Исламские геометрические узоры
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
Исламские геометрические узоры являются одной из основных форм исламского орнамента , в котором стараются избегать использования фигуративных запрещено создавать изображения важных исламских фигур изображений, поскольку согласно многим священным писаниям .
Геометрические переплетаться узоры в исламском искусстве часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут перекрываться и , как и арабески (с которыми они часто комбинируются), образуя замысловатые и сложные узоры, включая большое разнообразие мозаики . Они могут составлять весь декор, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут отходить на второй план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров развивались от простых звезд и ромбов в девятом веке до множества узоров с 6–13 точками к 13 веку и, наконец, до включения также 14- и 16-конечных звезд в шестнадцатом веке. .
Геометрические узоры встречаются в различных формах в исламском искусстве и архитектуре . К ним относятся ковры- килимы, персидская плитка гирих и марокканская зеллидж , мукарнас декоративные своды Джали , каменные ширмы с отверстиями в , керамика , кожа , витражи , изделия из дерева и металла.
Интерес к исламским геометрическим узорам растет на Западе, как среди мастеров и художников, таких как М. К. Эшер в двадцатом веке, так и среди математиков и физиков, таких как Питер Дж. Лу и Пол Стейнхардт .
Фон
[ редактировать ]Исламское украшение
[ редактировать ]Исламские геометрические узоры произошли от более простых рисунков, использовавшихся в более ранних культурах: греческой , римской и сасанидской . Это одна из трех форм исламского украшения , остальные — арабески, основанные на изогнутых и ветвящихся формах растений, и исламская каллиграфия ; все три часто используются вместе. [1] [2] Начиная с IX века, в исламском искусстве начал появляться ряд сложных геометрических узоров, основанных на полигональной мозаике, которые со временем стали доминирующими. [3]
Исламское искусство в основном избегает фигуральных изображений, чтобы не стать объектами поклонения. [4] [5] Этот аниконизм в исламской культуре побудил художников исследовать нефигуративное искусство и создал общий эстетический сдвиг в сторону математически обоснованного декора . [6]
Цель
[ редактировать ]Такие авторы, как Кейт Кричлоу [а] утверждают, что исламские узоры созданы для того, чтобы привести зрителя к пониманию лежащей в их основе реальности, а не являются просто украшением, как иногда подразумевают писатели, интересующиеся только узорами. [7] [8] В исламской культуре считается, что узоры являются мостом в духовную сферу, инструментом очищения разума и души. [9] Дэвид Уэйд [б] заявляет, что «большая часть искусства ислама, будь то архитектура, керамика, текстиль или книги, представляет собой искусство украшения, то есть трансформации». [10] Уэйд утверждает, что цель состоит в том, чтобы преобразить мечети, превратив их «в легкость и узор», а «украшенные страницы Корана могут стать окнами в бесконечность». [10] Против этого выступила Дорис Беренс-Абусейф. [с] утверждается В своей книге «Красота в арабской культуре» , что «основное различие» между философским мышлением средневековой Европы и исламского мира заключается именно в том, что в арабской культуре понятия добра и прекрасного разделены. Она утверждает, что красотой, будь то в поэзии или в изобразительном искусстве, наслаждались «ради нее самой, без приверженности религиозным или моральным критериям». [11]
- Плитка внутри мечети Джаме в Йезде , Персия, с геометрическими и растительными узорами.
- Медресе Бу Инания , Фес , Марокко, первоначально ок. 1350 г., с геометрическими узорами на Зеллидж . плитке
- Разнообразие народных декоративных исламских стилей в Марокко : деревянные панели, плитка зеллидж, лепнина с каллиграфией и дверные панели с цветочным рисунком.
- Айюбидов Ракки Керамическая глазурованная банка с сеткой из перекрывающихся кругов . Сирия, 12/13 века.
- Арка в Османской Зеленой мечети , Бурса , Турция (1424 г.), с 10-конечными звездами гирих и пятиугольниками.
