Jump to content

Происхождение и архитектура Тадж-Махала

Мавзолей комплекса Тадж-Махал в Агре, Индия

Тадж -Махал представляет собой лучший и самый изысканный пример индо-исламской архитектуры . Его истоки лежат в движущихся обстоятельствах его создания, а также в культуре и истории правления исламской империи Великих Моголов на значительной части Индии. Обезумевший Великих Моголов император Шах Джахан заказал этот проект после смерти одной из своих любимых жен Мумтаз Махал .

Шедевр главного архитектора Великих Моголов Ахмада Мамара , сегодня это одно из самых известных и узнаваемых зданий в мире. В то время как большой с куполом мраморный мавзолей является самой знакомой частью памятника, Тадж-Махал представляет собой обширный комплекс зданий и садов, занимающий площадь более 22,44 га (55,5 акров). [примечание 1] [1] и включает дополнительные гробницы, инфраструктуру гидротехнических сооружений, небольшой городок Тадж-Ганджи на юге и «сад лунного света» к северу от реки. Строительство Тадж-Махала началось в 1632 году нашей эры (1041 год хиджры ) на южном берегу реки Ямуна в Агре и было практически завершено к 1648 году нашей эры (1058 год хиджры). Проект был задуман как земная копия дома Мумтаз Махал в раю.

Мумтаз и Шах Джахан

[ редактировать ]
Анимация, показывающая Тадж-Махал (английские субтитры)

В 1607 году ( 1025 год хиджры ) могольский принц Хуррум (позже ставший Шах-Джаханом ) был обручен с Арджуманд Бану Бегум , внучкой персидского дворянина. Она станет бесспорной любовью всей его жизни. Они поженились пять лет спустя, в 1612 году. После свадебных торжеств Хуррам «нашел ее по внешности и характеру избранной среди всех женщин того времени», дал ей титул Мумтаз Махал (Драгоценность дворца). [2]

За прошедшие годы Хуррум взял еще двух жен, известных как Акбарабади Махал и Кандахари Махал, но, по словам официального придворного летописца Казвини, отношения с другими его женами «были немногим больше, чем статус брака. Близость, глубокая привязанность, внимание и благосклонности Его Величества к Колыбели Совершенства [Мумтаз] не хватало в тысячу раз того, что он чувствовал к любой другой». [2] [3] [4]

Воплощение целомудренной мусульманской любви – Меджнун , сходящий с ума в пустыне.

Мумтаз умерла в Бурханпуре 17 июня 1631 года после осложнений с рождением четырнадцатого ребенка, дочери по имени Гаухара Бегум . [5] Она сопровождала своего мужа, пока он вел кампанию на плато Декан . [6] Ее тело было временно похоронено в саду под названием Зайнабад на берегу реки Тапти в Бурханпуре . [5] Современные придворные летописцы уделили этому событию и скорби Шах-Джахана в связи с ее кончиной необычайное внимание. Сообщается, что император сразу же, услышав эту новость, был безутешным. Его не видели в суде неделю, и он подумывал отречься от престола и жить жизнью религиозного отшельника. Придворный историк Мухаммад Амин Казвини писал, что перед смертью его жены борода императора имела «не более десяти или двенадцати седых волос, которые он выщипывал», поседела и в конце концов поседела». [7] и что вскоре ему понадобились очки, потому что его глаза ухудшились от постоянного плача. Поскольку Мумтаз скончалась в среду, все развлечения в этот день были запрещены. Джахан на два года отказался от прослушивания музыки, ношения украшений, роскошной одежды и парфюмерии. Императорская семья была настолько обеспокоена, что один почетный дядя написал, что «если он продолжит предаваться своему трауру, Мумтаз может подумать об отказе от радостей Рая, чтобы вернуться на землю, в это место страданий – и он также должен подумайте о детях, которых она оставила на его попечение». Австрийский ученый Эбба Кох сравнивает Шаха Джахана с « Маджнуном , величайшим любителем мусульманских знаний, который бежит в пустыню, чтобы тосковать по своей недостижимой Лейле». [8]

Старшая дочь Джахана, преданная Джаханара Бегум Сахиб , постепенно вывела его из горя и выполнила функции Мумтаз при дворе. Сразу после похорон в Бурханпуре Джахан и императорский двор обратили внимание на планирование и дизайн мавзолея и погребального сада в Агре. [8]

Агра 16–17 веков.

[ редактировать ]

Первый сад Великих Моголов был создан в 1526 году в Агре Бабуром , основателем династии. После этого сады стали важными символами власти Великих Моголов, вытеснив акценты символов власти домогольских времен, таких как форты. Этот сдвиг представлял собой введение новой упорядоченной эстетики – художественного выражения с религиозными и погребальными аспектами и как метафору способности Бабура контролировать засушливые индийские равнины и, следовательно, страну в целом. [9] Бабур отверг большую часть местной архитектуры и архитектуры Лодхи на противоположном берегу и попытался создать новые произведения, вдохновленные персидскими садами и королевскими лагерями. За первым из этих садов, Арам Баг , последовал обширный, регулярный и интегрированный комплекс садов и дворцов, протянувшийся более чем на километр вдоль реки. Высокий сплошной каменный постамент ограничивал переход между садом и рекой и задавал основу для будущего развития города. [10]

В следующем столетии на обоих берегах Ямуны возник процветающий город-сад на берегу реки. Это включало восстановление форта Агры Акбаром , которое было завершено в 1573 году. К тому времени, когда Джахан взошел на трон, население Агры выросло примерно до 700 000 человек и было, как писал Абдул Азиз, «чудом века – настолько же центр торговых артерий, как на суше, так и на воде, как место встречи святых, мудрецов и ученых со всей Азии.....настоящая путеводная звезда художественного мастерства, литературного таланта и духовной ценности». [11] [12]

Агра стала городом с центром на набережной и развивалась частично на восток, но в основном на запад от богатых поместий, расположенных вдоль берегов. Главными объектами оставались те, которые имели выход к реке, и Тадж-Махал был построен в этом контексте, но уникально; как родственный комплекс на обоих берегах р.

Интерактивный план

[ редактировать ]

Нажмите на изображение, чтобы перейти

Сад лунного света (Мехтаб Баг)Река ЯмунаТерраса на берегу реки (Чамели Фарш)Терраса на берегу реки (Чамели Фарш)Сад (Чарбаг)МечетьГостевой домМавзолей (Рауза-и Мунавара)Великие ворота (Дарваза-и Рауза)Южные галереи (Иван Дар Иван)Южные галереи (Иван Дар Иван)Привокзальная площадь (джилаукхана)Внутренняя дополнительная гробница (Сахели Бурдж)Внутренняя дополнительная гробница (Сахели Бурдж)Северный двор (Хавасспуры)Северный двор (Хавасспуры)Базарная улицаБазарная улицаБазар и караван-сарай (Тадж Ганджи)Гидротехнические сооружения

Комплекс Тадж-Махал удобно разделить на пять частей:

  1. «Сад лунного света» (Мехтаб Баг) к северу от реки Ямуны.
  2. Терраса на берегу реки с мавзолеем, мечетью и гостевым домом.
  3. Сад Чарбах с павильонами.
  4. Наубат Хана (Барабанный дом) на западной и восточной сторонах сада. Западная Наубат-Хана превращена в музей.
  5. Джилаухана (передний двор), в котором расположены помещения для служителей гробницы, и две вспомогательные гробницы.
  6. Тадж-Ганджи, первоначально базар и караван-сарай, от которого до сих пор сохранились лишь следы. Большие ворота находятся между джилауханой и садом.

