Образ Эдессы

Согласно христианской традиции, Образ Эдессы представлял собой святую реликвию, чудесный образ лика Иисуса Христа состоящую из квадрата или прямоугольника ткани, на котором был запечатлен — первая икона ( букв. « образ » ). Изображение также известно как Мандилион ( греч . μανδύλιον , «ткань» или «полотенце»). [ 1 ] в восточном православии он также известен как Acheiropoieton ( греч . Εἰκόν' ἀχειροποίητη , букв. « икона нерукотворная » ).
По преданию, записанному в начале IV века Евсевием Кесарийским , [ 2 ] Царь Эдесский Авгарь написал Иисусу, прося его приехать и вылечить его от болезни. Авгар получил ответное письмо от Иисуса, в котором он отклонял приглашение, но обещал в будущем посетить одного из своих учеников. Говорят, что один из семидесяти учеников , Фаддей Эдесский , пришел в Эдессу , неся слова Иисуса, благодаря которым царь чудесным образом исцелился. Евсевий сказал, что он расшифровал и перевел настоящее письмо из документов сирийской канцелярии царя Эдессы, но не упоминает об изображении. [ 3 ] Сообщение об изображении, вошедшее в легендариум Абгара, впервые появляется в сирийском труде « Учение Аддая» : согласно ему, посланник, названный здесь Ананией, также был живописцем, и он написал портрет, который был принесен. вернулся в Эдессу и хранился в царском дворце. [ 4 ]
Первое упоминание о существовании физического образа в древнем городе Эдессе (ныне Урфа ) принадлежит Евагрию Схоластику , писавшему около 593 года, который сообщает о портрете Христа божественного происхождения (θεότευκτος), оказавшем чудесную помощь в обороне. Эдессы против персов в 544 году. [ 5 ] Образ был перенесен в Константинополь в X веке. Ткань исчезла, когда Константинополь был разграблен в 1204 году во время Четвертого крестового похода , и, как полагают некоторые, она вновь появилась как реликвия в Людовика IX короля Франции Сент-Шапель в Париже . Эта реликвия исчезла во время Французской революции . [ 6 ]
эдесского Евсевий не сообщает о происхождении письма между I веком и его местонахождении в его время. Эти материалы, по словам ученого Роберта Эйзенмана , «очень широко распространены в сирийских источниках и содержат столько разнообразных изменений и расхождений, что трудно поверить, что все они могли быть основаны на плохих усилиях Евсевия» (Eisenman 1997:862).
Восточная Православная Церковь отмечает праздник этой иконы 16 августа в память ее перевода из Эдессы в Константинополь.
История легенды
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
История Мандилиона, вероятно, является продуктом многовекового развития. Первая версия встречается в Евсевия » « Истории Церкви (1.13.5–1.13.22). Евсевий утверждал, что он расшифровал и перевел настоящее письмо из документов сирийской канцелярии царя Эдессы. Здесь записано письмо, написанное царем Эдессы Авгарем Иисусу, с просьбой прийти и вылечить его от болезни. Иисус отвечает письмом, сообщая, что, когда он завершит свою земную миссию и вознесется на небо, он пошлет ученика ( Фаддея Эдесского ) исцелить Авгара (и делает это). На этом этапе нет упоминания об изображении Иисуса. [ 7 ]
В 384 году нашей эры Эгерия , паломница из Галлии или Испании, получила персональную экскурсию от епископа Эдессы, который предоставил ей множество чудесных рассказов о чудесах, спасших Эдессу от персов, и передал ей в руки стенограммы переписки. Абгара и Иисуса с украшениями. Сохранилась часть ее отчетов о своих путешествиях в письмах сестрицам. «Она наивно полагала, что эта версия более полная, чем более короткое письмо, которое она прочитала дома в переводе, предположительно привезенном на Дальний Запад предыдущим паломником». [ 8 ] Ее экскурсия в сопровождении переводчика была тщательной; цитируется епископ: «Теперь пойдем к воротам, куда вошел посланник Анания с письмом, о котором я вам рассказывал». [ 8 ] Однако не было никаких упоминаний о каком-либо изображении, о котором сообщил Эгерия, который провел три дня, осматривая каждый уголок Эдессы и окрестностей.
Следующий этап развития появляется в Учении Аддая [Фаддея], ок. 400, в котором представлен придворный художник среди делегации, посланной Авгарем к Иисусу, который рисует портрет Иисуса, чтобы вернуть его хозяину:
Когда Ханнан, хранитель архивов, увидел, что Иисус так говорит с ним, он, будучи царским художником, взял и нарисовал изображение Иисуса отборными красками и принес с собой к Авгарю, царю, своему господину. И когда царь Авгар увидел это изображение, он принял его с великой радостью и с великой честью поместил его в одном из своих роскошных домов.
