Вольфдитрих Шнурре
Вольфдитрих Шнурре | |
---|---|
![]() Мурл в 1967 году | |
Рожденный | Франкфурт-на-Майне , Германский Рейх | 22 августа 1920 г.
Умер | 9 июня 1989 г. Киль , Западная Германия | ( 68 лет
Место отдыха | Вальдфридхоф Целендорф , Берлин |
Занятие | Автор |
Язык | немецкий |
Жанр | Булыжная литература |
Известные работы | Похороны |
Дети | 2 |
Вольфдитрих Шнурре (22 августа 1920 — 9 июня 1989) — немецкий писатель. Наиболее известен своими рассказами, он также писал рассказы, дневники, стихи, радиоспектакли и детские книги. Он родился во Франкфурте-на-Майне , а затем вырос в Берлине-Вайсензее , вырос в семье низшего среднего класса и не получил высшего образования. Он служил в армии нацистской Германии с 1939 по 1945 год, когда сбежал из лагеря для военнопленных после ареста за дезертирство . Он был ненадолго заключен в тюрьму британскими войсками; после освобождения он вернулся в Германию в 1946 году и начал писать коммерчески.
Опыт Шнурре во время Второй мировой войны лег в основу тем его произведений, в которых часто обсуждаются вина и моральная ответственность; хотя его работы находятся под влиянием его социалистических политических взглядов, они направлены на этическую активацию читателя, а не на политический активизм. Иногда его считают представителем движения за литературу из завалов - короткого периода в истории немецкой литературы, в течение которого многие авторы, часто бывшие солдаты, стремились восстановить немецкую литературу после острых событий войны. Он был одним из основателей литературного объединения Gruppe 47 , и его рассказ Das Begräbnis ( «Похороны» ), в котором описывается смерть и погребение Бога, был прочитан на первом собрании группы в 1947 году. Вина, воспоминания и военный опыт являются центральными темами в все его основные произведения; Сборники рассказов Als Vaters Bart noch rot war (Когда борода отца была еще рыжей) и Als Vater sich den Bart abnahm (Когда отец сбрил бороду) рассказывают о переживаниях рассказчика и его отца в бедном Берлине во время период подъем нацизма , а его единственный роман «Ein Unglücksfall» («Несчастье», «Несчастный случай») исследует темы вины и ответственности, связанные с преследованием евреев под властью нацистов . Среди других его крупных работ — Der Schattenfotograf («Теневой фотограф»), разрозненная коллекция различных текстов.
Он получил множество наград за свою литературную деятельность, в том числе Immermann-Preis в 1959 году, Bundesverdienstkreuz в 1981 году и премию Георга Бюхнера в 1983 году. Шнурре оставался очень активным писателем с 1940-х по 1970-е годы, но его литературная деятельность снизилась после того, как он переехал в Фельде в начале 1980-х годов. В 1989 году он умер от сердечной недостаточности в Киле . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шнурре родился во Франкфурте-на-Майне 22 августа 1920 года в семье Отто и Эрны Шнурре (урожденной Зиндель). Шнурре был воспитан отцом после того, как Эрна Шнурре покинула семью в раннем детстве и снова вышла замуж. [ 2 ] Будучи студентом на момент рождения Шнурре, Отто Шнурре зарабатывал на жизнь фабричным рабочим и в 1921 году получил степень доктора орнитологии . [ 3 ] Эти двое жили в районах Франкфурта Оберрад и Эшерсхайм с 1920 по 1928 год. Шнурре часто болел в детстве и неоднократно помещался на попечение христианских детских домов; Травматические переживания там способствовали его скептицизму в отношении религии в дальнейшей жизни. [ 4 ]
В 1934 году Шнурре и его отец переехали в Берлин-Вайсензее , где Отто Шнурре нашел работу заместителем главного библиотекаря Берлинской городской библиотеки . Шнурре посещал светскую государственную школу в Берлине до 1934 года, когда перешёл в Гуманистическую гимназию . [ 5 ] Шнурре, который был относительно независимым с раннего возраста из-за того, что его отец был занят работой и связями с женщинами, вырос в социальной среде, принадлежащей к низшему среднему классу. Позже он охарактеризовал свой школьный опыт как в значительной степени защищенный от национал-социалистического идеологического влияния, заявив, что его учителями были в основном социалисты, коммунисты и сторонники веймарской демократии . [ 6 ]
Военная служба и возвращение
