Африканская арфа


Африканские арфы , особенно арфы или «луковые» арфы , встречаются в нескольких музыкальных традициях Африки к югу от Сахары , особенно на северо-востоке. Используемые с давних времен в Африке , они напоминают по форме арфы в Древнем Египте со сводчатым деревянным корпусом, облицовкой из пергамента и грифом, перпендикулярным резонансной поверхности, на которую намотаны струны.
Древние египетские арфы
[ редактировать ]Самые старые изображения арф без цевья можно увидеть на Ближнем Востоке, в настенных росписях древних египетских гробниц в долине Нила , которые датируются еще 3000 годом до нашей эры. [ 1 ] На этих фресках изображен инструмент, очень напоминающий охотничий лук, без опоры, которую мы находим в современных арфах. [ 2 ]
Самые старые изображения арф в Африке относятся к 4-й династии Египта (около 2500 г. до н. э.). Они представляют собой уже вполне сложившийся тип смычковой арфы с короткой лопатой или лопатообразной резонансной коробкой, относящийся предположительно к I династии (начало III тысячелетия) и являющийся самостоятельной египетской разработкой. [ 3 ] Курт Сакс (1928) считает музыкальный смычок отправной точкой плавно изогнутой арки древнеегипетской арфы высотой с человека, прикрепленный резонирующий корпус которой был приспособлен к нижнему концу держателя струн и с потолка которой вместо одной струны выступало несколько струн. струны теперь появляются в одной плоскости вплоть до верхней части опорного стержня. [ 4 ]
К концу Второго промежуточного периода (около 1600 г. до н. э.) появились новые формы арф, прежде всего большой лук-арфа naviforme, стоячая арфа высотой до головы с длинным тонким корпусом, который лишь постепенно переходит в держатель струн. В фиванской гробнице ТТ367, датируемой правлением Аменофиса II (вторая половина XV в. до н.э.), имеется также переносная, меньшая по размеру, глубокоарочная арфа певцов (плечевая арфа) и впервые , маленькая угловатая арфа . [ 5 ] Последние вытеснили древнеегипетские смычковые арфы, которые продолжали существовать в лучшем случае в народной музыке или в прилегающих районах. Позднее египетская угловатая арфа попала в Западную Африку, где сохранилась в виде мавританского ардина. Угловая арфа также появляется южнее, например, угловатая арфа, используемая народом Эфе в Демократической Республике Конго. [1] Переносная плечевая арфа, на которой играли в Новом Королевстве, имела тонкий корпус в форме лодки и сильно изогнутую шею. [ 6 ]
По теории Клауса Ваксмана (1964), переносные смычковые арфы постепенно проникли из Египта вверх по Нилу в Восточную Африку и, ответвляясь от этого пути, также в Центральную и Западную Африку. На юге их ареал почти не выходит за пределы экватора. В его состав входит Уганда, центр африканских смычковых арф. Здесь в середине 20 века 12 из 25 этносов имели свою арфовую традицию. [ 7 ] Арфы также происходят с севера и северо-востока Демократической Республики Конго, Дарфура в Судане, Южного Судана, Габона, Центральноафриканской Республики и севера Камеруна. В Западной Африке они распространены в районах к югу от озера Чад. По разным способам крепления анкерного стержня к корпусу Ваксман различает три основных типа африканских смычковых арф, что позволяет сделать выводы о путях их распространения. [ 8 ]
- Арочные арфы
-
Арфа из Поднебесной , без деки. Видна деревянная планка, к которой были привязаны струны, а также колышки на грифе.
-
На картинке изображены разновидности египетских арф.
-
Египетская вертикальная арфа, коленопреклоненная арфа
-
Арочная арфа, Новое Царство
-
Египетская арфа в форме лопаты
-
Картина с несколькими египетскими арфами
-
Арфа, конец второго промежуточного периода – начало Нового царства , 17–18 династия. Навиформная арфа, плечевая арфа.
