Мандала


Мандала « ( санскрит : मण्डल , латинизированная : manṇḍala , букв. круг», [ˈmɐɳɖɐlɐ] ) — это геометрическая конфигурация символов. В различных духовных традициях мандалы могут использоваться для концентрации внимания практикующих и адептов, в качестве инструмента духовного руководства, для создания священного пространства , а также в качестве вспомогательного средства для медитации и наведения транса . В восточных религиях индуизме она используется как карта , , буддизме , джайнизме и синтоизме изображающая божеств или, особенно в случае синтоизма, райские места, ками или настоящие святыни. [1] [2]
индуизм
[ редактировать ]
В индуизме базовая мандала, также называемая янтрой , имеет форму квадрата с четырьмя воротами, содержащего круг с центральной точкой . Каждые ворота имеют общую форму буквы Т. [3] Мандалы часто имеют радиальный баланс . [4]
Янтра . похожа на мандалу, обычно меньшего размера и с более ограниченной цветовой палитрой Это может быть двух- или трехмерная геометрическая композиция, используемая в садханах , пудже или медитативных ритуалах, и может входить мантра в ее дизайн . Считается, что он представляет собой обитель божества. Каждая янтра уникальна и призывает божество к практикующему посредством сложных символических геометрических рисунков. По словам одного ученого, «янтры функционируют как символы откровения космических истин и как обучающие схемы духовного аспекта человеческого опыта». [5]
Многие считают янтры центральными точками индуистской тантрической практики. Янтры — это не представления, а прожитые, эмпирические, недвойственные реальности. Как описывает Ханна:
Несмотря на свое космическое значение, янтра — это переживаемая реальность. Из-за связи, существующей в Тантрах между внешним миром (макрокосмом) и внутренним миром человека (микрокосмом), каждый символ в янтре амбивалентно резонирует во внутреннем-внешнем синтезе и связан с тонким телом и аспектами человеческое сознание. [6]
Термин «мандала» появляется в Ригведе как название разделов работы, и в ведических ритуалах используются такие мандалы, как мандала Наваграха . по сей день [7]
буддизм
[ редактировать ]

Ваджраяна
[ редактировать ]В буддизме Ваджраяны мандалы также получили развитие в рисовании песком . Они также являются ключевой частью медитативных практик Ануттарайога-тантры . [8]
Визуализация учений Ваджраяны
[ редактировать ]Можно показать, что мандала человека представляет в визуальной форме основную суть учения Ваджраяны . Мандала олицетворяет природу Чистой Земли, Просветлённого разума.
Примером этого типа мандалы является мандала Ваджрабхайравы - шелковый гобелен, сотканный из позолоченной бумаги, с изображением роскошных элементов, таких как короны и украшения, что придает изделию трехмерный эффект. [9] [10]
Гора Меру
[ редактировать ]Мандала также может представлять всю вселенную, которая традиционно изображается с горой Меру как осью мира в центре, окруженной континентами. [11] Одним из примеров является Космологическая Мандала с горой Меру , шелковый гобелен времен династии Юань , служащий схемой тибетской космологии, который был передан Китаю из Непала и Тибета. [12] [13]
Мудрость и непостоянство
[ редактировать ]В мандале внешний огненный круг обычно символизирует мудрость. Кольцо восьми кладбищ [14] представляет собой буддийский призыв всегда помнить о смерти и непостоянстве, которым наполнена сансара : «такие места использовались, чтобы противостоять и осознать преходящую природу жизни». [15] В другом месте описано: «Внутри пылающего радужного нимба и окруженное черным кольцом дордже , главное внешнее кольцо изображает восемь великих кладбищ, чтобы подчеркнуть опасную природу человеческой жизни». [16] Внутри этих колец лежат стены самого дворца мандалы, а именно места, населенного божествами и буддами .
