Миртовый двор
( Миртовый двор исп . Patio de los Arrayanes ) — центральная часть дворца Комарес ( Palacio de Comares ) внутри Альгамбра дворцового комплекса в Гранаде , Испания . Он расположен к востоку от Мехуара и к западу от Дворца Львов . Он был начат насридским султаном Исмаилом I в начале 14 века и значительно изменен его преемниками Юсуфом I и Мухаммедом V позже в том же веке. [1] Помимо Миртового двора, самым важным элементом дворца является Зал послов ( исп . Salón de los Embajadores ), тронный зал султана и одна из самых впечатляющих палат Альгамбры. [2] [3]
Имена и этимология
[ редактировать ]Этимология слова «Комарес»
[ редактировать ]Название дворца Комарес стало причиной различных этимологических исследований. Например, Диего де Гуадикс написал словарь арабских слов, в котором сказано, что Comares происходит от cun и ari . Первый термин означает «встань», а второй — «посмотри», другими словами, это означало бы «Встань и осмотрись» или, возможно, «Открой глаза и посмотри», что является способом передать красоту окружающего мира. место. [4] В шестнадцатом веке историк из Гранады по имени Луис де Мармоль Карвахаль утверждал, что термин Комарес произошел от слова Comaraxía , которое на самом деле имеет значение, связанное с ремесленным трудом, очень ценимым мусульманами: технологией изготовления стекла для наружных работ и потолков. [5] Третья предложенная теория состоит в том, что название происходит от арабского слова «кумарийя» или «камарийя» . Они обозначают витражи, которые можно увидеть с балкона Посольского зала. [6] По мнению ученого Джеймса Дики, другая возможность состоит в том, что Кумариш — это название региона на севере Африки, откуда прибыло большинство мастеров, другими словами, это место могло называться Комарес в честь людей, которые там работали. [7] Еще одно предположение состоит в том, что оно происходит от арабского слова, относящегося к Луне ( арабский : ﻗَﻤَﺮ , латинизированный : камар ), такого как форма прилагательного камарийя . [2] [8]
Названия двора
[ редактировать ]Название Миртового двора ( Patio de los Arrayanes ) связано с миртовыми кустами , окружающими центральный бассейн. [9] Из-за бассейна внутренний двор также называют Патио де ла Альберка («Двор бассейна»). [10] Иногда его также называют Патио де Комарес («Двор Комареса»). [11]
История
[ редактировать ]Альгамбра — дворцовый комплекс и цитадель, строительство которого началось в 1238 году Мухаммедом I ибн аль-Ахмаром , основателем династии Насридов , правившей Гранадским эмиратом . [12] Несколько дворцов были построены и расширены его преемниками Мухаммедом II (годы правления 1273–1302) и Мухаммедом III (годы правления 1302–1309). [13] В 1314 году Исмаил I взошел на трон и предпринял множество дальнейших работ в Альгамбре. Его правление ознаменовало начало «классического» периода или высшей точки развития архитектуры Насридов. [14] [15] Исмаил решил построить новый дворцовый комплекс, который будет служить официальным дворцом султана и государства, известный как Каср аль-Султан или Дар аль-Мульк . [14] Ядром этого комплекса был дворец Комарес, а другое крыло дворца, Мехуар , простиралось на запад. [16] На восточной стороне также были построены бани Комарес, королевский хаммам . Бани, вероятно, являются той частью, которая лучше всего сохранилась со времен Исмаила I, поскольку остальная часть комплекса была значительно изменена и отремонтирована его преемниками. [17]
Юсуф I (годы правления 1333–1354) расширил дворец, в первую очередь построив Башню Комарес и Зал послов (тронный зал) на северной стороне Миртового двора; до этого смотровая комната меньшего размера или мирадор на этой стороне могла существовать , похожая на более ранние дворцы, такие как Дворец Парталь или Хенералифе . [2] Он также построил или переоборудовал существующие башни вдоль северных стен Альгамбры для использования в новых целях, например, Торре- де-Мачука в Мексуаре и Торре-де-ла-Каутива в другом районе дальше на восток. [13] При Мухаммеде V (годы правления 1354–1359 и 1362–1391) архитектура Насридов достигла своего апогея, о чем свидетельствует близлежащий Дворец Львов , который он построил к востоку от дворца Комарес. [18] Между 1362 и 1365 годами он перестроил или отремонтировал Мексуар, а между 1362 и 1367 годами он отремонтировал дворец Комарес (а именно Миртовый двор и Зал послов). [13] Фасад Комарес на южной стороне Патио де Куарто Дорадо («Двор позолоченной комнаты») датируется 1370 годом во время его правления. [19] Таким образом, нынешний облик и убранство дворца Комарес был окончательно оформлен Мухаммедом V, имя которого упоминается во многих сохранившихся надписях внутри. [13]
