Храм Надписей
Храм Надписей ( классические майя : Болон Йедж Те Наах ( Произношение майя: [ɓolon jex teʔ naːh] ) «Дом девяти заточенных копий» [1] ) — крупнейшая мезоамериканская ступенчатая пирамидальная структура на доколумбовой цивилизации майя месте Паленке , расположенном в современном штате Чьяпас , Мексика . Сооружение было специально построено как погребальный памятник Кинич Джанааб Пакаль . [2] аджав или правитель Паленке в VII веке, чье правление государством длилось почти 70 лет. Строительство этого памятника началось в последнее десятилетие его жизни и было завершено его сыном и преемником Кинич Кан Баламом II . [3] В Паленке Храм Надписей расположен в районе, известном как Двор Храма Надписей, и стоит под прямым углом к юго-востоку от дворца. [4] Храм Надписей сыграл важную роль в изучении древних майя благодаря выдающемуся образцу иероглифического текста, обнаруженному на табличках с надписями, впечатляющим скульптурным панелям на опорах здания и находкам внутри гробницы Пакаля. [5] [6]
Структура
[ редактировать ]Структура представляет собой «храм», расположенный на вершине восьмиступенчатой пирамиды (всего девять уровней). Пять входов в передней части здания окружены опорами с резными изображениями и иероглифическими текстами, написанными письмом майя, в честь которых был назван храм. Внутри храма лестница ведет в склеп, в котором находится саркофаг Пакаля.
История
[ редактировать ]Храм Надписей был завершен вскоре после 683 года. Строительство было инициировано самим Пакалом, хотя его сын Кинич Кан Балам II завершил строительство и его окончательное оформление. [7]
Несмотря на то, что Паленке, как и сам Храм Надписей, посещали и изучали более двухсот лет, гробница Пакаля не была обнаружена до 1952 года. Альберто Руз Луильер , мексиканский археолог , снял с пола каменную плиту храма, открывая лестницу, заваленную обломками. Два года спустя, когда лестницу расчистили, выяснилось, что она вела в гробницу Пакаля. [8]
Пирсы
[ редактировать ]Храм имеет шесть опор или вертикальных панелей. Они обозначены буквами от A до F, каждый из которых содержит тексты, художественные изображения или то и другое, выполненные в виде рельефов из гипсовой лепнины . На опорах A и F имеется только иероглифический текст. На пирсах от B до E изображены люди, держащие фигурку младенца, у которой одной ногой является змея. [9]
-
План храма Фредерика Катервуда.
-
Храм Надписей (слева) и дворец (справа)
-
Вид сбоку
-
Фасад
Пирс А
[ редактировать ]Оформление пирса А полностью состоит из иероглифического текста. Однако до наших дней сохранились только одиннадцать глифов и их частей. Среди этих символов отчетливо виден «захват», но кто или что было захвачено неизвестно, поскольку соответствующие символы нечитабельны.
Пирс Б
[ редактировать ]На пирсе Б изображена сцена, в которой человеческая фигура держит в руке «ребенка» Бога К , одна из ног которого представляет собой змею.
Человеческая фигура на самом деле имеет человеческий размер (165 см в высоту), но из-за положения и перспективы она кажется намного больше. Он носит сложный головной убор из перьев, юбку из кожи ягуара и пояс. Раньше фигура также носила набедренную повязку и короткую накидку, расшитую бисером, но из-за повреждений сегодня они практически отсутствуют, как и голова фигуры.
Считается, что фигура, удерживаемая человеческой фигурой, — это Бог К, хотя его характерный «расширенный лоб» виден только на пирсе D. Фигура Бога К, часто описываемая как «младенец» или «дитя», имеет одну человеческую фигуру. нога и одна змеиная нога. Человеческая нога заканчивается шестипалой ступней, которую поддерживает другая фигура. Вполне вероятно, особенно учитывая акцент, сделанный на полидактилии , что эта особенность является отсылкой к сыну Пакаля, Кану Баламу II, который на портретах изображается с шестью пальцами на одной руке и шестью пальцами на одной ноге.
Пирс С
[ редактировать ]Предполагается, что стоящая фигура на пирсе C — женщина, возможно, мать Пакаля, леди Зак-Кук . Внешний вид психодукта ( полого канала, идущего из внешнего храма в гробницу Пакаля) и соединяющейся с ним каменной ленты заставили многих сравнить конструкцию с пуповиной . Тот факт, что эта «пуповина» соединяет фигуру на пирсе С с могилой Пакаля (и, как следствие, с самим Пакалем), подтверждает идентификацию фигуры как леди Зак-Кук. Тогда пуповину можно интерпретировать как ссылку на королевскую родословную.
Пирс Д
[ редактировать ]Пирс D является доказательством того, что фигура «младенца» на самом деле является Богом К. На этом изображении фигурки «младенца» он носит «топор» или «вспышку», включая зеркало (видимое под перьями стоящего человека). головной убор фигуры), что-то характерное для бога К. Фигура на этом пирсе более полная, чем такая же фигура на любом другом пирсе. В изображении бога К также присутствуют три вертикальных разреза на спине бога. Было доказано, что они были преднамеренными, но их значение до сих пор неизвестно.
Пирс Е
[ редактировать ]Стоящая фигура на пирсе Е — это, скорее всего, Кан Балам I. Сложный головной убор, который носит фигура, содержит глифы, которые идентифицируют его как «чан-балум». Маловероятно, что это относится к Кану Баламу II, поскольку считается, что он представлен фигурой Бога К. Поскольку Кан Балам II, праправнук Кана Балама I, завершил украшение Храм Надписей, это можно рассматривать как попытку укрепить легитимность его притязаний на трон; он подчеркивает свое родство со своим предком и тезкой, а также свое отношение к отцу и бабушке.