Уровень постепенно ступенчато снижается от Тадж-Ганджи к реке. В современных описаниях комплекса элементы перечислены в порядке от речной террасы к Тадж-Ганджи. [13]

Прецеденты

[ редактировать ]

Гробницы Великих Моголов

[ редактировать ]
Простая гробница Бабура в Кабуле, Афганистан, открытая небу. [14]

Возведение гробниц Великих Моголов в честь умерших было предметом богословских дебатов, частично вевшихся в рамках построенной архитектуры на протяжении нескольких столетий. Для большинства мусульман духовная сила ( баракат ) посещения мест упокоения ( зиярат ) почитаемых в исламе людей была силой, с помощью которой можно было достичь большей личной святости. Однако ортодоксальный ислам считал гробницы проблематичными, поскольку ряд хадисов запрещали их строительство. Поскольку культура также пытается приспособить, ассимилировать и поработить большинство индуистского населения, сопротивление также исходило от местных традиций, которые считали мертвые тела и конструкции над ними нечистыми. Для многих мусульман во время строительства Таджа гробницы могли считаться законными, при условии, что они не стремились к пышности и рассматривались как средство обеспечения отражения рая ( Джанна ) здесь, на земле. [15]

Приливы и отливы этих дебатов можно увидеть в династических мавзолеях Великих Моголов, восходящих к мавзолею их предка Тимура . Построенный в 1403 году нашей эры (810 г. хиджры), Тимур похоронен в Гур-эмире в Самарканде под рифленым куполом. гробницу используется традиционный персидский айван В качестве входа в в Кабуле , построенная в 1528 году нашей эры (935 г. хиджры), . Гробница Бабура гораздо скромнее по сравнению с ней: простой кенотаф, обращенный к небу, расположен в центре обнесенного стеной сада. [15]

Могила Хумаюна, увенчанная куполом

Гробница Хумаюна, построенная в 1562 году нашей эры, оказала одно из наиболее прямых влияний на дизайн Тадж-Махала и была ответом на Гур-э-Амира, заимствовав центральный купол, геометрическую симметричную планировку и входы из айвана , но включив в себя более специфические устройства индийских Великих Моголов. чхатриса райского , облицовки из красного песчаника и « сада » ( Чарбаг ). Гробница Акбара около 1600 года в Сикандре, Агра , сохраняет многие элементы гробницы Хумаяна, но не имеет купола и превращается в кенотаф, открытый небу. Эта тема была продолжена в гробнице Итмад-уд-Даулы также в Агре, построенной между 1622 и 1628 годами по заказу его дочери Нур Джахан . Гробница Джахангира в Шахдаре ( Лахор ), начатая в 1628 году нашей эры (1037 года хиджры), всего за 4 года до постройки Тадж-Ха и снова без купола, принимает форму простого постамента с минаретами в каждом углу. [15]

Райские сады

[ редактировать ]
Большой чарбаг (разновидность персидского сада, разделенного на четыре части) обеспечивает передний план классического вида на Тадж-Махал, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Идея райского сада ( чарбаха ) была привезена из Персии Моголами как форма Тимуридского сада . Они были первым архитектурным выражением новой империи на Индийском субконтиненте и выполняли разнообразные функции с сильным символическим значением. Символика этих садов заимствована из мистических исламских текстов, описывающих рай как сад, наполненный обильными деревьями, цветами и растениями, в котором ключевую роль играет вода: в раю четыре реки берут начало у центрального источника или горы. В своей идеальной форме они представляли собой квадрат, разделенный на четыре равные части. Эти реки часто изображаются в чарбахе как неглубокие каналы, разделяющие сад и текущие по сторонам света . Каналы символизируют обещание воды, молока, вина и меда. [16] Центр сада, на пересечении частей, имеет большое символическое значение и в идеальной форме должен был бы располагать павильон, бассейн или гробницу. Гробницы Хумаюна , Акбара и Джахангира , предыдущих императоров Великих Моголов, следуют этому образцу. Поперечно-осевой сад также имеет независимые прецеденты в Южной Азии, датируемые V веком, где королевские сады Сигирии в Шри-Ланке были разбиты аналогичным образом. [17]

Однако относительно могилы покойной жены Джахана, где мавзолей расположен на краю сада, среди ученых ведутся споры о том, почему не использовалась традиционная форма чарбаха. Эбба Кох предполагает, что использовался вариант чарбага; это более светский сад на набережной в Агре, приспособленный для религиозных целей. Такие сады были созданы Моголами для особых условий индийских равнин, где источником воды являются реки с медленным течением, вода поднимается из реки с помощью устройств с приводом от животных, известных как пуры, и хранится в цистернах. Линейная терраса расположена недалеко от берега реки, а комнаты на нижнем этаже расположены под главным зданием с видом на реку. Оба конца террасы были подчеркнуты башнями. Эту форму привнес в Агру Бабур , и ко времени Шах-Джахана сады этого типа, а также более традиционный чарбаг располагались по обеим сторонам реки Джамна. Терраса на берегу реки была спроектирована так, чтобы улучшить вид на Агру для императорской элиты, которая путешествовала по городу и его окрестностям по реке. Другие ученые предлагают другое объяснение эксцентричного расположения мавзолея. Если Полуночный сад к северу от реки Джамна считается неотъемлемой частью комплекса, то мавзолей можно интерпретировать как находящийся в центре сада, разделенного настоящей рекой, и, таким образом, его можно рассматривать скорее в традициях чистый чарбаг. [18] [19]

Мавзолей

[ редактировать ]
Могила Джахангира с минаретами в Лахоре , Пакистан

Излюбленной формой садовых павильонов и мавзолеев Великих Моголов (рассматриваемых как погребальная форма павильонов) была хашт бихишт , что переводится с персидского как «восемь рая». Это были квадратные или прямоугольные постройки с центральной купольной камерой, окруженной восемью элементами. Более поздние разработки хашт бихишта разделили квадрат под углом 45 градусов, чтобы создать более радиальный план, который часто также включает скошенные углы; примеры которых можно найти в Барадари Тодара Мала в Фатехпур Сикри и гробнице Хумаюна . Каждый элемент плана отражен в фасадах с айванами и угловыми помещениями, выраженными меньшими арочными нишами. Часто такие сооружения увенчиваются чхатри (небольшими павильонами с колоннами) в каждом углу. Восемь частей и часто встречающиеся восьмиугольные формы таких структур представляют собой восемь уровней рая для мусульман. Однако эта парадигма не ограничивалась исключительно исламскими предшественниками. Китайский магический квадрат использовался для множества целей, в том числе севооборот , а также находит мусульманское выражение в вафках их математиков. Девятикратные схемы находят особый отклик в индийских мандалах , космических картах индуизма и буддизма. [20]

В дополнение к гробнице Хумаюна, более современная гробница Итмад-Уд-Даулы ознаменовала новую эру архитектуры Великих Моголов . Она была построена императрицей Нур Джехан для своего отца в 1622–1625 годах нашей эры (1031–1034 годы хиджры) и является небольшой по сравнению со многими другими гробницами эпохи Великих Моголов. Обработка поверхности настолько изысканна, что ее часто называют шкатулкой для драгоценностей. [21] Планировка сада, иерархическое использование белого мрамора и песчаника, инкрустация парчин кари и решетчатые конструкции предвещают многие элементы Тадж-Махала. Кенотаф отца Нур Джехан установлен смещенно от центра, к западу от ее матери. Этот нарушение симметрии было повторено в Тадж-Хадже, где Мумтаз была похоронена в геометрическом центре комплекса, а Джахан положен рядом с ней. Это близкое сходство с могилой Мумтаза принесло ей прозвище « Младенец Тадж» . [22]

Минареты

[ редактировать ]

Минареты не стали характерной чертой архитектуры Великих Моголов до 17 века, особенно под покровительством Шаха Джахана. За 20 лет до строительства Тадж-Таджа в гробнице Акбара и гробнице Джахангира существует несколько прецедентов . На их растущее использование повлияли события в других частях исламского мира, особенно в архитектуре Османской империи и Тимуридов , и это рассматривается как свидетельство растущей религиозной ортодоксальности династии Великих Моголов. [23]

Концепции, символика и интерпретации

[ редактировать ]
Мавзолей на закате. Свет — это могольская метафора Бога.

