Jump to content

Роберто Герхард

(Перенаправлено с Роберта Герхарда )
Роберто Герхард

Роберт Герхард и Оттенвальдер (англ. Каталонское произношение: [ruˈβɛɾd ʒəˈɾaɾt] ; 25 сентября 1896 — 5 января 1970) — испанский и британский композитор, музыковед и писатель, широко известный за пределами своего родного региона Каталонии как Роберто Герхард . [1]

Герхард родился в Вальсе , недалеко от Таррагоны , Испания. Его отец имел немецкое и швейцарское происхождение; его мать была из Эльзас-Лотарингии . Он изучал фортепиано у Энрике Гранадоса и композицию у учёного-композитора Фелипа Педрелла , учителя Исаака Альбениса , Гранадоса и Мануэля де Фальи . Герхард посетил Фалью в Гранаде, но отверг его как возможного учителя. [2] и решил запереться в каталонском фермерском доме [3] задуматься о своем профессиональном будущем и сконцентрироваться на своей работе. В поисках систематичности он обратил свой взор на немецкую авангардную музыку и решил 21 октября 1923 года послать композитору Арнольду Шенбергу длинное письмо , приложив его сочинения, с просьбой принять его в ученики. [4] После принятия последнего Герхард немедленно уехал в Вену. Он был единственным испанским учеником Шенберга. Герхард учился у Шёнберга в Вене и Берлине между 1923 и 1928 годами, и отношения учителя и ученика превратились в дружбу на всю жизнь, как показано в полной переписке, опубликованной между двумя композиторами. [5]

В 1928 году Герхард вернулся в Барселону. Он посвятил свою энергию новой музыке посредством концертов и журналистики вместе с процветающим литературным и художественным авангардом Каталонии. Он подружился с Хоаном Миро и Пабло Казальсом , привез Шенберга и Антона Веберна в Барселону и был главным организатором фестиваля ISCM 1936 года . Он также собирал, редактировал и исполнял народные песни и испанскую музыку от эпохи Возрождения до восемнадцатого века. [1]

Герхард поддерживал республиканское дело во время гражданской войны в Испании (в качестве музыкального советника министра изящных искусств каталонского правительства и члена Совета по социальной музыке при республиканском правительстве). Он был вынужден бежать во Францию ​​в 1939 году, а позже в том же году поселился в Кембридже , Англия. До смерти Франсиско Франко его музыка была фактически запрещена в Испании, куда он никогда не возвращался, за исключением праздников. Помимо партитур для BBC и в театре, композиции Герхарда 1940-х годов были явно связаны с аспектами испанской и каталонской культуры, начиная с 1940 года с « Homenaje a Pedrell» , симфонии памяти Педрелла и первой версии балета. Дон Кихот . Кульминацией этого периода стала «Дуэнья» , испанская опера по английской пьесе Ричарда Бринсли Шеридана , действие которой происходит в Испании. Постановка в Ковент-Гардене « Дон Кихота» и передача «Дуэнны» на BBC популяризировали репутацию Герхарда в Великобритании, но не в Испании. [6]

В 1950-х годах наследие шенберговского сериализма , фоновое присутствие в этих откровенно национальных произведениях, породило все более радикальный подход к композиции, который к 1960-м годам прочно поставил Герхарда в ряды авангарда. С начала 1950-х годов Герхард страдал от сердечного заболевания, которое в конечном итоге оборвало его жизнь. Он умер в Кембридже в 1970 году и похоронен в приходе Вознесенского могильника в Кембридже вместе со своей женой Леопольдиной «Польди» Файхтеггер Герхард (1903–1994). [1]

Его архив хранится в библиотеке Кембриджского университета . Другие личные бумаги Герхарда хранятся в Biblioteca de Catalunya . Подавляющее большинство переписки между Герхардом и Арнольдом Шёнбергом можно найти в Центре Арнольда Шенберга .

Стилистическая эволюция

[ редактировать ]

В течение двадцати лет – сначала в Барселоне, а затем в изгнании в Англии – Герхард культивировал и чрезвычайно обогащал современную тональную идиому с ярко выраженной испанско-фольклорной ориентацией, восшедшую, с одной стороны, от Педрелла и Фальи, а с другой – от таких современных такие мастера, как Барток и Стравинский . Это была идиома, главные достижения которой включали балеты «Барселонские вечера» и «Дон Кихот» , Скрипичный концерт и оперу «Дуэнья» .

