Ирландский камбуз
Ирландская галера использовалась на западе Ирландии вплоть до семнадцатого века и приводилась в движение как веслами, так и парусом. В фундаментальных отношениях он напоминал шотландскую галеру или бирлинн , их общим предком был корабль викингов . И ирландская, и шотландская версии были в просторечии известны как «лонга фада» (длинные корабли). Ирландская галера обычно представляла собой восьми- или двенадцативесельное судно и использовалась как для войны, так и для торговли. Он отличался скоростью во время гребли.
Обычные галеры строились в ряде ирландских портов в четырнадцатом веке и даже были заказаны английской короной . [ 1 ] Использование таких весельных судов в Северной Европе, в отличие от Средиземноморья , к шестнадцатому веку сильно сократилось; их выживанию на западе Ирландии, как и на Шотландских островах, способствовали очень местные условия, в том числе наличие заливов и островов.
Характеристики
[ редактировать ]Никаких археологических находок, которые позволили бы провести детальную реконструкцию ирландской галеры, обнаружено не было. Однако есть иллюстрации на ирландских картах елизаветинского периода. [ 2 ] и они дополняются письменными отчетами. Есть также резьба в старом цистерцианском монастыре на острове Клэр ( Ойлеан Хлиара ), доме мореплавателей О'Мэлли. Резьба, хотя и очень простая, изображает судно, удивительно похожее на изображения его шотландского эквивалента: весельное одномачтовое судно с реем для одного квадратного паруса .
Однако картографические изображения конца шестнадцатого века демонстрируют интересные отличия от сосуда, изображенного на резьбе. Это может отражать иностранное влияние, поскольку ирландские галеры торговали с Испанией и Португалией.
Некоторые из наиболее приятных и подробных изображений ирландской галеры можно найти на карте восточного Ольстера, составленной около 1602 года. [ 3 ] Это карта Ричарда Бартлетта или ее копия. Изображенные корабли имеют длинный корпус, высокий транец и руль. У них длинный выступающий нос и довольно большая каюта на юте. У каждого корабля есть одна мачта с «вороньим гнездом» и треугольный парус, напоминающий парус. Такелаж с его штангами, вантами, листами и гвоздями, раскосами, подъемниками и блоками ничем не примечателен. Весла выдающиеся, примерно по десять с каждой стороны, и образуют единый ряд вдоль большей части корпуса. Суда напоминают те, что описывали английские моряки того времени, и битком набиты людьми.
На двух картах Ольстера, составленных картографом елизаветинской эпохи Фрэнсисом Джобсоном около 1590 года, изображены суда, подобные описанному выше, вместе с обычными английскими парусными кораблями. На одной из этих карт («начерченной для Ее Величества в 1590 году») изображены две галеры, одна на северо-западе, другая на северо-востоке. [ 4 ] У каждого по восемь весел, и оба по корпусу и снастям напоминают изображения Бартлетта (хотя и в несколько упрощенной форме). Первая галера имеет две мачты: одна грот-мачта с квадратным парусом в вертикальную полосу и «воронье гнездо», другая фок-мачта с треугольным парусом. Вторая камбуз имеет одинарную мачту с чем-то вроде паруса. На второй карте изображены еще три весельных и парусных судна, очень похожего типа и внешнего вида. [ 5 ]
На третьей карте Ольстера, составленной Джобсоном и датированной 1598 годом, изображены три галеры, каждая с восемью веслами и две с фок-мачтой, несущей наклонный рангоут. Третий несет марсель на грот-мачте. Как и у судов, описанных выше, форштаг опускается до клюва, а на корме находится каюта. [ 6 ]
Изображение этих галер по детализации соответствует изображенным на них обычным парусным судам. Галеры почти не использовались в елизаветинском флоте. [ 7 ] и поэтому маловероятно, что показанные галеры имеют английское происхождение.