Во время правления Шаха Джахана символическое содержание архитектуры Великих Моголов достигло пика. [24] Комплекс Тадж-Махал был задуман как земная копия дома усопших в раю (навеян стихами императорского ювелира и поэта Бибадал-хана). [примечание 2] [8] Эта тема, распространенная в большинстве погребальных архитектур Великих Моголов, пронизывает весь комплекс и определяет детальный дизайн всех элементов. [25] При проектировании также учитывается ряд второстепенных принципов, из которых иерархия является наиболее доминирующей. устанавливается продуманное взаимодействие Между элементами здания , отделкой его поверхности, материалами, геометрическим планированием и акустикой . Это взаимодействие простирается от того, что можно испытать непосредственно органами чувств, до религиозных, интеллектуальных, математических и поэтических идей. [25] Постоянно меняющийся солнечный свет, отражающийся от полупрозрачного мрамора Таджа, не является счастливой случайностью, он имел намеренную метафорическую роль, связанную с присутствием бога как света. [26]

Симметрия и иерархия

[ редактировать ]

Симметрия и геометрическое планирование сыграли важную роль в упорядочении комплекса и отразили тенденцию к формальной систематизации, которая была очевидна во всех искусствах, возникших под имперским покровительством Джахана. Двусторонняя симметрия выражала одновременные идеи соединения, двойников и интеграции, отражая интеллектуальные и духовные представления о всеобщей гармонии. Сложный набор подразумеваемых сеток, основанный на единице измерения Могол Газ , обеспечил гибкие средства приведения пропорционального порядка во все элементы Тадж-Махала. [27]

Иерархическое упорядочение архитектуры обычно используется, чтобы подчеркнуть отдельные элементы дизайна и создать драматизм. В Тадж-Махале иерархическое использование красного песчаника и белого мрамора имеет большое символическое значение. Моголы разрабатывали концепцию, которая уходит корнями в более ранние индуистские практики, изложенные в Вишнудхармоттара-пуране , которая рекомендовала белый камень для строительства зданий для брахманов ( каста жрецов ) и красный камень для членов кшатриев (каста воинов). Создавая структуры, в которых использовалась такая цветовая кодировка, Моголы идентифицировали себя с двумя ведущими классами индийской социальной структуры и, таким образом, определяли себя как правителей в индийских терминах. Красный песчаник также имел значение в персидском происхождении империи Великих Моголов, где красный был исключительным цветом имперских шатров. В Тадж-Махале относительная важность каждого здания в комплексе обозначается количеством используемого белого мрамора (или иногда белой полированной штукатурки). [25] [28]

Использование натуралистического орнамента демонстрирует аналогичную иерархию. Полностью отсутствующий в более скромных районах джилауханы и караван-сарая, его можно встретить все чаще по мере приближения маршрута процессии к кульминационному Мавзолею. Его символика многогранна: с одной стороны, он напоминает более совершенный, стилизованный и постоянный райский сад, чем тот, который можно найти в земном саду; с другой стороны, это был инструмент пропаганды для летописцев Джахана, которые изображали его как «возвышающийся кипарис в саду халифата » и часто использовали метафоры растений, чтобы восхвалять его хорошее управление, личность, семью и двор. такие символы, как «ваза изобилия» ( Калаша ). Метафоры растений также находят общий язык с индуистскими традициями, где можно найти [29]

Звук также использовался для выражения представлений о рае. Внутри мавзолея время реверберации (время от начала шума до затухания всех его отголосков) составляет 28 секунд. Это создавало атмосферу, в которой слова тех, кто постоянно читал Коран ( Хафиза ), в знак дани и молитвы за душу Мумтаза, задерживались в воздухе. [30]

Трон Божий

[ редактировать ]
Схема «Равны собрания» ( Ард аль-Хашр) в Судный день из рукописи с автографом Футухат аль-Маккия Ибн суфийского мистика и философа Араби , ок. 1238.

Уэйн Э. Бегли в 1979 году выдвинул интерпретацию, в которой используется исламская идея о том, что «Райский сад» также является местом расположения Престола Божьего в Судный день . В его прочтении Тадж-Махал рассматривается как памятник, в котором Шах Джахан присвоил авторитет символизма «трона бога» для прославления своего собственного правления. [31] Кох не согласен, считая это слишком сложным объяснением и указывая, что стих «Трон» из Корана (сура 2, стих 255) отсутствует в каллиграфических надписях. [32]

схема «Равны собрания» ( Ард аль-Хашр) в Судный день, написанная суфийским мистиком и философом Ибн Араби В 1996 году Бегли заявил, что вполне вероятно, что источником вдохновения для макета плана была (ок. 1238 г.). Сад Тадж Махал. В то время Ибн Араби пользовался большим уважением, и в Индии было доступно множество экземпляров « Футухат аль-Маккийя» , содержащего диаграмму. На схеме изображены Арш (Трон Божий; круг с восьмиконечной звездой), кафедры для праведников (аль-Аминун), семь рядов ангелов , Гавриил (ар-Рух), Араф (Преграда), Хаузуль -Каусар (Фонтан изобилия; полукруг в центре), аль-Макам аль-Махмуд (Похвальная станция; где Мухаммед будет стоять, чтобы заступаться за верующих), Мизан (Весы), Ас- Сират (Мост), Джаханнам (Ад) и Мардж аль- Джанна (Райский луг). Общие пропорции и расположение Трона, кафедр и фонтана Каусар демонстрируют поразительное сходство с Тадж-Махалом и его садом. [33]

Символ любви

[ редактировать ]

Популярное мнение о Тадж-Махале как об одном из мировых памятников великой «истории любви» подтверждается современными отчетами, и большинство ученых признают, что это имеет под собой прочную основу. [34] [35] Здание также использовалось для утверждения пропаганды Джахани относительно «совершенства» руководства Великих Моголов. Степень, в которой Тадж использует пропаганду, является предметом споров среди современных ученых. Этот период архитектуры Великих Моголов лучше всего иллюстрирует зрелость стиля, который синтезировал исламскую архитектуру с ее местными аналогами. К тому времени, когда Моголы построили Тадж, хотя они и гордились своими персидскими и тимуридскими корнями, они стали считать себя индийцами. Копплстоун пишет: «Хотя это, безусловно, местное индийское произведение, его архитектурный успех основан на фундаментально персидском чувстве понятных и ненарушенных пропорций, применяемых для чистых несложных поверхностей». [36]

Строительство и захоронение

[ редактировать ]
Расположение Тадж-Махала в Агре , Бурханпуре , где умер Мумтаз , и места, где были получены некоторые строительные материалы.

Участок был выбран на берегу реки Ямуна на южной окраине Агры и куплен у Раджи Джай Сингха. [примечание 3] [37] в обмен на четыре особняка в городе. Это место «с точки зрения высоты и приятности оказалось достойным погребения живущего в раю». [38] В январе 1632 года нашей эры (1041 год хиджры) тело Мумтаза было с большой церемонией перевезено из Бурханпура в Агру, а еда, питье и монеты раздавались по пути бедным и достойным. Когда прибыло тело, работы по закладке фундамента речной террасы уже начались. [37] [39] Над ее телом было возведено небольшое здание с куполом, которое, как полагают, располагалось и теперь отмечено оградой в западном саду возле террасы на берегу реки.

Фундамент представлял собой самую большую техническую проблему, которую пришлось преодолеть строителям Великих Моголов. Чтобы выдержать значительную нагрузку, исходящую от мавзолея, необходимо было стабилизировать берег реки. С этой целью колодцы рыли, затем обкладывали древесиной и, наконец, заполняли щебнем, железом и раствором – по сути, действуя как сваи с предсказаниями . [40] После завершения строительства террасы одновременно начались работы и над остальной частью комплекса. Деревья были посажены практически сразу, чтобы они могли созреть по мере продвижения работ.