Герхард часто говорил, что он стоит за звуком своей музыки: «Смысл музыки – в звуке». [7] И все же, какими бы великолепными ни были его произведения, его последние работы ни в коем случае не являются простой чередой звуковых событий. Их формы тщательно организованы, и в некоторых из них используется его особая разработка сериализма, где двенадцатитоновая серия тонов, управляющая интервальными отношениями, взаимодействует с двенадцатикратным временным рядом, управляющим продолжительностью и пропорциями музыки. [8]

Избранный список работ

[ редактировать ]

К наиболее значительным произведениям Герхарда, помимо уже упомянутых, относятся четыре симфонии (Третья, «Коллажи» , для оркестра и кассеты), Концерт для оркестра, концерты для скрипки, фортепиано и клавесина, кантата «Чума» (по Альберу Камю ), балеты «Пандора» и «Ариэль» , а также пьесы для самых разных камерных ансамблей, в том числе «Сардана» для местного каталонского уличного оркестра « Кобла» . Возможно, он был первым крупным композитором электронной музыки в Великобритании; его музыкальная композиция для спектакля в Стратфорде-на-Эйвоне «Король Лир» 1955 года — одного из многих подобных заказов Королевской шекспировской труппы — стала первой электронной партитурой для британской сцены. [9]

Симфонии

[ редактировать ]
  • Симфония «Посвящение Педреллу» (1941)
  • Симфония № 1 (1952–53).
  • Симфония № 2 (1957–59); рекомпозиция как «Метаморфоза» , незаконченная (1967–68)
  • Симфония № 3 «Коллажи» (для оркестра и кассеты) (1960)
  • Симфония № 4 Нью-Йорка (1967)
  • Симфония № 5 (только фрагмент) (1969)
  • (Камерную симфонию Льва см . «Камерная музыка»)

Сценические работы

[ редактировать ]
  • Ариэль , балет (1934)
  • Soirées de Barcelone , балет в трёх картинах (1937–39; отредактирован и оркестрован Малкольмом Макдональдом, 1996)
  • Дон Кихот , балет (исходная редакция 1940–41, переработка 1947–49)
  • Алегриас , Дивертисмент фламенко (1942)
  • Пандора , балет (1943–44, оркестр. 1944–45)
  • Дуэнья , английская опера по мотивам Шеридана (1947–49). Радиовыступление состоялось в 1949 году на BBC; его первое сценическое представление состоялось в 1992 году в Театре де ла Сарсуэла в Мадриде и Гран-Театре дель Лисеу в Барселоне. [ нужна ссылка ] Билефельдская опера и дирижер Джеффри Мулл исполнили «Дуэнью» в новой постановке в 1994 году. Газета Wiener Zeitung тогда отметила, что это произведение представляет собой «вновь открытый гениальный ход». [10]
  • Эль Барберильо де Лавапиес , аранжировка и оркестровка сарсуэлы (1874) Франсиско Барбьери (1954)
  • Лампарилла , немецкоязычный Зингшпиль по мотивам «Эль-барберильо де Лавапиес» с дополнительной музыкой и оригинальной увертюрой Герхарда (1955–56).

Концерты

[ редактировать ]
  • Концертино для струнного оркестра (1929)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1942–43)
  • Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1951)
  • Концерт для клавесина, струнного оркестра и ударных (1955–56)
  • Концерт для оркестра (1965)

Оркестровые произведения

[ редактировать ]
  • Рассвет, интерлюдия и танец (1936)
  • Эпиталамион (1966)
  • Различные сюиты из «Вечеров Барселоны» , «Дон Кихота» , «Алегриаса» , «Пандоры».

