Александр Мерсеро
Александр Мерсеро | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Александр Мерсеро де ла Шом 22 октября 1884 г. Париж , Франция |
Умер | 1945 |
Занятие | Поэт |
Литературное движение | Поэты-символисты |
Александр Мерсеро (22 октября 1888–1945) был французским поэтом- символистом и критиком, связанным с унанимизмом и аббатством Кретей . Он основал Villa Médicis Libre, которая помогала обедневшим художникам и служила благотворительным исправительным учреждением для правонарушителей-подростков. [1] Работы Мерсеро вдохновили революционное художественное движение начала 20 века, известное как кубизм .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Родившийся Александр Мерсеро де ла Шом , он подписывал свои первые тексты Эшмер-Вальдор , псевдонимом , от которого он быстро отказался. В 1901 году, в шестнадцатилетнем возрасте, были опубликованы первые стихи Мерсеро; поэзия и критика в Oeuvre d'art International . В 1904 году он стал соучредителем журнала La Vie , где стал помощником редактора, драматическим критиком и обозревателем. [2] [3]
В 1905 году он опубликовал «Les Thuribulums affaissés» — сборник стихов, который привлек большое внимание. В то же время он стал соучредителем Ассоциации Эрнеста-Ренана. В 1906 организовал французскую секцию Салона выставки и литературного обозрения La Toison d'Or . [2]
В 1907 году он опубликовал Gens de là et d'ailleurs . С 1907 по 1908 год он был соучредителем и участвовал в работе Abbaye de Créteil , коллектива, открытого для художников. Мерсеро организовал выставки французских художников в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Одессе. После Первой мировой войны он опубликовал брошюру « L'Abbaye et le bolchevismeculturall» (опубликованную Эженом Фигьером ), в которой осудил позицию Жоржа Дюамеля и Шарля Вильдрака . руководил С 1910 года вместе с Полем Фортом парижским литературным обозрением Vers et Prose . В 1911 году он создал литературную секцию Осеннего салона в Париже, названную Comité d'initiative théâtrale , состоящую из публичных лекций начинающих авторов в Театре Одеон . Впоследствии он стал соучредителем Revue indépendante и La Rue , а также Vers et Prose . [2]
Мерсеро был литературным директором издательства Jacques Povolozky & Cie, директором литературного кафе Caméleon на Монпарнасе . В «Современной истории французской литературы с 1885 по 1914 год » (Эжен Фигьер) Эрнест Флориан-Пармантье пишет: «...Г-н Мерсеро, кажется, наделен всеми качествами, которые почти неизбежно ведут к успеху. [4] [5]

Кретейское аббатство
[ редактировать ]Аббатство Кретей было фаланстерским утопическим сообществом, основанным осенью 1906 года Александром Мерсеро вместе с поэтами Рене Аркосом , Анри-Мартеном Барсуном , Шарлем Вильдраком и художником, теоретиком Альбертом Глейзом . [6] Движение черпало вдохновение из Телемского аббатства, вымышленного творения Рабле в его романе «Гаргантюа» .
Альбер Глейз познакомился с художниками Бертольдом Маном , Жаком д'Отемаром и Жозуэ Габорио во время пребывания в Амьене (1904 г.), а также с печатником Люсьеном Линаром, который управлял типографией в аббатстве Кретей . В это время искусствовед Жан Вальми Байсс (а вскоре и историк Комеди -Франсез ) в сотрудничестве с Александром Мерсеро, Рене Аркосом, Шарлем Вильдраком и Жоржем Дюамелем был приглашен для участия в создании нового журнала под названием La Vie . [7]
Поэт-символист и писатель Анри-Мартен Барсун присоединился к группе писателей и художников в 1905 году. Глейз участвовал в создании Ассоциации Эрнеста Ренана в декабре в Театре Пигаль в попытке противостоять росту милитаристской пропаганды. При этом публикации и произведения искусства имели тенденцию к более популярной и светской культуре. Глейзес отвечал за литературное и художественное развитие, организовывал поэтические чтения и уличный театр. [7]


Мерсеро, Глейз и другие на протяжении 1906 года работали над концепцией создания самоподдерживающегося сообщества художников, разработанной Шарлем Вильдраком. Мотивацией было развитие своего искусства без коммерческих соображений. В Кретей, маленькой деревне под Парижем, они вложили дом и участок. Барзун заплатил арендную плату за первые шесть месяцев, финансируемую из своего небольшого наследства. Глейзес и Вильдрак переехали сюда в декабре. [7] В начале 1907 года аббатство Кретей состояло из Глеза, Аркоса и Вильдрака с его женой Розой, сестрой Дюамеля. Дюамель и Барсун периодически присоединялись к группе. Музыкант Альбер Дуайен , позже ставший известным как основатель Fêtes du Peuple, также время от времени участвовал. В 1906 году Мерсеро поехал в Москву, где познакомился с группой русских символистов и художников модерна под названием «Голубая роза». Работал над журнальным изданием, помогал организовать французскую секцию салонной выставки La Toison d'Or (Золотое руно, Золотое руно). Одновременно он работал корреспондентом аббатства Кретей. [7]