Пять Будд
[ редактировать ]Одним из хорошо известных типов мандалы является мандала «Пяти Будд», архетипических форм Будды, воплощающих различные аспекты просветления. Такие Будды изображаются в зависимости от школы буддизма и даже конкретного назначения мандалы. Распространенной мандалой этого типа является мандала Пяти Будд Мудрости (также известных как Пяти Джин ), Будд Вайрочаны , Аксобхьи , Ратнасамбхавы , Амитабхи и Амогхасиддхи . В сочетании с другой мандалой, изображающей Пяти Королей Мудрости , она образует Мандалу Двух Царств .
Упражняться
[ редактировать ]
Мандалы обычно используются тантрическими буддистами как средство медитации.
Мандала – это «опора для медитирующего». [17] нечто, что следует неоднократно созерцать до точки насыщения, так что образ мандалы полностью усваивается даже в мельчайших деталях и затем может быть вызван и созерцан по желанию как ясный и яркий визуализируемый образ. С каждой мандалой происходит то, что Туччи называет «связанной с ней литургией… содержащейся в текстах, известных как тантры ». [18] инструктируя практикующих о том, как следует рисовать, строить и визуализировать мандалу, а также указывать мантры, которые следует читать во время ее ритуального использования.
Визуализируя «чистые земли», человек учится понимать сам опыт как чистый и как обитель просветления. С этой точки зрения, защита, которая нам нужна, исходит от нашего собственного разума, а также от внешних источников замешательства. Во многих тантрических мандалах этот аспект отделения и защиты от внешнего сансарного мира изображается «четырьмя внешними кругами: очищающим огнем мудрости, ваджрным кругом, кругом с восемью гробницами, кругом лотоса». [17] Кольцо ваджр образует связанную конструкцию, напоминающую забор, идущую по периметру внешнего круга мандалы. [19]
В качестве медитации на непостоянстве (центральное учение буддизма ), после нескольких дней или недель создания замысловатого узора песчаной мандалы , песок смахивается в кучу и выливается в проточную воду, чтобы распространить благословения мандалы. .
Гриндер [20] в своем расширенном обсуждении сахаджи он обсуждает взаимоотношения внутренней и внешней части садханы по отношению к мандале следующим образом:
...внешний ритуал и внутренняя садхана образуют неотличимое целое, и это единство находит свое наиболее яркое выражение в форме мандалы, священного ограждения, состоящего из концентрических квадратов и кругов, нарисованных на земле и представляющих тот непреклонный план бытия, на котором стремящийся к состоянию Будды желает утвердиться. Развертывание тантрического ритуала зависит от мандалы; а там, где материальная мандала не используется, адепт приступает к ее мысленному построению в ходе своей медитации». [21]

Предложения
[ редактировать ]
«Подношение мандалы» [22] в тибетском буддизме — символическое подношение всей вселенной. Каждая сложная деталь этих мандал зафиксирована в традиции и имеет определенное символическое значение, часто на нескольких уровнях.
В то время как приведенная выше мандала представляет собой чистое окружение Будды, эта мандала представляет вселенную. Этот тип мандалы используется для подношений мандалы, во время которых человек символически предлагает вселенную Буддам или своему учителю. В рамках практики Ваджраяны 100 000 таких подношений мандалы (для создания заслуг) могут быть частью предварительных практик еще до того, как ученик даже приступит к настоящей тантрической практике. [23] Эта мандала обычно структурирована в соответствии с моделью вселенной, описанной в классическом буддийском тексте Абхидхарма-коша , с горой Меру в центре, окруженной континентами, океанами, горами и т. д.
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Различные Мандалы описаны во многих палийских буддийских текстах . Вот некоторые примеры буддийских мандал Тхеравады :
- Мандала восьми учеников Будды, описывающая Будду Шакьямуни в центре и восемь великих учеников в восьми основных направлениях.
- Мандала Будд — это мандала, состоящая из девяти главных Будд прошлого и настоящего Гаутамы Будды, занимающих десять направлений.
