Jump to content

Эгон Фриделл

Эгон Фриделл
Дом Фриделя 1900–1938 на Генцгассе 7, Веринг , Вена.

Эгон Фриделл (родился Эгон Фридман ; 21 января 1878, Вена — 16 марта 1938, Вена) — выдающийся австрийский историк культуры , драматург , актёр и артист кабаре , журналист и театральный критик . Фриделла называют эрудитом . До 1916 года он был также известен под псевдонимом Эгон Фридлендер.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родители Фриделя иммигрировали в Вену из восточных частей Австро-Венгерской империи. [1] Фриделл был вторым ребенком в семье евреев Морица Фридмана и Каролины (урожденной Айзенбергер), которые владели шелковой мануфактурой в Мариахильфе . Его старший брат, Оскар Фридман [ де ] , также позже стал писателем и журналистом.

Его мать ушла из семьи к другому мужчине, когда ему был год, с тех пор он жил с отцом. Развод был оформлен в 1887 году. После смерти отца в 1889 году Фриделл жил со своей тетей во Франкфурте-на-Майне , где он посещал школу, пока три года спустя его не исключили за недисциплинированное поведение. Даже в этом юном возрасте Фриделла считали смутьяном и вольнодумцем.В 1897 году он отрекся от иудаизма и принял лютеранскую веру.

Он посещал несколько школ в Австрии и Германии . Во время учебы в школе в Гейдельберге по истории философии в 1897 году он уже посещал лекции Куно Фишера . [2]

В 1899 году он наконец сдал Abitur (выпускной экзамен) после четырех попыток в Бад-Херсфельде .

После окончания школы он поступил в Гейдельбергский университет, чтобы учиться у историка философии и последователя Гегеля Куно Фишера.

Также в 1899 году он достиг совершеннолетия и принял свою часть наследства отца. Это позволило ему купить многоквартирный дом в Вене на Генцгассе, 7, где он и жил с тех пор. Здесь же он умер. Ни один из братьев не хотел продолжать управлять фабрикой отца.

С 1900 по 1904 год Эгон Фриделл изучал философию и немецкую литературу в Вене. В это время он познакомился с Петером Альтенбергом и начал писать статьи для March и Die Schaubühne .

В 1904 году получил степень доктора философии за диссертацию «Novalis als Philosoph» , которую написал под руководством Фридриха Йодля . Его диссертация была опубликована вскоре после этого в Bruckmann Verlag [ de ] в Мюнхене. [2]

Актер, театральный критик, публицист, переводчик и биограф.

[ редактировать ]

В 1905 году он начал публиковать тексты в Карла Крауса журнале Die Fackel . Первой была газета «Vorurteile» (выпуск № 190), в которой было следующее утверждение: «Самое худшее предубеждение, которое мы приобретаем в юности, — это представление о том, что жизнь серьезна. Дети обладают правильными инстинктами: они знают, что жизнь несерьезна, и относятся это игра...» В следующем выпуске он опубликовал «Die Lehrmittel and Das schwarze Buch» , написанную в соавторстве с Питером Альтенбергом . Далее следуют Zwei Skizzen: Der Panamahut & Die Bolette (выпуск 193), Pilatus (выпуск 201) и Ein Schmerzensschrei (выпуск 202). [3] После того, как эти тексты были опубликованы, он и Краус поссорились.В 1906 году Фриделл начал выступления в кабаре на площадках Cabaret Nachtlicht и Hölle [ de ] .

В 1907 году он руководил венским театром «Интаймс» , которым руководил его брат Оскар Фридман. [1] Там он поставил пьесы Августа Стриндберга , Франка Ведекинда и Мориса Метерлинка и впервые представил их венской публике. Фриделл занимался освещением, актерским мастерством и режиссурой.

С 1908 по 1910 год Фридель работал художественным руководителем кабаре «Ледермаус» [ де ] , названного в честь оперетты Иоганна Штрауса. Большинство произведений было написано либо Питером Альтенбергом, либо совместно Фриделлом и Альфредом Полгаром , которых прозвали «Польфрид АГ». [4] Он тоже там выступал. [5] Другими вовлеченными людьми были Оскар Штраус , Герман Бар , Франц Блей , Эрих Мюсам , Ханнс Хайнц Эверс , Александр Рода Рода и Франк Ведекинд . [6] Фриц Ланг так описывал свои впечатления от «Летящей птицы»: «Там, среди декора в стиле модерн, Кокошка монтировал на слайды свою индийскую сказку «Des getupfte Ei» («Яйцо в точках»), писатель Альфред Полгар [...] читал свою небольшую прозу и едкие комментарии, а Фриделл и другие авторы с растущей репутацией представили свои эскизы и короткие пьесы». [7] В это время Фриделл продолжал публиковать очерки и одноактные пьесы. Его первой литературной работой стал Der Petroleumkönig (Бензиновый король) в 1908 году. Пародия «Goethe im Examen» , написанная совместно с Альфредом Полгаром, в которой он также сыграл главную роль, принесла ему известность в немецкоязычных странах и была упомянута в Sunday Times. Эту роль он играл неоднократно до 1938 года. Также в это же время он написал Soldatenleben im Frieden .