[ редактировать ]Шнурре служил в армии нацистской Германии с 1939 по 1945 год. [ 7 ] Точные обстоятельства его поступления на службу неизвестны; Согласно его собственной версии событий, которую он рассказал в интервью 1989 года, он был призван в Имперскую службу труда в 1939 году и пошел добровольцем в Вермахт, потому что предвидел неизбежный призыв и таким образом смог выбрать род службы. [ 8 ]
Во время своей военной службы, которая включала командировки в Польшу, Германию и Францию, [ 9 ] Шнурре неоднократно арестовывался и направлялся в Strafkompanien . Точные причины этих дисциплинарных мер неизвестны, хотя, по крайней мере, некоторые из них можно объяснить отказом Шнурре соблюдать запрет Вермахта на писательство. Шнурре безуспешно предпринял попытку дезертирства в 1945 году, был арестован и отправлен в лагерь для военнопленных. В апреле 1945 года он успешно бежал из лагеря и бежал в Вестфалию . Шнурре был схвачен британскими войсками и ненадолго заключен в тюрьму недалеко от Падерборна . Он женился во время войны; у пары родился сын, родившийся в октябре 1945 года. [ 10 ]
После освобождения из британского плена Шнурре работал на ферме, а затем вернулся в Восточный Берлин в 1946 году, где стал стажером в Ullstein Verlag и писал в качестве критика искусства, кино и литературы для публикаций, получивших лицензию американского оккупационные державы. Его статьи для западных изданий привели к конфликтам с советскими властями в Восточном Берлине, в результате чего два года спустя Шнурре переехал в Западный Берлин . [ 11 ]
Дальнейшая жизнь и литературная карьера
[ редактировать ]Из-за военного опыта Шнурре ему было неудобно работать под руководством начальства, поэтому он оставил работу критика и в 1950 году стал внештатным автором для радиостанций и печатных изданий. В 1952 году он снова женился. [ 12 ]

Шнурре был одним из основателей литературного объединения Gruppe 47 , и его рассказ Das Begräbnis («Похороны») стал первым литературным произведением, прочитанным на первом собрании группы. [ 11 ] Он стал членом отделения ПЕН-клуба Федеративной Республики Германия в 1958 году. [ 11 ] но уехал в 1961 году в знак протеста против молчания ПЕН-клуба после строительства Берлинской стены , которая отделила его от отца. [ 13 ] В 1964 году у него развился тяжелый полиневрит , из-за которого он был полностью парализован более чем на год. [ 14 ] и его выздоровление было медленным. [ 1 ] Расходы на его длительное пребывание в больнице также привели к финансовым проблемам. [ 15 ]
В 1965 году его вторая жена умерла от самоубийства после 13 лет брака. Год спустя он женился повторно; пара усыновила сына в 1974 году. [ 10 ] В 1981 году он опубликовал свой первый и единственный роман «Ein Unglücksfall» («Несчастный случай, несчастье»). [ 1 ] Шнурре переехал в Фельде в начале 1980-х, оставив семью. За это время его литературная деятельность снизилась, поскольку вместо этого Шнурре проводил время на природе, особенно наблюдая за птицами. [ 10 ] Он умер от сердечной недостаточности в Киле 9 июня 1989 года и был похоронен на кладбище Вальдфридхоф Целендорф в Берлине. [ 16 ] Он оставил подробные инструкции по поводу своих похорон, попросив не произносить ни речи, ни проповеди, ни музыки. Вместо этого он попросил, чтобы «кто-то с хорошим голосом» прочитал «самую красивую историю в мире», Unverhofftes Wiedersehen («Неожиданное воссоединение») Иоганна Петера Гебеля , и чтобы гости вступили в светскую беседу «на могиле или хотя бы на кладбище». [ 17 ]
Темы
[ редактировать ]Шнурре был очень активным автором и опубликовал больше книг, чем любой другой немецкий автор в период с 1945 по 1972 год. [ 1 ] Его большой и разнообразный [ 18 ] Биограф Катарина Бленке охарактеризовала множество работ как «трудно сведенные к запоминающейся формуле». [ 19 ] Несмотря на такое разнообразие, Вторая мировая война последовательно выступает в качестве фундаментального тематического комплекса в творчестве Шнурре. [ 20 ] Хотя Шнурре хотел стать писателем с детства, до 1945 года он мало публиковался. Война стимулировала его желание писать и сильно повлияла на темы его работ. [ 21 ] Забвение и воспоминание, смерть, насилие и особенно чувство вины были частыми темами его