- Мандала Восьми Дэви включает в себя восемь Дэви, занимающих и защищающих восемь углов Вселенной.
В Сигаловада-сутте Будда описывает отношения простых мирян в стиле мандалы.
Сингон буддизм
[ редактировать ]Одна японская ветвь буддизма Махаяны – буддизм Сингон – также часто использует мандалы в своих ритуалах, хотя настоящие мандалы различаются. Когда основатель Сингона, Кукай , вернулся после обучения в Китае, он привез с собой две мандалы, которые стали центральными в ритуале Сингон: Мандалу Царства утробы и Мандалу Алмазного Царства .
Эти две мандалы участвуют в ритуалах инициации абхисека для новых учеников Сингона, более известных как Кечиен Кандзё ( 結縁灌頂 ). Общей чертой этого ритуала является то, что новому посвященному завязывают глаза и предлагают бросить цветок на любую мандалу. Место, где приземляется цветок, помогает определить, за каким божеством-покровителем должен следовать посвященный.
Нитирэн буддизм
[ редактировать ]
Мандала в буддизме Нитирэн представляет собой модзи-мандалу ( 文字曼陀羅 ), которая представляет собой висящий на бумаге свиток или деревянную табличку, надпись на которой состоит из китайских иероглифов и средневеково-санскритского письма, Будды представляющего элементы просветления , защитных буддийских божеств и некоторых буддийских концепций. . Названный Гохонзон , он был первоначально написан Ничиреном , основателем этой ветви японского буддизма , в конце 13 века. Гохонзон . является основным объектом почитания в некоторых школах Ничирен и единственным в других, которые считают его высшим объектом поклонения как воплощение высшей Дхармы и внутреннего просветления Ничирен Семь символов Наму Мёхо Ренге Кё , считающиеся именем высшей Дхармы, а также призывом , который повторяют верующие, записаны в центре всех Гохонзонов секты Нитирэн , чей внешний вид может варьироваться в зависимости от конкретной школы и другие факторы. [ нужна ссылка ]
Чистая Земля Буддизм
[ редактировать ]
Мандалы иногда использовались в буддизме Чистой Земли для графического изображения Чистой Земли на основе описаний, найденных в Большой Сутре и Сутре Созерцания . Самая известная мандала в Японии — мандала Тайма , датированная примерно 763 годом нашей эры. Мандала Тайма основана на Сутре Созерцания , но впоследствии были созданы и другие подобные мандалы. В отличие от мандал, используемых в буддизме Ваджраяны , она не используется как объект медитации или эзотерического ритуала. Вместо этого он обеспечивает визуальное представление текстов Чистой Земли и используется в качестве учебного пособия. [ нужна ссылка ]
Также в Дзёдо Синсю буддизме Синран и его потомок Рэннё искали способ создания легкодоступных объектов почитания для низших классов японского общества. Синран создал мандалу, используя висящий свиток и слова нэмбуцу ( 念 仏 ), написанные вертикально. Этот стиль мандалы до сих пор используется некоторыми буддистами Дзёдо Синсю в домашних алтарях, или буцудан . [ нужна ссылка ]
Бодхимандала
[ редактировать ]Бодхимандала — термин в буддизме , означающий «круг пробуждения ». [24]
песочные мандалы
[ редактировать ]Песочные мандалы — это красочные мандалы, сделанные из песка, которые ритуально уничтожаются. Они возникли в Индии в VIII–XII веках, но сейчас практикуются в тибетском буддизме. [25] Каждая мандала посвящена определенным божествам. В буддизме Божества представляют собой состояния ума, которые необходимо достичь на пути к просветлению, сама мандала представляет дворец божества, который также представляет разум божества. [25] Каждая мандала представляет собой графическое изображение тантры . Для изготовления Песочных мандал их создают монахи, прошедшие трех-пятилетнее обучение в монастыре. [26] Эти песочные мандалы созданы для уничтожения и символизируют непостоянство, буддийскую веру в то, что смерть — это не конец и что сущность человека всегда возвращается к стихиям. Это также связано с верой в то, что нельзя ни к чему привязываться. [27] Чтобы создать эти мандалы, монахи сначала создают эскиз, [28] затем насыпьте разноцветный песок, традиционно приготовленный из измельченных камней и драгоценных камней, в медные воронки, называемые Корнеттами. [26] и аккуратно вытряхните из них песок, чтобы создать песочную мандалу. Каждый цвет представляет атрибуты божеств. Создавая мандалы, монахи будут молиться и медитировать, каждая песчинка представляет собой благословение. [27] Монахи будут путешествовать, чтобы продемонстрировать людям этот вид искусства, часто в музеях.
