Хендрик ван Бален Старший

Хендрик ван Бален или Хендрик ван Бален I (ок. 1573–1575 в Антверпене - 17 июля 1632 года в Антверпене) был фламандским в стиле барокко художником и дизайнером витражей . Хендрик ван Бален специализировался на небольших кабинетных картинах, часто нарисованных на медной подставке. Его любимыми темами были мифологические и аллегорические сцены и, в меньшей степени, религиозные сюжеты. Художник сыграл важную роль в обновлении фламандской живописи начала 17 века и был одним из учителей Антониса ван Дейка . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Хендрик ван Бален родился в Антверпене. Дата его рождения неизвестна, но, вероятно, это был 1573 год, поскольку записи о рождении в церкви Святого Георгия в Антверпене за этот год отсутствуют. Его родителями были купец Виллем ван Бален и Махтелд ван Альтен. Его семья была зажиточной и, таким образом, могла позволить Хендрику получить хорошее образование, которое включало изучение ряда языков. [2]

Ван Бален был учеником Адама ван Ноорта и, возможно, также Мартена де Воса . Он стал членом Антверпенской гильдии Святого Луки в 1592–1593 годах в возрасте 17 лет. В 1608–1609 годах он был вторым деканом Гильдии, а в 1609–1610 годах - первым деканом.
Примерно с 1595 по 1602 год он изучал искусство, путешествуя по Италии . [3] Хотя нет никаких записей о его путешествии по Италии, по возвращении в Антверпен он стал членом Гильдии католиков . Условием членства было посещение Рима. В 1613 году Гильдия избрала его своим деканом.

В 1605 году Хендрик ван Бален женился на Маргрит Бриерс (или «де Бриер») в Антверпене. У пары было 11 детей, и трое их сыновей стали художниками: Ян ван Бален , Гаспар ван Бален и Хендрик ван Бален Младший . Его дочь Мария вышла замуж за художника Теодора ван Тульдена . [1] В 1613 году он сопровождал Рубенса и Яна в дипломатической миссии в Голландской республике . Здесь они познакомились с Хендриком Гольциусом и другими Харлема . художниками [4]
Ван Бален более 30 лет вел успешную мастерскую и имел много учеников. Он был учителем своего сына Яна ван Балена, а также ведущих фламандских художников Антониса ван Дейка и Франса Снейдерса . Он был современником некоторых из самых известных фламандских художников, таких как Рубенс и Ян Брейгель Старший . [5]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Хендрик ван Бален специализировался на небольших кабинетных картинах, часто нарисованных на медной подставке. Его любимыми темами были мифологические и аллегорические сцены и, в меньшей степени, религиозные сюжеты. Он также создал ряд витражей . [6]
Хотя в более поздней карьере он явно отдавал предпочтение меньшему масштабу, ранние работы Ван Балена состояли из ряда крупных алтарных образов. Они показывают влияние его учителя Адама ван Ноорта. Его более поздние алтарные образы с их богатой и тонкой палитрой, по-видимому, были написаны после прибытия Ван Дейка в его мастерскую. Мифологические и библейские сцены Хендрика ван Балена обычно писались на небольших или медных пластинках. Его работы часто включали обнаженные фигуры в мифологических или религиозных сценах в идиллической обстановке. Ван Бален в дальнейшем также писал пейзажи. [1]
Ван Бален часто сотрудничал с другими художниками, такими как Йоос де Момпер , Авраам Говертс , Ян Тиленс , Гаспар де Витте , Ян Брейгель Старший и Младший и Рубенс. [4]

Антонис ван Дейк сделал несколько портретов своего мастера: рисунок черным мелом (1627–1632, Музей Дж. Пола Гетти ), представляющий собой этюд к «Иконографии » Ван Дейка , серию гравюр известных людей и два в стиле гризайль. масляных эскиза ( ок. 1630 , Боутон-Хаус, Нортгемптоншир, Великобритания; и 1634–1635, частное собрание). [7] [8] [9]
Картины-гирлянды
[ редактировать ]Хендрик ван Бален сыграл роль в развитии жанра картин-гирлянд, на которых обычно изображена цветочная гирлянда вокруг религиозного изображения или портрета. Вместе с Яном Брейгелем Старшим он написал первую известную картину-гирлянду около 1607–1608 годов для итальянского кардинала Федерико Борромео , страстного коллекционера произведений искусства и католического реформатора. Борромео попросил картину отреагировать на разрушение изображений Богородицы в предыдущем столетии, и таким образом она объединила его интересы в католической реформе и искусстве. Брейгель, специалист по натюрмортам, нарисовал цветочную гирлянду, а Ван Бален — образ Богородицы. [10]

