Достойный похвалы
Конституционные документы и события, имеющие отношение к статусу Соединенного Королевства и его стран |
---|
![]() |
Список в год |
Лаудабилитер — булла , изданная в 1155 году папой Адрианом IV , единственным англичанином , служившим на этом посту. Существование быка оспаривалось учеными на протяжении веков; ни одна копия не сохранилась, но ученые ссылаются на многочисленные ссылки на нее еще в 13 веке, чтобы подтвердить достоверность ее существования. [1] Целью буллы является предоставление анжуйскому королю Англии Генриху II права вторгаться в Ирландию и управлять ею , а также проводить григорианские реформы в полуавтономной христианской церкви в Ирландии. Ричард де Клэр («Сильный лук») и другие лидеры англо-нормандского вторжения в Ирландию (1169–1171) утверждали, что Лаудабилитер санкционировал вторжение. Эти камбро-нормандские рыцари были сохранены Диармуидом МакМорро , свергнутым королем Ленстера , в качестве союзника в его борьбе с Верховным королем Ирландии Руайдри Уа Конхобайром .
Последующие короли Англии, от Генриха II (1171 г.) до Генриха VIII (1542 г.), использовали титул лорда Ирландии и утверждали, что он был присвоен преемником Адриана, Папой Александром III (ок. 1100/1105 – 1181).
После почти четырех столетий господства провозглашение независимости англиканской церкви от папского верховенства и отказ от власти Святого Престола потребовали создания новой основы для легитимизации дальнейшего правления английского монарха в Ирландии . В 1542 году Закон об ирландской короне был принят английским и ирландским парламентами . Закон установил суверенное Королевство Ирландия с Генрихом как королем Ирландии . Конкурирующее католическое требование суверенитета в Ирландии было выдвинуто в 1555 году посредством Папы Павла IV буллы «Илий, per quem Reges regnant» , которая даровала корону Королевства Филиппу II Испанскому и Марии I Английской . [2]
Текст
[ редактировать ]Латинский текст | Английский перевод Себастьяна Лидбеттера, 2019 г. [3] |
---|---|
Адриан, епископ-слуга | Епископ Адриан, слуга |
Папская булла
[ редактировать ]Булла папское — это письмо , получившее свое название от прикрепленной к нему свинцовой печати. Оригинальная булла представляла собой кусок глины, отформованный вокруг шнура и запечатанный печатью. В сухом состоянии контейнер не может быть поврежден без видимых повреждений буллы, что гарантирует, что содержимое останется защищенным от несанкционированного доступа до тех пор, пока оно не достигнет места назначения.
Стивен Дж. Маккормик в своем предисловии к книге «Папа и Ирландия » отмечает, что было хорошо известно, что подделка как папских, так и других документов была довольно распространена в XII веке. Цитируя профессора Юнгмана , который в приложении к его Dissertationes Historiœ Ecclesiasticœ в пятом томе говорит: «Из истории хорошо известно, что повсюду к концу XII века существовали поддельные или испорченные папские грамоты и дипломы. этот случай в Англии часто выводится из писем Иоанна Сарисбиенсиса и других». [4]
В настоящее время любая попытка найти оригинальный документ невозможна, поскольку Ватикан заявляет, что оригинального Лаудабилитера больше не существует. [5]

Фон
[ редактировать ]
В 1148 году Малахия Арма Клерво в умер по пути в Рим . Вскоре после этого Бернар написал « Жизнь Малахии» . В качестве упражнения по агиографии, а не по истории, Бернард представил своего друга как архиепископа- реформатора и преувеличил препятствия, которые Малахии пришлось преодолеть: «Никогда прежде он не знал ничего подобного, какой бы глубины варварства; никогда он не встречал людей столь бесстыдных в Что касается морали, такие мертвые в отношении обрядов, такие упрямые в отношении дисциплины, такие нечистые в отношении жизни, они были христианами по имени, а на самом деле язычниками». [6] Характеристика Бернара во многом повлияла на формирование общего взгляда Европы на ирландцев . [7]
Двадцатиоднолетний Генрих Фитцимператрица взошел на английский престол 19 декабря 1154 года, после почти двадцатилетней гражданской войны между его матерью, императрицей Матильдой , и ее кузеном Стефаном Блуаским . Менее чем за три недели до этого англичанин Николас Брейкспир стал Папой, взяв имя Адриан .
В сентябре следующего года королевский совет собрался в Винчестере и обсудил вторжение в Ирландию и передачу ее младшему брату Генриха Уильяму . Теобальд Бекский был архиепископом Кентерберийским. В 1148 году он добился от Папы Евгения III юрисдикции Кентербери над епископами Уэльса. [8] Теобальд теоретически претендовал на юрисдикцию над ирландскими кафедрами при рукоположении епископа Лимерика в 1140 году. Но в 1152 году совместно с Келлским синодом папский легат назначил архиепископа Армы приматом Ирландии. Поскольку его стремления к метрополии были разочарованы, Теобальд, вероятно, был одним из советников Генриха, который призывал к завоеванию Ирландии. [7]
Однако от этих планов на время отказались, когда против этого выступила мать Генриха, императрица Матильда. [9] У Генриха были внутренние проблемы с непокорными баронами в Англии, с валлийцами и с несогласными элементами в его французских владениях, и он не мог предпринять военную операцию, подобную вторжению в Ирландию. [10]
В мае 1169 года камбро-нормандские наемники высадились в Ирландии по просьбе Дермота МакМюрры , свергнутого короля Ленстера, который искал помощи в возвращении своего королевства. Генрих уполномочил Диармайта обращаться за помощью к солдатам и наемникам своего королевства в обмен на присягу на верность. В октябре 1171 года Генрих высадил большую армию в Ирландии, чтобы установить контроль как над камбро-норманнами, так и над ирландцами.
