Чаландамарз
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2012 г. ) |

Халандамарц традиционный весенний фестиваль в ретороманскоязычных и италоязычных частях швейцарского кантона Граубюнден — . Он отмечается и назван в честь Первого марта ( Calendae Martis ) и знаменует конец зимы.
Он отмечается на большей части территории, говорящей на ретороманском языке , включая Энгадин , Валь Мюстаир , Альбулу (Сюрмейр) , а ранее в долине Заднего Рейна , а также в италоязычных частях Граубюндена ( Поскьяво , Брегалья и Мезолчина ). . это не известно В Сурсельве . В Трине в Сутсельве есть похожая традиция, известная как Мунтинадас .
Форма Чаландамарц ([tɕɐˌlandɐˈmarts]) представляет диалекты Энгадина ( Валадер и Путер ); Сурмирские варианты имени: Калондамарс(а), -марза ; Итальянские ( ломбардские ) варианты, используемые в южных долинах, — Календамарц , Калентмарц .
Первого марта, а часто, по крайней мере, за день до этого, мальчики из каждой деревни ходят, звонят в колокольчики и поют. Цель – отметить начало нового года весной, отпугнуть злых духов зимы и разбудить добрых духов весны. Девушки традиционно в этом не принимают участия, но в некоторых деревнях девушки носят корзины для сбора денег, а в некоторых деревнях они несут еще и колокольчики. Часто мальчики маршируют вокруг деревенских фонтанов, заходят в старые дома и поют. После этого часто раздается щелканье кнутом. Вечером первого марта часто устраивают вечеринки с танцами. Процессию мальчиков в Чаландамарзе часто возглавляют самые старшие мальчики, которым в следующем году предстоит покинуть школу. Они известны как Патруны («покровители, хозяева»).
Использование колокольчиков для изгнания зимы известно из другого альпийского фольклора , например, из традиций Перхтена или Фаснахта в алеманских и австро-баварских регионах. Чаландамарц в Фтане , Нижний Энгадин, демонстрирует влияние традиций Фаснахта в ношении масок. В Поскьяво и Мезолчине, ранее также в Скуоле , Члине и Иннерферре , сжигают соломенное чучело, символизирующее зиму.
Колокола
[ редактировать ]Типы используемых колокольчиков :
- Талаки — это маленькие колокольчики, единственные, которые до сих пор носят коровы в Энгадине.
- Плумпы — одни из самых больших колоколов, часто изготавливаемые из бронзы или латуни для обеспечения хорошего звука.
- Маруны представляют собой круглые колокольчики, сделанные из тонкого слоя стали, часто черного цвета. Самыми крупными из них являются самые большие колокола в Чаландамарзе, до полуметра в диаметре.
- Брунзины имеют более широко распространенную форму. Они часто медные и издают уникальный звук. Иногда их носят только девушки в деревнях, где тоже носят колокольчики.
- Зампуогны немного отличаются от других колокольчиков, но не так эксцентричны, как брунзины. Снаружи они очень гладкие, изготовлены из бронзы и латуни и легко могут треснуть. Звонок у них очень толстый и часто издает низкий, но чистый звук. Они тяжелее обычных плюмпас.
- Рулоны представляют собой большие ленты с прикрепленными к ним роликовыми колокольчиками. Их часто носят самые старшие мальчики, самые младшие или самые старые Патруны. В некоторых деревнях до сих пор сохраняется традиция использовать лошадей для перевозки мальчиков в небольшие деревни на окраине главной деревни, и в этом случае их носят лошади.
Ссылки
[ редактировать ]- Романтический словарь Грищуна , т. III, стр. 107-1. 164–172 (с библиографией).
- Атлас швейцарского фольклора , т. II, карты 189, 194, 196, том II комментариев , стр. 216, 252, 273f.