Jump to content

Регалии фараона

Фараон Аменхотеп III и его регалии: головной убор, пщент , накладная борода и урей .

Регалии фараона или атрибуты фараона — символические предметы королевской власти в Древнем Египте (короны, головные уборы, скипетры). Эти атрибуты использовались между 3150 и 30 годами до нашей эры и были характерны для фараонов , а также для некоторых богов, таких как Атум , Ра , Осирис и Гор . В египетской мифологии эти могущественные боги считались первоначальными носителями царской власти и первыми правителями долины Нила .

Будучи преемником богов, фараон никогда не появлялся на публике с непокрытой головой, учитывая его священную функцию. В египетской иконографии царские атрибуты появились еще на заре цивилизации. Еще во времена Первой династии обычно носили белую корону правители Верхнего Египта в форме вытянутой митры. в форме ступы То же самое относится и к красной короне Нижнего Египта , а также к двойной короне пщента . Последний иногда адаптировался к головному убору немцев — плиссированной полосатой ткани. Позднее синий головной убор хепреш был довольно распространен в Новом царстве . Могущественный символ защиты, змея -урей во всех случаях неизбежно окружала царское чело.

Скипетры были другими символами господства. Скипетр -хека и жгутик-нехех своими пастырскими аспектами демонстрировали, что фараон был пастырем своего народа, направляя и защищая его.

Другие атрибуты включают бычий хвост, прикрепленный к задней части набедренной повязки, церемониальную бороду , сандалии и футляр для мекеса.

Изображение фараона Тутмоса I и его жены. Копия фрески из Дейр-эль-Бахари , 18-я династия .

На протяжении всей истории Египта фараонов короны, скипетры, трости и другие королевские аксессуары, такие как шарфы, сандалии, набедренные повязки и церемониальные бороды, играли двойную роль защиты и власти. Очень прозаично, эти предметы служили для того, чтобы отличать фараона от других людей. Все эти священные предметы также давали своему носителю гражданскую власть как верховного главнокомандующего государственной администрации, военную власть как главу армий и религиозную власть как земного представителя богов. [1]

Каждая регалия имела свое символическое значение. Каждый из них представлял собой мощный магический амулет , роль которого заключалась в защите фараона от всех опасностей и отражении враждебных сил, преследовавших вселенную (невидимых демонов, египетских повстанцев, вражеских стран). [2]

Некоторые из этих объектов появились еще до основания египетского государства и были засвидетельствованы уже в додинастический период . Другие были добавлены во время Первой династии . Во времена Второй династии их функции стали более формализованными, оставаясь практически неизменными на протяжении трёх тысячелетий правления фараонов. [3]

фараон на коленях
Псамтик I - увенчан пщентом 16 династия - Фиванский некрополь.

Фараон делил с главными божествами привилегию носить короны. Эти священные головные уборы были многочисленны и разнообразны, а некоторые представляли собой сложные композиции, сочетающие рога, высокие перья и урей ( хемхем , атеф , верет, короны хену и др.). [4] Три королевские короны были самыми трезвыми. Белая корона имела форму вытянутой митры , оканчивающейся луковицей. [5] Красная корона напоминала сокол , с поднимающейся к верху задней частью и стеблем, заканчивающимся спиралью; хабет . [6] Начиная со времен Первой династии , эти две короны стали символизировать королевскую власть Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Белую корону , символизирующую Юг и связанную с ежегодным разливом Нила , носили -стервятник богиня Нехбет и Осирис , убитый бог, чьи лимфы были ответственны за разлив Нила. [5] Символизируя Север и дельту Нила , красную корону носили богиня-змея Ваджет и богиня-воительница Нейт . [6]

Вложенные одна в другую, белая и красная короны образуют двойную корону па-сехемты, «Два Могучих», которую греки путем языковой деформации называли пщентом . [7] Эта двойная корона символизировала союз страны, гарантом которого был фараон. На божественном уровне пшент носили Атум , бог-творец, Мут , супруга Амона, и сокол Гор , защитник двойной монархии и архетипическая модель фараона. [8]