Западные психологические интерпретации
[ редактировать ]
Повторное введение мандал в современную западную мысль во многом приписывают [ по мнению кого? ] психологу Карлу Густаву Юнгу . Исследуя бессознательное посредством искусства, Юнг заметил общее появление мотива круга в религиях и культурах. Он предположил, что рисунки кругов отражают внутреннее состояние разума в момент творения и являются своего рода символическим архетипом в коллективном бессознательном. Знакомство с философскими сочинениями Индии побудило Юнга принять слово «мандала» для описания этих рисунков, созданных им самим и его пациентами. В своей автобиографии Юнг писал:
Каждое утро я рисовал в блокноте небольшой круглый рисунок, [...] который, казалось, соответствовал моему внутреннему положению в тот момент. [...] Лишь постепенно я понял, что такое мандала на самом деле: [...] Самость, целостность личности, которая, если все идет хорошо, гармонична.
- Карл Юнг, Воспоминания, сны, размышления , стр. 195–196. с.232 Переработанное издание старинных книг (Doubleday)
Однако когда я начал рисовать мандалы, я увидел, что все, все пути, по которым я шел, все шаги, которые я делал, вели обратно к одной точке, а именно, к средней точке. Мне становилось все более очевидным, что мандала — это центр. Это показатель всех путей. Это путь к центру, к индивидуации... Я увидел, что здесь открылась цель. Выйти за пределы центра было невозможно. Центр — это цель, и все направлено к этому центру. Благодаря этому сну я понял, что личность — это принцип и архетип ориентации и значения. В этом и заключается его лечебная функция. Для меня это понимание означало приближение к центру и, следовательно, к цели.
- Карл Юнг, Воспоминания, сны, размышления , стр. 233-235 Переработанное издание Vintage Books (Doubleday)
Юнг утверждал, что желание создавать мандалы возникает в моменты интенсивного личностного роста. Он также предположил, что их появление указывает на «глубокий процесс восстановления баланса» в психике; Результатом этого процесса станет более сложная и лучше интегрированная личность.
Мандала служит консервативной цели – а именно, восстановлению ранее существовавшего порядка. Но оно также служит творческой цели — придать выражение и форму чему-то, чего еще не существует, чему-то новому и уникальному. [...] Это процесс восходящей спирали, которая растет вверх и одновременно снова и снова возвращается в одну и ту же точку.
- Мария-Луиза фон Франц , « Человек и его символы» (К.Г. Юнг, ред.), с. 225,
Американский арт-терапевт Джоан Келлог позже создала карточный тест МАРИ, меру свободного ответа , на основе работы Юнга. [29]
Трансперсональный психолог Дэвид Фонтана предположил, что символическая природа мандалы может помочь человеку «получить доступ к более глубоким уровням бессознательного, в конечном итоге помогая медитирующему испытать мистическое чувство единства с абсолютным единством, из которого возникает космос во всех его многообразных формах». ." [30]
В архитектуре
[ редактировать ]Буддийская архитектура часто использовала мандалу в качестве чертежа или плана для проектирования буддийских структур, включая храмовый комплекс и ступы. [ нужна ссылка ] Ярким примером мандалы в архитектуре является Боробудур 9-го века в Центральной Яве, Индонезия. Она построена как большая ступа, окруженная меньшими ступами, расположенными на террасах, сформированных в виде ступенчатой пирамиды , и, если смотреть сверху, принимает форму гигантской тантрической буддийской мандалы, одновременно олицетворяющей буддийскую космологию и природу ума. [31] Другие храмы того же периода, которые также имеют планы мандал, включают Севу , Плаосан и Прамбанан . Подобные рисунки мандал также можно увидеть в Камбодже, Таиланде и Мьянме.
