История Туринской плащаницы
Часть серии о |
Туринская плащаница |
---|
|
История Туринской Плащаницы начинается в 1390 году нашей эры, когда епископ Пьер д'Арси написал меморандум , в котором обвинил Плащаницу в подделке. [ 1 ] Исторические записи, кажется, указывают на то, что плащаница с изображением распятого человека существовала во владении Жоффруа де Шарни в небольшом городке Лирей, Франция, примерно с 1353 по 1357 годы. [ 2 ] [ 3 ] История с 15 века до наших дней хорошо документирована.
Период до 1390 года является предметом споров и споров среди историков. До 14 века существовало несколько предположительно совпадающих, но противоречивых упоминаний, таких как Молитвенный кодекс . [ 2 ] [ 4 ] Хотя существуют многочисленные сообщения о том, что погребальный саван Иисуса или изображение его головы неизвестного происхождения почитались в различных местах до 14 века, нет надежных исторических свидетельств того, что они относятся к плащанице, которая в настоящее время находится в Туринском соборе . [ 5 ] Погребальная ткань, которая, как утверждают некоторые историки, называлась Плащаницей, принадлежала византийским императорам, но исчезла во время разграбления Константинополя в 1204 году. [ 6 ] Барбара Фрале отметила, что Орден рыцарей-тамплиеров владел реликвией, изображающей красное монохромное изображение бородатого мужчины на льне или хлопке. [ 7 ]
В 1453 году Маргарита де Шарни передала Плащаницу Савойскому дому . В 1532 году плащаница пострадала от пожара в церкви в Шамбери, Франция, где она хранилась. [ 8 ] Капля расплавленного серебра из реликвария оставила симметричный след на слоях сложенной ткани. Бедные Клэр Монахини попытались исправить этот ущерб с помощью заплаток. Ремонт плащаницы был произведен в 1694 году Себастьяном Вальфре, чтобы улучшить ремонт монахинь Бедной Клэр. [ 9 ] Дальнейший ремонт был произведен в 1868 году Клотильдой Савойской . [ 10 ]
В 1578 году Савойский дом привез плащаницу в Турин, и с тех пор она остается в Туринском соборе . [ 11 ] Начиная с 17 века плащаница выставлялась (например, в часовне, построенной для этой цели Гуарино Гуарини). [ 12 ] ), а в 1898 году его впервые сфотографировали во время публичной выставки. Плащаница оставалась собственностью Дома Савойи до 1983 года, когда она была передана Святому Престолу , поскольку правление Дома Савойи закончилось в 1946 году.
пожар, возможно, вызванный поджогом . 11 апреля 1997 года плащанице угрожал [ 13 ] В 2002 году Святой Престол восстановил плащаницу. Тканевую основу и тридцать заплаток удалили, что позволило сфотографировать и отсканировать обратную сторону ткани, которая веками была скрыта от глаз. Плащаница была выставлена публике с 8 по 12 августа 2018 года.
Маргинальные спекуляции о ранних произведениях искусства и реликвиях
[ редактировать ]Хотя существуют многочисленные сообщения о том, что погребальный саван Иисуса или изображение его головы неизвестного происхождения почитались в различных местах до четырнадцатого века, нет никаких исторических свидетельств того, что они относятся к плащанице, которая в настоящее время находится в Туринском соборе . [ 5 ] Различные предположения пытались связать Туринскую плащаницу с легендарным изображением Эдессы. [ 15 ] хотя ни одна легенда, связанная с этим изображением, не предполагает, что оно содержало образ избитого и окровавленного Иисуса. Другие на различных основаниях отрицали возможность отождествления Туринской плащаницы с образом Эдессы. [ 16 ] [ 17 ]
Сторонники плащаницы цитируют иллюстрацию в «Кодексе молитвы» , иллюминированной рукописи , написанной в Будапеште, Венгрия , между 1192 и 1195 годами, как свидетельство существования плащаницы до четырнадцатого века. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Однако итальянский исследователь Плащаницы Джан Марко Ринальди интерпретирует предмет, который иногда называют Плащаницей, как вероятное прямоугольное надгробие, которое можно увидеть на других священных изображениях. Ринальди также указывает, что предполагаемая плащаница в Молитвенном кодексе не содержит никакого изображения человеческого тела и что поверх этого предмета хорошо видна ватная ткань. [ 21 ]
14 и 15 века
[ редактировать ]Самый полный академический отчет об истории Плащаницы с момента ее первого появления в 1355 году представлен Джоном Белдоном-Скоттом, «Архитектура Плащаницы: Реликвия и ритуал в Турине» , University of Chicago Press, 2003. Это исследование незаменимо благодаря многочисленным иллюстрациям, показывающим особенности изображений Плащаницы теперь утеряны.