Формирование узора
[ редактировать ]Многие исламские узоры построены на квадратах и кругах, которые обычно повторяются, перекрываются и переплетаются, образуя замысловатые и сложные узоры. [1] Повторяющийся мотив - восьмиконечная звезда, часто встречающаяся в исламской плитке; он состоит из двух квадратов, один из которых повернут на 45 градусов относительно другого. Четвертая основная форма — многоугольник , включая пятиугольники и восьмиугольники . Все это можно комбинировать и перерабатывать, образуя сложные узоры с разнообразной симметрией, включая отражения и вращения. Такие шаблоны можно рассматривать как математические мозаики , которые могут простираться до бесконечности и, таким образом, предполагать бесконечность . [1] [13] Они построены на сетках, которых требуются только линейка и циркуль . для рисования [14] Художник и педагог Роман Веростко утверждает, что такие конструкции по сути являются алгоритмами , что делает исламские геометрические узоры предшественниками современного алгоритмического искусства . [15]
Круг символизирует единство и разнообразие в природе, и многие исламские узоры начинаются с круга. [16] Например, украшение мечети 15-го века в Йезде , Персия, основано на круге, разделенном на шесть на шесть кругов, нарисованных вокруг него, все соприкасаются в его центре и каждый касается центров двух своих соседей, образуя правильный шестиугольник. На этой основе создается шестиконечная звезда, окруженная шестью меньшими неправильными шестиугольниками, образующими мозаичный звездный узор. Это формирует основной дизайн, который обведен белым контуром на стене мечети. Однако на этот дизайн наложен пересекающийся узор синего цвета вокруг плиток других цветов, образуя сложный узор, который частично скрывает исходный и основной дизайн. [16] [17] Похожий дизайн образует логотип Исследовательского центра Мохаммеда Али. [18]
Один из первых западных исследователей исламских узоров, Эрнест Хэнбери Ханкин , определил «геометрическую арабеску» как узор, образованный «с помощью строительных линий, состоящих из соприкасающихся многоугольников». [2] Он заметил, что можно использовать множество различных комбинаций полигонов, если остаточные пространства между полигонами достаточно симметричны. Например, сетка соприкасающихся восьмиугольников имеет квадраты (той же стороны, что и восьмиугольники) в качестве остаточных пространств. Каждый восьмиугольник является основой восьмиконечной звезды, как это видно на могиле Акбара Сикандра (1605–1613). Ханкин считал «умение арабских художников находить подходящие комбинации многоугольников… почти поразительным». [2] Далее он пишет, что если звезда находится в углу, то должна быть показана ровно четверть ее; если по краю, то ровно на половину. [2]
, Свиток Топкапы изготовленный во времена династии Тимуридов в Иране в конце 15-го или начале 16-го века, содержит 114 узоров, включая цветные рисунки для плиток гирих и кварталов или полукуполов мукарнас. [19] [20] [21]
Математические свойства декоративной плитки и лепнины дворца Альгамбра в Гранаде, Испания, были тщательно изучены. Некоторые авторы на сомнительных основаниях утверждали, что нашли там большую часть или все из 17 групп обоев . [22] [23] В марокканских геометрических изделиях из дерева XIV–XIX веков используются только 5 групп обоев, в основном p4mm и c2mm, иногда p6mm и p2mm и редко p4gm; утверждается, что метод построения «Хасба» (мера), который начинается с n- кратных розеток, однако может генерировать все 17 групп. [24]
- Двухмерные конструкции двух четвертькупольных мукарн – в виде морской ракушки (вверху) и веера (внизу). Свиток Топкапы , 15 век.
- Построение узора гирих в спандреле Дарбе Имам (желтая линия). Строительные десятиугольники синие, бабочки красные. Ремешок пересекает мозаичную структуру конструкции .
- Анализ восьмиугольных узоров в архитектуре Великих Моголов , проведенный Эрнестом Хэнбери Ханкином , 1925 год. 8-конечные звезды появляются (внизу справа) там, где пересекаются тяжелые черные линии.
- Украшение гробницы Итимад-уд-Даулы в Агре , показывающее правильную обработку сторон и углов. В каждом углу изображена четверть каждой шестиконечной звезды; полузвездочки по бокам.
- Архитектурный чертеж кирпичного свода, Иран, вероятно, Тегеран, 1800–1870 гг.