произведений. [ 22 ] Бленке заявил, что «фундаментальное чувство вины Шнурре стало решающей движущей силой его творчества». [ 23 ] и что его собственная память служила важнейшим источником литературного материала. [ 24 ] Шнурре иногда характеризуют как представителя движения за литературу о руинах . [ 25 ] короткий (1945 – ок. 1950) период в истории немецкой литературы, в течение которого некоторые немецкие авторы – часто бывшие солдаты – стремились отразить психологическое и физическое разрушение, с которым они столкнулись после возвращения, и восстановить немецкую литературу, явно дистанцируясь от язык и идеология нацистской Германии . [ 26 ]
Шнурру не нравились политические ярлыки, и он никогда не вступал в партию. [ 27 ] но выразил поддержку социалистическим идеям, в частности идеологии Независимой социал-демократической партии Германии , недолговечного ответвления Социал-демократической партии Германии , распавшегося задолго до того, как он достиг совершеннолетия. [ 28 ] Однако, в отличие от многих других немецких авторов того времени, он не намеревался, чтобы его произведения служили средством политической агитации, а прежде всего средством «морально-этической активации читателя». [ 29 ] Он хотел «писать как современник». [ 30 ] и явно предназначался для чтения его рассказов «средними» и молодыми читателями. [ 31 ] В своей вступительной речи на премию Георга Бюхнера 1983 года он описал свой подход к писательству:
... Я придерживаюсь другого мнения, что автор в интересах баланса своего рассказа не имеет права решать проблемы. Ему приходится их воспринимать, вспарывать, вталкивать в них своих актеров.
... Я придерживаюсь другого мнения, что писатель в интересах баланса своего рассказа не имеет права решать проблемы. Он должен это воспринять, разорвать и подтолкнуть к этому своих актеров.
Основные работы
[ редактировать ]Похороны
[ редактировать ]В «Das Begräbnis» («Похороны») Шнурре рассказывает историю человека, который неожиданно получает письмо, содержащее некролог, в котором сообщается ему о смерти Бога . Он решает присутствовать на похоронах; Присутствуют всего семь человек, в том числе два могильщика и священник, который изо всех сил пытается вспомнить имя покойного, называя его «Клотт или Готт или что-то в этом роде». [ 32 ] Шнурре использует разговорный язык и использует многоточие и паратаксис в качестве литературных приемов, составляя короткие простые предложения, которые соединяются вместе без использования союзов . [ 33 ] «Дас Бегребнис» , центральными темами которого являются вина и потеря веры и надежды во время Второй мировой войны. [ 34 ] было завершено в 1946 году [ 35 ] и впервые опубликовано в журнале Я. Zeitung der jungen Generation (Да. Газета молодого поколения) два года спустя. [ 36 ] По его собственным словам, Шнурре «написал рассказ ночью на перевернутой кроватке», в результате чего в общей сложности появилось двенадцать или тринадцать различных версий. [ 37 ] Его читали и на первом, и на последнем заседании Группы 47. [ 38 ]
Когда борода отца еще была рыжей и когда отец снял бороду
[ редактировать ]Als Vaters bart noch rot war («Когда борода отца еще была рыжей») и Als Vater sich den Bart abnahm («Когда отец сбрил бороду») — сборники рассказов о переживаниях рассказчика и его отца в суровом мире 1920-х годов и Берлин 1930-х годов, представляющий низший класс, который, тем не менее, представлен в положительном свете. Поскольку события происходят на фоне прихода к власти Адольфа Гитлера и все более нестабильной политической обстановки в Германии, эти истории часто носят политический характер и часто исследуют моральные вопросы. «Als Vaters Bart noch rot war» был опубликован в 1958 году; второй том вышел в 1995 году, после смерти Шнурре, и содержит рассказы, даты завершения которых варьируются от 1950-х годов до года смерти Шнурре. Они входят в число наиболее популярных произведений Шнурре, причем некоторые рассказы из первого тома часто включаются в школьные учебники. [ 39 ]
Теневой фотограф