После завоевания Гранады католическими монархами в 1492 году Альгамбра была преобразована в королевский дворец христианской Испании. Значительные изменения были проведены в Мешуаре и окружающей среде вокруг дворца Комарес. [20] [1] Католические монархи впервые соединили Дворец Комарес и Дворец Львов. [21] Испанские монархи также знали значение Башни Комарес в комплексе, и когда они посетили Альгамбру, королевский флаг развевался с этой башни вместо Торре- де-ла-Вела в Алькасабе . [22] В 16 веке некоторые южные части дворца Комарес были снесены, чтобы освободить место для нового ренессанс в стиле дворца Карла V . [20] [23]
В 19 веке Рафаэль Контрерас провел множество реставраций дворцового комплекса Альгамбры, иногда добавляя свои собственные модификации. Во дворце Комарес он добавил зубчатые башенки над восточным и западным концами Зала де ла Барка (на северной стороне Миртового двора), а также перекрасил бани Комареса в яркие цвета, которые, вероятно, неточны. [24] [7] В 1890 году пожар серьезно повредил Зал Барка , в результате чего был утрачен деревянный потолок. Позднее потолок был реконструирован с помощью сохранившихся фрагментов и закончен в 1965 году. [3]
Описание дворца Комарес
[ редактировать ]Генеральный план
[ редактировать ]Дворец Комарес сосредоточен вокруг Миртового двора, с башней Комарес и Залом послов на севере, а также южным павильоном или сооружением, которое в основном было снесено, чтобы освободить место для дворца Карла V на юге. Дворец Комарес на западе примыкает к комплексу Мехуар, с которым он всегда был связан и с которым образовывал один большой комплекс. Первоначально он был независим от Дворца Львов на востоке, но теперь соединен с ним небольшим проходом. Комплекс королевских бань Комарес пристроен к дворцу с восточной стороны. [1] [20]
Фасад Комарес и доступ ко дворцу
[ редактировать ]Во двор Миртов можно было попасть с запада через меньший двор, Патио дель Куарто Дорадо («Двор позолоченной комнаты»), в восточной части Мексуара. Патио де Куарто Дорадо известен монументальным, богато украшенным южным фасадом, который был интерпретирован как «фасад» дворца Комарес и известен как фасад Комарес или фасад дворца Комарес. [19] [25] [26] [27] Этот фасад датируется временами Мухаммеда V. [13] Он имеет две одинаковые двери: левая (восточная) дверь ведет через извилистый проход во Миртовый двор, а правая дверь ведет в другие частные покои, возможно, сокровищницу , примыкающую к Мексуару. [28] [19]
Фасад представляет собой одну из наиболее богато украшенных стен Альгамбры, покрыта лепниной, за исключением плиточного декора в нижних частях (некоторые из которых являются результатом современных реставраций). большую часть поверхности которой [19] Резная лепнина включает арабскую надпись со стихотворением Ибн Замрака (ум. 1393) и тронным стихом Корана . (2:255), что может указывать на то, что это место иногда использовалось султаном для проведения аудиенций или других мероприятий церемонии. [27] [19] Над дверями два двуарочных окна и одно одноарочное между ними. Над ними находится мукарнас («сталактитовый») карниз , который предшествует широкому деревянному карнизу , который, в свою очередь, должен был защищать резиденцию султана наверху ступеней двора. [27] [29]
Миртовый двор
