Jump to content

Арнольд Хаузер (историк искусства)

Арнольд Хаузер
Рожденный ( 1892-05-08 ) 8 мая 1892 г.
Тимишоара , Австро-Венгрия
Умер 28 января 1978 г. ( 1978-01-28 ) (85 лет)
Будапешт , Венгрия
Занятие Историк искусства, социолог
Гражданство венгерский и немецкий

Арнольд Хаузер (8 мая 1892 — 28 января 1978) — венгерско-немецкий историк искусства и социолог, возможно, ведущий марксист в этой области. Он писал о влиянии изменения социальных структур на искусство.

Жизнь и основные произведения

[ редактировать ]

Хаузер изучал историю искусства и литературы в Будапеште, Вене, Берлине и Париже. Среди его учителей были Макс Дворжак в Вене, Георг Зиммель в Берлине, Анри Бергсон и Гюстав Лансон в Париже. После Первой мировой войны он провел два года в Италии, знакомясь с итальянским искусством. В 1921 году он переехал в Берлин, а в 1924 году — в Вену. К этому времени он, по его собственным словам, пришел к выводу, что «проблемы искусства и литературы, решением которых наше время занимается с наибольшей охотой, являются по своей сути социологическими проблемами». [1]

Еще одно решающее влияние на Хаузера оказал венгерский философ Бернхард Александер , который передал Хаузеру интерес как к Уильяму Шекспиру, так и к Иммануилу Канту . Это привело к систематическому изучению Хаузером театра, а затем и кино как части более широкого мира искусства. [2]

Он принял марксизм, сначала прочитав труды Дьердя Лукача , затем встретившись с ним и став частью его Sonntagskreis в Будапеште. Именно в Будапеште Хаузер опубликовал свои первые работы между 1911 и 1918 годами, в том числе докторскую диссертацию по проблеме создания систематической эстетики, которая появилась в журнале «Атенеум» в 1918 году. В последующие 33 года он публиковал очень мало, посвятив себя исследовать и путешествовать. [3]

В его «Социальной истории искусства» (1951) утверждалось, что искусство, которое после палеолитического периода натурализма началось как «плоское, символическое, формализованное, абстрактное и связанное с духовными существами», стало более реалистичным и натуралистичным по мере того, как общества становились менее иерархическими и менее иерархическими. авторитарный и более меркантильный и буржуазный (Харрингтон).

Марксистский подход Хаузера подвергся критике со стороны Эрнста Гомбриха как «социальный детерминизм», заходящий слишком далеко. Гомбрих написал в своем обзоре « Социальной истории искусства» , что «теоретические предрассудки Хаузера, возможно, помешали его симпатиям. Ведь в некоторой степени они отрицают само существование того, что мы называем «гуманитарными науками». Если все люди, включая нас самих, полностью обусловлены экономическими и социальными обстоятельствами своего существования, тогда мы действительно не сможем понять прошлое с помощью обычного сочувствия». [4]

Некоторые ученые утверждали, что Гомбрих видел в Хаузере типичного представителя марксизма, не принимая во внимание его нюансы и тонкую критику самых жестких форм социального детерминизма. [5]

Сочинения

[ редактировать ]
  • 1951: история искусства и литературы Социальная
  • 1958: истории искусств Философия
  • 1964: Маньеризм. кризис Возрождения и зарождение современного искусства Маньеризм:
  • 1974: искусства Социология
  • 1978: В разговоре с Георгом Лукачем, небольшая антология с тремя интервью и эссе «Вариации на тему tertium datur у Георга Лукача».
  • Харрингтон, Остин (2004). Искусство и социальная теория: социологические аргументы в эстетике . Уайли-Блэквелл, стр. 64–68. ISBN   0-7456-3038-3
  • (на французском языке) Альберто Тененти: Хаузер, Арнольд: Искусство, социальная история и социологический метод . В: Анналы. Экономика, общество, цивилизация . Париж: 12 (1957)3, С. 474–481.
  • Золтан Халас: В мастерской Арнольда Хаузера . В: Новый венгерский ежеквартальный журнал . Будапешт: 16(1975)58, с. 90–96.
  • (на немецком языке) Эккехард Май: Искусство, искусствоведение и социология. К дискуссии о теории и методе в «Социологии искусства» Арнольда Хаузера . В: Произведение искусства . 1/1976, стр. 3–10.
  • (на немецком языке) Юрген Шарфшвердт: Арнольд Хаузер . В: Альфонс Зильберманн (ред.): Классика арт-социологии . Бек, Мюнхен, 1979. стр. 200–222.
  • (на немецком языке) К.-Й. Лебус: Социально-исторический взгляд на искусство и общество. (Аннотация к изданию «Социальная история...» Verlag der Kunst, Дрезден, 1987) . В: Изобразительное искусство . Берлин: 35(1988)12, с. 572.
  • (на немецком языке) К.-Й. Лебус: О художественной концепции Арнольда Хаузера . В: Веймарские вклады . Берлин 36 (1990) 6, с. 210-228. ( онлайн )
  • Джим Берриман, «Критика Гомбричем социальной истории искусства Хаузера», « История европейских идей » , том. 43, нет. 5, 2017, 494–506.
  • Чилла Маркоя, «Молодой Арнольд Хаузер и воскресный кружок - публикация о поместье Хаузера», Журнал историографии искусств , 21, 2019, 1–20.
  1. ^ Чилла Маркоя (2019), «Молодой Арнольд Хаузер и воскресный кружок - публикация поместья Хаузера», Журнал историографии искусств 21, 1–20.
  2. ^ Маркойя (2019), стр. 15–17.
  3. ^ Маркойя (2019), стр. 7–9.
  4. ^ Эрнст Гомбрих (1953), «Социальная история искусства Арнольда Хаузера», Art Bulletin 35, 81.
  5. ^ Джим Берриман (2017), «Критика Гомбричем социальной истории искусства Хаузера», История европейских идей , том. 43, нет. 5, 494–506.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17ec25ac8e0efd529e69968bc149a785__1699491060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/85/17ec25ac8e0efd529e69968bc149a785.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arnold Hauser (art historian) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)