Ему


Иайя Кизика ( греч . Iaia tis Kyzikus ), иногда (неправильно) называемая Лалой или Лаллой, или переводимая как Лайя или Майя, [ 1 ] была греческой художницей, родившейся в Кизике , Римская империя , и относительно выдающейся женщиной-художницей и рисовавшей женские портреты. [ 2 ] Она была жива во времена Марка Теренция Варрона (116–27 до н. э.). В De Mulieribus Claris , своей книге женских биографий, Боккаччо называет ее «Марсией», возможно, путая ее с весталкой с таким именем . [ 3 ] По словам Плиния Старшего : «Никто не умел рисовать быстрее, чем она». [ 2 ]
Говорят, что на большинстве ее картин изображены женщины. Плиний приписывает ей большое панно с изображением старухи и автопортрет. Говорят, что она работала быстрее и рисовала лучше, чем ее конкуренты-мужчины Сополис и Дионисий, что позволяло ей зарабатывать больше, чем они. [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Кизике , [ 5 ] Иайя был известным художником и резчиком по слоновой кости. Вероятно, она приехала в Рим, чтобы удовлетворить спрос на искусство в поздней Римской республике . [ 6 ] Иайя всю жизнь оставалась незамужней.
Влияние на культуру
[ редактировать ]Иайя — одна из нескольких женщин-художниц древности, упомянутых в Старшего Плиния «Естественной истории» (XL.147–148). Четверо других — Тимарет , Ирина , Аристарет и Олимпиада. Плиний также, возможно, перечисляет пятую, Калипсо , хотя эта интерпретация оспаривается; большинство ученых принимают альтернативное прочтение, согласно которому Калипсо является героем картины Ирен. [ 7 ] Джайя (как «Марсия») — одна из трёх женщин-художниц, упомянутых в « Боккаччо De mulieribus claris» . [ 8 ]
Иайя - персонаж Стивена Сэйлора романа «Оружие Немезиды» (1992), где она изображена практикующей свое ремесло в Неаполитанском заливе в 72 г. до н.э.
Персонаж Жюли Ламберт, главной героини романа « Сияющая гармония» (2017) и поэтической антологии « Жить и не жить» (2018), написанных итальянской писательницей Сабриной Гатти , был вдохновлен Иайей. В романе Юлия, талантливая художница, видит в Иайе художницу, которой следует подражать, и посвящает ей картину, где она изображает римского художника, намеревающегося рисовать в своей мастерской; а в «Жить и не жить» молодая женщина полностью отождествляется с Иайей.
Джуди Чикаго Иайя (как Лалла) — одно из имен, представленных на «Этаже наследия» . [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Болдуин, Барри (1981). «Жермен Грир и художницы Греции и Рима» . Отголоски классического мира . 25 . н. 7. ISSN 1913-5416 .
- ^ Перейти обратно: а б О'Брайен, Питер Х. (2000). «Иайя» . В Коммире, Энн; Клезмер, Дебора (ред.). Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Публикации Йоркина. п. 636. ИСБН 978-0-7876-4066-8 .
- ^ Ю, Ивонн (2005). «Зеркало и живопись в текстах раннего Возрождения» . Ранняя наука и медицина . 10 (2): 189. JSTOR 4130310 .
- ^ Плиний, Естественная история , 35.40.
- ^ Коммир, Энн, изд. (2002). «Иайя (ок. 100 г. до н.э.)». Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Уотерфорд, Коннектикут: Публикации Йоркина. ISBN 0-7876-4074-3 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2018 г.
- ^ «Живопись, Роман». Оксфордский классический словарь (4-е изд.).
- ^ Корбей, Энтони (2017). «Новая картина Калипсо у Плиния Старшего» (PDF) . Югеста Ревю . 7 : 184–198. ISSN 2265-8777 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2021 г. Проверено 20 мая 2022 г.
- ^ Борзелло, Фрэнсис (1998). Видя себя: женские автопортреты . п. 42.
- ^ «Лалла» . Бруклинский музей . Проверено 20 мая 2022 г.
Джуди Чикаго (американка, р. 1939). Званый ужин (Этаж наследия; деталь), 1974–79.
Ссылки
[ редактировать ]
- Хелен Гарднер, Фред С. Кляйнер, Кристин Дж. Мамия, «Искусство Гарднера сквозь века» , Томас Уодсворт, 2004; ISBN 0-15-508315-5 .
- Плиний Старший , Естественная история , 35.40.147.L
- Перевод Вирджинии Браун « Знаменитые женщины » Джованни Боккаччо , стр. 135–137; Издательство Гарвардского университета, 2001; ISBN 0-674-01130-9
- Харрис, Энн Сазерленд и Линда Нохлин , Женщины-художники: 1550–1950 , Художественный музей округа Лос-Анджелес, Кнопф, Нью-Йорк, 1976, стр. 23.
- Фраска-Рат, Анна: Зарождение и упадок живописи. Иайя, Дибутады и концепция «женского искусства», в: Ганс Христиан Хёнес и Анна Фраска-Рат (Hrsg.), Современные жизни, современные легенды. Анекдоты художников XVIII века, Журнал искусствоведения, 23, 2020, С. 1-17. [1]