Нгаванг Джигме Дракпа
Нгаванг Джигме Дракпа ( тибетский : ཎགག་དབང་ཨཇིགས་མེད་གྲགས་པ , Уайли : Ngag dbang ajigs med Grags pa ) (умер в 1597 г.) был последним правящим принцем Цанга (Западно-Центральный Тибет) династии Ринпунгпа . Он также был известным писателем. Его все более хаотичное правление закончилось в 1565 году, когда династия Цангпа лишила Ринпунгпа их основных владений.
Ранние годы
[ редактировать ]Нгаванг Джигме Дракпа был третьим сыном принца Ринпунгпы Нгаванга Намгьяла . Хронологические таблицы Сумпа Кханпо утверждают, что он родился в 1482 году Водяного Тигра, что маловероятно. [ 1 ] По его собственным словам, его юность была не совсем счастливой: он вырос с большими интеллектуальными интересами, но был оставлен без внимания своего весьма почитаемого отца и не был поручён административными обязанностями. [ 2 ] Старший из ныне живущих братьев Дондуп Цетен Дордже , возможно, взял на себя управление имуществом своего отца после его смерти в 1544 году (или позже). Однако подробности наследования неясны, поскольку говорят, что другому брату по имени Ринчен Вангьял было поручено правление, когда их отец был еще жив. [ 3 ] Сам Дондуп Цетен Дордже не известен политической деятельностью после середины 16 века, хотя до своей смерти в 1620 году носил титулы миванг (принц) и дези (регент).
Литературная деятельность
[ редактировать ]В автобиографическом тексте Нгаванг Джигме Дракпа рассказывает, что он и другой его брат Ринчен Вангьял заняли важную крепость Самдрубце в Цанге в 1547 году. Неясно, у кого была взята крепость. Затем он был назначен правителем этого места, хотя и подчинялся Ринчену Вангьялу. После некоторого правления он попал в беду и был окружен врагами, но был спасен благодаря вмешательству своего брата, который, по-видимому, скончался в 1554 году. [ 4 ] К 1560-м годам он считался главным правителем Цанга Ринпунгпа. Будучи уважаемым и опытным ученым, он перевел несколько санскритских текстов и написал на различные темы. Среди его произведений были история татарских царей, биография Сакья Пандита , трактат о поэзии « Украшение мысли монаха » и роман о Шамбале . [ 5 ] Последний упомянутый текст дает интересный взгляд на тибетские географические знания Центральной и Западной Азии . [ 6 ] Он был широко известен как Пандита Гьялпо, царь-ученый. [ 7 ]
Дурные предзнаменования
[ редактировать ]Хотя Нгаванг Джигме Дракпа характеризуется как способный в мирских делах, правление Ринпунгпы подходило к концу. [ 8 ] Вторжение в западный Тибет было осуществлено в 1555 году им или его братом. [ 9 ] Целью было подчинить Нгари и Лато (западный Цанг), которые когда-то находились под сюзеренитетом Ринпунгпы, но к этому времени были автономными. Однако местные правители Кунга Дракпа Дордже из Мангьюла Гунгтанга и Сонам Гьялпо из Цады заключили союз и встретились с войсками Цанга. Последний потерпел неудачу в решающем сражении. В результате войны Ринпунгпа потерял дзонг (крепость) Шелкар . [ 10 ] В 1563 году в самом Цанге шла война; Нгаванг Джигме Дракпа вмешался в конфликт между Сакья и Чангдакпа и лично возглавил свои войска в поле боя. Тем временем наблюдались различные предзнаменования. Появилось облако в виде гневного божества Рахулы , вызвав ливень с градом, уничтоживший посевы. Религиозные объекты были повреждены, падали метеориты. Сушеные подношения торма упали на крышу замка правителя. [ 11 ] Сам правитель в тексте 1557 года жалуется, что его офицеры и родственники отвернулись от него, что министры действовали как мелкие правители, а его слуги не выполняли своих обязанностей. Условия в обществе стали хаотичными, поскольку не было верховенства закона. удалился в тайное место на крыше своего дворца В конце концов отчаявшийся правитель, подобно йогу, . По его словам, слава подобна эху, не имеющему никакого реального смысла в жизни. Жизнь была похожа на сон и танец сумасшедшего. [ 12 ]
