Значок "Ещё"

Анчинская икона Спасителя , известная в Грузии как Анчисхати ( груз . ანჩისხატი ), — средневековая грузинская энкаустическая икона , традиционно считающаяся Керамидионом , «святой плиткой», на которой запечатлен лик Иисуса Христа, чудесным образом перенесенный при контакте с Изображение Эдессы ( Мандилиона ). Датируемый VI-VII веками, он был покрыт чеканной серебряной ризой и частично перекрашен в последующие века. Свое название икона получила от грузинского монастыря Анча на территории современной Турции , откуда она была привезена в Тбилиси в 1664 году. Сейчас икона хранится в Национальном художественном музее Грузии в Тбилиси. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Средневековые грузинские источники отождествляют икону Анча с Керамидионом , «святой черепицей», на которой запечатлен лик Христа, чудесным образом перенесенный при соприкосновении с Мандилионом . По словам грузинского гимниста Иоанна, епископа Анчи (фл. 1195), икона была привезена в Грузию апостолом Андреем из Иераполя . Надпись XVIII века на обложке иконы связывает Анчисхати с образом Эдессы, « нерукотворной иконой », привезенной в собор Анча в грузинском княжестве Кларджети, чтобы сохранить его от иконоборческого похода византийского императора. Лев III Исавриец . [ 1 ]
После завоевания Османской империей грузинского княжества Самцхе , частью которого был Кларджети, в 16 веке христианство в этом районе пришло в упадок. В 1664 году купец Амирджан Иевангулишвили привез икону Анчи в Тбилиси, где она была приобретена грузинским католикосом Доментием III за 2000 серебряных монет для вновь отреставрированной церкви Рождества Богородицы в Тбилиси, отныне известной как церковь Анчисхати . [ 3 ] Икона оставалась одной из самых почитаемых реликвий грузинского христианства до тех пор, пока после советского захвата Грузии она не была перенесена в Национальный художественный музей Грузии в 1920-х годах. Церковь Анчисхати была закрыта и вновь откроется только в последние годы существования Советского Союза, в 1980-х годах. С тех пор православные христиане неоднократно призывали вернуть икону в собственность церкви. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]
Анчинская икона Спасителя — это энкаустическая икона, датируемая VI-VII веками, как она была идентифицирована в результате детального анализа искусствоведа Шалвы Амиранашвили в 1920-х годах. К концу XII века икона была покрыта позолоченной чеканкой грузинским мастером Бекой Опизари по повелению епископа Анчи Иоанна Ркинаэли и грузинской царицы Тамары . [ 4 ] В начале 14 века икона была превращена в триптих на средства князей Джакели из Самцхе. Чеканка несколько раз изменялась и украшалась различными надписями, датируемыми XII, XIV, XVI и XVIII веками. Чеканка боковых листьев XIV и XVII веков изображает 12 сцен из Нового Завета , от Благовещения до Вознесения Иисуса . [ 1 ] [ 3 ]
Икона (105х71х4,6 см без киота - иконного киотчика) внесена в среднюю панель триптиха так, что виден только лик Спасителя. На серебряной чеканке, реконструированной в 1825 году, изображен Христос Вседержитель , а на оригинальной энкаустике изображен бюст Иисуса. Рамку центрального панно украшает работа Беки Опизари – высшая точка средневекового грузинского искусства. Две симметрично расположенные стоящие фигуры Иоанна Крестителя и Марии в сочетании с иконой Иисуса создают сцену деисуса . архангелов а Михаила и Гавриила, также апостолов Петра и Иоанна . В углах кадра можно увидеть [ 1 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и (in Russian) Анчийский Спас ( The Savior of Ancha ), «Православная энциклопедия» (2001), Т. 3, С. 16-17 ( Orthodox Encyclopedia , 2001, Vol. 3, pp. 16-17) [Online version]
- ^ Караулашвили, Ирма (2007). «Иллюстрированная легенда об Авгаре: взаимосвязь повествовательных циклов и иконографии в византийской, грузинской и латинской традициях». В Хурихане, Колум (ред.). Художественный обмен между восточным и западным мирами в средневековый период . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 223–224. ISBN 978-0-9768202-4-6 .
- ^ Jump up to: а б с Чичинадзе, Нино (2008), «Облицовки из драгоценных металлов на грузинских средневековых иконах: некоторые наблюдения о религиозной практике» , в: Кавказский журнал социальных наук , том. 1, выпуск 1: стр. 261–262.
- ^ Джобадзе, Вахтанг З. (1992), Раннесредневековые грузинские монастыри в историческом Дао, Кларджети и Шавшети , с. 18. Ф. Штайнер, ISBN 3-515-05624-6