Jump to content

Рококо живопись

(Перенаправлено из «Живопись в стиле рококо» )
Жан Оноре Фрагонар : Качели , 1766 г.
Мастер Атаиде : Вознесение Иисуса, 1827 г.

Живопись рококо представляет собой выражение в живописи эстетического движения, которое процветало в Европе в период с начала до конца 18 века, мигрировало в Америку и сохранялось в некоторых регионах до середины 19 века. Живопись этого направления делится на два резко дифференцированных лагеря. Один составляет интимный, беззаботный визуальный документ образа жизни и мировоззрения европейской элиты XVIII века, а другой, приспосабливая составные элементы стиля к монументальному убранству церквей и дворцов, служил средством прославления веры и гражданская власть.

Рококо зародилось в Париже около 1700-х годов как реакция французской аристократии на роскошное, роскошное и торжественное барокко, практиковавшееся в период Людовика XIV . Для него характерен прежде всего гедонистический и аристократический характер, проявляющийся в деликатности, элегантности, чувственности и изяществе, а также в предпочтении легких и сентиментальных тем, где кривая линия, светлые тона и асимметрия играли основополагающую роль в композиции. работа. Из Франции , где оно приняло свои наиболее типичные черты и где позднее было признано национальным достоянием, рококо вскоре распространилось по всей Европе, но существенно изменило свои цели и сохранило лишь внешнюю форму французской модели, с важными центрами культивирования в Германии . Англия , Австрия и Италия , а также некоторое представительство и в других местах, таких как Пиренейский полуостров , славянские и скандинавские страны , вплоть до Америки . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Несмотря на свою ценность как самостоятельное произведение искусства, живопись рококо часто рассматривалась как неотъемлемая часть общей концепции внутреннего убранства. [ 4 ] Его начали критиковать с середины 18 века, с появлением Просвещения , неоклассических и буржуазных идеалов , и он просуществовал до Французской революции , когда он приобрел полную дурную славу, обвиняясь в поверхностности, легкомысленности, аморальности и чисто декоративности. [ 5 ] С 1830-х годов он снова был признан важным свидетельством определенного этапа европейской культуры и образа жизни определенного социального слоя, а также ценным достоянием благодаря своим уникальным художественным достоинствам, где вопросы эстетики поднимались , которые позже будут подняты. процветают и становятся центральными в современном искусстве . [ 6 ] [ 7 ]

Истоки и особенности стиля.

[ редактировать ]
Морис-Квентен де Латур : Мадам де Помпадур в своем кабинете, 1755 г.
Жан-Батист-Симеон Шарден : Прачка, 1735 год. Пример одновременного, но противоположного течения рококо.

Рококо развилось из растущей свободы мысли, зародившейся во Франции XVIII века. [ 8 ] Смерть Людовика XIV в 1715 году открыла пространство для гибкости французской культуры, которая до этого была строго церемониальной и в которой доминировали представления, которые были направлены прежде всего на восхваление короля и его власти и проявлялись высокопарно и помпезно. Исчезновение самого олицетворения абсолютизма позволило дворянству восстановить часть власти и влияния, которые были сосредоточены в личности монарха, и двор в Версале опустел, многие дворяне перебрались в свои поместья в сельской местности, в то время как другие переехал во дворцы Парижа, который стал центром « салонной культуры », изысканных, блестящих и гедонистических общественных собраний, проходивших среди литературных и художественных дискуссий. Это расширение прав и возможностей дворянства сделало его главным покровителем художников того периода. [ 9 ]

рококо эстетика В этих салонах формировалась , вытеснившая из центра интересов историческую живопись, бывшую ранее самым престижным жанром и вызывавшую типично мужское этическое, гражданское и героическое чувство, поставив на ее место живопись бытовых и деревенских сцены или нежные аллегории, вдохновленные классическими мифами , где многие отмечают преобладание женской вселенной. В этом смысле роль, которую играли женщины в обществе этого этапа, была очень значимой, принимая на себя силу в политике по всей Европе и оказываясь щедрыми покровительницами искусства и формирователями вкуса, как в случае с королевскими любовницами мадам де Помпадур и мадам дю Барри , императрицы Екатерины Великой и Марии Терезии Австрийской , и организовал несколько важных салонов, таких как мадам Жоффрен , мадам д'Эпине и мадам де Леспинас , среди многие другие. [ 10 ] [ 11 ] Однако во многих отношениях рококо является простым продолжением, а точнее, кульминацией ценностей барокко – вкуса к великолепному, к движению и асимметрии, частым намекам на греко-римскую мифологию , эмоциональную направленность, показную претенциозность и конвенционализм в том смысле, что он руководствуется заранее установленными критериями, принятыми консенсусом. Живопись в стиле рококо также иллюстрирует в своей первой версии социальный раскол, который приведет к Французской революции , и представляет собой последний символический бастион сопротивления элиты, далекой от проблем и интересов простых людей, и которой все больше угрожала французская революция. подъем среднего класса, который получил образование и стал доминировать в экономике и даже важных отраслях арт-рынка и культуры в целом. Тем самым это определило параллельное появление гораздо более реалистичного и строгого стилистического течения, тема которого была полностью буржуазной и популярной, примером чему являются художники Жан-Батист Грёз и Жана-Батиста Шардена , который, за некоторыми исключениями, практически игнорировался вселенной рококо, но который в конечном итоге стал одной из причин его краха в конце 18 века. [ 12 ]

Николя Ланкре : Земля, ок. 1730 г.
Жан-Марк Наттье : Принцесса Франции Мария Аделаида – Воздух, 1751 г.
Жан Оноре Фрагонар: Венценосный влюбчивый, или Музыкальное состязание

