Мечеть Касба, Марракеш
Мечеть Касба | |
---|---|
Мечеть Касба | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Марракеш , Марокко |
Географические координаты | 31 ° 37'03 "N 7 ° 59'20" W / 31,61750 ° N 7,98889 ° W |
Архитектура | |
Тип | Мечеть |
Стиль | Мавританский ( Альмохад ) |
Основатель | Якуб аль-Мансур |
Новаторский | 1185 |
Завершенный | 1189-1190 |
Технические характеристики | |
Минарет (а) | 1 |
Материалы | Кирпич, бутовый камень, дерево |
Мечеть Касба ( араб . مسجد القصبة ), также известная как мечеть Мулай аль-Язид , [а] — историческая мечеть в Марракеше , Марокко . Первоначально он был построен Альмохадов правителем Якубом аль-Мансуром в 1185–1190 годах нашей эры. Он расположен в районе Касба , бывшей цитадели города, недалеко от исторических королевских дворцов. Наряду с мечетью Кутубия , это одна из самых важных исторических мечетей Марракеша. [7]
История
[ редактировать ]Строительство мечети, вероятно, было начато около 1185 года и закончено к 1190 году (н. э.), в период расцвета империи Альмохадов . [7] [8] Альмохадов Он был построен по заказу халифа Якуба аль-Мансура (правил в 1184–1199 гг.) как часть недавно созданного имперского района Касба (цитадель), который должен был стать резиденцией халифа Альмохадов и резиденцией правительства. [7] За этим последовала давняя традиция правителей исламского мира (и за его пределами), которые строили города-дворцы или отдельные королевские кварталы. Мечеть Касба была построена как соборная мечеть халифа и этого королевского округа, куда правитель приходил для участия в молитвах.
Даже после того, как аль-Мансур и империя Альмохадов ушли, мечеть Касба пользовалась большим уважением среди населения и последующих правителей и даже конкурировала с мечетью Кутубия . по престижу [7] Еще в эпоху Маринидов правителей и важных деятелей начали хоронить на кладбище к югу от мечети, которое в конечном итоге стало местом Саади королевского некрополя династии , известного как Гробницы Саади . [8]
В конце 16 века мечеть серьезно пострадала в результате мощного взрыва в соседнем пороховом складе. Точная дата события неизвестна: самая ранняя оценка - 1562 год, а самая поздняя, когда оно могло произойти, - 1573–1574 годы. [8] В любом случае, Саади султан Мулай Абдаллах аль-Галиб (годы правления 1557–1574 гг.) после взрыва провел обширный ремонт и реставрацию, при этом, возможно, больше всего пострадала южная часть мечети. [8] Ученые традиционно предполагали, что ремонт и реконструкция этого периода сохранили первоначальный дизайн Альмохадов, хотя лепной декор, видимый сегодня внутри мечети, скорее всего, полностью саадский и заменил все украшения, существовавшие ранее. [8] [9] В более недавнем исследовании Иньиго Алмелы Легорбуру утверждается, что реконструкция Саади, вероятно, внесла некоторые существенные изменения во внутреннюю конфигурацию мечети, что привело к ее нынешней планировке. [9] Даже после ремонта длинные трещины в минарете оставались заметными вплоть до XX века. [8]
Позже алауитский султан Сиди Мухаммад ибн Абдаллах (правил в 1757–1790 годах) во второй половине 18 века предпринял еще один раунд обширных реставраций. [7] К этому времени относится деревянный купол у центрального входа в молельный зал со двора, как и другие элементы. [8] Несмотря на это, по-прежнему создается впечатление, что эти более поздние султаны добросовестно сохранили форму первоначальной мечети, что может быть показателем уважения, с которым она пользовалась. [3] [8]
16 августа 1907 года, через несколько дней после французской бомбардировки Касабланки и вторжения на равнины Шавия , группа во главе с Мадани эль-Глави собралась в мечети, чтобы присягнуть Абдельхафиду как их султану, а не его брату Абдельазизу в Хафидии . [10]
Сегодня мечеть все еще используется для молитв, и немусульманам не разрешается входить внутрь (как и в другие мечети Марокко). [11]
Расположение и городская среда
[ редактировать ]Мечеть находится в старом районе Марракеша Касба , недалеко от дворца Эль-Бади и нынешнего Королевского дворца, который до сих пор используется марокканским королем. С восточной стороны он окружен площадью Мулай-эль-Язид. На его южной стороне находятся гробницы Саади , узкий некрополь с богато украшенными мавзолеями, в которых находились гробницы династии Саади . [11] Мечеть также находится недалеко от городских стен и Баб-Агнау , исторических главных ворот Касбы.