Атрибуция происхождения плащаницы в XIV веке относится к плащанице в Лире, Франция, датируемой 1353–1357 годами. Рассказывают, что вдова французского рыцаря Жоффруа де Шарни выставила его в церкви в Лире, Франция (епархия Труа ). Согласно Католической энциклопедии 1913 года :
20 июня 1353 года Жоффруа де Шарни, сеньор Савуазский и Лирейский, основал в Лирее в честь Благовещения коллегиальную церковь с шестью канониками и в этой церкви выставил для почитания Святой Извилистый Лист. Противодействие возникло со стороны епископа Труа, который после надлежащего расследования заявил, что реликвия представляет собой не что иное, как картину, и выступил против ее экспозиции. Климент VI четырьмя буллами от 6 января 1390 г. одобрил изложение как законное. В 1418 году во время гражданских войн каноники доверили Извилистый лист Гумберту, графу де Ла Рошу, сеньору Лирею. Маргарет, вдова Гумберта, так и не вернула его, а подарила в 1452 году герцогу Савойскому. Просьбы каноников Лирея остались безрезультатными, а Лист Лирейской обмотки — это то же самое, что сейчас выставлено и почитается в Турине». [ 22 ]
В музее Клюни в Париже гербы этого рыцаря и его вдовы можно увидеть на медальоне паломника, на котором также изображено изображение Туринской плащаницы.
В течение четырнадцатого века плащаницу часто выставляли на всеобщее обозрение, хотя и не постоянно, потому что епископ Труа Анри де Пуатье запретил почитание образа. Через тридцать два года после этого заявления изображение было выставлено снова, и король Франции Карл VI приказал переместить его в Труа, сославшись на неприемлемость изображения. Шерифы не смогли выполнить приказ.
В 1389 году изображение было осуждено как подделка епископом Пьером Д'Арси в письме авиньонскому антипапе Клименту VII , в котором упоминалось, что изображение ранее осуждалось его предшественником Анри де Пуатье, который был обеспокоен тем, что такое изображение не было упоминается в Священном Писании. Епископ Д'Арсис продолжил: «В конце концов, после тщательного расследования и изучения, он обнаружил, что упомянутая ткань была искусно расписана, причем истина была подтверждена художником, который ее нарисовал, а именно, что это было произведение человеческого искусства и не сотворенный чудесным образом или дарованный». (На немецком:. [ 23 ] ) Имя художника в письме не названо. [ 24 ] [ 25 ]
В письме епископа Д'Арсиса также упоминается попытка епископа Анри подавить почитание, но отмечается, что ткань была быстро спрятана «на 35 лет или около того», что согласуется с историческими подробностями, уже установленными выше. В письме дается точное описание ткани: «на которой ловкой ловкостью рук было изображено двойное изображение одного человека, то есть спина и передняя часть, он ложно заявлял и притворялся, что это и есть настоящая плащаница. в котором Спаситель наш Иисус Христос был заключен во гробе и на котором все подобие Спасителя осталось таким запечатленным вместе с ранами, которые Он понес».
Несмотря на заявление епископа Д'Арциса, антипапа Климент VII (первый антипапа Западного раскола ) не отменил разрешение, данное ранее церкви Лирея, на выставление объекта, [ 26 ] но проинструктировал духовенство, что с ним нельзя обращаться как с реликвией. [ 27 ] и его следует представлять публике не как настоящую плащаницу Христа, а как ее образ или представление. [ 28 ] Он предписывал индульгенции многочисленным паломникам, пришедшим в церковь из благоговения «даже для такого рода представлений». [ 29 ] так что почитание продолжалось. [ 30 ]
В 1418 году Гумберт Виллерсексельский, граф де ла Рош, лорд Сен-Ипполит-сюр-Дуб, перенес плащаницу в свой замок в Монфоре, Ду , чтобы обеспечить защиту от преступных группировок, после того как женился на внучке Шарни Маргарет. Позже он был перенесен в Сен-Ипполит-сюр-Ду . После смерти Гумберта каноники Лирея боролись через суд, чтобы заставить вдову вернуть ткань, но парламент Доуля и суд Безансона оставили это на усмотрение вдовы, которая путешествовала с плащаницей на различные выставки, особенно в Льеже и Женеве. .
