Jump to content

Ирландский камбуз

Ирландская галера использовалась на западе Ирландии вплоть до семнадцатого века и приводилась в движение как веслами, так и парусом. В фундаментальных отношениях он напоминал шотландскую галеру или бирлинн , их общим предком был корабль викингов . И ирландская, и шотландская версии были в просторечии известны как «лонга фада» (длинные корабли). Ирландская галера обычно представляла собой восьми- или двенадцативесельное судно и использовалась как для войны, так и для торговли. Он отличался скоростью во время гребли.

Обычные галеры строились в ряде ирландских портов в четырнадцатом веке и даже были заказаны английской короной . [ 1 ] Использование таких весельных судов в Северной Европе, в отличие от Средиземноморья , к шестнадцатому веку сильно сократилось; их выживанию на западе Ирландии, как и на Шотландских островах, способствовали очень местные условия, в том числе наличие заливов и островов.

Характеристики

[ редактировать ]

Никаких археологических находок, которые позволили бы провести детальную реконструкцию ирландской галеры, обнаружено не было. Однако есть иллюстрации на ирландских картах елизаветинского периода. [ 2 ] и они дополняются письменными отчетами. Есть также резьба в старом цистерцианском монастыре на острове Клэр ( Ойлеан Хлиара ), доме мореплавателей О'Мэлли. Резьба, хотя и очень простая, изображает судно, удивительно похожее на изображения его шотландского эквивалента: весельное одномачтовое судно с реем для одного квадратного паруса .

Однако картографические изображения конца шестнадцатого века демонстрируют интересные отличия от сосуда, изображенного на резьбе. Это может отражать иностранное влияние, поскольку ирландские галеры торговали с Испанией и Португалией.

Некоторые из наиболее приятных и подробных изображений ирландской галеры можно найти на карте восточного Ольстера, составленной около 1602 года. [ 3 ] Это карта Ричарда Бартлетта или ее копия. Изображенные корабли имеют длинный корпус, высокий транец и руль. У них длинный выступающий нос и довольно большая каюта на юте. У каждого корабля есть одна мачта с «вороньим гнездом» и треугольный парус, напоминающий парус. Такелаж с его штангами, вантами, листами и гвоздями, раскосами, подъемниками и блоками ничем не примечателен. Весла выдающиеся, примерно по десять с каждой стороны, и образуют единый ряд вдоль большей части корпуса. Суда напоминают те, что описывали английские моряки того времени, и битком набиты людьми.

На двух картах Ольстера, составленных картографом елизаветинской эпохи Фрэнсисом Джобсоном около 1590 года, изображены суда, подобные описанному выше, вместе с обычными английскими парусными кораблями. На одной из этих карт («начерченной для Ее Величества в 1590 году») изображены две галеры, одна на северо-западе, другая на северо-востоке. [ 4 ] У каждого по восемь весел, и оба по корпусу и снастям напоминают изображения Бартлетта (хотя и в несколько упрощенной форме). Первая галера имеет две мачты: одна грот-мачта с квадратным парусом в вертикальную полосу и «воронье гнездо», другая фок-мачта с треугольным парусом. Вторая камбуз имеет одинарную мачту с чем-то вроде паруса. На второй карте изображены еще три весельных и парусных судна, очень похожего типа и внешнего вида. [ 5 ]

На третьей карте Ольстера, составленной Джобсоном и датированной 1598 годом, изображены три галеры, каждая с восемью веслами и две с фок-мачтой, несущей наклонный рангоут. Третий несет марсель на грот-мачте. Как и у судов, описанных выше, форштаг опускается до клюва, а на корме находится каюта. [ 6 ]

Изображение этих галер по детализации соответствует изображенным на них обычным парусным судам. Галеры почти не использовались в елизаветинском флоте. [ 7 ] и поэтому маловероятно, что показанные галеры имеют английское происхождение.

Утверждалось, что для торговых путешествий, в том числе на Пиренейский полуостров, ирландцы использовали прочные суда типа каравеллы , и эта точка зрения находит подтверждение в показанных галерах. [ 8 ]

Печать . Джона Мойдартаха (из Шотландии, 1572 г.)