Бык похвально
[ редактировать ]Историки, такие как Лоуренс Джиннелл , полагают, что письма, написанные в 12 веке, касающиеся Ирландии, никогда не были запечатаны какой-либо печатью и правильно называются не буллами , а скорее привилегиями или привилегиями . [11] Дж. Х. Раунд говорит, что грант Ирландии, выданный Адрианом, ошибочно назван «Быком Лаудабилитером». О нем так долго говорили как о быке , говорит он, что едва ли можно его описать. Он предполагает, что, пока осознается, что это было всего лишь рекомендательное письмо, ошибки возникнуть не может. [12]

В 1155 году папа Адриан IV издал папскую буллу Laudabiliter . Документ предположительно поручил королю Генриху II вмешаться в Ирландию, чтобы помочь в реформе управления Ирландской церковью и ирландской системы управления в соответствии с церковной системой Латинской церкви . Это последовало за структурной реформой Церкви в Ирландии , определенной незадолго до этого на Келлском Синоде 1152 года . [13] Свое название бык получил от латинского слова laudabiliter. [14] (что означает похвально или похвально ), это первое слово в быке, обычный способ именования быков.
Джон Солсберийский пишет: «Я вспоминаю поездку, которую я однажды совершил в Апулию с целью посетить его Святейшество Папу Адриана IV. Я пробыл с ним в Беневентуме почти три месяца». [15] В книге «Английское бесправие в Ирландии: курс лекций в ответ на Дж. А. Фруда» Берк утверждает, что Папа Адриан был избран 3 декабря 1154 года, и предполагает, что в те дни должно было пройти по крайней мере месяц, прежде чем новости о выборах могли бы распространиться. прибыл в Англию, и, по крайней мере, еще один раз до того, как Иоанн Солсберийский прибыл в Рим примерно в марте 1155 года. [16]
В своем «Металогиконе » 1159 года Джон Солсберийский заявляет, что по случаю его визита к Адриану IV в Беневенто между ноябрем 1155 года и июлем 1156 года последний, по его просьбе, предоставил Генриху II Английскому «наследственное владение» Ирландией; он упомянул документацию, а также инвеститурное кольцо, хранящееся в общественной сокровищнице, которое он, Иоанн, передал от папы королю. [10] Альфред Х. Тарлтон в книге «Николас Брейкспир (Адриан IV) Англичанин и Папа Римский» предполагает, что письмо и кольцо были сданы на хранение в Винчестере.
Гиральд Камбренсис включил то, что якобы было копией Лаудабилитера , в свое Expugnatio Hibernica 1189 года («Завоевание Ирландии»). [17]
Дебаты о подлинности
[ редактировать ]
По словам Кертиса, из текста «Лаудабилитера» у » Гиральда Камбренсиса нас есть только «Завоевание Ирландии , написанное около 1188 года, хотя в нем его датировка не точна; он говорит, что до него, должно быть, был какой-то такой «подлинный документ». Он предполагает, что более убедительные доказательства предоставления Ирландии можно найти в Иоанна Солсберийского , «Металогике» написанном около 1159 года. [5]
Джон Солсбери
[ редактировать ]В начале своего правления Генрих II послал Ротрода, епископа Эврё , Арнольда, епископа Лизье , епископа Ле-Мана и Роберта Горэма, аббата Сент-Олбанса в качестве послов к Адриану IV. [18] Дата этой миссии такая же, как и дата, заявленная Солсбери для своего визита, - 1155 год. Альфред Х. Тарлтон указывает дату 9 октября, день святого Дионисия, когда послы отправились в путь. [19] Л. Ф. Рашбрук Уильямс также дает 9 октября 1155 г. [20] Хотя оба упоминают Роберта Горэма, помогавшего в некоторых королевских делах и входившего в состав депутации, включающей трех епископов, выбранных Генрихом, ни один не упоминает Джона Солсберийского. Однако Джон Д. Хослер считает: «Очевидно, что Джон Солбери действительно отправился в Рим в рамках первого посольства Генриха к Папе Адриану. [21]
По словам Л. Ф. Рашбрука Уильямса, аббат Роберт Горхэмский, очевидно, увидел в возвышении Адриана IV возможность получить привилегии для Сент-Олбанса с якобы целью оказания помощи в урегулировании некоторых королевских дел, которые велись в курии. [22] Альфред Х. Тарлтон предполагает, что некоторые историки утверждали, что Иоанн Солсберийский сопровождал эту миссию, но это ошибка, основанная на путанице в том факте, что Иоанн много раз беседовал с Папой в Беневентуме. Ошибка может быть связана с тем, что король, узнав, что Иоанн намеревается посетить Папу, отправлял через него послания и письма в дополнение к найму постоянного посыльного в лице аббата Роберта. [23]
Гаске предполагает, что существуют почти неопровержимые доказательства того, что, хотя примерно в это же время к Папе была сделана просьба, описанная Солсбери, Солсбери не был посланником, посланным с этой просьбой. [24] Он отмечает, что Джон Солсберийский утверждает в «Металогике» , что был послом Генриха II и получил для него лаудабилитер , и указывает 1155 год как дату, когда он был предоставлен. Бернара Клервоского Благодаря «Жизни Малахии» и описанию ирландцев как не более чем дикарей, Джон Солсберийский нашел в Риме готовую аудиторию, когда говорил о варварском и нечестивом народе Ирландии. [7]
Солсбери закончил свой труд под названием «Поликратик» , написанный до «Металогика», и посвятил его Томасу Бекету , тогдашнему канцлеру Англии , а позже святому, который в это время был с Генрихом при осаде Тулузы. Это было в 1159 году; и в том же году Солсбери, очевидно, впервые был представлен Генри Томасом. [25]
Металогикус и Поликратик
[ редактировать ]По словам Стивена Дж. Маккормика, дата написания Металогикуса установлена по мнению самого автора, указывая на тот факт, что Иоанн Солсберийский непосредственно перед тем, как он сообщает нам, что известие о смерти папы Адриана дошло до него, его собственный покровитель, Теобальд из Бек, архиепископ Кентерберийский , хотя и был еще жив, «был отягощен многими немощами». По его словам, папа Адриан умер в 1159 году, а смерть архиепископа Теобальда Бека произошла в 1161 году. Джайл и другие редакторы произведений Джона Солсберийского, не возражая, относят « Металогикус» к 1159 году, и эту точку зрения разделяет Кертис. [26] [27]
