Заморский Минангкабау
![]() Малайзийские девушки в традиционной одежде Минангкабау в Истано Силиндуанг Булан, Регентство Танах Датар , Западная Суматра , Индонезия . | |
Языки | |
---|---|
Индонезийский , минангкабау , малайский , другие индонезийские языки , английский | |
Религия | |
Ислам и христианство | |
Родственные этнические группы | |
Коренные индонезийцы , Бумипутера (Малайзия) |
Заморские минангкабау — демографическая группа народа минангкабау, происходящего из высокогорья Минангкабау на Центральной Суматре , Индонезия, который расселился в других частях мира. [1] Более половины людей минангкабау можно считать заморскими минангкабау. Они составляют большую часть населения Негери-Сембилана (в Малайзии ) и Пеканбару (в Индонезии). Они также составляют значительное меньшинство среди населения Джакарты , Бандунга , Медана , Батама , Сурабаи и Палембанга в Индонезии, а также Куала-Лумпура , Малакки , Пенанга , Сингапура и Брунея-Даруссалама в остальном малайском мире . Минангкабау также эмигрировали в качестве квалифицированных специалистов и торговцев в Нидерланды , США , Саудовскую Аравию и Австралию . [2] Материнская Приморской культура и экономические условия на Западной Суматре сделали народ минангкабау одной из наиболее мобильных этнических групп в Юго-Восточной Азии .
Молодым людям обычно приходится уезжать за пределы региона после подросткового возраста, чтобы стать торговцами или студентами. Для большинства жителей Минангкабау странствия — идеальный способ достичь зрелости и успеха. Путем переезда приобретаются богатство и научные знания, а также престиж и почет людей среди коренной среды.
Иммигранты обычно отправляют часть своего богатства домой для инвестирования в семейный бизнес, например, путем расширения владения рисовыми полями, контроля над землепользованием или сбора рисовых полей из ручья. Деньги диаспоры также используются для улучшения сельских объектов, таких как мечети , дороги или рисовые поля.
Волны миграции
[ редактировать ]Город | Процент* [3] [4] | Сумма (2010 г.) [5] |
---|---|---|
Пеканбару | 37.96% | 343,121 |
Джакарта | 3.18% | 305,538 |
Серембан | 50.9% [6] | 282,971 |
Пока | 8.6% | 181,403 |
Батам | 14.93% | 169,887 |
Сингапур | 2.29% [7] | 114,151 |
Палембанг | 4.1% | 60,188 |
Джамби | 11.07% | 58,484 |
Бандар Лампунг | 3.36% | 29,629 |
Бандунг | 0.92% | 22,033 |
Танджунг Пинанг | 9.5% | 17,830 |
Банда-Ачех | 7.8% | 13,606 |
* Примечания: Процент от численности населения города. |
Народ Минангкабау имеет долгую историю миграции за границу. Они покидали свои дома и путешествовали в поисках знаний и счастья. Первая миграция произошла в 7 веке, когда торговцы Минангкабау продавали золото в Джамби и участвовали в формировании Малайского королевства . [8] В 13 веке народ Минангкабау основал колонии вдоль западного побережья острова Суматра от Меулабо до Бенгкулу , когда они торговали специями. В Ачехе они были известны как Анеук Джами и Песисир ( Угханг Пасисиа ) на западном побережье Северной Суматры . [9]
Некоторые ученые отмечали, что приход минангкабау на Малайский полуостров произошел в XII веке. [10] Эта этническая группа переселилась на полуостров в период расцвета Малаккского султаната и поддерживает Адат Перпатих системы матрилинейного родства в Негери-Сембилане и на севере Малакки. [11] В начале 18 века многие купцы Минанга занимались торговлей через пролив. Эти торговцы перевозят различные товары, прибывшие из внутренних районов Суматры, для продажи иностранным судам в поселениях Проливов . [1] Тремя братьями были Находа Баян, Находа Интан и Находа Кечил, основавшие поселение на острове Пенанг . [12] Миграция минангкабау на Малайский полуостров резко возросла в начале 1850-х годов в результате войны Падри на Западной Суматре. Большинство из них работают шахтерами, торговцами и ремесленниками. [4] Утсман бин Абдулла и Хаджи Мохамед Тайб были влиятельными магнатами в Куала-Лумпуре и его окрестностях. [13] Хаджи Тайб, один из самых богатых торговцев Минангкабау того времени, был важной личностью в центре раннего развития Куала-Лумпура. [14] [15]
После того, как португальцы захватили Малакку в 1511 году, многие семьи Минангкабау переехали в Южный Сулавеси . Датук Макотта и его жена Туан Ситти были пионерами семьи Минангкабау в Южном Сулавеси. Они поддерживали Султанат Гова как военачальники, администраторы и улемы. [16] Помимо проповедников, Минангкабау были крупными торговцами в Макассаре до Макассарской войны. [17] После Макассарской войны большинство потомков Минангкабау идентифицировали себя как народ Макассар или буги . И они принадлежат к «сообществу бугис-макассар», мигрировавшем на Малайский полуостров, Западное Борнео, восточную Суматру и Яву в конце 17 века.