- Вид с воздуха на ступу Буднатх, напоминающую мандалу.
- План Боробудура в форме мандалы
- Буддийский монастырь VII века в Бангладеш. Сомапура Махавихара
В науке
[ редактировать ]Круговые диаграммы часто используются в филогенетике , особенно для графического изображения филогенетических связей. Эволюционные деревья часто включают в себя множество видов, которые удобно изображать на круглом дереве, а изображения видов показаны на периферии дерева. Такие диаграммы получили название филогенетических мандал. [32]
В искусстве
[ редактировать ]Мандала как форма искусства впервые появилась в буддийском искусстве, созданном в Индии в первом веке до нашей эры. [33] Их также можно увидеть в дизайне Ранголи в индийских домах.
В археологии
[ редактировать ]Одним из самых ярких археологических открытий последних лет, которое могло бы переопределить историю восточной мысли и традиции мандалы, является открытие пяти гигантских мандал в долине Манипура , Индия, сделанных с помощью изображений Google Earth. Геоглиф Макланг, расположенный на рисовом поле на западе Импхала , столицы Манипура, является, пожалуй, самой большой в мире мандалой, полностью построенной из глины. Это место было обнаружено только в 2013 году, поскольку всю его структуру можно было увидеть только через спутниковые снимки Google Earth. Все рисовое поле, известное в местном масштабе как Биху-Лукон , теперь охраняется и в том же году правительство Манипура объявило его историческим памятником и местом. Участок расположен на расстоянии 12 км по воздуху от Канглы с координатами GPS 24°48' северной широты и 93°49' восточной долготы. Его общая площадь составляет около 224 161,45 квадратных метров. Эта квадратная мандала имеет четыре одинаковых выступающих прямоугольных «ворота» по сторонам света, каждая из которых охраняется такими же, но меньшими прямоугольными «воротами» слева и справа. Внутри площади находится восьмилепестковый цветок или лучистая звезда, которую местные жители недавно назвали Макланг «Звездный форт», в центре которой находится общая площадь около 50 836,66 квадратных метров. Открытие еще пяти гигантских мандал в долине Манипура также сделано с помощью Google Earth. Пять гигантских мандал, а именно мандала Секмаи, мандала Хейкакмапал, мандалы-близнецы Пхурджу и мандала Санголманг расположены на западном берегу реки Ирил. [34] Еще два довольно больших геоглифа в форме мандалы в Нонгрене и Кейноу также были обнаружены в долине Манипур, Индия, в 2019 году. Они называются мандала Нонгрен и мандала Кейноу. [35]
В политике
[ редактировать ]Раджамандала ( написанной (или Раджа-мандала ; круг государств) была сформулирована индийским писателем Каутильей в его работе о политике « Артхашастра» между 4 и 2 веками до нашей эры). В нем описываются круги дружественных и враждебных государств, окружающие королевское государство. [36]
В историческом, социальном и политическом смысле термин «мандала» также используется для обозначения традиционных политических образований Юго-Восточной Азии (таких как федерация королевств или вассальных государств). Оно было заимствовано западными историками 20-го века из древнеиндийского политического дискурса как средство ухода от термина «государство» в общепринятом смысле. Политические системы Юго-Восточной Азии не только не соответствовали китайским и европейским представлениям о территориально определенном государстве с фиксированными границами и бюрократическим аппаратом, но и значительно расходились в противоположном направлении: государственное устройство определялось его центром, а не границами, и оно могло состоять из множества других подчиненных государств, не подвергаясь административной интеграции. [37] Такие империи, как Баган , Аюттхая , Чампа , Кхмерская , Шривиджая и Маджапахит, известны в этом смысле как «мандала».
