Маркиз де Сад в популярной культуре

было много разнообразных упоминаний о маркизе де Саде В популярной культуре , включая художественные произведения, биографии и более мелкие упоминания. Тезка психологического и субкультурного термина «садизм» , его имя используется по-разному, чтобы вызвать сексуальное насилие , распущенность и свободу слова . [ 1 ] В современной культуре его работы одновременно рассматриваются как мастерский анализ того, как работают власть и экономика, и как эротика. [ 2 ] Откровенно сексуальные работы Сада были средством выражения коррумпированных и лицемерных ценностей элиты его общества, из-за чего он оказался в тюрьме. Таким образом, он стал символом борьбы художника с цензурой. Использование Садом порнографических средств для создания провокационных работ, подрывающих преобладающие моральные ценности его времени, вдохновило многих других художников в различных средствах массовой информации. Жестокости, изображенные в его произведениях, породили понятие садизма. Работы Сада по сей день поддерживаются художниками и интеллектуалами, поскольку они поддерживают философию крайнего индивидуализма, которая стала реальностью в условиях экономического либерализма последующих столетий. [ 3 ]
За последние пятьдесят лет интерес к Саду возродился. Ведущие французские интеллектуалы, такие как Ролан Барт , Жак Деррида и Мишель Фуко, опубликовали исследования Сада. В последние годы интерес к Саду со стороны ученых и художников сохраняется. [ 1 ]
Пьесы
[ редактировать ]- Пьеса Питера Вайса под названием «Преследование и убийство Жан-Поля Марата» в исполнении обитателей приюта Шарантон под руководством маркиза де Сада , или для краткости Марата/Сада , представляет собой вымышленный рассказ о том, как Сад руководил играть в Шарантоне, где он провел много лет. В пьесе маркиз де Сад используется как циничный представитель духа чувств. Он спорит с Жан-Полем Маратом, олицетворяющим дух революции. [ 4 ]
- Японский писатель Юкио Мисима написал пьесу « Мадам де Сад» .
- Канадский писатель и актер Барри Изриф написал пьесу под названием «Сад» — моноспектакль, действие которого происходит в тюрьме Винсенна.
- Дуг Райт написал пьесу « Квиллс» — сюрреалистический рассказ о попытках губернаторов Шарантона подвергнуть цензуре сочинения маркиза, который был адаптирован в несколько менее сюрреалистический одноименный фильм .
Фильмы
[ редактировать ]Визуальные изображения Сада в кино впервые начали появляться в период сюрреализма. [ 5 ] Хотя на его темы снято множество порнографических фильмов , ниже приводится список наиболее значимых изображений:
- L'Age d'Or (1930), сотрудничество между режиссером Луисом Бунюэлем и художником-сюрреалистом Сальвадором Дали . Заключительный фрагмент фильма представляет собой кодовую фразу к «120 дням Содома» Сада , в которой четверо развратных дворян выходят из своего горного убежища. [ 5 ]
- Череп (1966), британский фильм ужасов по рассказу Роберта Блоха «Череп маркиза де Сада». Питер Кушинг играет коллекционера, которым овладевает злой дух маркиза, когда он добавляет в свою коллекцию украденный череп Сада. Маркиз появляется в прологе как разлагающийся труп, выкопанный грабителем могилы XIX века. В другой сцене персонаж дает краткий художественный отчет о жизни Сада, подчеркивая его репутацию «жука».
- Фильм «Марат/Саде» (1966) режиссера Питера Брука , который также поставил первую англоязычную постановку. Патрик Маги играет маркиза. [ 4 ]
- Маркиз де Сад: Жюстин (1968), режиссер Хесус Франко . Клаус Кински появляется в роли Сада, пишущего рассказ в своей тюремной камере.
- Евгения… История ее путешествия в извращение, также известная как «Философия в будуаре» (1969). Еще один фильм Франко, на этот раз с Кристофером Ли в роли Дольмана.
