских мусульман
Резолюция сараевских мусульман или Мусульманская резолюция 1941 года. [1] ( Сербско-хорватский : Sarajevska resoluzija / Sarajevska resoluzija) — одна из резолюций мусульман Боснии и Герцеговины (тогда входивших в состав Независимого государства Хорватия ), провозглашенная 108 известными мусульманскими гражданами Сараево во время Второй мировой войны в Сараево 12 октября. , 1941 г.
Резолюция была вызвана геноцидом сербов, организованным усташами, носившими «феску как мусульманский символ», и последующей реакцией сербских четников , которые преследовали мусульман, полагая, что они несут ответственность за преступления усташей. Текст этой резолюции был основан на решении собрания эль-Хидадже (объединения улемов Боснии и Герцеговины), состоявшегося 14 августа 1941 года.
Подписав резолюцию, известные мусульмане Сараево осудили преследование сербов, дистанцировались от мусульман, участвовавших в таких зверствах, и протестовали против попыток обвинить все боснийское мусульманское население в преступлениях усташей. Кроме того, они потребовали, чтобы правительство Независимого Государства Хорватия обеспечило безопасность всем подданным марионеточного государства независимо от их принадлежности, наказало виновных в зверствах и помогло тем, кто пострадал во время них. Авторами резолюции были Мехмед Ханджич и Касим Добрача.
Фон
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны территория современной Боснии и Герцеговины вошла в состав Независимого государства Хорватия . Организованное преследование сербов , евреев и цыган произошло на всей территории Независимого Государства Хорватия (включая Боснию и Герцеговину ) вскоре после его создания. Усташи хотели вызвать конфликты между мусульманами и православными сербами в Боснии и Герцеговине. Поэтому они завербовали некоторых представителей мусульманского населения Боснии и Герцеговины для участия в преследовании сербов. Они носили мусульманскую одежду и выкрикивали мусульманские имена, когда организовывали нападения на сербское население. Такая деятельность привела к вооруженным конфликтам между сербами и мусульманами. Именно по этой причине мусульмане многих городов Боснии и Герцеговины заявили о своих резолюциях. Наиболее примечательными являются резолюции мусульман Приедора (23 сентября 1941 г.), Сараево (12 октября 1941 г.), Мостара (21 октября 1941 г.), Баня-Луки (12 ноября 1941 г.), Биелины (2 декабря 1941 г.), Тузла (11 декабря 1941 г.) и Зеница (26 мая 1942 г.). [2] [3] [4]
Резолюция
[ редактировать ]Основанием для Резолюции сараевских мусульман стала резолюция, объявленная Эль-Хидаже , ассоциацией улемов Боснии и Герцеговины, на ее собрании, состоявшемся 14 августа 1941 года. [5] Его написал Мехмед Ханджич. [6] и Касым Добрача. [7] Все мусульманские резолюции 1941 года, включая Резолюцию сараевских мусульман, содержат следующие элементы: [8]
- публичное осуждение преследований сербов со стороны усташей
- дистанцирование от мусульман, участвовавших в таких преследованиях, и протест против попыток обвинить все мусульманское население в преступлениях усташей
- представление информации о преследованиях мусульман
- требуя помощи жертвам всех религий [9]
В заключении Постановления сараевских мусульман содержалась просьба обеспечить безопасность всех граждан страны, независимо от их принадлежности, наказать лиц, ответственных за совершенные злодеяния, и оказать помощь людям, пострадавшим во время беспорядков. [10]
Резолюция была официально вручена Йозо Думаджичу, когда он посетил Сараево в качестве министра в правительстве Независимого Государства Хорватия. [11] По приказу Анте Павелича Думаджич безуспешно пытался заставить подписавших резолюцию отозвать свои подписи. [12] Джаферу Куленовичу заставить подписавших резолюцию отозвать свои подписи, но он тоже этого не сделал. Павелич также приказал [13]
