аль-Халладж
аль-Хусейн ибн Мансур аль-Халладж | |
---|---|
Мансур Халладж | |
Персональный | |
Рожденный | т. 858 г. н.э. |
Умер | 26 марта 922 г. [4] | 63–64 года) н.э. ( 922-03-26 )
Религия | ислам |
Эра | Аббасид |
Крид | сунниты [2] [3] |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Мансур аль-Халладж ( арабский : Абу 'л-Мудит аль-Хусейн ибн Мансур Абу аль-Мугит аль-Хусейн ибн Мансур аль-Халладж , латинизированный : аль-Халладж ) или Мансур Халладж ( персидский : Мансур Халладж , латинизированный : Мансур-э) Халладж ) ( ок. 858 — 26 марта 922) ( хиджра ок. 244 г. хиджры — 309 г. хиджры) — персидский мистик, поэт и учитель суфизма . [5] [6] [7] Он наиболее известен своим высказыванием: «Я есть Истина» (Ана'л-Хакк), в котором многие видели претензию на божественность, в то время как другие интерпретировали его как пример уничтожения эго , позволяя Богу говорить через него. . Аль-Халладж приобрел широкий круг последователей как проповедник, прежде чем он оказался замешан в борьбе за власть при дворе Аббасидов и был казнен после длительного периода заключения по религиозным и политическим обвинениям. Хотя большинство его современников-суфиев не одобряли его действия, Халладж позже стал важной фигурой в суфийской традиции. [8]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Аль-Халладж родился около 858 года в провинции Парс империи Аббасидов в семье чесальщика хлопка ( Халладж означает «чесальщик хлопка» по-арабски) в арабизированном городе под названием аль-Байда. [9] Его дед был зороастрийским магом . [7] Его отец переехал в город Васит, известный своей школой чтецов Корана. [9] Аль-Халладж выучил Коран до того, как ему исполнилось 12 лет, и часто отступал от мирских занятий, чтобы присоединиться к другим мистикам в учебе в школе Сахл ат-Тустари . [9] В этот период аль-Халладж потерял способность говорить по-персидски и позже писал исключительно на арабском языке. [7] [9] Аль-Халладж был мусульманином-суннитом . [2] [3]
Когда ему было двадцать, аль-Халладж переехал в Басру , где женился и получил суфийскую одежду от Амра Макки, хотя его пожизненный и моногамный брак позже вызвал ревность и сопротивление со стороны последнего. [9] [10] Через своего зятя аль-Халладж оказался в контакте с кланом зайди-шиитов , который поддерживал восстание Зандж . [9]
Позже аль-Халладж отправился в Багдад, чтобы проконсультироваться со знаменитым суфийским учителем Джунайдом из Багдада , но он устал от конфликта, существовавшего между его тестем и Амром Макки, и отправился в паломничество в Мекку вопреки совету . Джунайда, как только было подавлено Занджское восстание. [9]
Паломничества и путешествия
[ редактировать ]В Мекке он дал обет оставаться в течение года во дворе святилища в посте и полном молчании. [9] Вернувшись из Мекки, он сбросил суфийскую тунику и принял «мирскую привычку», чтобы иметь возможность более свободно проповедовать. [9] В то время ряд суннитов, в том числе бывшие христиане, которые позже стали визирями при дворе Аббасидов, стали его учениками, но другие суфии были возмущены, в то время как некоторые мутазилиты и шииты, занимавшие высокие посты в правительстве, обвинили его в обмане и подстрекали к толпа против него. [9] Аль-Халладж уехал в восточный Иран и оставался там пять лет, проповедуя в арабских колониях и укрепленных монастырях, в которых размещались добровольцы, участвующие в джихаде, после чего он смог вернуться и обосноваться со своей семьей в Багдаде. [9]
Аль-Халладж совершил свое второе паломничество в Мекку с четырьмястами учениками, где некоторые суфии, его бывшие друзья, обвинили его в колдовстве и заключении договора с джиннами. [9] После этого он отправился в долгое путешествие, которое привело его в Индию и Туркестан за пределы исламских земель. [9] Около 290/902 года он вернулся в Мекку для своего последнего паломничества, одетый в индийскую набедренную повязку и заплатанную одежду на плечах. [9] Там он молился Богу, чтобы его сделали презираемым и отвергнутым, чтобы один Бог мог даровать Себе благодать устами Своего слуги. [9]
Заключение и казнь