Жанр картин-гирлянд был вдохновлен культом почитания и преданности Марии, распространенным при дворе Габсбургов (тогда правивших Южными Нидерландами) и в Антверпене в целом. Картины с гирляндами обычно представляли собой результат сотрудничества натюрморта и художника-фигуриста. Изначально этот жанр был связан с визуальными образами движения Контрреформации . [11]
Примером совместной картины-гирлянды, которую он создал с Яном Брейгелем Старшим, является « Гирлянда из фруктов, окружающая Кибелу, получающую дары от персонификаций четырех времен года» , которой есть две версии: одна в коллекции Бельфиуса , а вторая в Маурицхейсе в Гааге. . [12] Обе версии считаются картинами с автографами, но небольшие различия между ними позволяют предположить, что панно из коллекции Бельфиуса является оригинальной версией. [13] Традиционно считается, что медальон в центре изображает Кибелу, древнюю фригийскую богиню земли и природы, как она была описана как таковая в 1774 году, когда была внесена в каталог в коллекции Вильгельма V, принца Оранского в Гааге. [14] Совсем недавно было предложено отождествление богини с Церерой , римской богиней земледелия, зерновых культур, плодородия и материнских отношений. Причина в том, что богиня в медальоне не имеет ни одного из атрибутов, традиционно связанных с Кибелой. [13] Вокруг медальона подвешена гирлянда из цветов, овощей и фруктов – дань уважения богине и ода изобилию и плодородию. Ван Бален нарисовал медальон, а Брейгель нарисовал обильную гирлянду, окружающие фигуры и многочисленных животных. [15]
Еще одна совместная работа над картиной-гирляндой, на этот раз с художником-натюрмортом Якобом Фоппенсом ван Эсом , — это «Гирлянда из цветов и фруктов с центральным картушем, изображающим Святое Семейство» ( Музей изящных искусств Орлеана ) (ок. 1620–1630). ). Считается, что Хендрик ван Бален нарисовал картуш , а Фоппенс ван Эс нарисовал гирлянду из фруктов и цветов. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Карл Ван де Вельде. «Балс, Хендрик ван, я». Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 23 ноября 2016 г.
- ^ Франс Йозеф Питер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 463–565 (на голландском языке)
- ^ Биография Хенрика ван Балена в: Арнольд Хубракен , Большой театр голландских живописцев и живописцев , 1718 г.
- ^ Перейти обратно: а б Питер С. Саттон, Голландские и фламандские картины: Коллекция Виллема барона Ван Дедема , Frances Lincoln Ltd, 2002, с. 66
- ^ Хендрик ван Бален из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Б. Верче, Хендрик Ван Бален (1575–1632). Антверпенский кабинетный художник периода Рубенса в Брепольсе (на немецком языке)
- ^ Энтони ван Дейк, Портрет Хендрика ван Балена в музее Дж. Пола Гетти.
- ^ Энтони ван Дейк, Портрет Хендрика ван Балена (Дом Боутона) в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Энтони ван Дейк, Портрет Хендрика ван Балена (Частная коллекция) в Нидерландском институте истории искусств.
- ^ Сьюзан Мерриам, Картины фламандских гирлянд семнадцатого века. Натюрморт, видение и религиозный образ , Ashgate Publishing, Ltd., 2012 г.
- ^ Дэвид Фридберг, «Происхождение и рост фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
- ↑ Очень похожая композиция (возможно, мастерская) находится в коллекции Прадо.
- ^ Перейти обратно: а б Энн Т. Вуллетт, Ариана ван Сухтелен и др ., Рубенс и Брейгель: Рабочая дружба , каталог выставки, Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти , 2006, стр. 156–165
- ^ Ян Брейгель (I) и Хендрик ван Бален (I), Гирлянда из фруктов, окружающая изображение Кибелы, получающей дары от персонификаций четырех времен года, ок. 1620-1622 в Нидерландском институте истории искусств.
- ↑ Гирлянда из фруктов, окружающая изображение Кибелы, получающей подарки от олицетворений четырех времен года. Архивировано 2 апреля 2015 года в Wayback Machine на Маурицхейсе.
- ^ Гирлянда из цветов и фруктов с центральным картушем, изображающим Святое Семейство, в Нидерландском институте истории искусств.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хендриком ван Баленом (I), на Викискладе?