— Доктрина Аддаи , 13
Более позднее предание об образе повествует, что, поскольку преемники Авгаря обратились в язычество, епископ поместил чудотворный образ внутри стены и, поставив перед образом горящую лампаду, запечатал их за изразцом; что образ был потом снова найден, после видения, в самую ночь персидского нашествия, и что он не только чудесным образом воспроизвелся на черепице , но перед ним еще горела та же самая лампада; далее, что епископ Эдессы употребил огонь, в который было вылито масло, вытекающее из образа, для истребления персов.
Говорят, что само изображение вновь появилось в 525 году во время разлива Дайсана, притока Евфрата, протекавшего мимо Эдессы. Об этом потопе упоминается в трудах придворного историка Прокопия Кесарийского . В ходе реконструкционных работ в стене над одними из ворот Эдессы была обнаружена ткань с чертами лица мужчины.
пишет вскоре после персидской осады 544 года, Прокопий что текст письма Иисуса, включавший к тому времени обещание, что «ни один враг никогда не войдет в город», был начертан над городскими воротами, но не упоминает изображение. Прокопий скептически относится к подлинности обещания, но говорит, что желание опровергнуть его было частью персидского царя Хосрова I , поскольку «это продолжало раздражать его разум». мотивации нападения [ 9 ] Сирийская «Хроника Эдессы», написанная в 540–550 годах, также утверждает о божественном вмешательстве во время осады, но не упоминает Образ. [ 10 ]
Примерно пятьдесят лет спустя Евагрий Схоластик в своей «Церковной истории» (593 г.) первым упомянул о роли изображения в облегчении осады. [ 11 ] приписывая это «божьему образу», чудесному отпечатку лица Иисуса на ткани. Таким образом, мы можем проследить развитие легенды от буквы, но не изображения у Евсевия, до изображения, написанного придворным художником в Аддае, которое становится чудом, вызванным чудесным образом созданным сверхъестественным образом, когда Иисус прижал ткань к своему телу. мокрое лицо у Евагрия. Именно этот последний и новейший этап легенды стал принят в восточном православии, образ Эдессы, «сотворенный Богом, а не произведенный руками человека». Эта идея иконы, которая была Acheiropoietos ( греч . Αχειροποίητη , букв. « нерукотворная » ), является отдельным обогащением оригинальной легенды: подобные легенды сверхъестественного происхождения сохранились и с другими православными иконами.
Икона Анча считается Керамидионом , еще одним ахейропоэтом, записанным с раннего периода, на котором чудесным образом запечатлен лик Христа в результате контакта с Мандилионом. Для искусствоведов это грузинская икона VI-VII веков.
Согласно « Золотому сказанию» , представляющему собой сборник житий , составленный Якобом Ворагином в тринадцатом веке, царь Абгар послал послание Иисусу, который ответил ему письмом, что пошлет к нему одного из своих учеников ( Фаддея Эдесского ) исцели его. В той же работе добавлено:
И когда Авгар увидел, что он, возможно, не увидит Бога в ближайшее время, после того, как сказано в древней истории, как свидетельствует Иоанн Дамаскин в своей четвертой книге, он послал художника к Иисусу Христу, чтобы тот изобразил образ Господа нашего до конца. чтобы хотя бы по образу его увидеть того, кого он не мог видеть в облике своем. И когда пришел художник, из-за великого великолепия и света, сиявшего в лике Господа нашего Иисуса Христа, он не мог ни увидеть его, ни одна фигура не могла его подделать. И когда наш Господь увидел эту вещь, он взял у художника льняную ткань и положил ее на свое лицо, и запечатлел в ней саму физиогномику своего лица, и послал ее царю Абгару, который так желал этого. И в той же истории содержится описание того, как был изображен этот образ. У него были хорошие глаза, брови, длинное лицо или радостное выражение лица, наклоненный, что является признаком зрелости или зрелой печали. [ 12 ] [ 13 ]
Более поздние события
[ редактировать ]Святой Мандилион снова исчез после того, как сасаниды завоевали Эдессу в 609 году. [ нужна ссылка ] Местная легенда, связанная с историком Эндрю Палмером, когда он посетил Урфу (Эдесса) в 1997 году, повествует о том, что полотенце или погребальное полотно ( منديل mendil ) Иисуса было брошено в колодец на территории нынешней Большой мечети города. [ 8 ] Христианская традиция, представленная в « Георгиоса Кедреноса . » Сборнике историй [ 14 ] противоречит этому, Джон Скилиц [ 15 ] рассказывая, как в 944 году, когда город осаждал Иоанн Куркуас , его обменяли на группу пленных мусульман. В это время Образ Эдессы был перевезен в Константинополь , где он был принят с великим торжеством императором Романом I Лакапином и поместил его в часовне Богоматери Фароса в Большом Константинопольском дворце . Не случайно самая ранняя известная византийская икона Мандилиона или Святого Лика, сохранившаяся в монастыре Святой Екатерины в Египте , датируется ок. 945. [ 16 ]