[ редактировать ]Вернувшись к своей семье в Багдад, аль-Халладж начал выступать с заявлениями, которые вызвали эмоции среди населения и вызвали беспокойство среди образованных классов. [9] В их число входили признание в его пылкой любви к Богу и желании «умереть проклятым за Сообщество», а также такие заявления, как «О мусульмане, спасите меня от Бога». [11] ... «Бог сделал мою кровь законной для тебя: убей меня». [9] Говорят, что именно в это время аль-Халладж произнес свой знаменитый шат «Я есть Истина». [9] Он был осужден в суде, но шафиитский юрист отказался осудить его, заявив, что духовное вдохновение находится за пределами его юрисдикции. [9]
Проповедь аль-Халладжа к тому времени вдохновила движение за моральные и политические реформы в Багдаде. [9] В 296/908 году суннитские реформаторы предприняли неудачную попытку свергнуть несовершеннолетнего халифа аль-Муктадира . [9] Когда он был восстановлен, его шиитский визирь развязал антиханбалитские репрессии, что побудило аль-Халладжа бежать из Багдада, но три года спустя он был арестован, возвращен и заключен в тюрьму, где оставался девять лет. [9]
Условия содержания аль-Халладжа варьировались в зависимости от относительного влияния его противников и сторонников при дворе. [9] но в конце концов он был приговорен к смертной казни в 922 году по обвинению в том, что был карматским мятежником, желающим разрушить Каабу , потому что он сказал: «Главное — семь раз обойти Каабу в своем сердце». [13] По другому сообщению, предлогом стала его рекомендация построить местные копии Каабы для тех, кто не имеет возможности совершить паломничество в Мекку. [7] Царица-мать ходатайствовала перед халифом, который первоначально отменил приказ о казни, но происки визиря в конце концов побудили его утвердить его. [13] 23 зу-ль-Каада (25 марта) трубы объявили о его казни на следующий день. [13] Слова, которые он произнес прошлой ночью в своей камере, собраны в «Ахбар аль-Халладж» . [13] Тысячи людей стали свидетелями его казни на берегу реки Тигр . Палач сначала ударил его по лицу, затем избил до потери сознания, а затем обезглавил. [14] [15] или повесился. [7] Свидетели сообщили, что последними словами аль-Халладжа под пытками было: «Все, что имеет значение для экстатика, - это то, чтобы Уникальный привел его к Единству», после чего он прочитал стих Корана 42:18. [13] Его тело облили маслом и подожгли, а пепел развеяли в реку. [7] На месте его казни «быстро» был построен кенотаф , который «привлекал паломников на тысячелетие». [16] пока его не смыло наводнением Тигра в 1920-х годах. [17]
Некоторые задаются вопросом, был ли аль-Халладж казнен по религиозным мотивам, как это принято считать. По словам Карла В. Эрнста , юридическое понятие богохульства не было четко определено в исламском праве, и к заявлениям такого рода следователи трактовались непоследовательно. [18] На практике, поскольку отступничество подпадало под категорию зандака , что отражало зороастрийское наследие рассмотрения ереси как политического преступления, их преследовали только тогда, когда это было политически удобно. [18] Садакат Кадри отмечает, что «в десятом веке было далеко не общепринято наказывать ересь», и считается, что он избежал бы казни, если бы визирь халифа аль -Муктадира не хотел дискредитировать «некоторые деятели, которые присоединились к ним». с аль-Халладжем. [19] (Раньше аль-Халладж был наказан за разговоры о единении с Богом, его побрили, выставили к позорному столбу и избили плашмя мечом, но не казнили, потому что шафиитский судья постановил, что его слова не являются «доказательством неверия». ") [19] [20]
Учения и практики
[ редактировать ]Аль-Халладж обратился к популярной аудитории, призывая их найти Бога внутри своей души, что принесло ему титул «кардера сокровенных душ» (Халладж аль-асрар). [7] Он проповедовал без традиционных суфийских привычек и использовал язык, знакомый местному шиитскому населению. [7] Возможно, это создавало впечатление, что он был карматским миссионером, а не суфием. [7] Его молитву Богу о том, чтобы он был потерян и презираем, можно считать типичной для суфия, ищущего уничтожения в Боге, хотя Луи Массиньон интерпретировал ее как выражение желания принести себя в жертву во искупление от имени всех мусульман. [7] Когда аль-Халладж вернулся в Багдад из своего последнего паломничества в Мекку, он построил у себя дома модель Каабы для частного поклонения. [7]
Аль-Халладжу широко приписывали многочисленные сверхъестественные деяния. Говорят, что он «зажег четыреста масляных ламп в иерусалимской церкви Гроба Господня пальцем и погасил вечный огонь в зороастрийском храме огня одним рывком за рукав». [14]