В период, когда старые традиции начали растворяться, живопись рококо представляет собой оппозицию академической доктрине , которая пыталась, даже во времена высокого барокко и особенно во Франции, навязать классицистическую художественную модель как вневременной и универсально действительный принцип. чей авторитет был поставлен выше вопросов, точно так же, как политическая теория утверждала абсолютизм. На этой волне либерализма и релятивизма искусство стало рассматриваться как еще одна вещь среди множества вещей, подверженных колебаниям моды и времени, - точка зрения, которая до недавнего времени была немыслима. В результате наклонности того периода тяготели к человеческому и сентиментальному, направляя производство не на героев или полубогов , а на обычных людей, с их слабостями и искавших удовольствия. Изображение власти и величия оставлено, и публика живописи рококо стремится видеть в ней скорее красоту, любовь, непринужденную и пленительную грацию, исключающую все риторика и драматургия . [ 13 ] Для этого классическая традиция все еще была полезна, предлагая для вдохновения художников набор тем, весьма привлекательных и подходящих для гедонистического и утонченного менталитета элиты, которая отвергла всю строгость и переосмыслила классическое прошлое в свете идеала. и буколическая Аркадия, фантазия о Золотом веке , где гармонично отождествлялись природа и цивилизация, чувственность и интеллект, красота и духовность. Ни эта тема, ни эта интерпретация, по сути, не были новыми; они существовали со времен Римской империи и почти непрерывно присутствовали в западной культуре с момента своего возникновения, как как простая романтическая и поэтическая уловка, так и как средство психологического спасения, когда времена оказались враждебными или чрезмерно сложными, став, таким образом, мощным символом свободы. . [ 14 ] [ 15 ] В период рококо новаторской нотой было то, что от мира аркадских пастухов и богов греко-латинского пантеона практически оставался только фон природной среды, причем этой «естественной» чаще всего являлся возделываемый сад, а главными действующими лицами момента были аристократы и сами богатые буржуа со всем своим модным аппаратом, ведущие блестящие беседы и чей героизм выражался в любовных завоеваниях, воплощающих пастырскую идею. больше соответствует традициям социального театра. В изображении, точно так же, как барокко было многословным, пасторальное рококо лаконично; несмотря на уникальность обстановки, формально картина представляет собой скопление разрывов, и эффект единства больше всего придает атмосфера, а не описание. Таким образом, рококо предстает связующим звеном между церемониальным классицизмом позднего барокко и сентиментальным преромантизмом среднего класса. [ 16 ] [ 17 ]

Эта фантастическая вселенная также соответствовала представлениям того времени об иллюзионистской природе искусства. Для критиков того времени удовольствие, которое может доставить искусство, возможно только тогда, когда зритель принимает условия игры и подчиняется иллюзии своего рода магии. [ 18 ] Проблема, связанная с художественной иллюзией, не была беспрецедентной, и вопрос о том, может ли деятельность, основанная на подражании и соблазнении чувств, быть морально оправданной или достойной интеллектуального внимания, сопровождал европейскую мысль со времен допроса Платона , Сократа и Аристотеля в Древней Греции. . [ 19 ] В XVIII веке эта тема приобрела новую окраску в сознательном стремлении как-то запутать и дезориентировать публику, отстранив ее от обстоятельного и конкретного, чтобы бросить в двусмысленный и беглый мир театра представления, практика, которая в противном случае не нашел единодушной поддержки и подвергся критике со стороны многих моралистов, обеспокоенных сопутствующим растворением чувства реальности и твердости этических ценностей, поощряемых этими картинами. Точно так же не все художники преследовали эту цель. Важные художники того времени, более увлеченные идеей реформирования и морализаторства искусства, такие как Хогарт и Гойя , стремились преодолеть условности иллюзионизма и помочь публике восстановить, как выразился Мэтью Краск, «ясность своего видения». [ 20 ] Таким образом, в диалектике, давшей значительную силу творчеству этого периода, обнаруживаются позиции с разной степенью близости или отдаленности от объективной реальности. Также важно отметить, что, согласно утонченной культуре аристократии, цивилизация была по необходимости искусственным явлением, и от образованного и отточенного зрителя ожидалось, что он сможет провести тонкие различия между реальным и вымышленным, способен справиться со сложностями искусства и уметь защитить себя от грубого шарлатанства и дешевых иллюзий, что указывает на развитость его интеллекта и его эрудированного багажа. [ 21 ]

Другим важным вкладом в формирование эстетики рококо стало создание концепции искусства ради искусства, инициированной Александром Баумгартеном в 1750 году и получившей дальнейшее развитие у Канта в следующем десятилетии. Он заявил, что главной целью искусства является удовольствие, а не полезность, понимая эстетическое переживание как происходящее от созерцания красоты объекта и понимаемое как чувственная стимуляция недифференцированных мыслей, лишенных полезности или цели и оторванных от морали . Для Канта идеальная красота не заявляет о себе полностью, а остается постоянно возбуждающей идеи, не исчерпывая их. Таким образом, смысл заключается не в определении какого-либо одного понятия, а в непрерывном диалоге между воображением и пониманием. Вот почему он квалифицировал искусство как «серьезную игру», видя в ней такие аспекты игривости, как свобода и незаинтересованность. [ 22 ] [ 23 ] Таким образом, рококо определенно поднимает в западном искусстве вопрос об эстетизме, в той самой двусмысленности, которая окружает его метод изображения и его основные цели, проясняя изначальную конвенцию, согласно которой, если живопись существует, она существует для наблюдателя и для того, чтобы на нее смотрели. , но передав будущим поколениям серьезную проблему, заключающуюся в том, чтобы, по словам Стивена Мелвилла, «сказать, что то, что происходит со зрителем перед картиной, фундаментально отличается от того, что происходит с человеком, смотрящим на обои или пейзаж через окно», диалектический элемент, который станет решающим для современного обсуждения и подтверждения самого искусства, художественного творчества и понимания, а также автономии эстетики, и который до сих пор не получил удовлетворительного разрешения. [ 24 ]

Тобиас и ангел-Рафаэль, Церковь ангела-Рафаэля в Венеции, картина Франческо Гварди , демонстрирующая живой и элегантный мазок.

