Манакиб
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Манакиб (араб. مَناقِب, также транслитерируется manāḳib ; единственное число مَنْقَبَ, manqaba/manḳaba ) — жанр в арабской , турецкой и персидской литературе, широко охватывающий «биографические произведения хвалебного характера», «в которых рассматриваются заслуги, добродетели и выдающиеся деяния заинтересованному лицу предоставляются известность» и особенно агиографии (биографии святых людей). Основная цель таких работ «предложить читателю моральный портрет и информацию о благородных действиях людей, составляющих их предмет, или о высших достоинствах определенной группы». [ 1 ] Такие тексты являются ценными источниками по социально-политической и религиозной истории раннего и средневекового ислама. [ 2 ] [ 3 ]
Этимология и использование
[ редактировать ]Использование слова манакиб менялось с течением времени и от одного автора к другому, что отражено в средневековой арабской науке различными мнениями об этимологическом значении этого слова. Основные возможные объяснения: [ 1 ]
- Корень заключается в том n-qb , который связан со значением «протыкать, протыкать», и в этом случае идея термина манакиб , что ему удается проникнуть в тайны биографии своего субъекта.
- Глагол «накаба» означает «шел, следовал узкой тропой», поэтому термин «манакиб» может происходить от идеи, что биография — это метафорически запись путешествия человека по жизни: подобное развитие очевидно в слове сира , которое буквально означает « путешествие», но это термин для обозначения жанра пророческих биографий.
Поскольку термин манакиб стал тесно ассоциироваться с суфийскими святыми, позже он также стал означать «чудеса». [ 1 ]
Как и многие жанровые термины, термин «манакиб» не имеет четкого определения, и его использование пересекается с широким спектром других арабских жанровых терминов. Некоторые из них довольно нейтральны по тону: тарджама («биография»), тариф («история»), ахбар (сборники исторических традиций), сира («биографии пророков»). Другие более выразительны: фадаил («добродетели»), маатхир и мафахир («подвиги») и ахлак (очевидно, синоним манакиба ). [ 1 ]
Предмет
[ редактировать ]Самые ранние тексты, помеченные как манакиб, обычно не сохранились, и о их существовании известно только из библиографических списков, составленных средневековыми учеными. [ 1 ]
Начиная с 4-го века хиджры / 10-го века нашей эры, манакибы создавались с упором на биографии имамов ( мадхахиб ) , которые основали различные школы исламской мысли ( мазхаб ) о шариате , в первую очередь: Абу Ханифа (ум. ок. 150/767), аль -Авзаи (ум. 157/774), Малик б. Анас (ум. 178/795), ас-Сухафии (ум. 204/820) и Ахмад б. Ханбал (ум. 241/855). Они были предназначены для назидания сообществ, связанных с этими школами мысли, побуждая людей подражать (предполагаемым) добродетелям своих основателей. Мода распространилась на биографические словари учеников каждой школы, а иногда и биографии отдельных учеников, в первую очередь: Ибн Таймийи (ум. 728/1328), Сахнуна (ум. 240/854), аль-Хабиси (ум. 403/1012). ), и Абу Бакр Ахмад ибн Абд ар-Рахман (ум. 432 или 435/1040–3). [ 1 ]
Однако и с этого времени манакибы все чаще создавались в честь людей, достигших статуса святых в некоторых разновидностях ислама, особенно отличающихся своими (предполагаемыми) чудесами. Эта тенденция особенно относилась к Магрибу, где ключевыми субъектами манакиба были: Абу Язид (ум. 336/947), ар-Раби ибн аль-Катан (ум. 334/946), аль-Маммаси (ум. 333/944). , ас-Сабаи (ум. 356/966), аль-Джабаньяни (ум. 369/979) и покровитель Туниса Сиди Марез (ум. 413/1022). Затем этот жанр распространился на арабскую Африку в целом, а также на тюрко- и персоязычные миры. Производство таких текстов сократилось примерно в семнадцатом веке нашей эры. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ч. Пеллат, «Манакиб», в Энциклопедии ислама , изд. П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Хейнрихс, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), два : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0660 .
- ^ Асма Афсаруддин, «Во славу халифов: воссоздание истории на основе литературы манакиба», Международный журнал исследований Ближнего Востока , 31 (1999), 329–50; JSTOR 176215 .
- ^ Асма Афсаруддин, «Выдающаяся литература», в «Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия», изд. Джозеф В. Мери, 2 тома (Нью-Йорк: Routledge, 2006), I 244–45.