Учитель фортепиано (роман Елинека)
![]() Первое издание | |
Автор | Эльфрида Елинек |
---|---|
Оригинальное название | Пианист |
Язык | немецкий |
Предмет | Репрессии , садомазохизм |
Жанр | Роман |
Установить в | Вена , 1980-е годы. |
Издатель | Ровольт |
Дата публикации | 1983 |
Место публикации | Австрия |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
ISBN | 3639135970 |
833.91 |
Учитель фортепиано ( нем . Die Klavierspielerin [diː klaˈviːɐ̯ˌʃpiːləʁɪn] ; перевод «Пианист [ f. ]» ) — роман австрийской Нобелевской премии лауреатки Эльфриды Елинек , впервые опубликованный в 1983 году издательством Rowohlt Verlag . В переводе Иоахима Нойгрошеля это был первый роман Елинека, переведенный на английский язык. [ 1 ]
В романе рассказывается о главной героине Эрике Кохут ( Немецкий: [ˈeːʁika ˈkoːhʊt] ), сексуально и эмоционально подавленная учительница игры на фортепиано, вступающая в садомазохистские отношения со своим учеником Уолтером Клеммером ( Немецкий: [ˈvaltɐ ˈklɛmɐ] ), результаты которого катастрофичны. Как и многое в творчестве Елинека, хронология событий в книге переплетена с образами прошлого и внутренними мыслями героев. [ 2 ]
Хотя английское произведение называлось «Учитель фортепиано» , название на немецком языке означает «пианист» ; также ясно, что игрок — женщина из-за женского окончания существительного.
В 2001 году по роману был экранизирован фильм «Учитель фортепиано » режиссёра Михаэля Ханеке .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В романе рассказывается об Эрике Кохут, преподавателе игры на фортепиано лет тридцати с небольшим, которая преподает в Венской консерватории и до сих пор живет в квартире со своей очень властной пожилой матерью, с которой Эрика делит брачное ложе своих родителей, несмотря на то, что у нее есть собственная комната. Очень натянутые отношения между Эрикой и ее матерью становятся очевидными во первой сцене, где Эрика вырывает часть волос своей матери, когда ее мать пытается забрать новое платье, которое Эрика купила для себя. Мать Эрики желает, чтобы деньги были потрачены на новую, будущую квартиру вместе с ней, и возмущается, что Эрика тратит свои деньги на имущество исключительно для себя; ее мать не может носить одежду Эрики. Сама Эрика его не носит, а лишь восхищенно гладит по ночам.
Эрика также выражает это скрытое насилие и потребность в контроле во многих других сценах книги. Эрика берет с собой в поезда большие инструменты, чтобы бить ими людей и называть это несчастным случаем, или пинает или наступает на ноги другим пассажирам, чтобы видеть, как они обвиняют кого-то другого. Она вуайеристка , часто посещает пип-шоу и однажды ловит пару, занимающуюся сексом в парке, будучи настолько взволнована, что мочится. Детские воспоминания пересказываются на протяжении всего романа, и предполагается их влияние на настоящее - например, воспоминание о детском визите ее двоюродного брата, привлекательного и спортивного молодого человека, которого мать Эрики хвалила, пока она заставляла свою дочь заниматься игрой на фортепиано, приводит к тому, что Эрика членовредительство .
Уолтер Клеммер, студент- инженер , знакомится очень рано. Он приходит в класс рано и смотрит выступление Эрики. В конце концов он становится учеником Эрики, и у него появляется желание стать своим инструктором. Эрика рассматривает любовь как средство бунта или побега от матери и поэтому стремится к полному контролю в отношениях, всегда тщательно говоря Клеммеру, что он должен с ней сделать, хотя она сексуальная мазохистка . Напряженность в отношениях нарастает, поскольку Клеммер чувствует себя все более некомфортно из-за контроля, и в конце концов Клеммер избивает и насилует Эрику в ее собственной квартире, а ее мать - в соседней комнате. Когда Эрика навещает Клеммера после изнасилования и находит его смеющимся и счастливым, она наносит себе удар в плечо и возвращается домой.
Прием
[ редактировать ]По мнению Ларсона Пауэлла и Бренды Бетман, музыкальность — очень важный аспект книги: они утверждают, что Елинек (сама бывшая студентка Венской консерватории ) использует музыкальность, чтобы подчеркнуть извращенность главной героини, которая участвует в музыкальной традиции, которая обучает женщин игре на фортепиано, чтобы привлечь мужа. Неудача Эрики как пианистки является признаком ее извращения: и извращенец, и художник достигают удовольствия , но там, где художник достигает удовольствия как возвышенности, становясь таким образом желающим субъектом, извращенец не может достичь субъективности и остается привязанным к статусу объекта. Таким образом, Эрика остается объектом вожделения своей матери, неспособной достичь субъективности, в которой ей изначально отказали принципы ее музыкального образования. [ 3 ]
Другая критика была направлена на отсутствие в романе фигуры отца. В той же степени, в какой удушающе присутствует мать Эрики, так и заметно отсутствует ее отец. Это дает ее матери исключительное психологическое право на воспитание Эрики. Стоит отметить, что:
«Власть и влияние матери возрастают в отсутствие отца, которого помещают в приют и пространственно изгоняют. Помимо того факта, что исключительная связь между матерью и дочерью остается непрерывной, а материнское доминирование затруднено, его смещение указывает на причину для Эрики неудавшаяся разлука с матерью и ее чрезмерным мазохистским влечением». [ 4 ]
Критик Беатрис Ханссен называет роман «анти -Bildungsroman» и «анти -Künstlerroman » и пишет далее, что «Учитель фортепиано» — это «сатирическая критика... литературы, популярной в 1970-х и 1980-х годах, которая идеализировала доэдипальный период». связь матери и дочери». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олсон, Стивен Э. (1990). «Преподобный Елинек, учитель игры на фортепиано ». Антиохийский обзор . 48 (2): 258. JSTOR 4612211 .
- ^ Бойтер, Вера (1998). Эльфрида Елинек . Женщины-писатели в немецкоязычных странах. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 199–207.
- ^ Пауэлл, Ларсон; Бренда Бетман (2008). « «Нужно иметь в себе традицию, чтобы правильно ее ненавидеть»: музыкальность Эльфриды Елинек». Журнал современной литературы . 32 (1): 163–83. дои : 10.2979/jml.2009.32.1.163 . JSTOR 25511797 .
- ^ Коста, Барбара (1994). » Эльфриды Елинек «Написание Эрики: Связь матери и дочери / возраст в «Пианистке ». Ежемесячные журналы (на английском и немецком языках). 86 (2): 218–34.
- ^ Ханссен, Беатрис (весна – лето 1996 г.). «Язык насилия Эльфриды Елинек». Новая немецкая критика . 68 (68): 79–112. дои : 10.2307/3108665 . JSTOR 3108665 .