Еше Гьяцо
Еше Гьяцо ( Уайли : Ye shes rgya mtsho ) (1686–1725) был претендентом на пост VI ламы Тибета Далай - . Объявленный Лха-бзанг-ханом Хошутского ханства 28 июня 1707 года, он был единственным неофициальным Далай-ламой . Хотя его личные моральные качества хвалили, он не был признан основной массой тибетцев и монголов и не включен в официальный список Далай-лам.
Назначение Далай-ламой
[ редактировать ]Пекар Дзинпа, позже известный как Еше Гьяцо, родился в 1686 году недалеко от берегов Дзун Кхулхава Карпо в Кхаме . [ 1 ] Возможно, он был естественным сыном хошутского принца Лха -бзанг-хана . [ 2 ] Он поступил в монастырь Дрепунг в молодом возрасте в 1699 году, а затем переехал на холм Чакпори в Лхасе , где остался в медицинском колледже. [ 3 ] Правители Хошута были королями-защитниками Тибета с 1642 по 1717 год, но имели ограниченную политическую роль, поскольку Далай-ламе или его дези большая часть власти принадлежала (регенту). Честолюбивый Лха-бзанг-хан унаследовал королевское достоинство в 1703 году и намеревался изменить ситуацию. В 1705 году он устранил могущественного дези Сангье Гьяцо , а затем выступил против молодого 6-го Далай-ламы Цангьянга Гьяцо , распутное поведение которого он якобы возмущал. Цангян Гьяцо был арестован и объявлен низложенным. Король, сотрудничая с имперскими властями Китая, отправил пленника ко двору династии Цин в Пекине . Однако Цангян Гьяцо умер по дороге в ноябре 1706 года, либо убитый, либо скончавшийся от болезни. В то время Пекар Дзинпа еще был ламой в медицинском колледже Чакпори. [ 4 ] Теперь Лха-бзанг Хан указал на молодого человека как на настоящего VI Далай-ламу. Он официально провозгласил своего предполагаемого сына в 1707 году под предлогом того, что Цангьянг Гьяцо был ошибочно инициирован как реинкарнация 5- го Далай-ламы (ум. 1682). Панчен -лама дал ему как обеты послушника, так и обеты полного посвящения на торжественной церемонии перед изображением Джово в Лхасе. Будучи Далай-ламой, он получил имя Нгаванг Еше Гьяцо, или сокращенно Еше Гьяцо. [ 5 ] В Пекине император Канси первоначально поддержал это требование и 10 апреля 1710 года выступил с официальным признанием, призвав тем самым тибетцев признать его и подчиниться Лха-бзанг-хану. [ 6 ]
Оспариваемые претензии
[ редактировать ]Нового Далай-ламу хвалили за его моральное поведение и считали великим обладателем религиозного авторитета. Тем не менее подавляющее большинство тибетцев и монголов считало молодого человека узурпатором и самозванцем, и буддийское духовенство так и не признало его. Люди непочтительно называли его Кужап Пекар Дзинпа (господин Пекар Дзинпа). [ 7 ] Вскоре после этого тибетцы в Восточном Тибете объявили, что нашли реинкарнацию недавно умершего Цангьянга Гьяцо, то есть 7-го Далай-ламы , недалеко от Литанга в провинции Кхам . Мальчик родился в сентябре 1708 года и позже стал известен под именем Келсанг Гьяцо . Его узнали два принца Хошута в Амдо и привлекли внимание императора Канси. Видя в мальчике возможное средство усиления влияния Цин в Тибете, он привез его в монастырь Кумбум , вне досягаемости Лха-бзанг-хана. [ 8 ]
Тибет был внезапно захвачен вторжением джунгарского народа в 1717 году. Лха-бзанг-хан был убит в бою в Лхасе в ноябре того же года, и страна была оккупирована пришельцами, которые возглавили жесткое правление. Джунгарские лидеры сочли Еше Гьяцо самозванцем и свергли его. Панчен-лама Лобсанг Еше умолял джунгар не убивать юношу и его братьев и сестер, но не получил вразумительного ответа. Однако с Еше Гьяцо не обращались жестоко, а просто поместили в медицинский колледж Чакпори. [ 9 ]
Джунгарская оккупация Тибета продолжалась до 1720 года, когда цинская экспедиция изгнала оккупантов. Келсанг Гьяцо был доставлен из Кумбума в Лхасу в том же году и возведен на трон в Потале 15 октября 1720 года. Еше Гьяцо был вывезен из Чакпори. Судьба его из источников не совсем ясна, но, похоже, он был депортирован в Китай , где и умер в 1725 году. [ 10 ] Во время фестиваля Лосар в начале 1726 года VII Далай-лама благословил заслуги покойного Еше Гьяцо, указав, что любая враждебность между соперничающими Далай-ламами к этому времени прекратилась из-за потери Еше Гьяцо политического значения. У последнего, тем не менее, должны были быть последователи, поскольку его предполагаемое перевоплощение было обнаружено в Кхаме . Однако вскоре ребенок умер от оспы , и больше о воплощениях не сообщалось. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (2010) [1976]. Сто тысяч лун . Перевод Дерека Ф. Махера. Лейден: Брилл. п. 422.
- ^ Алекс Маккей (ред.), История Тибета , Том. II. Лондон и Нью-Йорк, 2003 г., с. 569.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 422.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 409.
- ^ Шакабпа 2010 , стр. 409–10.
- ^ Алекс Маккей 2006, с. 569.
- ^ Шакабпа 2010 , с. 410, 422.
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: политическая история . Нью-Хейвен и Лондон. п. 134.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шакабпа 1967 , с. 137.
- ^ Шакабпа 1967 , с. 140.
- ^ Петех, Лучано (1950). Китай и Тибет в начале XVIII века: История установления китайского протектората в Тибете . Лейден. п. 91.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гольцио, Карл-Хайнц и Пьетро Бандини (2002) Четырнадцать возрождений Далай-ламы , Шерц Верлаг / Отто Вильгельм Барт, Берн / Мюнхен, ISBN 3-502-61002-9 , стр. 126–146 (на немецком языке)