В современном использовании
[ редактировать ]Модельер Мандали Мендрилла разработала интерактивную художественную инсталляцию под названием «Мандала желаний» (Дерево желаний «Голубой лотос»), выполненную из мирного шелка и экологически чистых текстильных чернил, которая была представлена в Художественном музее Китая в Шанхае в ноябре 2015 года. Выкройка платья была основана на Голока-янтра-мандала в форме лотоса с восемью лепестками. Посетителям было предложено загадать желание на скульптурном платье, которое будет доставлено в Индию и предложено настоящему живому Дереву желаний . [38] [39]
Галерея
[ редактировать ]- Космологическая мандала с горой Меру , шелковый гобелен, Китай, Музей Метрополитен.
- Мандала Ваджрабхайравы , шелковый гобелен, Китай, Музей Метрополитен.
- Схематический рисунок Шри Янтры , показывающий внешний квадрат с четырьмя Т-образными воротами и центральный круг.
- Мандала Вишну (традиционно встречается в Непале )
- Написанная тибетская мандала XIX века в традиции Наропы , Ваджрайогини стоит в центре двух скрещенных красных треугольников, Художественный музей Рубина.
- Раскрашенная бутанская мандала Будды Медицины с богиней Праджняпарамитой в центре, XIX век, Художественный музей Рубина
- Мандала Шести Чакравартинов
- Ваджраварахи Мандала
- Джайнские космологические диаграммы и текст.
- Мандала, нарисованная пациентом Карла Юнга
- Мандала Калачакры в специальном стеклянном павильоне. Буддийские паломники трижды обходят павильон по часовой стрелке. Бурятия, 16 июля 2019 года.
- Мандала в Майтигаре, Катманду, Непал
См. также
[ редактировать ]- Шамса - замысловато украшенная розетка или медальон, которая используется во многих контекстах, включая рукописи, ковры, декоративные металлические изделия и архитектурные украшения, такие как нижняя сторона куполов.
- Архитектурный чертеж - Технический чертеж здания (или строительного проекта).
- Астрологические символы - Символы, обозначающие астрологические концепции.
- Бхавачакра – символическое представление циклического существования.
- Чакра – Психоэнергетические центры тонкого тела в эзотерических традициях индийских религий.
- Дхармачакра – символ в религиозных религиях.
- Константа формы - периодически наблюдаемый геометрический узор.
- Ганачакра – тантрические собрания или праздники.
- Великая цепь бытия – Космологическая иерархия всей материи и жизни.
- Площадь Луошу - китайское название особого магического квадрата 3x3, встречающегося в легендарных отчетах о создании китайской письменности и культуры.
- Хиля - произведение искусства, изображающее внешний вид персонажа Мухаммеда.
- Хорло
- Лей-линия – прямые линии между историческими сооружениями и достопримечательностями.
- Магический круг - Защитное устройство в ритуальной магии.
- Мандилион – изображение лица Иисуса Христа.
- Намкха – тибетская форма переплетения пряжи или нитей.
- Религиозное искусство – Искусство на религиозные темы.
- Шри Янтра - форма мистической диаграммы, используемая в школе индуизма Шри Видья.
- Шрирамачакра - Устройство, используемое в астрологии в Тамил Наду.
- Древо жизни (Каббала) - схема, используемая в различных мистических традициях.
- Янтра – Мистическая диаграмма в тантрических традициях.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «мандала» . Интернет-словарь Мерриама – Вебстера. 2008. Архивировано из оригинала 26 декабря 2018 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Танабэ, Уилла Джейн (2001). «Японские мандалы: изображения сакральной географии». Японский журнал религиоведения . 28 (1/2): 186–188. JSTOR 30233691 .