Эволюция
[ редактировать ]Ранняя стадия
[ редактировать ]Самыми ранними геометрическими формами в исламском искусстве были отдельные изолированные геометрические фигуры, такие как восьмиконечные звезды и ромбы с квадратами. Они датируются 836 годом и находятся в Великой мечети Кайруана в Тунисе, и с тех пор распространились по всему исламскому миру. [25]
Средняя стадия
[ редактировать ]Следующим развитием, отмечающим средний этап использования исламских геометрических узоров, стали 6- и 8-конечные звезды, которые появились в 879 году в мечети Ибн Тулуна в Каире и затем получили широкое распространение. [25]
С 11 века использовалось более широкое разнообразие узоров. Абстрактные 6- и 8-конечные формы появляются в Башне Харакан в Казвине , Персия, в 1067 году, и в мечети Аль-Джуюши, Египет, в 1085 году, снова получив широкое распространение оттуда, хотя 6-конечные модели редки в Турции. [25]
появляются 7- и 10-конечные узоры гирих (с семиугольниками, 5- и 6-конечными звездами, треугольниками и неправильными шестиугольниками) В 1086 году в мечети Джаме в Исфахане . 10-балльные гирих получили широкое распространение в исламском мире, за исключением испанского Аль-Андалуса . [25] Вскоре после этого широкие 9-, 11- и 13-точечные узоры гирих были использованы в мечети Барсиан , также в Персии, в 1098 году; они, как и семиконечные геометрические узоры, редко используются за пределами Персии и Центральной Азии. [25]
Наконец, отмечая конец среднего этапа, 8- и 12-конечные узоры розеток гирих появляются в мечети Алаеддина в Конье , Турция, в 1220 году и во дворце Аббасидов в Багдаде в 1230 году, получив широкое распространение во всем исламском мире. . [25]
Поздняя стадия
[ редактировать ]Начало позднего этапа отмечено использованием простых 16-точечных узоров в мавзолее Хасана Садака в Каире в 1321 году и в Альгамбре в Испании в 1338–1390 годах. Эти закономерности редко встречаются за пределами этих двух регионов. Более сложные комбинированные 16-точечные геометрические узоры встречаются в комплексе Султана Хасана в Каире в 1363 году, но редко где-либо еще. Наконец, 14-точечные узоры появляются в Джама Масджид в Фатехпур Сикри в Индии в 1571–1596 годах, но еще в нескольких местах. [25] [д]
Художественные формы
[ редактировать ]В нескольких формах искусства в разных частях исламского мира используются геометрические узоры. К ним относятся керамика, [27] гирих ремешок, [28] каменные перегородки Джали, [29] килим ковры, [30] кожа, [31] металлообработка, [32] мукарнасские прыжки, [33] витраж шакаба, [34] работа по дереву, [28] и мозаика Зеллиджа. [35]
Керамика
[ редактировать ]Керамика подходит для круговых мотивов, как радиальных, так и тангенциальных. Миски или тарелки можно украсить внутри или снаружи радиальными полосками; они могут быть частично фигуративными, изображая стилизованные листья или лепестки цветов, а круглые полосы могут проходить вокруг чаши или кувшина. Узоры этих типов использовались на исламской керамике периода Айюбидов 13 века. Радиально-симметричные цветы, скажем, с шестью лепестками подходят для все более стилизованных геометрических рисунков, которые могут сочетать геометрическую простоту с узнаваемыми натуралистическими мотивами, яркой глазурью и радиальной композицией, которая идеально подходит для круглой посуды. Гончары часто выбирали узоры, подходящие к форме сосуда, который они делали. [27] Таким образом, неглазурованная глиняная фляжка для воды [и] из Алеппо в форме вертикального круга (с ручками и горлышком вверху) украшен кольцом из лепного плетения вокруг арабской надписи с небольшим 8-лепестковым цветком в центре. [36]
Гирих плитка и изделия из дерева
[ редактировать ]Гирих — это сложные переплетающиеся узоры, состоящие из пяти стандартизированных форм. Этот стиль используется в персидской исламской архитектуре , а также в декоративных изделиях из дерева. [28] Проекты Гирих традиционно выполняются в различных средах, включая резную кирпичную кладку, лепнину и мозаичную фаянсовую плитку. В изделиях из дерева, особенно в период Сефевидов , его можно было применять либо в виде решетчатых рам, оставив их простыми, либо вставив их в панели, например, из цветного стекла; или в качестве мозаичных панно, используемых для украшения стен и потолков, священных или светских. В архитектуре гирих образует декоративные переплетенные ремешковые поверхности XV-XX веков. Большинство проектов основано на частично скрытой геометрической сетке, которая представляет собой регулярный массив точек; это превращается в узор с использованием 2-, 3-, 4- и 6-кратной вращательной симметрии, которая может заполнить плоскость. Видимый узор, наложенный на сетку, также является геометрическим: 6-, 8-, 10- и 12-конечные звезды и множество выпуклых многоугольников, соединенных полосами, которые обычно кажутся переплетающимися друг над другом. [28] [37] Видимый рисунок не совпадает с основными линиями построения мозаики. [28] Видимые закономерности и лежащая в их основе мозаика представляют собой мост, соединяющий невидимое с видимым, что аналогично «эпистемологическим поискам» в исламской культуре, поиску природы знания. [38]
Ну давай же
