Арнольд Хаузер (историк искусства)
Арнольд Хаузер | |
---|---|
Рожденный | Тимишоара , Австро-Венгрия | 8 мая 1892 г.
Умер | 28 января 1978 г. Будапешт , Венгрия | (85 лет)
Занятие | Историк искусства, социолог |
Гражданство | венгерский и немецкий |
Арнольд Хаузер (8 мая 1892 — 28 января 1978) — венгерско-немецкий историк искусства и социолог, возможно, ведущий марксист в этой области. Он писал о влиянии изменения социальных структур на искусство.
Жизнь и основные произведения
[ редактировать ]Хаузер изучал историю искусства и литературы в Будапеште, Вене, Берлине и Париже. Среди его учителей были Макс Дворжак в Вене, Георг Зиммель в Берлине, Анри Бергсон и Гюстав Лансон в Париже. После Первой мировой войны он провел два года в Италии, знакомясь с итальянским искусством. В 1921 году он переехал в Берлин, а в 1924 году — в Вену. К этому времени он, по его собственным словам, пришел к выводу, что «проблемы искусства и литературы, решением которых наше время занимается с наибольшей охотой, являются по своей сути социологическими проблемами». [1]
Еще одно решающее влияние на Хаузера оказал венгерский философ Бернхард Александер , который передал Хаузеру интерес как к Уильяму Шекспиру, так и к Иммануилу Канту . Это привело к систематическому изучению Хаузером театра, а затем и кино как части более широкого мира искусства. [2]
Он принял марксизм, сначала прочитав труды Дьердя Лукача , затем встретившись с ним и став частью его Sonntagskreis в Будапеште. Именно в Будапеште Хаузер опубликовал свои первые работы между 1911 и 1918 годами, в том числе докторскую диссертацию по проблеме создания систематической эстетики, которая появилась в журнале «Атенеум» в 1918 году. В последующие 33 года он публиковал очень мало, посвятив себя исследовать и путешествовать. [3]
В его «Социальной истории искусства» (1951) утверждалось, что искусство, которое после палеолитического периода натурализма началось как «плоское, символическое, формализованное, абстрактное и связанное с духовными существами», стало более реалистичным и натуралистичным по мере того, как общества становились менее иерархическими и менее иерархическими. авторитарный и более меркантильный и буржуазный (Харрингтон).
Критика
[ редактировать ]Марксистский подход Хаузера подвергся критике со стороны Эрнста Гомбриха как «социальный детерминизм», заходящий слишком далеко. Гомбрих написал в своем обзоре « Социальной истории искусства» , что «теоретические предрассудки Хаузера, возможно, помешали его симпатиям. Ведь в некоторой степени они отрицают само существование того, что мы называем «гуманитарными науками». Если все люди, включая нас самих, полностью обусловлены экономическими и социальными обстоятельствами своего существования, тогда мы действительно не сможем понять прошлое с помощью обычного сочувствия». [4]
Некоторые ученые утверждали, что Гомбрих видел в Хаузере типичного представителя марксизма, не принимая во внимание его нюансы и тонкую критику самых жестких форм социального детерминизма. [5]
Сочинения
[ редактировать ]- 1951: история искусства и литературы Социальная
- 1958: истории искусств Философия
- 1964: Маньеризм. кризис Возрождения и зарождение современного искусства Маньеризм:
- 1974: искусства Социология
- 1978: В разговоре с Георгом Лукачем, небольшая антология с тремя интервью и эссе «Вариации на тему tertium datur у Георга Лукача».
Ссылки
[ редактировать ]- Харрингтон, Остин (2004). Искусство и социальная теория: социологические аргументы в эстетике . Уайли-Блэквелл, стр. 64–68. ISBN 0-7456-3038-3
- (на французском языке) Альберто Тененти: Хаузер, Арнольд: Искусство, социальная история и социологический метод . В: Анналы. Экономика, общество, цивилизация . Париж: 12 (1957)3, С. 474–481.
- Золтан Халас: В мастерской Арнольда Хаузера . В: Новый венгерский ежеквартальный журнал . Будапешт: 16(1975)58, с. 90–96.
- (на немецком языке) Эккехард Май: Искусство, искусствоведение и социология. К дискуссии о теории и методе в «Социологии искусства» Арнольда Хаузера . В: Произведение искусства . 1/1976, стр. 3–10.
- (на немецком языке) Юрген Шарфшвердт: Арнольд Хаузер . В: Альфонс Зильберманн (ред.): Классика арт-социологии . Бек, Мюнхен, 1979. стр. 200–222.
- (на немецком языке) К.-Й. Лебус: Социально-исторический взгляд на искусство и общество. (Аннотация к изданию «Социальная история...» Verlag der Kunst, Дрезден, 1987) . В: Изобразительное искусство . Берлин: 35(1988)12, с. 572.
- (на немецком языке) К.-Й. Лебус: О художественной концепции Арнольда Хаузера . В: Веймарские вклады . Берлин 36 (1990) 6, с. 210-228. ( онлайн )
- Джим Берриман, «Критика Гомбричем социальной истории искусства Хаузера», « История европейских идей » , том. 43, нет. 5, 2017, 494–506.
- Чилла Маркоя, «Молодой Арнольд Хаузер и воскресный кружок - публикация о поместье Хаузера», Журнал историографии искусств , 21, 2019, 1–20.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чилла Маркоя (2019), «Молодой Арнольд Хаузер и воскресный кружок - публикация поместья Хаузера», Журнал историографии искусств 21, 1–20.
- ^ Маркойя (2019), стр. 15–17.
- ^ Маркойя (2019), стр. 7–9.
- ^ Эрнст Гомбрих (1953), «Социальная история искусства Арнольда Хаузера», Art Bulletin 35, 81.
- ^ Джим Берриман (2017), «Критика Гомбричем социальной истории искусства Хаузера», История европейских идей , том. 43, нет. 5, 494–506.