Елена Адиабенская
Елена Адиабенская | |
---|---|
Королева Адиабены и Эдессы | |
Саркофаг Елены, Музей Израиля | |
Умер | 50–56 гг. н.э. |
Похороны | |
Супруги | Монобаз I и Абгар V |
Проблема | Изат II и Монобаз II |
Религия | Обратиться в иудаизм |
Елена Адиабенская ( ивр .: Хеллени Хеллени умер в. 50–56 гг. н.э.) была королевой-матерью. [ 1 ] Адиабены , государства Парфян вассального . Со своим мужем-братом Монобазом I она была матерью Изата II и Монобаза II . Елена обратилась в иудаизм примерно в 30 году нашей эры. [ 2 ] По словам Иосифа Флавия , Елена была дочерью царя Изата. [ 3 ] Моисей из Хорены делает ее главной женой Абгара V , царя Эдессы. [ 4 ]
Источники информации
[ редактировать ]Все, что известно о Елене, основано на трудах Иосифа Флавия , Мовсеса Хоренаци , Киракоса Гандзакеци и Талмуда . Иосиф Флавий, хотя и был моложе, но был почти современником Елены, жил в Иерусалиме в то время, когда она жила и была там похоронена, и значительную часть своих работ он написал на основе непосредственных знаний. Самые ранние части Талмуда, хотя и основанные на более старых источниках, были составлены и отредактированы примерно с 200 года.
Биография
[ редактировать ]



Елена Адиабенская отличалась щедростью; во время голода в Иерусалиме в 45–46 гг. н.э. она отправила в Александрию за зерном и на Кипр за сушеным инжиром для раздачи голодающим. [ 5 ] В Талмуде, в Бава Батра 11а, это вместо этого отдается Монобазу II. Хотя Неемия Брюлль [ 6 ] Считая упоминание о Монобазе указанием на династию, Раши придерживался более простого объяснения — что имеется в виду сам Монобаз. Талмуд говорит также о важных подарках, которые царица преподнесла Храму в Иерусалиме . [ 7 ] «Елена велела сделать золотой подсвечник над дверью Храма», к чему добавляется, что, когда восходило солнце, его лучи отражались от подсвечника, и все знали, что настало время чтения Шма . [ 8 ] Она также сделала золотую пластину, на которой были написаны отрывки Торы . [ 9 ] который коэним читал, когда к нему приводили жену, подозреваемую в неверности. [ 10 ] В Иерусалимском Талмуде трактат Йома III. 8, подсвечник и тарелка перепутаны.
Строгость, с которой она соблюдала еврейский закон , описана в Талмуде:
Когда ее сын [Изат] ушел на войну, Елена дала обет, что, если он вернется живым, она станет назореем сроком на семь лет. Она исполнила свой обет и по прошествии семи лет отправилась в Иудею . Члены школы Гиллель сказали ей, что она должна заново соблюдать свой обет, и поэтому она прожила назорейкой еще семь лет. По истечении вторых семи лет она стала ритуально нечистой из-за нечистоты трупа , и ей пришлось повторить свое назорейство, таким образом оставаясь назореем в течение двадцати одного года. Однако Иуда бар-Илай сказал, что она была назорейкой только четырнадцать лет. [ 11 ]
«Рабби Иуда сказал: « Сукка [возведенная для праздника кущей ] царицы Елены в Лидде была выше двадцати локтей . Раввины входили и выходили, не делая по этому поводу никаких замечаний». [ 12 ]
Елена переехала в Иерусалим , где ее похоронили в пирамидальной гробнице, которую она построила еще при жизни, в трех стадиях к северу от Иерусалима. [ 13 ] Катакомбы известны как « Гробницы королей ». Там был найден саркофаг Пальмирена с двумя надписями: погребальной эпиграммой, читаемой на арамейском языке Malkaṯā ( Ṣaddān : 𐡲𐡣𐡭 𐡬𐡫𐡪𐡶𐡠) и Ṣaddā Malkaṯā ( צדה מלכתה ), ученые интерпретируют как означающее: «Наша госпожа, Королева». [ 14 ] [ 15 ]
