Джеймс Лайт (режиссер)

Джеймс Лайт (1894 — 11 февраля 1964) — американский театральный режиссёр , актёр и педагог. Его лучше всего помнят как сторонника драматурга Юджина О'Нила , и он поставил многие из своих пьес как на Бродвее , так и в региональных театрах. [ 1 ] [ 2 ] Он был членом Провинстаунских игроков и сменил Джорджа Крэма Кука на посту директора этой организации в 1922 году. Во время Великой депрессии он был директором «Филадельфийского черного отряда» Федерального театрального проекта ; организация, занимающаяся борьбой с расовой дискриминацией при приеме на работу в американский театр путем постановки пьес с участием полностью чернокожих актеров. Он преподавал на факультетах Йельской школы драмы и Новой школы социальных исследований ; работал деканом драматического училища последнего учреждения с 1939 по 1942 год. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в 1894 году. [ 3 ] Лайт был сыном английского строительного подрядчика, который работал над проектом в Питтсбурге на момент рождения Лайта. Он вернулся в Англию со своими родителями еще младенцем и не возвращался в Соединенные Штаты, пока ему не исполнилось четырнадцать лет. [ 1 ] Он окончил среднюю школу Пибоди , где подружился со своим одноклассником Кеннетом Берком , который позже стал выдающимся теоретиком литературы. [ 3 ]
Лайт начал свое образование в Технологическом институте Карнеги по специальности живопись и архитектура. [ 4 ] В конце концов он отказался от учебы в области искусства и перешел в Университет штата Огайо (OSU), где получил степень по английской литературе и философии. Он был пловцом в сборной ОГУ по плаванию. [ 1 ] а также занимал должность редактора журнала ОГУ «Санскюлот » . [ 3 ]
В 1917 году Лайт окончил ОГУ и переехал в Нью-Йорк, получив стипендию для продолжения обучения в аспирантуре по философии в Колумбийском университете . [ 4 ] Позже в 1929 году он был награжден стипендией Гуггенхайма , что позволило ему продолжить изучение драмы в Европе. [ 1 ]
Актер и режиссер
[ редактировать ]В первом жилом доме Лайта в Нью-Йорке проживали три члена команды «Провинстаун Плейерс» , одним из которых был Юджин О'Нил , и он встретил их в свой первый день в Нью-Йорке, когда переезжал в это здание. Эти отношения привели его к тому, что он присоединился к «Провинстаун Плейерс» в качестве актера; начиная с роли учительницы английского языка в фильме Сьюзан Гласпелл « Закрой книгу» . Он сыграл еще 33 роли в труппе и в конечном итоге стал членом исполнительного комитета, управляющего театральной труппой. В 1922 году он сменил Джорджа Крэма Кука на посту директора Провинстаун Плейерс. [ 1 ] и вместе с О'Нилом, Кеннетом Макгоуэном и Робертом Эдмондом Джонсом сыграл важную роль в преобразовании этой творческой группы в Экспериментальный театр, Inc. в 1923 году. [ 2 ]
Лайт дебютировал на Бродвее как актер 4 февраля 1921 года; О'Нила изображая капитана Калеба Уильямса в оригинальной постановке «Различий» в Театре Принцессы . [ 5 ] [ 6 ] Он снялся лишь в одной пьесе на Бродвее — в роли барона Скансенкорге в Августа Стриндберга ( «Сонате-призраке» 1923). [ 7 ] прежде чем полностью переориентировать свою карьеру с актерской игры на режиссуру. Первой пьесой, которую он поставил на Бродвее, была пьеса О’Нила « У всех богов есть крылья» в 1924 году. [ 8 ] В спектакле фигурировала межрасовая пара: чернокожий актер Пол Робсон в роли Джима Харриса и белая актриса Мэри Блэр в роли его жены Эллы Дауни. Решение О'Нила и Лайта изобразить расово-смешанную пару было спорным для того периода, и оба мужчины получали угрозы от Ку-клукс-клана и отравленные письма . [ 1 ] [ 2 ]