Мандилион оставался под имперской защитой до тех пор, пока крестоносцы не разграбили город в 1204 году и не увезли многие из его сокровищ в Западную Европу, хотя «Образ Эдессы» не упоминается в этом контексте ни в одном современном документе. Точно так же утверждалось, что Туринская плащаница исчезла из Константинополя в 1204 году, когда крестоносцы разграбили город. Руководителями армии крестоносцев в данном случае были французы и итальянцы (из Венеции), и считается, что каким-то образом благодаря этому Плащаница попала во Францию. [ 17 ] Небольшая часть реликвии, предположительно такая же, как эта, была частью большой группы, проданной Болдуином II Константинопольским Людовику IX Французскому в 1241 году и хранившейся в Сент-Шапель в Париже (не путать с Сент-Шапель в Шамбери , где какое-то время хранилась Туринская плащаница), пока она не исчезла во время Французской революции . [ 6 ]
Португальский иезуит Херонимо Лобо , посетивший Рим в 1637 году, упоминает о находившемся в этом городе священном портрете, отправленном царю Абгару: «Я видел знаменитые реликвии, которые хранятся в этом городе как в святилище, большую часть святого креста , кусочки короны и несколько шипов, губка, копье, палец святого Фомы, одна из тридцати монет, за которые был продан Спаситель, священный портрет, тот, который послал Христос Господь Наш Царь Абагаро, священная лестница, по которой Христос поднимался и спускался из претория, голова святого Крестителя, колонна, алтарь, на котором святой Петр служил мессу, и бесчисленное множество других реликвий». [ 18 ]
-
Спас Нерукотворный , икона новгородской школы , ок. 1100
Сохранившиеся изображения
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Сегодня сохранились три изображения, связанные с Мандилионом .
Туринская плащаница
[ редактировать ]Автор Ян Уилсон утверждал, что объект, почитаемый как Мандилион с VI по XIII века, на самом деле был Туринской плащаницей, сложенной вчетверо и заключенной в продолговатую рамку так, что было видно только лицо. [ 19 ] Уилсон цитирует документы из Ватиканской библиотеки и Лейденского университета (Нидерланды), которые, похоже, предполагают наличие в Эдессе другого изображения. Кодекс X века Codex Vossianus Latinus Q 69. [ 20 ] найденный Джино Занинотто в Ватиканской библиотеке , содержит сообщение VIII века, в котором говорится, что отпечаток всего тела Христа остался на холсте, хранящемся в церкви в Эдессе: в нем цитируется человек по имени Смера в Константинополе: «Царь Авгарь получил ткань на котором можно увидеть не только лицо, но и все тело» ( лат .: [non tantum] faciei figuram sed totius corporis figuram cernere потенцир ). [ 21 ]
Святой Лик Генуи
[ редактировать ]Этот образ хранится в церкви Святого Варфоломея Армянской в Генуе, Италия . В 14 веке он был подарен генуэзскому дожу византийским императором Иоанном V Палеологом Леонардо Монтальдо .
Он стал предметом подробного исследования Колетт Дюфур Боззо в 1969 году, которая датировала внешнюю рамку концом 14 века. [ 22 ] давая конечную точку для внутренней рамки и самого изображения. Боззо обнаружил, что изображение было отпечатано на ткани, наклеенной на деревянную доску. [ 23 ] [ 24 ]
Сходство изображения с Покровом Вероники предполагает связь двух традиций.
Святой Лик Сан-Сильвестро
[ редактировать ]Этот образ хранился в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите , примыкающей к монастырю Бедных Кларес , до 1870 года, а сейчас хранится в часовне Матильды во дворце Ватикана . Он помещен в рамку в стиле барокко, добавленную сестрой Дионорой Кьяруччи, настоятельницей монастыря, в 1623 году. [ 25 ] Самое раннее свидетельство о его существовании относится к 1517 году, когда монахиням запретили его выставлять напоказ, чтобы избежать конкуренции с Вероникой. Как и изображение Генуи, оно нарисовано на доске и поэтому, скорее всего, является копией. Он был выставлен на выставке Expo 2000 в Германии в павильоне Святого Престола.
