Карма Цетен
Карма Цетен ( тибетский : ཀརྨ་ཚེ་བརྟན , Уайли : karma tshe-brtan ; китайский : Синьшак Цетен Дордже (умер в 1599 г.), также известный как Чингшак Цетен Дордже ( тибетский : ཞིངཥག་ཚེ་བརྟན་རྡོ་རྗེ , Уайли : zhing-shag tshe-brtan rdo-rje ) — царь Верхнего Цанга в Западно-Центральном Тибете . Он был основателем династии Цангпа , сыгравшей важную роль в истории Тибета с 1565 по 1642 год. Карма правил в период 1565–1599 годов.
Восстание против Ринпунгпы
[ редактировать ]Карма Цетен, в полном смысле слова Карма Цетен Дордже, принадлежал к клану из Ньяга, который заявлял о своем происхождении от Джнянакумары, ученика тантрического мастера восьмого века Падмасамбхавы . [ 1 ] На самом деле он, похоже, не принадлежал ни к одному знатному дому. В то время династия Ринпунгпа обладала высшей властью в регионе Цанг и каким-то образом была связана с линией передачи Кармы Цетена. [ 2 ] Происходя из относительно скромных обстоятельств, Карма Цетен использовался правителем Цанга для различных задач, таких как главный конюх и сборщик налогов. В 1548 году ему было поручено управление замком Самдрубце в Шигадзе . [ 3 ] Это было место большого стратегического значения в Цанге. Несколько лет спустя он начал заговор против своего учителя Ринпунгпы. Согласно живописной, но, возможно, апокрифической истории, он получил письменное разрешение на сбор 300 швейных иголок у местного населения. Поскольку слова, обозначающие иглу и доспехи, очень похожи на тибетском языке , Карма Цетен внес небольшое изменение в документ и, таким образом, смог собрать 300 комплектов доспехов. [ 4 ] В 1557 году, согласно одному источнику, он поднял знамя восстания, чему способствовало недовольство Ринпунгпа среди таких вассалов, как Нартанг , Норкхьюнг и Гьяцо . [ 5 ] По свидетельству другого очевидца, он выжидал до 1565 года, когда был назначен магпоном (генералом). Затем он начал восстание, которое застало правителя Ринпунгпы Нгаванга Джигме Дракпу врасплох . Ситуация для Ринпунгпа усугубилась тем, что некоторые близкие к ним дворяне совершили измену. Карма Цетен смог отобрать Панам Лхундруп Кьюнгце и Золотой замок Пакмори у Нгаванга Джигме Дракпы. Последний был осажден и взят в плен; один из его сыновей был заключен в тюрьму, а другой был убит. [ 6 ] Лама Друкпа Кунхьен Пема Карпо смог стать посредником между враждующими сторонами. Однако сразу после тибетского нового года в 1566 году в нижнем Ньянгто вспыхнули новые бои. Лама Друкпа снова вмешался. Карма Цетен запросил все земли над Джомо Хареком (горой на границе между У и Цангом), но в конце концов удовлетворился всей территорией Панама . [ 7 ] После этих событий Ринпунгпа отошел на второй план.
Политическая и религиозная программа
[ редактировать ]После 1565–1566 годов Карма Цетен, также известный как Чингшагпа, объявил себя Цангто Гьялпо, королем Верхнего Цанга. [ 8 ] Тем не менее было ясно, что новая королевская линия не пользовалась таким престижем, как семьи, ведущие свое начало от древних тибетских царей ; на самом деле, их статус династии-выскочки, возможно, способствовал их скорому концу в 1642 году. [ 9 ] XVI век был отмечен относительным упадком светских дворянских домов по сравнению с основными буддийскими сектами, такими как Гелугпа и Карма Кагью , которые сформировали всеобъемлющие ритуальные союзы с политическими последствиями. В этом нестабильном политико-религиозном ландшафте новому правителю было важно найти поддержку со стороны сект. 9-й иерарх Кармапы , Вангчук Дордже , встречался с Кармой Цетеном в 1567 году, а затем снова в 1585 и 1590 годах. Встречи, по-видимому, сопровождались передачей царю божеств-покровителей. [ 10 ] Но династия, основанная Кармой Цетеном, также сохраняла хорошие отношения с представителями сект Джонанг , Сакья и Ньингма . Общая стратегическая цель его правления заключалась в том, чтобы сохранить Тибет свободным от вторжений монголов , которые в его время начали вступать в союз с Третьим Далай-ламой Сонамом Гьяцо . Он хотел вернуть институты старой Тибетской империи , чтобы добиться хорошо управляемого и процветающего Цанга. [ 11 ] похоже, не поддерживали никаких отношений с династией Мин китайской Карма Цетен и его потомки , . [ 12 ]
Король Верхнего Цанга