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Наружные стены и фасады
[ редактировать ]Внешний вид мечети впечатляет: высокие стены увенчаны зубцами над рядом выступов . Вдоль стен расположены большие остроконечные подковообразные арки , многие из которых сейчас замурованы, а некоторые обрамляют ворота мечети. Некоторые из арок на юго-западной стороне мечети отведены под магазины.
Минарет
[ редактировать ]Минарет . , как и более известный минарет Кутубия и другие минареты в Магрибе , имеет квадратное основание (8,8 метра (29 футов) с каждой стороны) и разделен вертикально на две части: основную часть и гораздо меньший фонарь (почти 4 метра) (13 футов) с каждой стороны) вверху. [7] Тем не менее, украшение этого минарета отличается от украшения Кутубии и впоследствии станет прототипом для многих более поздних минаретов, построенных в Магрибе и Аль-Андалусе . [7] : 238 [8]
Основная часть минарета имеет гладкие стены из бутового камня до уровня крыши мечети, после чего остальную часть минарета возводят из кирпича и начинают отделку. Отсюда, на каждой из почти идентичных четырех сторон, три узкие подковообразные арки увенчаны более крупными многодольными арками («многодольные» означают, что они состоят из множества меньших полукругов). Между этими арками расположены тонкие колонны , которые когда-то были полностью покрыты цветным фаянсом (керамикой), который сохранился на некоторых из них. [7] Этот набор элементов затем сливается с гораздо более крупными декоративными фасадами над ними. Эти фасады украшены широким переплетающимся узором себка (распространенный мотив Магриба, который примерно напоминает пальметты или геральдические лилии ), вылепленный из кирпича и заполненный зеленым фаянсом. [8] Хотя украшение четырех сторон минарета почти одинаково, между северным и южным фасадами, с одной стороны, и восточным и западным фасадами, с другой, имеются небольшие различия, в деталях формы узора себки и многодольные арки нижнего фасада слегка различаются. [7] Этот тип чередования был повторен в других современных и более поздних минаретах (например, в башне Хасана в Рабате или мечети Храблиин в Фесе ). [12] : 242–246 [13]
Ближе к вершине минарет окружает большой фриз из зеленых и белых геометрических мозаичных плиток , завершающийся короной из зубцов . Между этим мозаичным фризом и зубцами в настоящее время находится пустая горизонтальная полоса, которая раньше была заполнена арабской надписью на плитках cuerda seca с темными (возможно, фиолетовыми) буквами на белом фоне. [7] [8] Надпись была выполнена заметным куфическим шрифтом и содержала первую суру Корана « » Аль-Фатиха . Этот фриз не сохранился, но были найдены его фрагменты, а остальную изразцовую мозаику на минарете в последнее время пришлось реставрировать. Сохранившиеся фрагменты (в коллекции, хранящейся в соседнем дворце Бади ) представляют собой самый ранний сохранившийся пример плитки cuerda seca (техника, зародившаяся в Аль-Андалусе), используемой в архитектурном контексте. [14] : 329–333
Над этой основной частью минарета короткий фонарь или вторичная шахта наверху имеет аналогичный декор. Его увенчивает навершие ( джамур ) с тремя медными сферами. Когда-то широко распространенное мнение утверждало, что они на самом деле были сделаны из чистого золота; легенда, зародившаяся в этой мечети, но позже ставшая связанной с минаретом Кутубия. [7] : 240–241 [15]
Интерьер
[ редактировать ]Дворы
[ редактировать ]Мечеть имеет примерно квадратную форму в плане. [3] В плане мечети преобладает размер двора и разделение двора на пять частей: большой центральный прямоугольный двор и четыре второстепенных прямоугольных двора по углам. Четыре меньших двора расположены двумя симметричными парами вокруг главного двора: два на западной стороне, два на востоке и отделены от главного двора аркадой арок . Большое пространство без крыши, образованное этими пятью дворами, с одной стороны (с юга) окружено крытым молитвенным залом, а с трех других сторон - крытой галереей. Пространство между каждой парой вспомогательных дворов также занято узким крытым нефом – по сути, выступом окружающей галереи. В главном дворе есть два фонтана: один в центре и больший ближе к северному входу. В двух второстепенных дворах, ближайших к молитвенному залу, также есть свой центральный фонтан. [7] Как и в других мечетях, эти фонтаны служат для омовений перед молитвой.