- Де Сад (1969), романтизированная биография, написанная Ричардом Мэтисоном и поставленная Саем Эндфилдом . В фильме более или менее представлены основные события из жизни Сада, какими мы их знаем, хотя и в очень галлюцинаторной форме. Нагота и сексуальное содержание фильма были печально известны на момент его выхода, и Playboy опубликовал на его основе разворот. Кейр Дуллеа играет маркиза (здесь его зовут Луи Альфонс Донатьен) в актерском составе, в который входят Лилли Палмер , Сента Бергер , Анна Мэсси и Джон Хьюстон .
- Эжени де Сад (1970), еще одна экранизация Хесуса Франко . Адаптирует рассказ Сада «Эжени де Франваль», хотя действие происходит в 20 веке.
- За пределами любви и зла (1971), оригинальное название «Философия в будуаре» , французский фильм, адаптированный по пьесе де Сада «Философия в спальне». Действие происходит в наши дни: культ развратных гедонистов резвится в отдаленном элегантном особняке.
- Жюстин де Сад (1972), режиссер Клод Пирсон . Точная интерпретация рассказа Сада, хотя и лишенная размаха Франко.
- «Сало, или 120 дней Содома» (1975) режиссера Пьера Паоло Пазолини , пожалуй, самая известная кинематографическая адаптация де Сада. Пазолини переносит обновленный роман Сада в фашистскую Италию как комментарий к злоупотреблениям власти и превращению человека в товар.
- «Жестокая страсть» (1977), смягченное переиздание « Жюстин» Де Сада с Ку Старк в роли многострадальной героини.
- Дом Де Сада (1977), фильм с рейтингом X, сочетающий в себе секс и S&M в доме, населенном духом де Сада. Ванесса дель Рио . Звезда
- Восковая фигура (1988), еще один фильм ужасов. В этом фильме люди через картины в комнате ужасов попадают в жизнь злых людей, которых они представляют. Двое героев переносятся в мир маркиза, где их мучают Шад ( Дж. Кеннет Кэмпбелл ) и заезжий принц, которого играет режиссер Энтони Хикокс.
- Маркиз (1989), совместная французско-бельгийская постановка, сочетающая в себе кукольный театр и анимацию, чтобы рассказать причудливую историю о маркизе (буквально изображенном как осел, озвученный Франсуа Мартуре ), заключенном в дореволюционную Бастилию.
- «Ночные ужасы» (1994), еще один фильм ужасов, в котором использован образ бугимена Шаде. Изображение последних дней маркиза перемежается с историей его современного потомка, серийного убийцы. Режиссером фильма стал Тоуб Хупер из «Техасской резни бензопилой» , а икона ужасов Роберт Инглунд из «Кошмара на улице Вязов» (и его многочисленных сиквелов и побочных эффектов) сыграл и маркиза, и его потомка.
- Маркиз де Сад , он же Тёмный принц (1996). Маркиз ( Ник Манкузо ) соблазняет молодую девушку из своей тюремной камеры. По мотивам его жизни и романа Сада «Жюстин» .
- Сад (2000), режиссер Бенуа Жако . Даниэль Отей играет Сада, заключенного в загородном поместье вместе с несколькими другими знатными семьями и занимающегося сексуальным воспитанием молодой девушки в тени гильотины.
- «Пёрья» (2000), экранизация пьесы Дуга Райта режиссёра Филипа Кауфмана . Романтизированная версия последних дней Сада, поднимающая вопросы порнографии и социальной ответственности. Джеффри Раш играет Шаде в актерском составе, в который также входят Кейт Уинслет , Хоакин Феникс и Майкл Кейн . В фильме де Сад изображен как борец за литературную свободу, мученик за свободу слова. Защита де Сада в фильме, по сути, является защитой кинематографической свободы. [ 6 ] Фильм был вдохновлен заключением де Сада и борьбой с цензурой в его обществе. [ 3 ] В фильме показано сильное влияние фильмов ужасов Хаммера , особенно в ключевой сцене, где администратор приюта Кейн запирает Уинслета в камере с заключенным-убийцей, что в точности повторяет сцену из «Проклятия Франкенштейна» .
- «Безумие» (2005, чешское название «Šílení »): чешский фильм режиссёра Яна Шванкмайера . По мотивам рассказов Эдгара Аллана По и вдохновлен произведениями маркиза де Сада. Фигура Саде как персонаж.