[ редактировать ]Миртовый двор имеет ширину от 23 до 23,5 метров и длину 36,6 метра, а его длинная ось выровнена примерно с севера на юг. [23] В середине, по оси корта, находится широкий отражающий бассейн . Бассейн имеет длину 34 метра и ширину 7,10 метра. [30] Кусты мирта, названные в честь двора, растут живой изгородью по обе стороны этого бассейна. Два круглых напольных фонтана расположены по обе стороны бассейна. Вода из каждого фонтана течет по короткому каналу к бассейну, но конструкция канала позволяет воде замедляться и останавливаться перед тем, как вылиться в бассейн, тем самым уменьшая образование ряби и сохраняя неподвижную поверхность воды. Эффект воды, отражающей солнечный свет в течение дня, а также образ архитектуры вокруг нее являются важной частью эстетического эффекта этого пространства. [31] Удлиненные прямоугольные дворы с центральным водным бассейном уже были устоявшейся чертой архитектуры Насридов, что заметно в старых дворцах Альгамбры, в частности в Паласио-дель-Парталь-Альто . [23]
На южном и северном концах двора расположены богато украшенные портики, состоящие из широкой центральной арки, окруженной тремя арками меньшего размера с каждой стороны. Своды богато украшены лепниной с арабесками (растительными), себками и эпиграфическими мотивами. Это украшение, как и украшение залов позади них, датируется временем Мухаммеда V, вероятно, между 1362 и 1367 годами. [23] Пространства галерей за портиками с восточной и западной сторон окружены декоративными нишами, покрытыми сводами мукарна . [23]
За каждым портиком находится ряд залов. Южные залы или «южный павильон» были в значительной степени снесены во время строительства прилегающего дворца Карла V в 16 веке. Чтобы сохранить визуальную целостность двора, сохранился только фасад этого сооружения. [32] [23] Двери по бокам Миртового двора ведут в четыре комнаты, которые, вероятно, служили жилыми помещениями, а другие двери ведут в проходы в Патио де Куарто Дорадо и обратно на западе и в бани Комарес (хаммам ) на востоке. . [33] Сейчас проход также ведет во Дворец Львов, но в период Насридов эти два дворца были совершенно независимы друг от друга. Они соединились вместе только после завоевания 1492 года, когда туда въехали католические монархи. [21]
- Миртовый двор, вид на южный фасад.
- Один из боковых фасадов двора, обращенный на восток.
- Северный портик двора
- Одна из боковых ниш северной галереи со мукарна скульптурой и плиткой зелли внутри.
- Фриз из лепного декора в галереях, внизу – изразцовый декор.
Барса Холл
[ редактировать ]За северным портиком внутреннего двора находится арка, украшенная мукарнасом , которая ведет в Зал Барка , широкий прямоугольный зал с богато украшенным сводчатым деревянным потолком и нишами на восточном и западном концах. Потолок имеет закругленный профиль и покрыт геометрическими мотивами . Ниши на обоих концах отделены от остальной части зала круглыми арками, украшенными мукарнас, перемычками переходящими в деревянный свод. [34] Оригинальный потолок был уничтожен пожаром в 1890 году, но позже с помощью уцелевших фрагментов его тщательно реконструировали, и этот процесс завершился в 1965 году. [3] Популярная этимология утверждает, что название «Барса» происходит от испанского слова «лодка», что связано с формой потолка. Большинство ученых, однако, согласны с тем, что название, вероятно, происходит от арабского слова барака , что означает «благословение», которое включено в арабские надписи вокруг зала. [23] [35] [36] [37]
Некоторые ученые, такие как Джеймс Дики, предположили, что зал был спальней и летней квартирой султана. [36] [27] Роберт Ирвин утверждает, что это маловероятно, учитывая расположение комнаты у входа в зал для аудиенций (Зал послов). [38] Официальный путеводитель по Альгамбре, опубликованный Патронато ( официальным агентством, отвечающим за сохранение этого места), называет этот зал «прихожей» Зала послов, хотя в боковых нишах зала могли быть кровати. [35] Возможно, это также была гостиная или комната ожидания. [34] Дверной проем в углу западной ниши открывает доступ к небольшому извилистому проходу, ведущему к сохранившейся уборной . [3] [7]
- Входная арка Сала-де-ла-Барка (вид на юг, во внутренний двор)
- Зал Барка , вид на восток через зал.