Технически живопись рококо тяготеет к большей свободе, чем живопись барокко или академическая живопись. Мазки кисти четкие и ловкие, с созданием текстур и эффектом, иногда похожим на эффект картин импрессионистов , придающий многим композициям вид эскиза, незавершенности, что более эффективно вовлекало зрителя, предлагая ему мысленно завершить то, что было задумано. представлено схематично. Реалистичная детализация и главенство линий отрицаются, перспектива пространства укорачивается, создавая более закрытую обстановку, фоны более упрощены, отдавая предпочтение переднему плану, и добиваются наводящих на размышления эффектов атмосферы. Однако изображение одежды имеет тенденцию быть достаточно реальным, чтобы показать роскошь тканей и богатство украшений и украшений, которые носят модели. [ 25 ] [ 26 ] Что касается цвета, центрального аспекта рококо, то забота его художников достигла крайних пределов сложности. Написанные в то время руководства для любителей и начинающих, вместо того чтобы давать поэтапные инструкции по сочетаниям основных цветов , перескакивали сразу к схемам смешивания с десятками и десятками градаций, и утонченность в этой области на уровне профессионалов, естественно, была гораздо острее. , даже развивая свою собственную символику, включающую каждый тип тона. [ 27 ]

Священное и монументальное рококо

[ редактировать ]
Джованни Баттиста Тьеполо , Аллегория планет и континентов, 1752 г.
Франц Антон Маульбертш, Благовещение (этюд), 1794 г.

Живопись рококо не была исключительно бытовым явлением и нашла благодатную почву также в убранстве общественных зданий и церквей. В этих условиях живопись в стиле рококо стала важным элементом композиции «тотального произведения искусства», объединяя архитектуру с мебелью и дополнительными декоративными объектами, такими как столовое серебро и лепнина, и сигнализируя о функциональности пространства. [ 28 ] Во Франции и Англии рококо приняло преимущественно светскую форму, но в других регионах католической Европы, особенно в южной Германии, оно оставило замечательные религиозные памятники. [ 29 ] то же самое происходит и в Бразилии , где художники из региона Минас-Жерайс под руководством Мастера Атаиде сформулировали посредством позднего рококо и наивного вкуса первую школу национальной живописи, составляющую, по мнению Виктора-Люсьена Тапье, одну из самых счастливых плоды стиля в религиозной сфере. [ 30 ]

Озабоченность иллюстрированной, но незанятой элиты счастьем и удовольствиями, сопровождаемая снижением влияния религии, создающей атмосферу рококо, может, на первый взгляд, проблематизировать применение этого стиля в религиозном искусстве, которое скорее удовлетворяло потребности нуждам низших классов и на чью преданность никоим образом не повлияли искорененные обычаи элиты. Кажущееся противоречие сразу разрешилось христианскими моралистами, которые связали счастье, желаемое чувствами, со счастьем, обеспечиваемым добродетельной жизнью, утверждая, что человеческое удовольствие есть один из даров Божиих , и предполагая, что божественная любовь является также источником своего рода чувственной похоти. Благодаря этому приспособлению религия, ранее обремененная идеей вины, угрозами огня и вечного проклятия, приобретает оптимистический и позитивный тон и создает картину, перед которой верующие могут молиться «в надежде и радости» и которая служит как мост между земным и небесным счастьем. [ 31 ] Рококо, использовавшееся в церковных украшениях, было частью движения секуляризации, которое католическая церковь переживала со времен барокко, устраняя различные препятствия между священным и мирским, и служило новым и более привлекательным способом прославления тайн веры. но некоторые также рассматривали его орнаментализм как отвлечение от основных целей таинственного собрания. [ 32 ]

Региональные школы

[ редактировать ]
Антуан Ватто: Посадка на Киферу , версия Лувра, 1717 г.
Франсуа Буше: Одалиска, 1745 г.

Во Франции рококо показало свое наиболее характерное лицо в легкой, галантной и чувственной обработке своих привилегированных тем - пасторали , за которой следовали аллегорические сцены и портреты. Его фигуры богато одеты, расположены на фоне сельской местности, садов или парков, типичным примером является Fête galante (элегантный пир), так хорошо проиллюстрированный в аристократы работах Ватто, где проводят время в изысканных развлечениях в мечтательной атмосфере, не лишенный эротического подтекста, напоминающий идиллический мир, предположительно существовавший в классической античности . Живопись рококо прежде всего интимна, предназначена не для широкой публики, а для потребления иллюстрированной и праздной знати и богатой буржуазии , и имела в высшей степени декоративный характер, черпая большое вдохновение из классической литературы . Техника подвижна и тяготеет к виртуозности, со свободными мазками, своего рода прообразами импрессионизма , и богатой цветовой палитрой, но с преобладанием светлых тонов, стремящихся к тонким и вызывающим воспоминания эффектам атмосферы. [ 33 ]

Элизабет Виже-Лебрен: Королева Мария-Антуанетта, 1783 г.