-
Египетская арфа, Новое царство, 18-я династия.
-
смычковая арфа
- Угловые арфы
-
Египетская угловая арфа. Угловая арфа (10-8 века до н.э.)
-
Вертикальная арфа, МЕТ, Арфа 664–332 до н. э., Поздний период, 26–30 династии. Дерево, следы краски.
-
угловая арфа
-
угловая арфа
Ардин
[ редактировать ]Ардин на — разновидность угловатой арфы, которой играют в Мавритании . Он имеет резонирующий корпус из калебаса с 10–16 струнами и металлическими кольцами, прикрепленными к верхней части грифа, а также кожаный живот. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В нем играют женщины- гриоты . [ 10 ] [ 11 ] Шея свободно сидит в чаше из калебаса и удерживается на месте веревками. [ 9 ] По коже живота можно барабанить, одновременно перебирая струны. Кольца действуют как джинглы . [ 9 ]
-
Нура Минт Сеймали играет на ардине.
Брат
[ редактировать ]- См . Адунгу
Адунгу народа , также называемый экидонго или энненга , представляет собой струнный музыкальный инструмент алур на северо-западе Уганды . Это арочная арфа разного размера: от семи до десяти и более струн. [ 12 ] Инструмент изготовлен из выдолбленной деревянной плиты, покрытой двумя кусками кожи, сплетенными в центре. Верхняя часть кожи выполняет функцию деки , а деревянное ребро поддерживает ее, служа также конструкцией для крепления струн к деке. Изогнутый деревянный гриф с колком для каждой ноты вставлен в конец корпуса инструмента. Струны проходят по диагонали от колков на грифе к ребру в центре корпуса. Настройка не стандартизирована, и игроки обычно настраивают друг друга на слух незадолго до выступления. А'дунгус не имеет определенной тональности, и тональность может быть адаптирована к предпочтениям исполнителей. [ 13 ]
-
Уганда. Три размера: адунгу, экидонго или энненга. Большой адунгу создает невероятно насыщенный басовый звук.
-
Игрок Адунгу в Кисоро/Уганда
Вот и все
[ редактировать ]Эннанга народ , нанга , ннанга или энанга — это разновидность арочной арфы, на которой играет ганда в Уганде . Звуковая коробка сделана из цельного куска дерева и имеет примерно полусферическую форму. Верхняя часть коробки представляет собой натянутую резонирующую мембрану из шкуры антилопы , привязанную к куску шкуры внизу коробки. Горлышко прикрепляется к внутренней части коробки, выходит через небольшое круглое отверстие на мембране и загибается вверх примерно на 60–70 см. Семь или восемь струн прикреплены к куску дерева внутри коробки и проходят через кожу к колкам, вставленным вдоль грифа. Иногда к колышкам прикрепляют небольшие металлические погремушки, чтобы придать звуку окраску. Обычно его используют для сопровождения мужского пения.
-
Арфа, 19 век, народ Ганда
-
Эннанга, 19 век, инструмент народа Ганда.
Абаланга (арфист) – это опытные исполнители и композиторы, которые работают в рамках очень структурированной парадигмы, чтобы гарантировать, что ни одно исполнение абаланги не будет одинаковым. [ 14 ]
Но
[ редактировать ]Кунди родственных им — пятиструнная арфа азанде и народов Центральной Африки. Это инструмент, на котором традиционно играют молодые мужчины и мальчики. [ 15 ] Подобный тип арфы играл народ Нзакара . Инструменты хорошо известны своими богато украшенными резными головками. Популярность инструмента в целом упала, хотя в 1993 году некоторые музыканты старшего возраста записали альбом « Центральноафриканская республика: музыка бывших судов Бандии» . [ 16 ] [ 17 ]
-
Арфа Азанде кунди из Королевского музея Центральной Африки.
-
Занде- арфист
-
Азанде арфист, 1877–1880 гг.
-
1850-1900 гг., народ Мангбету .
-
овального стиля Кунди . Народ азанде.