Среди других суфиев аль-Халладж был аномалией . Многие суфийские мастера считали неуместным делиться мистикой с массами, однако аль-Халладж открыто делал это в своих трудах и в своих учениях. Это усугублялось случаями, когда он впадал в транс, который он приписывал нахождению в присутствии Бога. [21]
Халладжа также обвинили в «воплощении» Хулула , в основе которого, по-видимому, лежит спорный стих, в котором автор провозглашает мистический союз двух духов в одном теле. Эту позицию критиковали за недостаточное подтверждение союза и единства; осталось два духа, тогда как тексты суфийского фана говорят о полном уничтожении и уничтожении в уничтожении (уничтожении сознания уничтожения), при этом остается только один действующий субъект, божество. [22] Саер Эль-Джайчи утверждал, что «говоря о единстве с божественным с точки зрения Хулула, Халладж не имеет в виду слияние (или смешение) божественной и человеческой субстанций». Скорее, он имеет в виду «обостренное чувство осознания, кульминацией которого является осуществление духовного – сверхчувственного – видения присутствия Бога». [23]
Эдвард Саид лаконично охарактеризовал аль-Халладжа как «квазихристоподобного». [24]
Существуют противоречивые сообщения о его самом известном шате , أنا الحق Ана ль-Хакк «Я есть Истина», что было истолковано как означающее, что он утверждал, что он Бог, поскольку аль-Хакк «Истина» — одно из имён Бог в исламе . Во время медитации он произнес انا الحق. В самом раннем сообщении, основанном на враждебном рассказе грамматистов Басры, говорится, что он сказал это в мечети аль-Мансур, тогда как свидетельства, появившиеся десятилетия спустя, утверждают, что это было сказано в частном порядке во время консультаций с Джунайдом. Багдади. [7] [9] Несмотря на то, что это высказывание стало неразрывно связано с его казнью в народном воображении, отчасти благодаря включению его в его биографию Аттаром из Нишапура , исторические проблемы, связанные с его казнью, гораздо более сложны. [7] В другом спорном заявлении аль-Халладж утверждал: «В моем тюрбане нет ничего, кроме Бога», и аналогичным образом он указывал на свой плащ и говорил: ما في جبتي إلا الله Mā fī jubbatī illā l-Lāh «Нет ничего в моем плащ, кроме Бога». Он также написал: [25]
Я видел моего Господа очами сердца
Я спросил: «Кто Ты?»
Он ответил: «Ты».
В 11-м томе Ибн Касира книги «Аль-Бидая ва-ль-Нихая» говорится, что аль-Халладж обманывал людей, устраивая спектакли со своими наемниками под видом духовного исцеления и вымогая у них деньги. хитростью и тайной, а также утверждается, что он приехал в Индию, чтобы изучать и практиковать индийскую магию . [26] Ибн Касир также сказал в книге: «Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами Амр ибн Усман [ нужны разъяснения ] сказал со ссылкой на аль-Макки: Он сказал: «Я гулял с аль-Халладжем по некоторым улицам Мекки и читал Коран. Я читал, и он слышал мое чтение. И сказал: Я могу читать Коран. то же самое (декламация), поэтому я оставил его». [26] Передано Ибн Касиром, Абу Зари ат-Табари сказал: «Я слышал, как Абу Якуб аль-Акта сказал: «Я выдал свою дочь замуж за аль-Хусейна аль-Халладжа, когда увидел его хорошее поведение и усердие, и через короткое время мне стало ясно, что Он — лживый колдун, ненавистный неверный. [26] Ибн Касир также сказал: «Мухаммад ибн Яхья ар-Рази сказал: Я слышал, как Амр ибн Усман проклинал его и говорил: «Если бы я мог убить его, я бы убил его собственными руками». Я сказал ему: «Что сделал шейх?» напасть на него? Он сказал: «Я прочитал стих из Книги Аллаха, и Он сказал: Я могу сочинять так и говорить так». [26] Ибн Касир также сказал, а Абу аль-Касим аль-Кушайри упомянул в своем письме в главе о сохранении сердец шейхов: Амр бин Усман вошел в дом аль-Халладжа, когда он был в Мекке, он (Халладж) писал что-то на бумаге, и он (Амр) сказал ему: «Что это?» Он (Халладж) сказал: «Это противоречит Корану» . Он сказал: «Затем он помолился за него, и тогда он не добился успеха». Халладж отрицал, что Абу Якуб аль-Акта женил его на своей дочери. [26]
Работает
[ редактировать ]Основные работы Аль-Халладжа, написанные на арабском языке, включали: [13]
- Двадцать семь риваятов (историй или повествований), собранных его учениками примерно в 290/902 году.