Происхождение белой и красной корон теряется в тумане предыстории, но обе, похоже, возникли только в Верхнем Египте. [9] Самое раннее изображение красной короны появляется на керамике, найденной в Накаде (Нубт) и датируемой периодом Накады I (3800/3500 до н. э.). Самое раннее изображение белой короны находится на кадильнице, найденной в Кустуле в Нижней Нубии (около 3150 г. до н.э.), местности, связанной с египетским городом Нехен , откуда зародилась объединяющая воля Египта. В результате на протяжении всей истории фараонов превосходство белой короны над красной было установленным фактом. Древнейшее изображение пщента — выгравированное на скале в западной пустыне — относится ко времени правления Джета (первая династия). Впоследствии та же корона появляется на этикетке из слоновой кости, датированной правлением Дена и найденной в Абидосе . [10] По словам французского египтолога Бернадетт Меню , архаичные документы предполагают, что две короны, прежде чем стать географическими маркерами, были индикаторами двух основных ролей, которые играл фараон. Нося белую корону, он отражал беспорядки, убивая своих врагов с булавой в руке, а в красной короне он приносил процветание, обследуя поля и проводя перепись стад. [11]

Головные уборы

[ редактировать ]

Хотя это не были короны, некоторые головные уборы предназначались только богам и фараонам. Немес представлял собой плиссированную полосатую ткань синего и желтого цвета лазурита . [12] Надеваемый через голову, он полностью охватывал волосы и ниспадал на грудь и за плечи, где собирался в подобие косы. Змея- урей располагалась на уровне лба с расширенным горлом, готовая сразить потенциального противника. Когда фараон не носил немеса, он иногда довольствовался простым париком, надутым сзади, хатом , подпоясанным повязкой, удерживающей урея. [13] Немесы, по-видимому, носили только в культовом контексте, когда фараон служил перед богами, или в погребальном контексте. [14] Самое раннее свидетельство относится к статуе царя Джосера ( 3-я династия ), помещенной в сердаб Ступенчатой ​​пирамиды (около 2650 г. до н. э.). [15] Самым колоссальным изображением этого головного убора является сфинкс Гизы , голова которого изображает царя 4-й династии : Хуфу или Хафра . [16] В гробнице Тутанхамона ( 18-я династия ), вновь открытой в 1922 году, голова королевской мумии носила искусно обработанную золотую погребальную маску . Фараон изображался в немесах с символами богинь Нехбет и Ваджет (стервятника и уреуса). [17] на его лбу. В царской скульптуре на многочисленных изображениях государь изображен в головном уборе немеса, служившем опорой для двойной пщентской короны. [18]

, получивший прозвище «синяя корона», Хепреш представляет собой поздний головной убор, предназначенный исключительно для фараонов. Он появился в конце Среднего царства , но получил распространение лишь во время 18-й и 19-й династий , когда правители находились в сражениях. [19] Головной убор относительно высокий, выпуклый и усеян многочисленными маленькими круглыми золотыми ромбами. Долгое время египтологи ошибочно считали этот головной убор железным боевым шлемом, поскольку правитель довольно часто носил его в сценах сражений, во время военных парадов или на некоторых религиозных праздниках, таких как фестиваль Мин. На самом деле это отличительный знак монарха, знак триумфа, вероятно, сделанный из ткани или кожи. [20]

Погребальная маска царя Аменемопа с уреем на лбу - 21-я династия - Египетский музей , Каир.

Слово урей — это латинизированная форма греческого термина, полученного от iâret, египетского названия кобры , которое также означает «подниматься, подниматься, вставать». [21] Эту змею, готовую к нападению, можно увидеть прикрепленной ко лбу богов, фараонов, а иногда и королев. Как фараонский знак отличия, урей — украшение, крепившееся на короны (белая, красная, пщент) и головные уборы (немес, хепреш). [22] Самое раннее изображение урея на царском челе относится ко времени правления Дена ( 1-я династия ) на этикетке из слоновой кости, изображающей царя, оглушающего врага. [23] Кобра — это один из аспектов Ока Ра, который также может принимать форму женщины (слово «глаз» в египетском языке женского рода ) или опасной львицы. Функция Урея ясна. Эта женщина-змея — мощный символ защиты, власти и доброжелательности. [24] Прикрепленная ко лбу фараона кобра извергает ядовитый огонь во врагов королевства. Таким образом, рептилия принимает на себя как агрессивную, так и апотропную силу перед лицом злых сил хаоса. [25] В самых ранних королевских сценах фараона возглавлял придворный с табличкой с изображением собаки Вепвавета «Открывающий путь», стоящей на четвереньках в сопровождении защитного урея. [26] Змей появился один на лбу фараона, когда он был жив. После смерти правитель носил кобру и голову стервятника, а именно Ваджет и Нехбет , двух богинь-покровительниц Двойной страны Египта. Так было с саркофагом Тутанхамона антропоморфным , его Ушабтисом и его канопами . [17] На лбах нубийских фараонов 25-й династии были изображены две змеи, возможно, чтобы символизировать их двойную власть над Нубией , откуда они пришли, и над Египтом, который они пытались завоевать, но так и не добились полного успеха, в дельте Нила, удерживаемой 26-й династией. династия . [27]

