Великие ирландские варпайпы
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Деревянные духовые инструменты | |
---|---|
Другие имена | Большая труба |
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | Смешанный: 422.122.2 и 422.221.1. (набор язычковых аэрофонов ) |
Развитый | 7 век |
Связанные инструменты | |
Ирландские волынки ( ирландский : píob mór ; буквально «большие трубы») — ирландский аналог большой шотландской хайлендской волынки . «Варпайпы» — изначально английский термин. Первое использование гэльского термина в Ирландии было зафиксировано в стихотворении Шона О Нехтена ( ок. 1650–1728 ), в котором волынки упоминаются как píb mór . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Одно из самых ранних упоминаний об ирландских волынках содержится в отчете о похоронах Доннчада мак Келлаха, короля Осрейджа в 927 году нашей эры. [ 2 ] Вероятно, первое упоминание о волынке, на которой играли на войне, можно найти в рукописи, написанной между 1484 и 1487 годами и содержащей ирландско-гэльскую версию «Fierabras»: цитата « sinnter adharca & píba agaibh do tionól bur sluaigh » переводится как «пусть рога и трубы будет сыгран вами, чтобы собрать свое войско». [ 3 ] Первые явные упоминания ирландского píob mhor относятся к осаде Булони Генрихом VIII. « В списке Керн, который будет перевезен в Энглаунде для службы королю» содержатся записи о различных волынщиках, прикрепленных к этим силам, например «Керн барона Дельвена: Пайпер Брене МакГантайр». [ 4 ] и согласно записи в «Хрониках Холиншеда » (1577 г.) за май 1544 г.: «В том же месяце через город Лондон воинственно прошли также семьсот ирландцев, имевших в качестве оружия дротики и пистолеты с волынками перед собой. : и в парке Сент-Джеймс, помимо Вестминстера, они собрались перед королем». [ 4 ]
В книге 1581 года музыкант Винченцо Галилей , отец астронома Галилея , писал, что волынка «широко используется ирландцами: под ее звук этот непокоренный свирепый и воинственный народ марширует своими армиями и вдохновляет друг друга на доблестные подвиги. при этом они также сопровождают умерших в могилу, издавая такие печальные звуки, что приглашают, более того, заставляют прохожего плакать». В том же году Джон Деррик опубликовал стихотворение «Образ Ирландии», в котором трубы уже используются для передачи сигналов в бою:
Теперь иди, чтобы враги разрушили
Керне быстро потеет
И баггепайп тогда вместо Тромпе
Доу убаюкивает спину, отступает
Одно известное описание трубок из Ричарда Станихерста книги « De Rebus Hibernicis » (1586 г.) в английском переводе звучит следующим образом: [ 4 ]
Ирландцы также используют вместо трубы деревянную трубку, изготовленную с самым искусным мастерством, к которой прикрепляют кожаную сумку очень плотно сплетенными (или переплетенными) кожаными ремнями. Со стороны кожи выходит трубка, через которую, как через трубку, дует волынщик с опухшей шеей и раздутыми щеками, так как она наполняется воздухом, кожа раздувается: когда она набухает, он снова прижимает ее рукой. При этом давлении две другие деревянные трубы, более короткая и длинная, издают громкий и пронзительный звук. Есть еще четвертая трубка, пронизанная несколькими отверстиями, которые, открывая и закрывая отверстия ловкими пальцами, волынщику удается извлечь из верхних трубок тот громкий или тихий звук, который он считает нужным. Суть всего этого дела в том, что ветер не должен иметь выхода ни через какую часть мешка, кроме устьев труб. Ибо если кто-нибудь (как это делают весельчаки, когда хотят досадить этим волынщикам) проделает хотя бы дырку в коже, инструмент пропадет, потому что мешок рухнет. Этот вид инструмента считается среди ирландцев точильным камнем воинской храбрости: так же, как других солдат возбуждает звук труб, так и шум этого дела горячо побуждает их к сражению.