Декоративизм живописи рококо черпает свою суть из богатого орнамента, свойственного многим произведениям, обилия детализированных деталей, утонченного хроматизма, богатства костюмов и декораций, вплоть до того, что становится самоценной ценностью в композициях, которые даже теряют повествовательную направленность среди сладострастия чистой пластики, непосредственной чувственной привлекательности. [ 34 ] Говоря о важной работе Ватто « Отправление на Киферу» , считающейся парадигмой эстетики удовольствия, типичной для рококо (остров является местом рождения Венеры ), Норман Брайсон говорит, что стиль художника обеспечивает ровно столько повествовательного содержания, чтобы предложить конкретное произведение. чтение произведения, но не исчерпывание его, создание «семантического вакуума», который инициирует практику диссоциации между эталонным текстом и иллюстрирующей его картиной, которая является прообразом современность, минимизирующая зависимость от литературного источника художественного творчества в других областях, [ 35 ] и, по словам Кэтрин Кассе , замена психологического или метафизического содержания «множеством идей». [ 36 ]

В этой эстетике удовольствия чувственность имела особую привлекательность, но не как повествовательный компонент чистого эротизма; скорее, это давало художникам предлог исследовать пределы репрезентации, стремясь к осязаемости, которая вызывала бы более непосредственный и интенсивный глобальный сенсорный отклик, который был одним из параметров квалификации произведения искусства в то время, и вписано в более широкую концепцию жизни, где беззаботное удовольствие от жизни было лейтмотивом. Эротизм в живописи рококо более проницателен и эффективен, чем в композициях, где смысл с самого начала исчерпывается очевидностью изображения. прямые ссылки. [ 37 ] Даже несмотря на эту доминирующую ауру внушения и инсинуации, можно также найти примеры более грубого эротизма, особенно в работах Франсуа Буше , одного из великих мастеров рококо, который, по словам Арнольда Хаузера , принес свою известность и богатство «живописью». грудь и ягодицы» и, таким образом, приблизился к более популярной вселенной, хотя он в равной степени был способен оставаться в рамках общественной приличия и в другие времена и создавать произведения большого достоинства и деликатности. очарование. [ 38 ]

Другой великий французский деятель — Жан-Оноре Фрагонар , ученик Буше и опытный колорист, продолжавший традицию поэтических и чувственных аллегорий своих предшественников, но также ценившийся современниками за огромную универсальность, которую он проявлял, приспосабливаясь к потребностям. самых разных тем и жанров, накопивший огромное состояние на продаже своих работ, но столкнувшийся с нищетой после революции. [ 39 ] При реабилитации рококо в 19 веке его называли «Керубино». [ 40 ] эротической живописи», и высоко оценил его способность создавать эффекты эмоциональной приостановки и чувственного напряжения, не впадая при этом в неприличное. [ 41 ] Наконец, заслуживают внимания еще несколько имен во французском рококо: Жан-Марк Наттье , трое Ван Лоо ( Жан-Батист , Луи-Мишель и Шарль-Андре ), Морис Кантен де Латур , Жан-Батист Перронно , Франсуа Лемойн , Элизабет Виже Лебрен , Жан-Батист Патер , Александр Рослин и Николя Ланкре среди многих других.

Сэр Томас Лоуренс: Сара Барретт Моултон: Пинки, 1794 г.
Томас Гейнсборо: Портрет мистера и миссис Эндрюс, 1749 г.

Английская социальная система в нескольких моментах отличалась от континентальной модели. Аристократия, состоящая из дворян и богатых купцов, также доминировала там, но стремилась создать полностью капиталистическую систему, которая добивалась – и получила – согласия буржуазии, которая знала, что их цели были общими и отождествлялись с целями государства. ради своей собственной выгоды и выгоды нации. Вокруг дворянского происхождения не было мифической ауры, социальная стратификация была более эластичной, часто связывавшей простолюдинов с дворянством посредством брака, а ее низшие слои представляли собой достаточно однородную группу, которая на практике мало чем отличалась от среднего класса. Еще одной отличительной особенностью было то, что в Англии большую часть налогов платили дворяне, а во Франции они были освобождены от всех налогов. Кроме того, в Англии формировалась значительная читающая публика среди простолюдинов, которые были лучше информированы об общих фактах, политике и даже искусстве, чем в других регионах, благодаря возрастающему распространению книг и тиражу различных популярных периодических изданий. Эти факторы дали английскому обществу свободу выражения мнений, неизвестную в других европейских странах, и сделали страну мировым лидером в следующем столетии. [ 42 ]

Английский рококо был импортирован из Франции и с момента его появления вошел в моду, однако восприятие стиля в Англии не было лишено противоречий, поскольку исторически отношения между двумя странами были отмечены конфликтами. Однако элиты, воспользовавшись периодом мира, умели разделить политические и эстетические вопросы, посещая Францию ​​в качестве туристов, поощряя миграцию французских мастеров и импортируя большое количество декоративных предметов и произведений искусства в стиле рококо, в то время как остальные население было склонно относиться ко всему французскому с пренебрежением. На этой популярной основе появились писатели-сатирики, такие как Джонатан Свифт , и художники, такие как Уильям Хогарт , с серией полотен и гравюр, содержащих резкую социальную критику, таких как «Карьера распутника» и «Брак в моде» , грубо разоблачающие в мощной и откровенно повествовательной живописи пороки франкофильской элиты. В тематическом плане он был единичным случаем, и реакция элиты на его работы была предсказуемо негативной, но как признак времени формально его личный стиль во многом обязан Франции. [ 43 ] Арт-рынок был полностью склонен к иностранной моде, и местным художникам пришлось смириться с ситуацией, во многом переняв принципы французского рококо. Самыми популярными жанрами в Англии были портретная живопись. [ 44 ] и «картины-разговоры», сцены, показывающие группы друзей или членов семьи, участвующих в беседе, типология, сочетающая портретную живопись с пейзажной живописью, представленная иммигрантом Филиппом Мерсье и, возможно, вдохновленная Ватто » «Галантными праздниками . Культивировали жанр также Фрэнсис Хейман , Артур Дэвис и Томас Гейнсборо , пожалуй, самый типичный и блестящий живописец английского рококо. [ 45 ] Гейнсборо также практиковал чистую пейзажную живопись, где он разработал стиль упрощения пейзажа, неконкретного и театрального описания, изменения его основных цветов и чувства перспективы , искусственность, типичную для рококо, помимо того, что он оставил после себя важные работы в области живописи. портретная живопись. [ 46 ] Следует также упомянуть немецкого иммигранта Йохана Цоффани , обладателя оригинального стиля, создавшего сложные интерьеры, наполненные произведениями искусства и групповыми портретами, [ 47 ] и Томас Лоуренс , покойный представитель рококо и знаменитый портретист, чья карьера простирается до романтизма, но первоначально оставил работы необычайного очарования и веселого изящества. [ 48 ]

