Кривая тока колеса
, Кривая Хьюльстрема названная в честь Филипа Хьюльстрема (1902–1982), представляет собой график, используемый гидрологами и геологами для определения того, ли река будет разрушать , переносить или откладывать осадки. Первоначально оно было опубликовано в его докторской диссертации «Исследование морфологической активности рек на примере реки Фирис» . [ 1 ] » в 1935 году. На графике учтен размер частиц осадка и скорость воды. [ 2 ]
Верхняя кривая показывает критическую скорость эрозии в см/с в зависимости от размера частиц в мм, а нижняя кривая показывает скорость осаждения в зависимости от размера частиц. Обратите внимание, что оси являются логарифмическими .
График показывает несколько ключевых концепций о взаимосвязях между эрозией, транспортировкой и отложением. Для размеров частиц, где трение является доминирующей силой, предотвращающей эрозию, кривые близко следуют друг за другом, и требуемая скорость увеличивается с увеличением размера частиц. Однако для связных отложений, в основном глины , но также и ила , скорость эрозии увеличивается с уменьшением размера зерна , поскольку силы сцепления относительно более важны, когда частицы становятся меньше. С другой стороны, критическая скорость осаждения зависит от скорости осаждения и уменьшается с уменьшением размера зерна. Кривая Хьюльстрема показывает, что частицам песка размером около 0,1 мм для эрозии требуется наименьшая скорость потока.
Кривая была расширена Оке Сундборгом в 1956 году. Он значительно улучшил уровень детализации связной части диаграммы и добавил линии для различных видов транспорта. [ 3 ] называется диаграммой Сундборга , или диаграммой Хюльстрема-Сундборга Результат в академической литературе .
Эта кривая восходит к исследованиям речной геоморфологии начала 20-го века и в настоящее время имеет не более чем историческую ценность, хотя ее простота все еще привлекательна. Среди недостатков этой кривой то, что она не учитывает глубину воды и, что более важно, она не показывает, что седиментация вызвана замедлением скорости потока , а эрозия вызвана ускорением потока . Безразмерная диаграмма Шилдса в сочетании с формулой Шилдса в настоящее время единогласно принята для инициирования движения наносов в реках. Во второй половине 20-го века была проделана большая работа над формулами переноса речных наносов, и эту работу предпочтительно использовать для кривой Хьюльстрема. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюльстрем, Ф. (1935). Исследования морфологической активности рек на примере реки Фирис, Бюллетень. Геологический институт Упсальса, 25, 221-527.
- ^ Транспортировка осадков . Последний доступ 26 декабря 2011 г. Архивировано 11 декабря 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Диаграмма Хьюльстрема . Государственный университет Айдахо . Последний доступ 26 декабря 2011 г.