Последствия
[ редактировать ]Мусульмане, подписавшие резолюцию, подверглись явным угрозам со стороны режима усташей. Юре Франчеич , во время Второй мировой войны усташский комиссар Боснии и Герцеговины , угрожал отправить всех подписавшихся в нацистские концентрационные лагеря . [14]
После подписания Резолюции мусульман Сараево мусульмане из многих других городов Боснии и Герцеговины в последующие месяцы подписали аналогичные резолюции. 1 декабря 1941 года мусульмане Сараево подали очередной протест против действий усташей «под феской как мусульманским символом». [15] Некоторые консервативные мусульмане осознали, что их решения не оказали никакого влияния на режим усташей, и оставили надежды на то, что такой режим защитит интересы мусульман. [16] В августе 1942 года они учредили Комитет национального спасения и направили Гитлеру петицию с просьбой предоставить «регион Боснии» под прямой патронаж Германии, подкрепив свою просьбу расовыми аргументами. [17] Они также попросили Гитлера предоставить оружие для боснийской гвардии как ядра армии «региона Босния», и эта просьба удовлетворила Генриха Гиммлера и группу офицеров СС, у которых уже были планы создать отдельную дивизию СС, состоящую из мусульман. [18] Этот план был реализован в 1943 году, когда была создана 13-я горнострелковая дивизия СС «Хандшар» (1-я хорватская) .
Анализ
[ редактировать ]Роберт Дж. Дония пишет, что резолюция была направлена на то, чтобы избежать возложения прямой вины на какое-либо лицо или группу. Югославские историки социалистической эпохи заявили, что мусульмане, подписавшие документ, критиковали зверства, не нападая на намерения усташей истреблять группы людей. Резолюция призвала власти навести порядок и избежать дальнейшего насилия. [19]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Реджич 2005 , стр. 193.
Резолюция мусульман Сараево, 12 октября 1941 г. Мухамед Хаджияхич, «Мусульманская резолюция 1941 года», 1941 год в истории народов Боснии и Герцеговины.
- ^ Риджасет 2007
После Сараевской резолюции... последовали новые резолюции, которые были написаны в... Приедоре, Мостаре, Баня-Луке, Биелине и Тузле. [За резолюцией Сараево последовали новые резолюции, написанные в Приедоре, Мостаре, Баня-Луке, Биелине и Тузле]
- ^ Четин 2010 , стр. 78, 79
- ^ Риджасет С 2007 ГОДА
Возмущенные этим действием, мусульмане Зеницы 26 мая 1942 года издали собственную резолюцию, подписанную 27 известными мусульманами из Зеницы.]
- ^ Хаджияхич 1973
Началом всех этих резолюций, и прежде всего сараевской, можно считать парламентское заключение организации ильмии (духовенства) «Эль-Хидаджа» от 14 августа 1941 года . , было заключение ассоциации улемов «Эль-Хитадже» от 14 августа 1941 года.]
- ^ Четин 2010 , с. 78
Мехмед Ханджич... был главным инициатором принятия Резолюции Эль-Хидадже во время ее собрания 18 августа 1941 года.
- ^ Риджасет 2007
Мехмед эф. Ханджич, ... и Касим эф. Добрача были инициаторами и создателями резолюции.
- ^ Хаджияхич 1973 , стр. 277.
- ^ Франсин Фридман (2021). Как соль вместо хлеба. Евреи Боснии и Герцеговины . Издательство «Брилл» . п. 460.
- ^ Четин 2010 , с. 80
Резолюция завершалась призывами... к (1) фактической безопасности жизни, чести, имущества и веры для всех граждан страны, независимо от их личности,... (4) задержание преступных элементов путем привлечения к юридической ответственности и привлечение к ответственности самое строгое наказание по закону для всех преступников и тех, кто поощрял или создавал возможность совершения таких преступлений, независимо от веры, к которой они принадлежат,... материальная помощь должна быть оказана невиновным людям, пострадавшим в этом беспорядке».
- ^ Хаджияхич 1973 , стр. 276.
- ^ Хаджияхич 1973 , стр. 281.