Джон Солсберийский в своем «Металогике» (lib. iv., глава 42) пишет, что, когда он занимал официальную должность при папском дворе , в 1155 году папа Адриан IV даровал инвеституру Ирландии Генриху II английскому. Однако Иоанн Солсберийский также вел дневник, позднее опубликованный под названием «Поликратик» , и содержал подробный отчет о различных происшествиях в своем посольстве к папе Адриану, однако в нем он не упоминает ни о Быке, ни о золотом кольце и его прекрасном состоянии. изумруд, упомянутый в «Металогике» , или о даре Ирландии, и все это было бы так важно для его повествования в «Металогике» . [26] Если Адриан предоставил эту буллу Генриху по ходатайству Джона Солсберийского в 1155 году, то, по мнению Маккормика, есть только одно объяснение молчанию Поликратика : эта секретность была необходима английскому монарху. [28]
Дж. Дункан Маки пишет, что те, кто желает полностью покончить с Лаудабилитером , находят в последней главе шестой книги «Металогикуса » отчет о сделке между Иоанном и папой Адрианом, и в этом отрывке возникает почти непреодолимая трудность. По его словам, необходимо предположить, что это интерполяция, а это можно сделать только «перед лицом всякой вероятности». [29]
Гиральд Камбренсис
[ редактировать ]Иоанн Солсберийский, говоря о существовании Лаудабилитера в последней главе «Металогикуса », не приводит его текста, и по крайней мере через тридцать лет после смерти Адриана сам Лаудабилитер впервые появился в « Expugnatio Hibernica» Гиральдуса Камбренсиса. [30]
Оливер Джозеф Тэтчер предполагает, что надежность Гиральдуса, которому, по его словам, мы обязаны сохранением Лаудабилитера , не имеет ничего общего с вопросом о его подлинности и должна быть исключена из обсуждения. [30] Однако Томас Мур говорит, что следует учитывать характер самого человека: [31] и Михаэль Рихтер говорит, что, поскольку ни одна копия текста не сохранилась, вопросом становится доверие к тем авторам, которые записали его в своих произведениях. [32]
По мнению Тэтчер, Гиральд Камбренсис, по-видимому, сделал ложный вывод из работ Джона Солсберийского, заявив, что Джон отправился в качестве посла короля к Папе. Тэтчер отмечает, что с тех пор другие историки бездумно скопировали это утверждение. [30]
Хиральд впервые опубликовал Expugnatio Hibernica примерно в 1188 году. По словам Гаске, каждый последующий английский летописец, упоминающий Laudabiliter, просто принимал его на основании авторитета Гиральдуса. [33] Джеймс Ф. Димок отмечает, что, по его мнению, некоторые поздние ирландские писатели больше доверяли истории Гиральдуса, чем она того заслуживает. [34] Димок, редактор Giraldi Cambrensis Opera , говорит, что «De Expugnatione Hiberniae» в значительной степени является «скорее поэтическим вымыслом, чем прозаической правдивой историей». [35]
Дата производства Быка
[ редактировать ]Что касается даты, когда Лаудабилитер был впервые опубликован, большинство тех, кто отрицает его подлинность, полагают, что, по мнению Гиннелла, впервые о нем стало известно около 1180 года. [36] Уа Клериг считает, что Лаудабилитер, вероятно, был подготовлен в 1156 году, но не отправлен в то время, потому что предложение Адриана тогда не было реализовано, хотя инвеститура была принята. [10]
По словам Бёрка, в 1174 году король Генрих II изготовил лаудабилитер , который, по его словам, он получил от папы Адриана IV, что позволило ему поехать в Ирландию. [37] В течение двадцати лет, по мнению Маккормика, то есть с 1155 по 1175 год, о даре Адриана не было никаких упоминаний. Генрих не упоминал об этом, когда разрешал своим вассалам присоединиться к Дермоту Макмерроу в 1167 году или когда сам отправился в Ирландию, чтобы получить дань уважения ирландских принцев, и даже после того, как принял свой новый титул и достиг цели своей экспедиции. [28]
Кертис, однако, признавая, что это правда, что « Лаудабилитер» не был опубликован Генрихом, когда он был в Ирландии, это можно объяснить его отчуждением от Рима из-за убийства Томаса Бекета , в дополнение к протесту императрицы Матильды против этого вторжения. Ирландии. [5] Дата, пишет Берк, на Лаудабилитре была 1154 год, следовательно, ей было двадцать лет. В течение этого двадцатилетнего периода никто, кроме Генриха, никогда не слышал об этом лаудабилитре , и говорили, что Генрих держал это в секрете, потому что его мать, императрица Матильда, не хотела, чтобы Генрих действовал в соответствии с этим. [37]
Маккормик отмечает, что Синод Кашела в 1172 году был первым епископским собранием после прибытия Генриха в Ирландию. Папский легат присутствовал, и если бы булла Адриана существовала, она обязательно привлекла бы внимание собравшихся отцов. Однако, по его словам, на этом Совете не было услышано «ни шепота» о гранте Адриана. Даже ученый редактор журнала Cambrensis Eversus доктор Келли, утверждая подлинность Быка Адриана, признает, что «не существует ни малейшего авторитета для утверждения, что о ее существовании было известно в Ирландии до 1172 года или три года спустя». ". [28] [36]
Маккормик говорит, что чрезвычайно трудно, при любой гипотезе, удовлетворительным образом объяснить это молчание, и не легко понять, как факт, столь важный для интересов Ирландии, мог оставаться скрытым столько лет, в том числе от тех, кто находится в Ирландии. Церковь. По его словам, на протяжении всего этого периода Ирландия числила среди своих епископов одного, который занимал важную должность легата Святого Престола , и что Церковь поддерживала постоянные связи с Англией и континентом через святого Лоуренса О'Тула и сотню других выдающихся прелатов . который пользовался полным доверием Рима. [28]
Доказательства для быка
[ редактировать ]То, что был послан реальный бык, многие не подвергают сомнению, и его подлинность безуспешно подвергалась сомнению, по словам П.С. О'Хегарти, который предполагает, что сейчас этот вопрос носит чисто академический характер. [38]
- Радульфус де Дичето , декан Лондона, а также книги Роджера де Вендовера и Мэтью Пэрис , в которых Лаудабилитер упоминается как Бык. [26] [39]