Встречаться

[ редактировать ]

Начальные этапы строительства были отмечены летописцами Шах-Джахана в описании первых двух юбилейных торжеств в честь Мумтаза, известного как « Урс» . Первое, состоявшееся 5 июня 1632 года нашей эры (1041 года хиджры), представляло собой палаточное мероприятие, открытое для всех слоев общества и проводившееся на месте того, что сейчас является входным двором (джилаукхана). милостыня Раздавалась и читались молитвы. Ко второму Урсу, состоявшемуся 25 мая 1633 г. (1042 г. хиджры), [примечание 4] Мумтаз Махал была похоронена в месте своего последнего упокоения, терраса на берегу реки была закончена; как и постамент мавзолея и таххана , набор комнат с галереей, выходящими на реку и под террасу. [41] Его использовала императорская свита для торжеств. Питер Манди , сотрудник Британской Ост-Индской компании и западный очевидец, отметил продолжающееся строительство караван -сараев и базаров и что «о Ее Гробнице уже [так в оригинале] есть рельсы из золота». Чтобы предотвратить кражу, в 1643 году нашей эры (1053 года хиджры) его заменили инкрустированным мрамором джали . [42]

После второго Урса дальнейшую датировку хода можно провести по нескольким подписям, оставленным каллиграфом Аманат Ханом. Подписанный каркас южной арки купольного зала мавзолея указывает на то, что строительство было завершено в 1638/39 году нашей эры (1048/1049 года хиджры). В 1643 году нашей эры (1053 года хиджры) официальные источники, документирующие двенадцатый Урс, дают подробное описание практически завершенного комплекса. Декоративные работы, по-видимому, продолжались до 1648 года нашей эры (1058 года хиджры), когда Аманат-хан датировал северную арку великих ворот надписью «Завершено с Его помощью, Всевышнего». [43]

Материалы

[ редактировать ]

Тадж-Махал был построен с использованием материалов со всей Индии и Азии . Здания построены со стенами из кирпича и щебня, внутренние ядра облицованы мрамором или песчаником, скреплены между собой железными дюбелями и зажимами. Некоторые стены мавзолея имеют толщину несколько метров. [39] более 1000 слонов . Во время строительства для перевозки строительных материалов использовалось [44] Кирпичи были обожжены на месте, а песчаник был добыт в карьере в 28 милях (45 км) от Фатехпур-Сикри . Белый мрамор был доставлен за 250 миль (400 км) из карьеров, принадлежащих Радже Джай Сингху в Макране , Раджастхан . Яшму нефрит добывали из Пенджаба , а и хрусталь — из Китая. Бирюза - была из Тибета , лазурит - из Афганистана , сапфир - из Шри-Ланки , а сердолик из Аравии . Всего в белый мрамор было инкрустировано 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней. [45] Жан-Батист Тавернье отмечает, что леса и центр арок были полностью построены из кирпича. Легенда гласит, что император предлагал эти кирпичи для строительных лесов любому, кто их уберет, и что по окончании строительства они были убраны в течение недели. Современные ученые оспаривают это и считают гораздо более вероятным, что леса были сделаны из бамбука, а материалы поднимались с помощью деревянных пандусов. [39]

Первоначальная смета стоимости работ в 4 000 000 рупий к моменту завершения выросла до 5 000 000 рупий. [примечание 5] рупий . Для постоянного содержания мавзолея был создан вакф (траст) с доходом в 300 000 Одна треть этого дохода поступила от 30 деревень в районе Агры, а остальная часть поступила от налогов, полученных в результате торговли на базарах и караван-сараях, которые были построены на раннем этапе к югу от комплекса. Любые излишки будут распределяться императором по своему усмотрению. Помимо оплаты текущего обслуживания, вакф финансировал расходы на служителей гробницы и хафизов , чтецов Корана , которые день и ночь сидели в мавзолее и совершали погребальные службы, молясь за вечную душу Мумтаз Махал. [43]

Архитекторы и мастера

[ редактировать ]

Мы не знаем точно, кто спроектировал Тадж-Махал. В то время в исламском мире заслуга в дизайне здания обычно отдавалась его покровителю, а не архитекторам. Из свидетельств современных источников видно, что за проектирование и надзор за работами отвечала группа архитекторов, но они упоминаются нечасто. В придворных историях Шаха Джахана подчеркивается его личное участие в строительстве, и это правда, что больше, чем любой другой император Великих Моголов, он проявлял наибольший интерес к строительству, проводя ежедневные встречи со своими архитекторами и руководителями. Придворный летописец Лахури пишет, что Джахан вносил «соответствующие изменения во все, что умелые архитекторы проектировали после долгих размышлений и задавали компетентные вопросы». [46] Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахаури. [1] [47] и Мир Абд-уль Карим в трудах сына Лахаури Лутфуллы Мухандиса. [37] Устад Ахмад Лахаури заложил фундамент Красного форта в Дели. Мир Абд-уль Карим был любимым архитектором предыдущего императора Джахангира и упоминается как руководитель. [примечание 6] [48] вместе с Макрамат Ханом , [37] о строительстве Тадж-Махала. [48]

Каллиграфия и украшение

[ редактировать ]

В комплексе отрывки из Корана в качестве декоративных элементов использованы . Недавние исследования показывают, что эти отрывки были выбраны персидским каллиграфом Абд уль-Хаком, который приехал в Индию из Шираза , Иран, в 1609 году. В награду за его «ослепительную виртуозность» Шах Джахан дал ему титул «Аманат Хан». . [43] [49] [50] Это подтверждается надписью рядом со строками Корана у основания внутреннего купола, которая гласит: «Написано незначительным существом Аманат Ханом Ширази». [51]

Отрывки из Корана, относящиеся к темам суда:
Сура 36 – Йа Син Сура 39 - Аз-Зумар Толпа Сура 48 – Аль-Фатха Победа
Сура 67 – Аль-Мульк Владычество Сура 77 – Аль-Мурсалат Те Святые Форт Сура 81 – Ат-Таквир Складывание
Сура 82 – Аль-Инфитар «Рассекающий на части» Сура 84 – Аль-Иншикак «Раздирающий на части» Сура 89 – Аль-Фаджра Рассвет
Сура 91 – Аш-Шамс Солнце Сура 93 – Ад-Духа Утренний свет Сура 94 – Аль-Иншира Утешение
Сура 95 – «Инжир » Сура 98 – Аль-Байина Доказательства Сура 112 – Аль-Ихлас Чистота веры

Каллиграфия на Великих Вратах гласит : «О Душа, ты покоишься. Вернись к Господу в мире с Ним, и Он в мире с тобой». [43]

Большая часть каллиграфии состоит из витиеватого письма тулут , выполненного из яшмы или черного мрамора. [49] инкрустирован панелями из белого мрамора. Панели выше написаны немного более крупным шрифтом, чтобы уменьшить эффект перекоса при просмотре снизу. Каллиграфия, найденная на мраморных кенотафах гробницы, особенно детальна и тонка.

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, джавабе и, в меньшей степени, на поверхностях гробницы. Купола и своды зданий из песчаника украшены узорами создающими резной живописи, сложные геометрические формы. Инкрустации в виде елочки определяют пространство между многими соседними элементами. Белые инкрустации используются в зданиях из песчаника, а темные или черные инкрустации - на белом мраморе. Облицованные известковым раствором участки мраморных зданий были окрашены или окрашены в контрастный цвет, создавая геометрические узоры значительной сложности. Полы и проходы выложены контрастной плиткой или блоками в виде мозаики .

На нижних стенах гробницы расположены дадо из белого мрамора с реалистичными барельефными изображениями цветов и виноградных лоз. Мрамор был отполирован, чтобы подчеркнуть изысканную детализацию резьбы, а рамы дадо и перемычки арки были украшены инкрустациями pietra dura из стилизованных, почти геометрических виноградных лоз, цветов и фруктов. Камни-инкрустации из желтого мрамора, яшмы и нефрита отполированы и выровнены по поверхности стен.