[ редактировать ]Дер Шаттенфотограф. Aufzeichnungen («Фотограф-тень. Записи»), опубликованный в 1978 году, представляет собой сборник текстов, принимающих различные литературные формы. Биограф Катарина Бленке выделяет в общей сложности девять типов текстов, включая дневниковые записи, стихи, рассказы и письма. [ 40 ] Тексты затрагивают различные аспекты личной жизни Шнурре, включая самоубийство его второй жены, [ 41 ] его детство, [ 42 ] и его ощущение себя неадекватным отцом для своего приемного сына из-за инвалидности, которую он приобрел после полиневрита. [ 43 ] На момент публикации Шнурре уже погрузился в относительную безвестность. К его удивлению, несмотря на необычный состав книги, она была хорошо принята как критиками, так и читателями и имела коммерческий успех. [ 44 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]В 1981 году Шнурре опубликовал «Ein Unglücksfall» («Несчастье, несчастный случай»). История происходит в 1959 году и написана от лица берлинского раввина Ловински, который сопровождает немецкого стекольщика Гошника на его смертном одре после того, как стекольщик попал в аварию во время работы над окном- мизрой в рамках реконструкции разрушенной синагоги; раввин помог ему получить работу. Пока он вставлял окно, его мысли обратились к Аврому и Салли Грюнбаум, еврейской паре, которая в детстве была ему заместителем родителей. Во время Второй мировой войны он спрятал их в своем подвале, чтобы защитить от преследований. После того, как его призвали в армию и дезертировали, он вернулся и обнаружил, что пара покончила жизнь самоубийством. Гошник чувствует себя виноватым в их смерти и понимает, что пытался искупить свою вину, работая в синагоге. Осознание того, что это тщетное усилие, вызвало у него отвращение к собственному отражению в оконном стекле; он разбил его и упал на землю. Он рассказывает об этом раввину на смертном одре, полагая, что Ловинский на самом деле Авром Грюнбаум. После смерти Гошника раввина также мучает чувство вины за то, что он подыгрывал и притворялся Грюнбаумом, и чувствует, что он несет ответственность за смерть, потому что он нанял Гошника. Чувство вины заставляет его бросить работу раввина и – по аналогии со Шнурре – записать свои мысли. [ 45 ]
Хотя он предпринял восемь предыдущих попыток написать романы и опубликовал смежные сборники рассказов, такие как Als Vaters Bart noch rot war (с подзаголовком «Роман в рассказах»), Ein Unglücksfall был единственным опубликованным романом Шнурре. [ 46 ] Книга была встречена отрицательными отзывами и низкими показателями продаж, что резко контрастировало с положительным приемом Der Schattenfotograf . Современные рецензенты раскритиковали построение рассказа как искусственное, а разговорный язык, использованный в книге, как недостоверный и раздражающий. Более поздние ученые стали относиться к книге более позитивно, и авторы предложили ряд факторов, которые могли способствовать негативному восприятию книги критиками и читателями, включая предвзятые мнения со стороны критиков, недостатки немецкой культуры памяти , и конкурирующие работы, выпущенные в одно и то же время. [ 47 ]
Прием и награды
[ редактировать ]Ранние работы Шнурре получили широкое признание и вошли в современные немецкие школьные учебники. [ 48 ] Он также проводил частые и успешные публичные чтения для различной аудитории. [ 31 ] Несмотря на этот ранний успех, в дальнейшей жизни он растворился в относительной безвестности и меньше присутствует в общественных дискуссиях, чем другие важные немецкие писатели. [ 49 ] Ученые предположили ряд факторов, которые могли способствовать этому, такие как разнообразие его работ, из-за которых его трудно отнести к категории авторов, снижение популярности рассказов как формы искусства после сразу послевоенного периода и небольшие тиражи по своей сути и ограниченный прием стихов и детской литературы. [ 50 ]
Несмотря на уменьшение своего присутствия в общественных дискуссиях, Шюрре получил несколько наград за свои работы, в том числе в поздние годы. Среди этих наград были Иммерманн-Прейс (1959), литературная премия Георга Маркензена (1962), Федеральный крест за заслуги ( Bundesverdienstkreuz , 1981), литературная премия города Кельна (1982), премия Георга Бюхнера (1983). ) и Премию города Киля в области культуры (1989). [ 51 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Некоторые из работ Шнурре включают: [ 52 ]
- Похороны , 1947 год.