Вдова продала плащаницу в обмен на замок в Варамбоне, Франция, в 1453 году. Новая владелица, Анна Кипрская , герцогиня Савойская, хранила ее в савойской столице Шамбери , в недавно построенной Сен-Шапель , которую Папа Павел II вскоре после этого возведен в сан коллегиальной церкви. В 1464 году муж Анны, Людовик, герцог Савойский, согласился платить ежегодную пошлину каноникам Лирея в обмен на отказ от претензий на право собственности на ткань. Начиная с 1471 года плащаница перемещалась между многими городами Европы, на короткое время размещаясь в Верчелли , Турине, Иврее , Сузах , Шамбери, Авильяне, Риволи и Пинероло . В описании ткани, сделанном двумя ризниками Сент-Шапель примерно в это время, отмечается, что она хранилась в реликварии: «обернутая красной шелковой драпировкой и хранившаяся в футляре, покрытом малиновым велюром, украшенном серебряными позолоченными гвоздями. и заперт золотым ключом».
В 1543 году Жан Кальвин в своем «Трактате о реликвиях » писал о Плащанице, находившейся тогда в Ницце: «Как возможно, что те священные историки, которые тщательно рассказывали обо всех чудесах, произошедших после смерти Христа, не упомянули такое замечательное, как подобие тела нашего Господа, остающееся на оберточной бумаге?» Он также отметил, что, по словам святителя Иоанна, тело Иисуса было покрыто одной простыней, а голова — отдельной тканью. Затем он заявил, что «либо святой Иоанн — лжец», либо любой, кто пропагандирует такую плащаницу, «обличается во лжи и обмане». [ 31 ]
16 век по настоящее время
[ редактировать ]История плащаницы середины 16 века хорошо известна. Существование миниатюры Джулио Кловио , которая дает хорошее представление о том, что было видно на плащанице около 1540 года, подтверждает, что плащаница, хранящаяся сегодня в Турине, такая же, как и в середине 16 века. [ 33 ] В 1578 году Савойский дом привез плащаницу в Турин, и с тех пор она остается в Туринском соборе . [ 34 ]
В 1532 году плащаница пострадала от пожара в часовне, где она хранилась. Капля расплавленного серебра из реликвария оставила симметричный след на слоях сложенной ткани. Бедные Клэр Монахини попытались исправить этот ущерб с помощью заплаток. Некоторые предполагают, что при тушении пожара также был нанесен ущерб водой. Однако есть некоторые свидетельства того, что водяные знаки образовались в результате конденсации на дне погребального кувшина, в котором когда-то могла храниться сложенная плащаница. В 1578 году плащаница снова прибыла на свое нынешнее место в Турине. Он был собственностью Савойского дома до 1983 года, когда он был передан Святому Престолу , поскольку правление Савойского дома закончилось в 1946 году.
В 1988 году Святой Престол согласился на радиоуглеродное датирование реликвии . , для чего небольшой кусочек из угла плащаницы был удален, разделен и отправлен в лаборатории Радиоуглеродный анализ установил, что плащаница была изготовлена в средние века , между 1260 и 1390 годами. [ 35 ] Еще один пожар, возможно, вызванный поджогом , угрожал савану 11 апреля 1997 года, но пожарный Марио Трематоре смог извлечь его из хорошо защищенной витрины и предотвратить дальнейшее повреждение. В 2002 году Святой Престол восстановил плащаницу. Тканевую основу и тридцать заплаток удалили. Это позволило сфотографировать и отсканировать обратную сторону ткани, которая была скрыта от глаз. С помощью сложных математических и оптических методов в 2004 году на обратной стороне плащаницы была найдена призрачная часть изображения тела. Итальянские ученые выявили слабый отпечаток лица и рук фигуры. Плащаница была публично выставлена в 2000 году к Великому юбилею , в 2010 году с одобрения Папы Бенедикта XVI и в 2015 году с одобрения Папы Франциска. Еще одна выставка запланирована на 2025 год.