-
Святой Лик Генуи .
-
Святой Лик Генуи с более видимым лицом.
-
Изображение из Сан-Сильвестро (капелла Матильды во дворце Ватикана ).
-
Изображение Сан-Сильвестро, на котором лицо более видно.
Покров Вероники
[ редактировать ]
Историк Ребекка Рист говорит, что преданность святой Веронике была поощрена Папой Иннокентием III отчасти для того, чтобы конкурировать с Константинопольским Мандилионом и повысить престиж Рима и его Папы, претендуя на аналогичную ахейропоэту - Покров Вероники . [ 26 ] [ 27 ]
В более поздней западноевропейской традиции главным подобием нерукотворного лица Иисуса (т. е. ахейропоэтона ) стало Покров Вероники, предположительно ткань, предложенная святой Вероникой Иисусу, чтобы он мог вытереть лицо по дороге в храм. его распятие. То, что имя «Вероника» может происходить от слова «истинный образ» (альтернативно «ференике» («носящая благословение» по-гречески), и позднее появление этой легенды усилили скептицизм ученых. [ 28 ] Предполагается, что ткань, которая сегодня хранится в Ватикане, была привезена обратно в Италию во времена крестовых походов . [ 29 ] Покров Вероники ( лат . Sudarium , «потельница»), часто называемый просто «Вероника» и известный по-итальянски как Вольто Санто или Святой Лик (но не путать с резным распятием Вольто Санто из Лукки ) , представляет собой христианскую реликвию в виде куска ткани, на котором, согласно традиции, изображено лицо Иисуса. Различные существующие изображения были названы «оригинальной» реликвией или ее ранними копиями. [ 30 ]
Рассказы о Покрове Вероники и Образе Эдессы иногда путаются учеными. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Легенда об Абгаре : христианская легенда о предполагаемой переписке и обмене письмами между Иисусом Христом и царем Абгаром V Уккамой. Осроены
- Acheiropoieta : священные христианские изображения, «нерукотворные».
- Изображение Иисуса
- Керамидион : икона, предположительно созданная в результате контакта с Образом Эдессы.
- Реликвии, связанные с Иисусом
- Туринская плащаница
- Покров Вероники , еще один «нерукотворный» образ Христа
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гусцин, Марк (08 февраля 2016 г.). Традиция изображения Эдессы . Издательство Кембриджских ученых. п. 137. ИСБН 9781443888752 .
- ^ Евсевий, Historia Ecclesiae 1.13.5 и .22.
- ^ Стивен Рансиман, «Некоторые замечания об образе Эдессы», Cambridge Historical Journal 3.3 (1931:238-252), стр. 240
- ^ Рансимен 1931, лок. другие .
- ^ Евагрий, в Минье , Patrologia Graeca lxxxvi, 2, cols. 2748f, отмечено Рансиманом 1931, с. 240, примечание 5; отмечая, что «портрет Христа вошел в разряд икон αχειροποίητοι »
- ^ Перейти обратно: а б Две документальные описи: 1534 год (Жерар из Сен-Квентина де л'Иля, Париж) и 1740 год. См. Grove Dictionary of Art , Steven Runciman, Some Remarks on the Image of Edessa, Cambridge Historical Journal 1931 и Shroud.com . список группы реликвий. См. также изображение готического реликвария, датируемого 13 веком , на сайте Histor.ws. Архивировано 7 февраля 2012 г. на Wayback Machine .
- ^ Кесарии, Евсевий. История Церкви, книга I, глава 13 . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Эндрю (лето 1998 г.). «Время убивать» . Гуден Хоорн: Журнал Византии . 6 (1). ISSN 0929-7820 .
- ^ Китцингер, 103–104, 103 с первой цитатой; Прокопий, «Истории войн» , II, 26, 7–8, цитируется, и 26–30 об обещании Иисуса, цитируется перевод Леба .
- ^ Кэмерон, Аверил (1996). Изменение культур в ранней Византии . Различный п. 156. ИСБН 9780860785873 .
- ^ Китцингер, 103
- ^ де Воражин, Якоб (1275). Золотая легенда или Жития святых . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Страке, Ричард. Золотая легенда: Жизнь СС. Саймон и Джуд . Проверено 28 октября 2018 г.
- ^ Кедренос, изд. Беккер, вып. Я: 685; см. К. Вейцманн, «Мандилион и Константин Багрянородный», Cahiersarchéologiques 11 (1960:163-84), перепечатано в «Исследованиях по освещению классических и византийских рукописей» , Х. Кесслер, изд. (Чикаго, 1971:224–76).