Есть графические свидетельства того, что к концу шестнадцатого века подобные влияния могли повлиять на конструкцию шотландской галеры. На резьбе, сделанной в Арасайге в 1641 году, изображено судно с опущенным форштевнем и кормой. На карте Бартлетта (упомянутой выше) показаны «флоты Красноногих [ горцев] Кантайра», несущие нечто похожее на парус на наклонном рее с небольшой каютой на корме, выступающей назад. [ 9 ] На двух печатях Кланранальда, прикрепленных к документам, датированным 1572 годом, изображен бирлинн с приподнятыми палубами на носу и корме - мотив, повторенный в более поздних геральдических изображениях. [ 10 ] Если такие изменения произошли, возможно, что они отражают (как в Ирландии) влияние с юго-востока и, в конечном счете, со Средиземноморья.

Строительство

[ редактировать ]

Разумно предположить, что галеры как в Западной Шотландии, так и на западе Ирландии были построены в соответствии с хорошо зарекомендовавшими себя методами кораблестроения Северо-Западной Европы, главными представителями которых были норвежцы. На западном побережье Шотландии и вдоль побережья Ирландии существовало обширное норвежское поселение. Скандинавские кораблестроители прикрепляли к килю форштевень и корму с помощью косых соединений, а сам корпус был построен из клинкера с помощью железных гвоздей. К ребрам прикреплялись шнурами или гвоздями и устанавливались перекладины. Затем мачту вставили в ступеньку мачты. [ 11 ] На форштевне и кормовых стойках должны были быть выемки для крепления концов досок, а колени закрепляли стойки. [ 12 ]

На некоторых изображениях шотландских кораблей изображены суда, построенные в соответствии с этими технологиями. Они были построены из клинкера, имели открытую палубу в средней части корабля, одномачтовые и весельные, главное отличие заключалось в том, что, в отличие от скандинавских кораблей классического периода, они имели руль, прикрепленный к крутому транцу. [ 13 ] Судя по имеющимся данным, вполне вероятно, что ирландские галеры напоминали свои шотландские аналоги по своей основной конструкции, такелажу, рулевому управлению и средствам движения, хотя в обоих случаях следует делать поправку на усовершенствования в конструкции (см. предыдущий раздел).

Использовать

[ редактировать ]
Замок Рокфлит ( Castle Carrig an Chavlaigh – «замок скального флота»), оплот О’Мэлли.

можно найти упоминания В «Анналах четырех мастеров» об ирландских флотах того периода, когда доминировали галеры. Например, в 1413 году Туатхал О Майлль, член семьи О'Мэлли, возвращался в Мейо из Ольстера, когда его флот из семи кораблей был захвачен «анфад на мара» (морская буря) и отброшен на север, в Шотландию. Выжил только Туатал. [ 14 ]

О'Мэлли и О'Флаэрти, лорды западного Коннахта, были основными пользователями галер, которые они использовали для грабежей или для перевозки войск других вождей. В шестнадцатом веке Корона предприняла решительную попытку подавить ирландский флот с помощью собственных кораблей. [ 15 ] было записано следующее В декабре 1559 года в английских государственных документах :

«Есть три очень хороших галеры с Тибботом не Лонге [ ирландский : Tiobóid na Long – «Теобальд Кораблей»], одна для Грани О'Мэлли, его брата и О'Мэлли, которые будут перевозить по 300 человек каждая. Ее Величеством, принесет много пользы на севере, а О'Мэлли очень боятся повсюду на море. В Ирландии нет других галер, кроме этих (т.е. там). нет галер, которые могли бы сравниться с этими )». [ 16 ] [ 17 ]

Грэни О'Мэлли или Грейс О'Мэлли ( ирландский : Grainne Ní Mháille) была самым известным из вождей мореплавателей. Губернатор Коннахта сэр Ричард Бингем писал о ней в 1591 году, что у нее было двадцать кораблей. [ 18 ] хотя неясно, было ли это ее обычное дополнение. Она, как и ее отец до нее, была известным морским торговцем. [ 19 ]

Эти корабли использовались для вывоза соленой и маринованной рыбы, льна, шерсти, шкур и жира. Из Испании и Португалии они импортировали медь, шелк, вино, инжир, гранаты, тмин, корицу и шафран. [ 20 ]