Подробные комментарии к этой операции были опубликованы различными исследователями Плащаницы. [ 36 ] В 2003 году главный реставратор Мехтильд Флюри-Лемберг, эксперт по текстилю из Швейцарии, опубликовал книгу под названием Sindone 2002: L'intervento conservativo – Preservation – Konservierung ( ISBN 88-88441-08-5 ). Она описывает операцию и причины, по которым она была признана необходимой. В 2005 году Уильям Мичем, археолог, изучающий Плащаницу с 1981 года, опубликовал книгу «Похищение Туринской Плащаницы» (англ. ISBN 1-4116-5769-1 ), в котором яростно критикуется операция. Он отвергает причины, приведенные Флюри-Лембергом, и подробно описывает то, что он называет «катастрофой для научного изучения реликвии».
Исторические атрибуции
[ редактировать ]Христианская иконография
[ редактировать ]Историк искусства WSA Дейл предположил, что Плащаница была иконой, созданной для литургического использования, и предложил дату XI века, основываясь на историко-художественных основаниях. [ 37 ]
Анализ пропорций
[ редактировать ]Мужчина на изображении выше среднего жителя Иудеи первого века, пальцы на правой руке длиннее, чем на левой, а длина правого предплечья значительно увеличена по сравнению с левым. [ 38 ]
Анализ оптической перспективы
[ редактировать ]Дальнейшие доказательства того, что Плащаница является объектом искусства, исходят из того, что можно назвать аргументом « проекции Меркатора ». Плащаница в двух измерениях представляет собой трехмерное изображение, проецируемое на плоскую (двумерную) поверхность, как на фотографии или картине. Такая перспектива согласуется как с живописью, так и с формированием изображений с помощью барельефа . [ 37 ]
Пестрые образы
[ редактировать ]Полосы на Плащанице — это фоновый шум , из-за которого мы видим худое лицо, длинный нос, глубокие глаза и прямые волосы. Эти черты вызваны темными вертикальными и горизонтальными полосами, пересекающими глаза. Используя улучшающее программное обеспечение ( фильтры быстрого преобразования Фурье ), влияние этих полос можно свести к минимуму. В результате получается более детальное изображение плащаницы. [ 39 ]
Похоронная поза
[ редактировать ]Погребальная поза плащаницы со скрещенными на тазе руками использовалась ессеями ( 2 век до н. э. – 1 век нашей эры), но была также найдена в захоронении под средневековой церковью со скелетами, датированными до 1390 г. пост Роман. [ 40 ] [ 41 ]
Леонардо да Винчи
[ редактировать ]В июне 2009 года британский телеканал Channel 5 показал документальный фильм, в котором утверждалось, что плащаница была выкована Леонардо да Винчи . [ 42 ]
Недавно исследование показало, что Туринская плащаница была подделана Леонардо да Винчи. [ 42 ] Согласно исследованию, художник эпохи Возрождения создал артефакт, используя новаторские фотографические методы и скульптуру собственной головы, и предполагает, что изображение на реликвии — это лицо Леонардо, которое могло быть спроецировано на ткань, The Daily Telegraph . сообщает [ 42 ]
«История сегодня» Статья
[ редактировать ]В статье, опубликованной журналом History Today в ноябре 2014 года, британский ученый Чарльз Фримен анализирует ранние изображения и описания Плащаницы и утверждает, что иконография пятен крови и следов плети по всему телу неизвестна до 1300 года, а Плащаница представляла собой раскрашенное полотно в 1300 году. В тот день краска распалась, оставив под ней обесцвеченное льняное изображение. Он также утверждает, что размеры и формат переплетения типичны для средневекового ткацкого станка с педальным приводом. Поскольку маловероятно, чтобы фальсификатор обманул кого-то с помощью одной ткани с изображениями, Фримен ищет альтернативную функцию. Далее он утверждает, что Плащаница была средневековым реквизитом, использовавшимся в пасхальных ритуальных пьесах, изображающих воскресение Христа . Он считает, что его использовали в церемонии под названием Quem Quaeritis? или «Кого ты ищешь?» который включал в себя воспроизведение евангельских повествований о воскресении и представлен как таковой на известном значке паломника Лирея . Таким образом, он заслуженно был объектом почитания с четырнадцатого века, как и сегодня. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Консервация-реставрация Туринской плащаницы