Утверждалось, что для торговых путешествий, в том числе на Пиренейский полуостров, ирландцы использовали прочные суда типа каравеллы , и эта точка зрения находит подтверждение в показанных галерах. [ 8 ]

Есть графические свидетельства того, что к концу шестнадцатого века подобные влияния могли повлиять на конструкцию шотландской галеры. На резьбе, сделанной в Арасайге в 1641 году, изображено судно с опущенным форштевнем и кормой. На карте Бартлетта (упомянутой выше) показаны «флоты Красноногих [ горцев] Кантайра», несущие нечто похожее на парус на наклонном рее с небольшой каютой на корме, выступающей назад. [ 9 ] На двух печатях Кланранальда, прикрепленных к документам, датированным 1572 годом, изображен бирлинн с приподнятыми палубами на носу и корме - мотив, повторенный в более поздних геральдических изображениях. [ 10 ] Если такие изменения произошли, возможно, что они отражают (как в Ирландии) влияние с юго-востока и, в конечном счете, со Средиземноморья.
Строительство
[ редактировать ]Разумно предположить, что галеры как в Западной Шотландии, так и на западе Ирландии были построены в соответствии с хорошо зарекомендовавшими себя методами кораблестроения Северо-Западной Европы, главными представителями которых были норвежцы. На западном побережье Шотландии и вдоль побережья Ирландии существовало обширное норвежское поселение. Скандинавские кораблестроители прикрепляли к килю форштевень и корму с помощью косых соединений, а сам корпус был построен из клинкера с помощью железных гвоздей. К ребрам прикреплялись шнурами или гвоздями и устанавливались перекладины. Затем мачту вставили в ступеньку мачты. [ 11 ] На форштевне и кормовых стойках должны были быть выемки для крепления концов досок, а колени закрепляли стойки. [ 12 ]
На некоторых изображениях шотландских кораблей изображены суда, построенные в соответствии с этими технологиями. Они были построены из клинкера, имели открытую палубу в средней части корабля, одномачтовые и весельные, главное отличие заключалось в том, что, в отличие от скандинавских кораблей классического периода, они имели руль, прикрепленный к крутому транцу. [ 13 ] Судя по имеющимся данным, вполне вероятно, что ирландские галеры напоминали свои шотландские аналоги по своей основной конструкции, такелажу, рулевому управлению и средствам движения, хотя в обоих случаях следует делать поправку на усовершенствования в конструкции (см. предыдущий раздел).
Использовать
[ редактировать ]можно найти упоминания В «Анналах четырех мастеров» об ирландских флотах того периода, когда доминировали галеры. Например, в 1413 году Туатхал О Майлль, член семьи О'Мэлли, возвращался в Мейо из Ольстера, когда его флот из семи кораблей был захвачен «анфад на мара» (морская буря) и отброшен на север, в Шотландию. Выжил только Туатал. [ 14 ]
О'Мэлли и О'Флаэрти, лорды западного Коннахта, были основными пользователями галер, которые они использовали для грабежей или для перевозки войск других вождей. В шестнадцатом веке Корона предприняла решительную попытку подавить ирландский флот с помощью собственных кораблей. [ 15 ] было записано следующее В декабре 1559 года в английских государственных документах :
- «Есть три очень хороших галеры с Тибботом не Лонге [ ирландский : Tiobóid na Long – «Теобальд Кораблей»], одна для Грани О'Мэлли, его брата и О'Мэлли, которые будут перевозить по 300 человек каждая. Ее Величеством, принесет много пользы на севере, а О'Мэлли очень боятся повсюду на море. В Ирландии нет других галер, кроме этих (т.е. там). нет галер, которые могли бы сравниться с этими )». [ 16 ] [ 17 ]
Грэни О'Мэлли или Грейс О'Мэлли ( ирландский : Grainne Ní Mháille) была самым известным из вождей мореплавателей. Губернатор Коннахта сэр Ричард Бингем писал о ней в 1591 году, что у нее было двадцать кораблей. [ 18 ] хотя неясно, было ли это ее обычное дополнение. Она, как и ее отец до нее, была известным морским торговцем. [ 19 ]
Эти корабли использовались для вывоза соленой и маринованной рыбы, льна, шерсти, шкур и жира. Из Испании и Португалии они импортировали медь, шелк, вино, инжир, гранаты, тмин, корицу и шафран. [ 20 ]
Вполне вероятно, однако, что такие корабли были не такими большими, как английский галеон . Они, безусловно, были уязвимы для артиллерийского огня (их легкая конструкция означала, что они не могли нести сами большие орудия), хотя они могли легко противостоять английским кораблям аналогичного размера. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Риксон, стр. 167–168.
