Скриба (Древний Рим)
![]() |
---|
Периоды |
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
В Древнем писец лат ( .; мн .: scribae Риме [1] ) был государственным нотариусом или клерком (см. также писец ). Общественные писцы были высшими по рангу из четырех престижных профессиональных степеней ( декуриев ) среди аппариторов , служащих магистратов , получавших зарплату из государственной казны . [2] Слово «писец» также могло относиться к человеку, который был личным секретарем, но его следует отличать от переписчика (которого по-английски можно было бы назвать « писцом ») или продавца книг ( librarius ). [3]
В Риме писцы работали в аэрарии , государственной казне и правительственном архиве. Они получали хорошую зарплату, но могли получать дополнительные комиссионные за сбор и учет государственных доходов, а также изготовление официальных копий правительственных документов и постановлений. Римская должность была настолько прибыльным заданием, что писцы работали поочередно, служа один год в Риме и два года в провинциях . Писцами могли стать вольноотпущенники ( libertini ) и их сыновья; литераторы или образованные люди, получившие эту должность благодаря покровительству ; или даже мужчины конного ордена . [4]
Среди обязанностей писца была запись присяг на общественных табличках. [5] Как помощник магистрата он также мог помогать в религиозных ритуалах; например, поскольку точная формулировка предписанной молитвы считалась жизненно важной для ее успеха, писец мог подсказать председательствующему судье, зачитав ее так, как записано на официальных табличках. [6]
К концу IV века до нашей эры эта должность, очевидно, давала несколько преимуществ, в том числе знание римского права , которое традиционно было привилегией элиты, и возможность торговать услугами, которые можно было конвертировать в политический капитал. В 305 г. до н. э. публичный писец Гней Флавий , сын вольноотпущенника, шокировал римские высшие классы, выиграв выборы курульным эдилом на следующий год. Хоть и не первый плебей, занявший этот пост, [7] его победа, ставшая возможной благодаря растущему числу вольноотпущенников и лиц распутного происхождения среди городского населения, побудила цензоров 304 г. до н.э. принять политику регистрации избирателей , которая ограничила политическую власть низших сословий. [8]
Гай Цицерей , бывший писец Сципиона Африканского , был избран претором в 173 г. до н.э. и пользовался большей популярностью, чем собственный сын Сципиона . Конечно, к поздней республике писцы стали хорошо организованной группой , достигшей или близкой к статусу наездников . [9]
Писец пользовался высокой Секст Клелий известностью как агент популиста Клодия Пульхера . В начале года Клодия на посту плебейского трибуна в 58 г. до н.э. Клелий организовал ludi compitalicii , новогодние праздники в окрестностях, которые были запрещены как пропагандирующие беспорядки и политическую подрывную деятельность. Клелий также возглавил народные беспорядки, когда Клодий был убит несколько лет спустя, отнеся его тело в здание сената и превратив его в погребальный костёр популярного лидера. [10]
Поэт Августа писец Гораций в своей первой опубликованной книге представил себя как сын вольноотпущенника и как государственный служащий, в частности, квесторий , или клерк квесторов, которые отвечали за государственную казну. [11]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Э. Бадиан , « Книжники Римской республики», Клио 7 (1989) 582–603.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Латинское слово scriba , как и poota («поэт») и nauta («моряк»), является первого склонения существительным мужского рода .
- ^ Остальные — ликторы , « ликторы »; viatores , «посланники» или «призыватели», то есть агенты с официальными поручениями; и praecones , «проповедники» или «глашатаи». См. Мариетта Хорстер , «Жизнь за счет религии: профессионалы и персонал», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), с. 334; Дэниел Перец, «Римский переводчик и его дипломатическая и военная роль», Historia 55 (2006), стр. 452.
- ^ Питер Уайт, «Книжные магазины в литературной культуре Рима», в книге « Древняя грамотность: культура чтения в Древней Греции и Риме » (Oxford University Press, 2009), стр. 269, примечание 4.
- ^ Дэвид Армстронг, Гораций (издательство Йельского университета, 1989), стр. 18.
- ^ Клиффорд Андо , Имперская идеология и провинциальная лояльность в Римской империи (Калифорнийский университет Press, 2000), с. 96.
- ^ Валерий Максимус 4.1.10; Эрик М. Орлин, Храмы, религии и политика в Римской республике (Brill, 1997), с. 37; об использовании подсказок в целом см. Маттиас Клингхардт, «Формуляры молитв для публичного чтения: их использование и функции в древней религии», Numen 46 (1999) 1–52.
- ^ TRS Бротон , Магистраты Римской республики (Американская филологическая ассоциация, 1951, 1986), том. 1, стр. 166–168.
- ^ Гэри Форсайт, Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны (Калифорнийский университет Press, 2005), с. 319.
- ^ Форсайт, Критическая история , с. 319.
- ^ Джеффри С. Суми, «Сила и ритуал: Толпа на похоронах Клодия», Historia 46 (1997), стр. 84–85; Синтия Дэймон , «Секс. Клелий, Писец », Гарвардские исследования классической филологии, 94 (1992) 227–244, ограниченный предварительный просмотр в Интернете.
- ^ Эмили Гауэрс , «Беспокойный компаньон: Гораций, сатиры 1 и 2», в «Кембриджском спутнике римской сатиры» (Cambridge University Press, 2005), стр. 48.