Распад ангела
Автор | Юкио Мисима |
---|---|
Оригинальное название | Теннин Госуи (Пять предзнаменований ангела смерти ) |
Переводчик | Эдвард Зайденстикер |
Язык | японский |
Ряд | Море плодородия |
Издатель | Шинчоша (оригинал) и Альфред А. Кнопф (англ. пер.) |
Дата публикации | 25 февраля 1971 г. |
Место публикации | Япония |
Тип носителя | Печать ( твердый переплет , мягкая обложка ) |
Страницы | 271р |
ISBN | 1-135-14469-9 (англ. пер. первое издание, твердый переплет) |
Предшественник | Храм Рассвета |
«Распад ангела» ( 天人五衰 , Теннин Госуи ) — роман Юкио Мисимы , четвёртый и последний в его тетралогии «Море плодородия» . Он был опубликован в «Синчося » (оригинал) 25 февраля 1971 года, через три месяца после самоубийства Юкио Мисимы.
Объяснение названия
[ редактировать ]В буддийских писаниях Дэвы (天部 tenbu ) — смертные ангелы. Пять признаков распада ангела таковы:
- Цветочная крона увядает,
- Пот льётся из подмышек,
- Халат испачкан,
- Они теряют самосознание или становятся неудовлетворенными своим лотосным сиденьем.
- Тело становится зловонным или перестает излучать свет, или веки дрожат.
Тору, чья чистота заключается только в его злобном самодовольстве, представляет собой выродившуюся пародию на идеализированного Кийоаки.
Сюжет
[ редактировать ]В «Распад ангела» последней книге тетралогии «Море плодородия» Сикегуни Хонда, судья в отставке, усыновляет сироту-подростка Туру Ясунагу, которого он считает третьей подряд реинкарнацией умершего школьного друга. В этой книге, которая также считается завещанием Юкио Мисимы, Сигэкуни Хонда наблюдает за эволюцией Японии в 20 веке. Прогрессивная потеря Японии традиционных ценностей и вестернизация как на индивидуальном, так и на социальном уровне, начавшаяся в «Весеннем снеге» , в последней книге предстает как новая, универсализированная Япония. В «Весеннем снегу » верный друг Киёаки и молодой кандидат в адвокаты, судья в « Беглых лошадях » и философ в «Храме зари » Сигэкуни Хонда представлен стариком, судьей в отставке в книге « Распад Ангел . На протяжении трех предыдущих книг Хонда, пытавшаяся защитить самого Кийоаки и его реинкарнации от смерти, каждый раз терпит неудачу, а в этой книге речь идет о последнем реинкарнации Тору, который позже оказывается подделкой. Мы видим, что Хонда, который считает Тору реинкарнацией Кийоаки, пытается обучать и защищать его на протяжении всего романа, но мы видим, что реакция Тору на такое поведение оказывается негативной и пытается каким-то образом обмануть его и добиться превосходства. На самом деле, когда Тору не умирает в возрасте 20 лет, как в каждой реинкарнации, выясняется, что он фальшивый. В конце книги Хонда посещает храм Гэссю, чтобы увидеть Сатоко, возлюбленную Кийоаки в первой книге. Хонда изображает Сатоко, которая теперь является настоятельницей, ничуть не потерявшей своей чистоты и красоты. Роман заканчивается знаком вопроса. Когда Хонда узнает, что Сатоко ничего не помнит об их прошлом, он сомневается в своем существовании в мире и думает, что, возможно, его никогда не существовало. Написав последние строки «Распада ангела», писатель Юкио Мисима умер в 1970 году, покончив с собой.
Хонда находит Туру (гл. 1-10)
[ редактировать ]Роман открывается в субботу, 2 мая 1970 года, морским пейзажем у побережья полуострова Идзу . Туру Ясунага — 16-летний мальчик-сирота, который работает в Симидзу сигнальщиком, определяя корабли с помощью телескопа и уведомляя офисы в гавани Симидзу. Он работает 24-часовую смену каждые три дня со смотровой башни на берегу Комагоэ, построенной на резервуаре для воды, выращиваемом клубникой. Хонда, прогуливаясь по берегу, мимоходом замечает это.