- ^ «Как была нанесена на карту Ирландия» . Би-би-си сегодня . 14 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2011 г.
- ^ Бартлетт, Ричард. «Восточная часть Ольстера» . (Британский) Национальный морской музей . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Без указания авторства (2020). «Карта графств Ольстера» . Тринити-колледж, Дублин. дои : 10.48495/z029p5325 . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Джобсон, Фрэнсис (2020). «Карта графств Ольстера» . Тринити-колледж, Дублин. дои : 10.48495/0r967437z . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Джобсон, Фрэнсис, Карта Ольстера , Коллекция хлопка, Август I.ii.19, Британская библиотека [ мертвая ссылка ]
- ^ Том Глазго-младший. «Вёселые суда елизаветинского флота», The Mariner's Mirror , том 52, 1966 – выпуск 4, стр. 371–377. «Интерес, проявленный к гребно-парусным судам во времена правления Генриха VIII, явно отсутствовал во время правления Елизаветы I». Элизабет унаследовала две галеры, но ни одна из них не просуществовала долго, и было приобретено еще несколько. См. также Лоудс, Дэвид М. (2009), «Создание елизаветинского флота, 1540–1590: от Солента до армады» . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84-383492-2
- ^ Чемберс, Энн (2019). Грейс О'Мэлли: Биография королевы пиратов, 1530–1503 : с. 105. Книги Джилла. ISBN 978-0-71-7185771
- ^ Из Дартмутской коллекции Британского национального морского музея.
- ^ Риксон (1988)
- ^ Гринхилл (1976), стр. 234.
- ^ Гринхилл (1976), стр. 234.
- ^ Риксон (1998), стр. 138.
- ^ M1413.3 Анналы четырех мастеров 1413 г.
- ^ Риксон (1998), стр. 42.
- ^ Ирландия в школах: «Грейс О'Мэлли, Грануэйль: вождь, торговец, пират: корабли»: www.iisresource.org/Documents/0A4_Grace_Fleet.ppt
- ↑ Чемберс (1998), стр. 24, Государственные документы Англии за 1599 год, цитата из Knox HT (1908), История графства Мейо , Дублин, стр. 250.
- ^ Риксон (1998), стр. 44.
- ^ 1593 Петиция Грейс О'Мэлли королеве Елизавете, Государственные документы, касающиеся Ирландии (микрофильм: оригинал в Управлении государственных архивов, Лондон) SP 63/171/18
- ^ Ирландия в школах: «Грейс О'Мэлли, Грануэйль: вождь, торговец, пират: корабли»: www.iisresource.org/Documents/0A4_Grace_Fleet.ppt
- ↑ Риксон (1998), стр. 50, цитата из отчета капитана Плессингтона о военном корабле «Трамонтана» , который захватил ирландскую галеру между Тилином и Киллбегсом в Донегале в июле 1601 года: Несмотря на это, она гребли тридцатью веслами и имела на борту готовую защищаться. она сделала сотню хороших выстрелов, которые развлекали стычку с моей лодкой почти час и доставили ей худшее положение. Подойдя со своим кораблем на помощь, я быстро, своим отличным выстрелом положил конец драке. Эта галера выходит из Коннахта и принадлежит Грани О'Мэлли, капитаном которой является ее подлый сын .
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберс, Энн (1998). Грануайль: Жизнь и времена Грейс О'Мэлли ок. 1550 – 1603 гг . Волкодав Пресс. ISBN 0-86327-631-8
- Гринхилл, Бэзил (пример) (1976). Археология лодки: новое вводное исследование . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. ISBN 0-7136-1645-8
- Риксон, Денис (1998). Галера Вест-Хайленд . Эдинбург: Берлинг. ISBN 1-874744-86-6