Он вернулся в Париж весной 1907 года с русской женой. В это время группа Abbaye поддерживала себя за счет печати (которой руководили Линард и Глейз) высококачественных материалов. Периодически сюда приезжали художники Бертольд Ман, Жак д'Отемар и Анри Дусе. [7]
Бывший студент Академии Жюлиана и друг Мориса Дени и Ле Наби , Анри Ле Фоконье рисовал в прогрессивной геометрической манере. Он выставил свои морские пейзажи в Салоне Независимых в 1909 году и вскоре в том же году встретился с Альбертом Глейзом через Александра Мерсеро. Мерсеро, возможно, осознавал масштабы их общих интересов. [8]
Вилла Медичи Либре
[ редактировать ]Мерсеро основал виллу Médicis Libre в Вильпре под патронажем Фонда Жоржа Бонжана, чтобы предоставить недорогое жилье художникам-авангардистам, живущим в трудностях. Андре Лот и Рауль Дюфи жили здесь в 1910 году. [9] [10]
Мерсеро и кубизм
[ редактировать ]По словам Альберта Глеза , Мерсеро ответственен за то, что познакомил его с Жаном Метцингером , Робером Делоне и Анри Ле Фоконье в 1910 году — в том же году, когда Мерсеро курировал и включил этих художников в московскую выставку, вероятно, первую выставку «Бубнового валета» . До встречи Глейза и Метцингера связывали пренебрежительные комментарии Луи Вокселя по поводу «des Cubes blafards». [11] Метцингера который, вероятно, отсылал к «Портрету Аполлинера» Глейза (1909–10) и « L'Arbre» (Дерево) (1910) в Салоне Независимых . Мерсеро ранее включил « Les Brumes du Matin sur la Marne » Глеза в русскую выставку 1908 года.
«Учитывая давнюю радость Мерсеро в поощрении групповой деятельности, — пишет историк искусства Дэниел Роббинс , — легко признать его удовольствие от объединения трех художников, чьи работы демонстрировали схожие интересы и которых можно было отождествить с его собственными синтетическими идеалами, идеалами, которые оказал влияние на развитие аббатства». Будучи организатором литературной секции Осеннего салона 1909 года, он смог познакомить Глейза с выставившимися там художниками и представить свои собственные концепции миру живописи. [8]
В 1909 и 1910 годах через Мерсеро собралась значительная группа художников. Вся группа, включая Аллара , Барзуна , Бодуэна, Кастио , Жува , Дивуара , Маринетти , Бранкузи , Варле и даже Аполлинера и Салмона , стала сочувствовать идеям Аббатства. Летом 1908 года Глейз и Мерсеро организовали «Journée portes ouvertes» в аббатстве с поэтическими чтениями, музыкой и выставками. Среди участников были итальянский поэт-символист, а вскоре и главный теоретик футуризма и Филиппо Томмазо Маринетти румынский скульптор Константин Бранкузи . [7] [12] [13]
«В поэзии, — пишет Роббинс, — эта постсимволистская попытка достичь новых форм должна была решительно порвать со старым единством времени, места и действия. Единство сцены не соответствовало реальности современной жизни; единство времени не соответствуют культурно известным и ожидаемым последствиям перемен. Вот почему Мерсеро (как заметил Метцингер). [12] ) так яростно переносил свои сцены, почему Барзун пытался решить проблему одновременного развития линий действия хоровым пением. Точно так же Глейз и его друзья-художники стремились создать видение, свободное от замкнутых или неясных образов, которое могло бы рассматривать коллективные и одновременные факторы. Это потребовало нового вида аллегории, противоположного старому значению, которое представляло одну вещь как символический эквивалент другой. Предварительный прецедент, возможно, существовал в « Реальной аллегории» Курбе , которую, однако, Глейз и Метцингер могли бы счесть аллегорической неудачей, поскольку Курбе «не подозревал, что видимый мир стал реальным миром только в результате действия мысли». [8] [14]
Эта группа художников регулярно собиралась в студии Ле Фоконье недалеко от бульвара Монпарнас. Салмон и Аполлинер были лишь второстепенными членами, участвовавшими в различных литературных и художественных кругах, но очевидно, что концепция кубизма Аполлинера находилась под влиянием эпических представлений, существовавших в старом кружке Аббайе. В своем предисловии к «Брюссельским независимым» 1911 года Аполлинер писал:
...так возникло простое и благородное искусство, выразительное и размеренное, стремящееся к открытию красоты и полностью готовое заняться теми обширными предметами, за которые вчерашние художники не осмеливались браться, оставляя их самонадеянным, старомодным и скучные мазни официальных Салонов.

