Мехмед Ханджич
Мехмед Ханджич | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | 16 декабря 1906 г. [ нужна ссылка ] |
Умер | 29 июля 1944 г. Сараево, Независимое Государство Хорватия | (37 лет)
Религия | ислам |
Область | Босния |
Номинал | сунниты |
Альма-матер | Университет Аль-Азхар (1931) |
Организация | |
Основатель | Эль-Хидадже |
Мехмед Ханджич (16 декабря 1906 — 29 июля 1944) — боснийский исламский учёный , теолог и политик . Ханджич был лидером движения исламского возрождения в Боснии и основателем религиозного объединения Эль-Хидадже . Он был одним из авторов Постановления сараевских мусульман и председателем Комитета национального спасения.
Ханджич родился в Сараево , где получил начальное и среднее образование . Впоследствии он поступил в университет Аль-Азхар в Египте , где написал свои первые работы. Окончив Аль-Азхар, он вернулся в Боснию, где стал профессором, а затем директором медресе Гази Хусрев-бека . В 1936 году он стал сооснователем ассоциации «Эль-Хидадже» , объединявшей интеллектуалов возрожденческого течения. Позже он стал главным редактором газеты и президентом ассоциации в 1939 году.
Политическая карьера Ханджича началась с его выдвижения на парламентских выборах 1938 года в Югославии . Год спустя он участвовал в создании Движения за автономию Боснии и Герцеговины и вошел в его руководство. Когда державы Оси вторглись в Югославию в апреле 1941 года, они создали марионеточное государство под названием Независимое государство Хорватия , которому Ханджич присягнул на верность. Через несколько месяцев он отказался от своей поддержки и инициировал принятие Резолюции мусульман Сараево, осуждающей военные преступления, совершенные Независимым государством Хорватия . Позже Ханджич стал председателем Совета национального спасения, который был создан для организации защиты и помощи мусульманам Боснии. Он умер 29 июля 1944 года во время плановой медицинской операции в больнице Кошево .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мехмед Ханджич родился в 1906 году в Сараево в известной боснийской семье. [ 1 ] он получил Начальное образование в своей семье и в местном куттабе . Затем он окончил школу рушдие и шариатскую гимназию в Сараево. Общество Гаджрета наградило его стипендией для обучения на медицинском факультете за окончание шариатской гимназии как лучшего ученика своего года. [ 1 ] Однако в 1926 году он решил поступить в университет Аль-Азхар в Египте , где его считали одним из лучших студентов и часто называли шейхом ; многие профессора университета интересовались мнением Ханджича по определенным вопросам. [ 1 ] Ханджич отличился в области исследования хадисов и исламской традиции. он написал «Аль-Джеухар аль-асна фи тараджим 'улама' ва шу'ра' аль-Босна» на арабском языке Во время учебы в университете ; эта работа была напечатана в нескольких изданиях и переведена на боснийский язык профессором Мехмедом Кико. [ 2 ] Работа освещала интеллектуальные достижения боснийцев в истории. [ 1 ] Находясь в Аль-Азхаре, Ханджич поддерживал контакты с «Братьями-мусульманами» или молодыми мусульманами ; это заставило его развить более политический взгляд на ислам, чем большинство боснийских улемов . [ 3 ] Он получил степень по исламскому праву в 1931 году; после этого он совершил хадж и затем вернулся в Боснию. [ 1 ]
Академическая карьера
[ редактировать ]
Ханджич стал профессором медресе Гази Хусрев-бега , а в 1932 году стал его директором. [ 5 ] Там он преподавал арабский язык и предметы тафсира , хадисов и фикха . [ 6 ] Он также работал с несколькими исламскими газетами и занимался другими сферами деятельности в исламских ассоциациях в Боснии . [ 2 ] В 1931 или 1932 году он инициировал открытие ханки в Бентбаше . [ 7 ] Он был избран в комитет мусульманской благотворительной организации «Мерхамет» в 1933 году. Год спустя он написал буклет под названием «Васиджжетнама» ( англ . Will ) и пожертвовал весь доход от этой работы Мерхамету. [ 6 ] В 1937 году Ханджич стал главным библиотекарем библиотеки Гази Хусрев-бега . [ 5 ] Находясь на этой должности, он создал новый библиотечный каталог и изучил 3240 рукописей . [ 6 ] В 1939 году он стал профессором Высшей исламской шариатской теологической школы , где преподавал фикх и тасфир. [ 6 ]