поручил Фриделлу В 1910 году издатель Сэмюэл Фишер написать биографию поэта Питера Альтенберга . Фишер, ожидавший чего-то легкого, был неудовлетворен анализом и критикой культуры Фриделла под названием «Ecce поэта» , и книга не получила никакого продвижения. Таким образом, книга потерпела коммерческий провал, но положила начало интересу Фриделла к истории культуры . [8]

Он часто посещал так называемые «литературные кафе» среди венских кофеен , особенно Café Central , где завсегдатаями были многие известные люди и где он познакомился и подружился со многими из них. [9] В 1912 году Фридель поехал в Берлин , писал и выступал в кабаре. В 1913 году временно работал актёром у режиссёра Макса Рейнхардта .В 1914 году, страдая от алкоголизма и ожирения, Фридель был вынужден пройти курс лечения в санатории под Мюнхеном . с энтузиазмом воспринял начало Первой мировой войны Фриделл , как и многие его современники, и пошел добровольцем на военную службу, но был отвергнут по физическим причинам.В 1916 году он официально сменил имя на Фриделл .Фриделл опубликовал « Трагедию Иуды» в 1920 году, а в 1923 году она была поставлена ​​в Бургтеатре . [10]

В 1922 году опубликовал «Карьер — Разные мнения и цитаты» .В 1924 году, работая критиком в журнале Stunde , Фриделл был уволен как «предатель» за сатирические высказывания.

Между 1919 и 1924 годами Фриделл работал журналистом и театральным критиком в различных издательствах, включая Die Schaubühne , Der Merker и Neues Wiener Journal .Между 1924 и 1927 годами он работал ансамбле в Театра Йозефштадт в Вене, которым руководил Макс Рейнхардт . Там он сыграл, среди прочего, роли в «Слуге двух господ» , «Первой пьесе Фанни» , «Коварстве и любви» , «Венецианском купце» . Он играл с такими известными актерами, как Ганс Мозер и Хайнц Рюманн . [1]

После 1927 года проблемы со здоровьем помешали созданию постоянных комиссий, и он работал независимым эссеистом, редактором и переводчиком в Вене.

Среди авторов, переводивших Фриделла, были Ральф Уолдо Эмерсон , Кристиан Фридрих Хеббель в 1909 году, Георг Кристоф Лихтенберг , Томас Карлайл и Ганс Христиан Андерсен в 1914 году, Иоганн Нестрой и Томас Бабингтон Маколей в 1924 году.

За свою жизнь он опубликовал 22 произведения в 15 различных издательствах. Кроме того, он писал для 17 различных журналов и газет. С 1937 года он работал над двумя неоконченными книгами, которые остались лишь в виде набросков: «История философии» и «Роман об Александре Македонском» . [11]

История культуры

[ редактировать ]

Культурная история Нового времени

[ редактировать ]

В начале 1920-х годов Фриделл написал три тома своей « Истории культуры современности» форме описываются события от Черной смерти до Первой мировой войны , в которой в анекдотической . В 1925 году издатель Герман Ульштейн получил первый том, но с подозрением отнесся к историографии актера. Пять других издателей впоследствии отвергли книгу. Первый том был наконец опубликован Генрихом Беком в Мюнхене в 1927 году, а следующие два тома - в 1928 и 1931 годах. Книга оказалась очень успешной и позволила Фриделлу продолжить свою авторскую работу и была переведена на семь языков. [ нужна ссылка ] . На его подход к истории повлияли Освальд Шпенглер и Якоб Буркхардт . [8]

Например, пишет Фриделл; «Все классификации, когда-либо изобретенные человеком, произвольны, искусственны и ложны, но простое размышление также показывает, что такие классификации полезны, необходимы и, прежде всего, неизбежны, поскольку они соответствуют врожденному аспекту нашего мышления». Фридель резюмировал Венский конгресс так: «Царь России влюбляется за всех; король Пруссии думает за всех, король Дании говорит за всех; король Баварии пьет за всех; король Вюртемберга ест за всех». всех… и за всех платит император Австрии». [12]

Культурная история древности

[ редактировать ]

Фриделя «История культуры древности» планировалась в трех томах. Поскольку его издателю в Германии Генриху Беку с 1935 года не разрешалось публиковать ни одну из его работ, первый том по истории культуры земли Египта и Древнего Востока был опубликован в 1936 году издательством Helikon-Verlag в Цюрихе .