Скипетры

[ редактировать ]
Тутанхамон с двумя скипетрами в руках (саркофаг). 18-я династия.

Скипетр -хека, несомненно, является древнейшим символом господства фараонов. Он представляет собой пастушеский посох — палку с загнутым концом. [28] Крючок и его распорка были предназначены для захвата яйцеклетки или козы (овцы, козы) за заднюю ногу для оказания помощи. Символизм фараоновского посоха прост для анализа. Отражая пастырские аспекты египетского общества, фараон был пастырем своего народа, направляя и защищая его. [29] В иероглифическом письме образ посоха служил идеограммой понятия «власть/авторитет/суверенитет», отмечая слова «областной правитель» и «иностранный государь». [30] Два самых старых известных экземпляра происходят из царского некрополя Абидоса ( Кладбище U ). Первый является фрагментарным и датируется концом периода Накада II , а второй является полным и датируется концом додинастического периода . Последний был найден в гробнице Удж, где был похоронен правитель Тинитов, возможно, царь Скорпион . Самым ранним изображением фараона со скипетром Хека в руке является небольшая статуэтка с именем Нинетджера ( 2-я династия ). [29] С другой стороны, эта же фигура держит в руках цеп нехех (или жгутик). Нехех, который часто ошибочно представляли как мухобойку, на самом деле использовался для подталкивания скота . Это тоже был символический объект, рожденный египетским сельскохозяйственным менталитетом, на который сильно повлияли ценности животноводства . [31] С развитием культа Осириса, начиная с IV династии стали скипетр-хека и цеп-нехех , атрибутами Осириса ; погребальный бог держал их обеими руками и скрестил на груди. Благодаря ассимиляции с этим важным божеством, фараоны также изображались в этой позе, особенно на колоннах Осириды их памятников вечности и на их саркофагах . [32]

Бычий хвост

[ редактировать ]
Фартук дамы Сенебтиси из бычьего хвоста из бисера, похожий на тот, который выигрывали фараоны. Поднебесная , Метрополитен-музей

Животный мир оказал большое влияние на царскую иконографию в период формирования государства фараонов. [33] На нескольких памятных косметических палитрах, относящихся к додинастическому периоду , фараон изображался в виде животного. Идея заключалась в том, чтобы показать, что египетский правитель был наделен сверхъестественными силами природы. На палитре поля битвы фараон появился как лев, а на палитре быка и палитре Нармера (оборотная сторона, нижний регистр) он появился как разъяренный бык. Он растоптал своих побежденных врагов, изображенных в виде расчлененных в панике людей. Лев и бык были двумя животными, которые символизировали свирепость. [32] Когда государь присвоил себе эти образы, это был изобразительный прием, которым художники пользовались, чтобы показать его роль защитника Творения и яростного противника сил хаоса. В течение первых двух династий (или Тинитского периода ) королевская иконография была систематизирована. В ходе этого процесса от изображений фараона в полностью животной форме отказались. Однако ссылки на мир природы были сохранены, но появились в более утонченных формах. Врожденная сила быка, а именно его мужественность и сила, была вызвана бычьим хвостом, который носил фараон, подвешенным к задней части его набедренной повязки. Самое раннее известное изображение бычьего хвоста встречается на булаве Скорпиона . С тех пор бычий хвост стал каноническим атрибутом костюма фараонов вплоть до конца египетской царственности. [34]