Трубки, похоже, сыграли заметную роль в войне с Вильгельмом Оранским. Когда изгнанный король Яков II прибыл в Корк-Сити в марте 1689 года, его встретили «волынками и танцами, бросая свои мантии под ноги его лошади». По пути в замок в Дублине «волынщики нескольких трупп сыграли мелодию о том, что король снова наслаждается своей собственной ». [ 5 ]
Есть сообщения конца 17 века об использовании дудок в мирное время, например, для игры в метательных командах. [ 5 ] Однако по ссылкам XVIII века часто трудно определить, являются ли трубы, о которых идет речь в конкретном случае, пиоб мхор или другим инструментом. Есть ряд сообщений о волынщиках в ирландских полках британской армии в 18 веке; например, Барни Томпсон (предположительно из Хиллсборо, графство Даун) засвидетельствован в книге «Волонтеры Ирландии» лорда Родона в Нью-Йорке в 1778 году. [ 6 ] [ нужна страница ] Информация из списка личного состава указывает на то, что в полку был как минимум Пайпер Барни Томпсон. [ 7 ] Тем не менее, Томпсон, похоже, играл на сильфонной (пасторальной/Юнионской) волынке, на которой можно было петь, а не на волынке. [ 8 ] [ ненадежный источник? ]
Так или иначе, к XIX веку ирландские варпайпы вымерли или, по крайней мере, ушли в безвестность. Возможно, пиоб мхор , на котором играли несколько человек, стал восприниматься в основном как шотландский, [ 9 ] сильфонные трубки, или трубы uilleann , стали новыми «ирландскими трубками». [ оригинальное исследование? ] В бизнес-справочниках Дублина в 1840 году Морис Койн упоминается как производитель волынок «Юнион» и « Шотландская » волынка на Джеймс-стрит, 41.
Современный инструмент
[ редактировать ]Однако во второй половине XIX века общее возрождение ирландского национализма и гэльской культуры, похоже, совпало с возвращением популярности волынок. Искусство снова набирало обороты, пока трубки не приобрели значительную популярность как в военных, так и в гражданских целях. Сегодня оркестры, по сути того же типа, что и хайлендские формы, являются стандартной особенностью британских полков с ирландскими наградами и Сил обороны Ирландии, и как в Республике, так и в Северной Ирландии существует множество местных оркестров. Ирландские волынки, на которых играют сегодня, — это то же самое, что и шотландская большая хайлендская волынка .
Попытки прошлого создать отдельный инструмент для ирландских волынщиков в долгосрочной перспективе не оказались популярными. В первой половине 20-го века было очень распространено играть на трубе только с одним теноровым дроном; причина этого обсуждается ниже. Было предпринято несколько попыток улучшить трубы; лондонского производителя трубок Старка Самой успешной была волынка «Брайан Бору» с клавишным певцом, который мог играть весь спектр традиционной музыки, и баритоновым дроном, часто удерживаемым с тенором и басом на общей колоде. Сегодня такие трубки производятся немногими производителями, и на них играет лишь меньшинство волынщиков.
Сохранившиеся свидетельства оригинальной ирландской традиции варпайпа.
[ редактировать ]Представление о том, что ирландские волынки до возрождения явно отличались от волынки Шотландского Хайленда, основано на доказательствах, которые могут быть подозрительными. [ 9 ] Основная проблема при сравнении инструмента Шотландии и Ирландии заключается в определении таких технических моментов, как количество дронов и настройка старых ирландских трубок. К сожалению, не сохранилось ни одного раннего инструмента, который мог бы предоставить вещественные доказательства. Тем не менее, есть несколько причин полагать, что старые ирландские и шотландские трубки были более или менее одним и тем же инструментом. Во-первых, шотландская и ирландская культура не были изолированы, и художественные и музыкальные тенденции можно было копировать и распространять. На конкурсе волынщиков Лондонского общества Хайленд в 1785 году волынщик Джон Макферсон исполнил « Пиобрахд Эреанах, ирландский пибрах » . [ 10 ] и вполне возможно, что по крайней мере часть этой «типично шотландской» волыночной музыки ( piobaireachd , «классическая музыка Хайлендской волынки») происходит из Ирландии. [ 10 ]
Некоторые иллюстрации ирландских трубок, выдуваемых ртом, действительно существуют, но они в основном грубы или неточны. Среди коренных ирландских изображений инструмента есть ок. Картина XVI века на полях требника аббатства Росгалл, графство Килдэр, ныне находящаяся в Бодлианской библиотеке , изображающая волынщика, играющего на инструменте, с двумя дронами и певцом в обычных положениях. Дроны имеют неравную длину, и все трубы имеют расширяющиеся раструбы в средневековом стиле. Однако в остальном картина получается довольно грубой и нереалистично пропорциональной.
Другая иллюстрация, пришедшая непосредственно из Ирландии, найдена, возможно, в 16 веке, хотя эта дата никогда не подвергалась тщательному изучению, а фактическая дата, возможно, ближе к 14 веку. [ 11 ] рукопись dinnseanchus , ирландской топографической истории, содержащая начальную букву в виде свиньи, играющей на дудке. В инструменте есть два дрона, один явно басовый, а другой короче. Певица и дроны, кажется, слегка кричат в конце. Иллюстрация выглядит относительно «нормальной» по конфигурации, но все же достаточно схематична, чтобы из нее нельзя было извлечь никаких дальнейших подробностей.