[ редактировать ]Династический режим Кармы Цетена стал известен как Цангпа, в честь региона Цанг. [ 13 ] Он сделал дружеские предложения династии Пхагмодрупа , слабой линии королей Недонга в У (Восточно-Центральный Тибет). Он также установил контакты с монголами региона Коконор и заручился обещанием помощи со стороны племени Чогту. [ 14 ] Кроме того, он предпринял экспансию в сторону западного Тибета, где под его властью оказались территории Лато Лхо и Лато Чанг. Вероятно, это был просто случай свободного господства, поскольку эти территории пришлось отвоевывать его внуку Карме Пунцоку Намгьялу в 1612–1613 годах. [ 15 ] Ринпунгпа попытались возродить свое состояние и совершили неудачный набег на Кийсё в У в 1575 году. Возможно, из-за этого Карма Цетен столкнулся с Ринпунгпа в следующем году. Иерархи Кармапы Шамарпы и . выступили посредниками в конфликте, но в последующие годы между ними возникли новые разногласия [ 16 ] Новая война вспыхнула в 1588-89 годах между Ронгом, центром Ринпунгпа, и Карма Цетен. В следующем 1590 году Ринпунгпа, наконец, был вынужден капитулировать, что, по словам влиятельного экзорциста Согдогпы, было «точно так же, как поток предыдущих и последующих войн стал подобен воде, достигшей кипения». Это событие исполнило пророчество: «государство Цанга станет стабильным союзом», и отныне в регионе царила определенная внутренняя стабильность. [ 17 ] Однако Центральному Тибету неоднократно угрожали вторжения монгольских группировок. В 1587 году они достигли Оюга недалеко от Ринпунга, а в 1596 году они бродили по обширной территории, включая Пуранг , Мустанг , Долпо в Непале , гору Кайлас , Лато и Чанг. Частичный провал монгольских набегов объяснялся мощным изгнанием нечистой силы Согдогпы. [ 18 ]
Семья и кончина
[ редактировать ]У Кармы Цетена было девять сыновей, из которых наиболее выдающимися были Карма Тутоб Намгьял , Кхунпанг Лхаванг Дордже и Карма Тенсунг . [ 19 ] Из них Кхунпанг Лхаванг Дордже вмешался в местную вражду, в которой поссорились два брата по линии Чангдакпа, и отдал предпочтение старшему брату. Карма Цетен вынудил младшего брата Таши Тобгьяла (1550?-1603) отправиться в ссылку в Ю. Мстительный Таши Тобгьял совершил тантрические обряды, в результате которых Карма Цетен умер от «острой боли от меча Вишну». [ 20 ] Год его кончины в литературе указан по-разному, но, согласно почти современному тексту «Согдог гьи цулгьи логю», он умер в 1599 году. [ 21 ] Детали его преемственности также неясны; его сыновья Кхунпанг Лхаванг Дордже и Карма Тутоб Намгьял упоминаются как правители в 1582 и 1586 годах соответственно. Следующим важным королем Цангпа был Карма Тенсунг, который, судя по всему, взошел на трон в 1599 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки , Рим, 1949, Том. II, с. 697.
- ↑ Согласно биографии Друкпа иерарха Пагсама Вангпо , внук Кармы Цетена Карма Пунцок Намгьял был «племянником» предпоследнего правителя Ринпунгпы Дондуп Цетен Дордже ; см. Олаф Чая, Средневековое правление в Тибете . Вена 2013, Том. я, с. 493.
- ^ Цепон В. Д. Шакабпа , Сто тысяч лун , Лейден, 2010, стр. 280.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа , Тибет. Политическая история , Нью-Хейвен и Лондон, 1967, с. 89.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 2010, с. 280-1; Пятый Далай-лама , История Тибета . Блумингтон 1995, с. 192.
- ^ Олаф Чая, 2013, стр. 279.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 2010, с. 281.
- ^ Сарат Чандра Дас , «Тибет под властью ее последних королей (1434-1642 гг. Н.э.)», Журнал Азиатского общества Бенгалии 1:6 1905 стр. 166.
- ^ Бенджамин Богин, «Красная и желтая война: Вести с полей», Бенджамин Богин и Эндрю Квинтман (редакторы), Гималайские отрывки: тибетские и неварские исследования в честь Хьюберта Деклира . Бостон, 2014 г., с. 330.
- ^ Дэвид Темплман, «17 век. Правители гЦанга и их стратегии легитимации», 2013, с. 73 [1]
- ^ Дэвид Темплман, 2013, стр. 67-9.
- ^ Хью Ричардсон , Тибет и его история , Бостон и Лондон, 1984, с. 38.
- ^ Правители Цангпы известны как дези (регенты), депа (региональные лорды), гьялпо (короли) или махараджи . Более поздние источники историков гелугпа, враждебно настроенные по отношению к Цангпа, избегали давать им королевские титулы в своих работах; см. Навина Ламмингер, «Шестой жва дмар па Чос кьи дбанг фьюг» (1584–1630) и его отчет о путешествии 1629/1630 годов: исследование, издание и перевод . Кандидатская диссертация, Университет Людвига-Максимилиана, 2013, с. 12. [2]
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 1967, с. 89.
- ^ Карл-Хайнц Эвердинг и Дава Даргья Дзонгпхугпа, Das tibetische Fürstentum La stod lHo (um 1265-1642) , Висбаден, 2006, стр. 112.
- ^ Олаф Чая, 2013, стр. 291.
- ^ Джеймс Джентри, Субстанция и смысл: объекты силы в жизни, трудах и наследии тибетского мастера ритуалов Sog bzlog pa Blo gros rgyal mtshan , докторская диссертация, Гарвардский университет, 2013, стр. 181. [3]
- ^ Джеймс Джентри, «Представления эффективности: ритуальное изгнание монгольских армий в консолидации и расширении династии Цанг (Гцанг)», в Хосе Игнасио Кабесон (ред.), Тибетский ритуал . Оксфорд, 2010, стр. 141–2.
- ^ Джузеппе Туччи, 1949, Том II, с. 697.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 2010, стр. 281-82.
- ^ Джеймс Джентри, 2013, с. 138. Бенджамин Богин, 2014, с. 325, также упоминает 1599 год как дату своей смерти. Даты его правления указаны на китайском сайте http://www.huisongshu.com/ming.htm как 1565–1588 годы . На том же сайте говорится, что ему наследовали его сыновья Кхунпанг Лхаванг Дордже (1588–1608) и Карма Тенсунг (1588–1611).