Лицо фараона обычно изображалось безволосым и чисто выбритым. На редком белокаменном остраконе был изображен король с небритой щетиной. Из свидетельства грека Геродота мы узнаем, что в Египте близкие родственники умершего отрастили бороды и больше не стриглись. Это говорит нам о том, что новый фараон оплакивал своего предшественника. [35] Однако церемониальная борода (или шиньон) была королевским знаком , засвидетельствованным еще в додинастический период . Фараоны разделяли этот атрибут с божествами мужского пола, и это отличало их от обычных смертных. Борода имела форму длинной плетеной искусственной бородки, прямой или загнутой на кончике, носившейся на подбородке и прикрепленной к ушам длинной золотой нитью. Фараон Хатшепсут ( XVIII династия ), как обладательница верховной власти, не стеснялась носить этот типично мужской атрибут. [36]

Сандалии

[ редактировать ]
Рамсес II , сидящий на троне, в сандалиях, в хепреше с уреем , держащий скипетр-хека и футляр-мекес - 19-я династия - Museo Egizio .

Сандалии, которые носил фараон, также были пропитаны религиозной символикой, поскольку представляли собой точку соприкосновения между ним и территорией, над которой он осуществлял свою власть. Во времена Первой династии на передней и задней стороне палитры Нармеров был изображен придворный, держащий сандалии, в то время как король совершал свои ритуалы босиком. Позже сандалоносец взял на себя важную административную роль из-за его близких отношений со своим хозяином. В официальном дискурсе и образах символическая роль королевских сандалий была связана с мифом о борьбе порядка и хаоса. Основной задачей фараона было сокрушение врагов Египта, представленных жителями соседних земель (нубийцами, ливийцами, азиатами). Для отражения злых влияний связанных врагов изображали на табуретке перед троном или на мостовой процессийных дорог. Каждый раз, когда государь наступал на эти изображения, символически завершалась победа фараона. В каждом случае проводниками победы были сандалии, под которые помещались враги страны. [26]

Да! мы обеспечиваем его физическую защиту, отгоняя Девять Луков , поскольку вы выбрали его из миллионов, чтобы он делал то, что угодно нашему Ка . И вот мы даем ему продолжительность Ра и годы Атума , со всеми землями под его сандалиями, навсегда — да, навсегда!

Слова из Эннеады к Амону-Ра и в пользу Рамсеса II . Перевод Николаса Грималя [37]

Кейс- мекес

[ редактировать ]

В самых старых документах меки упоминаются как своего рода скипетр, имеющий вид булавы-палки. В таком виде объект упоминается в « Текстах пирамид» , выгравированных в гробницах фараонов Унаса и Пепи I. Позже, во времена Нового царства , он превратился в небольшой свиток, своего рода футляр, который король крепко держал в одной из рук. [38] В скульптурах, начиная с 19-й династии , Рамсес II обычно изображался с этим атрибутом. По условиям царской речи, футляр-мекес должен был содержать божественный указ, составленный Тотом . В этом документе фараон объявлялся, как Осирис и Гор , наследником Геба , бога земли. Передача этого земного наследия часто была также делом фиванского бога Амона . Указ назывался имит-пер и представлялся как акт владения или своего рода опись, описывающая владения царского владения. [39] [40]

Я вручаю свой храм под твою ответственность, о почтенный отец. Я составил для вас письменный отчет о его имуществе: я установил для вас «имит-перт» из всех списков, находящихся в моем распоряжении, чтобы они могли быть навсегда зарегистрированы на ваше имя. Ибо я управляю для вас Обеими Землями в соответствии с наследством, которое вы даровали мне при моем рождении.