Размерная организация

[ редактировать ]

Комплекс Тадж упорядочен по сеткам. Первоначально комплекс был обследован Дж. А. Ходжсоном в 1825 году. [52] однако первое детальное схоластическое исследование того, как различные элементы Тадж-Хаджа могут вписаться в координирующую систему, не было проведено до 1989 года Бегли и Десаи. В многочисленных отчетах 17-го века подробно описываются точные размеры комплекса с точки зрения газа или зиры , линейного ярда Великих Моголов, что эквивалентно примерно 80–92 см. Бегли и Десаи пришли к выводу, что использовалась сетка 400 газов, а затем была подразделена, и что различные обнаруженные ими несоответствия были вызваны ошибками в современных описаниях. [53] [54]

Исследования и измерения, проведенные Кохом и Ришаром Андре Барро в 2006 году, предложили более сложный метод упорядочивания, который лучше соответствует записям 17 века. В то время как Бегли и Десаи использовали простую фиксированную сетку, на которую накладываются здания, Кох и Барро обнаружили, что пропорции макета лучше объясняются использованием сгенерированной системы сетки, в которой определенные длины можно разделить несколькими способами, например, делением пополам. , делением на три или использованием десятичной системы. Они предполагают, что ширина комплекса в 374 га, указанная современными историками, была правильной, и Тадж запланирован как трехсторонний прямоугольник из трех квадратов по 374 га. Затем используются различные модульные подразделения для пропорционального распределения остальной части комплекса. Модуль 17 Газ используется в зонах джилауханы, базара и караван-сарая, тогда как более детальный модуль 23 Газ используется в зонах сада и террасы (поскольку их ширина составляет 368 Газ, кратно 23). Здания, в свою очередь, были пропорциональны с использованием еще более мелких сеток, наложенных на более крупные организационные сетки. Меньшие сетки также использовались для определения высотных пропорций всего комплекса. [53]

Кох и Барро объясняют, что такие, казалось бы, странные числа имеют больше смысла, если рассматривать их как часть геометрического понимания Великих Моголов. Восьмиугольники и треугольники, широко распространенные в Тадж-Сити, обладают особыми свойствами с точки зрения соотношения сторон. Прямоугольный треугольник с двумя сторонами по 12 будет иметь гипотенузу примерно 17 (16,97+); аналогично, если у него две стороны равны 17, его гипотенуза будет примерно 24 (24,04+). Восьмиугольник шириной 17 будет иметь стороны примерно 7 (7,04+), что является основной сеткой, на которой запланированы мавзолей, мечеть и Михман-хана. [53]

В работах Коха и Барро сохраняются расхождения, которые они объясняют округленными дробями, неточностями отчетов третьих лиц и ошибками в работе (наиболее заметными в районах караван-сараев дальше от самой гробницы). [53]

Элемент Метры Газ
длина/ширина/диаметр ширина/глубина/сторона высота длина/ширина/диаметр ширина/глубина/сторона высота
Общий комплекс 896.1 300.84 1112.5 374
Общий сохранившийся комплекс 561.2 300.84 696 374
Эта Гянджа 334.9 300.84 416.5 374
Джилаухана 165.1–165.23 123.51 204 153
Великие ворота 41.2 34 23.07 51 42 28.5
Чарбаг 296.31 296.31 368 368
Терраса на берегу реки 300 111.89 8.7 373 138
Мавзолей 56.9 56.9 67.97 70 70 84
Минарет 5.65 43.02 7 53.5
Мечеть 56.6 23.38 20.3 70 29 25–29
Все размеры из книги Коха, стр. 258–259, авторство принадлежит Ришару Андре Барро.

В статье 2009 года профессора Р. Баласубраманиама из Индийского технологического института объяснение Барро ошибок размеров и перехода между 23-й и 17-й газовыми сетками у больших ворот неубедительно. Баласубраманиам провел размерный анализ комплекса на основе исследований Барро. Он пришел к выводу, что Тадж был построен с использованием древней Ангулы в качестве базовой единицы, а не могольского «газ», как отмечается в современных отчетах. Ангула, равная 1,763 см, и Вистасти (12 Ангуламов) впервые упоминаются в Арташастре ок. 300 г. до н.э. и, возможно, произошли от более ранней цивилизации долины Инда . В этом анализе зоны привокзальной площади и караван-сарая были выделены сеткой 60 Вистасти, а участки набережной и сада - сеткой 90 Вистасти. Переход между сетками осуществить легче: 90 легко делится на 60. Исследование показывает, что в качестве принципов упорядочивания в Тадж-Сити использовались старые, еще до Великих Моголов, методы пропорций. [55]

Компоненты комплекса

[ редактировать ]

Мавзолей (Рауза-и Мунаувара)

[ редактировать ]
Основание, купол и минарет

Центром и кульминацией комплекса Тадж-Махал является симметричная гробница из белого мрамора; кубическое здание со скошенными углами и арочными нишами, известное как пиштаки . Он увенчан большим куполом и несколькими крытыми чхатри с колоннами. В плане он имеет почти идеальную симметрию по 4 осям. Он состоит из 4 этажей; нижний этаж подвала содержит гробницы Джахана и Мумтаза, входной этаж содержит идентичные кенотафы гробниц ниже в гораздо более сложной камере, амбулаторный этаж и террасу на крыше.

Возвышения

Мавзолей имеет кубическую форму со скошенными краями. По длинным сторонам массивный пиштак , или сводчатый проем, обрамляет арочный дверной проем, наверху которого находится такой же арочный балкон. Эти основные арки простираются над крышей здания за счет единого фасада. По обе стороны от главной арки дополнительные пиштаки сверху и снизу уложены . Этот мотив сложенных друг на друга пиштаков повторяется на скошенных угловых участках. Дизайн полностью однороден и последователен со всех сторон здания.

Купол

Мраморный купол, венчающий гробницу, является ее самой впечатляющей особенностью. Его высота примерно равна базовому зданию – около 35 м. Его высота подчеркивается тем, что он установлен на цилиндрическом «барабане» высотой около 7 метров. Из-за своей формы купол часто называют луковичным ( также называемым амрудом или яблочным куполом). Купол увенчан позолоченным навершием . Форма купола подчеркнута четырьмя куполообразными чхатри меньшего размера, расположенными по его углам. Купола чхатри повторяют форму луковицы главного купола. Их колонные основания открываются через крышу гробницы и обеспечивают свет внутри. Чхатри также увенчаны позолоченными навершиями. Высокие декоративные шпили ( гульдасты ) отходят от краев стен основания и визуально подчеркивают высоту купола.

Нижняя камера
Гробницы Шаха Джахана (слева) и Мумтаз Махал (справа) в нижней камере.

Мусульманская традиция запрещает тщательное украшение могил, поэтому тела Мумтаза и Шаха Джахана положены в относительно простой комнате с мраморной облицовкой под главным залом Тадж-Хаджа. Они похоронены в могилах по оси север-юг, лицами повернуты вправо (на запад) в сторону Мекки.Два кенотафа наверху отмечают могилы. Кенотаф Мумтаза расположен точно в центре внутренней камеры. На прямоугольном мраморном постаменте размером примерно 1,5 на 2,5 метра стоит мраморная шкатулка поменьше. И основание, и шкатулка искусно инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Каллиграфические надписи наверху гроба повторяют аяты из Корана, а по бокам выражают Девяносто девять прекрасных имен Аллаха . [56]

Основная камера

Во внутренней камере Тадж-Махала находятся кенотафы Мумтаз и Шах-Джахана. Это шедевр художественного мастерства, практически не имеющий прецедентов и равных. Внутренняя камера представляет собой восьмиугольник. Хотя конструкция допускает вход с каждой стороны, используется только южная дверь (с видом на сад). Внутренние стены имеют высоту около 25 метров и увенчаны «ложным» внутренним куполом, украшенным солнечным мотивом. Восемь арок пиштака определяют пространство на уровне земли. Как это типично для внешнего вида, каждый нижний пиштак венчает второй пиштак примерно посередине стены. Четыре центральные верхние арки образуют балконы или смотровые площадки; На внешнем окне каждого балкона есть замысловатая ширма или джали, вырезанная из мрамора. Помимо света от балконных перегородок, свет проникает через проемы в крыше, закрытые чхатрисом по углам внешнего купола. Стены каждой камеры богато украшены барельефами дадо, сложной лапидарной инкрустацией и изысканными панелями с каллиграфией.