- ^ «Хепер, Буддийская мандала – сакральная геометрия и искусство » . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ www.sbctc.edu (адаптированный). «Модуль 4: Художественные принципы» (PDF) . Сэйлор.орг. Архивировано (PDF) из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ Кханна Мадху , Янтра: Тантрический символ космического единства . Темза и Гудзон, 1979, с. 12.
- ^ Кханна, Мадху, Янтра: Тантрический символ космического единства . Темза и Гудзон, 1979, стр. 12–22.
- ^ «Руководство по изучению Ригведы: Часть II — Седьмая мандала Ригведы» . ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА . Архивировано из оригинала 15 октября 2022 г. Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Мандала в буддизме | Буддийское искусство» . www.buddhist-art.com . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Ваджрабхайрава Мандала» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 2 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ Ватт, Джеймс Сай (1997). Когда шелк был золотом: текстиль Центральной Азии и Китая . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 95. Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 г. Проверено 19 ноября 2017 г.
- ^ Мифам (2000), стр. 65,80.
- ^ «Космологическая Мандала с горой Меру» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ Ватт, Джеймс Сай (2010). Мир Хубилай-хана: китайское искусство династии Юань . Нью-Йорк: Издательство Йельского университета. п. 247. Архивировано из оригинала 7 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ О'Доннелл, Джули; Уайт, Пенни; Оэллиен, Рилла; Холлс, Эвелин (13 августа 2003 г.). «Монография о живописи тханка Ваджрайогини» . Консультант: Джон Д. Хьюз. Архивировано из оригинала 13 августа 2003 года.
- ^ Кампхаузен, Руфус К. «Место склепа и кремации» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Тибет и Гималаи» . Восточный антиквариат Соотце . Архивировано из оригинала 3 марта 2006 г. Проверено 25 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мандала» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Мандала в Тибете» . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Мандала» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Пер Квэрне 1975: с. 164
- ^ Кверне, Пер (1975). О концепции сахаджи в индийской буддийской тантрической литературе. (Примечание: статья впервые опубликована в Temenos XI (1975): стр. 88–135). Цитируется по: Уильямс, Джейн (2005). Буддизм: критические концепции в религиоведении, том 6. Рутледж. ISBN 0-415-33226-5, ISBN 978-0-415-33226-2 . Рутледж. ISBN 9780415332323 . Архивировано из оригинала 25 сентября 2021 года . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ «Что такое мандала?» . Studybuddhism.com . Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 г. Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ «Обзор предварительной практики (нёндро)» . Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 г. Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Турман, Роберт. Священное учение Вималакирти: Писание Махаяны. 1992. с. 120
- ^ Перейти обратно: а б Брайант, Барри (1992). Колесо времени Песочная Мандала . Сан-Франциско: ХарперСанФранциско.
- ^ Перейти обратно: а б «Живопись песком: сакральное искусство Тибета». , режиссер Шери Бреннер, продюсер Шери Бреннер, Berkeley Media, 2002. Александр Стрит, https://video.alexanderstreet.com/watch/sand-painting-sacred-art-of-tibet .
- ^ Перейти обратно: а б «Песочная мандала: тибетский буддийский ритуал» . Ютуб . Приветственная коллекция. 28 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ «ТИБЕТСКИЕ МОНАХИ СОЗДАЮТ ЖИВУЮ ПЕСОЧНУЮ МАНДАЛУ» . Рубин . Архивировано из оригинала 15 июля 2021 г. Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Келлог, Джоан. (1984). Мандала: путь красоты . Лайтфут, Вирджиния: МАРИ. ISBN 0-9631949-1-7 . ОСЛК 30430100 .
- ^ Фонтана, Дэвид. (2006). Медитация с мандалами: 52 новые мандалы, которые помогут вам расти в мире и осознанности . Дункан Бэрд. ISBN 978-1-84-483117-3 .