Ханджич был лидером движения исламского возрождения в Боснии, которое стремилось вернуться к тому, что оно считало традиционным исламом, в противовес свободно интерпретируемому Корану или легкому принятию европейской современности. 8 марта 1936 года Ханджич вместе со своими соратниками основал ассоциацию «Эль-Хидадже» («Правильный путь»), которая объединила богословов, мудеррисов , аимм и других интеллектуалов возрожденческого течения. [ 6 ] [ 5 ] [ 8 ] ассоциация также основала газету « Эль-Хидадже» В декабре 1936 года ; Ханджич стал главным редактором в августе 1937 года. [ 9 ] Ханджич стал президентом Эль-Хидадже в 1939 году. [ 5 ] Под его руководством Эль-Хидадже выросла из организации, представляющей илмию (орган улемов). [ 10 ] ) стать ведущей организацией движения возрождения, призванного охватить всех мусульман Боснии. [ 3 ]
Письменная работа
[ редактировать ]Большинство работ Ханджича посвящены исламским традициям и этике. [ 11 ] В конце 1930-х годов Ханджич написал несколько коротких комментариев к Корану на арабском языке. В 1941 году он написал учебник под названием « Введение в науку тафсира». [ а ] В религиозных средних школах Боснии эта работа до сих пор используется в качестве основного учебника по предметам тафсира. [ 12 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]Политическая карьера Ханджича началась, когда он был кандидатом в избирательном списке Мусульманской организации (боснийское мусульманское отделение Хорватской крестьянской партии ), которая входила в оппозиционную коалицию во главе с Хорватской крестьянской партией на парламентских выборах 1938 года . Позже Ханджич участвовал в нескольких встречах крупных боснийских культурных и религиозных организаций, которые привели к созданию Движения за автономию Боснии и Герцеговины. [ б ] 30 декабря 1939 г. [ 13 ] Он вошел в ее руководство как представитель Эль-Хидадже. [ 14 ]
В апреле 1941 года, когда державы Оси вторглись в Югославию, было создано Независимое государство Хорватия ( марионеточное государство Оси под руководством усташей ), которому присягнули мусульманские политические и религиозные элиты. [ 15 ] В их число входил Ханджич, который вместе с Касимом Добрачей присягнул вождю Анте Павеличу в мае 1941 года от имени Эль-Хидадже. [ 16 ]
Однако эта поддержка была прекращена 28 августа, когда во время собрания Эль-Хидадже Ханджич инициировал принятие резолюции, осуждающей военные преступления усташей и изгнание сербов , евреев , цыган и других людей из Боснии и Герцеговины. 12 октября эта резолюция была объявлена публично при поддержке 108 известных сараевских мусульман. [ 17 ]
26 августа 1942 года состоялась конференция около 300 мусульманских деятелей под председательством Рейс-уль-Улемы. [ с ] Салиха Сафвета Башича держали в офисе мусульманской благотворительной организации «Мерхамет» в Сараево. Конференция была проведена в ответ на массовые убийства боснийцев четниками в Фоче . Он раскритиковал неспособность Независимого государства Хорватия защитить мирное мусульманское население и поставил перед собой цели по организации помощи мусульманам в восточной Боснии и созданию вооруженных сил для защиты мусульман. Для достижения этих целей Совет национального спасения [ д ] была основана во время этой конференции под председательством Ханджича. [ 18 ] [ 19 ]