В середине 19 века многие жители Минангкабау мигрировали на Яву , чтобы продолжить образование и расширить бизнес. Торговцы Минанга встречаются на традиционных рынках Джакарты, в основном в Танах Абанге и Сенене. [9] В 1961 году число минангских мигрантов в Джакарте увеличилось в 18,7 раза по сравнению с темпами прироста населения города всего в 3,7 раза. [18] а в 1971 году люди Минангкабау, по оценкам, составляли около 10% населения Джакарты в то время. [19] Несмотря на то, что многие мигранты из Минанга прочно обосновались «в верхней части города», многие из них позже переехали и поселились в Богоре , Депоке , Тангеранге и Бекаси . Несмотря на то, что Большая Джакарта является их основным скоплением, они также часто встречаются во многих городах и поселках, таких как Бандунг , Джокьякарта , Семаранг , Сурабая , Маланг , Суракарта и Тасикмалая , где у них довольно прочные ассоциации. [4]
Интеллектуальная миграция
[ редактировать ]Растущее богатство внутренних районов Минангкабау побудило их отправить своих детей в школу на Ближнем Востоке , в Европе и на Яве . [1] Хаджи Суманик, Хаджи Мискин и Хаджи Пиобанг были выпускниками Мекки, которые провели исламские реформы в начале 19 века в Минангкабау. Их учение, известное как движение Падри , затем распространилось на Риау и южные Тапанули. [20]
После войны Падри большинство мусульманских реформистов отправились в Мекку и Каир . Среди них были Ахмад Хатиб , Тахир Джалалуддин , Абдул Карим Амрулла и Мухаммад Джамиль Джамбек . В Мекке Ахмад Хатиб служил имамом шафиитской школы Масджидил права в мечети, известной как Харам . В то время как Джанан Тайб основал Джамаа аль-Хайрия в 1923 году и Серуан аль-Азхар и Махмудом Джунусом руководил журналом вместе с Ильясом Якубом в Каире. [21]
На Яве большинство из них посещали STOVIA и Rechtsschool в Батавии , а также Technische Hoogeschool в Бандунге. В период 1900–1914 гг. около 18% выпускников СТОВИА были студентами Минанга. Это объясняет, почему с момента обретения Индонезией независимости до сегодняшнего дня многие врачи в Джакарте были выходцами из Минангкабау. [9] Несколькими выпускниками Минанга СТОВИА, которые позже стали фигурами в индонезийском правительстве, были Аднан Капау Гани и Бахдер Джохан .
В начале 20 века многие молодые минангкабау мигрировали в Европу. Большинство из них учились в Нидерландах и Германии . Абдоэль Риваи , Мохаммад Хатта , Рустам Эффенди , Назир Памунтжак и Сутан Шахрир были зарубежными минангкабау, которые учились в Европе, а затем стали активистами движения за независимость Индонезии. [22] Другим активистом был Тан Малака , который жил в восьми разных странах, включая Нидерланды, Китай и Филиппины. Он был членом Коммунистической партии Индонезии , а также кандидатом в члены парламента Нидерландов. [23]
Причины
[ редактировать ]Культурные факторы
[ редактировать ]Есть два объяснения этого явления.Первое: поскольку культура Минанга требует, чтобы мальчики учились быть максимально эффективными мужчинами, им необходимо учиться у внешнего мира, получать знания и опыт, чтобы, мы надеемся, они могли обрести достаточно мудрости, чтобы заботиться о женщинах (сестрах, племянницах). , мать, тети, бабушка и т. д.), а также приобрести достаточные навыки, чтобы стать продуктивными мужчинами, способными обеспечить своих женщин. Второе: кочевники , вернувшиеся в свой родной город, обычно считаются более желанными для девушек и уважаемыми потенциальными родственниками мужа.
