Жан-Мартен Мойе
Благословенный Жан-Мартен Мойе | |
---|---|
![]() Витраж с изображением Жана-Мартена Мойе в Сен-Жан-де-Бассель | |
Священник | |
Рожденный | 27 января 1730 г. Каттинг , бейливик Дьеза , Герцогство Лотарингия |
Умер | 4 мая 1793 г. Трир , князь-архиепископство Трир , Священная Римская империя |
Почитается в | Католическая церковь ( Лотарингия и Конгрегация Божественного Провидения ) |
Беатифицированный | 21 ноября 1954 г. Папа Пий XII. |
канонизирован | 21 мая 1955 г. |
Главный храм | Трир Германия |
Праздник | 4 мая |
Жан-Мартен Мойе (написанный позже в его жизни как Мойе) [ 1 ] был французским католическим священником , который служил миссионером в Китае и был основателем Сестёр Конгрегации Божественного Промысла . Он также организовал первое проявление посвященной жизни среди женщин Китая. В 1954 году он был беатифицирован католической церковью.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мойе родился 27 января 1730 года в деревне , тогда расположенной в пределах бейливика Дьеза , в пределах автономного герцогства Лорриан , части Священной Римской империи , ныне находящегося во французском департаменте Мозель Каттинг . Он был шестым из тринадцати детей Жана Мойе и Анны Катарины Деманж. [ 2 ] часть давней и процветающей фермерской семьи региона. О пылкой католической вере семьи можно судить по тому факту, что, помимо Жана-Мартена, священником стал младший брат, а также пять его двоюродных братьев и сестер, а позже двое его племянников.
Детство Мой прошло без происшествий, он вырос в обширных семейных владениях. Базовое образование он получил от своего старшего брата, Жан-Жака, семинариста, который обучал его до своей безвременной смерти в 1744 году в возрасте 24 лет. Мойе завершил образование в колледже Пон-а-Муссон , после чего учился философии в Иезуитском колледже Страсбурга . Осенью 1751 года он поступил в местную епархиальную семинарию Сен-Симон в Меце . [ 2 ] тот самый, в котором учился его брат. Там одним из его профессоров был каноник Франсуа Тьебо, известный библеист того времени, который позже будет представителем местного духовенства в Генеральных штатах .
Священство
[ редактировать ]Мойе был рукоположен в священники 9 марта 1754 года Луи-Жозефом де Монморанси-Лавалем , епископом Меца . После рукоположения он получил бенефициар от короля Станислава Лещинского , последнего герцога Лотарингии , на доходы, полученные от часовни Святого Андрея на кладбище Дьезе. Этот доход позволил ему принять плохо оплачиваемую должность викария трех разных приходов в Меце, в одном из которых, приходе Святого Креста ( по-французски : Сент-Круа был каноник Тьебо ), пастором . Затем в рамках своего служения он совершил ряд различных служений, в том числе был духовником семинаристов Сен-Симона. [ 1 ]
Приход простирался далеко за пределы города, и Мойе взял на себя духовную заботу о членах прихода, живших в небольших и изолированных деревеньках в сельской местности. Благодаря этой услуге он осознал необходимость образования для девочек региона, у которых не было доступа к школам. Он задумал проект по исправлению этой ситуации, разместив учителей-добровольцев в этих сельских районах. Первым добровольцем была женщина из рабочего класса Маргарита Леконт, которую он разместил в деревне Сен-Юбер 14 января 1762 года. [ 3 ] Она останется на этом посту без помех во время потрясений Французской революции . Добровольцев быстро разослали в другие места, вплоть до Фрайбурга-им-Брайсгау , который тогда находился во владениях Габсбургов .
Писатель
[ редактировать ]Из-за желания предоставить верующим прихода средства для углубления их духовной жизни, Мойе начал публиковать некоторые трактаты в сотрудничестве с младшим коллегой, аббатом Луи Жобалем де Паньи (1737–1766). Первой, вышедшей в 1762 году, была брошюра под названием « Du soin extrème qu'on doit avoir du Baptême des enfants» . Здесь лечили крещение новорожденных младенцев, особенно мертворожденных . Это было развитие «Abrégé de l'Embryologie Sacree» , работы сицилийского теолога-моралиста Франческо Канджамильи, которая только что была опубликована в Париже и первоначально была опубликована на Сицилии в 1745 году с одобрения церкви. [ 1 ]
В 1764 году они переиздали более старую работу духовного писателя 17-го века кардинала Пьера де Берюля « Élévation à Dieu sur le mystère de l’Incarnation» ( «Воскрешение к Богу через тайну воплощения ») с комментариями к тексту. . Позже, после неожиданной смерти Джобала, Мойе опубликовал небольшую брошюру, озаглавленную «Recueil deverses pratiques de piété» ( «Сборник различных благочестивых практик» ). [ 1 ]
Оппозиция
[ редактировать ]Работа Мойе в области сельского образования и его труды вызвали критику со стороны некоторых жителей города. Его обвинили в безрассудстве за то, что он отправил молодых женщин жить в изолированные деревни. Его также обвиняли в ригоризме в обращении с кающимися, а также в несправедливой критике как духовенства, так и акушерок в своих трудах о крещении. Они убедили епископа де Монморанси-Лаваля принять меры против двух авторов. В результате в мае 1762 года епископ приказал Мойе приостановить отправку добровольцев, хотя те, кто уже находился в сельской местности, остались на своих местах. Далее он перевел его из Меца, чтобы он служил викарием Дьеза. Поскольку это был его родной регион, Мойе не считал это наказанием, но беспокоился о будущем своих волонтеров, которых стали называть «бедными сестрами». Его коллеги по проекту заверили его, что неудача носит лишь временный характер.