Ханджич обвинил марионеточный нацистский режим усташей в убийствах мусульман и попросил Германию вмешаться. [ 20 ] С этой целью он встретился с представителями посольства Германии в Сараево в середине апреля 1943 года. Во время этой встречи он заявил, что мусульмане в правительстве усташей не являются представителями мусульманской общины, а были «куплены». Он обвинил режим усташей в Хорватии и Королевство Югославия в проведении «политики уничтожения» по отношению к мусульманам. Он приветствовал создание мусульманской дивизии СС и призвал к созданию независимого мусульманского государства под защитой Германии. [ 20 ] В то время как другие мусульманские политики открыто призывали к альянсу, Ханджич делал это за закрытыми дверями. [ 21 ] В том же месяце Ханджич приветствовал Иерусалима Великого муфтия Амина аль-Хусейни на банкете в мэрии Сараево . [ 22 ] Муфтий приехал в Боснию с целью организовать набор в мусульманскую дивизию СС. [ 23 ]
В Эльсвехе в 1943 году мусульмане Боснии начали присоединяться к антинацистским югославским партизанам ; в свою очередь, партизаны начали защищать мусульман от четников. [ 24 ] К осени Мухамед Панджа решил создать мусульманский партизанский отряд, который будет сражаться бок о бок с партизанами; это решение было поддержано Ханджичем и другими мусульманскими деятелями. [ 24 ]
Политические взгляды
[ редактировать ]Ханджич решительно выступал против секуляризации , которая начала проявляться в Боснии после Первой мировой войны . Он осудил смешанные браки (браки между мусульманином и немусульманином) и призвал мусульман не посещать немусульманские свадьбы и похороны. Он также подчеркнул важность того, чтобы мусульмане носили видимые знаки своей религии. [ 14 ] Ханджич решительно выступал против вестернизации Боснии, называя ее « материалистической », и осуждал добрачный секс и употребление алкоголя. Он считал Западную Европу антимусульманской , написав, что многие европейские газеты аплодировали массовым убийствам мусульман в Румелии . [ 25 ]
Ханджич считал ислам основополагающим элементом культурной самобытности боснийских мусульман и верил в совместимость ислама с национализмом . Работа Ханджича Патриотизм, национальность и национализм с исламской точки зрения, [ и ] опубликованная «Эль-Хидаже» в 1941 году, создала базовый контур боснийского национализма. [ 14 ] [ 26 ] Он также представил концепцию боснийства , которая применялась только к боснийской мусульманской общине. [ 27 ] Ханджич также придерживался панисламских взглядов. [ 28 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Мехмед Ханджич умер во время плановой медицинской операции в больнице Кошево 29 июля 1944 года в молодом возрасте 37 лет. [ 29 ] Он никогда не был женат и не имел детей. [ 1 ] Утверждалось, что смерть наступила в результате убийства, совершенного партизанами; историк Марко Аттила Хоар описывает эту теорию как «не невозможную». [ 29 ]
Современный ученый Хазим Шабанович описал Ханджича как «одного из величайших исламских ученых, которые были в Боснии за последние пять столетий». [ 1 ] Библиография Ханджича насчитывала 300 книг и многочисленные статьи, трактаты, эссе, брошюры и учебники как на боснийском, так и на арабском языке. [ 1 ] Некоторые из его учебников до сих пор являются основной литературой для студентов факультета исламоведения Сараевского университета . [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Bosnian : Uvod u tefsirsku nauku
- ^ Боснийский: Движение за автономию Боснии и Герцеговины
- ^ Самый высокопоставленный религиозный деятель боснийцев-мусульман.
- ^ Боснийский: Комитет национального спасения
Марко Аттила Хоар переводит это как «Совет национального спасения», а Ксавье Бугарель переводит это как «Комитет спасения народа». [ 18 ] [ 19 ] - ^ Боснийец: Патриотизм, национальность и национализм с исламской точки зрения
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фазлич 2015 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б Карич 2016 , с. 389.