Италия и германские страны

[ редактировать ]
Певец Фаринелли с друзьями, гр. 1750–52, Якопо Амигони.

Хотя большая часть германского рококо обязана непосредственно Франции, его основным источником является развитие итальянского барокко, и в этих странах различие между рококо и барокко более сложное и субъективное. [ 49 ] В Италии, на родине барокко, этот стиль продолжал отвечать потребностям местной чувствительности, а модель французского рококо не следовала по своей сути, но изменила свой тематический охват и значительные акценты, выражаясь главным образом в монументальном декоре. . В области живописи величайший расцвет рококо произошел в Венеции, вокруг доминирующей фигуры Джованни Баттиста Тьеполо , знаменитого художника-монументалиста, оставившего важные произведения также к северу от Альп и в Испании. Его личный стиль был продолжением родного барокко, но он воспринял легкую и светлую цветовую палитру и построил живые, подвижные формы, полные изящества и движения, которые прекрасно помещают его в орбиту рококо, хотя его тон всегда повышен. , если не апофеотична, и тема его всегда либо священна, либо прославляюща. Другие итальянские имена, которые стоит запомнить, — это Себастьяно Риччи , Франческо Гварди , Франческо Зугно , Джованни Антонио Пеллегрини , Джованни Доменико Тьеполо , Микеле Рокка и Пьетро Лонги. , с разнообразной тематикой, от домашней сцены до городского пейзажа, включая мифологические аллегории и священные произведения. [ 50 ]

Поль Трогер: Апофеоз Карла VI, 1739 г.

Одной из главных германских фигур является Франц Антон Маульбертш , работавший в обширном регионе Центральной и Восточной Европы, украшавший многочисленные церкви, считающийся одним из величайших мастеров фрески восемнадцатого века. Обладая оригинальным талантом, блестящей техникой и великолепным колористом, он нарушил академические каноны и разработал ярко выраженный личный стиль, который трудно классифицировать, иногда сравнивая с Тьеполо за высокое качество его работ. [ 51 ] К концу века в Германии возникло отвращение к якобы чрезмерно искусственной французской модели, как это произошло и в некоторых секторах мира искусства в Англии – и даже в самой Франции. Немецкие националисты рекомендовали перенять трезвые, естественные и трудолюбивые манеры англичан как противоядие от французской «театральной аффектации» и «мягкости ложной грации». [ 52 ] В число выдающихся мастеров монументального германского рококо также следует включить Иоганна Баптиста Циммермана , Антуана Песне , Йозефа Игнаца Аппиани , Франца Антона Цейллера , Пауля Трогера , Франца Йозефа Шпиглера , Иоганна Георга Бергмюллера , Карло Карлоне и многих других, оставивших след. на стольких церквях и дворцах. [ 53 ]

Другие примеры

[ редактировать ]

В живописи других стран влияние рококо было более ограниченным, но некоторые более или менее изолированные случаи заслуживают упоминания: в Испании — Гойя в его первой фазе и Рамон Байеу-и-Субиас ; в США — Джон Синглтон Копли ; в России Дмитрий Левицкий , Иван Аргунов и Федор Рокотов ; в Нидерландах — Рэйчел Рюйш и Ян ван Хейсум ; в Скандинавии — Карл Густав Пило и Георг Десмаре ; [ 54 ] [ 55 ] [ 53 ] в Португалии Виейра Портуэнсе и Педру Александрино де Карвальо, а в Бразилии уже упомянутый Мастер Атаиде .

Критическая удача

[ редактировать ]

Дух рококо начал подвергаться нападкам в середине 18 века, после подъема критики Просвещения и пуританских идеалов среднего класса. Основная критика этого стиля с тех пор и до сих пор была направлена ​​в основном на его французскую версию или ее более буквальные производные. Французское рококо было по сути аристократическим стилем, заимствованным из общества, которое все еще имело жесткую социальную стратификацию и представляло собой заключительную фазу старой феодальной экономической системы. Просвещение поставило под сомнение основы этого общества и предложенную им модель цивилизации и культуры, растворив иерархии и способы покровительства, которые питали живопись рококо, уже считавшуюся легкомысленной, женственной, элитарной и чрезмерно декоративной, мыслящей мир с более эгалитарной точки зрения. точки зрения, независимо от традиций, мифов и религий , отменяя привилегии колыбели и устанавливая новые критерии приобретения знаний, где ясность разума, логика и научная демонстрация преобладала над двусмысленными и неясными тонкостями мнения, чувства и метафизического. [ 56 ] [ 57 ]

Жак-Луи Давид : Клятва Горациев, 1784. Капитальное произведение этического, героического и строгого неоклассицизма.