В 1331 году юстициарий и совет Ирландии написали папе Иоанну XXII с просьбой объявить крестовый поход против некоторых ирландских кланов, мотивируя свою просьбу пониманием того, что «святой апостольский престол во времена блаженной памяти папы Адриана уступил эту землю прославленный король Англии». Запрос был отклонен. [40]
Четыре письма Папы Александра III
[ редактировать ]
По завершении Синода Кашела, согласно Эдмунду Кертису, Генрих отправил послов к Папе Александру III с просьбой предоставить папскую привилегию для Ирландии. Затем Александр из Тускулума опубликовал три письма по ирландскому вопросу. [41] По словам Тэтчер, эти три буквы пронумерованы 12 162, 12 163 и 12 164 в Регесте Яффе -Лёвенфельда и напечатаны в Migne, Patrologia Latina , Vol, CC, cols. 883 и далее. У всех них одна и та же дата — 20 сентября, и несомненно, говорит он, они были написаны в 1172 году. [42] Кардинал Гаске пишет, что они были впервые опубликованы в 1728 году Хирном в Liber Niger Scaccarii , « Черной книге казначейства» , и адресованы ирландским епископам, английскому королю и ирландским принцам. Хотя все они имеют одну и ту же дату — 20 сентября и написаны из Тускулума , он предполагает, что они относятся к 1170 году. [43]
В письме Генриху, по словам Тэтчер, Александр умоляет Генриха сохранить все права, которыми Святой Петр уже фактически пользуется в Ирландии, и выражает уверенность, что Генрих будет готов признать свой долг. В этом письме, отмечает Тэтчер, нет упоминания ни об Адриане IV, ни о каком-либо документе, изданном им, и нет ничего, что можно было бы истолковать как ссылку на Лаудабилитер . [44]

О письмах Александра III кардинал Гаске цитирует редактора «Аналекты » , который отмечает, что они совершенно игнорируют существование «Лаудабилитера» . В письмах, по его словам, не признается никакой титул или притязание Генриха на власть, кроме «власти монарха и подчинения вождей». Они упоминают права Папы на все острова и просят Генриха сохранить эти права. Это доказывает, говорит он, что грант Адриана был так же неизвестен в Риме, как и в Англии и Ирландии. Такой вывод подтверждается, говорит он, действием позднее папы Иоанна XXII с послами Эдуарда II в начале XIV века. Хотя автор статьи в « Аналекте» не согласен с д-ром Мораном относительно аутентичности этих документов, он признает, что они, по крайней мере, представляют собой весьма весомые аргументы против подлинности гранта Папы Адриана. [43]
Цитируя Мэтью Вестминстерского , отец Берк отмечает, что «Генрих обязал каждого мужчину в Англии, от двенадцатилетнего мальчика до старика, отказаться от верности истинному Папе и перейти к антипапе»; и спрашивает, вероятно ли, что Александр передаст Генриху письмо для урегулирования церковных вопросов в Ирландии. Отец Берк, цитируя Александра, написавшего Генриху, отмечает, что вместо ссылки на документ, дающий ему разрешение урегулировать церковные дела в Ирландии, Александр сказал: [45]
Вместо того, чтобы исправить беспорядки, вызванные вашими предшественниками, вы угнетали Церковь и старались разрушить каноны апостольских мужей.

Однако Кертис в своей «Истории Ирландии» предполагает, что Генрих в это время, в мае 1172 года, примирился с папством. [41] Отец Берк отмечает, что в письме Александра указана дата 1172 года, и спрашивает, вероятно ли, что Папа передал бы Генриху письмо с просьбой позаботиться о Церкви и привести все в порядок. [45]
Берк указывает, что Адриан не знал Генри, но Александр знал его хорошо. Генрих, говорит он, в 1159 году поддержал антипапу Октавиана против Александра и снова выступил против него в 1166 году, на этот раз поддержав антипапу Гвидо . Затем отец Берк спрашивает: «Это тот человек, которого Александр послал бы в Ирландию, чтобы уладить дела и сделать ирландцев хорошими детьми Папы?» Вновь отвечая Фруду, который затем сказал, что «ирландцы никогда не любили Папу, пока норманны не научили их», отец Берк отмечает, что до тех пор, пока «проклятые норманны не пришли в Ирландию», папский легат всегда мог приходить и уходить, когда ему заблагорассудится, и что ни один ирландский король не препятствовал ему, и что ни один ирландец никогда не поднимал руку против епископа, «тем более против папского легата». Однако отец Берк пишет, что самого первого легата, прибывшего в Ирландию после нормандского вторжения, Генрих, проезжая через Англию, «взял его за горло и наложил на него клятву, что, когда он поедет в Ирландию, он не будет делать все, что противоречило бы интересам короля». Неслыханно было, чтобы епископ, архиепископ или кардинал подвергался преследованиям, говорит Берк, до тех пор, пока Англо-нормандцы принесли с собой «проклятый феодальный строй и концентрацию власти в руках короля». [46]
По словам Кертиса, Папа послал еще одну привилегию, которая была опубликована папскими посланниками после Уотерфордского синода, которая, по его словам, предоставляла Генриху власть над ирландским народом. Что бы мы ни думали о так называемой Быке Адриана, говорит Кертис, не может быть никаких сомнений в том, что письма и привилегии Александра даровали Генриху II власть над Ирландией. [41] Герберт Пол говорит, что Джеймс Энтони Фруд также утверждал, что существование Лаудабилитера было доказано этим более поздним письмом. [47] Однако отец Берк заявил, что предпочитает верить, что это подделка. [45]
Споры
[ редактировать ]Споры относительно Лаудабилитра обычно фокусируются на одной из трех точек зрения: документ является подлинным; это подделка или модифицированная версия оригинала. [5]
В пользу аутентичности
[ редактировать ]Джон Лингард , Джон Ланиган , Стивен Дж. Маккормик и П.С. О'Хегарти защищали подлинность «Лаудабилитера» , и английские писатели в целом признавали его подлинным. [38] [48] По словам Джиннелла, Сильвестр Мэлоун, доктор медицинских наук, викарий Киллало генеральный , был самым ревностным сторонником обоих писем. [49] Английские историки, по словам Гаске, повсеместно считали подлинность документа само собой разумеющимся. [24] Михаэль Рихтер приходит к выводу, что бык подлинный.