[ редактировать ]Джали – это пробитые каменные ширмы с регулярно повторяющимися узорами. Они характерны для индо-исламской архитектуры , например, в зданиях династии Великих Моголов в Фатехпур-Сикри и Тадж-Махале . Геометрические рисунки сочетают в себе многоугольники, такие как восьмиугольники и пятиугольники, с другими формами, такими как 5- и 8-конечные звезды. Узоры подчеркивали симметрию и предполагали бесконечность за счет повторения. Джали служили окнами или перегородками между комнатами, обеспечивая конфиденциальность, но пропуская воздух и свет. [29] Джали является выдающимся элементом архитектуры Индии. [39] Использование перфорированных стен сократилось в связи с современными строительными стандартами и необходимостью обеспечения безопасности. Современные упрощенные стены джали, например, сделанные из предварительно отформованных глиняных или цементных блоков, были популяризированы архитектором Лори Бейкер. [40] Окна с проколами в стиле гирих иногда встречаются и в других местах исламского мира, например, в окнах мечети Ибн Тулуна в Каире. [41]
Коврик
[ редактировать ]Килим – это исламский [30] ковер ровный (без ворса), будь то для домашнего использования или молитвенный коврик . Рисунок создается путем наматывания уточных нитей обратно на нити основы при достижении границы цвета. Эта техника оставляет зазор или вертикальную прорезь, поэтому килимы иногда называют тканями с прорезями. Килимы часто украшаются геометрическими узорами с 2- или 4-кратной зеркальной или вращательной симметрией. Поскольку в плетении используются вертикальные и горизонтальные нити, создавать кривые сложно, поэтому узоры формируются в основном с прямыми краями. [17] [42] Узоры килимов часто характерны для конкретных регионов. [43] Мотивы килима часто носят не только декоративный, но и символический характер. Например, мотив волчьей пасти или волчьей лапы (турецкий: Курт Ази, Курт Изи) выражает желание ткачей племени защитить стада своих семей от волков . [44]
Кожа
[ редактировать ]Исламская кожа часто имеет тиснение с узорами, подобными уже описанным. Кожаные обложки книг, начиная с Корана , где фигуративные произведения были исключены, были украшены сочетанием куфического письма, медальонов и геометрических узоров, обычно окаймленных геометрическим плетением . [31]
Металлообработка
[ редактировать ]Металлические артефакты имеют те же геометрические узоры, которые используются в других формах исламского искусства. Однако, по мнению Гамильтона Гибба , акценты различаются: геометрические узоры, как правило, используются для бордюров, а если они находятся в основной декоративной зоне, то чаще всего используются в сочетании с другими мотивами, такими как цветочные узоры, арабески, животные мотивы. или каллиграфический шрифт. Геометрические узоры в исламских изделиях из металла могут образовывать сетку, украшенную этими другими мотивами, или образовывать фоновый узор. [32]
Даже там, где металлические предметы, такие как миски и блюда, не имеют геометрического декора, узоры, такие как арабески, часто располагаются в восьмиугольных отсеках или располагаются концентрическими полосами вокруг объекта. Используются как закрытые конструкции (которые не повторяются), так и открытые или повторяющиеся узоры. Такие узоры, как переплетенные шестиконечные звезды, были особенно популярны в XII веке. Ева Баер [ф] отмечает, что, хотя этот дизайн был по сути простым, мастера по металлу превратили его в замысловатые узоры, переплетенные с арабесками, иногда организованные вокруг дополнительных основных исламских узоров, таких как шестиугольный узор из шести перекрывающихся кругов. [46]
Мукарнас
[ редактировать ]Мукарны — это искусно вырезанные потолки полукуполов , часто используемые в мечетях. Обычно они изготавливаются из лепнины (и, следовательно, не несут структурной функции), но также могут быть из дерева, кирпича и камня. Они характерны для исламской архитектуры Средневековья от Испании и Марокко на западе до Персии на востоке. Архитектурно они образуют несколько ярусов скребков , уменьшающихся в размерах по мере подъема. Часто они богато украшены. [33]
Витраж
[ редактировать ]с геометрическим рисунком Витражи используются в различных помещениях исламской архитектуры. Он находится в сохранившейся летней резиденции Дворца Шекинских ханов в Азербайджане , построенной в 1797 году. Узоры на окнах «шабака» включают 6-, 8- и 12-конечные звезды. Эти декоративные окна в деревянных рамах являются отличительной чертой дворцовой архитектуры. до сих пор строятся традиционным способом . Шабака в Шеки в 21 веке [34] [47] Традиции изготовления витражей в деревянных рамах (не свинцовых, как в Европе) сохранились в мастерских Ирана и Азербайджана. [48] Стеклянные окна с лепниной, выполненные в виде гирих, встречаются как в Турции, так и в арабских странах; поздний образец, без традиционного баланса элементов дизайна, был изготовлен в Тунисе для Международной колониальной выставки в Амстердаме в 1883 году. [49] В высотных зданиях старого города Сана в Йемене есть витражи. [50]
Зеллидж
[ редактировать ]Зеллидж ( араб . الزَّلِيْج ) — это геометрическая плитка с глазурованными терракотовыми плитками, вставленными в штукатурку, образующими красочные мозаичные узоры, включая регулярные и полуправильные мозаики . Традиция характерна для Марокко , но встречается и в мавританской Испании. Зеллидж используется для украшения мечетей, общественных зданий и богатых частных домов. [35]
Иллюстрации
[ редактировать ]- Сефевидская чаша с радиальными и круглыми мотивами, Персия, 17 век.