  1. ^ Vernus & Yoyotte 1998 , p. 124.
  2. ^ Уилкинсон 1999 , с. 186, §.1.
  3. ^ Уилкинсон 1999 , с. 186, §.2.
  4. ^ Франко 1999 , стр. 61, 64.
  5. ^ Jump up to: а б Франко 1999 , с. 63.
  6. ^ Jump up to: а б Франко 1999 , с. 64.
  7. ^ Vernus & Yoyotte 1998 , p. 58.
  8. ^ Франко 1999 , стр. 61–64, 205.
  9. ^ Уилкинсон 1999 , с. 192.
  10. ^ Уилкинсон 1999 , стр. 192–196.
  11. ^ Меню 2004 , с. 91.
  12. ^ Франко 1999 , с. 177.
  13. ^ Уилкинсон 1999 , с. 196.
  14. ^ Леклан 2011 , стр. 588–589.
  15. ^ Уилкинсон 1999 , с. 196.
  16. ^ Леклан 2011 , стр. 2051–2052.
  17. ^ Jump up to: а б Desroches Noblecourt 1988 , проходной .
  18. ^ Кортеджиани 2007 , стр. 111–112.
  19. ^ Франко 1999 , с. 141.
  20. ^ Дамиано-Аппиа 1999 , с. 152.
  21. ^ Кортеджиани 2007 , с. 563.
  22. ^ Франко 1999 , с. 257.
  23. ^ Уилкинсон 1999 , стр. 191–192.
  24. ^ Франко 1999 , с. 257-258.
  25. ^ Леклан 2011 , с. 2239.
  26. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 1999 , с. 191.
  27. ^ Кортеджиани 2007 , стр. 563–564.
  28. ^ Франко 1999 , с. 224.
  29. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 1999 , с. 189.
  30. ^ Боннами и Садек 2010 , с. 437.
  31. ^ Уилкинсон 1999 , с. 190.
  32. ^ Jump up to: а б Обсомер 2012 , фотографии 10а. 11а. 11в. 15в.
  33. ^ Huet & Huet 2013 , стр. 13–21.
  34. ^ Уилкинсон 1999 , с. 191.
  35. ^ Веркуттер 2007 , стр. 21–22.
  36. ^ Bonhême & Forgeau 1988 , стр. 30, 32–33.
  37. ^ Гримал 1986 , с. 501.
  38. ^ Франко 1999 , с. 161.
  39. ^ Меню 2004 , с. 32.
  40. ^ Гримал 1986 , стр. 640–641.
  41. ^ Гримал 1986 , с. 641.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бонэм, Мари-Анж; Форжо, Энни (1988). Фараон: Секреты власти (на французском языке). Париж: Арман Колен. ISBN  978-2-200-37120-3 .
  • Боннами, Ивонн; Садек, Ашраф (2010). Словарь иероглифов: иероглифы-французские (на французском языке). Арль: Actes Sud. ISBN  978-2-7427-8922-1 . БнФ   42204095к
  • Кортеджиани, Жан-Пьер (2007). Древний Египет и его боги, иллюстрированный словарь (на французском языке). Иллюстрировано Лайлой Менассой. Париж: Файард. ISBN  978-2-213-62739-7 .
  • Дамиано-Аппиа, Маурицио (1999). Египет. Энциклопедический словарь Древнего Египта и нубийских цивилизаций (на французском языке). Париж: Грюнд. ISBN  978-2-7000-2143-1 .
  • Дерош Ноблекур, Кристиана (1988) [1963]. Тутанхамон, жизнь и смерть фараона (на французском языке). Париж: Пигмалион. ISBN  978-2-85704-012-5 .
  • Франко, Изабель (1999). Новый словарь египетской мифологии (на французском языке). Париж: Пигмалион. ISBN  978-2-85704-583-0 .
  • Грималь, Николя-Кристоф (1986). Условия египетской царской пропаганды от 19-й династии до завоевания Александра (на французском языке). Париж: Imprimerie Nationale / Diffusion de Boccard. ISSN   0398-3595 .
  • Юэ, Филипп; Юэ, Мари (2013). Животное в Древнем Египте (на французском языке). Сен-Клод-де-Дирэ: Editions Hesse. ISBN  978-2-35706-026-5 .
  • Леклан, Жан, изд. (2011) [2005]. Словарь античности (на французском языке). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-058985-3 .
  • Меню, Бернадетт (2004). Египет фараонов: новые исследования правовой, экономической и социальной истории древнего Египта (на французском языке). Предисловие Шарля де Леспине и Раймона Вердье. Париж: L'Harmattan. ISBN  978-2-7475-7706-9 .
  • Обсомер, Клод (2012). Рамсес II (на французском языке). Париж: Пигмалион. ISBN  978-2-7564-0588-9 .
  • Веркуттер, Жан (2007). В поисках забытого Египта . Галлимарские открытия / Археология (№ 1) (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN  978-2-07-034246-4 .
  • Вернус, Паскаль; Йойотт, Жан (1998) [1988]. Словарь фараонов (на французском языке). Париж: Editions Noêsis. ISBN  978-2-7028-2001-8 .
  • Уилкинсон, Тоби А.Х. (1999). Раннединастический Египет . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-18633-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da07419807295a3f2fbb6eafd88006de__1716765420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/de/da07419807295a3f2fbb6eafd88006de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Regalia of the Pharaoh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)