Иерархическая упорядоченность всего комплекса достигает апогея в зале. Кенотаф Мумтаза находится в геометрическом центре здания; Позже Джахан был похоронен рядом с ней на западе - такое же расположение можно увидеть в других могольских гробницах того периода, таких как Итмад-Уд-Даула . [57] Мрамор используется исключительно в качестве основного материала для все более плотных, дорогих и сложных цветочных украшений парчин-кари по мере приближения к ширме и кенотафам, инкрустированным полудрагоценными камнями. Использование такой инкрустации в архитектуре Шах-Джахани часто применяется в помещениях, связанных с императором или его ближайшими родственниками. Порядок этого украшения одновременно подчеркивает стороны света и центр камеры рассеивающимися концентрическими восьмиугольниками. Такие иерархии появляются как в мусульманской, так и в индийской культуре как важные духовные и астрологические темы. Комната представляет собой богатое напоминание о райском саду с изображениями цветов, растений и арабесок, а также каллиграфическими надписями как тулутом , так и менее формальным письмом насх . [28]

Кенотаф Шаха Джахана находится рядом с кенотафом Мумтаза с западной стороны. Это единственный асимметричный элемент во всем комплексе. Его кенотаф больше, чем кенотаф его жены, но отражает те же элементы: более крупная шкатулка на чуть более высоком основании, снова украшенная с поразительной точностью лапидарной и каллиграфической надписью, которая идентифицирует Шах-Джахана. На крышке этой шкатулки изображена маленькая коробочка для ручек.

Восьмиугольная мраморная ширма или джали окаймляет кенотафы и состоит из восьми мраморных панелей. Каждая панель украшена сложной резьбой. Остальные поверхности инкрустированы полудрагоценными камнями с чрезвычайно тонкой детализацией, образуя вьющиеся лозы, фрукты и цветы.

Терраса на берегу реки (Чамели Фарш)

[ редактировать ]
Терраса на берегу реки
Плинтус и терраса
  • Подвал
  • Башни
Минареты

По углам постамента стоят минареты : четыре большие башни высотой более 40 метров каждая. Башни спроектированы как действующие минареты, традиционный элемент мечетей, место, где муэдзин призывает верующих ислама к молитве. Каждый минарет фактически разделен на три равные части двумя балконами, окружающими башню. На вершине башни находится последний балкон, увенчанный чхатри, повторяющим дизайн тех, кто находился на гробнице. Минарет Чхатри имеет те же последние штрихи: узор лотоса, увенчанный позолоченным навершием. Каждый из минаретов был построен слегка выступающим за пределы постамента, чтобы в случае обрушения (типичное явление для многих таких высоких построек того периода) конструкция упала с гробницы. [58]

Гостевой дом и мечеть
Мечеть

Мавзолей окружен двумя почти одинаковыми зданиями по обе стороны от платформы. На западе находится мечеть, на востоке — гостевой дом. Гостевой дом (Джаваб), что означает «ответ», уравновешивает двустороннюю симметрию композиции и изначально использовался как место для развлечений и размещения важных посетителей. Она отличается от мечети тем, что в ней отсутствует михраб — ниша в стене мечети, обращенной к Мекке , а полы имеют геометрический рисунок, а пол мечети выложен очертаниями 569 молитвенных ковриков из черного мрамора.

Базовый трехсторонний дизайн мечети похож на другие мечети, построенные Шахом Джаханом, в частности на Масджид-и-Джахан Нума в Дели – длинный зал, увенчанный тремя куполами. Мечети Великих Моголов этого периода делят зал святилища на три части: главное святилище и святилища немного меньшего размера по обе стороны. В Тадж-Махале каждое святилище открывается на огромный сводчатый купол.

Сад (Чарбаг)

[ редактировать ]
Дорожки возле отражающего бассейна

Большой чарбаг (разновидность персидского сада, разделенного на четыре части) обеспечивает передний план классического вида на Тадж-Махал. предполагает Строгая и формальная планировка сада приподнятые дорожки, которые делят каждую четверть сада на 16 углубленных партеров или клумб. Приподнятый мраморный резервуар для воды в центре сада, на полпути между гробницей и воротами, и линейный отражающий бассейн по оси север-юг отражают Тадж-Махал. В другом месте сад разбит аллеями деревьев и фонтанами . Сад чарбаг призван символизировать четыре текущие райские реки . Поднятый мраморный резервуар для воды (хауз) называется аль-Хауд аль-Каутар , что буквально означает и назван в честь «Резервуара изобилия», обещанного Мухаммеду в раю, где верующие могут утолить свою жажду по прибытии. [59] [60]

Оригинальная посадка сада – одна из оставшихся загадок Тадж-Махала. Современные отчеты в основном посвящены только архитектуре и упоминают только «различные виды плодоносящих деревьев и редких ароматических трав» в отношении сада. Кипарисы почти наверняка были посажены, что является популярным сравнением в персидской поэзии стройного и элегантного роста возлюбленной. К концу 18 века Томас Твининг заметил апельсиновые деревья, и большой план комплекса предполагает заросли других фруктов, таких как ананасы, гранаты, бананы, лаймы и яблоки. Британцы в конце 19-го века проредили множество все более заросших лесом деревьев, заново посадили кипарисы и превратили сады в газоны по своему вкусу. [61]

Планировка сада и его архитектурные особенности, такие как фонтаны, кирпичные и мраморные дорожки и геометрические клумбы, выложенные кирпичом, похожи на сад Шалимара и предполагают, что сад, возможно, был спроектирован тем же инженером, Али Марданом. [62]

Ранние отчеты о саду описывают обилие растительности, включая розы , нарциссы и фруктовые деревья . [63] По мере того как Империя Великих Моголов пришла в упадок, уход за садом также пришел в упадок. Когда британцы взяли на себя управление Тадж-Махалом, они изменили ландшафт, чтобы он напоминал лужайки лондонские формальные . [61]

Наубат Хана (Драм-Хаус)

[ редактировать ]
Восточная Наубат-Хана в комплексе Тадж-Махал.

Два Барабанных Дома (Наубат-Хана) занимают восточный и западный концы поперечной оси, один является зеркалом другого. В классическом дизайне чарбарга в этом месте должны были располагаться ворота. В Тадж-Сити они обеспечивают пунктуацию и доступ к длинной ограждающей стене с декоративными зубцами . Построенные из песчаника, они имеют трехчастную форму, имеют два этажа и увенчаны белым мраморным чхатрисом, поддерживаемым 8 колоннами. [64] Западная Наубат-Хана превращена в музей.

Великие ворота (Дарваза-и Рауза)

[ редактировать ]
Великие Ворота (Дарваза-и-рауза)

Великие ворота находятся к северу от входной площадки (джилаукхана) и обеспечивают символический переход между мирским царством базаров и караван-сараев и духовным царством райского сада, мечети и мавзолея. Его прямоугольный план представляет собой вариацию плана хашт бихишт, состоящего из 9 частей, найденного в мавзолее. Углы соединены восьмиугольными башнями, придающими сооружению оборонительный вид. Внешние купола предназначались для гробниц и мечетей, поэтому большое центральное пространство не получает никакого внешнего выражения внутреннего купола. Изнутри больших ворот Мавзолей обрамляет остроконечная арка портала. Надписи из Корана выложены вокруг двух северных и южных пиштаков, южный «Рассвет» приглашает верующих войти в райский сад. [65]

Южные галереи (Иван Дар Иван)

[ редактировать ]

По всей длине северной стороны южной садовой стены к востоку и западу от больших ворот проходят аркады с галереями. Галереи использовались во время сезона дождей для приема бедных и раздачи милостыни. Приподнятая платформа с геометрическим покрытием служит опорой для оснований колонн, а между ними расположены остроконечные арки, типичные для архитектуры Великих Моголов того периода. Галереи заканчиваются на каждом конце поперечно расположенной комнатой с трехсторонними перегородками. [65]