- Сторона деревянного Минбара (кафедры) с 12-конечными звездами. 14 век. Музей турецкого и исламского искусства
- Ткани шерстяные Килим из Турции.
- Кожаный переплет молитвенника, Персия, 16 век.
- Железные ворота с 10-конечными звездами и воздушными змеями в мечети Аль-Рифаи , Каир (1869–1912 гг.)
Вне исламского искусства
[ редактировать ]В западной культуре
[ редактировать ]В западном обществе иногда полагают, что ошибки в повторяющихся исламских узорах, например, на коврах, были намеренно введены как демонстрация смирения художниками, которые верили, что только Аллах может создать совершенство, но эта теория отрицается. [52] [53] [54]
В крупных западных коллекциях хранится множество предметов из самых разных материалов с исламскими геометрическими узорами. В Музее Виктории и Альберта в Лондоне хранится по меньшей мере 283 таких предмета, включая обои, резное дерево, инкрустированное дерево, фаянс с оловянной или свинцовой глазурью, латунь, лепнину, стекло, тканый шелк, слоновую кость, а также рисунки пером или карандашом. [55] В Метрополитен-музее в Нью-Йорке, среди других соответствующих фондов, хранится 124 средневековых (1000–1400 гг. н.э.) предмета с исламскими геометрическими узорами. [56] включая пару египетских дверей минбара (кафедры) высотой почти 2 метра. высокие ноты палисандра и шелковицы, инкрустированные слоновой костью и черным деревом; [57] и целый михраб (молитвенная ниша) из Исфахана , украшенный полихромной мозаикой и весом более 2000 кг. [58]
Исламское украшение и мастерство оказали значительное влияние на западное искусство, когда венецианские купцы привозили в Италию самые разные товары, начиная с 14 века. [59]
Голландский художник М.К. Эшер был вдохновлен замысловатыми декоративными узорами Альгамбры для изучения математики тесселяции , изменившей свой стиль и повлиявшей на остальную часть его творческой карьеры. [60] [61] По его собственным словам, это был «самый богатый источник вдохновения, который я когда-либо использовал». [62]
Влияние на науки
[ редактировать ]Культурные организации, такие как Научно-исследовательский институт математических наук и Институт перспективных исследований, проводят мероприятия, посвященные геометрическим узорам и связанным с ними аспектам исламского искусства. [63] В 2013 году Стамбульский центр дизайна и Фонд Энсар провели в Стамбуле, как они утверждали, первый симпозиум исламского искусства и геометрических узоров. В состав группы вошли эксперты по исламскому геометрическому узору Кэрол Бир, [г] Джей Боннер, [час] [66] Эрик Бруг, [я] Хаджалы Неджефоглу [Дж] и Реза Сарханги. [к] [70] В Великобритании Школа традиционных искусств принца проводит ряд курсов по исламскому искусству, включая геометрию, каллиграфию и арабеску (растительные формы), изготовление плитки и резьбу по гипсу. [71]
Компьютерная графика и автоматизированное производство позволяют эффективно и экономично разрабатывать и производить исламские геометрические узоры. Крейг С. Каплан объясняет и иллюстрирует в своей докторской диссертации. тезис о том, как исламские звездные узоры могут генерироваться алгоритмически . [72]
Два физика, Питер Дж. Лу и Пол Стейнхардт , вызвали споры в 2007 году, заявив, что [73] эти рисунки гириха, подобные тем, которые используются в Дарб-э Имама храме [л] в Исфахане смогли создать квазипериодические плитки, напоминающие те, которые были открыты Роджером Пенроузом в 1973 году. Они показали, что вместо традиционной конструкции линейки и циркуля можно создавать рисунки гирих, используя набор из пяти «плиток гирих», все равносторонние. многоугольники, вторично украшенные линиями (для ремня). [74]
В 2016 году Ахмад Рафсанджани описал использование исламских геометрических узоров с башен гробниц в Иране для создания ауксетических материалов из перфорированных резиновых листов. Они стабильны как в сжатом, так и в расширенном состоянии и могут переключаться между ними, что может быть полезно для хирургических стентов или для компонентов космических кораблей. Когда обычный материал растягивается по одной оси, он сжимается по другим осям (под прямым углом к растяжению). Но ауксетические материалы расширяются под прямым углом к тяге. Внутренняя структура, обеспечивающая такое необычное поведение, вдохновлена двумя из 70 исламских узоров, которые Рафсанджани отметил на башнях гробниц. [75]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кричлоу — профессор архитектуры и автор книги об исламских образцах.