Средний класс, в свою очередь, легко идентифицировал стиль рококо как лицо коррумпированной и распутной элиты, которую он хотел свергнуть, а искусство, которое он культивировал и ценил, особенно искусство Шардена и Греза , было диаметрально противоположно ему как по форме, так и по форме. содержание. Этот процесс завершился Французской революцией и появлением неоклассицизма с возвращением художественных идеалов, основанных на ценностях строгой экономии, благочестия, вежливости и этики, в подтверждении мужских принципов и реабилитации морализирующей исторической живописи за счет изящная, интимная и чувственная женственность рококо. [ 58 ] [ 59 ]

Но затмение стиля было кратким. Когда самая строгая фаза неоклассицизма закончилась и европейская политическая стабильность была в некоторой степени восстановлена ​​после революции и окончательного провала Наполеона Бонапарта , в 1830-х годах искусство рококо вернулось на сцену через литературу Жерара де Нерваля , Теофиля Готье , и другие авторы, разочарованные чрезмерным акцентом, по их мнению, на концепции, согласно которой искусство неизменно должно создаваться для гражданских или общественных целей. с дидактической целью и с миром, в котором для них господствовала необразованная и безвкусная буржуазия. Группа начала развивать возрожденческий и ностальгический стиль, вдохновленный литературой и живописью 18-го века, и следовать образу жизни, подобному образу жизни старой аристократии, с ее салонами и изысканными привычками, привлекающими внимание других писателей и поэтов. Вскоре их число стало значительным, что привело к появлению романтического течения в литературе и изобразительном искусстве, получившего название «Причудливый романтизм», которое имело большое популярное признание в период с 1840-х по 1850-е годы. [ 60 ]

Франсуа Буше: Диана выходит из ванны , 1742 год.
Франсиско Гойя : Зонтик от солнца, 1777 г.

К концу XIX века французское рококо было полностью восстановлено и признано национальным культурным наследием Франции вместе с восстановлением декоративного искусства в целом. На этом этапе увеличилось количество критической литературы по этому стилю, были созданы музеи декоративного искусства, было восстановлено несколько памятников восемнадцатого века, а живопись рококо снова стала пониматься как неотъемлемая часть глобальной концепции внутреннего убранства, так же, как это было раньше. понятен в своем происхождении. Этот новый энтузиазм в отношении рококо достиг кульминации с его освящением в Лувре в 1894 году, когда было выделено крыло, полностью посвященное искусству 18-го века, где была воссоздана полная среда. Оно также стимулировало моду на декоративные предметы и панно в стиле возрождения, было одним из факторов развития прикладного искусства и высокого качества мастерства модерна , кроме того, оно носило символический характер сближения элит, унаследованных от эпохи модерна. дворянство и буржуазия Третьей республики . [ 61 ] В тот же период было восстановлено значение Тьеполо как одного из самых выдающихся художников-монументалистов XVIII века. [ 62 ] а в начале 20-го века Освальд Шпенглер восхвалял искусство рококо в своей работе «Упадок Запада» . [ 63 ]

Однако другие авторы, такие как Эгон Фриделл , писавшие между войнами, продолжали рассматривать этот стиль как нелестный подход. [ 64 ] Новый интерес к рококо возник в 1940-х годах, когда Фиске Кимбалл опубликовал свое важное исследование «Создание рококо» (1943), в котором была предпринята попытка разграничить и описать этот стиль на необычно антиисторической критической основе, но которая послужила поводом для возникновения ряда новых идей. вопросы, которые выявили несоответствия в его определении, подчеркнули его сложность и вызвали последующие научные дебаты, [ 65 ] с большим вкладом Арнольда Хаузера в 1950-х, в 1950-х, более глубоко и всесторонне оценивающего стиль в свете марксизма , а также Филиппа Минге и Рассела Хичкока в 1960-х, причем последний больше внимания уделял архитектурным декорациям, [ 66 ] но Виктор Тапье и Мириам Оливейра полагают, что с 1970-х годов произошел даже регресс в исследованиях к уже устаревшим концепциям. Она особенно указывает на подходы Жермена Базена , Энтони Бланта , Ива Боттино и Жоржа Каттоуи , которые разграничивают его, но подчиняют его. к барокко, имея в виду видения до Кимбалла. [ 67 ] [ 68 ]

Ясно то, что в исследованиях рококо до сих пор существует много споров и противоречий, но в настоящее время критики более или менее соглашаются видеть в философии, лежащей в основе живописи рококо, элементы поверхностности, элитарности, чистого гедонизма и отчуждения, но говорят, что эти аспекты не не рассказать всю историю, и что цепляние за них, исходя из современных моральных предпосылок, может помешать публике признать их ценность как искусства как такового и как средства передачи значений, важных для правящего класса. Европа в восемнадцатом веке — факт, которого уже достаточно, чтобы придать ей большой исторический и документальный интерес. Широко признано также, что в свои лучшие моменты живопись рококо достигает очень высокого уровня технического совершенства, и даже самому закоренелому моралисту трудно остаться нечувствительным к ее очарованию и пластическому богатству, к мастерству ее авторов. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Еще один положительный момент живописи рококо был обнаружен в переформулировке и смягчении христианской иконографии, переводе элементов веры и изображении ее мучеников и святых в менее тяжелых и репрессивных формальных рамках, чем в эпоху барокко, что позволило зародить более веселый образ. и оптимистичная преданность, менее обвиненная в вине и примиряющая природу с божественным. [ 72 ] В то же время его персоналистическая натура, любознательность к новизне и экзотике, неприятие официального академизма представляли собой движение к творческой свободе и спонтанности, столь ценимые сегодня и считавшиеся в то время законными критериями оценки произведения искусства. . Александр Поуп так думал, когда заявлял, что «некоторые красоты еще не могут быть объяснены в заповедях» и что «существуют безымянные грации, которым не учит никакой метод и которых может достичь только рука мастера», качества, о которых можно судить только по «вкус», тонкий элемент, который, по словам Вольтера, представляет собой «быструю проницательность, внезапное восприятие, которое, подобно ощущениям нёба, предвосхищает размышление и принимает то, что производит сладострастное и редкое впечатление и отвергает то, что кажется грубым и отвратительным. [ 70 ]