Большинство старинных изображений ирландского пиоб-мора из -за пределов Ирландии достаточно похожи, чтобы иметь общий источник. Они включают иллюстрацию Лукаса ДеХира примерно 1575 года. Сейчас в библиотеке Гентского университета он имеет подпись «Ирландцы, как они были одеты во времена правления покойного короля Генриха» и изображает группу людей, в том числе мальчика, играющего на волынке. Снова есть два дрона, по-видимому, в общей колоде, и большой певчий, все из которых заканчиваются расширяющимися раструбами. Сумка очень выпуклая и расположена странно; Кажется, что его держат под правой рукой волынщика, но дроны проходят через левое плечо волынщика. Хотя это наша лучшая иллюстрация, на инструменте, похоже, изображена не ирландская волынка, а скорее «дудельсак» из Германии и Нидерландов , который был бы более знаком художнику, который, возможно, скопировал его из источника. что характерно для одной из гравюр, иллюстрирующих «Образ Ирландии» Деррика, и, вероятно, никогда не видел настоящего ирландского волынщика.
Несмотря на то, что в этих и других источниках 16-го века показаны две гудящие трубки, модификация хайлендских трубок в 20-м веке ирландскими волынщиками, которые исключили один тенор, кажется ошибкой с точки зрения того, чтобы сделать трубы «более ирландскими». На момент составления этих описаний шотландский аналог также имел не более двух дронов; в любом случае, похоже, не было никаких доказательств существования третьего дрона вплоть до 17 века. волынщик-свинья, похожий на тот, что у dinnseanchus, с двумя гудками. Действительно, в шотландском псалтыре XVI века встречается [ 12 ] [ нужна страница ] Как и изображение миссала, оно также выполнено грубо; то, что должно быть теноровым гудением, выделяется из того, что кажется басом, и певчий снова кажется непропорционально длинным. Ни на одном из этих изображений нет ничего, что можно было бы идентифицировать как специфически «ирландскую» или «шотландскую» особенность изображенных трубок.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доннелли, Шон (апрель 1984 г.). «Варпайпы в Ирландии IV». Сеол .
- ^ Китинг, Джеффри (1908) [1906]. Диннин, Патрик С. (ред.). «История Ирландии» . Лондон: Дэвид Натт / Ирландское текстовое общество . п. 219 – через Интернет-архив .
- ^ Доннелли, Джон (2001). Ранняя история трубопроводов в Ирландии . Дублин: Уиллианн Пайперс. п. 9. ISBN 9780950974392 .
- ^ Jump up to: а б с Доннелли, Шон (июль 1981 г.). «Варпайпы в Ирландии I». Сеол .
- ^ Jump up to: а б Доннелли, Шон (апрель 1983 г.). «Варпайпы в Ирландии III». Сеол .
- ^ Граттан Флад, штат Вашингтон (1911). История о волынке . Лондон / Нью-Йорк: Издательство Уолтера Скотта / Сыновья Чарльза Скриберна. п. 149 – через Интернет-архив .
- ^ «Добровольцы Ирландии предположительно в Камдене или около него, 1780 год» . BattleOfCamden.org . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года.
- ^ ошибка; Сандерсон, Адам; Холлидей, Рэй. «Два ирландских волынщика XVIII века: Тэди Лоулер и Барни Томпсон» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2018 года. Вторая страница этого обсуждения не была сохранена Интернет-архивом.
- ^ Jump up to: а б Лечич, Нед (2021). «Ирландские варпайпы» . IrishMusicAssociation.com .
- ^ Jump up to: а б Тимони, Фрэнк (ноябрь – декабрь 1997 г.). «Кто был графом Антримом? Дискуссия: о возможном влиянии шотландского и ирландского Кеола Мора друг на друга». Трубопроводные времена .
- ^ https://www.bagpipesociety.org.uk/articles/2018/chanter/winter/irish-piping-pig-stamp/
- ^ Воспроизведено в: Стюарт, Пит (2006). День, когда он появился: волынка равнинных шотландцев и ее музыка с 1400 по 1715 год . Эшби Парва, Лестершир: Сборники мелодий Белого дома / Музыка Хорнпайпа.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ирландские волынки» . IrishMusicAssociation.com . 2024.
- О'Брайен, Гэри (2009). «Великий ирландский варпайп» . Мак Молан . Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года.