Алоис Каригье
Алоис Каригье (30 августа 1902 — 1 августа 1985) — швейцарский графический дизайнер , художник и иллюстратор . Он, возможно, наиболее известен благодаря шести детским книжкам с картинками, действие которых происходит в Альпах , «Колокола для Урсли» и его продолжениям, написанным Селиной Чёнц , и трем, которые он написал сам. В 1966 году он получил первую медаль Ганса Христиана Андерсена для детских иллюстраторов. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Молодость и образование (1902–1923)
[ редактировать ]Алоис Каригье был седьмым из одиннадцати детей, рожденных Алоисом Каригье и Барбарой Марией Каригье, урожденной Ломбрайзер; актер и комик Зарли Каригет был младшим братом. Это была фермерская семья в Труне в кантоне Граубюнден , где он вырос и провел свои первые школьные годы. Дома семья говорила сурсильванском диалекте ретороманской на долины переднего Рейна . [ 3 ] В 1911 году экономические трудности вынудили их переехать в немецкоязычную столицу кантона Кур, где его отец нашел работу. Этот переезд в более городскую среду оказал сильное влияние на девятилетнего мальчика. Оглядываясь назад, Каригье описал этот переезд как «эмиграцию в низины», из «рая горных мальчиков» в «мрачную квартиру на первом этаже в узком городском переулке». [ 4 ]
Каригье посетил начальные и средние школы в Куре, а также кантонскую гимназию «Kantonsschule» , которую он покинул в 1918 году, чтобы начать обучение на дизайнера-декоратора и рисовальщика у мастера-художника Мартина Рэта. Изучая искусство зернения , мраморизации , золочения и других техник декоративного искусства в ателье Рата, Каригет проводил много свободного времени, заполняя тома альбомов для рисования рисунками сельских и городских сцен, сельскохозяйственных и домашних животных, анатомическими исследованиями голов. и клювы птиц, выставленных в музее естествознания Кура, а также многочисленные карикатуры на его знакомых и семью. Рэт также заметил талант ученика, и одно из назначенных Каригье творений - собрание украшенных ваз для витрин Siebler & Co., похоже, получило особую оценку. Каригье закончил свое обучение в 1923 году, получив высшую оценку по всем предметам. [ 5 ]
Графический дизайн в Цюрихе (1923–1939).
[ редактировать ]После завершения обучения Каригье искал работу в Цюрихе и в 1923 году начал работать стажером в рекламном агентстве Макса Даланга, где вскоре изучил методы графического дизайна и был принят на работу в качестве постоянного сотрудника. Выиграв несколько конкурсов и завоевав репутацию, Каригье в 1927 году открыл собственное графическое ателье в Цюрихе, в котором временами работало до шести человек, из-за постоянно большого объема заказов, которые получал его бизнес. Каригье создал множество коммерческих и политических рекламных плакатов , праздничных украшений, образовательных плакатов и фресок для школ, иллюстраций и сатирических карикатур для печатных СМИ, а также обложек журналов для таких периодических изданий, как Schweizer Spiegel и SBB-Revue . [ 6 ] Важная работа 1930-х годов включала диораму для швейцарского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, а также декорации, фрески и официальные плакаты для «Ланди», швейцарской национальной выставки, проходившей в Цюрихе в 1939 году. [ 7 ]
Художественное развитие
[ редактировать ]Хотя он никогда не изучал изобразительное искусство в академическом смысле, ранний графический дизайн Карижи уже находился под сильным влиянием современных художников, таких как Эль Лисицкий , который использовал фотомонтаж в плакате, анонсирующем выставку русских художников-авангардистов в Цюрихе в 1928 году. , вдохновил на создание плаката политической кампании мэра Цюриха Эмиля Клёти . [ 8 ] В начале 1930-х годов Каригье побывал в Париже , Мюнхене , Вене и Зальцбурге , где познакомился с художественным движением Neue Sachlichkeit , отраженным в написанных сценах Парижа в «Das rote Haus am Montmartre» ( акварель ) и Асконы в «Haus und Garten» в Аскона ( живопись маслом на картоне), оба созданы в 1935 году. Современный экспрессионизм также оказал влияние на его творчество, в том числе на его коммерческие работы. Например, изображение рыжих лошадей и зеленой коровы на плакатах ОЛМА , ежегодной национальной сельскохозяйственной ярмарки Швейцарии, в 1946 и 1952 годах получило одобрение искусствоведов и вопросы от более консервативных фермеров, на что он лаконично ответил, что корова зеленая. потому что он ел траву. Картины Каригье все чаще изображали повседневные мотивы из его родного кантона Граубюнден и иногда из Цюриха, а также из дальнейших поездок во Францию, Испанию и Лапландию в середине 1930-х годов. [ 9 ]