- Выпь звонит каждый день , 1950 год.
- Звездная пыль и паланкин. Записи пуделя Али , 1953 год.
- Когда у отца борода была еще рыжей , 1958 год.
- Расчет, который не складывается , 1958 год.
- Судьба нашего города , 1959 год.
- Надо быть против этого , 1960
- Берлин. Город разделен , 1962.
- Письменный стол под открытым небом, 1964 год.
- «Цвенгель» , 1967 год.
- Знак «Стук» , 1978 год.
- Фотограф теней , 1978 год.
- Несчастный случай , 1981
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хюфнер 2012 .
- ^ Шульт 2020 , с. 439; Хок 2017 .
- ^ Хок 2017 .
- ^ Хок 2017 ; Бленке 2003 , с. 59.
- ^ Бленке-Дёрр 2007 ; Бленке 2003 , стр. 59–61; Хок 2017 .
- ^ Бленке 2003 , стр. 59–62.
- ^ Блюм, Хаунхорст и Цюндель, 2016 .
- ^ Бленке 2003 , стр. 65f.
- ^ Робертс 2005 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б с Шульт 2020 , с. 440.
- ^ Jump up to: а б с Бленке-Дёрр 2007 .
- ^ Линдер 2014 ; Шульт 2020 , с. 440; Бленке 2003 , с. 69; Хюфнер 2012 .
- ^ Бленке 2003 , с. 35; Шульт 2020 , с. 440.
- ^ Шнайдер 2010 .
- ^ Бауэр 1996 , с. 179.
- ^ Хок 2017 ; Линдер 2014 .
- ^ Точные слова Шнурре были процитированы в современных некрологах и перепечатаны в Linder 2014 : «У могилы нет проповеди, нет речи, нет музыки. Но кто-то с хорошим голосом должен прочитать самую красивую историю в мире у открытой могилы. Она называется «Неожиданное воссоединение», и ее написал Иоганн Петер Хебель. Я прошу вас снова начать повседневные разговоры на могиле, во всяком случае на кладбище».
- ^ Бленке 2003 , с. 467; Бауэр 1996 , с. 12.
- ^ Бленке 2003 , с. 467.
- ^ Бауэр 1996 , с. 18.
- ^ Бленке 2003 , с. 64; Фермер 1996г .
- ^ Шульт 2020 , с. 438; Boyken & Immer 2020 , стр. 126–133.
- ^ «[...] Шнурре, чье фундаментальное чувство вины стало решающей движущей силой его творчества» , Blencke 2003 , p. 72
- ^ Бленке 2003 , с. 74.
- ^ Шульт 2020 , с. 438; Бойкен и Иммер 2020 , стр. 127.
- ^ Диттманн 2016 .
- ^ Бойкен и Всегда 2020 , с. 128.
- ^ Бленке 2003 , стр. 132–137.
- ^ «Для Шнурре основное внимание уделяется не политической агитации, а, скорее, моральной и этической активизации читателей». , Бойкен и Иммер 2020 , с. 128
- ^ «Писать как современник» , Бленке-Дёрр, 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Бленке 2003 , с. 38.