Джиннелл отмечает полное отсутствие каких-либо упоминаний в сочинениях на шотландском гэльском языке . [49] Однако Артур Уа Клириг приводит доводы в пользу быка, основываясь на тексте Лаудабилитера в Ленстерской книге. К тексту буллы предваряются следующие заголовки: «Ах! Люди веры мира, как прекрасно [до сих пор на гэльском языке], когда над холодным морем на кораблях Зефир несет радостную весть» [на латыни] булла, пожалованная Король англичан о предоставлении, то есть предоставлении, Гибернии, в которой ничто не ущемляет прав ирландцев, как следует из слов текста. Уа Клери считает, что это почти наверняка было написано его старым наставником Аэдом МакКримтайнном при жизни Диармайда МакМурчады, который был изгнан в 1157 году и умер в 1171 году. [50]
Ирландские историки, которые приняли отчет Джона Солсберийского о Лаудабилитре, предполагают, что Адриан был намеренно введен в заблуждение относительно состояния Ирландии в то время, что привело к необходимости вмешательства Англии со стороны короля, и считали «Быку» документом. вынесено с ошибкой относительно реальных обстоятельств дела. [24]
Рассказывая о Ремонстранции 1317 года (см. ниже), историк Дж. Р. С. Филлипс сказал, что «она демонстрирует, что в начале четырнадцатого века булла Папы Адриана IV Laudabiliter , в которой он призывал Генриха II Англии завоевать Ирландию, рассматривалась даже врагами англичан как ключевой элемент притязаний английской монархии на господство над Ирландией». [51]
Против аутентичности
[ редактировать ]Годдард Генри Орпен отмечает, что еще в 1615 году «Лаудабилитер» был признан подделкой Стивеном Уайтом, за ним последовал Джон Линч в 1662 году, а еще позже аббат Мак Геохеган. Франсис Эйдан Гаске пишет, что во время резиденции папского двора в Авиньоне были написаны два Жития Папы Адриана IV . Один был составлен в 1331 году, второй — в 1356 году. Ни в одном нет упоминания об этом важном деянии Папы, хотя авторы находят место для многих менее важных документов. [43]
Томас Н. Берк О.П. в своей книге «Беспорядок в английском языке в Ирландии: курс лекций в ответ на Дж. Фруда» выдвигает ряд аргументов как против буллы Адриана, так и против писем его преемника, Папы Александра III. Берк подвергает сомнению дату «Лаудабилитра» , а также содержащиеся в нем условия и то, как он был получен, а также ставит под сомнение дату, когда он был впервые произведен Генри и почему. [52] Патрик Фрэнсис Моран также оспорил подлинность буллы в статье, опубликованной в ноябре 1872 года в Irish Ecclesiastical Record . [53]
Исследование профессора Энн Дагган показывает, что «Лаудабилитер» является фальсификацией существующего письма, и на самом деле Адриан не собирался предоставлять Генри права, на которые он заявлял. [54]
В пользу отредактированной версии
[ редактировать ]Ряд ученых провели различие между письмом, данным Джону Солсберийскому, и последующей буллой Laudabiliter .
По словам Артура Уа Клери, упомянутое письмо было не Laudabiliter , а формальным инвеститурным письмом, таким, какое было использовано в случае с Робертом Гвискаром в Италии. [10] Историк Пауль Шеффер-Бойхорст считает пожертвование бесспорным, отвергая при этом Лаудабилитер как подделку. [55] как и Феликс Либерманн . [56] Исследования Оливера Джозефа Тэтчера, касающиеся Адриана IV; I. Предложение Ирландии Генриху II воспроизводит аргументы Бойхорста. [10]
Исследователь текстов Энн Дагган из Королевского колледжа в Лондоне придерживается мнения, что Лаудабилитер — это фальсификация настоящего письма, ныне утерянного. Профессор Дагган продемонстрировал, что расположение абзацев более традиционным образом обнаруживает более осторожное утверждение, которое «очень близко соответствует известному письму Адриана IV, советующему королям Франции и Англии не начинать запланированный крестовый поход в Испанию, если они консультировался с «князьями, церквями и людьми региона » ». Дагган предполагает, что Адриан IV не хотел отталкивать самого могущественного принца Европы, а настоял на согласии ирландцев. [54]
Гиннелл писал, что те, кто считает «Лаудабилитер» подлинным, разделились поровну во мнениях о его значении. Некоторые используют его с целью разоблачения продажности, коррупции и «неблагодарности папства к человечеству в целом и к верной Ирландии в частности», в то время как другие приводят его как доказательство того, что Ирландия всегда была объектом «особой отцовской заботы Папы». . [57] Другой аргумент, снова предполагающий подлинность Лаудабилитера , заключается в том, что это было бы равносильно тому, что Папа сделал шокирующе плохой выбор инструмента в Генрихе II для приведения Ирландии к закону и порядку. [57]
Папская копия Лаудабилитера
[ редактировать ]Цезарь Бароний в своей работе «Annales Ecclesiastici » группирует « Laudabiliter» в приложении к сомнительным документам. Он указал, что взял его из Ватиканского кодекса , но в таком состоянии, что не мог определить его дату. Патрик Ф. Моран определил, что упомянутый кодекс представляет собой рукописную копию истории Мэтью Парижского Роджера де Вендовера , которую он скопировал из «Хроники» , которая включала копию Гиральдуса. [58]
Кертис в своей «Истории Ирландии с древнейших времен до 1922 года» нет ни оригинала, ни копии «Лаудабилитера» . утверждает, что в папских архивах [5] Признавая, что в папских архивах нет копии «Лаудабилитера» , Маки предполагает, что это ничего не доказывает, поскольку в Риме нет ни одного документа, касающегося дел Ирландии до 1215 года. [59]
Синод Уотерфорда 1175 г.
[ редактировать ]Джеральд Уэльский утверждает, что буллы Адриана и Александра были зачитаны на собрании епископов в Уотерфорде в 1175 году, во время которого Лаудабилитер папство использовало в качестве доказательства того, что духовенство Англии и Ирландии находилось исключительно под папским верховенством . [60]
Условия Лаудабилитра
[ редактировать ]АДРИАН, епископ, раб рабов Божиих, горячо любимому сыну во Христе, прославленному королю английскому привет и апостольское благословение.
... Ты дал нам понять, наш возлюбленный сын во Христе, что ты намерен войти на остров Ирландия, чтобы подчинить народ и сделать его послушным законам, а также искоренить среди них сорняки греха. ; и что вы готовы уступать и выплачивать ежегодно с каждого дома пенсию в один пенни Святому Петру, а также сохранять и охранять права церквей на этой земле целыми и неприкосновенными.