- ^ Джон Скилиц. 231f, отмечено в книге Хольгера А. Кляйна, «Священные реликвии и императорские церемонии в Большом дворце Константинополя», 2006:91 и примечание 80 ([перепечатано в Интернете]).
- ^ К. Вайцманн, Монастырь Святой Екатерины на горе Синай: Иконы I: от шестого до десятого века , Принстон, 1976: 94-98, и листы xxxvi-xxxvii.
- ^ Библия археологического Зондервана исследования
- ^ Маршрут Волка Джерома, 1984, стр.
- ^ Уилсон 1991
- ↑ Из библиотеки Герхарда Иоганна Воссиуса .
- ^ Кодекс Vossianus Latinus , Q69, и Библиотека Ватикана, Кодекс 5696, л.35, который был опубликован в Pietro Savio, Ricerche Storico sulla Santa Sindone, Турин, 1957 г.
- ^ Уилсон 1991 , с. 162
- ^ Уилсон 1991 , с. 88
- В летописях Генуя мандилиону города ( на голландском языке). Смотрите также: настоящему эдесскому XIV века описано, что он принадлежит
- ^ Уилсон 1991 , с. 193
- ^ Рист, Ребекка (2017). «Иннокентий III и римская Вероника: папский пиар или евхаристическая икона?». В Мерфи, Аманда Клэр; Кесслер, Герберт Л.; Петолетти, Марко; Даффи, Имон; Миланезе, Гвидо (ред.). Европейская судьба римской Вероники в средние века . Дополнение к Конвивиуму. Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. стр. 100-1 114–125. doi : 10.1484/m.convisup-eb.5.131046 . hdl : 11222.digilib/137738 . ISBN 978-80-210-8779-8 . OCLC 1021182894 .
- ^ Николотти, Андреа (2019). «Европейская судьба римской Вероники в средние века» . Странствия: Журнал средневекового искусства и архитектуры (рецензия на книгу). 7 (1): 162–173, на с. 167.
- ^ Холл, 321
- ^ "Собор Святого Петра - Статуя Святой Вероники" . stpetersbasilica.info . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Тейлор, Джоан Э. (08 февраля 2018 г.). Как выглядел Иисус? . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-67151-6 .
- ^ Николотти 2019 , с. 171.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил. «История образа Эдессы: рассказ об истории». Гарвардские украинские исследования 7 (Океанос: Очерки, подаренные Игорю Шевченко его коллегами и студентами на его шестидесятилетие) (1983): 80-94.
- Дюфур Боззо, Колетт (1974), «Священное лицо» Генуи (на итальянском языке), Национальный институт археологии, ISBN 88-7275-074-1
- Евсевий Кесарийский. «Послание Иисуса Христа к Абгару, царю Эдесскому» . История Экклесии .
- Эйзенман, Роберт, 1997. Иаков, брат Иисуса . (Пингвин-викинг). Частично деконструкция легенд, окружающих Агбар/Абгар.
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Китцингер, Эрнст , «Культ изображений в эпоху до иконоборчества», Dumbarton Oaks Papers , Vol. 8, (1954), стр. 83–150, Думбартон-Оукс, Попечители Гарвардского университета, JSTOR 1291064 .
- Уилсон, Ян (1991), Святые лица, Тайные места , Город-сад: Даблдей, ISBN 0-385-26105-5
- Вестерсон, Джери (2008), Завеса лжи: средневековый нуар , Нью-Йорк: Minotaur Books, ISBN 9780312580124 Художественная литература со ссылкой на Мандиллон.
- Николотти, Андреа (2014), От Мандилиона Эдессы до Туринской плащаницы: метаморфоза и манипулирование легендой , Лейден: Брилл, ISBN 9789004269194
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ионеску-Беречет, Стефан (2010). «Τὸ ἅγιον μανδήλιον: история традиции». Богословские исследования . 6 (2): 109–185.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Изображение: Мандилион Генуэзский.
- Старые и новые снимки из Эдессы
- Иконы Мандилиона (в основном русские)
- Является ли Туринская плащаница образом Эдессы? Архивировано 15 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- Отчет очевидца: Проповедь Григория Референдария в 944 году.
- Документальные доказательства составляют список из шестнадцати документов периода с 944 по 1247 годы.
- Мандилион тамплиеров: отношения бретонской Голгофы с Туринской Плащаницей и рыцарями-тамплиерами . Отрывок из электронного издания.
- Туринская плащаница и Мандилион - Полная история (Франсуа Газе)