- Китаб ат-Тавасин , серия из одиннадцати коротких произведений.
- Стихи собраны в Диван аль-Халладже .
- Заявления, в том числе сделанные его прошлой ночью, собраны в «Ахбар аль-Халладж» .
Его самая известная письменная работа — « Книга ат-Тавасина» ( «Книга Тавасина» ). [27] в котором он использовал линейные диаграммы и символы, которые помогли ему передать мистические переживания, которые он не мог выразить словами. [7] Тавасин — это ломаное множественное число слова та-син , которое образует буквы та (ط) и син (س), помещенные по неизвестным причинам в начале некоторых сур Корана. [27] Главы различаются по объему и тематике. Например, глава 1 представляет собой дань уважения Мухаммеду, а главы 4 и 5 посвящены его легендарному восхождению на Мирадж. Глава 6 — самая длинная из глав и посвящена диалогу сатаны ( Иблиса ) и Бога, где сатана отказывается поклониться Адаму, хотя Бог просит его сделать это. Монотеистическое заявление сатаны о том, что он отказался склониться перед кем-либо, кроме Бога, даже рискуя вечным отвержением и мучениями, сочетается с лирическим языком безумного от любви любовника из традиции Меджнун, любовника, чья преданность настолько тотальна, что для него нет пути ни к чему «кроме» любимой. [22] В этом отрывке исследуются вопросы мистического знания (марифа), когда оно противоречит повелениям Бога, поскольку, хотя Иблис и не подчинялся повелениям Бога, он следовал Его воле. [22] Другие утверждают, что его отказ обусловлен ошибочным представлением об уникальности Бога и его отказом отдаться Богу в любви. Халладж критикует устаревшее обожание (Мейсон, 51–3). Аль-Халладж заявил в этой книге: [28]
Если не признаешь Бога, то хотя бы признай Его знак, Я – творящая истина.
потому что через истину я — вечная истина.
Виды классической эпохи
[ редактировать ]Лишь немногие деятели ислама вызвали столько споров среди классических комментаторов, как аль-Халладж. [29] Споры затрагивают доктринальные категории. [29] Практически в каждом крупном течении юридической и теологической мысли ( Ханафи , Малики , Шафии Ханбали , Матуриди , Ашари , а также шииты Джафари ) можно найти своих недоброжелателей и тех, кто полностью принял его наследие или оправдывал его заявления каким-либо оправданием. [29] Среди его поклонников среди философов были Ибн Туфайл , Сухраварди и Мулла Садра . [29]
Хотя большинство ранних суфийских учителей осуждали его, последующие поколения суфиев почти единогласно канонизировали его. [29] Основная суфийская интерпретация шатията , принявшая форму высказываний «Я есть», противопоставляла постоянство ( бака ) Бога мистическому уничтожению ( фана ) индивидуального эго, которое позволяло Богу говорить через человека. [18] Некоторые суфийские авторы утверждали, что такие высказывания были неверными цитатами или приписывали их незрелости, безумию или опьянению, в то время как другие считали их подлинными выражениями духовных состояний, даже глубочайшего опыта божественных реалий, которые не следует показывать недостойным. [18] Некоторые из них, в том числе аль-Газали , проявили двойственное отношение к своей очевидно богохульной природе, восхищаясь духовным статусом их авторов. [18] Руми писал: «Когда перо (власти) находится в руке предателя, Мансур, несомненно, находится на виселице». [30]
Современные виды
[ редактировать ]Сторонники Мансура истолковали его высказывание как означающее: «Бог лишил меня всего, кроме Себя». По их мнению, Мансур никогда не отрицал единства Бога и был строгим монотеистом. Однако он считал, что действия человека, совершаемые в полном соответствии с благоволением Бога, ведут к блаженному соединению с Ним. [31] малаялам Автор Вайком Мухаммад Башир проводит параллель между «Ана аль-Хакк» и Ахам Брахмасми , Упанишад Махавакья , что означает «Я есть Брахман » (Высшая Реальность в индуизме ). Башир использует этот термин, подразумевая, что Бог находится внутри человека. Среди европейских историков существовало мнение, что аль-Халладж был тайным христианином , пока французский ученый Луи Массиньон не представил свое наследие в контексте исламского мистицизма в своем четырехтомном труде « Страсти Хусейна ибн Мансура Халляджа» . [7]