Второй том «Истории культуры Древней Греции» остался незаконченным и опубликован в Мюнхене в 1950 году. Из-за своей смерти он не смог написать третий том « Истории культуры римлян» .

Цензура и самоубийство

[ редактировать ]

В 1933 году, когда нацисты пришли к власти в Германии, Фридель описал этот режим как «царство Антихриста. Всякое проявление благородства, благочестия, образования, разума преследуется самым ненавистным и подлым образом кучей униженных слуг». ".

В 1937 году произведения Фриделя были запрещены национал-социалистическим режимом, поскольку они не соответствовали теории истории, продвигаемой НСДАП , а все немецкие и австрийские издатели отказались публиковать его произведения.

Во время аншлюса Австрии антисемитизм процветал: евреев-мужчин и женщин избивали на улицах, а их предприятия и синагоги разграбляли или разрушали. Фриделл, зная, что его может арестовать гестапо , начал подумывать о том, чтобы покончить с собой. Фриделл сказал своему близкому другу Одону фон Хорвату в письме, написанном 11 марта: «Я всегда готов уйти, во всех смыслах».

16 марта 1938 года около 22:00 двое бойцов СА прибыли в дом Фриделла, чтобы арестовать его. Пока они все еще спорили с его домработницей, 60-летний Фриделл покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна. Прежде чем прыгнуть, он предупредил пешеходов, идущих по обочине, куда он врезался, криком: «Осторожно! Уйдите с дороги!» [13]

Фриделл, о котором Хильда Шпиль волнующая выдумка о человеке универсальном сказала, что «в нем снова возникла », был похоронен на протестантском кладбище в Зиммеринге в Вене.

В 1954 году его именем была названа улица в Вене. [14] В 1978 году австрийская почтовая служба выпустила марку с его портретом к его 100-летию. [15] В 2005 году его могиле была удостоена чести стать Эренграбом . [16]

Работает

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Бернхард Виль (2013), «Эгон Фриделл: гениальный дилетант». ISBN   978-3-406-63850-3
  2. ^ Jump up to: а б Элизабет Рампфер (2015), Следы Иммануила Канта в творчестве Фриделла. В: Виолетта Вайбель, Обходные пути: подходы к Иммануилу Канту в Вене, Австрии и Восточной Европе. ISBN   9783847104810 . страница 365
  3. ^ «Текст Die Fackel» . Корпус Австрийской академии .
  4. ^ «Анфанге» . deutsch.pi-noe.ac.at . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 12 января 2022 г.
  5. ^ «Эгон Фриделл» .
  6. ^ Карин Плуг (2015): ...Когда ноты научились ходить...Том 2: Кабаре-оперетта-ревю-фильм-изгнание... ISBN   3734753163 , стр. 38
  7. ^ Макгиллиган, Патрик (2013). «Глава первая: 1890-1911» . Фриц Ланг: Природа зверя . Пресса Святого Мартина . ISBN  978-0816676552 – через The New York Times .
  8. ^ Jump up to: а б «Фриделл, Эгон» .
  9. ^ Шахар М. Пинскер (2018), Богатое пиво: как кафе создали современную еврейскую культуру ISBN   9781479827893
  10. ^ «Литература – ​​поэт и дилетант» . 15 марта 2013 г.
  11. ^ Элизабет Рампфер (2015), Следы Иммануила Канта в творчестве Фриделла. В: Виолетта Вайбель, Обходные пути: подходы к Иммануилу Канту в Вене, Австрии и Восточной Европе. ISBN   9783847104810 . страница 367
  12. ^ Британское правительство. Министерство иностранных дел и по делам Содружества, 18 декабря 2012 г. Выступление – Министерство иностранных дел, одно из крупнейших государственных учреждений. Уильям Хейг, министр иностранных дел
  13. ^ Зак, Харальд (16 марта 2018 г.). «Увлекательные культурные истории Эгона Фриделла» . Блог SciHi . Йовисто ГмбХ . Проверено 12 февраля 2021 г.
  14. ^ «Эгон-Фриделл-Гассе» .
  15. ^ «Эгон Фриделл» .
  16. ^ «Архивное сообщение: Почетное могильное посвящение писателю Эгону Фриделлу» . 16 марта 2005 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ef0c7c14c0f9c55710f32553565e0d7__1709611920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/d7/2ef0c7c14c0f9c55710f32553565e0d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Egon Friedell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)