Позже, той же ночью, Туру на посту посещает его друг Кинуэ, сумасшедшая девушка, которая считает, что она невероятно красива и что все мужчины гонятся за ней. Кинуэ рассказывает ему длинную историю о том, как мальчик приставал к ней в автобусе. После полуночи в своем доме в Хонго Хонда мечтает об ангелах, летающих над сосновой рощей Михо , которую он посетил в тот день.
В 9 утра смена Туру заканчивается, и он едет на автобусе домой в свою квартиру. У него есть ванна, и мы видим, что у него те же три родинки, что и у Кийоаки. В главе 7 объясняется, что жена Хонды Ри умерла и что Кейко, счастливая одинокая лесбиянка, стала для него платонической спутницей. Они вместе путешествовали по Европе и устраивали вечеринки канаста. Хонда озабочен жизнью своей мечты и прошлым, у него проблемы с экономкой и горничными. В старости Кейко посвятила себя изучению японской культуры, но ее знания вторичны и поверхностны, и Хонда называет это «морозильной камерой, полной овощей».
Они посещают сосновую рощу Михо, туристическую ловушку, которую Хонда уже видел и которая ей не понравилась. Их фотографируют, просовывая головы в отверстия в доске, разрисованной так, чтобы они выглядели как Джирочо и его жена Очо, которые были боссами гавани Симидзу в 19 веке. Они видят гигантскую умирающую сосну, где, согласно » Зеами « Перьевому одеянию , ангел якобы оставил свое одеяние и должен был танцевать для укравшего его рыбака, чтобы вернуть его. Они также ходят в храм Мио.
По пути домой они останавливаются на сигнальной станции, которую Хонда видела несколько дней назад. Его странно тянет к этому, и они заходят внутрь, чтобы осмотреться. Поскольку Туру носит только нижнюю рубашку, Хонда видит родинки на его боку. Вернувшись в машину, Хонда объявляет о своем намерении усыновить мальчика.
Усыновление (гл. 11-20)
[ редактировать ]В гостиничном номере Кейко на Нихондайре Хонда объясняет ей значение родинок и рассказывает всю историю двух предыдущих реинкарнаций Кийоаки. Она неохотно принимает эту историю. Хонда дает обещание никому не рассказывать, особенно Туру. 10 августа Туру узнает, что его расследуют детективы, благодаря истории Кинуэ, а позже в том же месяце его посещает дома суперинтендант, который объявляет о намерении Хонды усыновить ребенка. В главе 16 раскрываются размеры богатства Хонды; разумно вложив состояние, полученное им после войны, он стал миллионером.
К октябрю Туру переехал в дом в Хонго и получает уроки манеры поведения за столом и других социальных навыков. Хонда стремится защитить его от преждевременной смерти и пытается привить ему цинизм, которого не хватало Кийоаки, Исао и Ин Чану. У Туру работают три репетитора. В конце ноября учитель литературы Фурусава приводит его в местную кофейню и рассказывает политическую притчу о природе самоубийства и власти. Туру внезапно чувствует к нему неприязнь и организует его увольнение. Наслаждаясь ощущением власти, которое это дает ему, он ищет более забавную жертву.
Момоко (гл. 21-25)
[ редактировать ]В конце весны 1972 года двое друзей Хонды пытаются устроить брак Туру и их дочери Момоко Хаманака. После ужина Момоко показывает фотоальбомы Туру в ее комнате, и он решает причинить ей боль. Обе семьи отправляются в отпуск в Симода ; именно там Хонда понимает, что Туру тайно враждебно относится к Момоко.