В настоящее время современные женщины Минангкабау также стремятся покинуть свой родной город, потому что они хотят зарабатывать себе на жизнь торговлей, сделать карьеру или продолжить свое образование.
По словам Рудольфа Мразека, чешского индонезийца из Мичигана, две типологии культуры Минанг, динамизм и антиместничество, породили дух независимости, космополитический, эгалитарный и либеральный, что привело к укоренившейся миграционной культуре народа Минангкабау. [24] Дух, изменяющий судьбу стремления к знаниям и богатству, а также пословица Минанга, в которой говорится: «Ка ратау маданг ди хулу, бабуа бабунго балун, марантау буджанг дахулу, ди румах пагуно балун» (лучше иди бродить, потому что в кампонге бесполезно) приводят к Молодежь Минанга мигрирует с юности.
Экономические факторы
[ редактировать ]Другое объяснение состоит в том, что, поскольку многие жители Минангкабау зарекомендовали себя как успешные торговцы, а семьи, мужчины которых находятся за границей, обычно более богаты дома, это заставляет других мужчин, которые все еще находятся дома, хотеть бродить за пределами своей родины и проверять свои экономические навыки в качестве хорошо.
Между тем, экономическая история народа Минангкабау с давних времен подкреплялась способностью торговать и распределять свой урожай. Внутренняя часть Минангкабау имеет геологические запасы сырья, особенно золота , меди , свинца , цинка , ртути и железа . [25] Прозвище Суварнадвипа , которое появляется в легендах Индии, связано с возможностью Суматры стать золотым островом. [26] В 9 веке арабские торговцы сообщили, что жители Суматры использовали некоторое количество золота в торговой системе. Продолжение в 13 веке, король Суматры использовал золотую корону. Томе Пирес примерно в 16 веке говорит, что золотом торговали в Малакке , Барусе, Тику и Париамане , оно происходило из внутренней области Минангкабау. Он также упомянул, что в районе Индрагири на восточном побережье Суматры находится центральный порт королевства Минангкабау . [27] В рукописях, написанных Адитьяварманом, также упоминается, что он является властителем земного золота. предлагается Затем голландцам построить порт в Паданге . [28] В 17 веке голландцы до сих пор называют золотого правителя королем Пагаруюнга. [29] а затем просит Томаса Диаса расследовать это дело, когда он пытался проникнуть во внутренние районы Минангкабау с восточного побережья Суматры, и Диас отметил, что нашел одного из королей Минангкабау того времени (Раджо Буо), а также упомянул главного из рабочие места людей были золотодобытчиками. [30] Геологическая летопись Нидерландов отмечает , что на Батангари обнаружено 42 места добычи золота, глубина которых достигает 60 метров, а в Керинчи они встретили золотодобытчиков. [31] До 19-го века легенда о золоте в районе Минангкабау все еще подталкивала Раффлза доказать это, и он числится первым европейцем, успешно достигшим Пагаруюнга через западное побережье Суматры. [32]
Влияния
[ редактировать ]Мигранты Минангкабау на протяжении многих лет добились успехов во многих областях и аспектах. Они оказывали большое влияние на политику многих королевств и государств Приморской Юго-Восточной Азии. Раджа Багинда мигрировал на юг Филиппин и основал султанат Сулу в 1390 году. [4] В период с 1558 по 1575 год раджа Сулейман был правителем королевства Майнила на территории современной Манилы , Филиппины . [4]
Заморские минангкабау также были вовлечены в политическое соперничество с буги после смерти султана Махмуд Шаха II в султанате Джохор . В 1723 году султан Абдул Джалил Рахмад Сях I, известный как Раджа Кечил , основал султанат Сиак в Риау . [33] Раджа Исмаил, внук Раджи Кесила, правившего Сиаком в 1761 и 1779–1781 годах, имеет влияние на восточном побережье Суматры, Малайском полуострове, южном Таиланде, а также Западном Калимантане . [17]
В 1773 году раджа Мелевар был назначен Янгом ди-Пертуан Бесаром в штате Негери-Сембилан . Середина двадцатого века, многие минангкабау за рубежом, такие как Ахмад Бостаман , Абдулла К.Д. , Рашид Майдин , Шамсия Факех и Хадиджа Сидек. [34] участвовали в движении за независимость Малайзии. После обретения Малайзией и Сингапуром независимости многие политики и министры были зарубежными Минангкабау, такие как Газали Шафи , Раис Ятим , Айша Гани и Мухаммад Юнос Абдулла. В то время как Юсоф бин Исхак был первым президентом Сингапура, а Туанку Абдул Рахман был первым верховным главой государства ( Янг ди-Пертуан Агонг ) Малайской Федерации.