Саркофаг Елены был обнаружен Луи Фелисьеном де Сольси в девятнадцатом веке. Однако он считал, что кости внутри, завернутые в саваны с золотой вышивкой, были останками жены иудейского царя периода Первого Храма , возможно, Седекии или Иоаса . Де Сольси был вынужден приостановить раскопки, когда новость о том, что выкапывают человеческие кости, вызвала гнев еврейской общины Иерусалима . Саркофаг и другие находки были отправлены во Францию и выставлены в Лувре . [ 16 ]
Иерусалимский дворец Адиабены
[ редактировать ]По словам Иосифа Флавия, дворец был построен (иным образом неизвестным) «Граптой, родственницей» Изата. [ 17 ] Считается, что дворец царицы Елены был обнаружен археологом Дороном Бен-Ами во время раскопок на территории бывшей автостоянки Гивати , прилегающей к Городу Давида, в 2007 году. [ 18 ] [ 19 ] Это монументальное здание, расположенное в Городе Давида к югу от Храмовой горы , было разрушено римлянами в 70 году нашей эры. Руины содержали датированные монеты, каменные сосуды и керамику, а также остатки древних фресок. На цокольном этаже находилась миква (ритуальная баня). [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адиабена в Британской энциклопедии
- ^ Орен, Ицхак; Занд, Майкл; Прат, Нафтали, ред. (1982). "Елена" . Краткая еврейская энциклопедия (на русском языке). Том. 2. Иерусалим: Общество исследования еврейских общин. полковник 475. ИСБН 965-320-049-6 .
- ^ Иосиф Флавий, Война, стр.298.
- ^ Моисей из Хорены, История Армении
- ^ Иосиф Флавий, LC § 5.
- ^ "Джахрб." я. 76.
- ^ Йома 37а.
- ^ Йома 37б; Тосефта Йома 82
- ^ Числа v.19–22
- ^ Йома ЖК
- ^ Министр 19б.
- ^ Сук. 2б.
- ^ комп. Евсевий Кесарийский , Церковная история II, гл. 12.
- ^ Корпус семитских надписей , Том 2, пластина 156, стр. 179
- ^ Ренан, М. (1865). «Новые наблюдения – еврейской эпиграфики» . Азиатский журнал (на французском языке). 6 . Азиатское общество: 550–570 .
- ^ Королевское возвращение "Гаарец"
- ^ Иосиф Флавий, Война, стр. 279.
- ^ Jump up to: а б «Обнаружен дворец Второго Храма» . Этгар Лефковиц, «Джерузалем Пост», 5 декабря 2007 г.; обновлено 24 декабря 2007 г. Повторный доступ 23 июня 2022 г.
- ^ «Фото дворца» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2012 г. Проверено 15 сентября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готтейл, Ричард; Селигсон, М. (1901–1906). «Хелена». В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. , в котором цитируется:
- Иосиф Флавий, Еврейские древности XX. 4, § 3;
- Неемия Брюлль Ярбюхер (Франкфорт-на-Майне, 1874–1890 гг.) i. 70–78;
- Грец, Генрих , История евреев с древнейших времен до наших дней, 3-е изд., III. 403-406, 414;
- Эмиль Шюрер , История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа (1886–1890) 3-е изд., iii. 119–122 м.
- Марчак, Майкл (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три правления Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом Блестящий. ISBN 978-90-04-35072-4 .
- Смерти 50-х годов
- Евреи I века
- Женщины I века
- люди 1 века
- Иудаизм в Адиабене
- Переходит в иудаизм из язычества
- Культурная ассимиляция
- Супруга древней королевы
- Древние места Иерусалима
- Город Давида (археологический памятник)
- еврейская королевская семья
- Древние еврейские женщины
- До свидания
- Ассирийские евреи
- Королевы-матери
- Талмудические женщины