Недавнее исследование Иньиго Алмелы Легорбуру выдвинуло гипотезу, что нынешняя конфигурация мечети с пятью дворами является результатом ремонта в эпоху Саади в 16 веке. [9] Автор предполагает, что первоначальная мечеть Альмохадов вместо этого имела три отдельных прямоугольных двора, конфигурация которых аналогична конфигурации незавершенной Великой мечети Альмохадов в Рабате (на месте сегодняшней Башни Хасана). Согласно этой гипотезе, из четырех второстепенных дворов, которые существуют сегодня, только два южных должны были существовать в первоначальном проекте Альмохадов, в то время как существовала только северная часть большого центрального двора, что соответствовало расположению трех больших дворов. фонтаны сегодня. Дворы должны были быть изолированы друг от друга, а остальная часть мечети была бы покрыта крышей. Расширение центрального двора и добавление двух второстепенных дворов к северу было результатом предпочтения Саади большого квадратного двора в мечетях и желания добиться большей симметрии в окончательной планировке перестроенной мечети. [9]
Молитвенный зал
[ редактировать ]Сам молитвенный зал расположен на южной стороне двора и представляет собой гипостильное пространство с рядами арок, идущих перпендикулярно южной стене мечети (самой дальней от двора стене) и образующими три прохода, идущих параллельно стене. . Южная стена представляет собой киблу (направление молитвы), а ближайший к ней проход отделен от остальных еще одним рядом арок, идущих параллельно стене киблы.
Этот план этажа необычен по сравнению с классической планировкой мечетей западного исламского мира (т.е. Магриба и Аль-Андалуса), которые обычно состоят из одного большого внутреннего двора и, как правило, более крупного прилегающего молитвенного зала (как во влиятельной Великой мечети Кордовы и прототип мечети Альмохадов в Тинмале ). Андалуса). например, [16] Тем не менее, мечеть по-прежнему имеет много общего с другими мечетями Альмохадов или средневековыми мечетями в регионе, поскольку ее строительство было более или менее современником мечети Кутубия в Марракеше, Башни Хасана в Рабате и мечети Альмохадов в Севильи (замененной собором). но сохранив такие элементы как минарет , Хиральда ). Например, хотя пропорции молитвенного зала значительно уменьшены, центральный проход, ведущий из двора к михрабу в стене киблы, и проход, идущий вдоль стены киблы, архитектурно подчеркнуты своей шириной и декором, являясь стандартным Особенность классических марокканских и андалузских мечетей, которую иногда называют «Т-образным» или «Т-образным» (поскольку два прохода вместе образуют Т-образную форму на плане этажа). [16] [7]
Украшение интерьера
[ редактировать ]Как и большинство мечетей Альмохадов, мечеть относительно строгая, и большая часть ее эстетического эффекта внутри достигается за счет ритмичного повторения арок во дворе и молитвенном зале. [16] [8] Сами арки немного различаются по форме и виду. Большинство из них представляют собой подковообразные арки , многие из которых слегка украшены резными очертаниями заостренных или многодольных арок вокруг них. Некоторые из арок (например, вокруг михраба) представляют собой более сложные многодольные арки и арки в форме « ламбрекена » ( мукарнас ), которые обычно встречаются в мавританской архитектуре . Некоторые из колонн арок также имеют небольшие зацепленные колонны с богато украшенными капителями периодов Альмохадов и Саадов. [8] Кроме того, во внешних нефах мечети (включая галереи вокруг внутреннего двора) пространство стен вокруг арок отмечено полосами и линиями лепнины с резными геометрическими и арабесками узорами, очень похожими на те, что встречаются в мечети Муассин и Баб. Мечеть Дуккала периода Саадов . [8]
Район Михраб