-
Судан, народ Мангбету, искусно вырезанная арфа кунди со змеиной кожей.
Запрос
[ редактировать ]В Габоне и Гвинее есть арфа, называемая омби или нгомби . [ 18 ] [ 19 ] Инструмент имеет от 4 до 8 жал, изначально сделанных из растительных волокон. [ 18 ] Вместо того, чтобы наматывать колки для натягивания струн, инструмент имел неподвижные колки, на которые наматывались струны. [ 18 ] Корпус инструмента имеет форму корыта и имеет кожаное днище. [ 18 ] На инструменте играют, прижимая его к телу запястьями и щипая. [ 18 ]
-
XIX века , Габон. Нгомби Арочная арфа
-
Нгомби. Экваториальная Гвинея. Первая половина 20 века. Музыкальный музей Барселоны.
-
Арфа из культуры фанг в Габоне.
Галерея
[ редактировать ]-
Габонская арфа, на которой играет лорд Экоми Ндонг, габонский хип-хоп музыкант.
-
Арочная арфа народа Мбака из Демократической Республики Конго.
-
Это не строго арфа, а арфа-лютня. Западная Африка.
-
Кора . Еще один инструмент между арфой и лютней.
-
Арфа в Камеруне
-
Демократическая Республика Конго. 10-струнная арфа. Не подходит для 3 типов арф.
-
Тунис.
Смычковые арфы, три типа по Ваксману
[ редактировать ]Органологи проанализировали способ африканских смычковых арф и выделили три основных типа. сборки [ 20 ]
Ложка в чашке, тип 1
[ редактировать ]
У типа «ложка в чашке» нижний конец изогнутого горлышка (струнодержатель) свободно лежит на краю плоского чашеобразного корпуса и выступает примерно до середины донышка. На высоте покровов в гриф вводят стержень, служащий подвеской для струн, и другим его концом прикрепляют к противоположному краю резонансной чаши. Конструкция, состоящая из трех частей, устойчива только за счет натянутых струн.
Эти типы струн, которые встречаются исключительно в Уганде, включают эннангу Баганды, экидонго Нёро, кимасу Басоги и пятиструнную опук агоя. [ 21 ] (или лотеврокума) Ачоли и живот Ланги, также состоящий из черепашьего панциря в качестве резонатора. Из-за относительно ограниченного ареала Герхард Кубик (1982) приходит к выводу, что этот тип прибыл в регион давно и независимо от других типов.
Неясно, как тип «ложка в чашке» попал на юг через Судан, но, вероятно, это произошло до иммиграции луо в Кению в 16 веке. Как и многие другие нилотские народы, луо преимущественно играют не на арфах, а на лирах (например, на томе). Устную традицию можно обобщить на примере эннанга, существовавших еще в эпоху Кабака Накибинге (годы правления около 1494–1524 гг.), Для которого в нее играли на островах Ссесе на озере Виктория. [ 22 ]
Пробка в бутылку, тип 2
[ редактировать ]
Образ «пробки в бутылке» для второго типа описывает деревянный корпус, имеющий на одном конце носикообразное отверстие, в которое вставляется нижний конец горлышка. Это приводит к прочной связи. У некоторых форм место соединения четко выделено, образуя гребень в контуре в профиль, у других широкое основание обернуто кожей или иногда вырезано в виде человеческой головы.
Также известный как хвостатый тип, он встречается в центральной Африке к северу от экватора. Типичными арфами являются кунди Азанде на севере Конго, дому Мангбетуин на северо-востоке Демократической Республики Конго, а также в Уганде, кинанга Баконджо в горах Рувензори, руда или ородо Мади в северная Уганда и южный Судан, а также пустыня Алур. [ 23 ]
В целом существуют значительные различия по форме и стилю игры между музыкальными инструментами нилотских народов северной Уганды (включая алур адунгу) и банту (баганда эннанга, басога кимаса) южной Уганды.