- ^ Уэйд — автор серии книг по узорам в различных видах искусства.
- ^ Беренс-Абусейф — профессор истории искусства и архитектуры в SOAS .
- ↑ Одним из таких мест является медресе Мустансирия в Багдаде, как показано Бругом. [26]
- ^ Если оставить колбу пористой, это приведет к испарению и сохранению воды прохладной. [36]
- ^ Баер — почетный профессор исламских исследований Тель-Авивского университета. [45]
- ^ Бир — историк исламского искусства, изучающий узоры. [64]
- ^ Боннер — архитектор, специализирующийся на исламском орнаменте. [65]
- ^ Бруг пишет книги и проводит курсы по исламскому геометрическому дизайну. [67]
- ^ Нечефоглу — профессор химии в Университете Кафки, интересующийся узорами и кристаллографией. [68]
- ^ Сарханги — основатель The Bridges Organization . Он изучает математику персидской архитектуры и мозаичного дизайна. [69]
- ^ Проиллюстрировано выше.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Геометрические узоры в исламском искусстве» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хэнкин, Эрнест Хэнбери (1925). Рисунок геометрических узоров в сарацинском искусстве. Мемуары Археологической службы Индии № 15 . Центральное издательское отделение правительства Индии.
- ^ Боннер, Джей (17 августа 2017 г.). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Спрингер. п. 6. ISBN 978-1-4419-0217-7 .
- ^ Буаисса, Маликка (27 июля 2013 г.). «Решающая роль геометрии в исламском искусстве» . Журнал Аль Арте. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Нью-Йорк: Спрингер. п. 1. ISBN 978-1-4419-0216-0 . OCLC 1001744138 .
- ^ Бир, Кэрол (сентябрь 2008 г.). «Искусство и Миталь: чтение геометрии как визуальный комментарий». Иранские исследования . 41 (4): 491–509. дои : 10.1080/00210860802246176 . JSTOR 25597484 . S2CID 171003353 .
- ^ Кричлоу, Кейт (1976). Исламские модели: аналитический и космологический подход . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27071-6 .
- ^ Филд, Роберт (1998). Геометрические узоры исламского искусства и архитектуры . Публикации Тарквина. ISBN 978-1-899618-22-4 .
- ^ Ахуджа, Манго; Леб, Ал. (1995). «Тесселяции в исламской каллиграфии». Леонардо . 28 (1): 41–45. дои : 10.2307/1576154 . JSTOR 1576154 . S2CID 191368443 .
- ^ Jump up to: а б Уэйд, Дэвид. «Эволюция стиля» . Образец в исламском искусстве . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 12 апреля 2016 г.
Большая часть искусства ислама, будь то архитектура, керамика, текстиль или книги, представляет собой искусство украшения, то есть трансформации. Цель, однако, состоит не в том, чтобы просто украсить, а скорее в том, чтобы преобразить. ... Огромные здания мечетей преображаются в легкость и узор; украшенные страницы Корана могут стать окнами в бесконечность. Возможно, самое главное, Слово, выраженное в бесконечных каллиграфических вариациях, всегда создает впечатление, что оно более долговечно, чем предметы, на которых оно начертано.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1999). Красота в арабской культуре . Маркус Винер. стр. 7–8. ISBN 978-1-558-76199-5 .
- ^ Бруг, Эрик (2008). Исламские геометрические узоры . Темза и Гудзон . стр. 183–185, 193. ISBN. 978-0-500-28721-7 .
- ^ Хусейн, Зара (30 июня 2009 г.). «Введение в исламское искусство» . Би-би-си . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Беллос, Алекс; Бруг (иллюстратор), Эрик (10 февраля 2015 г.). «Мусульманское правило и компас: магия исламского геометрического дизайна» . Хранитель . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Веростко, Роман (1999) [1994]. «Алгоритмическое искусство» .