[ редактировать ]Наиболее украшена зона вокруг михраба (ниша в стене киблы, символизирующая направление молитвы). Эта часть, которая была перестроена/восстановлена в конце 16 века (период Саади), вероятно, до сих пор сохраняет модель и планировку эпохи Альмохадов и напоминает михраб важных мечетей Альмохадов, таких как мечеть в Тин Мале. Однако лепной декор, покрывающий стену вокруг михраба, очень похож на декор михрабов саадских зданий, таких как медресе Бен Юсефа и мечеть Баб-Дуккала, и, таким образом, вероятно, датируется саадской реставрацией. [8] Это украшение представляет собой сложные арабески с горельефом , в декоративный репертуар которого входят сосновые шишки и морские ракушки. Знаменитая надпись на куфическом арабском языке включает басмалу и отрывок из коранической суры Ан-Нур . [8] Ниже уровня лепного декора двенадцать колонн из яшмы и мрамора с резными капителями включены в зону михраба , в том числе четыре по бокам проема михраба . [8] Шесть капителей, венчающих колонны, самые дальние от арки михраба , сделаны из лепнины или камня и были вырезаны в период Альмохадов. Шесть капителей внутри или рядом с михрабом вырезаны из белого мрамора и представляют собой сполии периода Омейядов в Аль-Андалусе, скорее всего, перенесенные сюда во время строительства Альмохадов. [12] : 178–180 По обе стороны михраба находятся две двери, ведущие в небольшие помещения, одна из которых использовалась для хранения деревянного минбара (церемониальной кафедры).
Над и прямо перед михрабом находится большой квадратный купол, заполненный куполом из тонко вырезанных и раскрашенных мукарн (сталактитовая или сотовая геометрическая скульптура). Подобные купола стоят над обоими концами прохода киблы (т.е. в юго-западном и юго-восточном углах здания). Внутри самой ниши михраба находится еще один небольшой купол мукарна. [8] Деревянные потолки в других частях мечети выполнены в стиле артесонадо, типичном для марокканской и мавританской архитектуры. Эти купола и потолки почти наверняка относятся к реставрациям после Альмохадов. [8] [7]
Минбар
[ редактировать ]Подобно минбару мечети Кутубия , минбар мечети Касба изначально выходил из-за дверей и двигался вперед самостоятельно с помощью неизвестного механизма. К концу 16 века этот механизм исчез или перестал функционировать. [7] Сам минбар, который со временем пострадал, но все еще существует сегодня, меньше по размеру, но очень похож по стилю на знаменитый минбар Альморавидов мечети Кутубия, который был построен ранее в том же столетии в Кордове . Вполне вероятно, что он был изготовлен также андалузским мастером или марокканскими мастерами, следовавшими той же традиции, и был заказан Якубом аль-Мансуром, который, вероятно, хотел подражать более раннему минбару Альморавидов. [7] [17]
Минбар меньше своего знаменитого предшественника (2,87 метра (9 футов 5 дюймов) в высоту, 2,25 метра (7 футов 5 дюймов) в длину и 76 сантиметров (30 дюймов) в ширину), но при этом демонстрирует замечательное художественное качество. [17] Минбар изготовлен из дерева (в том числе черного дерева и других дорогих пород), украшен сочетанием маркетри и инкрустации резным декором, как и его знаменитый предшественник. [17] [18] Основной орнамент на его основных поверхностях с обеих сторон сосредоточен вокруг восьмиконечных звезд, из которых затем переплетаются полосы, украшенные инкрустацией из слоновой кости и кости, и повторяют тот же узор на остальной поверхности. Пространства между этими полосами образуют другие геометрические фигуры, заполненные деревянными панелями с замысловато вырезанными арабесками . [17]
Ориентация мечети на Киблу
[ редактировать ]Мечеть, как и другие Альмохады и средневековые мечети в раннем западном исламском мире, на самом деле не ориентирована на «истинную» киблу, используемую сегодня (т.е. направление кратчайшего расстояния к Каабе в Мекке ). Его кыбла ориентирована на юг с азимутом (от истинного севера ) 159 градусов, тогда как истинная кибла, наблюдаемая в современных мечетях, составляет 91 градус (к востоку ). [19] Это связано с историческими спорами о направлении киблы в дальних западных исламских странах, таких как Марокко и Аль-Андалус; в результате ориентация киблы мечетей Марракеша варьируется в зависимости от исторического периода, в который они были построены. [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнджер, Хелен; Гилберт, Сара; Кирби, Салли; Синклер, Мэнди; Стивенс, Тара (2024). Lonely Planet Марокко (14-е изд.). Одинокая планета. ISBN 978-1-83758-282-2 .