- ^ «Клотт, или Бог, или что-то в этом роде» , Шнурре 1960 , с. 23
- ^ Бауэр 1996 , с. 63; Бойкен и Иммер 2020 , с. 127.
- ^ Бауэр 1996 , стр. 61–65.
- ^ Бленке 2003 , с. 198; Шнурре 1960 , с. 28.
- ^ Бойкен и Всегда 2020 , с. 127.
- ^ « Написано ночью на перевернутых яслях », Адельхофер, 1998 г.
- ^ Бауэр 1996 , стр. 60f.
- ^ Бленке 2003 , стр. 203–208.
- ^ Бленке 2003 , стр. 235–238.
- ^ Бауэр 1996 , с. 185.
- ^ Бленке 2003 , с. 235.
- ^ Бауэр 1996 , с. 181.
- ^ Бленке 2003 , стр. 230–233.
- ^ Бленке 2003 , стр. 251–252; Бауэр 1996 , стр. 88–89.
- ^ Бленке 2003 , с. 248.
- ^ Бленке 2003 , стр. 252–257.
- ^ Шульт 2020 , с. 437.
- ^ Бленке 2003 , с. 27.
- ^ Бленке 2003 , стр. 27–29.
- ^ Бленке-Дёрр 2007 ; Хок 2017 .
- ^ Эта подборка основана на работах, которые часто упоминаются во вторичных и третичных источниках, см., например, Blencke-Dörr 2007 , Hock 2017 , Blume, Haunhorst & Zündel 2016 , Chisholm 1980 и Garland & Garland 1997 .
Библиография
[ редактировать ]- Адельхофер, Матиас (1990). Вольфдитрих Шнурре: немецкий послевоенный писатель [ Вольфдитрих Шнурре: немецкий послевоенный писатель ] (на немецком языке). Пфаффенвейлер: Центавр. ISBN 978-3-89085-441-0 . OCLC 22891488 .
- Адельхофер, Матиас (1998). «Разговор с Вольфдитрихом Шнурре – Берлин, 1986» [Разговор с Вольфдитрихом Шнурре – Берлин, 1986]. Матиас Адельхофер (на немецком языке). Архивировано из оригинала 17 января 2008 года . Проверено 4 марта 2021 г. Онлайн-версия интервью, первоначально опубликованная в Adelhoefer 1990 , стр. 94–105.
- Бауэр, Ирис (1996). Не существует такой вещи, как невиновная жизнь. Тема «вины» в творчестве Вольфдитриха Шнурре [ Нет жизни свободной от вины. Тема вины в творчестве Вольфдитриха Шнурре ] (на немецком языке). Падерборн: Игель-Верлаг. ISBN 3-89621-041-6 . OCLC 36865889 .
- Бленке, Катарина (2003). Вольфдитрих Шнурре. История творчества [ Вольфдитрих Шнурре. История его сочинений . Франкфурт-на-Майне: Европейское издательство наук. ISBN 978-3-631-51259-3 – через Интернет-архив.
- Бленке-Дёрр, Катарина (2007). «Вольфдитрих Шнурре» . В Хокертсе, Ганс Гюнтер (ред.). Новая немецкая биография на ( немецком языке). Том 23 (онлайн-изд.). Берлин. стр. 346–347. ISBN 978-3-428-00181-1 . OCLC 486179 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Цветок, Дорлис; Хаунхорст, Регина; Цюндель, Ирмгард (19 января 2016 г.). «Вольфдитрих Шнурре» . Фонд Дома истории Федеративной Республики Германия (на немецком языке) . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Бойкен, Томас; Всегда, Николас (2020). Послевоенная поэзия. Поэзия и поэтика 1945-1965 годов [ Послевоенная поэзия. Поэзия и поэтика между 1945 и 1965 годами ] (на немецком языке). Тюбинген: Попытка дурака Франка Верлага. ISBN 978-3-8385-5402-0 . OCLC 1226701696 .
- Чисхолм, Дэвид Х. (1980). «Шнурре, Вольфдитрих (1920–)». В Беде, Жан (ред.). Колумбийский словарь современной европейской литературы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-03717-4 . OCLC 6421461 . ПроКвест 2137910064 .