Среди других бродвейских работ Лайта в качестве режиссера - Хьюза » Хэтчера «Руины (1925), [ 9 ] Уильяма Шекспира » « Гамлет (1925), [ 10 ] Стриндберга «Пьеса мечты» (1926), [ 11 ] О'Нила «Великий бог Браун» (1926), [ 12 ] О'Нил «Император Джонс» (1926), [ 8 ] миссис Генри Вуд » « Ист-Линн (1926), [ 13 ] Лайоша Эгри » « Скорый транзит (1927), [ 14 ] Э. Э. Каммингс « Он » (1928), [ 2 ] Кеннета Рейсбека ( «Покачай меня, Джули» 1931), [ 15 ] Маклиша Арчибальда Паника (1935), [ 16 ] Вирджила Геддеса ( Родная земля 1937), [ 17 ] Педро Кальдерон де ла Барка « Мэр Саламеи» (1945), [ 18 ] и Софокла » « Царь Эдип (1945) и другие. [ 19 ]
Противник расовой дискриминации, Лайт был назначен директором «Филадельфийского черного отряда» Федерального театрального проекта (FTP) в 1936 году; филиал FTP, миссия которого заключалась в создании возможностей трудоустройства для чернокожих артистов в целях борьбы с институциональным расизмом в американском театре. [ 20 ] Его назначила на этот пост актриса Роуз МакКлендон , которая курировала афроамериканские театральные подразделения FTP на национальном уровне. [ 21 ] Лайт работал с МакКлендон ранее, когда он руководил ею в бродвейской постановке Энни Натан Мейер антирасистской драмы « Черные души» в 1932 году; произведение, в центре которого было линчевание невиновного чернокожего мужчины в кампусе колледжа на юге Америки. [ 22 ]
Тесно сотрудничая с Джаспером Дитером и Театром Хеджероу , а также с другими импресарио Филадельфии, Лайт поставил, продюсировал и продвигал многочисленные пьесы с участием полностью чернокожих актеров в Филадельфии в середине-конце 1930-х годов благодаря своей работе с FTP. [ 20 ] Он продолжал заниматься другими проектами по продвижению чернокожих художников после Великой депрессии . Его последним режиссерским заданием на Бродвее было возрождение Аристофана » « Лисистраты в театре Беласко , в котором в 1946 году играл полностью черный состав во главе с Эттой Мотен Барнетт в главной роли и Сидни Пуатье в роли Полидора. [ 23 ]
Педагог
[ редактировать ]В 1928 году Лайт был назначен директором Йельской драматической ассоциации при Йельской школе драмы . [ 2 ] Он поступил на факультет Новой школы социальных исследований (НССР) в 1930-х годах и в конечном итоге стал деканом Школы драмы НССР с 1939 по 1942 год. [ 1 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Лайт был женат дважды. Его первый брак со Сью Дженкинс закончился разводом. Его второй брак был с Патти Марголис. Он умер в возрасте 69 лет в своем доме на Манхэттене 11 февраля 1964 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «ДЖЕЙМС ЛАЙТ УМИРАЕТ; СОТРУДНИК О'НИЛА; Постановочные произведения драматурга с группой Провинстаун» . Нью-Йорк Таймс . 12 февраля 1964 г. с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Блансфилд, с. 646-647
- ^ Перейти обратно: а б с Коули, с. 699
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, с. 248
- ^ Рональд, с. 184
- ^ «Разная (Афиша)» .
- ^ Зальцер, с. 185
- ^ Перейти обратно: а б Мангейм, с. 100
- ^ Бигсби, с. 305
- ^ Кир и Россман, стр. 205.
- ^ « Пьеса мечты» НЕ соответствует реальности; Провинстаун ставит драму Стриндберга, беспокойное исследование смысла жизни» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1926 г. с. 18.
- ^ Мерфи и Эйзенхауэр, с. 34
- ^ Лейтер и Хилл, с. 234
- ^ Коуэн, с. 102
- ^ Драксман, с. 58
- ^ Лиминг, с. 87
- ^ Брукс Аткинсон (24 марта 1937 г.). «Пьеса; «Родная земля» Вирджила Геддеса, поставленная Экспериментальным театром WPA» . Нью-Йорк Таймс . п. 28.
