Трепанация в Мезоамерике

Трепанация в Мезоамерике практиковалась в ряде доколумбовых культур Мезоамериканского региона, начиная, по крайней мере, с середины доклассической эпохи (около 1500 г. до н.э. ) и продолжаясь до позднего постклассического периода, или ок. 1200 г. н.э. [ 1 ]
Трепанация включает в себя преднамеренную и запланированную операцию по вскрытию или просверливанию черепа живого субъекта с использованием инструментов , специально предназначенных для этой цели. Это может быть достигнуто несколькими методами, такими как сверление, надрезание и истирание, или некоторой их комбинацией. Цель таких операций варьируется от медицинских (предназначенных для снятия давления или лечения ряда других недугов) до ритуальных и экспериментальных.
В доколумбовой Мезоамерике свидетельства практики трепанации и ряда других методов деформации черепа поступают из различных источников, включая физические черепные останки доколумбовых захоронений, намеки на иконографические произведения искусства и отчеты периода после завоевания .
Обзор
[ редактировать ]Трепанация практиковалась во многих исторических культурах и обществах по всему миру, причем свидетельства ее использования относятся к периоду неолита . [ 2 ] и его использование продолжается до наших дней при определенных ограниченных обстоятельствах в нескольких культурах. Если пациенту удается пережить процедуру, кость начинает медленно отрастать от края отверстия к центру. Этот новый рост кости заметно тоньше, чем неповрежденная кость на краю, что дает ученым, исследующим трепанированный череп, возможность установить, выжил ли человек после операции. Среди обществ Нового Света трепанация чаще всего встречается в андских цивилизациях, таких как инки , [ 3 ] где она часто связана с уже существовавшим черепно-мозговым повреждением, что указывает на то, что ее использовали в качестве достаточно успешной медицинской процедуры - по одной оценке, более 70% пациентов пережили операцию. [ 4 ] В 2008 году антропологи обнаружили доказательства того, что уровень выживаемости мог достигать 80–90 процентов. [ 5 ]
Его распространенность среди мезоамериканских цивилизаций гораздо ниже, по крайней мере, если судить по сравнительно небольшому количеству обнаруженных трепанированных черепов. [ 6 ] Археологические данные еще более усложняются практикой нанесения увечий и модификации черепов, которая проводилась после смерти субъекта с целью изготовления «трофейных черепов» и тому подобного пленников и врагов. Это была достаточно широко распространенная традиция, проиллюстрированная в доколумбовом искусстве, которое иногда изображало правителей, украшенных или несущих измененные черепа своих побежденных врагов, или ритуальное выставление жертвенных жертв. В некоторых мезоамериканских культурах использовалась подставка для черепов (известная под термином на науатле , цомпантли ), на которую черепа были пронзены рядами или столбцами деревянных кольев.
Несмотря на это, были обнаружены некоторые свидетельства настоящей трепанации в Мезоамерике (т. е. там, где жил субъект).
Опрос
[ редактировать ]Ранние колониальные отчеты
[ редактировать ]отчеты шестнадцатого века, Испанские колониальные такие как отчеты Бернардино де Саагуна и епископа Диего де Ланда, содержат упоминания об использовании методов трепанации среди мезоамериканцев для облегчения боли, например, при постоянных головных болях и тех, которые возникают в результате практики преднамеренной деформации черепа (для эстетических целях) с помощью компрессионных пластин и других методов.
Центральная Мексика и Оахака
[ редактировать ]Самые ранние археологические исследования [ 7 ] опубликованное в конце XIX века исследование трепанированных черепов нескольких экземпляров, найденных в горах Тараумара норвежским этнографом Карлом Лумгольцем . [ 8 ] Более поздние исследования зафиксировали случаи, выявленные в ряде мест в Оахаке и центральной Мексике , таких как Тилантонго , Оахака и главный сапотеков поселок в Монте-Альбане . Два экземпляра с родины цивилизации Тлатилько (которая процветала около 1400 г. до н.э.) указывают на то, что эта практика имеет давнюю традицию. [ 9 ] хотя культурное происхождение этих конкретных образцов оспаривается. [ 10 ]
Исследование семи трепанированных черепов из Монте-Альбана, проведенное в 1999 году, показало сочетание одиночных и множественных эллиптических отверстий, просверленных или втертых в крышку черепа, выполненных исключительно на верхних теменных костях . Образцы черепов были взяты как у взрослых мужчин, так и у женщин, и свидетельства заживления вокруг перфораций позволяют предположить, что около половины черепов пережили операцию. На большинстве черепов, участвовавших в исследовании, были обнаружены признаки более раннего повреждения черепа, что указывает (как и в случае с Андскими примерами), что операции были попыткой восстановить или облегчить эту травму головы. [ 11 ]
Из этого анализа следует, что в самых ранних находках использовалась техника прямого истирания, которая позже была объединена с методами сверления и надреза.