Эта концепция не основана на исследованиях Пикассо и Брака (которые годы спустя стали известны как аналитический кубизм), которые почти полностью уничтожили предмет и ограничили его чрезвычайно плоским пространством. Вместо этого он предполагает широкие концепции, которых придерживался круг Мерсеро-Глеза, концепции, которые в то время были видны только в картинах Альберта Глейза, Анри Ле Фоконье, Робера Делоне и Фернана Леже . Сюжеты, рассматриваемые этими кубистами, существенно отличались от отдельных натюрмортов или фигур, выбранных Пикассо и Браком. [8]
Мерсеро пытался представить грани времени в своих произведениях так же, как Глейз и Метцингер пытались представить грани пространства, времени и формы в своих картинах. [15]
Александр Мерсеро, быстро выявляющий заслуги других, настолько придирчивый к чести, что указывает на происхождение любой идеи, которую он не нашел в себе, обладатель интеллекта, в котором разрабатываются самые антиномические философии, очень быстро прошел через фазы современную литературу, с веселой самоуверенностью человека, которого никогда не затрагивал стадный инстинкт. ...Александр Мерсеро прославляет андрогинность, устанавливает незамысловатые отношения между священными сосудами и инструментами для будуара и остается определенно поэтом.
—Жан Метцингер, 1911 г. [2]
Картина Глейзеса под названием «Человек в гамаке» интегрирует человека в пейзаж, образуя единое изображение благодаря нелинейной сетке. Это устройство используется Глейзом для учета всех аспектов сцены. На картине можно увидеть одну из книг Мерсеро, а также натюрморт рядом с натурщиком, мужчиной и окружающей средой. Все они являются символами фундаментальной важности для Глейза, художника, который редко, если вообще когда-либо, довольствовался обыденными сюжетами. [16]
Мужчина, изображенный на картине, скорее всего, является портретом Жана Метцингера. [17] Книга под названием Paroles avant la vie . [18] Эта модель, занимающая видное место, была написана Мерсеро в 1913 году. Глейз участвовал в основании аббатства Кретей и был хорошо знаком с произведениями Мерсеро. Метцингер написал важный текст о Мерсеро в 1911 году. [2] Издатель Мерсеро, Эжен Фигьер , годом ранее опубликовал Du «Cubisme» , кубистский манифест, написанный Глейзом и Метцингером.
«Человек в гамаке» является свидетельством тесной связи между Мерсеро, Метцингером и Глейзом, а также их общей социальной, культурной и философской убежденности в том, что живопись представляет собой нечто большее, чем мимолетный взгляд на мир, в котором они жили, что, показывая множество граней Если объект будет снят одновременно через последовательные промежутки времени, появится более правдивое и полное изображение. [19]
В 1914 году он курировал в Праге «Современные умни» 45-ю выставку SVU Manes . Этот «Обзор современного искусства» был одной из последних довоенных выставок в Праге. [20] В экспозицию вошли работы Александра Архипенко , Жоржа Брака , Константина Бранкузи , Делоне , Робера Андре Дерена , Марселя Дюшана , Рауля Дюфи , Отона Фриса , Альбера Глейза , Роже де Ла Френе Луи Маркусси , Жана Маршана , Метциана , Пита Диего, Жана , Мондриана. Ривера , Эдвард Мунк , Макс Пехштейн , Пабло Пикассо , Отто ван Рис , Адья ван Рис-Дютиль и Жак Вийон , а также чешские художники.
К 1914 году Мерсеро познакомился с испанским скульптором Хулио Гонсалесом и стал его пожизненным сторонником и друг. [21]
Публикации
[ редактировать ]- «Провисшие Thuribulums» , стихи, 1905 год.
- Люди оттуда и из других мест: люди из земли, люди из города, люди из Парижа , 1907 год.
- Сказки тьмы , 1911 год.
- Литература и новые идеи , 1912 год.
- Слова перед жизнью: жизнь, поэт, невеста, беременная женщина, мать, сам, дом, смерть , 1913 год.
- Вооруженный мир и проблема Эльзаса глазами новых французских поколений , 1914 г.
- Евангелие хорошей жизни , 1919 год.
- Серафима , 1922 год.
