Этьен де Ла Боэти
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Декабрь 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Этьен де Ла Боэти | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 августа 1563 г. Жерминьян недалеко от Бордо, Франция. | (32 года)
Образование | |
Эра | Философия Возрождения |
Область | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | Классические исследования , философия права , поэзия , политическая философия |
Известные идеи | Добровольное рабство |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Этьен или Эстьен де Ла Боэти ( Французский: [выдержка из разговора ] , также [лодка] или [лодка] ; [ 1 ] Окситанский : Эстев де ла Боэтиа ; 1 ноября 1530 — 18 августа 1563) — французский судья, классик, писатель, поэт и политический теоретик, которого больше всего помнят за его крепкую и близкую дружбу с эссеистом Мишелем де Монтенем . [ 2 ] [ 3 ] Его ранний политический трактат «Рассуждение о добровольном рабстве» был посмертно принят движением гугенотов и иногда рассматривается как раннее влияние на современную антигосударственную , утопическую мысль и идею гражданского неповиновения . [ 2 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ла Боэти родилась в Сарла , в регионе Перигор на юго-западе Франции, в 1530 году в аристократической семье. Его отец был королевским чиновником региона Перигор, а мать — сестрой президента парламента Бордо (собрания юристов). Осиротевший в раннем возрасте, он был воспитан своим дядей и тезкой, священником Буильбонны, и получил степень юриста в Орлеанском университете в 1553 году. Его выдающиеся и не по годам развитые способности принесли Ла Боэти королевское назначение в парламент Бордо. в следующем году, несмотря на то, что он не достиг минимального возраста. Там он сделал выдающуюся карьеру судьи и дипломатического переговорщика до своей безвременной смерти от болезни в 1563 году в возрасте тридцати двух лет. Ла Боэти также был выдающимся поэтом и гуманистом, переводил Ксенофонта и Плутарха и был тесно связан с ведущей молодой Плеяды группой поэтов , включая Пьера де Ронсара , Жана Дора и Жана-Антуана де Баифа . [ 5 ] Ла Боэти был благосклонен к примирению католицизма и протестантизма ; «предупредил об опасных и вызывающих разногласия последствиях разрешения двух религий , что может привести к образованию двух противоборствующих государств в одной и той же стране. Максимум, что он позволил бы протестантам, - это право поклоняться наедине, и он указал на их собственную нетерпимость к католикам. Его политика религиозного мира заключалась в примирении и согласии посредством реформ в церкви, которые в конечном итоге убедили протестантов воссоединиться с католицизмом». [ 6 ] Он работал вместе с Монтенем в Бордо парламенте и увековечен в эссе Монтеня о дружбе . Некоторые историки [ 7 ] задавались вопросом, были ли эти двое любовниками или нет, но каждый из них, тем не менее, сыграл влиятельную роль в жизни друг друга.
Сочинения
[ редактировать ]Сочинения Ла Боэти включают несколько сонетов , переводы классических произведений и эссе, критикующее абсолютную монархию и тиранию в целом, Discours de la servitude volontaire ou le Contr'un ( «Рассуждение о добровольном рабстве, или Антидиктаторе» ). В эссе утверждается, что тираны обладают властью, потому что люди дают ее им. Свобода однажды была отвергнута обществом, которое впоследствии осталось развращенным и предпочло рабство куртизанки свободе того, кто отказывается доминировать, поскольку он отказывается подчиняться . Таким образом, Ла Боэти связал послушание и доминирование, отношения, которые позже были теоретизированы более поздними анархистскими мыслителями. Выступая за решение, заключающееся в простом отказе поддерживать тирана, он стал одним из первых сторонников гражданского неповиновения и ненасильственного сопротивления . Мюррей Н. Ротбард резюмирует политическую философию Ла Боэти следующим образом:
Для него великой тайной политики было подчинение правителям. Почему люди соглашаются на то, чтобы их грабили и иным образом угнетали правительственные повелители? Это не просто страх, объясняет Боэти в « Рассуждениях о добровольном рабстве» , поскольку требуется наше согласие. И это согласие может быть отозвано ненасильственным путем. [ 5 ]
Когда-то после заявлений Монтеня считалось, что Ла Боэти написала это эссе в 1549 году в возрасте восемнадцати лет, но недавние авторитеты утверждают, что «вероятно, что « Рассуждение» было написано в 1552 или 1553 году, в возрасте двадцати двух лет, а Ла Боэти был написан в 1552 или 1553 году, в возрасте двадцати двух лет. Боэти была в университете». [ 8 ] Некоторые исследователи Монтеня утверждали, что это эссе на самом деле было работой самого Монтеня. Эссе было распространено в частном порядке и опубликовано только в 1576 году, после смерти Ла Боэти. Он умер в Жерминьяне недалеко от Бордо в 1563 году. Его последние дни описаны в длинном письме Монтеня к его собственному отцу.
Влияние
[ редактировать ]В 20-м веке многие европейские анархисты начали ссылаться на Ла Боэти как на оказавшего влияние, в том числе Густава Ландауэра , Барта де Лигта и Симоны Вейль . [ 9 ] -автономист-марксист Мыслитель Джон Холлоуэй также цитирует его в своей книге « Взломай капитализм» , чтобы объяснить свою идею «разрыва с капитализмом». [ 10 ] Джин Шарп , ведущий теоретик ненасильственной борьбы, часто цитирует свою работу в книгах «Политика ненасильственных действий» и «От диктатуры к демократии» .
Галерея
[ редактировать ]-
Дискурс добровольного рабства
-
сочинений Полное собрание , 1892 г.