Пирс F
[ редактировать ]На пирсе F сохранился только один блок глифов. Он содержит глифы для того, что считается титулом, переведенным как «мертвый кролик», за которыми следуют титул и имя «Кинич Кан-Балам», после чего следует неизвестный глиф (возможно, другой титул) и глиф для Паленке.
Окраска
[ редактировать ]Хотя большая часть цвета опор ухудшилась, некоторые из них все еще видны сегодня. Первоначально пирсы должны были быть необычайно красочными. скульптуре можно было увидеть ярко-красный, желтый и синий цвета На их лепной . Тонкий слой светло-красной краски должен был быть нанесен на всю лепную скульптуру в качестве своего рода фоновой окраски, пока штукатурка была еще влажной, связывая цвет со зданием. Поскольку храм неоднократно перекрашивался, между слоями штукатурки можно наблюдать слои пигмента. Синий цвет обозначал Небеса и Богов и применялся к вещам, связанным с богами, а также к глифическим текстам на скульптуре. Желтый цвет был связан с Шибальбой , подземным миром майя, который ассоциировался с ягуарами, поэтому юбки ягуаров были окрашены соответствующим образом.
Таблички для надписей
[ редактировать ]Храм Надписей получил свое название от трех иероглифических табличек, известных как Восточная, Центральная и Западная, на внутренних стенах храма. Эти таблички подчеркивают идею о том, что события, произошедшие в прошлом, будут повторяться в одну и ту же календарную дату (эта тема также встречается в « Книгах Чилам Балам» ) и представляют собой одну из самых длинных известных надписей майя (617 символов). Столбцы с E по F отмечают начало записи различных событий из жизни Пакаля, которая продолжается до двух последних столбцов на табличках, в которых объявляется о его смерти и упоминается Кан Балам II как его наследник. Все таблицы, за исключением двух последних столбцов, были заполнены еще при жизни Пакаля. [10]
Могила Пакаля
[ редактировать ]Структура
[ редактировать ]Чтобы предотвратить обрушение гробницы из-за огромного веса пирамиды, Архитекторы спроектировали камеру в форме хижины с использованием крестовых сводов и утопленных контрфорсов . [11]
Артефакты
[ редактировать ]В гробнице Пакаля было обнаружено несколько важных археологических находок и произведений искусства.
Саркофаг
[ редактировать ]Среди этих находок была крышка саркофага Пакаля . На изображении, которое его закрывает, Пакаль лежит на вершине «земного монстра». Под ним — раскрытая пасть ягуара, символизирующая Шибальбу . Над ним находится Небесная Птица , восседающая на вершине Космического Древа (представленного крестом), которое, в свою очередь, держит в своих ветвях Змея. Таким образом, в изображении Пакаль лежит между двумя мирами: небесами и подземным миром. Также на саркофаге изображены предки Пакаля, выстроенные в линию, насчитывающую шесть поколений. [12] Мерл Грин Робертсон — единственный, кто когда-либо фотографировал крышку саркофага. Ее подвешивали к потолку, чтобы сфотографировать его. После этого гробницу снова запечатали и с тех пор больше не открывали.
-
Репродукция саркофага Пакаля ( Национальный музей антропологии ) в Мексике
-
Голова короля Пакаля, подросток. Штукатурка.
-
Лепная голова Кинича Джанааба Пакала I (603-683 гг. н.э.)
-
Крышка саркофага
Другой
[ редактировать ]Посмертная маска Пакаля — еще один необычный артефакт, найденный в гробнице. Лицо маски полностью сделано из нефрита , а глаза состоят из ракушек, перламутра и обсидиана .
В саркофаге Пакаля было несколько нефритовых голов меньшего размера, а под его основанием был найден лепной портрет короля.
-
Погребальное платье короля Пакаля
-
Похоронная маска короля Пакаля
-
Погребальное подношение королю Пакалю
У входа в склеп были найдены пять скелетов, мужского и женского пола. Эти жертвы должны были последовать за Пакалем в Шибальбу. [13]
См. также
[ редактировать ]- Замок, Чичен-Ица
- Список мезоамериканских пирамид
- Пирамида Мага в Ушмале
- Храм Тикаль I
- Храм Тикаль II
- Храм Тикаль III
- Храм Тикаль IV
- Tikal Temple V
Примечания
[ редактировать ]Вся информация о пирсах взята из Robertson 1983: 29-53.
- ^ Национальный автономный университет Мексики
- ^ Гюнтер :1
- ^ Гюнтер :4
- ^ Робертсон 1983 : карта 3
- ^ Робертсон 1983 : 24,26,54
- ^ Стирлин 2001 : 79
- ^ Гюнтер : 3-4
- ^ Робертсон 1983 : 23
- ^ Робертсон 1983
- ^ Робертсон 1983 : 54
- ^ Стирлин 2001 : 77
- ^ Стирлин 2001 : 80
- ^ Стирлин 2001 : 79
Ссылки
[ редактировать ]- Гюнтер, Стэнли (nd). «Гробница Кинича Джанааба Пакаля: Храм Надписей в Паленке» ( PDF ) . Статьи Mesoweb . Месовеб . Проверено 4 сентября 2008 г.
- Робертсон, Мерл Грин (1983). Скульптура Паленке. Том I: Храм Надписей . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03560-1 .
- Стирлин, Анри (2001). Майя: дворцы и пирамиды тропического леса . Лондон; Нью-Йорк: Ташен. ISBN 3-8228-1241-2 .
- «Исследователь УНАМ расшифровывает иероглифическое название гробницы царя майя Пакаля» . 2015 . Проверено 17 июня 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]17 ° 29'01 ″ с.ш. 92 ° 02'48 ″ з.д. / 17,4836 ° с.ш. 92,0468 ° з.д.