Ахрикья
(Перенаправлено с Ахирики )
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июль 2016 г. ) |
Переводы Ахрикья | |
---|---|
Английский | отсутствие стыда отсутствие сознания бесстыдство |
санскрит | अहरिक्य ( IAST : Ахрикья ) |
Есть | Арика |
китайский | Не стыдно |
индонезийский | не стыдно |
кхмерский | Африка, Африка: ( UNGEGN : ахек-рек, ахек-рекак ) |
тибетский | Нет никакого стыда. ( Уайли : Я не медик; THL : пишите карты ) |
Глоссарий буддизма |
Часть серии о |
52 Четасика |
---|
![]() |
как в буддизме Тхеравады |
Ахрикья (санскрит; пали: ахирика ; тибетский фонетический: нготса мепа ) — буддийский термин, который переводится как «отсутствие стыда», «отсутствие совести» и т. д. В традиции Тхеравады ахирика определяется как отсутствие отвращения к физическое или словесное оскорбление. [ 1 ] В традиции Махаяны ахрикья определяется как отсутствие воздержания от проступков по соображениям собственной совести. [ 2 ] [ 3 ]
Ахрикья идентифицируется как:
- Один из четырнадцати нездоровых психических факторов в учении Тхеравады Абхидхармы.
- Один из двадцати вторичных нездоровых факторов в учении Махаяны Абхидхармы.
Пояснения
[ редактировать ]Тхеравада
[ редактировать ]В Висуддхимагге (XIV, 160) ахирика (бессовестность) определяется вместе с аноттаппой (бесстыдством) следующим образом:
- В этом случае у него нет сознательных угрызений совести, поэтому это бессовестность (ахирика). Ему не стыдно, поэтому это бесстыдство (аноттаппа). Из них ахирике свойственны отсутствие отвращения к телесным проступкам и т. д. или нескромность. Аноттаппа обладает свойством отсутствия страха по их поводу или отсутствием беспокойства по поводу них... [ 4 ]
Нина ван Горком объясняет:
- Два четасика — бесстыдство и безрассудство кажутся очень близкими по значению, но имеют разные характеристики. Бесстыдство не уклоняется от зла, потому что не стыдится его и не гнушается им. «Параматтха Манджуса» сравнивает его с домашней свиньей, которая не гнушается грязью. Осквернения ( килеса ) подобны грязи, они нечисты, нечисты. Бесстыдство не гнушается осквернением, будь то привязанность, отвращение, невежество, жадность, зависть, тщеславие или любой другой вид нездоровья.
- Что касается безрассудства, то оно не питает отвращения и не отступает от зла, потому что не видит опасности акусала и не боится его последствий, таких как несчастное перерождение. «Параматтха Манджуса» сравнивает безрассудство с мотыльком, которого привлекает огонь, хотя это для него опасно. Порабощены ли мы приятными впечатлениями? Из-за них мы можем даже совершить зло телом, речью или разумом. Тогда безрассудство не боится опасности акусалы, его не заботят последствия акусалы. [ 4 ]
Махаяна
[ редактировать ]Абхидхарма -самуччая сообщает:
- Что такое бесстыдство (ахрикья)? Это не значит сдерживать себя, принимая свои извращения за норму. Это эмоциональное событие, связанное со страстью-вожделением ( рага ), отвращением-ненавистью ( двеша ) и замешательством-ошибкой ( моха ). Это помогает всем основным и непосредственным эмоциям. [ 2 ]
Александр Берзин поясняет:
- Отсутствие морального чувства собственного достоинства (ngo-tsha med-pa, отсутствие чувства чести) не является частью любой из трех ядовитых эмоций. Это отсутствие всякого смысла воздерживаться от деструктивного поведения из-за заботы о том, как наши действия отразятся на нас самих. Согласно Васубандху , это вспомогательное осознавание означает отсутствие чувства ценностей. Это неуважение к положительным качествам или людям, ими обладающим. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бхиккху Бодхи (2003), стр. 83
- ^ Jump up to: а б Гюнтер (1975), Kindle Locations 931–932.
- ^ Кунсанг (2004), с. 28.
- ^ Jump up to: а б Горком (2010), Определение невежества, бесстыдства, безрассудства и беспокойства.
- ^ Берзин (2006)
Источники
[ редактировать ]- Берзин, Александр (2006), Первичные умы и 51 психический фактор
- Бхиккху Бодхи (2003), Подробное руководство по Абхидхамме , Pariyatti Publishing.
- Гюнтер, Герберт В. и Лесли С. Кавамура (1975), Разум в буддийской психологии: перевод книги Е-шеса Гьял-Мтшана «Ожерелье ясного понимания», издательство Dharma Publishing. Киндл издание.
- Кунсанг, Эрик Пема (переводчик) (2004). Ворота к знаниям, Том. 1 . Североатлантические книги.
- Nina van Gorkom (2010), Cetasikas , Zolag
- Рис Дэвидс, Т.В. и Уильям Стед (редакторы) (1921–25), Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . (Чипстед: Общество палийских текстов).