Jump to content

Святой колодец

(Перенаправлено из Священного источника )
Святой колодец в Куле в графстве Корк, Ирландия.
Колодец Дун в Килмакреннане в графстве Донегол, Ирландия, около 1900 года. Слева у колодца молятся две женщины. Справа — множество костылей, бинтов и четок, намеренно оставленных паломниками у колодца.

Святой колодец или священный источник — это колодец , источник или небольшой водоём, почитаемый либо в христианском , либо в языческом контексте, а иногда и в том и другом. Часто считается, что вода святых колодцев обладает целебными свойствами благодаря сверхъестественному присутствию ее духа-хранителя или христианского святого . часто связаны местные легенды С ними ; например, в христианских легендах часто говорится, что вода возникла благодаря действию святого. Святые колодцы часто также являются местами ритуалов и паломничества , где люди молятся и оставляют пожертвования . В кельтских регионах полоски ткани часто привязывают к деревьям у святых колодцев, известных как колодцы-клоти .

Термин haeligewielle по происхождению является англосаксонским топонимом, связанным с определенными источниками в ландшафте; [1] его нынешнее использование возникло благодаря исследователям фольклора, антикварам и другим писателям, обобщающим те настоящие «Святые колодцы», которые сохранились до наших дней. Иногда используется термин «святая дыра». [2]

Культура и представительство

[ редактировать ]

Святые колодцы в разных формах встречаются в таком широком разнообразии культур, религиозных сред и исторических периодов, что почитание источников воды кажется универсальным человеческим инстинктом. [3] Однако фрагментарный характер свидетельств и исторические различия между культурами и нациями затрудняют обобщение. Несмотря на то, что существует несколько национальных исследований по преданию и истории святых колодцев, в основном сосредоточенных на Ирландии и Британских островах , существует потребность в дополнительной работе по изучению других регионов.

Самая ранняя работа, специально посвященная святым колодцам, - это « Филипа Диксона Харди » Святые колодцы Ирландии (1836 г.), протестантская атака на католические обряды у ирландских колодцев, носящих имена христианских святых или иным образом считающихся священными. К концу 19 века этот термин приобрел свое нынешнее значение. В книге Роберта Чарльза Хоупа «Легендарные предания о святых колодцах Англии» (1893 г.), первом комплексном исследовании такого рода, были показаны несколько колодцев с названиями, не посвященных святым, а также реки и озера, связанные с фольклором, как отмечено в подзаголовке Хоупа.

Происхождение и развитие

[ редактировать ]
Колодец святого Бернара в Стокбридже недалеко от Эдинбурга, 1800 год. [4]

В Древней Греции и Риме нимфеум посвященным или нимфей ( греч . νυμφαίον ) был памятником, нимфам , особенно источникам .

В Англии примеры почитания колодцев и источников встречаются в самые разные исторические периоды. Средневековый путешественник Уильям Вустерский увидел «святую дыру или колодец» в пещере в Вуки ( Сомерсет ), месте человеческого обитания в эпоху палеолита и истоке реки, которая была местом ритуальной деятельности. [2] Близость названных источников к памятникам неолита или железного века , таким как Своллоухед-Спрингс недалеко от Силбери-Хилл ( Уилтшир ) или Святой колодец возле Тадмартон-Хилл ( Оксфордшир ), предполагает, что почитание таких мест продолжалось без перерыва. Существует множество свидетельств важности колодцев и источников в римский и субримский период , а не только в храмовых комплексах, таких как Бат (Сомерсет), Чедворт ( Глостершир ), [5] и Блансдон-Ридж ( Уилтшир ) [6] в центре которых есть лечебные источники, а также множество небольших участков, а также колодцы и ритуальные шахты, используемые для суеверных и субрелигиозных ритуалов. [7]