Привокзальная площадь (Джилаухана)

[ редактировать ]

Джилаухана (буквально означает «перед домом») была элементом внутреннего двора, введенным в архитектуру Великих Моголов Шахом Джаханом. Это было место, где посетители могли слезть со своих лошадей или слонов и стильно собраться перед входом в главный комплекс гробниц. Прямоугольная территория разделена с севера на юг и с востока на запад, при этом вход в комплекс гробниц осуществляется через главные ворота на севере и входные ворота, ведущие наружу, в восточной, западной и южной стенах. Южные ворота ведут в квартал Тадж Ганджи. [66]

Базарные улицы

Две одинаковые улицы ведут от восточных и западных ворот к центру двора. Они окружены с верандами, колоннадами сочлененными остроконечными арками, за которыми с момента постройки Тадж-Сити до 1996 года использовались камеры-клетки для продажи товаров. Налоговые поступления от этой торговли использовались для содержания комплекса Тадж-Сити. Улицы восточного базара были практически разрушены к концу XIX века и были восстановлены лордом Керзоном в 1900 и 1908 годах. [67]

Внутренние дополнительные гробницы (Сахели Бурдж)

Две гробницы с зеркальным отображением расположены в южных углах Джилауханы. Они задуманы как миниатюрные копии основного комплекса и стоят на приподнятых платформах, на которые можно подняться по ступенькам. Каждая восьмиугольная гробница построена на прямоугольной платформе, окруженной меньшими прямоугольными зданиями, перед которыми разбит сад чарбарг. Существует некоторая неопределенность относительно того, кому могут быть увековечены могилы. Их описания отсутствуют в современных отчетах. [примечание 7] [68] либо потому, что они не были построены, либо потому, что их игнорировали, поскольку они были могилами женщин. В первом письменном документе, в котором они упоминаются, - плане, составленном Томасом и Уильямом Дэниелом в 1789 году, восточная гробница отмечена как принадлежащая Акбарабади Махалу, а западная - как Фатехпури Махал (двум другим женам Джахана). [68]

Северные дворы (Хавасспуры)

В северных углах джилауханы находится пара дворов, в которых располагались помещения (хавасспуры) для служителей гробниц и хафизов . Этот жилой элемент обеспечивал переход между внешним миром и потусторонними прелестями комплекса гробниц. К концу 18 века Хавасспуры пришли в упадок, но институт Хадим продолжал существовать и в 20 веке. Хавасспуры были восстановлены лордом Керзоном в рамках его ремонта между 1900 и 1908 годами, после чего западный двор использовался как питомник для сада, а западный двор использовался как хлев для скота до 2003 года. [66]

Базар и караван-сарай (Тадж Ганджи)

[ редактировать ]

Базар были построены как неотъемлемая часть комплекса, первоначально и караван-сарай для обеспечения строителей жильем и удобствами для их благополучия, а затем как место для торговли, доходы от которой дополняли расходы комплекса. Этот район стал самостоятельным небольшим городом во время и после строительства Тадж-Таджа. Первоначально известный как «Мумтазабад», сегодня он называется Тадж-Ганджи или «Тадж-рынок». Его план имел характерную форму площади, разделенной двумя поперечно-осевыми улицами с воротами, ведущими по четырем сторонам света . Базары выстроились вдоль каждой улицы, а в образовавшихся площадях на каждом углу разместились караван-сараи в открытых дворах, куда можно было попасть через внутренние ворота, откуда улицы пересекались (Чаук). Современные источники уделяют больше внимания северо-восточной и западной частям Тадж-Ганджи (Тадж-рынка), и вполне вероятно, что только эта половина получила имперское финансирование. Таким образом, качество архитектуры было лучше, чем в южной половине. [69]

В этой части комплекса различие между тем, как рассматривалась сакральная часть комплекса и светская, наиболее остро. [69] В то время как остальная часть комплекса ремонтировалась только после постройки, Тадж-Ганджи стал шумным городом и центром экономической деятельности Агры, где «разные виды товаров со всех земель, разнообразные товары из каждой страны, всевозможные предметы роскоши времени, а также различного рода предметы первой необходимости цивилизации и комфортной жизни, привезенные со всех концов света». [70] Представление о том, какими товарами можно было торговать, можно найти в названиях караван-сараев; северо-западный был известен как Катра Омар Хан (Рынок Омар Хана), северо-восточный как Катра Фулель (Парфюмерный рынок), юго-западный как Катра Решам (Шелковый рынок) и юго-восточный как Катра Джогидас. С момента постройки он постоянно перестраивался, вплоть до того, что к 19 веку он стал неузнаваемым как часть Тадж-Махала и больше не фигурировал в современных планах, а его архитектура была в значительной степени стерта. Сегодня резкий контраст между элегантной, формальной геометрической планировкой Тадж-Махала и узкими улочками с органичными, случайными и неунифицированными конструкциями, встречающимися в Тадж-Ганджи. От первоначальных построек остались только фрагменты, в первую очередь ворота. [69]

Стены по периметру и вспомогательные постройки

[ редактировать ]

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон ограничен зубчатыми стенами из красного песчаника, при этом сторона, обращенная к реке, остается открытой.Внутренние стороны стены, обращенные в сад, выходят на аркады с колоннами - особенность, типичная для индуистских храмов, которая позже была включена в мечети Великих Моголов. Стена перемежается куполообразными чхатри и небольшими зданиями, которые, возможно, служили смотровыми площадками или сторожевыми башнями. [71]

За стенами находится еще несколько мавзолеев. Эти сооружения, состоящие в основном из красного песчаника, типичны для небольших могольских гробниц той эпохи. К внешней восточной гробнице примыкает мечеть, называемая Черной мечетью (Кали Масджид) или Сандаловой мечетью (Сандли Масджид). Дизайн тесно связан с внутренними вспомогательными гробницами, найденными в Джилхаухане – небольшими, не имеющими выхода к морю версиями террасы на берегу реки с садом, отделяющим мечеть от гробницы. Человек, похороненный здесь, неизвестен, но, скорее всего, это была женщина из семьи Джахана. [71]

Гидротехнические сооружения

[ редактировать ]

Вода для комплекса Тадж обеспечивалась через сложную инфраструктуру. Впервые его вытащили из реки с помощью пурсов механизма из веревки и ведра, приводимого в движение животными. [44] Затем вода текла по арочному акведуку в большой резервуар для хранения, откуда с помощью тринадцати дополнительных пуров она поднималась в большую распределительную цистерну над уровнем земли Тадж, расположенную к западу от стены комплекса. Отсюда вода поступала в три вспомогательных резервуара, а затем подавалась по трубопроводу в комплекс. Напора , создаваемого высотой резервуаров (9,5 м), было достаточно для питания фонтанов и орошения садов. Глиняная труба диаметром 0,25 метра лежит на глубине 1,8 метра. [60] на одной линии с главной дорожкой, которая заполняет основные бассейны комплекса. Часть фаянсовых труб в 1903 году заменили на чугунные. Трубы фонтана не были соединены непосредственно с головками фонтана, вместо этого под каждой головкой фонтана был установлен медный горшок: вода заполняла горшки, обеспечивая одинаковое давление в каждом фонтане. Пурса больше не осталось, но другие части инфраструктуры сохранились вместе с арками акведука, которые сейчас используются для размещения офисов Археологической службы Департамента садоводства Индии. [72]

Сад лунного света (Махтаб Баг)

[ редактировать ]
Вид XVIII века на комплекс Тадж-Махал с садом Лунного света, показанный вверху страницы.