«Зарубежный Минангкабау» также в подавляющем большинстве посвящен социально-религиозным деятелям, весьма влиятельным в малайском мире, таким как Мухаммад Ясин Аль-Фадани, плодовитый ученый, написавший множество книг. [35] а также Ахмад Хатиб, который стал учителем многих малайских ученых в Мекке. Трое его учеников: Ахмад Дахлан , Хасим Асияри и Сулейман ар-Расули основали Мухаммадию , Нахдлатул Улама и Перти соответственно. Мухаммадия была основана в 1912 году в Джокьякарте, но ее быстрое распространение по всей Индонезии во многом произошло благодаря усилиям торговцев и учителей Минангкабау. [36] Тахир Джалалуддин и Хамка были влиятельными учеными, издававшими свои собственные реформистские журналы «Аль-Имам» («Тахир») и «Панджи Масьяракат» («Хамка»). Тираж журнала охватывает Индонезию, Малайзию и Сингапур.
В конце 16 века проповедники Минангкабау преподавали ислам на Сулавеси , Борнео и Нуса-Тенгара островах . Дато ри Банданг, Дато ри Тиро и Дато ри Паттиманг, трое из которых были выдающимися улемами, распространяли слово ислама в королевствах Гова и Луву в Южном Сулавеси . [37]
Мохаммад Ямин , один из отцов-основателей Индонезии, добившийся успеха в объединении индонезийской идентичности с индонезийским языком . [38] Помимо Ямина, другие авторы Минангкабау, такие как Марах Русли , Абдул Муис , Сутан Такдир Алисджахбана , Хамка и Чайрил Анвар пионерами современной индонезийской литературы считались и , мигрировавшие на Яву с юности. Их произведения имеют влияние в Приморье Юго-Восточной Азии , помимо языка Минангкабау оказали сильное влияние на индонезийский язык . [39]
Влияния на малазийскую и сингапурскую культуру
[ редактировать ]Они также оказывают большое влияние на развитие малазийской и сингапурской культуры, в основном языка, кулинарии, музыки и боевых искусств. Зайнал Абидин Ахмад был писателем Минангкабау, модернизировавшим малайский язык. Чаклемпонг , традиционный музыкальный инструмент, был привезен в Малайзию народом Минангкабау еще в 14 веке. [40] Музаммил Псевдоним, известный под сценическим псевдонимом Варис, известен тем, что дал свежее дыхание минангской культуре в Малайзии. Кого нельзя забыть, так это Зубира Саида , автора Majulah Singapura (государственного гимна Сингапура).
Ренданг и Леманг — традиционная кухня Минангкабау, также популярная в Малайзии и Сингапуре. Историк Университета Андаласа , профессор Густи Аснан предполагает, что ренданг начал распространяться по региону, когда купцы и рабочие Минангкабау начали торговать и мигрировать в Малакку в 16 веке. [41] В настоящее время ресторан Minangkabau, известный как Nasi Padang Restaurant, является одним из самых заметных продуктовых ларьков в Малайзии и Сингапуре.
В настоящее время малайские жители в Негери-Сембилане и северной Малакке практиковали систему адата перпатих Минангкабау . [42] В отличие от адата теменггунга, система адат перпатих тщательно изучалась и анализировалась многими учеными.
Занятия
[ редактировать ]Многие минангкабау зарекомендовали себя как государственные служащие и служащие в местах своего проживания. Некоторые из них работают врачами, ремесленниками, писателями, журналистами, политиками, проповедниками и торговцами . Помимо рестораторов, значительное количество купцов Минангкабау было занято в текстильной, финансовой, гостиничной и больничной промышленности. Большинство традиционных рынков в крупных городах Индонезии занято торговцами текстилем Минанг. Хасим Нин , Абдул Латиф , Басризаль Кото , Насимуддин Амин и Камарудин Меранун были фигурами успешных бизнесменов Минангкабау.