- Маргинальные теории о Туринской плащанице
- Радиоуглеродное датирование Туринской плащаницы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эммануэль Пуль , ″Источники истории Туринской плащаницы. Критический обзор», Revue d’Histoire Ecclesiastique , 2009/3–4, стр. 776. Аннотация. Архивировано 10 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Уильям Мичем , Подтверждение подлинности Туринской Плащаницы, Проблема археологической эпистемологии, Современная антропология, 24, 3, 1983 г., статья
- ^ Библейский словарь Мерсера Уотсона Э. Миллса, Роджера Обри Булларда, 1998 г. ISBN 0-86554-373-9 стр. 822
- ↑ Статья BBC от 31 января 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Хамбер, Томас: Священная Плащаница . Нью-Йорк: Карманные книги, 1980. ISBN 0-671-41889-0
- ^ Эммануэль Пуль, «Источники истории Туринской плащаницы». Критический обзор», Revue d’Histoire Ecclesiastique , 2009/3–4, стр. 747–781. Аннотация. Архивировано 10 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Барбара Фрале, Тамплиеры и Плащаница Христова , с. 99 (Дом Маверик, 2011; ISBN 1-905379-73-0 ), Frale цитирует Шарля Дю Френа , Глоссарий средней и нижней латыни , стр. 447 (Грац: Akademische Druck-u. Verlagsanstalt, 1954).
- ^ Дейли, Джейсон (1 октября 2018 г.). «21 год спустя после пожара Туринской плащанице восстановлена былая слава» . Смитсоновский институт . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ Архитектура плащаницы: реликвия и ритуал в Турине Джона Белдона Скотта, 2003 г. ISBN 0-226-74316-0 стр. 26
- ↑ Святая Плащаница Туринской работы Артура Стэпилтона Барнса, 2003 г. ISBN 0-7661-3425-3 стр. 62
- ^ Международная стандартная библейская энциклопедия: Q – Z Джеффри В. Бромили, 1995 г. ISBN 0-8028-3784-0 стр. 495
- ^ Архитектура плащаницы: реликвия и ритуал в Турине Джона Белдона Скотта, 2003 г. ISBN 0-226-74316-0 стр. XXI
- ↑ NY Times, 12 апреля 1997 г. Туринская плащаница спасена от пожара в соборе [1]
- ^ «Проповедь Григория Референдария» (PDF) . </ref( На итальянском языке ) (См. Кодекс Vossianus Latinus Q69 и Кодекс Библиотеки Ватикана 5696, стр. 35.)
- ^ Уилсон, стр. 148–175.
- ^ Аверил Кэмерон, Скептик и Плащаница Лондона: монография инаугурационной лекции Королевского колледжа (1980)
- ^ Аверил Кэмерон, Мандилион и византийское иконоборчество. в Х. Кесслере, Г. Вольфе, ред. « Святой лик и парадокс репрезентации». Болонья, (1998), 33–54.
- ^ Уилсон, Ян. (1986) Таинственная плащаница , Город-сад, Нью-Йорк; Даблдэй и компания. п. 115
- ^ Берковиц, И. (1969) Дублин: Издательство Ирландского университета. Иллюминированные рукописи в Венгрии
- ^ Уилсон, И., «Свидетельства о Плащанице», Guild Publishing: Лондон, 1986, стр. 114 и http://www.newgeology.us/presentation24.html.
- ^ GMRinaldi, «Молитвенный кодекс», http://sindone.weebly.com/pray.html
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Дас Туринер Грабтух» . Архивировано из оригинала 18 марта 2009 г. Проверено 20 марта 2010 г.
- ^ Английский перевод Меморандума, содержащегося в книге Яна Уилсона, Туринская плащаница , стр. 230–235 (Victor Gollancz Ltd; 1978). ISBN 0-575-02483-6 )
- ^ Джо Никелл, Расследование Туринской плащаницы: последние научные открытия , Prometheus Books, 1998, ISBN 978-1-57392-272-2
- ^ Эммануэль Пуль , «Жертва Туринской плащаницы Улисса Шевалье», Revue d'Histoire de l'Eglise de France , t. 92, 2006, 343–358. Аннотация (только на французском языке).
