Jump to content

Споры между майя и тольтеками в Чичен-Ице

Чичен-Ица ​​и Тула имеют множество архитектурных сходств во многих постройках. Эта связь тольтеков и майя широко считается мощной, беспрецедентной и уникальной в Мезоамерике . [1] В отличие от большинства памятников майя, некоторые из зданий Чичен-Ицы имеют черты тольтеков , исторически могущественной коренной группы из современной Мексики . Объяснение этих сходств является предметом споров среди ученых тольтеков и майя. Некоторые исторические записи заставили многих ранних ученых региона предположить, что вторжение тольтеков из Тулы, Идальго, обычно относящееся к девятому или десятому векам, было ответственным за новую волну зданий майя в мексиканском стиле после остальных зданий в Чичене. Ица были построены. Другие исторические сведения предполагают миграцию из Тулы в Чичен-Ицу. В рассказе о Туле упоминается, что правитель тольтеков путешествовал на восток, что в сочетании с другим рассказом о Чичене, в котором записан правитель с запада, пришедший и обучавший майя этого города многим вещам, подтверждает прямое влияние тольтеков на майя. около 900–1000 гг. н.э. [2] [3] Однако недавнее радиоуглеродное датирование позволяет предположить, что «мексиканизированные» и чистые постройки майя в Чичен-Ице были построены в одно и то же время, и что оба они были построены до любого зарегистрированного вторжения тольтеков и до изгнания полуисторического правителя. [4] Точная связь между этими двумя народами неизвестна и яростно оспаривается среди исследователей толтеков и майя, но не оспаривается тот факт, что на расстоянии 800 миль между ними не обнаружено никаких других аналогов этих двух городов. Установленные противоречивые теории и недостаток информации вызывают яростные споры о точных отношениях между Чичен-Ицей и Тулой, Идальго.

Архитектурное и религиозное сходство двух объектов.

[ редактировать ]

Архитектурный

[ редактировать ]

Тула, Идальго и Чичен-Ица ​​имеют множество архитектурных сходств, которых нет в других памятниках майя или тольтеков. Храмы Воинов, два соответствующих здания на каждом участке, имеют одинаковый стиль, в обоих есть колонны с надписью воинов, а воины в Чичен-Ице изображают возможное вторжение тольтеков. [5] Об этом свидетельствуют синие украшения, которые носят воины, что указывает на бирюзу, драгоценный камень, связанный с тольтеками, а не с майя. Об этом также свидетельствуют задние зеркала тольтеков, которые носят воины Чичен-Ицы, и изображение толтекской птицы Сиухтототль, найденное на головных уборах воинов Чичен-Ицы. [6] Находящийся неподалеку Чак Мул , или жертвенный алтарь, за пределами каждого из храмов, еще раз подтверждает прямую связь между этими двумя местами. [7] Существует также большая серия колонн, которые первоначально поддерживали огромное замкнутое пространство, окружающее Храмы Воинов как в обоих этих двух местах, так и в других областях. Имитация Кастильо в Туле, Идальго (ныне разрушенного) той же постройки в Чичен-Ице, а также тот факт, что на обоих объектах есть очень большие площадки для игры в мяч, расположенные в схожем архитектурном контексте, еще больше закрепляют тот факт, что между Чиченом и Тулой существует некоторая связь. Эти основы сравнения бесспорны. Однако точная связь между этими двумя сайтами неизвестна. Эта связь между этими двумя местами важна отчасти потому, что Чичен-Ица ​​и Тула были резиденциями крупных мезоамериканских империй. То, что они разделяют такие конструкции, уникально и поразительно. [ нужна ссылка ] Ни одно другое поселение тольтеков или майя не имеет эквивалентного набора зданий в другом городе и в другой культуре. Эта отличительная черта и огромная историческая мощь каждой из этих двух сторон делают этот аргумент огромным в мезоамериканских исследованиях.