Христианство сильно повлияло на развитие святых колодцев в Европе и на Ближнем Востоке . Помимо источника, бьющего из посоха Моисея, и колодца Беэр-Шева , уже существовал ряд мест, упомянутых в еврейском и христианском фольклоре, в том числе колодец Моисея возле горы Нево , который посещала монахиня четвертого века Эгерия , и многие другие. паломники. , написанном около 356–62 гг., святого Афанасия В «Житии святого Антония» упоминается колодец, созданный пустынным отшельником Антонием. Неясно, сколько христианских святых источников могло быть, поскольку записи очень фрагментарны и часто колодец появляется только один раз, что делает невозможным определить, когда началось почитание его, а когда оно прекратилось, но в эпоху Реформации , например, в Англии вероятно, имелось несколько сотен. Поскольку они были тесно связаны с культами святых, многие колодцы в странах, принявших протестантские формы христианства, вышли из употребления и были потеряны, хорошим примером является Святой колодец в Уолсингеме ( Норфолк ), который, будучи неотъемлемым элементом о паломничестве к святыне Дева Мария в деревне исчезла окончательно. Тем не менее, этот конкретный святой колодец в англиканской святыне Богоматери Уолсингемской был восстановлен недалеко от первоначального места, и его вода известна своими целебными свойствами, что делает его популярным местом христианского религиозного паломничества . [8] Однако посещение колодцев в лечебных и развлекательных целях не исчезло полностью, поскольку курорты вошли в моду в 17 веке и позже. Со временем антиквары (с 17 века) и фольклористы (с 19 века) начали обращать внимание на святые колодцы и записывать сохранившиеся традиции. [9]

существует более сотни святых колодцев В Корнуолле , каждый из которых связан с определенным святым, хотя и не всегда с тем же самым, что и посвящение церкви. [10] [11]

также сохранилось несколько святых колодцев В Турции , которые называются аязма по -турецки , от греческого ἁγίασμα ( хагиасма ), буквально «святость». Примеры агиасмат можно найти в церкви Св. Марии Источника и церкви Св. Марии Влахернской , расположенных в Стамбуле .

Историографические споры

[ редактировать ]
Дюпат Ну в 1912 году. [12]

Протестантские реформаторы XVI века часто предполагали, что средневековые католические обычаи воплощают в себе остатки языческих религиозных обрядов, и именно так думали о святых колодцах. [13] Это повлияло на мировоззрение тех, кто позже пришел изучать традиции святых колодцев. Пионеры изучения фольклора считали, что обычаи и легенды, которые они записывали, были искаженными версиями языческих обрядов и мифов. Таким образом, стало общепринятым начинать любое описание святых источников с утверждения о том, что христианская церковь переняла их у язычников и заменила языческих богов христианскими святыми, чтобы более плавно привлечь людей к новой религии.

Среди первых энтузиастов святых колодцев в наше время было неоязыческое движение, для которого колодцы составляли часть изучения « тайн земли » наряду с лей-линиями и древними местами; Мнение о том, что христиане «украли» святые источники у языческих религий, вполне соответствовало их позиции. [14] Журналы Wood and Water и Meyn Mamvro , среди прочих, помогли сформировать этот подход. В начале и середине 1990-х годов эта точка зрения подвергалась нарастающим нападкам, увенчавшимся публикацией книги Хаттона Рональда «Языческие религии древних британских островов » (1991), в которой утверждалось, что доказательства того, что составляло дохристианские британские религиозные практики, безусловно, за пределами романо-британских времен был близок к нулю. [15] Что касается самих колодцев, разногласия возникли на страницах Source , журнала о святых колодцах, который редактируют Рой Фрай и бывший бенедиктинский монах Тристан Грей-Халс. Ряд статей в журнале бросили вызов давним мифам об истории святого колодца, а редакторы опубликовали беседу между авторами и Шерил Страффон, редактором корнуоллского журнала о тайнах земли Meyn Mamvro , о доказательствах предполагаемой связи конкретного корнуоллского колодца с ирландская богиня Бригид . [16] Эко-языческое движение в значительной степени приняло новый историографический подход. [ нужна ссылка ] но иногда публикуются и более старомодные описания святых источников, например, « Священные источники» Гэри Уорнера (2002).