Поэтому мы, отнесясь к вашему благочестивому и похвальному замыслу с должной благосклонностью и милостиво удовлетворив вашу просьбу, настоящим заявляем о нашей воле и удовольствии, что с целью расширения границ Церкви, установления границ прогрессу нечестия, исправив злые нравы, насаждав добродетель и умножив христианскую религию, вы входите и овладеваете этим островом и совершаете на нем все, что угодно для чести Бога и его благополучия.
И, далее, мы также строго поручаем и требуем, чтобы народ этой земли принял вас со всей честью и покорно подчинялся вам, как своему сюзерену, сохраняя лишь права церквей, которые мы будем неприкосновенно сохранять; и зарезервировать для святого Петра и святой Римской церкви ежегодную пенсию в размере одного пенни с каждого дома. Поэтому, если вы достигаете своей цели хорошего результата, пусть вашим занятием будет улучшение привычек этого народа и выполнение таких приказов самостоятельно или от других, которые вы сочтете подходящими для их жизни, манер и разговора, чтобы Церковь там может быть украшена ими, христианская вера насаждена и умножена, и все, что касается чести Божией и спасения душ, будет устроено вами таким же образом; чтобы вы могли получить из рук Божиих благословенную награду вечной жизни и обрести на земле славное имя в грядущие века. [61]
Перефразируя, условия Bull Laudabilitre таковы:
- Папа предоставляет королю Англии право «войти и овладеть» Ирландией ради чести Бога и благополучия Ирландии.
- Ирландский народ должен принять короля Англии со всей честью и покорно подчиняться ему как своему сюзерену, за исключением того, что права церквей Ирландии должны быть «неприкосновенно сохранены».
- Папство и Римская церковь должны получать по одному пенни в год от каждого дома в Ирландии.
- Королю Англии поручено улучшить привычки народа Ирландии, особенно его жизнь, манеры и разговоры.
- Королю Англии поручено обеспечить, чтобы христианская церковь была принята народом Ирландии, а христианская вера «насаждалась и возрастала».
Папское письмо 1311 г. и протест ирландских королей 1317 г.
[ редактировать ]
В течение полутора веков плохое правление норманнов в Ирландии стало настолько очевидным, что Лаудабилитер пришлось призвать снова, на этот раз в поддержку прав гэльских ирландских кланов. Папа Климент V написал Эдуарду II Английскому в 1311 году, напомнив ему об ответственности, которую Лаудабилитер возложил на него за исполнение правительства в Ирландии ради благополучия ирландцев. Он предупредил Эдуарда II, что:
... короли Англии ... прямо нарушив [ Laudabiliter ], в течение длительного периода времени держали этот народ [Ирландии] в состоянии невыносимого рабства, сопровождаемого неслыханными лишениями и обидами. И не нашлось за все это время никого, кто мог бы возместить перенесенные ими обиды или проникнуться жалким состраданием к их страданиям; хотя к тебе пришлось прибегнуть... и громкий крик угнетенных падал, по крайней мере иногда, на твое ухо. Вследствие чего, не в силах больше поддерживать такое положение вещей, они были вынуждены выйти из-под вашей юрисдикции и пригласить другого прийти и стать правителем над ними...
После отлученного от церкви Роберта Брюса [62] победил короля Англии Эдуарда II при Бэннокберне , его младший брат Эдвард начал вторжение в Ирландию Эдварда в 1316 году. Гэльские союзники перед своим поражением и смертью Брюсов в битве при Фогхарте в 1318 году приложили копию «Лаудабилитера» к Ремонстрация, отправленная Папе Иоанну XXII , с просьбой отменить буллу и признать папство Эдварда Брюса королем Ирландии. Их петиция , возглавляемая Домналом Мак Брайаном О Нейлом и Тиром Эогейном , была отклонена:
... в год Господень 1155, по ложному и злому представлению короля Англии Генриха, при котором и, возможно, благодаря которому святой Фома Кентерберийский, как вы знаете, в том самом году претерпел смерть за справедливость и защиту церковь, папа Адриан, ваш предшественник, англичанин не столько по происхождению, сколько по чувствам и характеру, действительно, но несправедливо пожаловал того самого Генриха (которого за указанный проступок он скорее должен был лишить собственного королевства ) это наше светлость определенными словами, ход правосудия полностью игнорируется, а моральное видение этого великого понтифика ослеплено, увы! своими английскими склонностями.
Можно было бы истолковать это так, что короли считали, что Лаудабилитер был окончательной правовой основой для их продолжающихся в то время проблем. [63] Тем временем они неправильно запомнили год смерти Бекета (1170, а не 1155), но с болью вспомнили дату Лаудабилитера . По дате, стилю и содержанию Ремонстранс выступает против попыток отрицать буллу столетия спустя. Из этих документов также ясно, что Климент V хотел, чтобы Эдуард II способствовал созданию более толерантной администрации в Ирландии, но не заходил так далеко, чтобы отменять буллу 1155 года. Учитывая, что он был Папой во время спорного Авиньонского папства , Иоанн XXII был не в состоянии лишить поддержки таких королей, как Эдуард II.
Лаудабилитер и Королевство Ирландия 1542–1555 гг.
[ редактировать ]Лаудабилитер имел постоянное политическое значение даже в 16 веке. Генрих VIII Английский был отлучен от церкви Папой Павлом III 17 декабря 1538 года, что заставило его противников усомниться в его продолжающихся притязаниях на звание лорда Ирландии, которые в конечном итоге основывались на Лаудабилитере . Генрих основал Королевство Ирландия в 1542 году, согласно которому королевство должно было управляться в личном союзе с Королевством Англия. Это не было признано римско-католическими монархами Европы. еще одну папскую буллу Илий, per quem Reges regnant, издал Таким образом, в 1555 году Папа Павел IV назвав королеву Марию и ее мужа Филиппа (позже Филиппа II Испанского ) монархами Ирландии. [64]
Примечания
[ редактировать ]- ^ О Коррен, Дункан (1972). Ирландия до норманнов . Джилл и Макмиллан. п. 26. ISBN 978-0-7171-0559-5 .