Доктор Хосо Думанджич, которому была вручена резолюция, пытался, согласно указаниям Павелича, с помощью угроз и запугивания убедить подписавшихся отозвать свои подписи, но ни в одном случае ему это не удалось.
- ^ Хаджияхич 1973 , стр. 281.
В рамках той же миссии Павелич также отправил в Сараево Джафера Куленовича, который пригрозил арестами на встрече с примерно пятнадцатью подписавшимися лицами, но и эта попытка провалилась.
- ^ Четин 2010 , с. 80
Юре Франтич пригрозил, что всех подписавшихся отправят в концентрационные лагеря.
- ^ Дония 2006 , с. 187
1 декабря 1941 года мусульмане Сараево подали еще один протест, в котором резко осудили зверства усташей, совершенные «под феской как мусульманским символом».
- ^ Дония 2006 , с. 187
... другие оставили надежду на то, что усташи защитят интересы мусульман.
- ^ Дония 2006 , с. 188
В августе 1942 года группа консервативных мусульман Сараево сформировала Комитет национального спасения... по расовым мотивам... попросила Гитлера создать «регион Боснии» под патронажем Германии и запретить усташей в его границах.
- ^ Дония 2006 , с. 188
... заявители предложили, чтобы немцы организовали и снабдили оружием боснийскую гвардию, которую они представляли... как зачаточную армию для «региона Босния». Генрих Гиммлер и группа офицеров СС были рады обнаружить, что их предложение соответствует их собственной идее создания отдельной дивизии СС для мусульман.
- ^ Дония 2006 , с. 187
Как отмечают историки социалистической эпохи, мусульмане, подписавшие соглашение, критиковали зверства как отклоняющиеся крайности, а не критиковали основную программу усташей по насильственному уничтожению определенных групп.
Ссылки
[ редактировать ]- Хаджияхич, Мухамед (1973), «Мусульманские резолюции 1941 года» , История народа Боснии и Герцеговины (на сербско-хорватском языке), Сараево: Институт истории рабочего движения, стр. 274–282
- Реджич, Энвер (2005), «Мусульманская политика Боснии» , Босния и Герцеговина во Второй мировой войне , Лондон; Нью-Йорк: Фрэнк Касс, ISBN 978-0-7146-5625-0 , получено 20 октября 2011 г. ,
Резолюция мусульман Сараево», 12 октября 1941 г. Мухамед Хаджияхич, «Мусульманская резолюция 1941 г.», 1941 г. в истории народов Боснии и Герцеговины.
- Дония, Роберт Дж. (2006). Сараево: Биография . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11557-0 .
- Рижасет, Исламское сообщество (2007 г.), Улемы в защиту жизни и человека (на сербско-хорватском языке), Рижасет Исламского сообщества Боснии и Герцеговины, заархивировано из оригинала 17 октября 2011 г. , получено 21 октября 2011 г.
- Рижасет И.З., Исламское сообщество (2007 г.), Резолюция мусульман Зеницы о защите цыган (на сербско-хорватском языке), Рижасет исламского сообщества в Боснии и Герцеговине, заархивировано из оригинала 17 октября 2011 г. , получено 21 октября 2011 г.
- Четин, Ондер (2010). «Резолюции Эль-Хидадже 1941 года в Боснии и Герцеговине как пример трансформации традиционного конфликта» (PDF) . Европейский журнал экономических и политических исследований . 3 : 73–83. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2011 года . Проверено 20 октября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сараевская резолюция Эль-Хидадже (на сербско-хорватском языке), Риджасета Исламского сообщества Боснии и Герцеговины, июнь 2007 г. [1941 г.], заархивировано из оригинала 17 октября 2011 г. , получено 21 октября 2011 г.
- Дедич, М. (17 сентября 2011 г.). «Резолюции 1941 года: мусульмане защищали боснийских сербов, евреев и цыган от истребления усташами [Резолюции 1941 года: мусульмане защищали сербов, евреев и цыган в Боснии от истребления усташами]» . Ежедневник Аваз . Проверено 20 октября 2011 г.