Символизм и религия

[ редактировать ]

Религиозная иконография Чичен-Ицы нетипична для памятников майя. Многочисленные изображения Кецалькоатля , или пернатых змеиных божеств, больше соответствуют верованиям тольтеков, чем верованиям майя. Хотя майя действительно поклонялись Пернатому Змею, обычно это было гораздо реже. [8] На стоянках майя также сохранилось большее количество оружия и щитов, чем обычно.

Ранние теории отношений

[ редактировать ]

После открытия европейцами Чичен-Ицы и Тулы-Идальго было отмечено своеобразное сходство между некоторыми постройками в Чичен-Ице и Туле-Идальго. В частности, в Туле-Идальго есть подобная пирамиде Кастильо, что и в Чичен-Ице, а также идентичный храм – Храм Воинов. Повторный первооткрыватель Чичен-Ицы заметил сходство между Тулой и Чичен-Ицей, и хотя поначалу эта идея встречала некоторое сопротивление, ни один крупный археолог в наше время не оспаривал отсутствие сильного, хотя и загадочного, сообщение между Тулой, Идальго и Чичен-Ицей.

Первоначально большинство придерживалось мнения, что тольтеки установили военную власть над майя и завоевали их. Это вызвало изменение их архитектурного стиля, что создает несоответствие тольтеков и майя в строительстве Чичен-Ицы. [9] Обычно предполагалось, что чистые постройки майя были построены до «мексиканизированных» или толтекских построек. Известными учеными (того времени) было выдвинуто множество теорий, объясняющих точную природу этой связи, но эти ранние усилия прямо противоречили более поздней информации.

Сильванус Морли и миграция толтеков

[ редактировать ]

Сильванус Г. Морли предположил, что после того, как здания майя в Чичен-Ице были построены, лидеры Чичен-Ицы, Ицы, покинули Чичен-Ицу. После того, как они покинули Чичен, Ица какое-то время странствовали, нашли группу отступников-тольтеков во главе с Кукульканом и подчинили их, изучая при этом новые ремесла и традиции. Ица, управляемая Кукульканом, затем вернулась в Чичен-Ицу и построила «мексиканизированные» территории Чичен-Ицы, основанные на стоянках Тулы Идальго. В результате миграции тольтеки предположительно стали королями Чичен-Ицы, что привело к сходству между этими двумя местами. [10]

Альфред М. Тоззер и три завоевания

[ редактировать ]

Альфред М. Тоззер, очень влиятельный голос в области майя в первой половине двадцатого века, предположил, что майя в Чичен-Ице трижды были побеждены тольтеками, что постепенно ниспровергло их культуру. Предположительно, первое вторжение было совершено тольтеками и возглавлялось мифологическим персонажем Кукульканом. Вторым было вторжение в Ицу, превращенную в тольтеков (королевскую семью-основателя Чичен-Ицы), и ее возглавил Кукулькан II. Третье вторжение было совершено мексиканскими наемниками из Табаско. Тоззер утверждал, что майя правили между этими тремя волнами насилия и негативной культурой, и что это создает дихотомию в архитектуре Чичен-Ицы. Нет убедительных доказательств того, что в Чичен-Ице за пределами рассматриваемых зданий существовало доминирование тольтеков, и поэтому работа Тоззера остается в основном в пределах предположений. [10] [11]

Дж. Эрик С. Томпсон и интеграция тольтеков

[ редактировать ]

Дж. Эрик С. Томпсон, утверждавший, что объяснение Тоззера «не имеет смысла», имел свою собственную концепцию того, как все это произошло. Он утверждал, что итца-майя были могущественными воинами и торговцами, которые возглавляли Чичен-Ицу. Томпсон предположил, что они владели огромной коммерческой империей и что, когда правитель тольтеков Кукулькан был принят и поддержан Ице, это привело к тому, что Чичен-Ица ​​стала центром новой империи тольтеков. Хотя в теории Томпсона есть некоторое сходство с теорией Морли, его предложение придавало Ице большее значение, чем предлагалось раньше. [12]

