Мадам де Сад
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |

«Мадам де Сад» — пьеса Юкио Мисимы , написанная в 1965 году . Впервые он был опубликован на английском языке, переведен Дональдом Кином издательством Grove Press и в настоящее время не издается.
«Мадам де Сад» — историческая художественная пьеса, написанная Мисимой Юкио и опубликованная в 1965 году. В основу пьесы легла жизнь Рене де Сад (урожденная Пелажи), жены печально известного маркиза де Сада . В нем подробно рассказывается о борьбе Рене, ее семьи и знакомых в различные периоды заключения маркиза. Все персонажи на сцене — женщины. Прочитав о маркизе и мадам де Сад, Мисима задался вопросом, почему Рене ждала, пока маркиз наконец выйдет из тюрьмы, чтобы оставить его.
В марте 2009 года лондонский склад Donmar Warehouse постановку поставил в Wyndham's Theater под руководством Майкла Грандеджа . В главных ролях снимались Розамунд Пайк (в главной роли) и Джуди Денч в роли ее матери, мадам Де Монтрей. Фрэнсис Барбер , Дебора Финдли , Дженни Галлоуэй В главных ролях снялись и Фиона Баттон.
Джуди Денч была вынуждена пропустить несколько выступлений после того, как споткнулась о кулисы и сильно вывихнула лодыжку, поэтому ее дублерша Марджори Хейворд взяла на себя роль. Когда Денч вернулась через четыре дня после травмы, она выступала с тростью. [ 1 ]
Персонажи
[ редактировать ]РЕНЕ, маркиза де Сад
Г-ЖА ДЕ МОНТРЕЙ, Мать Рене
АНН, младшая сестра Рене
БАРОНЕССА СИМИАНА
ГРАФИНЯ СЕН-ФОНД
ШАРЛОТТА, Экономка мадам де Монтрей
(Мадам де Сад, стр. iii)
Персонажи
По мнению Мисимы, каждый персонаж символизирует ту или иную форму человеческой природы, поэтому пьеса действует как аллегория. Он описывает их следующим образом. Мадам де Сад (Рене) олицетворяет женскую преданность; Госпожа де Монтрей — это закон, общество и мораль, Анна (младшая сестра Рене) проявляет женское простодушие и беспринципность; г-жа де Симен за религию; Госпожа де Сен-Фонд для плотских желаний, а Шарлотта (экономка) для простого народа. (стр. 107 Авторское сообщение мадам де Сад)
Сюжет
[ редактировать ]Акт первый
[ редактировать ]Действие первого акта происходит в салоне в Париже, Франция, в доме мадам де Монтрей осенью 1772 года. В этом акте мы знакомимся со всеми персонажами и даем представление об их личностях. Первый акт также является первым и единственным актом, в котором все шесть персонажей появляются на сцене (баронесса де Симиан отсутствует во втором акте, а графиня де Сен-Фон отсутствует в третьем акте). Сцена начинается с того, что Симиан и Сен-Фон ждут в салоне после того, как их вызвала мадам де Монтрей. Вскоре мы узнаем, что Монтрей пригласил их к себе домой за услугой. Она просит их использовать свое влияние, чтобы вызволить ее зятя, маркиза де Сада, из тюрьмы. Обе дамы обещают свою помощь: Симиан использует свои влиятельные связи в церкви, а Сен-Фонд - свою сеть любовников и товарищей по постели.
Вскоре приезжает Рене, и мы узнаем, что маркиз сбежал из тюрьмы и уже несколько месяцев находится в бегах. После краткого обсуждения графиня и баронесса извиняются, оставляя Рене и ее мать обсудить вопрос о маркизе. Рене умоляет мать спасти ее мужа от тюрьмы, и пара вступает в ссору. Монтрей требует сообщить местонахождение маркиза, но Рене отрицает, что ей что-либо известно о его местонахождении. Спор заканчивается, когда стресс сказывается на Рене, и она теряет сознание.
Когда Монтрей и Рене уходят со сцены, на сцену выходят сестра Анна и экономка Шарлотта. Похоже, Энн выражает Шарлотте нежелание видеться со своей сестрой прямо перед тем, как ее мать вернется на сцену. Энн рассказывает, что она только что вернулась из поездки в Венецию, Италия, с подругой, имя которой она не сразу называет. После дальнейшего расследования со стороны матери она выясняет, что ее попутчиком является не кто иной, как ее зять маркиз де Сад. Затем Анна рассказывает матери, что у нее был роман с маркизом и что Рене знала как об этом романе, так и о местонахождении маркиза.
Наткнувшись на новость об измене зятя с Анной, Монтрей возмущается. Убедив Анну раскрыть местонахождение маркиза, Монтрей немедленно просит Шарлотту написать три письма. Первые два предназначены для графини де Сен-Фон и баронессы де Симиан, говорящих им прекратить свои усилия от имени де Сада; третье письмо — королю Франции. Монтрей готовится доставить письма, и первый акт заканчивается.
Акт второй
[ редактировать ]Действие второго акта происходит шесть лет спустя, в сентябре 1778 года. Анна и Рене встречаются на сцене, и Анна сообщает, что у нее есть письмо. После беззаботной борьбы между сестрами Рене отбирает письмо у Анны. В письме сообщается, что суд над маркизом де Садом был повторен, ему назначен меньший приговор и он должен быть освобожден из тюрьмы. Рене приходит в восторг. Две женщины начинают обсуждать разлад, возникший за последние шесть лет между Рене и их матерью, и то, как Рене теперь видит, что ее мать снова начала помогать де Саду.