Черепа, извлеченные из Чолулы, демонстрируют другую форму трепанации («надначальное поражение»), при которой в задней части черепа образовалось углубление, но без существенного его перфорирования. [ 12 ]
Регион майя и полуостров Юкатан
[ редактировать ]Образцы, обнаруженные в регионе цивилизации майя на юге Мексики, в Гватемале и на полуострове Юкатан, не содержат никаких доказательств использования методов сверления или резки, обнаруженных в центральной и высокогорной Мексике. Вместо этого доколумбовые майя, по-видимому, использовали абразивную технику, которая шлифовала заднюю часть черепа, утончая кость, а иногда и прокалывая ее, подобно примерам из Чолулы. Многие черепа из региона майя относятся к постклассическому периоду (около 950–1400 гг.) и включают образцы, найденные в Паленке в Чьяпасе и обнаруженные в Священном сеноте на известном постклассическом месте Чичен-Ица на севере Юкатана. [ 11 ]
Практика преднамеренной деформации или уплощения черепа хорошо документирована среди доколумбовых народов майя и подтверждается, начиная с доклассической эпохи. С помощью колыбелей и других методов сжатия, применяемых к растущему черепу с младенчества, были созданы разнообразные формы головы, в разных регионах и в разные периоды времени демонстрирующие разницу в стиле и идеале. Эта практика применялась как к мужчинам, так и к женщинам, и не считалось, что она особенно связана с классом или социальным положением. Однако оно получило широкое распространение до такой степени, что в одном конкретном исследовании [ 13 ] которые исследовали более 1500 черепов, взятых со всего региона майя, установили, что по крайней мере 88% имели ту или иную форму преднамеренной деформации черепа. Эти практики не имеют известной терапевтической ценности, хотя они, возможно, были переплетены с выражением культурных ценностей, верований и идентичности майя. Это утверждают некоторые ученые в этой области, такие как Вера Тислер, [ 14 ] эта трепанация у майя также имела культурно значимое значение, помимо какой-либо медицинской пользы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. резюме Ромеро (1970).
- ^ См. Уокер (1997), в котором сообщается о «самых ранних недвусмысленных доказательствах трепанации» в захоронении недалеко от Энсисхайма в регионе Эльзас во Франции, датируемом 5100–4900 гг. до н.э. См. также цитаты и комментарии Тислера (2003a).
- ^ Тислер (2003a)
- ^ Верано (1997), цитируется по Тислеру (2003a). В этом контексте «успешным» является оценка выживаемости пациента, а не обязательно ее эффективности в качестве лечения ранее существовавшего недуга. Как правило, на основании остеологических данных трудно определить, было ли лечение успешным в облегчении симптомов медицинских жалоб пациента.
- ^ Новости науки / Хирургия черепа инков
- ^ Тислер (2003a).
- ^ По данным Тислера (2003a).
- ^ Исследование Лумгольца было опубликовано в журнале «Американский антрополог» (Lumholtz & Hrdlička 1897).
- ^ Ромеро (1970).
- ^ См. Тислер (2003a), где упоминаются особые взгляды.
- ^ Jump up to: а б Тислер (1999).
- ^ Родригес (1972), цитируется по Тислеру (2003a).
- ^ Тислер (2003b)
- ^ См. Тислер 1999, 2003a и, в частности, 2003b.
Ссылки
[ редактировать ]- Лумгольц, Карл ; Алеш Хрдличка (декабрь 1897 г.). «Трепанация в Мексике» . Американский антрополог . 10 (12). Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонское антропологическое общество : 389–396. дои : 10.1525/aa.1897.10.12.02a00010 . OCLC 1479294 .
- Родригес, Заид Лагунас (1972). «Супранианская трепанация черепов из Чолулы, Пуэбла». Коммуникационный проект Пуэбла-Тласкала (на испанском языке). 8 . Пуэбла, Мексика: Немецкий фонд научных исследований , Deutsche Forschungsgemeinschaft : 47–50. ОСЛК 3769369 .
- Ромеро Молина, Хавьер (1970). «Повреждения зубов, трепанация и деформация черепа». В Т. Дейле Стюарте (том) (ред.). Справочник индейцев Средней Америки, Vol. 9: Физическая антропология . Роберт Вошоп (изд. серии) (2-е издание (исправленное) изд.). Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70014-8 . ОСЛК 277126 .
- Стоун, Джеймс Л.; Хавьер Урсид (2003). «Доколумбовая трепанация черепа в Северной Америке». У Роберта Арнотта ; Стэнли Фингер; Кристофер Апэм Мюррей Смит (ред.). Трепанация: открытие, история, теория . при поддержке Болеслава Лихтермана и Руперта Брайтвейзера. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger Publishers . стр. 237–252. ISBN 90-265-1923-0 . OCLC 54094816 .
- Тислер Блос, Вера (1999). Биокультурные особенности древних майя: культурные и социальные аспекты (Диссертация) (на испанском языке). Докторская диссертация по антропологии, УНАМ.
- Тислер Блос, Вера (2003а). «Черепная хирургия в Древней Мезоамерике» ( формате PDF онлайн-публикация в ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур . Проверено 23 мая 2006 г.
- Тислер Блос, Вера (2003b). «Формирование головы и украшение зубов у древних майя» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: исследование мезоамериканских культур . Проверено 23 мая 2006 г.
- Саммер, Джон (1997). «Трепанация как метод лечения переломов черепа в древнем Перу». В Розе Ма Рамос Родригес; Ма Евгения Пенья Рейес (ред.). Исследования по биологической антропологии, вып. 8 . Коллоквиум по физической антропологии «Хуан Комас», VIII. 1995. Мехико (на испанском языке). Мексика, Германия: Институт антропологических исследований – Национальный автономный университет Мексики , совместно с Мексиканской ассоциацией биологической антропологии и Национальным институтом антропологии и истории . стр. 65–81. ISSN 1405-5066 . ОСЛК 28004605 .
- Уокер, Амели А. (сентябрь – октябрь 1997 г.). «Неолитическая хирургия» (воспроизведено онлайн) . Археология . 50 (5): 9. ISSN 0003-8113 . OCLC 1481828 .