Связанный с этим спор касался природы влияния кельтов на культ колодца. Покойная Франсин Николсон, независимый исследователь Кельтики, убедительно и противоречиво утверждала, что кельты обладали уникальной чувствительностью к священным колодцам, но никогда не развивала это ни в одной опубликованной работе. [17]

Совсем недавно радикально настроенные ученые начали подвергать сомнению единство понятий, налагаемых термином «святой колодец». В статье в журнале Living Spring Journal Джереми Харт проводит различие между ранними англосаксонскими «святыми колодцами» и христианизированными в позднем средневековье и утверждает, что «кроме того, что они почитаются и являются влажными, у них мало общего»; Харт также подчеркнул, что ограниченность данных может означать, что ученые значительно переоценивают количество святых колодцев, которые действовали в любой момент времени. [18]

Современное возрождение

[ редактировать ]
Колодец Святого Петра в Хьюстине, Шотландия. Редкий шотландец хорошо покрыт.

В каком-то смысле восстановление святых колодцев началось почти сразу после того, как они пришли в упадок, поскольку некоторые из них стали предметом антикварного интереса, а некоторые были превращены в садовые элементы и использованы для других декоративных целей. Однако в более современное время колодцы были восстановлены как выражение интереса к прошлому, иногда по романтическим или религиозным мотивам, но в основном как подтверждение преемственности с историей определенного сообщества. Хорошим примером является колодец Святого Осита в Биртоне ( Бакингемшир ), «восстановленный» (и в процессе полностью перестроенный) Приходским советом в рамках проекта, посвященного Году Тысячелетия в 2000 году. [19]

Наиболее активные святые колодцы в Великобритании связаны с христианским паломничеством в Уолсингеме, Фернихалге ( Ланкашир ) и Холиуэлле ( Уэльс ) или в популярных туристических местах (Бат, Сомерсет). Колодец Чаши в Гластонбери (Сомерсет) находится в центре современного языческого и нью-эйдж -ориентированного духовного и ретритного центра. Однако другие колодцы часто посещаются неофициально по религиозным причинам или с целью осмотра достопримечательностей. Новые формы почитания святого колодца продолжают появляться время от времени, как известно, так называемый Колодец Тройной Богини в Минстер-ин-Шеппи ( Кент ). [20] на канале 4 В 2001 году археологическая телевизионная программа Time Team была ответственна за разоблачение печально известного археологического мошенничества в Ллигадви , месте, где находился предполагаемый святой колодец. [21]

С историографической точки зрения публикация книги Джанет и Колина Бордов « Священные воды » (1985) сыграла важную роль в возрождении интереса к истории и фольклору святых колодцев в Великобритании. основал журнал Source В том же году Марк Валентайн . Попытки вести регулярный журнал по изучению святых колодцев были беспорядочными ( источник выпускался дважды с 1985 по 1989 год и с 1994 по 1998 год, а интернет-журнал «Живой источник» на сегодняшний день имел только два выпуска).

Сохранение

[ редактировать ]