- ^ Хамуда. «Мечеть Мулай Аль-Язид (Альмохады)» (на французском языке) . Проверено 11 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Масджид Маулай аль-Язид» . АрхНет . Проверено 11.01.2018 .
- ^ Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Шеллингер, Пол, ред. (2014). «Марракеш (Марокко)». Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Рутледж. п. 470. ИСБН 978-1-134-25986-1 .
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2014). Веры во времени: 5000 лет истории религии . Издательство Блумсбери США. п. 779. ИСБН 978-1-61069-026-3 .
- ^ Терраса, Анри; Эно, Жан (1925). Декоративное искусство в Марокко (на французском языке). Анри Лоран.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Девердан, Гастон (1959). Марракеш: От истоков до 1912 года (на французском языке). Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 232–241.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Splendeurs Saadiennes: 1550–1650 (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 78–88. ISBN 978-2-35906-182-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Алмела Легорбуру, Иньиго (2020). «Мечеть аль-Мансур в Касбе Марракеша. Подход к ее конфигурации Альмохадов» . Археология архитектуры . 17 .
- ^ Худайми, Алал.; Худейми, г-н. (2009). аль-Харака аль-Хафизия, ау, аль-Магриб кубайль фард аль-Химайя аль-Фарансия: аль-вадия ад-дахилия ва-тааддият аль-Алакат аль-Хариджия, 19аль-1294 г. (18 94-1894).). аль-Рабат: Дар Аби Ракрак лил-Тибаа ва-ан-Нашр. п. 194. ИСБН 978-9954-1-9366-2 . ОСЛК 670240169 .
- ^ Jump up to: а б Одинокая планета: Марокко (12-е изд.). Одинокая планета. 2017. ISBN 978-1-78657-032-1 .
- ^ Jump up to: а б Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire.
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. п. 331. ИСБН 978-2-35031-490-7 .
- ^ Сениваль, П. де (2012). «Марракуш». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с Эверт, Кристиан (1992). «Архитектурное наследие исламской Испании в Северной Африке». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 85–95. ISBN 0-87099-637-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. стр. 58–60.
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: империя от Африки до Испании (на французском языке). Париж: издания Лувра. стр. 369–370. ISBN 978-2-35031-490-7 .
- ^ Бонин, Майкл Э. (1990). «Священное направление и структура города: предварительный анализ исламских городов Марокко». Мукарнас . 7 : 50–72. дои : 10.2307/1523121 . JSTOR 1523121 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: формирование городских пространств бывшей столицы Марокко (на французском языке). Париж: L'Harmattan. стр. 120–126. ISBN 2-7475-2388-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 3D-реконструкция мечети Альмохадов Альменары Бланки , показывающая предполагаемую первоначальную форму мечети по мнению Иниго Альмелы.
- Масджид Маулай аль-Язид (Мечеть Мулай аль-Язид) в ArchNet ; включает дополнительные фотографии интерьера мечети.