- ^ Jump up to: а б Генри, Ричард. «Геометрия – язык симметрии в исламском искусстве» . Искусство исламского образца . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Локерби, Джон. «Исламский дизайн: арабский / исламская геометрия 01» . Catnaps.org . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Исламское искусство и геометрический дизайн» . МОХА. 2014. Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г. Конструкция логотипа продемонстрирована в анимации на сайте MOHA.
- ^ Гюльру Нечипоглу (1992). Геометрический дизайн в архитектурной практике Тимуридов/Туркмен: мысли о недавно обнаруженном свитке и его позднеготических параллелях (PDF) . Э. Дж. Брилл. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2015 г. Проверено 2 декабря 2015 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Салиба, Джордж (1999). «Ремесленники и математики в средневековом исламе. Свиток Топкапы: геометрия и орнамент в исламской архитектуре Гюльру Неджипоглу (обзор)». Журнал Американского восточного общества . 119 (4): 637–645. дои : 10.2307/604839 . JSTOR 604839 . (требуется подписка)
- ^ ван ден Хувен, Саския, ван дер Вин, Мартье. «Мукарнас-Математика в исламском искусстве» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2013 года . Проверено 15 января 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перес-Гомес, Р. (1987). «Четыре обычных мозаики, пропавшие в Альгамбре» (PDF) . Вычислить. Математика. Приложение . 14 (2): 133–137. дои : 10.1016/0898-1221(87)90143-x .
- ^ Грюнбаум, Бранко (июнь 2006 г.). «Какие группы симметрии присутствуют в Альгамбре?» (PDF) . Уведомления АМС . 53 (6): 670–673.
- ^ Абуфадил, Ю.; Талал, А.; Рагни, МАЭИ (2013). «Группы симметрии марокканских геометрических узоров изделий из дерева» . Журнал прикладной кристаллографии . 46 (6): 1834–1841. дои : 10.1107/S0021889813027726 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Абдуллахи, Яхья; Бин Эмби, Мохамед Рашид (2013). «Эволюция исламских геометрических узоров» . Границы архитектурных исследований . 2 (2): 243–251. дои : 10.1016/j.foar.2013.03.002 .
- ^ Бруг, Эрик (2013). Исламский геометрический дизайн . Темза и Гудзон . п. 173. ИСБН 978-0-500-51695-9 .
- ^ Jump up to: а б «Геометрический декор и искусство книги. Керамика» . Музей без границ . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Герех-Сази . Энциклопедия Ираника . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Для преподавателей: геометрический дизайн в исламском искусстве: изображение 15» . Метрополитен-музей . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Мухаммед; Бегум, Насима. «Исламское текстильное искусство и то, как его неправильно понимают на Западе – наши личные взгляды» . Салон дю Тапис д'Ориент . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Геометрический декор и искусство книги. Кожа» . Музей без границ . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гибб, сэр Гамильтон Александр Росскин (1954). Энциклопедия ислама . Архив Брилла. стр. 990–992. GGKEY:N71HHP1UY5E.
- ^ Jump up to: а б Таббаа, Ясир. «Купол Мукарнаса: его происхождение и значение» (PDF) . Архнет . стр. 61–74. Архивировано из оригинала (PDF) 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Дэвид К. Кинг (2006). Азербайджан . Маршалл Кавендиш. п. 99 . ISBN 978-0-7614-2011-8 .
- ^ Jump up to: а б Нджоку, Рафаэль Чиджиоке (2006). Культура и обычаи Марокко . Издательская группа Гринвуд. п. 58. ИСБН 978-0-313-33289-0 .
- ^ Jump up to: а б «Фляжка» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «Гере-Сази» . Тебян. 20 августа 2011 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Хуман, Колиджи (апрель 2016 г.). «Взгляд на геометрию: способы дизайнерского мышления в досовременной Центральной Азии и персидской архитектуре» . Сетевой журнал Nexus . 18 : 105–132. дои : 10.1007/s00004-016-0288-6 .
- ^ "типы. перфорировать" . Корнеллский университет . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Варанаши, Сатьяпракаш (30 января 2011 г.). «Многофункциональный Джаали» . Индус . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Моццати, Лука (2010). Исламское искусство . Престель. п. 27. ISBN 978-3-7913-4455-3 .
- ^ «КОВРЫ против. Ковры плоские: Техника и структура» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Турецкий ковер Килим» . Глазами коллекционера . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Эрбек, Гюран (1998). Номер по каталогу ковров. 1 . Май Сельчук А.С. Выпуск = 1-й.
