Jump to content

Манакиб

Манакиб (араб. مَناقِب, также транслитерируется manāḳib ; единственное число مَنْقَبَ, manqaba/manḳaba ) — жанр в арабской , турецкой и персидской литературе, широко охватывающий «биографические произведения хвалебного характера», «в которых рассматриваются заслуги, добродетели и выдающиеся деяния заинтересованному лицу предоставляются известность» и особенно агиографии (биографии святых людей). Основная цель таких работ «предложить читателю моральный портрет и информацию о благородных действиях людей, составляющих их предмет, или о высших достоинствах определенной группы». [ 1 ] Такие тексты являются ценными источниками по социально-политической и религиозной истории раннего и средневекового ислама. [ 2 ] [ 3 ]

Этимология и использование

[ редактировать ]

Использование слова манакиб менялось с течением времени и от одного автора к другому, что отражено в средневековой арабской науке различными мнениями об этимологическом значении этого слова. Основные возможные объяснения: [ 1 ]

  • Корень заключается в том n-qb , который связан со значением «протыкать, протыкать», и в этом случае идея термина манакиб , что ему удается проникнуть в тайны биографии своего субъекта.
  • Глагол «накаба» означает «шел, следовал узкой тропой», поэтому термин «манакиб» может происходить от идеи, что биография — это метафорически запись путешествия человека по жизни: подобное развитие очевидно в слове сира , которое буквально означает « путешествие», но это термин для обозначения жанра пророческих биографий.

Поскольку термин манакиб стал тесно ассоциироваться с суфийскими святыми, позже он также стал означать «чудеса». [ 1 ]

Как и многие жанровые термины, термин «манакиб» не имеет четкого определения, и его использование пересекается с широким спектром других арабских жанровых терминов. Некоторые из них довольно нейтральны по тону: тарджама («биография»), тариф («история»), ахбар (сборники исторических традиций), сира («биографии пророков»). Другие более выразительны: фадаил («добродетели»), маатхир и мафахир («подвиги») и ахлак (очевидно, синоним манакиба ). [ 1 ]

Самые ранние тексты, помеченные как манакиб, обычно не сохранились, и о их существовании известно только из библиографических списков, составленных средневековыми учеными. [ 1 ]

Начиная с 4-го века хиджры / 10-го века нашей эры, манакибы создавались с упором на биографии имамов ( мадхахиб ) , которые основали различные школы исламской мысли ( мазхаб ) о шариате , в первую очередь: Абу Ханифа (ум. ок. 150/767), аль -Авзаи (ум. 157/774), Малик б. Анас (ум. 178/795), ас-Сухафии (ум. 204/820) и Ахмад б. Ханбал (ум. 241/855). Они были предназначены для назидания сообществ, связанных с этими школами мысли, побуждая людей подражать (предполагаемым) добродетелям своих основателей. Мода распространилась на биографические словари учеников каждой школы, а иногда и биографии отдельных учеников, в первую очередь: Ибн Таймийи (ум. 728/1328), Сахнуна (ум. 240/854), аль-Хабиси (ум. 403/1012). ), и Абу Бакр Ахмад ибн Абд ар-Рахман (ум. 432 или 435/1040–3). [ 1 ]

Однако и с этого времени манакибы все чаще создавались в честь людей, достигших статуса святых в некоторых разновидностях ислама, особенно отличающихся своими (предполагаемыми) чудесами. Эта тенденция особенно относилась к Магрибу, где ключевыми субъектами манакиба были: Абу Язид (ум. 336/947), ар-Раби ибн аль-Катан (ум. 334/946), аль-Маммаси (ум. 333/944). , ас-Сабаи (ум. 356/966), аль-Джабаньяни (ум. 369/979) и покровитель Туниса Сиди Марез (ум. 413/1022). Затем этот жанр распространился на арабскую Африку в целом, а также на тюрко- и персоязычные миры. Производство таких текстов сократилось примерно в семнадцатом веке нашей эры. [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ч. Пеллат, «Манакиб», в Энциклопедии ислама , изд. П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Хейнрихс, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), два : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0660 .
  2. ^ Асма Афсаруддин, «Во славу халифов: воссоздание истории на основе литературы манакиба», Международный журнал исследований Ближнего Востока , 31 (1999), 329–50; JSTOR   176215 .
  3. ^ Асма Афсаруддин, «Выдающаяся литература», в «Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия», изд. Джозеф В. Мери, 2 тома (Нью-Йорк: Routledge, 2006), I 244–45.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e90bd8e9f291582b20cf49bac4ac119__1690253220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/19/1e90bd8e9f291582b20cf49bac4ac119.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manaqib - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)