Вполне вероятно, однако, что такие корабли были не такими большими, как английский галеон . Они, безусловно, были уязвимы для артиллерийского огня (их легкая конструкция означала, что они не могли нести сами большие орудия), хотя они могли легко противостоять английским кораблям аналогичного размера. [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Риксон, стр. 167–168.
  2. ^ «Как была нанесена на карту Ирландия» . Би-би-си сегодня . 14 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2011 г.
  3. ^ Бартлетт, Ричард. «Восточная часть Ольстера» . (Британский) Национальный морской музей . Проверено 16 февраля 2023 г.
  4. ^ Без указания авторства (2020). «Карта графств Ольстера» . Тринити-колледж, Дублин. дои : 10.48495/z029p5325 . Проверено 16 февраля 2023 г.
  5. ^ Джобсон, Фрэнсис (2020). «Карта графств Ольстера» . Тринити-колледж, Дублин. дои : 10.48495/0r967437z . Проверено 16 февраля 2023 г.
  6. ^ Джобсон, Фрэнсис, Карта Ольстера , Коллекция хлопка, Август I.ii.19, Британская библиотека [ мертвая ссылка ]
  7. ^ Том Глазго-младший. «Вёселые суда елизаветинского флота», The Mariner's Mirror , том 52, 1966 – выпуск 4, стр. 371–377. «Интерес, проявленный к гребно-парусным судам во времена правления Генриха VIII, явно отсутствовал во время правления Елизаветы I». Элизабет унаследовала две галеры, но ни одна из них не просуществовала долго, и было приобретено еще несколько. См. также Лоудс, Дэвид М. (2009), «Создание елизаветинского флота, 1540–1590: от Солента до армады» . Бойделл Пресс. ISBN   978-1-84-383492-2
  8. ^ Чемберс, Энн (2019). Грейс О'Мэлли: Биография королевы пиратов, 1530–1503 : с. 105. Книги Джилла. ISBN   978-0-71-7185771
  9. ^ Из Дартмутской коллекции Британского национального морского музея.
  10. ^ Риксон (1988)
  11. ^ Гринхилл (1976), стр. 234.
  12. ^ Гринхилл (1976), стр. 234.
  13. ^ Риксон (1998), стр. 138.
  14. ^ M1413.3 Анналы четырех мастеров 1413 г.
  15. ^ Риксон (1998), стр. 42.
  16. ^ Ирландия в школах: «Грейс О'Мэлли, Грануэйль: вождь, торговец, пират: корабли»: www.iisresource.org/Documents/0A4_Grace_Fleet.ppt
  17. Чемберс (1998), стр. 24, Государственные документы Англии за 1599 год, цитата из Knox HT (1908), История графства Мейо , Дублин, стр. 250.
  18. ^ Риксон (1998), стр. 44.
  19. ^ 1593 Петиция Грейс О'Мэлли королеве Елизавете, Государственные документы, касающиеся Ирландии (микрофильм: оригинал в Управлении государственных архивов, Лондон) SP 63/171/18
  20. ^ Ирландия в школах: «Грейс О'Мэлли, Грануэйль: вождь, торговец, пират: корабли»: www.iisresource.org/Documents/0A4_Grace_Fleet.ppt
  21. Риксон (1998), стр. 50, цитата из отчета капитана Плессингтона о военном корабле «Трамонтана» , который захватил ирландскую галеру между Тилином и Киллбегсом в Донегале в июле 1601 года: Несмотря на это, она гребли тридцатью веслами и имела на борту готовую защищаться. она сделала сотню хороших выстрелов, которые развлекали стычку с моей лодкой почти час и доставили ей худшее положение. Подойдя со своим кораблем на помощь, я быстро, своим отличным выстрелом положил конец драке. Эта галера выходит из Коннахта и принадлежит Грани О'Мэлли, капитаном которой является ее подлый сын .
  • Чемберс, Энн (1998). Грануайль: Жизнь и времена Грейс О'Мэлли ок. 1550 – 1603 гг . Волкодав Пресс. ISBN   0-86327-631-8
  • Гринхилл, Бэзил (пример) (1976). Археология лодки: новое вводное исследование . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. ISBN   0-7136-1645-8
  • Риксон, Денис (1998). Галера Вест-Хайленд . Эдинбург: Берлинг. ISBN   1-874744-86-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa166c76d7acef6e3747ceb2e038950b__1703969280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/0b/fa166c76d7acef6e3747ceb2e038950b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Irish galley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)