Короче говоря, для лучшего понимания живописи рококо необходимо, чтобы мы сначала ясно осознали, что она не ограничивается Францией, хотя там она проявляется наиболее полно, типично и существенно, и является основным эталоном всего стиля, но проявлялся в самых разнообразных формах на обширной территории Запада, приспосабливаясь к другим требованиям и отражая весьма разнообразный жизненный опыт и мировоззрения, а во-вторых, когда мы анализируем его более сложные аспекты, более парадоксальные и более склонные к критике, то мы пытаемся проникнуть в философию которое руководило этим искусством очарования и фантазии, визуальных и интеллектуальных игр и завуалированных намеков, которое восхваляло образование и утонченность в противовес тому, что оно считало грубым и неотесанным, и выражало сладострастие и подлинную радость от простого факта жизни в комфортной ситуации, которое, если в свое время это было прерогативой немногих, сегодня, как мы знаем, стало достоянием всех благодаря своему художественному наследию. [ 73 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стиль рококо . Британская энциклопедия онлайн. 4 мая 2009 г.
  2. ^ КОЭН, Джордж М. (ред.). Основы истории искусств . Ассоциация исследований и образования, 1995. стр. 111–112.
  3. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А. Религиозное рококо в Бразилии и его европейские предшественники Cosac Naify Edições, 2005. с. 43
  4. ^ ЗАГАЛА, Стивен. Эстетика: место, которого я никогда не видел . В МАССУМИ, Брайан (ред.). Потрясение мысли: выражение после Делёза и Гваттари . Рутледж, 2002. с. 34
  5. ^ КЛЯЙНЕР, Фред. Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Cengage Learning EMEA, 2008. Том. II. стр. 751–752.
  6. ^ ПЛАКС, Жюли-Энн, интерпретирующая Ватто на протяжении веков . В ШЕРИФЕ Мэри (ред.). Антуан Ватто: взгляды на художника и культуру его времени . University of Delaware Press, 2006. стр. 34–35.
  7. ^ МЕЛВИЛЛ, Стивен В. Философия вне себя: о деконструкции и модернизме . Издательство Манчестерского университета, ND, 1986. стр. 8-сс.
  8. ^ NICI, История искусства AP Джона Б. Бэррона . Образовательная серия Бэррона, 2008. с. 333
  9. ^ КЛЯЙНЕР, Фред. стр. 751–752.
  10. ^ БОЭР, Инге. Культура как поле гендерной битвы: покровительство мадам де Помпадур . В АККЕРМАН, Тицке и СТУУРМАН, Сип. Перспективы феминистской политической мысли в европейской истории . Рутледж, 1998. стр. 118–119
  11. ^ ВЕТТЛАУФЕР, Александра. Ручка против кисти . Пэлгрейв Макмиллан, 2001. стр. 48–49.
  12. ^ ХАУЗЕР, Арнольд. Социальная история искусства . Рутледж, 1951–1999 гг. Том. III, стр. 1–11.
  13. ^ ХАУЗЕР, Арнольд. стр. 11–12
  14. ^ ХАУЗЕР, Арнольд. п. 14
  15. ^ ХАЙД, Вернон. Смерть барокко и риторика хорошего вкуса . Издательство Кембриджского университета, 2006. стр. 61–63.
  16. ^ ХАУЗЕР, Арнольд. стр. 14–18; 28
  17. ^ ХАЙД, Вернон. стр. 68–69
  18. ^ КРАСК, Мэтью. Искусство в Европе, 1700–1830: история изобразительного искусства в эпоху беспрецедентного экономического роста городов . Издательство Оксфордского университета, 1997. с. 145
  19. ^ КРАСК, Мэтью. п. 145
  20. ^ КРАСК, Мэтью. п. 145-146
  21. ^ КРАСК, Мэтью. стр. 151; 158
  22. ^ МИЛАН, Дженнифер. Имитация игры: изображение развлечений в декоративных панно в стиле рококо и дизайне сада . В КАВАНО, Олден. Исполнение «будничное»: культура жанра в XVIII веке . Университет Делавэра, 2007. с. 47
  23. ^ БАРБУДО, Мария Изабель. Искусство ради искусства (Ars gratia artis) . Электронный словарь литературных терминов
  24. ^ МЕЛВИЛЛ, Стивен В., стр. 8–9.
  25. ^ ОГЕ, Фредерик. Стерн и Фрагонар: Побеги смерти . В ВАГНЕР, Питер (ред.). Иконы – Тексты – Иконотексты: Очерки об экфрасисе и интермедиальности . Уолтер де Грюйтер, 1996. стр. 144–145.
  26. ^ СМИТ, Бернард. История модернизма . UNSW Press, 1998. с. 58
  27. ^ ПЕЙВИ, Дон. Цвет и гуманизм: цветовое выражение в истории . Universal-Publishers, 2003. стр. 9–11.
  28. ^ КЛЯЙНЕР, Фред. п. 752
  29. ^ ФОРСТЕР, Марк Р. Католическое возрождение в эпоху барокко . Издательство Кембриджского университета, 2001. с. 82
  30. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А. стр. 43; 279–293
  31. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А. стр. 53–55