Камерная и инструментальная музыка

[ редактировать ]
  • Сонатина Карлосу , фортепиано (1914)
  • Трио си мажор для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
  • Две ноты , фортепиано (1921–22)
  • 3 струнных квартета, составленных до 1928 года (все утеряны; № 3 (1928) переработан как Концертино для струнных)
  • Соната, кларнет и фортепиано (1928; также версия для бас-кларнета и фортепиано)
  • Духовой квинтет (1928, первая серийная работа) [ нужна ссылка ]
  • Андантино, кларнет, скрипка и фортепиано (период 1928–29)
  • Струнный квартет № 1 (1950–55)
  • Соната, альт и фортепиано (1948; переработана в 1956 году как соната для виолончели и фортепиано)
  • Каприччио, флейта соло (1949)
  • 3 Экспромт, фортепиано (1950)
  • Тайные люди (этюд к партитуре к фильму) для кларнета, скрипки и фортепиано (1951–52)
  • Нет (1956–57)
  • Фантазия, гитара (1957)
  • Струнный квартет № 2 (1961–62)
  • Концерт на 8 человек (1962)
  • Чакона, скрипка соло (1959)
  • Гимнодия для большого духового ансамбля, двух фортепиано и ударных (1963)
  • Близнецы , Дуэт для скрипки и фортепиано (1966)
  • Весы , секстет (1968)
  • Лео , Камерная симфония (1969)

Вокальные произведения

[ редактировать ]
  • L'infantament meravellós de Shahrazada Цикл песен для голоса и фортепиано, соч. 1 (1916–18).
  • Verger de les galanies для голоса и фортепиано (1917–18)
  • 7 Хайку для голоса и ансамбля (1922 г., ред. 1958 г.)
  • 14 каталонских популярных песен для голоса и фортепиано (1928–29; шесть номеров оркестрованы в 1931 году как 6 каталонских популярных песен )
  • L'alta naixenca del Rei en Jaume , кантата для сопрано, баритона, хора и оркестра (1932)
  • Сборник песен Педрелла для голоса и фортепиано или камерного оркестра (1941)
  • 3 Canciones Toreras для голоса и оркестра (ок. 1943) [написано под псевдонимом «Хуан Серралонга»]
  • 6 французских популярных песен для голоса и фортепиано (1944)
  • Аконд Свата для голоса и ударных (1954)
  • Cantares для голоса и гитары (1962; включает Fantasia для гитары)
  • «Чума» , кантата для рассказчика, хора и оркестра по мотивам Камю (1963–64)

Электронная музыка

[ редактировать ]
  • Аудиомобили I-IV (1958–59)
  • Плач по смерти Тореадора для динамика и кассеты (1959)
  • Калигула (1960–61)
  • 10 пьес для ленты (ок. 1961 г.)
  • Скульптуры IV (1963)
  • ДНК в отражении (1963)
  • Гнев Ахилла (1964) с Делией Дербишир [1]
  • также компонент ленты в Симфонии № 3 и во многих партитурах фильмов, радио и театра.

Фантазии на темы из Сарсуэласа

[ редактировать ]

(для легкого оркестра; сочинено около 1943 г. под псевдонимом «Хуан Серралонга»)

  • Кадис , по мотивам Чуки и Вальверде (1943)
  • Gigantes y Cabezudos по мотивам Кабальеро (ок. 1943 г.)
  • La Viejecita по мотивам Кабальеро (ок. 1943 г.)

Музыка из кино

[ редактировать ]

Статьи и передачи Герхарда

[ редактировать ]
  • «Симфония Роберто Герхарда»: Radio Times , 23 октября 1959 г., стр. 9 (Введение ко Второй симфонии, которая была заказана BBC и впервые исполнена и транслировалась 28 октября 1959 года. Герхард также опубликовал статью о произведении в «Музыкальном журнале» на домашней службе BBC от 25 октября 1959 года. )
  • Герхард работал с Лайонелом Солтером над радиосериалом «Наследие Испании» BBC , который транслировался в Третьей программе в 26 частях с января 1954 года. [11]