Полочный тип, тип 3
[ редактировать ]
В третьем типе, называемом полочным («тип с доской»), резонатор имеет доску, к которой прикреплен или иногда затыкается держатель струны. Критерием этого типа является плинтус, хотя иногда он может иметь форму человеческой головы.
Ареал распространения простирается вдоль Атлантического океана от Габона до южного Камеруна и включает два изолированных проявления в Гане и Кот-д'Ивуаре. [ 24 ]
Смычковая арфа этого типа изображена в музыковедческом тексте Syntagma musicum Михаила Преториуса (1619). Помимо плюриарки, на табличке XXXI впервые изображена центральноафриканская смычковая арфа. Изображение корпуса из нескольких досок, вероятно, было смоделировано по образцу восьмиструнной смычковой арфы, наблюдавшейся у племени Келе (Бакеле, Келе-говорящий) на побережье Габона. Португальские моряки высадились здесь в 1470 году и вскоре установили торговые отношения.
Герхард Кубик (2000) на основании рисунка Преториуса заключает, что тип 3 в Габоне, возможно, развился из типа 2 задолго до 17 века путем заимствования местных форм в Габоне и Конго, в первую очередь из Плюриарка. [ 25 ]
Теория, как арфа распространилась по Африке
[ редактировать ]В 1982 году Герхард Кубик (1982) использовал систему классификации арф, разработанную Клауссом Ваксманном, чтобы показать возможные пути распространения смычковой арфы в Африке. Из Египта арфа, возможно, распространилась на юг вверх по Нилу через империю Куш (около 600 г. до н.э. - около 350 г. н.э.) и стала предшественником типа «ложка в чашке» в течение I века до нашей эры. Миллениум достиг юга Уганды, откуда позже развились эннанга и их родственники. Тип «пробка в бутылке», к которому относится адунгу, развился из инструментов, впервые попавших на запад от Куша до озера Чад. Франц Фёдермайр (1969) нашел на полпути этого маршрута среди билий в отступной зоне гор Эннеди (на северо-востоке Чада) пятиструнную смычковую арфу крдинг. [ 26 ] Еще одна пятиструнная арфа на этом маршруте — нубийский курби (также аль-бакурбо) Баггара Дарфура, о котором сообщалось в 1972 году. С прогрессирующим высыханием саванны произошел сдвиг населения на юг, и этот тип арфы достиг своего нынешнего ареала распространения, включая северо-запад Уганды. [ 27 ]
В этой диффузионной теории существуют некоторые различия между древнеегипетскими и южноафриканскими смычковыми арфами, которые отошли от них с точки зрения техники игры и конструкции: В отличие от Древнего Египта, некоторые современные африканские арфисты держат свой инструмент грифом в сторону от его тело. Считалось, что древние египетские арфы имели фиксированные колки, чтобы струны, обернутые вокруг шеи, не соскальзывали, но не было подвижных колков, как у всех современных африканских арф. Когда и откуда впервые были введены колки, неясно. [ 28 ]
Алур и Ачоли также называют адунгу или адингили. [ 29 ] многострунный музыкальный смычок , который состоит из полукруглой изогнутой палочки, над которой натянут шнур таким образом, что получаются три Z-образные струны разной тональности. [ 30 ] Адингили - это, вероятно, звукоподражательное слово языка банту-тимбр, фонетически связанное с тимбили камерунского ламеллофона. [ 29 ]