По мере развития скромных отношений Туру анализирует Момоко и, разговаривая с ней в саду Коракуэн примерно через год после их первой встречи, решает заставить ее ревновать, приобретя вторую девушку. По пути домой из школы в гоу-гоу-холле он встречает 25-летнюю девушку, называющую себя «Нагиса» (мисс Бринк), и через несколько дней они занимаются сексом. Нагиса дарит ему медальон с ее монограммой. Момоко не замечает этого, пока они вместе не идут плавать, и дает букве «N» безобидную интерпретацию. Только когда Нагиса приближается к Туру в кофейне, у нее пробуждается ревность.
Момоко бросает медальон в канал и настаивает, чтобы Туру покинул Нагису. Туру утверждает, что он не может сделать это в одиночку, и диктует Момоко письмо, которое нужно отправить Нагисе. В письме Момоко заставляют солгать, что ее семья испытывает финансовые трудности и что ей нужно выйти замуж за Туру из-за его денег. Момоко надеется вызвать чувство вины у Нагисы. После того, как письмо доставлено, Туру идет в квартиру Нагисы, выхватывает его у нее и относит Хонде. Брак расторгнут.
Несколько месяцев спустя, в начале октября 1973 года, Хонда и Туру посещают Иокогаму и беседуют в гавани. Туру понимает, что Хонда догадался, что письмо было фальшивым, и что он удовлетворен хитростью, которую проявляет его приемный сын. Туру в ярости из-за того, что его так легко заметили, и бросает свой дневник в воду. В конце 1973 года он оканчивает школу и поступает в университет.
Конец (гл. 26-30)
[ редактировать ]Весной 1974 года Туру достигает совершеннолетия и отказывается от всех притворств. Он становится агрессивным по отношению к Хонде и запугивает его, заставляя добиваться всего, перемещая Кинуэ в хижину в глубине сада, свободно тратя деньги и оскорбляя горничных. 3 сентября 1974 года Хонда была поймана за шпионажем за парами в парке, и об этом инциденте сообщили в газетах; Туру пытается объявить его старцем.
20 декабря Туру идет на рождественскую вечеринку к Кейко. К его изумлению, он единственный гость. Кейко раскрывает истинные мотивы Хонды усыновить его и весело объясняет, что, если он не умрет в 1975 году, он, должно быть, мошенник. Туру возвращается домой и требует дневник снов Кийоаки. 28 декабря Туру сжигает дневник и пытается покончить жизнь самоубийством, выпив метанол , но это только ослепляет его, и он выживает. Хонда узнает, что Кейко предала его, и разрывает с ней контакт. Туру теряет всякую мотивацию и проводит дни с Кинуэ в ее коттедже. Кийоаки В конце концов Хонда приходит к выводу, что Туру на самом деле не был реинкарнацией .
Примерно в это же время Хонду мучают боли, с которыми он ничего не делает в течение нескольких месяцев. 22 июля 1975 года, незадолго до визита в больницу, Хонда впервые с февраля 1914 года идет в храм Гэссю. Сатоко, которая сейчас является настоятельницей, принимает его, но во время их разговора он упоминает Кийоаки, и она утверждает, что никогда не знала кто-нибудь с таким именем. Сбитый с толку и опустошенный, Хонда отвечает: «Возможно, тогда не было никакого «я». В финальной сцене книги Хонда по приглашению Сатоко прогуливается по храмовому саду, месту, у которого «ни воспоминаний, ничего».
Персонажи
[ редактировать ]- Главные персонажи
- Сигэкуни Хонда (1895–1975)
- Кейко Хисамацу
- Туру Ясунага (род. 20 марта 1954 г.)
- Кинуэ, сумасшедшая девушка (род. 1949).
- Фурусава, один из трех наставников Туру.
- Сигэхиса и Таэко Хаманака
- Момоко Хаманака, их дочь
- Нагиса, женщина Туру играет против Момоко.
- Цуне, горничная, нанятая Туру.
- Настоятельница Гэссюдзи, бывшая Аякура Сатоко (р. 1893).
- Второстепенные персонажи
- Две белые русские женщины, бизнесмен на пенсии и учительница аранжировки цветов.