- Чудесная раковина , 1922 год.
- Избранные мысли Александра Мерсеро , 1922 год.
- Чудесная история , 1928 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жан Метцингер , Александр Мерсеро , критическое эссе, опубликованное в Vers et Prose , 27 (октябрь – ноябрь 1911 г.)
- Марк Антлифф и Патрисия Лейтен, Читатель кубизма, Документы и критика, 1906–1914 гг ., The University of Chicago Press, 2008, стр. 192–212.
- Глэдис Фабр, «Александр Мерсеро и аббатство Кретей», Конференция: аббатство Кретей, утопия и мир , Университет Кретей, опубликовано в Cahiers de l'Abbaye de Créteil, номер 23 декабря 1924 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэтрин Браун, Традиция художественной книги в Европе двадцатого века , Ashgate Publishing, Ltd., 2013, стр. 20 , ISBN 1409420655
- ^ Jump up to: а б с д и Жан Метцингер , Александр Мерсеро , критическое эссе, опубликованное в Vers et Prose , 27 (октябрь – ноябрь 1911 г.)
- ^ Эрнест Флориан-Пармантье, Все лиры, Антология-критика современных поэтов , 1911, Париж, Гастейн-Серж.
- ^ Эрик Дюссер, Александр Мерсеро (1884-1945) , Литература - плохая девочка (L'Atelier du Gué), 2006
- ^ Эрнест Флориан-Пармантье, Современная история французской литературы с 1885 по 1914 год (История французской литературы с 1885 года по настоящее время), Эжен Фигьер, 1914 год.
- ^ Барсун, Анри-Мартен, Эпоха драмы, Очерк современного поэтического синтеза , Фигьер, 1912
- ^ Jump up to: а б с д и ж Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1881-1953 гг.
- ^ Jump up to: а б с д Дэниел Роббинс, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Альберт Глейз, 1881–1953, ретроспективная выставка , 1964 г.
- ^ Альберт Глейзес, Воспоминания: кубизм, 1908-1914 , Война , Cahiers Альберта Глейзеса, Ассоциация друзей Альберта Глейзеса, Лион, 1957, с. 15. Перепечатано, Ampuis, 1997 г., написано во время Первой мировой войны.
- ^ Питер Брук, Альберт Глейз, Воспоминания: кубизм, 1908-1914 , Примечания, 13
- ↑ Луи Воксель, По салонам: прогулки к Независимым , Жиль Блас, 18 марта 1910 года . Цитируется по Джону Голдингу, Кубизм , Лондон, 1959, с. 22. См. «Золотой туазон» , Москва, 1908, вып. 7-10, с. 15
- ^ Jump up to: а б Жан Метцингер, Александр Мерсеро , Vers et Prose, Париж, вып. 27 октября – декабрь 1911 г., с. 122
- ^ Дэниел Роббинс, От символизма к кубизму: Аббатство Кретей , The Art Journal, 1963–64, XXIII 2. стр. 111–116.
- ↑ Альберт Глез и Жан Метцингер, Du «Cubisme» , опубликовано Эженом Фигьером, Париж, 1912. Авторы начинают свою работу с обсуждения Курбе.
- ^ Бернар Огюстин Де Вото, Saturday Review , Том 48, Saturday Review Company, 1965
- ^ Художники Золотой секции: Альтернативы кубизму. Выставка, 27 сентября – 22 октября 1967 г., Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк.
- ^ Бринд, К., Каталог выставки, Глейз - Метцингер. О кубизме и после , 9 мая — 22 сентября 2012 г., с. 34, 36, Музей почты, Galerie du Messager, Париж, Франция. Выставка к 100-летию издания Дю «Кубизма»]
- ^ Александр Мерсеро, Слова перед жизнью, опубликовано в 1913 году Э. Фигьером в Париже.
- ^ Джоанн Мозер, Дэниел Роббинс, Джин Метцингер в ретроспективе , 1985, Художественный музей Университета Айовы (J. Paul Getty Trust, University of Washington Press)
- ^ Александр Мерсеро, Общество изящных художников Манеса, Современное искусство: 45-я выставка SVU Manes в Праге, февраль-март 1914 г.: коллекция, составленная А. Мерсеро в Париже, SVU Manes, 1914 г.
- ^ Пикассо и век железа , Кармен Хименес; Дор Эштон; Франсиско Кальво Серраллер, 1948, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1884 рождения
- 1945 смертей
- Поэты-символисты
- Афористы
- Французские эпистемологи
- Французские философы XX века
- Французские эссеисты-мужчины
- Французские поэты-мужчины
- Французские поэты XX века
- Французские эссеисты XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Французские журналисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века