Согласно описаниям первой половины 20-го века, на этом музыкальном смычке играют девушки Ачоли и Алур, которые помещают посох смычка на перевернутую чашу из тыквы, чтобы усилить звук. [ 31 ] От усиленного таким образом музыкального смычка путь развития к смычковой арфе ведет через промежуточную ступень резонатора, прикрепленного к полукруглому держателю струны. Редкий афганский ваджи, неоднозначно классифицируемый как музыкальный смычок или смычковая арфа, имеет такой деревянный резонатор, снабженный кожаным чехлом, струны которого натянуты индивидуально. [ 32 ]
Имена
[ редактировать ]Африканские арфы имеют множество названий на разных языках и диалектах. К ним относятся:
- Адеудеу , Уганда и Кения, народ Тесо . Арочная арфа . [ 33 ]
- Адунгу , Уганда, народ Алур . Арочная арфа. [ 34 ]
- Ардин , мавританка, мавританка [ 35 ]
- Боло-бого , Кот-д’Ивуар, народ сенуфо . Однострунная арфа, на которой одной рукой играют как ритм-инструмент, другой рукой бьют по резонатору как барабану. [ 36 ]
- Болон , боломбата , Западная Африка, народ мандинг ; Гамбия, народ мандинка ; Гвинея, народ манинка ; Мали, народ манинка. Арочная арфа; также классифицируется как арфа-лютня. [ 37 ]
- Бонгума , Демократическая Республика Конго, народ Баленду . 5-струнная арфа, горизонтальная. [ 38 ]
- Дилли , Чад, Люди Маса . Арфа 5-струнная арочная, горизонтальная, с колками. Удар по резонатору рукой для дополнительного ритма [ 39 ]
- До , Кот-д'Ивуар, народ Гуэре . Угловая арфа или брюшная арфа , 7 струн, натянутых на треугольную раму с резонатором из калебаса.
- Домо , Демократическая Республика Конго, люди Бари , люди Домо , люди Мангбету , люди Ндонго , люди Нгбеле б . Напоминает кунди. [ 40 ] [ 41 ]
- Донну , Демократическая Республика Конго, народ Мангбету . Арочная арфа, 5 струн. Может больше не использоваться. [ 42 ]
- Музыка , Музыка , Уганда, Найро Люди Арочная арфа, напоминает арфу. Также трехструнный музыкальный лук народа нколе . [ 43 ]
- Экихато , Уганда, народ Кондзё . Арочная арфа. [ 44 ]
- Эннанга , Уганда, народ Ганда . Арочная арфа с колками или настроечными кольцами. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Энанга — это также название желобковой цитры .
- Энтонголи , Уганда, народ Джопадхолы . [ 48 ]
- Галдьяма , Чад и Камерун, народ Котого . Арфа арочная, 5 струн, струна прикреплена к грифу колками. Трио арф, из которых галыма самая маленькая и самая высокая. Два других — диренда и коло . [ 49 ]
- Дирендана , Западная Африка, народ котоко / То же, что галдьяма (среднего размера)/ [ 50 ]
- Коло , Западная Африка, народ котоко . То же, что Галдьяма (самый большой размер, самые низкие ноты) [ 51 ]
- Гонфи , Габон, народ пигмеев . 8-струнная арочная арфа. [ 52 ]
- Гунди , Чад и Камерун, народ котоко . 8-струнная арочная арфа. [ 53 ]
- Джуру , Кот-д’Ивуар, народ Бауле . Обе арфы арочные, арфы брюшные, музыкальный смычок. Смычок шестиструнный, резонатор из калебаса прижат к животу. [ 54 ]
- Кимаса , Уганда, народ сога . Арочная арфа, напоминает арфу. [ 55 ]
- Кинанга , Уганда, народ Конджо . [ 56 ]
- Кинде , Чад, люди Барма . арфа арочная, 5 струн, колки. [ 57 ]
- Кинддинг , Камерун, народ Фали . Арочная арфа, 5 струн, колки, резонатор в форме лодочки. [ 58 ]
- Комба , Демократическая Республика Конго, народ буду . Арочная арфа, напоминает кунди [ 59 ]
- Конду , Демократическая Республика Конго, народ занде . Арочная арфа. [ 60 ]