- Потолок зала: округлый деревянный свод, переходящий через мукарнас в арку боковой ниши.
Зал послов
[ редактировать ]Сала -де-ла-Барка , в свою очередь, ведет в Зал послов ( Salón de los Embajadores ), также известный как Salón de Comares («Зал Комарес») или Salón del Trono («Тронный зал»). В этот зал можно попасть через две последовательные богато украшенные арки, выровненные со входом в Зал Барка . [3] Узкое пространство между двумя арками с правой (восточной) стороны занято небольшой молельной или молитвенной комнатой с сохранившимся михрабом , а левое (западное) пространство ведет к лестнице, ведущей к другим комнатам наверху, вероятно, султанской зимние квартиры. [27] [36] Косяки (боковые стороны ) последней арки при входе в Посольский зал пронизаны двумя небольшими декорированными арочными нишами. Этот тип ниши по-арабски назывался така и, вероятно, использовался для хранения декоративной вазы или кувшина с водой для питья. [39] [40]
Зал послов находится внутри массивной башни Комарес. Ширина башни составляет около 16 метров, общая высота — 45 метров, а толщина стен — от 2 до 3 метров. [41] [2] Зал является самым большим и впечатляющим в Альгамбре, а также одним из самых больших внутренних помещений любого исторического дворца в западном исламском мире ( Магриб и Аль-Андалус ). [2] [42] Он имеет квадратную форму со стороной 11,3 метра и поднимается на высоту 18,2 метра. [2] Он служил тронным залом и палатой аудиенций. [40]
Стены зала покрыты детальным лепным декором, а украшены мозаичной плиткой ( зелли нижние стены ). В декоре присутствуют арабески, геометрические и эпиграфические мотивы, изначально написанные яркими красками. [27] Среди надписей есть аяты и поэмы Корана. Три стены на уровне земли пронизаны тремя нишами с окнами. Средняя ниша в каждой из стен имеет двойное окно, разделенное колонной, а две другие боковые ниши имеют одноарочное окно. [23] Центральная ниша в задней стене украшена более искусно, чем остальные, и именно здесь сидел султан, обрамленный двойным арочным окном позади него. [43] [27] Настенные надписи вокруг этой конкретной ниши содержат стихотворение Ибн аль-Джайяба (ум. 1349) или Ибн аль-Хатиба (ум. 1374), в котором упоминается трон султана. [27] В верхней части стен, чуть ниже потолка купола, находится ряд небольших окон с решетками, образующими геометрическую решетку . Решетчатые конструкции обоих окон сверху и снизу, вероятно, изначально были заполнены цветным стеклом , но оно было утеряно, вероятно, из-за взрыва близлежащего порохового склада в 1590 году. [44] [45]
Одной из самых необычных декоративных особенностей зала стал пол, выложенный глянцевой плиткой . Возможно, изначально весь пол был вымощен таким образом, но плитка сохранилась только в центре комнаты. Не все присутствующие плитки являются оригинальными, многие из них представляют собой повторно использованные плитки, перенесенные сюда в 16 веке. На оригинальных плитках имеется надпись « ва ла галиба илля-ллах » ( араб . ولا غالب إلا الله , букв. «И нет победителя, кроме Бога»), девиз Насридов . [46] [47] [48] Наличие надписи, содержащей имя Бога ( Аллаха ), необычно, так как предполагается, что набожный мусульманин никогда не ступит на имя Бога. [46] Джеймс Дики предполагает, что посетители избегали бы наступать на эти плитки. [47]
Площадь сложного деревянного купольного потолка составляет около 125 квадратных метров, что делает его крупнейшим деревянным сооружением такого типа в западном исламском мире. [2] Потолок имеет сложный геометрический узор, образованный 8017 соединенными между собой кусками дерева, прибитыми и сложенными друг с другом, что интерпретируется как изображение семи небес . [44] [45] [27] Мотив состоит в основном из повторяющегося двенадцатигранного звездчатого узора, который изначально был усилен окрашенными цветами, хотя с тех пор цвета поблекли. [45] Прямо под основанием купола находится надпись, изображающая суру 67 ( аль-Мульк ) Корана, в которой Бог описывается как «Господин Небес». Ученые интерпретировали это как указание на символическое значение потолка, подтверждая гипотезу о том, что это небесное изображение. [49] [47] [2] [43] [27]
- Арки у входа в Посольский зал. В стене арки справа есть така . ниша
- Небольшая молельня, расположенная между стенами двух арок при входе в зал (с восточной стороны). Внутри виден михраб.