- Диттманн, Ульрих (3 мая 2016 г.). Рубленая литература . Исторический лексикон Баварии (на немецком языке). Баварская государственная библиотека . Проверено 28 июня 2021 г.
- Хок, Сабина (20 октября 2017 г.). «Шнурре, Вольфдитрих» . Frankfurter Personenlexikon (интернет-издание) (на немецком языке) . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Хюфнер, Агнес (2012). «Мурр, Вольфдитрих» . В Кюльманне, Вильгельм (ред.). Литературный словарь Килли. Авторы и произведения немецкоязычного культурного ареала [ Литературная энциклопедия Килли. Авторы и произведения немецкоязычного культурного пространства ] (на немецком языке). Том 10 (онлайн-изд.). Де Грюйтер . Проверено 21 июня 2021 г.
- Хьюз, Кеннет (1970). «Теория и практика: редакции рассказа Вольфдитриха Шнурре» . Исследования в области короткометражного беллетристики . 7 (2): 290–297. ISSN 0039-3789 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Гарланд, Генри; Гарланд, Мэри (1997). «Шнурре, Вольфдитрих» . Оксфордский справочник по немецкой литературе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815896-7 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Линдер, Кристиан (9 июня 2014 г.). «Вольфдитрих Шнурре. Ключевая фигура ранней немецкой послевоенной литературы» [Вольфдитрих Шнурре. Ключевая фигура ранней немецкой послевоенной литературы. Deutschlandfunk (на немецком языке) . Проверено 23 апреля 2021 г.
- Нуссер, Питер (1966). «Рассказы Вольфдитриха Шнурре» . Исследования в области короткометражного беллетристики . 3 (2): 215–224. ISSN 0039-3789 . Проверено 20 мая 2021 г.
- Робертс, Ян (1 января 2005 г.). «Преступники и жертвы. Вольфдитрих Шнурре и бомбенкриг над Германией». Форум современных языковых исследований . 41 (2). Издательство Оксфордского университета (OUP): 200–212. doi : 10.1093/fmls/cqi012 . ISSN 1471-6860 .
- Шульт, Майке (15 сентября 2020 г.). «Долг ясности. Вольфдитрих Шнурре к своему 100-летию» [Долг ясности. К 100-летию со дня рождения Вольфдитриха Шнурре. Пастырское богословие (на немецком языке). 109 (9). Ванденхук и Рупрехт: 436–442. дои : 10.13109/путь.2020.109.9.436 . ISSN 0720-6259 . S2CID 234674499 .
- Шнайдер, Вольфганг (19 августа 2010 г.). «Вольфдитрих Шнурре: фотограф-тени. Оскорбленный, охваченный чувством вины, проклятый человек» [Вольфдитрих Шнурре: фотограф-тени. Обиженный, охваченный чувством вины, проклятый человек. Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). ISSN 0174-4909 . Проверено 26 июля 2021 г.
- Шнурре, Вольфдитрих (1960). «Похороны». Вы должны быть против этого. Истории [ Надо быть против. Рассказы ] (на немецком языке). Олтен. стр. 21–28. ISBN 9780435387501 . OCLC 186543831 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шнурре, Вольфдитрих (1983). Приветственная речь ( Речь ). Церемония вручения премии Георга Бюхнера (на немецком языке). Дармштадт.
- «Шнурре, Отто (1894–1979)» . Каллиопа Композитная . Берлинская государственная библиотека – прусское культурное наследие. 23 июня 2016 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
- 1920 рождений
- 1989 смертей
- Писатели из Франкфурта
- Люди из Гессен-Нассау
- Солдаты немецкой армии Второй мировой войны
- Немецкоязычные писатели
- Литература об мусоре
- Кавалеры Креста Ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Лауреаты премии Георга Бюхнера
- Немецкие романисты XX века
- Немецкие поэты XX века
- Немецкие поэты-мужчины
- Немецкие романисты-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины XX века
- Члены Имперской трудовой службы
- Немецкие беглецы
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенным Королевством