Новая информация

[ редактировать ]

Доказательства влияния Тулы, Идальго на Чичен-Ицу, в основном основывались на предположении, что Тула была старше Чичена и что «мексиканизированные» постройки Чичена были построены намного позже построек майя. Недавнее радиоуглеродное датирование керамики Чичен-Ицы пролило новый свет на этот вопрос и опровергло многие старые аргументы. Во-первых, стало известно, что «мексиканизированные» и чистые стоянки майя были построены в одно и то же время. Во-вторых, также стало известно, что большинство этих мест было построено до того, как произошло какое-либо значительное влияние тольтеков. И в-третьих, «мексиканская» архитектура Чичен-Ицы кажется старше, чем соответствующая архитектура Тулы, Идальго. [4] Неожиданные результаты датировки Чичен-Ицы и Тулы, Идальго приводят к полной дискредитации многих старых теорий, объясняющих сходство. Более поздние теории включили возраст в свои соображения.

Современные теории

[ редактировать ]

Не существует общепринятой теории о том, как Тула, Идальго стала отражением архитектуры тольтеков, присутствующей в Чичен-Ице. Тем не менее, некоторые теории приводят аргументы, предполагающие связь Чичен-Ицы с тольтеками. Майя Чичен-Ица, которые были центром великой империи, торговали с тольтеками. Известно, что в Чичен-Ице действительно были торговые сети, простирающиеся до современных территорий Нью-Мексико и Аризоны, поскольку в Чичен-Ице присутствуют определенные товары, которые можно найти только в этих отдаленных регионах. Предполагается, что майя, завидуя культуре тольтеков, переняли некоторые ее аспекты в определенных зданиях, сохранив при этом некоторые чистые конструкции майя. [13] Другая теория, аналогичная теории Сильвануса Морли несколькими годами ранее, заключается в том, что жители Чичен-Ицы принадлежали к двум этническим группам: тольтекам и майя, и что это привело к двойственности стилей внутри этого места. [14]

Современный контраргумент влиянию тульских тольтеков на майя Чичен-Ицы основан прежде всего на старшинстве Чичен-Ицы. Из-за более древнего возраста Чичен-Ицы и отсутствия прямых доказательств контроля тольтеков над Чиченом, есть некоторые аргументы в пользу того, что именно майя влияли на тольтеков. [15] Несмотря на довольно конкретные доказательства старшинства Чичен-Ицы, эта теория не получила широкого признания. Во многом это связано с тем, что архитектура Храма Воинов и других территорий выполнена в стиле тольтеков, а не в стиле майя. Таким образом, даже если Чичен-Ица ​​оказала центральное влияние на строительство Тулы, а не наоборот, можно утверждать, что Чичен-Ица ​​все же изначально находился под влиянием тольтеков, даже если нет никаких доказательств в поддержку этой теории.

Хотя эти и другие теории не могут быть опровергнуты известными доказательствами, никакие доказательства не связывают тольтеков и Чичен-Ицу до строительства зданий, которые являются источником этого противоречия.

Проблемы с анализом этих сайтов

[ редактировать ]

Ограниченная информация

[ редактировать ]

Падение Чичен-Ицы произошло примерно 800–1000 лет назад. По этой причине информация о Чичен-Ице в основном почерпнута посредством анализа его искусства и архитектуры. Это, а также нехватка текстов до испанского завоевания Мезоамерики привели к нехватке информации о Чичен-Ице. Пробелы в информации, существующие в истории как Чичена, так и Тулы, часто заполняются спекулятивными миграциями, нашествиями и другими событиями. Во многом именно поэтому не удается прийти к единому мнению относительно причины этой связи. Существует достаточно пробелов в информации, поэтому множество различных теорий могут «ответить», почему существует эта связь.