- ^ А. Уэйман (1981). «Размышления о теории Барабудура как мандалы». Барабудур История и значение буддийского памятника . Беркли: Asian Humanities Press.
- ^ Хасегава, Масами (2017). «Филогенные мандалы для иллюстрации Древа Жизни». Молекулярная филогенетика и эволюция . 117 : 168–178. Бибкод : 2017МолПЭ.117..168Х . дои : 10.1016/j.ympev.2016.11.001 . ПМИД 27816710 .
- ^ «Исследование Мандалы» . Азиатское общество . Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Вангам, Соморджит (2018). Самые большие в мире мандалы из Манипура и «Архетип самости» Карла Юнга , с. 25-33. NeScholar, изд. Доктор Р.К.Нимай Сингх, Импхал. ISSN 2350-0336 .
- ^ Вангам, Соморджит (2019). Возникновение затерянной цивилизации долины Манипур , с. 30-39. NeScholar, изд. Доктор Р.К.Нимай Сингх, Импхал. ISSN 2350-0336 .
- ^ Сингх, профессор Махендра Прасад (2011). Индийская политическая мысль: темы и мыслители. Архивировано 10 июня 2016 г. в Wayback Machine . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 8131758516 . стр. 11-13.
- ^ Деллиос, Розита (1 января 2003 г.). «Мандала: от сакральных истоков к суверенным делам в традиционной Юго-Восточной Азии» . Университет Бонда, Австралия. Архивировано из оригинала 3 февраля 2015 г. Проверено 11 декабря 2011 г.
- ^ «Музей китайского искусства в Шанхае – Формы преданности» . 14 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Платье «Мандала желаний» посещают до 30 000 человек в день!» . 3 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 15 декабря 2015 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Браун, М. (1997). Мандала, Священный круг в тибетском буддизме Serindia Press, Лондон.
- Бакнелл, Родерик и Стюарт-Фокс, Мартин (1986). Язык сумерек: исследования буддийской медитации и символизма . Керзон Пресс: Лондон. ISBN 0-312-82540-4
- Камманн, С. (1950). Предполагаемое происхождение тибетских картин-мандал The Art Quarterly, Vol. 8, Детройт.
- Коуэн, Пейнтон (2005). «Окно-роза» , Лондон и Нью-Йорк (предлагает наиболее полный обзор эволюции и значения формы, сопровождаемый сотнями цветных иллюстраций).
- Кроссман, Сильви и Бару, Жан-Пьер (1995). Тибетская мандала, искусство и практика Колесо времени, Конеки и Конеки.
- Фонтана, Дэвид (2005). «Медитация с мандалами», издательство Duncan Baird, Лондон.
- Голд, Питер (1994). Священная мудрость навахо и Тибета: круг духа . Внутренние традиции/Медведь. ISBN 0-89281-411-Х . Рочестер, Вермонт: Inner Traditions International.
- Мипхам, Сакьонг Джамгон (2002) Стенограммы семинарии, 2000 г., Книга 1 Публикации Ваджрадхату ISBN 1-55055-002-0
- Соморджит, Вангам (2018). «Самые большие в мире мандалы из Манипура и архетип личности Карла Юнга», neScholar, том 04, выпуск 01, под ред. РК Нимаи Сингх ISSN 2350-0336
- Туччи, Джузеппе (1973). Теория и практика мандалы пер. Алан Хоутон Бродрик, Нью-Йорк, Сэмюэл Вайснер.
- Виталий, Роберто (1990). Ранние храмы Центрального Тибета Лондон, Serindia Publications.
- Уэйман, Алекс (1973). «Символика дворца Мандалы» в «Буддийских тантрах» Дели, Мотилал Банарсидасс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гротенхейс, Элизабет Тен (1999). Японские мандалы: изображения сакральной географии, Гонолулу: Гавайский университет Press
- Коссак, С. (1998). Священные видения: ранние картины из центрального Тибета . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. (см. индекс)
Внешние ссылки
[ редактировать ]