- Кунда , Демократическая Республика Конго, мангбету народ Арочная арфа, напоминает кунди . [ 61 ]
- Кунде , Чад, люди Сары Гамбайе . Арочная арфа, 6 струн. Может использоваться вместо человеческого голоса для передачи сообщений. [ 62 ]
- Кунди , Демократическая Республика Конго и Центральноафриканская Республика. Арочная арфа, родственная нгомби . Шея иногда изогнутая, иногда угловатая. [ 63 ]
- Кунду , Демократическая Республика Конго. Арочная арфа. [ 64 ]
- Кунни 5-струнная арочная арфа, народ Чад, Гула с плоским концом, противоположным грифу. Струны крепятся к шее с помощью колков. [ 65 ]
- Курби , Судан, нубийцы . На пятиструнной игре левой рукой, по резонатору ударяют правой рукой. [ 66 ]
- Лома , Либерия. Угловая арфа. [ 67 ]
- Лотерокума , Уганда, народ Ачоли . Арочная арфа, напоминает аннангу. [ 68 ]
- Маринга , Демократическая Республика Конго, народ Бажанже . Арочная арфа, напоминает кунди . [ 69 ] * Нандомо , Демократическая Республика Конго, мангбету. народ Арочная арфа, напоминает кунди . [ 70 ]
- Нанга , Демократическая Республика Конго , народ азанде , мангбету народ [ 71 ]
- Нанго , Уганда, народ Ганда . 8-струнная арфа. [ 72 ]
- нет Переводов Meje people. Арочная арфа, напоминает кунди . [ 73 ]
- Нгомби , Камерун и Центральноафриканская Республика и Габон. Арочная арфа, 8-10 струн. В число пользователей входят люди Нгбака , люди Фанг , люди Келе , люди Цого , люди Миене . Родственно или то же самое, что гонфи , нгонфи , омби , вомби . [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ]
- Нгомбо , Габон, народ цого . Арочная арфа, 8 струн, вертикальная. [ 77 ]
- Нгонфи , Габон, народ Мананго . Арочная арфа, 8 струн. [ 78 ]
- Великобритании самый важный – это в работу в Великобритании, но Есть много способов получить работу получить . Арочная арфа, напоминает кунди . [ 79 ]
- Нтонгони , Уганда, народ ганда , народ сога . Горизонтальная арфа, 6 струн. [ 80 ]
- Омби , Габон, народ Фанг , народ Пауин . Арочная арфа, 8 струн. или совпадает с ним Относится к нгомби . [ 81 ] [ 82 ]
- Опук агоя , Уганда, ачоли народ Арочная арфа, арфу напоминает [ 83 ]
- Оре , Уганда, народ Мади . Арочная арфа, напоминает эннангу . [ 84 ]
- Ородо , Уганда, Мади народ Арочная арфа, арфу напоминает [ 85 ]
- Отонголи , Уганда, Гвере народ Арочная арфа, арфу напоминает [ 86 ]
- Угдье , африканская арфа. [ 87 ]
- Сето , Переводов нет . Напоминает кунди [ 88 ]
- Тонголи , Уганда, народ Дхола . 8-струнная арфа. [ 89 ]
- Тум , Уганда, люди Ланго , люди Лабвор . Арочная арфа, напоминает эннангу . [ 90 ]
- Вомби , Габон, народ Фанг . Арочная арфа, 8 струн. [ 91 ]
- Йом биБагирми , Нигерия, народ Биром . Арочная арфа, 6-7 струн. [ 92 ]
См. также
[ редактировать ]- Африканская музыка
- Второй франк Конго. На реверсе банкноты достоинством 5 центов изображена арфа азанде.
- Гравикорд
- неверная война
- Его возраст
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис Н. (1986). Гардинер А. (ред.). Древние египетские картины (PDF) . Том. 3. Издательство Чикагского университета.
- ^ «История арфы» . Internationalharpmuseum.org . Международный музей арфы. Архивировано из оригинала 23 июня 2016 года . Проверено 18 июня 2016 г.
- ^ Хикманн, Ганс (1961). «Ближний Восток и Египет в музыкальном обмене». Журнал Немецкого восточного общества . 111 :34.