Мойе снова обвинили в крайней жесткости в обращении с жителями прихода, например, с теми, кто приходил к нему на исповедь . Он также выступил против традиционных праздников, отмечаемых крестьянами в течение года. На этот раз епископ отреагировал более жестко, и во время Страстной недели 1767 года, самого священного периода христианского года, Мойе был отстранен от своего поста. [ 3 ] В течение следующих полутора лет, до 1768 года, он переезжал из прихода в приход, оказывая пастырям ту помощь, которую мог оказать. Наконец, ему предоставил убежище великий приор аббатства Сен-Дье , нуллиуса , независимого от местных епископов, где его попросили помочь управлять своего рода малой семинарией .
Миссионер
[ редактировать ]За время пребывания в аббатстве в жизни Мойе произошло два важных события: первое из них — знакомство с местным священником Антуаном Роленом, который работал над развитием образования в регионе. Он также пришел к решению предложить свои услуги миссионера в Азии. В октябре следующего года он поступил в семинарию Парижского общества иностранных миссий . [ 2 ] который специализировался на этой работе. Следующей весной он вернулся в Лотарингию, где посетил волонтеров, ныне религиозный институт под названием « Сестры Провидения» , а также проповедовал приходские миссии по всему региону. Видимо полагая, что он не вернется из Китая, куда его должны были отправить, он формально отказался от семейного наследства.
После завершения периода обучения в семинарии Мойе был направлен на служение в Апостольское викариатство Сычуани ( Сычуань , западный Китай). [ 3 ] Затем он поручил заботу о сестрах Провидения двум коллегам, поклонникам их работы, одним из которых был Раулин. Он также назначил Мари Морель их первой настоятельницей. Он уехал из Франции в Сычуань 30 декабря 1771 года. Он провел десять лет в сычуаньских миссиях и не вернулся в Париж до 6 июня 1784 года. Девять лет миссионерской работы, часто прерываемой преследованиями и тюремным заключением, заставили его осознать необходимость помощи Китая. . В 1773 году он был назначен провикарием в Восточной Сычуани (будущая Чунцинская архиепископия ) и Гуйчжоу ( Гуйчжоу ; будущая Гуйянская архиепархия ). [ 4 ] В следующем году он начал евангелизацию в Гуйчжоу вместе с сычуаньским миссионером Бенуа Сеном. [ 5 ] В 1782 году он основал «Христианских девственниц», религиозных женщин, которые следовали правилам Конгрегации Провидения дома, посвятив себя уходу за больными и христианскому обучению китайских женщин и детей в их собственных домах.
Смерть
[ редактировать ]Измученный и больной, Мойе вернулся во Францию в 1784 году. Он возобновил руководство сестрами Божественного Провидения и проповедовал Евангелие в Лотарингии и Эльзасе, проповедуя миссии. Французская революция 1791 года вынудила его покинуть страну, и вместе со своими сестрами он удалился в Трир . После взятия города французскими войсками разразился брюшной тиф , и с помощью сестер он посвятил себя работе в больнице. Он заразился этой болезнью и умер в 1793 году.
Мойе похоронили на кладбище собора. Однако кладбище было закрыто в 1808 году и заасфальтировано, образуя Константинсплац города. Его могила так и не была идентифицирована. [ 1 ]
Почитание
[ редактировать ]Духовные сочинения Мойе были одобрены богословами 10 июня 1895 года. 14 января 1891 года было официально открыто его дело, присвоившее ему титул Слуги Божьего . 21 мая 1945 года Папа Пий XII провозгласил его досточтимым . [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Биография» . Блаженный Жан-Мартен Мойе (на французском языке) . Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэйс, Камилл. «Достопочтенный Джон Мартин Мой». Католическая энциклопедия Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 29 июля 2019 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с «Мойе, Жан-Мартен | BDCC» . bdcconline.net . Проверено 1 июля 2020 г.
- ^ Шарбонье, Жан. «Отправление с миссией «в Китай» » . mepasie.org (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ «Культура вдоль Жемчужной реки в эпоху Мин и Цин : ее религиозная культура (часть 2)]. hk.crntt.com (на традиционном китайском языке) . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Указатель и состояние причин беатификации рабов Божиих и канонизации блаженных (на латыни). Напечатано полиглотами Ватикана. Январь 1953 г. с. 119
Источники
[ редактировать ]
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Достопочтенный Джон Мартин Мой ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. В записи цитируется:
- МАРШАЛЬ, Жизнь г-на аббата Мойе (Париж, 1872 г.);
- ВЕЙЛАНД, «Апостолическая душа», достопочтенный Жан Мартен Мойе (Мец, 1901);
- ПЮИ-ПЕНИ, «Справочник сестер Провидения» (Портье);
- Рене Франсуа Рорбахер , Всеобщая история католической церкви (Париж, 1842–1848 гг., 9-е изд., 1901 г.);
- Назидательные письма (Париж).
- 1730 рождений
- 1793 смерти
- Духовенство Мозеля (департамент)
- Французские римско-католические священники XVIII века
- Беатифицированные люди Франции
- Почитаемые христиане XVIII века
- Французские римско-католические миссионеры
- Основатели католических религиозных общин
- Римско-католические миссионеры в Китае
- Римско-католические миссионеры в Сычуани
- Смертность от брюшного тифа
- Беатификации Папы Пия XII
- Французские эмигранты в Китае
- Римско-католическая епархия Чэнду
- Католическая церковь в Чунцине
- Католическая церковь в Гуйчжоу