Они также присутствуют в академической сфере, и многие зарубежные минангкабау занимают должности ректоров, деканов и директоров средних школ. [4] После обретения Индонезией независимости люди минангкабау мигрировали в качестве квалифицированных специалистов в Австралию , Японию , Европу и США .
Организации
[ редактировать ]Многие зарубежные минангкабау связаны с современными мусульманскими организациями, например, Мухаммадией, Перти и Советом индонезийских улемов . В городах они активно участвуют в деятельности мечетей, а также в управлении современными мусульманскими организациями. Несколько раз генеральный председатель Мухаммадии и Совета улемов Индонезии, а также почти весь председатель Перти задерживались мигрантами из Минангкабау.
Что касается местных учреждений, то большинство канагарцев (буквально «маленькое государство») в Минангкабау имеют зарубежные организации. У них есть филиалы, и они находятся в крупных городах Малайского архипелага. Несколько нагари с довольно большим количеством мигрантов также имеют филиалы в Австралия и США. [43] Их целью является содействие социальному, физическому, интеллектуальному, культурному и общему благополучию своих членов.
Упоминания о заграничном Минангкабау (Мерантау) в популярной культуре
[ редактировать ]Феномен странствий в обществе минангкабау часто становится источником вдохновения для художников, в первую очередь литературных.
Ссылки в литературе
- Хамка в своем романе «Мерантау в Дели » рассказывает истории о жизненном опыте кочевников Минанга, которые отправились в Дели и женились на яванской женщине. Другой роман «Тенгеламня Капал ван дер Вейк» рассказывает историю детей, которые возвращаются домой. В деревне он столкнулся с препятствиями со стороны коренных народов, членов семьи его отца.
- Роман Мары Русли , Ситти Нурбая и Салаха Асухана Абдула Муиса рассказывает историю кочевников Минанг. В этих романах рассказывается о пересечении минангской традиции и западной культуры.
- «Негери 5 Менара» Ахмада Фуади рассказывает об иммигрантах, которые учатся в школах-интернатах на Яве и в конечном итоге добиваются успеха.
- В другой форме, в своей работе под названием «Кемарау» , А.А. Навис приглашает зарубежное сообщество построить свой родной город Минанг.
Отсылки в фильме
- «Мерантау» - фильм о боевых искусствах 2009 года, в котором рассказывается история молодого человека из Минангкабау, который покидает свой родной город, чтобы преподавать силут , а также об испытаниях и невзгодах своего пути.
- Негери 5 Менара , экранизация одноименного романа.
- Тенгеламня Капал ван дер Вейк , экранизация одноименного романа.
См. также
[ редактировать ]- Минангкабау
- Негери Сембилан
- Заморские индонезийцы
- Индонезийские малазийцы
- Минангкабау Малазийцы
- Минангкабау сингапурцы
- Материал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кристин Доббин, Исламское возрождение в меняющейся крестьянской экономике: Центральная Суматра, 1784–1847 гг.; Керзон Пресс, 1983 г.
- ^ http://www.padeknews.com. Архивировано 2 июня 2015 г. в Wayback Machine. Варга Минанг, Мельбурн, Австралия. Дилепас Найк Хаджи. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Центральное статистическое бюро, перепись 2000 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Наим, Мохтар. Мигрант .
- ^ Центральное статистическое агентство. Таблица результатов переписи населения 2010 года в провинции ДКИ ДЖАКАРТА. Архивировано 13 ноября 2011 года на Wayback Machine , доступ осуществлен 11 марта 2012 года.
- ^ «Основная сводная статистика по территориям местных органов власти, Малайзия, 2010 г.» (PDF) .
- ^ Перепись 1990 года. Sunday Times, 28 июня 1992 года.
- ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова .
- ^ Jump up to: а б с Адья, Афандри (2022). Минангкабау в двух словах [ Minangkabau In A Nutshell ] (см. 1-е изд.). Издательства книг. ISBN 978-623-88007-3-5 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2022 года . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ Ньюболд, JT (1835). Очерк четырех штатов Минангкабоу во внутренней части Малайского полуострова,Журнал Азиатского общества Бенгалии 14 (январь-декабрь): с. 241-252
- ^ Галлик, Дж. (2003). История Негри Сембилана. Куала-Лумпур: Малайзийское отделение Королевского азиатского общества.