Проблема туризма

[ редактировать ]

Чем больше Чичен-Ица ​​становилась туристической достопримечательностью, тем больше укреплялись необоснованные, но популярные теории о влиянии тольтеков. Занимательные истории, не поддающиеся проверке, часто встречаются при случайном анализе Чичен-Ицы. [16]

Степень отношений

[ редактировать ]

Хотя наличие родства не оспаривается, степень родства между Чичен-Ицей и Тулой совершенно неизвестна. Хотя здания на каждом из двух участков могут иметь большое сходство и казаться однозначно похожими, это не означает, что каждое из зданий на одном участке имело то же ритуальное значение, что и эквивалентное здание на другом участке. Спорным является не только источник этой связи, но и ее масштабы.

  1. ^ Художественные связи между тольтеками Чичен-Ицы и классическими майя. Роберт Рэндс. Американская древность, Vol. 19, № 3 (январь 1954 г.), стр. 281–282. Опубликовано: Общество американской археологии.
  2. ^ · Географическое происхождение и аккультурация развитой цивилизации майя в Мезоамерике. Дуглас Т. Пек. Revista de Historia de América, № 130 (январь – июнь 2002 г.), стр. 7–28. Издатель: Панамериканский институт географии и истории.
  3. ^ Змея и колонны Атлантиды: символы государства майя-тольтеков. Джордж Кюблер. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 41, № 2 (май 1982 г.), стр. 93–115. Опубликовано: Общество историков архитектуры.
  4. ^ Jump up to: а б Нарративный бизнес в Туле: анализ фриза вестибюля, торговли и ритуала. Синтия Кристан-Грэм. Латиноамериканская древность, Том. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 3–21. Опубликовано: Общество американской археологии.
  5. ^ Историческое значение фресок в Храме Воинов, Чичен-Ица. Дональд Э. Рэй. Американская древность, Vol. 11, № 1 (июль 1945 г.), стр. 25–27. Опубликовано: Общество американской археологии.
  6. ^ Исследования древнего мезоамериканского искусства и архитектуры: Избранные произведения Карла Андреаса Таубе , стр. 246–279.
  7. ^ Повторное исследование мезоамериканского чакмула . Мэри Эллен Миллер. Художественный бюллетень , Том. 67, № 1 (март 1985 г.), стр. 7–17. Издатель: Ассоциация искусств колледжей
  8. ^ Колониальное наследие в поэзии Эрнесто Карденаля: изображения Кетцалькоатля, Несауалькойотля и ацтеков. Чонсу Ли. Испания, Vol. 87, № 1 (март 2004 г.), стр. 22–31. Опубликовано: Американская ассоциация преподавателей испанского и португальского языков.
  9. ^ Змеи и колонны Атлантиды: символы государства майя-тольтеков. Джордж Кублер. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 41, № 2 (май 1982 г.), стр. 93–115. Опубликовано: Общество историков архитектуры.
  10. ^ Jump up to: а б Герменевтика сакральной архитектуры: переоценка сходства между Тулой, Идальго и Чичен-Ицей, Юкатан, Часть II. Автор(ы): Линдсей Джонс. Источник: История религий, Том. 32, № 4 (май 1993 г.), стр. 315–342. Опубликовано: Издательство Чикагского университета.
  11. ^ book.nap.edu/html/biomems/atozzer.pdf
  12. ^ История и религия майя. Дж. Эрик Томпсон. Пресса Университета Оклахомы. Май 1990 года.
  13. ^ Процессы мексиканизации низменностей и гор в Южной Мезоамерике. Джон В. Фокс. Американская древность, Vol. 45, № 1 (январь 1980 г.), стр. 43–54. Опубликовано: Общество американской археологии.
  14. ^ Покорение воображения: мексиканская полярность майя и история Чичен-Ицы. Линдси Джонс. Американский антрополог, Новая серия, Том. 99, № 2 (июнь 1997 г.), стр. 275–290. Опубликовано: Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации.
  15. ^ «Салем Пресс» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г. Проверено 25 ноября 2009 г.
  16. ^ Завоевания воображения: майя-мексиканская полярность и история Чичен-Ицы. Линдси Джонс. Американский антрополог, Новая серия, Том. 99, № 2 (июнь 1997 г.), стр. 275–290. Опубликовано: Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации.