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку, находится еще один сад Чарбага, Мехтаб Баг . Он был спроектирован как неотъемлемая часть комплекса в виде террасы на берегу реки, которую можно увидеть в других местах Агры. Его ширина идентична остальной части Таджа. Историк сада Элизабет Мойнихан предполагает, что большой восьмиугольный бассейн в центре террасы будет отражать образ Мавзолея, и, таким образом, сад станет местом для просмотра Тадж-Махала. Со времен Великих Моголов сад пострадал от наводнения из реки. В результате состояние остальных построек весьма плачевное, но сад находится на реконструкции Археологической службы Индии . Четыре башни из песчаника обозначали углы сада, сохранилась только юго-восточная башня. Фундаменты двух построек сохранились непосредственно к северу и югу от большого бассейна, которые, вероятно, были садовыми павильонами. С северной части бассейна ступенчатый водопад питал бассейн. Сад на севере имеет типичный квадратный поперечно-осевой план с квадратным бассейном в центре. На западе сад питал акведук. [73] [74]

  1. ^ В оценке ЮНЕСКО не учитываются Базар, Каравен-сарай (Тадж-Ганджи) и Сад лунного света (Махтаб Баг) в расчетах площади - общая площадь с историческим Тадж-Ганджи составляет 26,95 га.
  2. ^ «Пусть обитель Мумтаз Махал будет раем».)
  3. ^ Внук Раджи Ман Сингха из Амбера и родственник Шаха Джахана по его двоюродному дедушке Радже Бхагванту Дасу .
  4. ^ Исламский календарь является лунным, поэтому даты годовщин различаются по григорианскому календарю .
  5. В 1637–39 гг. н. э. (1047–1049 гг. Хиджры) индийский служащий голландской Ост-Индской компании мог рассчитывать на получение 36 рупий в год, мансабдар получал 9000 рупий в год.
  6. Существуют некоторые разногласия относительно того, является ли перевод дарогха имарат «управляющим зданиями», как утверждают Бегли и Кох, или «главным архитектором», как утверждает Кайсар.
  7. ^ 1643 (1053 г. хиджры) Лахури.
  1. ^ Jump up to: а б «Оценка консультативного органа ИКОМОС» (PDF) . ИКОМОС . 1983 год . Проверено 21 марта 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б Кох, с. 18
  3. ^ Казвини. фол. 233a в переводе Бегли и Десаи (1984), с. 14
  4. ^ «Блум Дж. и Блэр С. (1994). «Искусство и архитектура ислама: 1250–1800». Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 18 июля 2007 г.
  5. ^ Jump up to: а б Ашер, с. 210
  6. ^ Доктор Далджит. «Мумтаз Махал» . Экзотическое индийское искусство . Проверено 7 августа 2009 г.
  7. ^ Бегли и Десаи, 1989 - перевод Казвини, л. 232б (рефол. 233б)
  8. ^ Jump up to: а б с Кох, с. 20
  9. ^ Кох (1997), с. 143
  10. ^ Петруччиоли (2006), стр. 358–359
  11. ^ Азиз, с. 129
  12. ^ Кох, стр. 23.
  13. ^ Кох, с. 112
  14. ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. ISBN  9780812207286 . OCLC   934666204 .
  15. ^ Jump up to: а б с Кох, с. 85–88
  16. ^ «Сады Чар Баг, Тадж-Махал» . О Тадж-Махале. Архивировано из оригинала 7 июня 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  17. ^ Кох, с. 24
  18. ^ Леошко, Дженис (2002). «Рецензия на книгу: Сад лунного света: новые открытия в Тадж-Махале» . Хурма – азиатская литература, искусство и культура . Проверено 13 февраля 2007 г.
  19. ^ Харкнесс, с. 63
  20. ^ Кох, с. 26
  21. ^ «Итмад-уд-Даула Агра» . Тадж-Махал Индия. Архивировано из оригинала 8 ноября 2009 года . Проверено 7 августа 2009 г.
  22. ^ Ашер, стр. 130–133.
  23. ^ Кох, с. 180
  24. ^ Ашер, с. 250
  25. ^ Jump up to: а б с Кох, с. 216–217
  26. ^ Jump up to: а б Ашер, с. 214
  27. ^ Кох, с. 104
  28. ^ Jump up to: а б Кеннеди, стр. 105–120.
  29. ^ Кох, стр. 218–224
  30. ^ Кох, с. 228
  31. ^ Бегли (1979), стр. 7–37.
  32. ^ Кох, с. 225
  33. ^ Бегли, Уэйн Э. Сад Тадж-Махала: пример архитектурного планирования и символизма Великих Моголов, в: Вескоат, Джеймс Л.; Вольшке-Бульман, Иоахим (1996). Сады Великих Моголов: источники, места, изображения и перспективы Думбартон-Оукс, Вашингтон, округ Колумбия, ISBN   0-88402-235-8 . стр. 229–231.
  34. ^ Лахаури, стр. 384–89
  35. ^ Камбо, с. 275
  36. ^ Копплстоун, с. 166
  37. ^ Jump up to: а б с д Ашер, с. 212
  38. ^ Кох, с. 97 цитирую Казвини
  39. ^ Jump up to: а б с Кох, с. 97
  40. ^ Кох, с. 96
  41. ^ «Комплекс Таххана» . Банглапедия - Национальная энциклопедия Бангладеш. 2006. Архивировано из оригинала 18 января 2005 года . Проверено 29 июля 2009 г.
  42. ^ Кох, с. 98
  43. ^ Jump up to: а б с д Кох, с. 100
  44. ^ Jump up to: а б «Тадж-Махал – Символ любви» . Адвент InfoSoft Pvt. Ltd. Архивировано из оригинала 18 марта 2017 года . Проверено 8 марта 2007 г.
  45. ^ Кох, стр. 91–92
  46. ^ Кох, с. 89
  47. ^ Бегли и Десаи (1989), с. 65
  48. ^ Jump up to: а б Данкельд, Малькольм, изд. (июнь 2007 г.). «Информационный бюллетень Общества истории строительства» (PDF) . Сертифицированный строительный институт. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 года . Проверено 23 июля 2007 г.
  49. ^ Jump up to: а б Анон. «Тадж-Махал» . Исламская архитектура . Организация исламского искусства и архитектуры. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 22 мая 2009 г.
  50. ^ «Каллиграфия Тадж-Махала» . Tajmahal.org.uk . Проверено 7 августа 2009 г.
  51. ^ «Каллиграфия Тадж-Махала» . pbs.org . Проверено 7 августа 2009 г.
  52. ^ Баласубраманиам, с. 43
  53. ^ Jump up to: а б с д Кох, с. 108–109
  54. ^ Бегли (1989), стр. 64–76.
  55. ^ Баласубраманиам, стр. 42–49
  56. ^ Кох, стр. 174–175
  57. ^ Кох, стр. 152–179
  58. ^ Кох, стр. 180–181
  59. ^ Бегли, Уэйн Э. (март 1979 г.). «Миф о Тадж-Махале и новая теория его символического значения» . Художественный вестник . 61 (1): 7–37. дои : 10.2307/3049862 . JSTOR   3049862 .
  60. ^ Jump up to: а б Кох, с. 137
  61. ^ Jump up to: а б Кох, с. 139
  62. ^ Аллан, Джон (1958). Кембриджская краткая история Индии (первое изд.). Кембридж: С. Чанд. стр. 288 страниц. , с. 318
  63. ^ «Тадж» Джерри Камарилло Данна-младшего . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 года . Проверено 4 сентября 2007 г.
  64. ^ Кох, с. 138
  65. ^ Jump up to: а б Кох, с. 126–134
  66. ^ Jump up to: а б Кох, с. 114–120.
  67. ^ Кох, с. 116
  68. ^ Jump up to: а б Кох, с. 120
  69. ^ Jump up to: а б с Кох, с. 201–208
  70. ^ Кох, с. 201 цитирует Лахаури и Камбо
  71. ^ Jump up to: а б Кох, с. 209–213
  72. ^ Кох, с. 208
  73. ^ Кох, с. 56
  74. ^ Леошко, Дженис (2002). «Рецензия на книгу – Сад лунного света: новые открытия в Тадж-Махале» . Хурма – азиатская литература, искусство и культура. п. 1 . Проверено 2 марта 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d303a711d2133afe2133f7ba9031c5e__1720949700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/5e/5d303a711d2133afe2133f7ba9031c5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origins and architecture of the Taj Mahal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)