Влияние
[ редактировать ]Халладж высоко почитается езидами , [32] [33] сочинивший несколько посвященных ему религиозных гимнов. Элементы его взглядов, выраженных в «Китаб ат-Тавасин», можно найти в их религии. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- арабская литература
- Список персидских поэтов и авторов
- суфизм
- Хасан из Басры
- Рабиа аль-Адавия
- Ахам Брахмасми
- Анальный Хак
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Художественный музей Уолтерса. Повешение Мансура аль-Халладжа, из рукописи Дивана Амира Хосрова, он же Хасан Дихлави» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гэвин Д'Коста (2014), Ватикан II: Католические доктрины о евреях и мусульманах , цитата: «...сосредоточено на суннитском мистике аль-Халладже...», Oxford University Press, стр. 186, ISBN 9780199659272
- ^ Перейти обратно: а б Н. Ханиф (2002), Биографическая энциклопедия суфиев: Центральная Азия и Ближний Восток , цитата: «Аль-Халладж, по сути, всегда оставался суннитом, с сильной склонностью к жесткой азоэтике в соблюдении постов Рамадана...», Саруп и сыновья, с. 188, ISBN 9788176252669
- ^ Справочная энциклопедия Britannica Ready, Vol. 4, стр. 249, ISBN 81-8131-098-5
- ^ Ирвин, Роберт, изд. (2010). Новая Кембриджская история ислама, Том 4 (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 47. ИСБН 978-0-521-83824-5 .
Пожалуй, самый спорный Су! был персидский мистик аль-Халладж (ум. 309/922).
- ^ Джон Артур Гаррати, Питер Гей, Всемирная история Колумбии , Harper & Row, 1981, стр. 288, ISBN 0-88029-004-8
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Джавид Моджаддеди, «ХАЛЛАДЖ, АБУЛ-МОХИН ХОСАЙН б. Мансур б. Махамма Байзави» в Энциклопедии Ираника
- ^ «Аль-Халладж | Исламский мистик» . Британская энциклопедия . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Луи Массиньон , Луи Гарде (1986). Энциклопедия ислама, 2-е изд., Том. 3, «Аль-Халладж» . Брилл. стр. 99–100.
- ^ Dawn.com (10 ноября 2011 г.). «История Халладжа» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 8 декабря 2020 г.
- ^ «Казнь Хусейна ибн Мансура Аль-Халладжа» . Библиотека и музей Моргана . 22 ноября 2013 года . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Бруклинский музей. Казнь Мансура Халладжа из альбома Уоррена Гастингса.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Луи Массиньон , Луи Гарде (1986). Энциклопедия ислама, 2-е изд., Том. 3, «Аль-Халладж» . Брилл. п. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Кадри 2012 , с. 238.
- ^ Массиньон 1982 , с. 1:560-625.
- ^ Массиньон 1982 , с. 1:231.
- ^ Кадри 2012 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Карл В. Эрнст (1997). Энциклопедия ислама, 2-е изд., Том. 9, «Шат» . Брилл. стр. 361–362.
- ^ Перейти обратно: а б Кадри 2012 , с. 237.
- ^ Массиньон 1982 , с. 1:475.
- ^ «Жизнь и учение Халладжа» . 13 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Селлс, Майкл Энтони. 1996. Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, мирадж, поэтические и теологические сочинения. Нью-Йорк: Паулист Пресс.
- ^ Ранний философский суфизм: неоплатоническая мысль Хусейна ибн Мансура аль-Халлага. Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
- ^ В., Саид, Эдвард (2019). Ориентализм . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-118742-6 . OCLC 1200830761 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мохаммед Рустом (2010). «Метафизика сердца Руми». Обзор Мавланы Руми . 37 (1): 69–79. дои : 10.1177/000842980803700101 . JSTOR 26810284 . S2CID 144889204 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Начало и конец/Часть одиннадцатая/Потом я вошел в триста девятый год
- ^ Перейти обратно: а б аль-Халладж, Мансур (1913). Китаб ат-Тавасин (ред. Луи Массиньон) . Книжный магазин Пола Гетнера.