Источники

[ редактировать ]
  • Монти Адкинс, Майкл Расс. Компаньон Роберто Герхарда , Эшгейт (2013) ISBN   978-1-40944-515-9
  • Герхард, Роберто и Мейрион Боуэн. 2000. Герхард о музыке: Избранные произведения под редакцией Мейриона Боуэна. Олдершот [Хантс, Великобритания] и Берлингтон [Вермонт]: Эшгейт. ISBN   0-7546-0009-2
  • Хоаким Хомс . Роберт Герхард и его работа . (Этос-Музыка; 16). Университет Овьедо, 1987 год. ISBN   84-505-6080-2
  • Хомс, Хоаким 1991. Роберт Герхард и его работа . Барселона: Библиотека Каталонии. ISBN   84-7845-109-9
  • Материалы 1-й Международной конференции Роберто Герхарда: 27–28 мая 2010 г. Англия: Центр исследований новой музыки, Университет Хаддерсфилда, 2010. ISBN   978-1-86218-088-8
  • Лондонская симфониетта. 1974. Программный сборник полного собрания инструментальной и камерной музыки Арнольда Шенберга и Роберто Герхарда. Лондон: Лондонская симфониетта.
  • Палома Ортис де Урбина. Арнольд Шёнберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Питер Ланг, Берна, 2019. ISBN 978-3-0343-3754-0), doi : 10.3726/b15301I Открытый доступ: https://www.peterlang.com/document/1110910
  • Палома Ортис-де-Урбина. Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание, Правительство Каталонии, Департамент культуры, Библиотека Каталонии, Барселона, ISBN 9788418199073.
  • Монти Адкинс, Рэйчел Манн. Роберто Герхард. Переоценка музыкального провидца в изгнании . Труды Британской академии, Оксфорд, Oxford University Press, 2022 г.
  • The Score , сентябрь 1956 года. По случаю дня рождения Герхарда, со статьями Дональда Митчелла , Нормана Дель Мара , Джона Гарднера , Романа Влада , Дэвида Дрю , Лоуренса Пикена и самого Герхарда.
  • Раут, Фрэнсис . Современная британская музыка (1972), стр. 175–187.
  1. ^ Jump up to: а б с Малькольм Макдональд. «Герхард, Роберто» в Grove Music Online (2001)
  2. ^ Санчес де Андрес, Летисия (2013). «Страсть, безродность и литература. Композитор Роберт Герхард». Музыкалия Скерцо . Мадрид: 55.
  3. ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. п. 20. ISBN  9788418199073 .
  4. ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. п. 35. ISBN  9788418199073 .
  5. ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. ISBN  9788418199073 .
  6. ^ «Биография Роберто Герхарда» . Бузи и Хоукс, Инк . Проверено 14 августа 2008 г.
  7. ^ Примечание композитора к опубликованной партитуре Libra , Oxford University Press, 1970; другие примечания к программе содержат одно и то же утверждение, но в разных словах и порядке слов.
  8. ^ Герхард, Роберто (1960). Функции ряда в двенадцатинотной композиции . Первоначально доклад был прочитан в Мичиганском университете в Анн-Арборе. Перепечатано в Боуэн, Мейрион, изд. (2000). Герхард о музыке – Избранные сочинения . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781315200583 . OCLC   1003950418 . [ нужна страница ]
  9. ^ Набережная Наследия (Университет Хаддерсфилда). Цифровой архив Роберто Герхарда
  10. ^ Театр в Билефельде 1975–1998, Кербер Верлаг, Билефельд, редакция Хайди Визе, Хайнер Брунс, Александр Грубер, Фриц Штокмайер 1998, ISBN   3-933040-03-5
  11. ^ «Наследие Испании», Radio Times , выпуск 1573, 3 января 1954 г., стр. 21

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нэш, Питер Пол. 1981. «Ветеровой квинтет» . Темп , новая серия, нет. 139 (декабрь): 5–11.
  • Диего Алонсо. «Веха испанской музыкальной современности: первое фортепиано Apunt Роберто Герхарда », Acta musicologica , Vol. 89, № 2, 2017, с. 171-194
  • Диего Алонсо. «Еретик в кругу Шенберга: первое использование Роберто Герхарда двенадцатитоновых процедур в Андантино», Twentieth-Century Music 16/3 (2019): 557-588. https://doi.org/10.1017/S1478572219000306
  • Диего Алонсо. «Посвящение Шёнбергу и Бартоку: симметрия, транспозиционная комбинация и октатоника в первой части квартета № 3 Роберто Герхарда». Музыкальный анализ 39/2 (2020), 190–213. https://doi.org/10.1111/musa.12156
  • Список композиторов-эмигрантов в Великобритании
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df94f2392c6af855483aa2b402c050fe__1722122100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/fe/df94f2392c6af855483aa2b402c050fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roberto Gerhard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)