- ^ «Документы об Ирландии» . Геральдика . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Лидбеттер, Себастьян (2019). «Адриан IV (1154–1159) и лаудабилитер «Бык»: историографический обзор» . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Маккормик, Стивен Дж . (1889). Папа и Ирландия . Сан-Франциско: А. Вальдтейфель. с. Предисловие.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кертис, Эдмунд (2002). История Ирландии с древнейших времен до 1922 года . Нью-Йорк: Рутледж. п. 49 . ISBN 0-415-27949-6 .
- ^ Лоулор, HJ, Жизнь святого Бернара Клервоского святого Малахии Армы , The Macmillan Company, Лондон, 1920
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин, Фрэнсис Ксавьер. «Даирмайт Мак Мурчада и приход англо-нормандцев», Новая история Ирландии , Том II, (Арт Косгроув, редактор) Oxford University Press, 2008 г. ISBN 9780199539703
- ^ Дагган «От завоевания до смерти Джона» Английская церковь и папство, стр. 101–102.
- ^ Маки, Дж. Дункан (1907). Папа Адриан IV. Лотианское эссе . Оксфорд: Б. Х. Блэквелл. п. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уа Клери, Артур. «Папа Адриан IV». Католическая энциклопедия Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 21 июля 2015 г.
- ^ Джиннелл, Лоуренс (1899). Сомнительный дар Ирландии Папы Адриана IV. Расследованию короля Генриха . Дублин: Fallon & Co., с. 1.
- ^ Раунд Массачусетс, Дж. Х. (1899). Лондонская коммуна и другие исследования . Вестминстер: Арчибальд Констебль и компания, стр. 171–172.
- ^ Кертис 2002 , стр. 39–40.
- ^ Зальцман, Луи Фрэнсис (1921). Оригинальные источники по английской истории . Кембридж: W. Heffer & Sons Ltd., с. 66.
- ^ Иоанн Солсберийский, Поликратик , VI, 24; ПЛ CXCIX, 623
- ^ Берк 1873 , с. 27.
- ^ Райт, Т. Исторические труды Хиральдуса Камбренсиса (1913) Лондон
- ^ Гаске 1922 , стр. 155–156.
- ^ Тарлтон, Альфред Генри (1896). Николас Брейкспир (Адриан IV): англичанин и Папа Римский . АЛ Хамфрис.
- ^ Уильямс, Л. Ф. Рашбрук. История аббатства Сент-Олбан , Longman's Green & Co., Лондон, 1917, стр. 70–71.
- ^ Хослер, Джон Д., Генрих II: средневековый солдат на войне, 1147–1189 , BRILL, 2007 ISBN 9789004157248
- ^ Уильямс, Л. Ф. Рашбрук (1917). История аббатства Святого Альбана . Лондон: Longman's Green & Co., стр. 70–71.
- ^ Тарлтон 1896 , стр. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаске 1922 , с. 153.
- ^ Гаске 1922 , стр. 155, 157.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккормик, Стивен Дж. (1889). Папа и Ирландия . Сан-Франциско: А. Вальдтейфель. п. 29.
- ^ Кертис 2002 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккормик, Стивен Дж. (1889). Папа и Ирландия . Сан-Франциско: А. Вальдтейфель. п. 30.
- ^ Маки 1907 , стр. 114–115.
- ^ Перейти обратно: а б с Тэтчер, Оливер Джозеф (1903). Исследования, касающиеся Адриана IV . Чикаго: Десятилетние публикации. п. 4.
- ^ Мур, Томас (1840). «XXXII». История Ирландии . Том. 2 (Новая ред.). Лондон: Лонгман, Орм, Браун, Грин. п. 342.
- ^ Рихтер, Майкл. «Первый век англо-ирландских отношений», History , 59, 1974, стр. 195–210.
- ^ Гаске 1922 , с. 160.
- ^ Хиральдус Камбренсис (1891 г.). Фредерик Дж. Фернивалл, Массачусетс (ред.). Английское завоевание Ирландии в 1166–1185 гг.: В основном из «Expugnato Hibernica» Гиральда Камбренсиса . Том. 1. Опубликовано для Общества ранних английских текстов. Лондон: Кеган Пол, Trench, Trubner & Co., Limited. стр. XIII.
- ^ Тэтчер 1903 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Джиннелл 1899 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Берк 1873 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б О'Хегарти, PS (1918). «1». Несокрушимая нация . Том. 1. Дублин и Лондон: Маунсел и компания. п. 3.
- ^ Линч, Джон (1848). Мэтью Келли (ред.). Cambrensis Eversus: оправданная история Ирландии . Дублин: Кельтское общество. стр. iii.
- ^ Дэвидсон, Л.С., и Уорд, Дж.О. (1993). Колдовской суд над Алисой Кителер . Нью-Йорк. Приложение 8. ISBN 0-86698-171-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кертис 2002 , с. 48.
- ^ Тэтчер 1903 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаске, кардинал (1922). Монашеская жизнь в средние века . Лондон: Дж. Белл и сыновья. стр. 163–164.
- ^ Тэтчер 1903 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б с Берк, Томас Н. (1873). «Глава 1». Английское бесправие в Ирландии: курс лекций в ответ Дж. Фруду . Том. 1. Нью-Йорк: Линч, Коул и Михан. п. 28.
- ^ Берк 1873 , стр. 29–30.
- ^ Пол, Герберт (1905). Жизнь Фруда . Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. п. 218.
- ^ Орпен, Годдард Генри (1911). Ирландия под властью норманнов 1169–1216 гг . Том. 1. Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 288.
- ^ Перейти обратно: а б Джиннелл 1899 , с. 3.
- ^ Уа Клери, Артур. История Ирландии , xxvi, Дублин, 1906 г.
- ^ Филлипс, JRS (1990). «Ирландский протест 1317 года: международная перспектива». Ирландские исторические исследования . 27 (106): 112–129. дои : 10.1017/S0021121400018265 . S2CID 156521212 .
- ^ Берк 1873 , стр. 27–32.
- ^ Гаске 1922 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Дагган, Энн (13 февраля 2013 г.). «Лаудабилитер: новая интерпретация профессора Энн Дагган» . История Ирландии . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Шеффер-Бойхорст, Пол (1893). Сообщения Института австрийских исторических исследований IV, дополнительный том, с. 101
- ^ Либерман, Феликс (1892). Немецкий исторический журнал I, 58
- ^ Перейти обратно: а б Джиннелл, Лоуренс (1899). Расследовано сомнительное дарование Ирландии папой Адрианом IV королю Генриху . Дублин: Fallon & Co., стр. 4–5.