- ^ «ЗДЕСЬ БУДЕТ ПОКАЗАНО 3 КЛАССИЧЕСКИЕ ДРАМЫ: «Царь Эдип» и «Мэр Заламеи» среди спектаклей, запланированных новой группой» . Нью-Йорк Таймс . 24 ноября 1945 г. с. 22.
- ^ Джасвал, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Уитэм, Введение и Глава 1
- ^ Фланаган, Халли (1965). Арена: История Федерального театра . Нью-Йорк: Бенджамин Блом, переиздание [1940]. OCLC 855945294 .
- ^ «Роуз МакКлендон поднимается на высоту в Black Souls ». Нью-йоркский американец . 31 марта 1932 года.
- ^ Гудсузян, с. 394
Библиография
[ редактировать ]- Бигсби, CWE (1982). Критическое введение в американскую драму двадцатого века: Том 1, 1900–1940 . Издательство Кембриджского университета .
- Блансфорд, Карен Чармейн (2009). «Свет, Джеймс (1895–1964)» . В Даулинге, Роберт М. (ред.). Критический спутник Юджина О'Нила: литературный справочник его жизни и творчества . Факты в файле . ISBN 9781438108728 .
- Коуэн, Роберт Артур (1962). Офф-Бродвей: История, 1915–1962 гг . Издательство Университета Пердью .
- Коули, Малькольм (2014). Долгое путешествие . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674728226 .
- Драксман, Майкл Б. (1974). Пол Муни; Его жизнь и его фильмы . АС Барнс . ISBN 9780498014130 .
- Гудсузян, Арам (2011). Сидни Пуатье: мужчина, актер, икона . Издательство Университета Северной Каролины . ISBN 9780807875841 .
- Кир, Линн; Россман, Джон (2016). Полный отчет о карьере Кей Фрэнсис: все выступления в кино, на сцене, на радио и телевидении . МакФарланд и компания . ISBN 9781476602875 .
- Кеннеди, Джеффри (2023). Постановка Америки: художественное наследие игроков Провинстауна . Пресса Университета Алабамы . ISBN 9780817321406 .
- Лиминг, Барбара (2004). Орсон Уэллс . Хэл Леонард . ISBN 9781617744471 .
- Лейтер, Сэмюэл Л.; Хилл, Холли (1985). Энциклопедия сцены Нью-Йорка, 1920–1930, Том 1 . Гринвуд Пресс . ISBN 9780313236150 .
- Джасвал, Алиса Жанетт (1968). Устный перевод как форма профессионального театра на сцене Нью-Йорка в 1945-1965 гг . Издательство Мичиганского университета .
- Мангейм, Майкл, изд. (1998). Кембриджский компаньон Юджина О'Нила . Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521556453 .
- Мерфи, Бренда; Эйзенхауэр, Дрю, ред. (2013). Интертекстуальность в американской драме: критические очерки Юджина О'Нила, Сьюзан Гласпелл, Торнтона Уайлдера, Артура Миллера и других драматургов . МакФарланд и компания . ISBN 9780786463916 .
- Ранальд, Маргарет Лофтус (1984). Компаньон Юджина О'Нила . Академик Блумсбери . ISBN 9780313225512 .
- Зальцер, Эстер (2012). Август Стриндберг . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9781136979750 .
- Уитэм, Б. (2013). Устойчивый театр: Джаспер Дитер в Hedgerow . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 9781137121851 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1894 рождения
- 1964 смертей
- Американские актеры театра
- Американские театральные режиссеры
- Выпускники Университета Карнеги-Меллон
- Выпускники Колумбийского университета
- Школа драмы Дэвида Геффена при факультете Йельского университета
- Сотрудники Федерального театрального проекта
- Актеры-мужчины из Питтсбурга
- Выпускники Университета штата Огайо
- Факультет Новой школы