Конец Ринпунгпы
[ редактировать ]Родственник Ринпунгпы, Карма Цетен , был губернатором замка Самдрубце в Шигадзе с 1548 года. В 1557 году, по одному источнику, он поднял восстание против Ринпунгпы. В другом отчете, свидетельстве очевидца известного Друкпа иерарха Кунхьена Пема Карпо , говорится, что Карма Цетен все еще выполнял свои обязанности к 1565 году. К этому времени было широко распространено недовольство правлением семьи, и Карма Цетен поддерживал различные мятежные поместья. В 1565 году он поднял восстание, которое застало Ринпунгпу врасплох. Повстанцы захватили Панам Лхундруп Кюнгце и Золотой замок Пакмори. Когда солдаты Ринпунгпы рассеялись, дом вангдена ( принца) Нгаванга Джигме Дракпы был окружен врагами. Один из его сыновей был убит и взят в плен. [ 13 ] Лама Друкпа Кунхьен Пема Карпо устроил мирное урегулирование между сторонами. Однако сразу после тибетского нового года в 1566 году в нижнем Ньянгто разразилась новая война. После очередного вмешательства Кункхьена Нгаванг Джигме Дракпа согласился уступить весь регион Панам Цетен Дордже. Эти события ознаменовали окончательный конец известности Ринпунгпы в Центральном Тибете. Согласно одному анекдоту, жена Нгаванга Джигме Дракпы рассказала мужу о поражении его войска от Карма Цетена. Затем он ответил, что это не имеет значения, поскольку он закончил свое стихотворение. [ 14 ] Обедневшему Нгавангу Джигме Дракпе разрешили остаться местным лордом. Впоследствии угасающий Ринпунгпа предпринял несколько неудачных военных кампаний против Нартанга в Цанге в 1567 году и против Кийсё в У в 1575 году. Война Цанг-Ронг 1588–1589 годов еще больше нанесла Ринпунгпа вред, и им пришлось капитулировать оставшуюся власть перед Цангпа в 1590 году. [ 15 ] Нгаванг Джигме Дракпа умер в 1597 году, оставив двух сыновей по имени Дава Зангпо и Гева Пал. [ 16 ] На посту правителя Ринпунга его сменил некий Норбу Зангпо, который умер в 1601 году. К этому времени поместье имело только местное значение. [ 17 ] Узурпатор Карма Цетен, также известный как Чингшагпа, стал родоначальником династии Цангпа , правившей частями Тибета до 1642 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сум-па Мхан-по, Хронология Тибета согласно Реу-мигу Сум-па Мкан-по . Патна 1991, с. 74.
- ^ Туптен Кунга Чашаб, «Жизнь Нгаг Дбанга Джиг Грагса, последнего правителя Рин Спунгса, на основе текста Риг Па 'Дзин Паи Пхо Нья, или «Посланник йога»», Rocznik Orientalistczny LXX 2 , 2017 [1] , с. 107.
- ^ Туптен Кунга Чашаб,
- ^ Туптен Кунга Чашаб, 2017, с. 109-10; Олаф Чая, Средневековое правление в Тибете , Том. I-II. Вена 2013, с. 489.
- ^ «Дорога в Шангри-Ла» . www.telegraph.co.uk . Проверено 29 июня 2023 г.
- ↑ Туптен Кунга Чашаб, «Путеводитель по Шамбале в [ sic ] уникальном рукописи тибетского правителя Рин Спунгса шестнадцатого века (отрывок из его письма своему отцу Нгаг дбанг rnam rgyal)» , Rocznik Orientalistczny LXVIII 2, 2015.
- ^ Рам Рахул, Марш Центральной Азии , Нью-Дели, 2000 г., с. 47.
- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки , Рим, 1949, Том. II, с. 642.
- ^ К. Х. Эвердинг, Королевство Мангюль Гунгтанг . Том I. Бонн 2000, с. 577.
- ^ К. Х. Эвердинг и Дава Даргья Дзонгпхугпа, Das tibetische fürstentum La stod lHo (1265-1642) . Висбаден 2006, с. 110.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 2010, с. 279-80.
- ^ Туптен Кунга Чашаб, 2017, с. 118.
- ^ Олаф Чая, Средневековое правление в Тибете , Том I-II. Вена, 2013, стр. 278.
- ^ Рам Рахул, 2000, стр. 47.
- ^ Джеймс Джентри, Субстанция и смысл: объекты силы в жизни, трудах и наследии тибетского мастера ритуалов Sog bzlog pa Blo gros rgyal mtshan , докторская диссертация, Гарвардский университет, 2013, стр. 181. [2]
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа, 2010, с. 280-81.
- ^ Олаф Чая, 2013, 492.