- ^ Китааб аль-Таваасин , Massignon Press, Париж, 1913, vi, 32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Луи Массиньон , Луи Гарде (1986). Энциклопедия ислама, 2-е изд., Том. 3, «Аль-Халладж» . Брилл. п. 104.
- ^ Матнави Книга 2: строка 1398 Перевод Николсона стр.293. Персидский: Потому что ручка была в руке изменника / Мансур был вынужден взять ее.
- ^ Энциклопедия ислама и мусульманского мира , Томсон Гейл, (2004), стр.290
- ^ «Езиды » .
- ^ Нидал Дарвиш (16 октября 2017 г.). «Сирийские езиды в Курдаге и Джазире: формирование идентичности в гетерогенном обществе » . МЕДАРАТКУрд . Проверено 8 февраля 2024 г.
- Кадри, Садакат (2012). Рай на Земле: путешествие по законам шариата из пустынь Древней Аравии ... Макмиллан. ISBN 9780099523277 .
- Массиньон, Луи (1982). Страсти аль-Халладжа, мистика и мученика ислама . Перевод Герберта Мэйсона. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691019193 .
- Родзевич, Артур (2022). Тайна сущности и сущность тайны: езидская и яресанская космогонии в свете Китаб ат-Тавасина Макмиллана. ISBN 978-981-16-6444-1.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Эдвард Г. (1998). Литературная история Персии . Ричмонд: Curzon Press. ISBN 0-7007-0406-Х .
- Эрнст, Карл В. (1985). Слова экстаза в суфизме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-917-5 .
- Массиньон, Луи (1983). «Трансисторический взгляд на жизнь Халладжа». Слово дано . Париж: порог: 73–97. ISBN 202006586X .
- Мейсон, Герберт (1983). Мемуары друга: Луи Массиньон . Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 058531098X .
- Мишо, Яхья М. (2007). «Комментарий Ибн Таймии к Символу веры аль-Халладжа». В А. Шихаде (ред.). Суфизм и теология . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 123–136. doi : 10.3366/edinburgh/9780748626052.003.0008 . ISBN 978-0-7486-2605-2 .
- Моджаддиди, Джавид (1 марта 2012 г.). «ХАЛЛАДЖ, АБУ'Л-МОХИН ХОСАЙН б. Мансур б. Махамма Байзави» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 декабря 2012 г.
- Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы . Дордрехт: Издательская компания Reidel. ISBN 90-277-0143-1 .
- Эль-Джаичи, Саер (2018). Ранний философский суфизм: неоплатоническая мысль Хаусайна ибн Мансура аль-Халлага . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-3917-6 .
- Шах, Идрис (1964). Суфии . Город-сад: Даблдэй. OCLC 427036 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]По-английски:
- [1] Тавасин Мансура аль-Халладжа в английском переводе]
- Избранные стихи аль-Халладжа в английском переводе
- Доктрина Аль-Халладжа Аль-Кушайри. Архивировано 25 мая 2006 г. в Wayback Machine.
- Статьи в Poet Seers
- аль-Халладж в Интернет-сборнике по средневековью
На других языках:
- Ритмичная проза и стихи Аль-Халладжа в исполнении на арабском языке.
- Китаб аль-тавасин под редакцией и аннотациями Луи Массиньона (на арабском и французском языках) (включая персидский перевод и комментарии Рузбихана Бакли ).
- Луи Массиньон (1922) Страсть Аль-Хосейна-ибн-Мансура аль-Халладжа, том. 2 (на французском языке)
- Ахбар аль-Халладж (на арабском языке)
- Собрание сочинений Мансура Халладжа в персидском переводе. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- Диван Мансура Халладжа в персидском переводе. Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Диван Мансура Халладжа в переводе на урду. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- 850-е рождения
- 922 смерти
- Арабскоязычные писатели IX века
- Арабскоязычные поэты X века
- Людей казнили за богохульство
- Люди казнены за ересь
- Казненные иранцы
- Иранские суфийские святые
- Суфийские поэты
- Казни X века в Аббасидском халифате
- Жители провинции Фарс
- Иранские писатели X века.
- Иранские писатели IX века
- Иранские мусульманские мистики
- Казненные философы
- Индуизм и ислам
- Иранские арабоязычные поэты
- Поэты средневекового исламского мира