- ^ См. У. Шевалье (1903), Autour des origines du suaire de Lirey. Avec Documents inédits (Bibliothèque Liturgique , т. 5) (Париж: Пикард), стр. 5. 35 (буква J): «...nec alias solempnitates faciant que fieri solent in reliquiis ostendendis...» Это условие было сохранено в окончательной версии письма (Reg. Avign. n° 261, лист 259), как цитируется. в Пьере де Ридматтене (2008), Улисс Шевалье pris en flagrant délit... (Получено с http://suaire-turin.fr/?page_id=176. Архивировано 6 мая 2016 г. на Wayback Machine )
- ^ См. У. Шевалье (1903), Autour des origines du suaire de Lirey. Avec document inédits (Bibliothèque Liturgique , т. 5) (Париж: Пикард), стр. 37 (буква К): «...что они показывают вышеупомянутую фигуру или изображение не как истинную плащаницу... но как фигуру или изображение упомянутой плащаницы». Также цитируется у Пьера де Ридматтена (2008), Шевалье при Улисс … « преступлении грубом »
- ^ "Когда... в церковь... ради благоговения и такого рода представлений стекается немалое множество народа..." (У. Шевалье (1903), Autour des origines du suaire de Lirey. Avec document inédits (Bibliothèque Liurgique , т. 5) (Париж: Пикард), стр. 38 (буква К)).
- ^ «Скептический исследователь: скандалы и безумия «Святой Плащаницы» » . 8 января 2006 г. Архивировано из оригинала 8 января 2006 г.
- ^ Джон Кальвин, 1543, Трактат о реликвиях , пер. граф Валериан Красинский, 1854 г.; 2-е изд. Эдинбург: Джон Стоун, Хантер и компания, 1870 г.; перепечатано с предисловием Джо Никелла, Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 2009.
- ↑ Плащаница Христова Поля Виньона, Пола Тайса, 2002 г. ISBN 1-885395-96-5 с. 21
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ↑ Как и почему плащаница была перенесена в Турин, изучал Филиберто Пингоне, историк Савойского дома, написавший самую первую книгу о льне. См. Филиберто Пингоне, Евангельская плащаница (Евангелическая плащаница). Поэзия на Плащанице. Булла Папы Юлия II (1506 г.). Паломничество святого Карла Борромео в Турин (1578 г.) . Введение, перевод, примечания и воспроизведение оригинального текста Риккардо Квальи, новое исправленное издание (2015 г.), Biella 2015, стр. 260, ISBN 978-1-4452-8258-9 .
- ^ Тейлор, Р.Э. и Бар-Йосеф, Офер. Радиоуглеродное датирование, второе издание: археологический взгляд . Левое побережье Press, 2014, с. 165.
- ^ «shroud.com» . shroud.com . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Дейл, WSA (1987). «Туринская плащаница: реликвия или икона?». Ядерные приборы и методы в физических исследованиях Б . 29 (1–2): 187–192. Бибкод : 1987НИМПБ..29..187Д . дои : 10.1016/0168-583X(87)90233-3 .
- ^ Энджер, Натали. 1982. Распутывание Туринской плащаницы . Изображение человека спереди выше изображения его спины. Журнал Discover , октябрь, стр. 54–60.
- ^ «Двойная поверхностность фронтального изображения Туринской плащаницы», Джулио Фанти и Роберто Маджоло, Журнал оптики A: Чистая и прикладная оптика , июнь 2004 г. [2]
- ^ https://doncasterarchaeology.co.uk/Documents/The%20Corn%20Exchange.doc [ постоянная мертвая ссылка ] по состоянию на 25 июля 2008 г.
- ^ «по состоянию на 25 июля 2008 г. - показывает, что римское правление закончилось раньше» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Джеймисон, Аластер (1 июля 2009 г.). «Была ли Туринская плащаница подделана Леонардо да Винчи?» . Лондон: телеграф. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 года . Проверено 3 июля 2009 г.
- ^ «Туринская плащаница была изготовлена для средневекового пасхального ритуала, - говорит историк» . Хранитель . 23 октября 2014 г.