- Дверной проем для лестницы на верхний этаж, расположенный между стенами двух арок при входе в зал (с западной стороны)
- Вид на северную сторону Зала послов, с окнами на уровне земли и окнами меньшего размера чуть ниже купола.
- Вид на южную сторону зала, в сторону входа.
- Центральная ниша в задней части зала, где находился трон султана.
- Отделка плиткой ( зеллидж ) вдоль нижних стен.
- Лепной декор на стенах, включающий эпиграфические мотивы (арабские надписи), мотив себки и арабески.
Комаресские бани
[ редактировать ]Королевский хаммам дворца, Бани Комарес, является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся хамамов, построенных на Пиренейском полуострове . [1] [50] Хотя Юсуф I датируется временем Исмаила I, он, вероятно, также частично отремонтировал или изменил его. [1] [51] Из-за исключительной сохранности бани сегодня обычно недоступны для туристов, чтобы защитить их. [50] Как и другие исламские хаммамы, он следует общим принципам и компонентам римских бань . Раздевалка или комната отдыха, байт аль-маслах (его арабское название), соответствует римскому аподитерию . Он также известен на испанском языке как Сала-де-лас-Камас («Зал кроватей»). Это самое впечатляющее помещение комплекса, сохранившее почти все свои оригинальные элементы, включая плиточный и лепной декор, полы и фонтан. [52] Надпись на верхнем уровне предполагает, что окончательную форму ему, возможно, придал Мухаммед V, возможно, примерно в то же время, когда строился близлежащий Дворец Львов. [53] Он имеет форму небольшого квадратного двора с четырьмя колоннами, поддерживающими галерею верхнего уровня. Два айвана или закрытые боковые комнаты расположены на западной и восточной сторонах зала и отделены от основного помещения двойной аркой. Центральное пространство перекрыто квадратным фонарем из дерева, обеспечивающим освещение и вентиляцию. [52] [53] В украшение вошли два стихотворения Ибн аль-Джайяба. [53] Однако окрашенные цвета декора датируются реставрацией 1866 года Рафаэлем Контрерасом, когда также были отремонтированы потолок и другие элементы. [51] [54]
За бейт-аль-маслахом расположены три комнаты со сводчатыми кирпичными потолками, пронизанными звездообразными проемами. Первая комната — это бейт аль-барид (холодная комната) с фонтаном. Второе - это байт аль-вастани (средняя комната или теплая комната ), которая является самой большой из парных и разделена на три «нефа» двумя наборами арок, при этом центральное пространство намного больше, чем два боковых помещения. . Последняя комната — это бейт ас-сакхун ( горячая комната ), в которой есть две ниши в стенах с фонтанами, обеспечивающими холодную и горячую воду. Позади парной располагалось служебное помещение с печью, в которой сжигались дрова для нагрева воды в котле , производившем пар. Горячий пар подавался через систему гипокауста : сеть глиняных труб, проходящих под полом и обогревающих помещения. Некоторые плитки в парных были заменены в 16 веке и украшены императорским девизом Карла V и его династии « Плюс Ультра ». [52] [53]
- Сала -де-лас-Камас (или Бейт аль-Маслакх ), раздевалка бань Комарес (фото конца XIX века)
- Верхний уровень и оформление раздевалки
- Теплая комната ( байт аль-вастани )
- Фонтан в боковой стене парной ( байт ас-сакхун )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это изображение основано на плане этажа 1892 года. После этого времени было проведено множество реставраций и археологических раскопок. Хотя план дворца Комарес практически не изменился, остатки Мехуара, видимые сегодня, не полностью показаны на этом плане.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Арнольд 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Арнольд 2017 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д и Лопес 2011 , с. 116.