Каригье всегда проявлял живой интерес к театру и уже работал художником по костюмам в конце 1920-х годов . С помощью искусствоведа Якоба Рудольфа Вельти он был назначен художником по костюмам и сценографом для спектакля «Прекрасная Елена» в Штадттеатре Цюриха в адаптации Макса Вернера Ленца , а также создал дизайн для трех других программ в Штадттеатре. Каригье был одним из основателей влиятельного кабаре «Корнишон» , сатирической программы кабаре, поставленной в ресторане «zum Hirschen» в Цюрихе, которая впоследствии стала одним из самых значительных политических кабаре немецкоязычной Швейцарии во время нацистского режима в Германии . Карижи разработал логотип Кабаре, ухмыляющийся корнишон ( корнишон ) с носом-морковкой, а с 1935 по 1946 год он часто создавал пародийные костюмы и декорации для десяти программ Корнишона, включая богато украшенную шарманку, которую использовал его брат Зарли, который также был участником ансамбля Кабаре. [ 10 ] [ 11 ]
Платенга (1939–1950)
[ редактировать ]Проводя отпуск в Труне в мае 1939 года, Каригье отправился в «Платенгу», деревню на одной из террас общины Оберсаксен , где, по его собственным словам, он был сразу же очарован обширностью и нетронутостью пейзажа и ощущением вновь обретенного, давно утраченного рая. [ 12 ] Он отказался от своего бизнеса в Цюрихе и в октябре 1939 года арендовал небольшой фермерский дом без электричества и водопровода «Hüs am Bach» («дом у ручья») в Платенге. Каригье хотел посвятить свою жизнь искусству и наблюдениям, проводя часы в день с биноклем и альбомом для рисования, отслеживая альпийскую фауну. [ 13 ]
20 апреля 1943 года Каригье женился на Берте Каролине Мюллер (1911–1980), студентке факультета искусств из Галле , с которой он познакомился в Германии. После того, как в 1944 году у них родилась первая дочь, они купили землю возле часовни Платенги. В 1945 году Каригье разработал план большого дома, который был построен в 1946 году. В 1947 году в новом доме родилась вторая дочь, получившая название «Им Солнечный Клык». В основном ради образования девочек семья вернулась в Цюрих в 1950 году, где Каригье снова начал работать графическим дизайнером, продолжая при этом свои художественные занятия. [ 14 ]
Детские книги
[ редактировать ]В 1940 году к Каригье обратилась ретороманском языке, писательница, говорящая на Селина Чёнц и попросила его проиллюстрировать ее рассказ «Уорсин» для создания детской книжки с картинками. После нескольких лет колебаний Каригье наконец согласился и провел несколько недель, рисуя пейзажи и архитектуру в Гуарде , родной деревне Чонца в Нижнем Энгадине , после чего смоделировал деревню главного героя. В октябре 1945 года книга была опубликована на немецком языке под названием «Уорсин» (Schellen-Ursli. Ein Engadiner Bilderbuch) , а затем на английском языке под названием «Звонок для Урсли» (1950). История повествует об опасном восхождении мальчика Урсли по снегу к заброшенной летней хижине, чтобы забрать большой трихель для ежегодного празднования Чаландамарца 1 марта. Книга переведена на десять языков, общий объем продаж по всему миру оценивается примерно в 1,7 миллиона экземпляров. [ 15 ] Драматические и красочные композиции Каригье были замечены и положительно оценены искусствоведами, в том числе Мануэлем Гассером из Graphis Inc. или Линусом Бирхлером, главным редактором серии « Памятники искусства Швейцарии» и членом Федеральной комиссии по искусству Швейцарии.