- Старик, нанесший ножевое ранение женщине в парке, и допрашивающий полицейский
- Товарищ-вуайерист
- Суперинтендант по доставке
- Монахини монастыря Гэссю и управляющий
Основные темы
[ редактировать ]Некоторые биографы считают Туру и Хонду автопортретами автора.
- Упадок современности
- Пустота старости
- Расчет против спонтанного действия
- Башни из слоновой кости
- Невинная пылкость + совершенство = красота
- Неизбежно физическая природа понятия красоты
- Восхищение «людьми действия» как сублимированный вуайеризм
- Самоубийство как уничтожение ненавистного мира
- Самоубийство как способ «утверждения» себя (анекдот Фурусавы в 18 главе о мышке, которая тонет в корыте для белья, чтобы кот не смог ее съесть)
- Просторы буддийской вселенной
- Ничто, нигилизм
- Потеря памяти
Прием
[ редактировать ]Ричард Т. Келли из The Guardian раскритиковал «Распад ангела» как поспешность, но также сказал, что заключение «во многом искупает» это. [1]
Ссылки на другие работы
[ редактировать ]- Итидзё Канэра (1402–1481), придворный, синтезировал конфуцианство , буддизм и синтоизм . Он упоминается только во второй главе в связи с легендой о Хагоромо . Он 15 века, а не 14, как указано в переводе.
- Хагоромо («Перьевая мантия»), Но пьеса Дзеами Мотокиё.
- «Числовые высказывания» или Экоттара-агама ( Ангуттара Никайя ), часть Сутта-Питаки («корзины нитей/диалогов») в Трипитаке . Разделенный на 11 разделов, он посвящен вещам, примеров которых всего 1, 2, 3... 11.
- Жизнь Будды (не идентифицирован)
- ( (Маха)майя-сутра T12b:383 в Тайсё Трипитаке ) о Майе Деви , матери Шакьямуни ( Будды )
- Абхидхарма -махавибхаса-састра , комментарий к Джняна-прастхане («Утверждение знания»), который состоит из восьми разделов, посвященных, соответственно, различным темам, оковам, знанию, намеренным действиям, четырем материальным элементам, контролирующим способностям. , медитация и взгляды. ( источник )
- Свиток Китано в храме Китано , Киото.
- Туру называет своего любимого художника Андреа Мантенья.
Ссылки на реальную историю
[ редактировать ]- Дзиротё из Симидзу (1820–1893) был « Токайдо боссом №1 ». Эта огромная фигура является предметом многих легенд; Среди других достижений он, по сути, создал гавань Симидзу. Очо (ум. 1859) была его женой. Незнание Кейко о Джирочо весьма удивительно.
- в Сосновая роща Михо Нихондайре.
- 10 августа 1970 года: демонстрация Зенгакурена после загрязнения пляжей промышленными отходами.
- Симидзу-ку, Сидзуока (откуда гора Фудзи видна ; гора Удо смотрит на гавань с запада)
- Симода , город и порт в Сидзуоке.
- Хонда живет в Хонго , недалеко от Токийского университета.
- Сады храма Мэйдзи в Сибуя, Токио (гл.24)
- Сад Койсикава Коракуэн семьи Мито Токугава в Токио (гл.18,24)
Примечания
[ редактировать ]- Книга, выпускаемая в ежемесячном журнале «Синчо» , была начата в 1970 году, после того как Мисима решил покончить жизнь самоубийством. Вероятно, работа была закончена к августу, когда он показал рукопись Дональду Кину во время отпуска в Симоде .
- Вплоть до окончания Второй мировой войны японцы обычно считали возраст по количеству прожитых лет, а не по дням рождения. В Decay of the Angel возраст определенно отсчитывается по дням рождения.
- «Распад ангела» был переведен на китайский язык и написан на упрощенном китайском языке . [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Ричард Т. (3 июня 2011 г.). «Перечитывание: тетралогия Юкио Мисимы «Море плодородия» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Мисима, Юкио. Распад ангела (на китайском языке). Чунцинская издательская группа.