- ^ Доктор А. Мурад Мерикан (12 октября 2006 г.). «История восточного угла» . Утусан Мелаю (М) Бхд. Архивировано из оригинала 16 января 2014 года . Проверено 14 января 2014 г.
- ^ Нелмаварни Бунго, Нордин Хуссин; Миграция в Куала-Лумпур: традиции миграции и торговли сообщества Минанг, 2011 г.
- ^ https://www.thestar.com Жизнь на печально известной дороге красочна.
- ^ Название статьи [узурпировал] Названия дорог Малайзии: кто есть кто? [узурпировал] [узурпировал]
- ^ Раджа Али Хаджи
- ^ Jump up to: а б Тимоти П. Барнард, Тексты, Раджа Исмаил и насилие: Сиак и трансформация малайской идентичности в восемнадцатом веке, Журнал исследований Юго-Восточной Азии, Том. 32, № 3 (октябрь 2001 г.), стр. 331–342.
- ^ Замки, Лэнс (1967). Религия, политика и экономическое поведение на Яве: сигаретная индустрия Kudus . Йельский университет.
- ^ Сьямдани (2009). PRRI , восстание или нет . Медиа Прессиндо. ISBN 978-979-788-032-3 .
- ^ Азюмарди Азра , Трансформация исламской политики: радикализм, халифатизм и демократия, PPIM UIN Джакарта, 2016 г.
- ^ Зухаири Мисрави , Аль-Азхар: Башня знаний, реформ и Кибла улемов, Компас, 2010 г.
- ^ Поэз, Гарри А. В стране правителя: индонезийцы в Нидерландах 1600–1950 гг .
- ^ Поэз, Гарри А. Тан Малака. Автобиография .
- ^ http://www.antara-sumbar.com Проф. Доктор Х. Ахмад Сьяфи Маариф, Один из примеров традиционных продуктов Мерантау. Архивировано 7 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Беммелен Ван Р.В., (1970), Геология Индонезии , Хак.
- ^ Уитли П., (1961), Золотой Херсонес , Куала-Лумпур, стр. 177–184.
- ^ Кортесао А., (1944), Восточная Сума Томе Пиреса , Лондон: Общество Хаклюйта.
- ^ Марсден В., (1811), История Суматры , Лондон
- ^ NA, VOC 1277, Mission to Pagaruyung , fols. 1027r-v
- ^ Хаан, Ф. де, (1896), На среднюю Суматру в 1684 году , Батавия-Хаге, Альбрехт и Ко-М. Найхофф. 40р. 8vo пишет. Журнал индийского языка, земли и этнологии, том 39
- ^ Тоблер А., (1911), Джамби-Верслаг , Jaarboek van het Minjwezen в Nederlandsch Oost-Indie: Verhandelingen, XLVII/3.
- ^ Раффлз, София (1830), Мемуары о жизни и государственной службе сэра Томаса Стэмфорда Раффлза , Лондон: Дж. Мюррей.
- ^ «Седжара Сингкат Кераджаан Сиак» . Архивировано из оригинала 17 июля 2007 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Насир, Зулхасрил. Тан Малака, Левое движение Минангкабау в Индонезии, Малайзии и Сингапуре .
- ^ Ариеф Субхан, Индонезийский институт исламского образования: 20 век, 2012 г.
- ^ Ахмад Сьяфии Маариф, Независимость Мухаммадии в разгар борьбы за исламскую и политическую мысль, 2000 г.
- ^ «Седжара Ислам Нусантара» (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года . Проверено 18 января 2008 г.
- ^ Джон Монфрис, Различные общества, общее будущее: Австралия, Индонезия и регион, ISEAS, 2006 г.
- ^ Паау, Скотт; Одна земля, одна нация, один язык: анализ национальной языковой политики Индонезии; Рабочие документы Рочестерского университета по языковым наукам, Vol. 5, № 1, 2009 г.
- ^ Абдул Самад Идрис, Отношения Минангкабау с Негери Сембиланом с точки зрения истории и культуры, 1970
- ^ Urang Minang.com Это Ренданг Минанг, чемпион мира.
- ^ Оой Кит Джин, Исторический словарь Малайзии, 2009 г.
- ^ Индонезийский бизнесмен превращает церковь в Мельбурне в мечеть.