В искусстве
[ редактировать ]Многие художники- сюрреалисты проявляли большой интерес к маркизу де Саду. Первый «Манифест сюрреализма» (1924) заявил, что «Сад — сюрреалист в садизме». Гийом Аполлинер нашел редкие рукописи Сада в Национальной библиотеке в Париже. В 1909 году он опубликовал избранное из своих сочинений, где представил Сада как «самый свободный дух, который когда-либо жил». Сад прославлялся в сюрреалистической периодике. В 1926 году Поль Элюар писал о Саде как о «фантастическом» и «революционном». Морис Гейне собрал рукописи Сада из библиотек и музеев Европы и опубликовал их между 1926 и 1935 годами. Отрывки оригинального проекта « Жюстин» были опубликованы в журнале Le Surréalisme au service de la revolution . [ 5 ]
Художник-сюрреалист Ман Рэй восхищался Садом, потому что он и другие сюрреалисты считали его идеалом свободы. [ 3 ] По словам Рэя, Гейне принес в свою студию оригинал рукописи « 120 дней Содома» 1785 года , чтобы его сфотографировали. Изображение Мана Рэя под названием «Памятник Дафу де Саду» появилось в журнале «Сюрреализм на службе революции» . [ 5 ]
Другие работы
[ редактировать ]- Писатель Жорж Батай применил методы Сада в описании сексуальных преступлений, чтобы шокировать и провоцировать читателей. [ 3 ]
- В Харлана Эллисона « научно-фантастической антологии Опасные видения » (1967) Роберт Блох написал рассказ под названием «Игрушка для Джульетты», главный герой которого был назван в честь произведений Сада и использовал приемы, основанные на них.
- Комедийную защиту де Сада дал лорд Бакли в своей книге «Плохое издевательство над маркизом де Садом» в 1969 году.
- Блох также написал рассказ под названием «Череп маркиза де Сада», в котором коллекционер становится одержимым жестоким духом маркиза после кражи титульного предмета. История легла в основу фильма «Череп» (1966) с Питером Кушингом и Патриком Уаймарком в главных ролях .
- Польский писатель-фантаст Станислав Лем написал эссе, в котором анализирует теоретико-игровые аргументы, которые появляются в романе Сада «Жюстина» . [ 7 ]
- Sadeness (Part I) — хит немецкого музыкального проекта Enigma 1990 года , чувственный трек, предположительно основанный на «опросе» сексуальных желаний маркиза де Сада.
- В фильме Жюстин Эттлер « Река Офелия» (1995) главная героиня Жюстин пишет диссертацию о творчестве Сада.
- Маркиз де Сад появляется как неигровой персонаж в видеоигре Assassin's Creed Unity 2014 года , где он помогает главному герою в его миссии по устранению нескольких влиятельных революционных деятелей. Он возвращается в DLC Dead Kings .
- Песня под названием « De Sade » вошла в альбом метал- группы Slipknot 2022 года The End, So Far .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Филлипс, Джон, 2005, Маркиз Де Сад: очень краткое введение , Oxford University Press, ISBN 0-19-280469-3 .
- ^ Гуинс, Райфорд и Круз, Омайра Сарагоса, 2005, Популярная культура: читатель , Sage Publications, ISBN 0-7619-7472-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Макнейр, Брайан, 2002, Культура стриптиза: секс, СМИ и демократизация желания , Рутледж, ISBN 0-415-23733-5 .
- ^ Jump up to: а б Дэнсигер, Кен, 2002, Техника монтажа фильмов и видео: история, теория и практика , Focal Press, ISBN 0-240-80225-X .
- ^ Jump up to: а б с д Бейт, Дэвид, 2004, Фотография и сюрреализм: сексуальность, колониализм и социальное инакомыслие , И.Б. Таурис, ISBN 1-86064-379-5 .
- ^ Раенго, Алессандра и Стэм, Роберт, 2005, Литература и кино: Руководство по теории и практике киноадаптации , Блэквелл, ISBN 0-631-23055-6 .
- ^ Иштван Чичери-Ронай-младший (1986). «Двадцать два ответа и два постскриптума: Интервью со Станиславом Лемом» . Университет ДеПау.