- ^ Jump up to: а б Бугарель 2017 , с. 49.
- ^ Бусуладжич 1942 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д Бугарель 2017 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и Фазлич 2015 , с. 434.
- ^ Алгар 1994 , с. 266.
- ^ Карич 2016 , с. 390.
- ^ Четин 2010 , с. 77.
- ^ Бугарель 2017 , с. 22.
- ^ Мекич 2016 , с. 6.
- ^ Мекич 2016 , с. 75.
- ^ Бугарель 2008 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с Бугарель 2017 , с. 50.
- ^ Бугарель 2017 , с. 55.
- ^ Бугарель 2017 , с. 56.
- ^ Четин 2010 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Бугарель 2017 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Хоар 2013 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Мотадель 2014 , стр. 203–204.
- ^ Мотадель 2014 , с. 206.
- ^ Мотадель 2013 , с. 1030.
- ^ Мекич 2016 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Хоар 2013 , с. 150.
- ^ Бугарель 2008 , стр. 15–16.
- ^ Бугарель 2017 , с. 225.
- ^ Бугарель 2008 , с. 21.
- ^ Мотадель 2014 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Хоар 2013 , с. 247.
Книги
[ редактировать ]- Бугарель, Ксавье (2008). «Прощание с османским наследием? Исламский реформизм и возрождение в межвоенной Боснии и Герцеговине» . В Клэйере, Натали; Жермен, Эрик (ред.). Ислам в межвоенной Европе . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231701006 .
- Бугарель, Ксавье (2017). Питер, Фрэнк; ГанеаБассири, Камбиз (ред.). Ислам и государственность в Боснии и Герцеговине: выжившие империи . Академик Блумсбери. ISBN 9781350003590 .
- Хоар, Марко Аттила (2013). Боснийские мусульмане во Второй мировой войне: история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199327850 .
- Мотадел, Дэвид (2014). Ислам и война нацистской Германии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674724600 .
- Мекич, Сеяд (2016). Мусульманский реформист в коммунистической Югославии: жизнь и мысли Хусейна Дозо . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781315525839 .
Статьи
[ редактировать ]- Карич, Энес (2016). «Мехмед Ханджич – алим, распространяющий доверие к традиции» [Мехмед Ханджич – алим, распространяющий доверие к традиции]. Ежегодник боснийского культурного сообщества «Возрождение» (на боснийском языке) (1): 389–392 - через CEEOL.
- Четин, Ондер (2010). «Резолюции Эль-Хидадже 1941 года в Боснии и Герцеговине как пример трансформации традиционного конфликта» . Европейский журнал экономических и политических исследований . 3 (2).
- Алгар, Хамид (1994). «Персидская литература в Боснии и Герцеговине» . Журнал исламских исследований . 5 (2): 254–267. doi : 10.1093/jis/5.2.254 – через Oxford Academic.
- Бусуладжич, Мустафа (1942). «Писатель Хаджи Мехмед Ханджич из Сараево» . Ориенте Модерно (на итальянском языке). 22 (4). Istituto per l'Oriente CA Nallino: 171–178. JSTOR 25811096 – через JSTOR.
- Мотадел, Дэвид (2013). «Мусульманский вопрос» на гитлеровских Балканах . Исторический журнал . 56 (4). Издательство Кембриджского университета: 1007–1039. дои : 10.1017/S0018246X13000204 . JSTOR 24528859 . S2CID 155659793 – через JSTOR.
- Фазлич, Хазим (2015). «Современная мусульманская мысль на Балканах: сочинения Мехмеда эф. Ханджича в периодическом издании Эль-Хидадже в контексте дискриминации и геноцида» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 35 (3): 428–449. дои : 10.1080/13602004.2015.1081790 . S2CID 143308974 – через Тейлора и Фрэнсиса.