Святые колодцы, часто не отмеченные на картах и ​​не примечательные археологическими особенностями, представляют собой уникальную уязвимую категорию древних объектов. Они по-прежнему потеряны из-за сельского хозяйства , дренажных работ, развития или пренебрежения. Недавние случаи включают в себя:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дж. Харт, «Дырявые колодцы и другие дырявые места», журнал Living Spring Journal , 1, 2000.
  2. ^ Перейти обратно: а б А. Росс, Языческая кельтская Британия (Лондон: RKP), 1967, 107; Вилли Вустер, Маршрут , изд. Дж. Харви (Оксфорд: Кларендон), 1981, стр. 290–291.
  3. ^ например, Дж. и К. Борд, Священные воды (Лондон: Гранада), 1985, стр. 1–3.
  4. ^ Стоддарт, Джон (1800), Заметки о местных пейзажах и манерах в Шотландии. Лондон: Уильям Миллер. Том. 1, лицевая сторона п. 1.
  5. ^ Журнал «Живая весна» 2 , 2002.
  6. ^ Архивы Wells and Spas , Великобритания: Jiscmail, май 1999 г., заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
  7. ^ Меррифилд, Р. (1987) Археология ритуалов и магии . Лондон: Бэтсфорд; стр. 23–50.
  8. ^ Барнс, Филип (2017). Потоки исцеляющей благодати . Уолсингемский обзор. стр. 12–13.
  9. ^ Рэтту, Дж. (1995) Живой поток Вудбридж: Бойделл, главы 7, 8 и 9.
  10. ^ Дженнер, Генри (1925) «Святые колодцы Корнуолла». В: Путеводитель по церкви Корнуолла . Труро: Блэкфорд; стр. 249-257.
  11. ^ Квиллер-Коуч, Мэйбл и Лилиан (1894) Древние и Священные колодцы Корнуолла . Лондон: Чес. Дж. Кларк.
  12. ^ Уолл, Дж. Чарльз (1912), Подъезды и шрифты. Лондон: Уэллс Гарднер и Дартон; п. 180.
  13. ^ Кэрролл, Майкл П. (29 декабря 2010 г.). Американские католики в протестантском воображении: переосмысление академического изучения религии . Джу Пресс. п. 1878. ISBN  9781421401997 .
  14. ^ Дж. Рэтту, Живой поток (Вудбридж: Бойделл), 1995, Глава 9.
  15. ^ Хаттон, Рональд (1991). Языческие религии древних Британских островов: их природа и наследие . Б. Блэквелл. ISBN  9780631172888 . Проверено 25 марта 2017 г.
  16. ^ «В поисках колодца невесты» . люди.bath.ac.uk. Архивировано из оригинала 24 января 2017 г.
  17. ^ Архивы WELLS-AND-SPAS - январь 2003 г. (№ 23). Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
  18. ^ Харт, указ. соч. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
  19. ^ Дж. Рэтту, Холи Уэллс в Бакингемшире (Хай Викомб: Умбра), 2003, стр. 31–32.
  20. ^ Священные воды. Архивировано 7 июня 2007 г. в Wayback Machine .
  21. Канал 4 — Команда времени. Архивировано 27 февраля 2011 г. в Wayback Machine .
  22. ^ Скивова, П. Фингаллианские святые колодцы . Сордс, Дублин: Библиотеки округа Фингал, 2005, стр. 62–63.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Борд, Дж. и К. 1985. Священные воды. Лондон: Гранада.
  • Дюмезиль, Жорж . 1970. Архаическая римская религия , I. Пер. Крапп П. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Харт, Дж. 2000. Хоули-Уэллс и другие дырявые места. Живой весенний журнал 1.
  • Лефевр, Эккард. 1988. Исследования Плиния: IV: Концепция природы в описаниях источников в озере Лариус (4.30), Клитумне (8.8) и озере Вадимо (8.20). Гимназия 95: 236–269.
  • Нинк, М. 1960. Значение воды в культе и жизни древних. Символико-историческое расследование. Дармштадт: Висс. Книжное общество.
  • Стоддарт, Джон. 1800. Заметки о местных пейзажах и нравах Шотландии. Лондон: Уильям Миллер.
  • Варнер, Гэри Р. 2009. Священные колодцы: исследование истории, значения и мифологии святых колодцев и вод. 2-е изд. Нью-Йорк: Издательство Алгора. ISBN   9780875867182 .
  • Уолл, Дж. Чарльз. 1912. Подъезды и шрифты . Лондон: Уэллс Гарднер и Дартон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80ec6f6c7096e18fada5d736a2b14b54__1721380560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/54/80ec6f6c7096e18fada5d736a2b14b54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holy well - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)