  32. ^ ВОСКО, Ричард. Среда поклонения: между «больше нет» и «еще нет» . В БЕРШТЕЙН, Элеонора и КОННЕЛЛ, Мартин (ред.). Традиции и переходы: пастырская литургическая конференция Нотр-Дама . Литургическое обучение, 1998. с. 184
  33. ^ НИКИ, Джон Б. стр. 333.
  34. ^ КЮССЕТ, Кэтрин. Ватто: Эстетика удовольствия . В ВАГНЕР, Питер (ред.). Иконы – Тексты – Иконотексты: Очерки об экфрасисе и интермедиальности . Уолтер де Грюйтер, 1996. стр. 125–126.
  35. ^ В КЮССЕТ, Кэтрин. п. 127
  36. ^ КЮССЕТ, Кэтрин. п. 133
  37. ^ ОГЕ, Фредерик. стр. 138; 144–145
  38. ^ ХАУЗЕР, Арнольд. п. 30
  39. ^ ГУДМАН, Элиза. Искусство и культура XVIII века . University of Delaware Press, 2001. стр. 44–45.
  40. Керубино — персонаж оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», типичный пылкий и соблазнительный юноша, всегда готовый полюбить всех дам, встающих на его пути.
  41. ^ ОГЕ, Фредерик. стр. 146–148
  42. ^ ОГЕ, Фредерик. стр. 146–148
  43. ^ ВЕРХОМ, Кристина. Иностранные художники и мастера и появление стиля рококо в Англии . В ВИНЬ, Рэндольф и ЛИТТЛТОН, Чарльз (ред.). От незнакомцев к гражданам: интеграция иммигрантских сообществ в Великобритании, Ирландии и колониальной Америке, 1550–1750 гг . Sussex Academic Press, 2001. стр. 133-сс.
  44. ^ Западная живопись: позднее барокко и рококо: Британия: 18 век . Британская энциклопедия Интернет. 06 мая. 2009 год
  45. ^ ВЕРХОМ, Кристина. стр. 136-сс
  46. ^ АСФУР, Амаль и УИЛЬЯМСОН, Пол. Видение Гейнсборо . Издательство Ливерпульского университета, 1999. стр. 54–56.
  47. ^ Джон Зоффани . Британская энциклопедия Интернет. 06 мая. 2009 год
  48. ^ Сэр Томас Лоуренс . Британская энциклопедия Интернет. 06 мая. 2009 год
  49. ^ ЧЕСТЬ, Хью и ФЛЕМИНГ, Джон. Всемирная история искусства . Издательство Лоуренса Кинга, 2005 г.
  50. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А., с. 44
  51. ^ КАУФМАН, Томас ДаКоста. Живописное просветление: искусство Франца Антона Маульберча . Университет Северной Каролины Press, 2005. стр. 3-сс.
  52. ^ КРАСК, Мэтью. п. 161
  53. ^ Jump up to: а б Западная живопись: позднее барокко и рококо . Британская энциклопедия Интернет. 07 мая. 2009 год
  54. ^ Франсиско де Гойя Британская энциклопедия Интернет. 06 мая. 2009 год
  55. ^ Франсиско Байю . Британская энциклопедия Интернет. 06 мая. 2009 год
  56. ^ КЛЯЙНЕР, Фред. стр. 757–758
  57. ^ ФРИДЕЛЛ, Эгон. Культурная история Нового времени: барокко, рококо и Просвещение . Издательство Transaction, 1927–1931/2009. Том. II, стр. 136–137.
  58. ^ ВЕТТЛАУФЕР, Александра. стр. 48–55
  59. ^ ИВЕРСЕН, Маргарет. Зрители постмодернистского искусства: от минимализма к феминизму . В БАРКЕРЕ, Фрэнсис; ХАЛМ, Питер и ИВВЕРСЕН, Маргарет (ред.). Постмодернизм и перечитывание современности . Издательство Манчестерского университета, ND, 1992. с. 186
  60. ^ ПЛАКС, Джули-Энн. стр. 34–35
  61. ^ СИЛВЕРМАН, Дебора Л. Ар-нуво во Франции конца века . Калифорнийский университет Press, 1992. стр. 142–158
  62. ^ САЛИС, Римгайла. Зависть Олеши: критический товарищ . Издательство Северо-Западного университета, 1999. стр. 117–118.
  63. ^ Шпенглер, Освальд. Упадок Запада . Издательство Оксфордского университета, США, 1918–1923/1991. п. 152
  64. ^ ФРИДЕЛЛ, Эгон. стр. 136–137
  65. ^ КРАСК, Мэтью. стр. 7–9
  66. ^ КОНТИ, Алессандро и др. Искусство. Критика и сохранение . Редакционная книга Хака, 193. стр. 393
  67. ^ ТАПИЭ, Виктор-Люсьен. Барокко и классицизм . Vita e Pensiero, 1998. с. 353
  68. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А. стр. 19–20
  69. ^ КАННИНГЕМ, Лоуренс С. и РАЙХ, Джон Дж. Культура и ценности . Cengage Learning, 2005. с. 416
  70. ^ Jump up to: а б ХОНУР, Хью и ФЛЕМИНГ, Джон
  71. ^ ХАЙНЭМ, Дэвид. Crébillon Fils в контексте: этос рококо во французской литературе начала XVIII века . В Университете Южной Каролины. Авторы и их столетия . Родопи, 1975. стр. 82–84.
  72. ^ ОЛИВЕЙРА, Мириам А. стр. 51–55
  73. ^ В КРАСК, Мэтью. п. 152
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bc053c3b94e93e7a23cff2d6f3636f8__1722152520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/f8/6bc053c3b94e93e7a23cff2d6f3636f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rococo painting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)