- ^ Сакс, Курт (1928). Дух и развитие музыкальных инструментов . Берлин: Раймер. п. 144.
(перепечатка: Фриц А.М. Кнуф, Хилверсюм, 1965)
- ^ Хикманн, Ганс (1961). «1: Египет». История музыки в картинках . Том. 2: Музыка древности. Лейпциг. п. 30.
- ^ « Арочная арфа (плечевая арфа) ок. 1390–1295 гг. до н. э. » . Метрополитен-музей . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Ваксманн, Клаус П. (1956). «Песни арфы из Уганды». Журнал Международного совета народной музыки . 8 : 23–25. дои : 10.2307/834740 . JSTOR 834740 .
- ^ Ваксманн, Клаус (1964). «Миграция людей и африканские арфы». Журнал Международного совета народной музыки . 16 : 84–88. дои : 10.2307/835087 . JSTOR 835087 .
- ^ Jump up to: а б с Маркузе, Сивилла (1975). Обзор музыкальных инструментов . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 404. ИСБН 0-06-012776-7 .
- ^ Jump up to: а б Чарри, Эрик (2000). Музыка манде: традиционная и современная музыка манинка и мандинка Западной Африки . Издательство Чикагского университета. п. 164. ИСБН 9780226101613 . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ротенберг, Джером; Жорис, Пьер; Робинсон, Джеффри Кейн; Тенгур, Хабиб (2012). Стихи тысячелетия, том четвертый: Книга североафриканской литературы Калифорнийского университета . Издательство Калифорнийского университета. п. 453. ИСБН 9780520273856 . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Клабунде, Мартин (2011). Научитесь играть на адунгу!: Лук-арфа из Северной Уганды . Сиэтл: CreateSpace. ISBN 978-1463558581 .
- ^ «Смычковая арфа, арфовый инструмент адунгу, африканский струнный инструмент, уникальная идея рождественского подарка» . Этси . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Рэйчел, Мюрер (2012). «Техника игры ннанги Буганды» . Африканская музыка: Журнал Международной библиотеки африканской музыки . 9 (2). Грэмстаун: Международная библиотека африканской музыки, Университет Родоса: 57–76. дои : 10.21504/amj.v9i2.1804 . ISSN 0065-4019 . Проверено 3 сентября 2016 г.
- ^ Даниэла. «Принеси браай» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
- ^ Жерар Ассаяг; Ганс Г. Файхтингер; Хосе-Франсиско Родригес; Европейское математическое общество (2002). Математика и музыка: Математический форум Дидро . Спрингер. п. 170. ИСБН 978-3-540-43727-7 .
- ^ Эрик де Дампьер; Марк Шемилье (1996). Центральноафриканская Республика: музыка древних дворов Бандии . Песня мира: Трансляция, Harmonia Mundi. OCLC 36899932 .
- ^ Jump up to: а б с д и Маркузе, Сивилла (1975). Обзор музыкальных инструментов . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 403. ИСБН 0-06-012776-7 .
- ^ «Омби (Нгомби)» . Онлайн-музей музыкальных инструментов (MIMO).
- ^ Гурли, К.А. (1984). «Кунди». В Стэнли, Сэди (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. п. 285.
- ^ «ОПУК АГОЙЯ (АРФА ИЛИ ЛУКОВАЯ АРФА)» . Эйденбургский университет, Музей музыкальных инструментов Эйденбург . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Кубик, Герхард (2000). «Центральная Африка. Введение». В Stone, Рут М. (ред.). Справочник африканской музыки Garland (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. п. 28ф.
- ^ Ваксманн, Клаус П. (1956). «Песни арфы из Уганды». Журнал Международного совета народной музыки . 8 : 394, 399.
- ^ Клаус Ваксманн, 1964, стр. карты. 85; Герхард Кубик, 1982, с. 29
- ^ Герхард Кубик, 1982, с. 341
- ^ Крдинг для смычковой арфы (Бале-Биля) . п. 59.