Каригье и Чёнц создали серию альпийских детских книг с двумя продолжениями с участием младшей сестры Урсли: Флюрина («Флюрина и дикие птицы. Сестра Шеллена-Урсли») в 1952 году (английское название: Флорина и дикая птица ) и La naivera («Большой снег»). ) в 1957 году ( «Метель» ). В 1960-е годы Каригье продолжал самостоятельно, иллюстрируя и писая Zottel, Zick und Zwerg. Сказка о трёх козах 1965 года ( Козопас Антон ), груше, берёзе, барбарисе. Рассказ из гор Граубюнден 1967 года ( «Груша, береза и куст барбариса ») и «Маурус и Мадлейна». Через гору в город , 1969 год ( Антон и Анна ). В 1966 году он был награжден Schweizer Jugendbuchpreis (швейцарской молодёжной книжной премией) за книгу «Zottel, Zick und Zwerg» . [ 16 ]
раз в два года Премия Ганса Христиана Андерсена , присуждаемая Международным советом по книгам для молодежи и впервые присуждаемая в 1956 году, является высшим признанием, доступным писателю или иллюстратору детских книг. Каригье получил первую награду иллюстратора в 1966 году. [ 1 ] [ 2 ]
Дальнейшая жизнь (1960–1985)
[ редактировать ]В 1960 году Каригье купил дом «Флутинас» (папоротники), расположенный над Труном, деревней своего детства, где он проведет остаток своей жизни, посвятив себя живописи. В речи, состоявшейся в Цюрихе в 1962 году, он назвал свои работы «нарративным искусством» века абстракции и назвал Жоржа Руо «величайшим из всех» как образцовое вдохновение для его художественного подхода. [ 17 ] До 1982 года он часто выставлял свои работы в Швейцарии, а также в Торонто (1969) и Франкфурте (1971). Алоис Каригье умер 1 августа 1985 года в Труне. [ 18 ] [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Премия Ганса Христиана Андерсена» . Международный совет по книгам для молодежи (IBBY). Проверено 3 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б
«Алоис Каригье» (стр. 34–35, Ева Глиструп).
Премия Ганса Христиана Андерсена, 1956–2002 гг . ИББИ. Гильдендаль . 2002. Размещено на сайте Austrian Literature Online . Проверено 3 августа 2013 г. - ^ Хансякоб Диггельманн, «Алоис Каригье: жизнь и работа», Von Arx & Schnyder (1992), стр. 8.
- ^ Штутцер, с. 8.
- ^ Штутцер, стр. 8–9.
- ^ Штутцер, с. 10–13.
- ^ Штутцер, с. 20.
- ^ Тереза Бхаттачарья-Стеттлер, «Алоис Каригье как коммерческий художник-график», Von Arx & Schnyder (1992), стр. 68.
- ^ Штутцер, стр. 18–19.
- ^ Штутцер, стр. 14–15.
- ^ Диггельманн, с. 9.
- ^ Штутцер, с. 22.
- ^ Штутцер, стр. 24–25.
- ^ Штутцер, стр. 25–31.
- ^ Штутцер, с. 32–34.
- ^ Штутцер, стр. 32–34.
- ^ Алоис Каригье, «Алоис Каригье о себе – отрывки из речи», Von Arx & Schnyder (1992), стр. 140.
- ^ Штутцер, стр. 50–52.
- ^ Диггельманн, с. 14.
- Цитаты
- Победите Штутцера. Каригье. Ранние годы . Страницы 8–54. 2002: AS Verlag & Buchkonzept AG, Цюрих и Мюнхен – ISBN 3-905111-73-Х
- Хайнц фон Аркс, Питер Шнайдер (редакторы). Алоис Каригье . 1992: АС Бухконцепт АГ, Цюрих – ISBN 3-905111-02-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1902 рождения
- 1985 смертей
- Швейцарские иллюстраторы детских книг
- Швейцарские иллюстраторы
- Швейцарские художники 20-го века
- Художники-мужчины 20-го века
- Швейцарские художники-мужчины
- Премия Ганса Христиана Андерсена победителям в области иллюстрации
- Немецкоязычные писатели
- Писатели, говорящие на ретороманском языке
- Романшский народ
- Швейцарские романисты XX века