- ^ Guadix 2005 : стр. 551
- ^ Пихоан 1954 : стр. 516.
- ^ Ирвин 2003 : с. 36 Cfr: Санчес Мармол в своей книге «Монументальная Андалусия» (Гранада, 1985 г.)
- ^ Jump up to: а б с Дикки 1992 , с. 140.
- ^ Ирвин 2004 , с. 28.
- ^ «Двор миртов» . Патронато Альгамбры и Хенералифе . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Лопес 2011 , с. 112.
- ^ Дикки 1992 , с. 135.
- ^ Гарсиа-Ареналь, «Мерседес» (2014). «Гранат». Во флоте, Кейт; Крамер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арнольд 2017 , с. 236-268.
- ^ Jump up to: а б Арнольд 2017 , с. 261.
- ^ Лопес 2011 , с. 295.
- ^ Арнольд 2017 , с. 236-238.
- ^ Арнольд 2017 , с. 236.
- ^ Блум 2020 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и Лопес 2011 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Лопес 2011 .
- ^ Jump up to: а б Ирвин 2004 , с. 47.
- ^ Лопес 2011 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Арнольд 2017 , с. 265.
- ^ Ирвин 2004 , с. 31, 37, 41, 47.
- ^ Ирвин 2004 , с. 34.
- ^ Дикки 1992 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Блум 2020 , с. 159.
- ^ Арнольд 2017 , с. 273.
- ^ Дикки 1992 , с. 138.
- ^ «Миртовый двор» . Альгамбра де Гранада .
- ^ Лопес 2011 , с. 112-115.
- ^ Лопес 2011 , с. 120-123.
- ^ Лопес 2011 , с. 115, 123.
- ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Гранада». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Лопес 2011 , с. 115-116.
- ^ Jump up to: а б с Дикки 1992 , с. 139-140.
- ^ Ирвин 2004 , с. 41-42.
- ^ Ирвин 2004 , с. 42.
- ^ Лопес 2011 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Ирвин 2004 , с. 43.
- ^ Руис Соуза, Хуан Карлос (2020). «Гранада и Кастилия в общем контексте исламского искусства позднесредневекового Средиземноморья» . В Кобаледе, Мария Маркос (ред.). Художественные и культурные диалоги в позднесредневековом Средиземноморье . Спрингер Природа. п. 129. ИСБН 978-3-030-53366-3 .
- ^ Лопес 2011 , с. 110, 116.
- ^ Jump up to: а б Лопес 2011 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Лопес 2011 , с. 119-120.
- ^ Jump up to: а б с Ирвин 2004 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Ирвин 2004 , с. 4445.
- ^ Jump up to: а б с Дикки 1992 , с. 139.
- ^ Лопес 2011 , с. 119.
- ^ Ирвин 2004 , с. 43-44.
- ^ Jump up to: а б Лопес 2011 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Дикки 1992 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Лопес 2011 , с. 123-127.
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд 2017 , с. 268.
- ^ Лопес 2011 , с. 124.
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Феликс (2017). Исламская дворцовая архитектура в Западном Средиземноморье: история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190624552 .
- Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- Дикки, Джеймс (1992). «Дворцы Альгамбры». В Доддсе, Джеррилин Д. (ред.). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 135–151. ISBN 0870996371 .
- Ирвин, Роберт (2004). Альгамбра . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Ирвин, Роберт (2010). Ла Альгамбра . Гранада: Альмед. ISBN 978-84-15063-03-2 .
- Лопес, Хесус Бермудес (2011). Альгамбра и Хенералифе: официальный путеводитель Издательство ТФ. стр. 100-1 110–127. ISBN 9788492441129 .
- Пихоан, Хосе (1954). Всеобщая история искусства, Том XII, собрание Summa Artis. Исламское искусство . Мадрид: Эспаса Кальпе.
- де Гуадикс, Диего (2005). Подборка некоторых арабских названий, которые арабы давали некоторым городам и многим другим вещам. Издание, введение, примечания и указатель: Елена Бахо Перес и Фелипе Майо Сальгадо . Издания TREA. ISBN 84-9704-211-5 .
37 ° 10'38 "N 3 ° 35'22,9" W / 37,17722 ° N 3,589694 ° W