- ^ Баер, Ева (1989). Металлоконструкции Айюбидов с христианскими изображениями . БРИЛЛ. ISBN 9004089624 . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Баер, Ева (1983). Металлообработка в средневековом исламском искусстве . СУНИ Пресс. стр. 122–132. ISBN 978-0-87395-602-4 .
- ^ Шарифов, Азад (1998). «Шекинский рай в предгорьях Кавказа» . Азербайджанский международный . 6 (2): 28–35.
- ^ Алин, Марина (21 января 2014 г.). «Дерево, стекло, геометрия – витражи в Иране и Азербайджане» . Исламское искусство и архитектура. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ «Резная лепнина и витраж» . Исламское искусство и архитектура. 16 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Хансен, Эрик (21 декабря 2011 г.). «Sana'a Rising – «Венеция, построенная на песке». » . Исламское искусство и архитектура. Архивировано из оригинала 26 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- ^ Лочер, Дж. Л. (1971). Мир MC Эшера . Абрамс . п. 17. ISBN 0-451-79961-5 .
- ^ Томпсон, Мухаммед; Бегум, Насима. «Исламское текстильное искусство: аномалии килимов» . Салон дю Тапис д'Ориент . ТуркоТек . Проверено 25 августа 2009 г.
- ^ Алексенберг, Мелвин Л. (2006). Будущее искусства в цифровую эпоху: от эллинистического к еврейскому сознанию . Интеллект. п. 55 . ISBN 1-84150-136-0 .
- ^ Бэкхаус, Тим. «Только Бог совершенен» . Исламское и геометрическое искусство . Проверено 25 августа 2009 г.
- ^ «Поиск в коллекции «Исламский геометрический узор» » . Музей Виктории и Альберта . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Исламский геометрический узор 1000–1400 гг. н. э.» . Метрополитен-музей . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Пара минбарских дверей» . Метрополитен-музей . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Михраб (Молитвенная ниша)» . Метрополитен-музей . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Мак, Розамонд Э. (2001). От базара до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 13.00-16.00 . Издательство Калифорнийского университета. стр. Глава 1. ISBN 0-520-22131-1 .
- ^ Роза, Грег (2005). Художник-оптик: изучение узоров и симметрии . Класс Розена. п. 20. ISBN 978-1-4042-5117-5 .
- ^ Монро, Джей Ти (2004). Испано-арабская поэзия: студенческая антология . ООО «Горгиас Пресс». п. 65. ИСБН 978-1-59333-115-3 .
- ^ О'Коннор, Джей-Джей; Робертсон, EF (май 2000 г.). «Мауриц Корнелиус Эшер» . Биографии . Университет Сент-Эндрюс . Проверено 2 ноября 2015 г. который цитирует Штраус, С. (9 мая 1996 г.). «МС Эшер». Глобус и почта .
- ^ «Геометрические узоры в исламском искусстве» . Национальный математический фестиваль . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Избранные произведения Кэрол Бир» . Выбранные работы . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Боннер, Джей. "О" . Боннер Дизайн. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ Боннер, Джей (2017). Исламские геометрические узоры: их историческое развитие и традиционные методы построения . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-1-4419-0216-0 . OCLC 1001744138 .
- ^ «Школа исламского геометрического дизайна» . Эрик Бруг. Архивировано из оригинала 8 апреля 2019 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Профессор доктор Хаджали Неджефоглу (факультет естественных наук и литературы)» . Академическая информационная система (на турецком языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Реза Сарханги» . Таусонский университет. Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «В Стамбуле проходит первый в истории симпозиум исламского геометрического искусства» . Всемирный бюллетень . 25 сентября 2013 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Введение в исламское искусство» . Княжеская школа традиционных искусств. Архивировано из оригинала 3 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Каплан, Крейг С. (2002). «Компьютерная графика и геометрический орнаментальный дизайн: Глава 3. Узоры исламских звезд» . Университет Ватерлоо (докторская диссертация). Архивировано из оригинала 30 декабря 2015 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Лу, Пи Джей; Стейнхардт, П.Дж. (2007). «Декагональные и квазикристаллические плитки в средневековой исламской архитектуре» . Наука . 315 (5815): 1106–1110. Бибкод : 2007Sci...315.1106L . дои : 10.1126/science.1135491 . ПМИД 17322056 . S2CID 10374218 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г. Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Болл, Филип (22 февраля 2007 г.). «Исламские плитки раскрывают сложную математику» . Природа : news070219–9. дои : 10.1038/news070219-9 . S2CID 178905751 . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Уэбб, Джонатан (16 марта 2016 г.). «Исламское искусство вдохновляет на использование эластичных материалов, которые можно менять» . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 16 марта 2016 г.