Библиография

[ редактировать ]
  • История и религия майя. Дж. Эрик Томпсон. Пресса Университета Оклахомы. Май 1990 года.
  • Чичен-Ица ​​и его сенот жертвоприношений: сравнительное исследование современных майя и тольтеков. Альфред М Тоззер. 1957.
  • Бизнес повествования в Туле: анализ фриза вестибюля, торговли и ритуалов. Синтия Кристан-Грэм. Латиноамериканская древность, Том. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 3–21. Опубликовано: Общество американской археологии.
  • Историческое значение фресок храма воинов Чичен-Ицы. Дональд Э. Рэй. Американская древность, Vol. 11, № 1 (июль 1945 г.), стр. 25–27. Опубликовано: Общество американской археологии.
  • Повторное исследование мезоамериканского чакмула. Мэри Эллен Миллер. Художественный бюллетень, Том. 67, № 1 (март 1985 г.), стр. 7–17. Издатель: Ассоциация искусств колледжей
  • Нарративный бизнес в Туле: анализ фриза вестибюля, торговли и ритуала. Синтия Кристан-Грэм. Латиноамериканская древность, Том. 4, № 1 (март 1993 г.), стр. 3–21. Опубликовано: Общество американской археологии.
  • Колониальное наследие в поэзии Эрнесто Карденаля: образы Кетцалькоатля, Несауалькойотля и ацтеков. Чонсу Ли. Испания, Том. 87, № 1 (март 2004 г.), стр. 22–31. Опубликовано: Американская ассоциация преподавателей испанского и португальского языков.
  • Художественные связи между тольтеками Чичен-Ицы и классическими майя. Роберт Л. Рэндс. Американская древность, Vol. 19, № 3 (январь 1954 г.), стр. 281–282. Опубликовано: Общество американской археологии.
  • Географическое происхождение и аккультурация развитой цивилизации майя в Мезоамерике. Дуглас Т. Пек. Revista de Historia de América, № 130 (январь – июнь 2002 г.), стр. 7–28. Опубликовано: Панамериканский институт географии и истории.
  • Завоевания воображения: полярность майя и мексиканцев и история Чичен-Ицы. Линдси Джонс. Американский антрополог, Новая серия, Том. 99, № 2 (июнь 1997 г.), стр. 275–290. Опубликовано: Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации.
  • Процессы мексиканизации равнин и гор в Южной Мезоамерике. Джон В. Фокс. Американская древность, Vol. 45, № 1 (январь 1980 г.), стр. 43–54. Опубликовано: Общество американской археологии.
  • Герменевтика сакральной архитектуры: переоценка сходства между Тулой, Идальго и Чичен-Ицей. Линдси Джонс. История религий, Vol. 32, № 3 (февраль 1993 г.), стр. 207–232. Опубликовано: Издательство Чикагского университета.
  • Герменевтика сакральной архитектуры: переоценка сходства между Тулой, Идальго и Чичен-Ицей, Юкатан, Часть II. Автор(ы): Линдсей Джонс. Источник: История религий, Том. 32, № 4 (май 1993 г.), стр. 315–342. Опубликовано: Издательство Чикагского университета.
  • Змея и колонны Атлантов: символы майя-тольтековского государства. Георг Кюблер. Журнал Общества историков архитектуры, Vol. 41, № 2 (май 1982 г.), стр. 93–115. Опубликовано: Общество историков архитектуры.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f975609baf46442940c0c4fbb773bc1__1708970340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/c1/5f975609baf46442940c0c4fbb773bc1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maya–Toltec controversy at Chichen Itza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)