-
Дом Ла Боэти в Сарла
-
Место рождения Ла Боэти
Библиография
[ редактировать ]- Полное собрание сочинений , издания William Blake & Co., 1991. ISBN 2905810602 .
- Беседы о добровольном рабстве , Editions Mille et une nuits, 1997. ISBN 2910233944 .
- Беседы о добровольном рабстве , Издания Фламмарион, 1993. ISBN 2080703943 .
- Политика послушания: дискурс добровольного рабства , перевод Гарри Курца и введение Мюррея Ротбарда , Монреаль/Нью-Йорк/Лондон: Black Rose Books, 1997. ISBN 1551640899 .
- Политика послушания: дискурс добровольного рабства , перевод Гарри Курца и введение Мюррея Ротбарда , Free Life Editions, 1975. ISBN 091415611X .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поль Боннефон (1892). Полное собрание сочинений Эстьена де Ла Боэти (Бордо: К. Гунуйу и Париж: Ж. Руам и Cie.), стр. 385–386 (доступно онлайн в формате pdf на сайте Gallica ).
- ^ Jump up to: а б Кеохан, Наннерл О. (1977). «Радикальный гуманизм Этьена де ла Боэти». Журнал истории идей . 38 (1): 119–130. дои : 10.2307/2708844 . JSTOR 2708844 .
- ^ Курц, Гарри (1950). «Монтень и Ла Боэти в главе о дружбе». ПМЛА . 65 (4): 483–530. дои : 10.2307/459652 . JSTOR 459652 . S2CID 163176803 .
- ^ Маццокки, Пол (2018). «Желание, дружба и политика отказа: утопические загробные жизни рассуждений Ла Боэти о добровольном рабстве». Утопические исследования . 29 (2): 248–266. doi : 10.5325/utopianstudies.29.2.0248 . JSTOR 10.5325/utopianstudies.29.2.0248 . S2CID 149508037 .
- ^ Jump up to: а б Мюррей Ротбард . «Покончить с тиранией без насилия» .
- ^ Загорин, Перес. (2013). Как идея религиозной толерантности пришла на Запад . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1306142809 . OCLC 863671693 .
- ^ Олдрич, Роберт; Уотерспун, Гарри (2001). Кто есть кто в истории геев и лесбиянок: от древности до Второй мировой войны . Психология Пресс. ISBN 978-0415159821 .
- ^ Роквелл, Лью (11 февраля 2011 г.), с. 38. н. 2. «После того, как действительная дата написания « Рассуждения о добровольном рабстве» долгое время оставалась в рукописи, она остается предметом споров . в возрасте восемнадцати или даже шестнадцати лет было неверным. Как мы увидим ниже, заявление Монтеня, вероятно, было частью его более поздней кампании по защите репутации своего умершего друга путем отделения его от революционных гугенотов, которые претендовали на брошюру Ла Боэти как на свою собственность. Крайняя молодость имела тенденцию рассматривать «Рассуждение » в свете произведения настолько молодого, что его радикальное содержание вряд ли можно было воспринимать всерьез, поскольку внутренние данные, а также эрудиция, выраженная в произведении, делают вероятным, что «Дискурс» был написан в 1552 или 1553 году, в возрасте двадцати двух лет, когда Ла Боэти училась в университете». См. Поль Боннефон (1892), стр. 390–391; и Дональд Фрейм, Монтень: Биография (Нью-Йорк: Harcourt Brace, & World, 1965), стр. 71 (37–38 п. 2).
- ^ Роланд Блейкер (2000), « Народное инакомыслие». Человеческая деятельность и глобальная политика . Издательство Кембриджского университета, ISBN 0521778298 (стр. 86–87).
- ^ Джон Холлоуэй. Взломайте капитализм . Плутон Пресс (2010). п. 6. ISBN 0745330088 , 978-0745330082 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кеохан, Наннерл О. (1977). «Радикальный гуманизм Этьена де ла Боэти», Журнал истории идей . 38:119–130.
- Лабления, Эдмонд (1930). «Загадка «добровольного рабства»», Revue du Sixteenième siècle . 17:203–227 [английский].
- Подоксик, Ефрем (2003). «Эстьен де Ла Боэти и политика послушания», Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance . LXV(1): 83–95.
- Пресли, Шэрон (2008). «Ла Боэти, Этьен де (1530–1563)» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Институт Сейджа/Катона . п. 277. дои : 10.4135/9781412965811.n165 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Политика послушания: дискурс добровольного рабства , из Института Людвига фон Мизеса , онлайн-издание ( PDF ).
- (на английском языке) Discours de la servitude volontaire в переводе и с введением о его приеме .
- (на французском языке) Текст в Wikisource .
- Поэзия (на французском языке) .
- (на голландском языке) Беседа о добровольном рабстве (pdf)
- Etiennedelaboetie.net - сайт, посвященный творчеству и жизни Этьена де Ла Боэти.
- (на английском, немецком и французском языках) Этьен де Ла Боэти: Против добровольного рабства - Дискурс о падении тиранов, онлайн-выставка (2012).
- Работы Этьена де Ла Боэти в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1530 рождений
- 1563 смерти
- Люди из Сарла-ла-Канеда
- Католические философы
- Французские католики
- Сторонники ненасилия
- Французские политические философы
- Гуманисты эпохи Возрождения
- Французские философы XVI века.
- Французские писатели-мужчины XVI века
- Французские писатели-мужчины
- Либертарианские теоретики
- Протоанархисты
- Французские поэты XVI века.
- Французские поэты-мужчины
- Выпускники колледжа Гиенны