- ^ Джиннелл, Лоуренс (1898). «An Bullae Pontificiae an Non» . Новое ирландское обозрение . 8 . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ Маки 1907 , с. 110.
- ^ Лидбеттер, Себастьян (2019). Адриан IV (1154–1159) и «Бык» Лаудабилитер: историографический обзор (магистерская диссертация). п. 16.
- ^ «Булла Папы Адриана« Лаудабилитер »и примечание к ней». История Ирландии и ее народа . Том 1, Приложение I. Проверено 24 ноября 2017 г. - через Библиотеку Ирландии.
- ^ «Роберт Брюс, король Шотландии» . Университет Стратклайда. Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Полный текст Ремонстрации 1317 года» . Ucc.ie. Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ Magnum Bullarium Romanum , том 4, часть 1, страница 315 (издание 1743 года; факсимильное переиздание 1965 года).
Ссылки
[ редактировать ]- Берк, О.П., Томас Н., Беспорядок в Англии в Ирландии: курс лекций в ответ Дж. А. Фруду , Линчу, Коулу и Михану (Нью-Йорк, 1873 г.).
- Кертис, Эдмунд. История Ирландии с древнейших времен до 1922 года , Routledge (Лондон, 1936, 6-е изд., 1950; переиздано в Нью-Йорке, 2002 г.), ISBN 0-415-27949-6 .
- Гаске, Фрэнсис Эйдан , Монашеская жизнь в средние века , Кардинал Гаске, G. Bell and Sons, Ltd (Лондон, 1922)
- Джиннелл, Лоуренс . Расследование сомнительного гранта Ирландии Папой Адрианом IV королю Генриху , Fallon & Co (Дублин, 1899 г.).
- Маки, Дж. Дункан. Папа Адриан IV . Лотианское эссе 1907 г. , Б. Х. Блэквелл (Оксфорд, 1907 г.)
- Маккормик, Стивен Дж., Папа и Ирландия , А. Вальдтейфель (Сан-Франциско, 1889 г.).
- Орпен, Годдард Генри. Ирландия под норманнами 1169–1216 Том 1, Clarendon Press (Оксфорд, 1911)
- Тарлтон, Альфред Х., Николас Брейкспир (Адриан IV), англичанин и Папа , Артур Л. Хамфрис (Лондон, 1896 г.).
- Тэтчер, Оливер Джозеф. Исследования, касающиеся Адриана IV , Десятилетние публикации (Чикаго, 1903 г.).
- Нерушимая нация , PS O'Hegarty, Maunsel & Company, Ltd (Дублин и Лондон, 1918).
- Жизнь Фруда , Герберта Пола, сэра Исаака Питмана и сыновей EC (Лондон, 1905).
- Ирландия и Папа: Краткая история папских интриг против ирландской свободы от Адриана IV. к Льву XIII, третьему изданию, Джеймсу Г. Магуайру, Джеймсу Х. Барри (Сан-Франциско, 1890 г.).
- Исторические труды Хиральдуса Камбренсиса под редакцией Томаса Райта, Джорджа Белла и сыновей (Лондон, 1905 г.).
- История аббатства Сент-Олбан , Л.Ф. Рашбрук Уильямс, Longman's Green & Co. (Лондон, 1917).
- Нерушимая нация , PS O'Hegarty, Maunsel & Company Ltd (Дублин и Лондон, 1918).
- История Ирландии , Стивен Гвинн, The MacMillan Company (Нью-Йорк, 1923).
- Лондонская коммуна и другие исследования , Дж. Х. Раунд, Массачусетс, Арчибальд Констебль и компания (Вестминстер, 1899 г.).
- Оригинальные источники английской истории , Луи Фрэнсис Зальцман, W. Heffer & Sons Ltd (Кембридж, 1921).
- Английское завоевание Ирландии в 1166–1185 гг.: В основном из «Expugnato Hibernica» Гиральдуса Камбренсиса, часть 1 , Гиральдус Камбренсис, Фредерик Дж. Фернивалл, Массачусетс. изд., опубликовано для Общества ранних английских текстов. Кеган Пол, Trench, Trubner & Co., Limited (Лондон, 1891 г.).
- История аббатства Сент-Олбан , LF Рашбрук Уильямс, Longman's Green & Co. (Лондон, 1917)
- Cambrensis Eversus: Подтвержденная история Ирландии , Джон Линч, изд. Мэтью Келли , Кельтское общество (Дублин, 1848 г.).
- История Ирландии, том 2 (новое издание) , Томас Мур, Лонгман, Орм, Браун, Грин (Лондон, 1840 г.).
- Избранные документы по истории Ирландии , под редакцией Джозефа Льюиса Альтхольца, ME Sharpe, Inc., 2000 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лингард, Джон. История Англии от первого вторжения римлян до воцарения Генриха VIII , Дж. Моуман, Лондон, 1819 г.
- Муни, Томас. История Ирландии от первого поселения до наших дней , Патрик Донахью, Бостон, 1853 г.
- Оуэн, Генри. Джеральд Валлиец , Whiting & Co, Лондон, 1889 г.
- Пол, Герберт. Жизнь Фруда , сэр Исаак Питман и сыновья, Ltd., Лондон, 1905 г.
- Уоррен В.Л. Кинг Джон ; Эйр и Споттисвуд, Лондон, 1960 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Булла Папы Адрианса Laudabiliter и примечание к ней» из Элеоноры Халл, 1931, «История Ирландии» , том первый, Приложение I.
- Литтлтон, Жизнь Генриха II, т. в п. 371 : текст Laudabiliter , перепечатанный в книге Эрнеста Ф. Хендерсона, « Избранные исторические документы средневековья » (Лондон: Джордж Белл и сыновья), 1896 г., с примечанием Хендерсона: «Примерно в это время в Англию была отправлена папская булла, касающаяся этого вопроса. многие сомневаются в том, что это был настоящий бык».
- Христианство в средневековой Ирландии
- 1155 работ
- Британские конституционные законы, касающиеся Ирландии
- 1150-е годы в Англии
- Папские буллы XII века
- Документы Папы Адриана IV
- Генрих II Англии
- Христианство в средневековой Англии
- Отношения Святейшего Престола и Ирландии
- Отношения Англии и Святого Престола
- Англо-ирландские отношения