Затем женщины идут к своей матери, и все трое начинают обсуждать истинную природу маркиза, исходя из своего понимания. Когда Рене начинает выражать желание вернуться домой и подготовить поместье в Ла Косте к приезду мужа, Анна и Монтрей начинают переглядываться. Монтрей уговаривает Рене остаться с ней еще немного, а Рене продолжает хвалить свою мать за то, что она помогла освободить маркиза. Монтрей пытается внушить Рене необходимость вести себя морально и социально приемлемо. Когда Монтрей начинает осуждать маркиза де Сада, Рене и Анна бросаются на его защиту, а Анна рассказывает о своей поездке в Венецию. Пока женщины продолжают спорить, в комнату входит Шарлотта и сообщает им, что графиня де Сен-Фон приехала с визитом. Почти сразу после объявления о ее прибытии в комнату входит Сен-Фонд.
Графиня Сен-Фон объясняет, что у нее было откровение, и ей пришлось немедленно увидеться с Монтрейем, чтобы сообщить ей. Сен-Фон начинает рассказывать собравшимся на сцене дамам о своих последних подвигах в мир эротического и профанного. Недавно она участвовала в черной мессе и использовалась в качестве алтаря. Во время мессы она пришла к выводу, что ничем не отличается от маркиза: «...Я поняла, кто такой Альфонс». ... «Альфонс был самим собой». Когда Монтрей и Анна начинают высмеивать Сен-Фона, графиня спрашивает Рене о дате, написанной на объявлении об освобождении Альфонса. Рене понимает, что это произошло за полтора месяца до того, как мать сообщила ей об этом объявлении. Между Рене, ее матерью и Анной вспыхивает спор, и графиня подстрекает Рене. По мере развития спора Анна спрашивает Сен-Фона, не хочет ли она продолжить прогулку; пара уходит вместе, оставляя Рене и Монтрея продолжать борьбу. Мать Рене отчаянно умоляет ее покинуть маркиза, но Рене отказывается. Монтрей сообщает Рене, что у нее есть частный детектив, шпионящий за маркизом и Рене. Следователь видел, как Рене принимала участие в некоторых эротических садомазохистских мероприятиях маркиза и подвергалась насилию. Рене осуждает свою мать; Монтрей говорит дочери, что, если она останется с маркизом де Садом, она станет изгоем. Рене говорит своей матери, что, когда дела шли хорошо и статус Альфонса давал ей влияние в семье, она была совершенно довольна браком, но когда у Альфонса были проблемы и его репутация больше не помогала ее семье, она осудила его. Чем больше Рене осуждает свою мать, тем больше расстраивается Монтрей, пока она, наконец, не оказывается на грани.
Монтрей: «Рене, я дам тебе пощечину!»
Рене: «Давай! Но что бы ты сделал, если бы я свернулась калачиком от удовольствия, когда меня ударили?»
Монтрей: «Ох… когда ты говоришь это, твое лицо…»
Рене (делает шаг вперед): «Да, а что насчет моего лица?»
Монтрей (повышает голос): "...похоже на Альфонса. Боюсь."
Рене (смеется): «У мадам де Сен-Фон было для этого слово: «Альфонс — это я»!»
И второй акт заканчивается.
Акт третий
[ редактировать ]К концу пьесы каждый от чего-то отказался или принес какую-то жертву. Мадам де Сад планирует уйти в монастырь; Анна оставляет дом и семью и переезжает с мужем в Италию; Мадам де Симиан тоже ушла в монастырь; Мадам де Сен-Фон растоптана толпой, которая благоговейно выставляет ее труп напоказ по улицам; а мадам Монтрей теряет обеих своих дочерей (хотя, возможно, не навсегда), которые уезжают. Шарлотта - единственная, кто в конце концов выигрывает, поскольку она утрачивает кроткое и покорное поведение.
История выступлений
[ редактировать ]Первое выступление мадам де Сад состоялось 14 ноября 1965 года в зале «Кинокуния» в Токио. Режиссер Такео Мацуура, продюсер Новый литературный театр. Яцуко Таннами сыграла Рене; Йоши Минами сыграла мадам де Монтрей; Анну сыграла Хидеко Мурамацу; Баронессу де Симиан сыграла Нацуко Кахара; Графиню де Сен-Фон сыграла Мики Масаки; а Шарлотту сыграл Джунко Мияучи.
Ингмар Бергман поставил спектакль в Королевском драматическом театре в 1989 году со Стиной Экблад в роли главной героини Рене, Мари Ричардсон в роли ее сестры и Анитой Бьорк в роли их матери. В 1992 году режиссер снял телеверсию постановки.
В 2008 году «Мадам де Сад» была представлена во Франции и получила восторженные отзывы критиков.
В апреле 2009 года «Мадам де Сад» выступила в лондонском «Донмар Вест-Энд» и получила неоднозначные отзывы критиков. Розамунд Пайк сыграла Рене; Джуди Денч сыграла мадам де Монтрей; а Фрэнсис Барбер сыграла графиню де Сен-Фон.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джуди Денч возвращается после травмы» . 24 марта 2009 г.