Слайд из коллекции Франца Фёдермайра, 1969 год, фото Питера Фукса
- ^ Герхард Кубик, 1982, с. 30
- ^ Сакс, Курт (1920). Древние египетские музыкальные инструменты . Лейпциг: Книжный магазин JC Hinrichsche. п. 12.
- ^ Jump up to: а б Кубик, Герхард (1964). «Общие названия мбира». Африканская музыка . 3 (3): 29.
- ^ 29 Ульрих Вегнер, 1984, с. 28
- ^ Клаус Ваксманн, 1953, стр. 383–385, 408, пластина 89D.
- ^ Ульрих Вегнер (ноябрь 2016 г.). «Музыкальные смычки и музыкальные палочки. V. Техника игры. 2. Расположение струн (перевод: Музыкальные смычки и музыкальные палочки. V. Техника игры. 2. Расположение струн.)». https://www.mgg-online.com/article?id=mgg15776&v=1.0&rs=mgg15776 .
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Адеудеу». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 23.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Адунгу (ii)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 25.
- ^ Дэвис, Хью (1984). «Ардин». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 71.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Торт-бого». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 246.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). "Большой". Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 246.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Бонгума». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 250.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Дилли». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 568.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Домо». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 583.
- ^ «Изобразительная арфа (дому) народов мангбету XIX–XX веков» . Метрополитен-музей .
- ^ «Изображения из арочной арфы (Донну) галереи Биде, сделанные народом Мангбету, регион реки Уэле, Бельгийское Конго, около 1910-1920 годов» . Национальный музыкальный музей . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 г. Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). "Большой". Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 648.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Экихако». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 648.
- ^ Гурли, К.А. (1984). «Эннанга». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 711.
- ^ «Музыкальные инструменты Эннанга Культура Ганда 19 века» . Смитсоновский институт .
- ^ «Музыкальные инструменты Эннанга (арфа) Уганда, 19 век» . Смитсоновский институт .
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Энтонголи». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 712.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Галдяма». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 7.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Дирендана». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 572.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Коло (ii)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 453.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Гонфи». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 1. Макмиллан. п. 60.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Гунди». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 110.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Юру». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. стр. 335–336.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кимаса». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 429.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). "Любовь". Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 431.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кинде». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 431.
- ^ Гурли, К.А. (1984). «Кинддинг». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 431.
- ^ Гурли, К.А. (1984). «Комба». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 453.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Конду». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 456.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кунда». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 484.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кунде». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 485.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кунди». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 485.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Кунду (iii)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 486.
- ^ Брэндили, Миник (1984). «Кунни». В Сэди Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 486.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Курби». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 488.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Лома». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 537.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Лотерокума». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 539.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Маринга (я)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 617.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нандомо». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 746.
- ^ «Нанга-азанде или народ мангбету конца 19 – начала 20 века» . Смитсоновский институт .
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нанго». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 747.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Недому». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 746.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нгомби (я)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 764.
- ^ «Нгомби (арочная арфа) Народ Фанг/Келе, 19 век» . Смитсоновский институт .
- ^ «Нгомби Цого середина 20 века» . Смитсоновский институт .
- ^ «Люди Нгомбо Цого, 19 век» . Смитсоновский институт .
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Нгонфи (ii)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 765.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Друг». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 771.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). "Истинный". Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 785.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Омби». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 816.
- ^ «Омби Фанг/Пауин, конец 19 века» . Смитсоновский институт .
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Сломай мне шею». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 823.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Руда». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 838.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Ородо». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 973.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Отонголи». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 977.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Угдье». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 2. Макмиллан. п. 977.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Сето». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. Макмиллан. п. 354.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Тонголи». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. Макмиллан. п. 606.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Тум (ii)». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. Макмиллан. п. 674.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Вомби». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. Макмиллан. п. 861.
- ^ Сэди Стэнли, изд. (1984). «Йом бибагирми». Словарь музыкальных инструментов New Grove . Том. 3. Макмиллан. п. 885.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.